Новая школа - Образовательный портал

Личные впечатления и эмоции после прочтения стихов бунина. Мини-сочинение на тему впечатление о первой встречи с И. А. Буниным Другие сочинения по этому произведению


мини-сочинение на тему впечатление о первой встречи с И. А. Буниным.

    подборка явно сочинению не повредит.. .

    БУНИН Или Бунин с одним чемоданом, \ Или мало ли кто там потом… \ Адамович… Георгий Иванов… \ Тишина под парижским мостом. Эвелина Ракитская 2005 Это было давно и неправда,

    БУНИН Читаю Бунина – словно голос с того света. \ Дворяне на партсобрании-балу едят конфеты. \ Чужая эпоха\ До последнего вздоха. \ Чужое мировосприятие\ С ностальгией по уходящему, православному миру. \ Руки, Бунин, твои голубые. \ Все примечает. Василий Филиппов Из цикла "Март 1985" Бунин

    БУНИН Это ли тебе не полнолунье, \ если жизнь по краешек полна? \ В Суходол уходит ночью Бунин, \ если ночью - тишина. Ольга Бондаренко БУНИН В ГРАСЕ

    БунинКак все легко, доступно. Мать смирилась. А он красив, талантлив и умен. Чтоб это длилось, длилось, длилось, длилось, Чтоб только он, навеки только он! Владимир Солоухин

    БунинТвой стих роскошный и скупой, холодный\и жгучий стих один горит, один\над маревом губительных годин, \и весь в цветах твой жертвенник свободный. Владимир Набоков И. А. Бунину

    БунинЯ Бунина читал: \Как сладко память \В шестнадцать лет шиповником изранить, \В семнадцать - доверять чужим.. . \Я в сорок пять неисправим. Василий Дворцов 2004

Урок литературы в 11 классеПодготовила учитель русского языка и литературы Матвеева Валентина ГеннадьевнаГКОУ ВО кадетская школа-интернат «Кадетский корпус» им. Д.М.Пожарского
Тема. Поэтический мир И.А. Бунина в стихотворении «Забытый фонтан».Цель. Формирование умения работать с лирическим произведением через анализ стихотворения «Забытый фонтан».Задачи. 1.Повторить план анализа лирического произведения. 2.Раскрыть поэтический мир И. Бунина в стихотворении «Забытый фонтан». 3.Формировать образную речь учащихся. 4. Развивать воображение, творческие способности обучающихся.Оборудование: Стихотворение «Забытый фонтан», портрет И. Бунина.Эпиграфы: Писатель мыслит образами. И.А. Бунин Действительность -…только то, что чувствую И.А.Бунин

Тезис:«Храните, цените, разглядите».


Ход урока.

1.Организационно-мотивационный этап. Цель: настроить учащихся на учебную деятельность и тему урока. Чтение эпиграфов и осознание смысла высказываний И.Бунина.

2.Чем же запомнился вам Бунин как человек и писатель?

Учащиеся делятся впечатлениями от первой встречи с Буниным, зачитывают миниатюры, подготовленные дома.

3. Вступительное слово учителя.

– Кто из вас когда-нибудь пробовал писать рассказы или стихи? Поделитесь своими ощущениями.

– Что такое, по вашему мнению, писательский труд? Развлечение? Работа?

Вот как о работе Бунина вспоминал его племянник, литератор Пушешников.

Выдержки из его дневника свидетельствуют о том, как требователен был писатель к себе.

«Я, вероятно, все-таки рожден стихотворцем, – приводит Пушешников слова Бунина... – Мне хочется писать без всякой формы, не согласуясь ни с какими литературными приемами. Но какая мука, какое невероятное страдание литературное искусство! Я начинаю писать, говорю самую простую фразу, но вдруг вспоминаю, что подобную этой фразе сказал не то Лермонтов, не то Тургенев... Иногда за все утро я в силах, и то с адскими муками, написать всего несколько строк».

Вспоминал Пушешников слова, сказанные ему Буниным, когда они гуляли по лесной просеке: «Вот, например, как сказать обо всей этой красоте, как передать эти краски, за этим желтым лесом дубы, их цвет, от которого изменяется окраска неба. Это истинное мучение! Я прихожу в отчаяние, что не могу этого запомнить. Я испытываю мутность мысли, тяжесть и слабость в теле. Пишу, от усталости текут слезы. Какая мука наше писательское ремесло... В нашем ремесле ужасно то, что ум возвращается на старые дороги… А какая мука найти звук, мелодию рассказа, – звук, который определяет все последующее! Пока я не найду этот звук, я не могу писать».

Слова учителя. Бунин развивает мысль о том, что «поэзия – это ежедневный труд»: «Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день по нескольку часов играть на своем инструменте. А о чем писать? О чем угодно. Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, пишите просто обо всем, что увидите...Каждый предмет из тех, какие окружают вас, каждое ваше чувство есть тема для стихотворения. Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите... Будьте в искусстве независимы. Этому можно научиться. И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии. Вам станет легче дышать». В мир подлинной поэзии Бунина предстоит войти и нам. 4. Чтение стихотворения «Забытый фонтан». Звучит музыка Шопена Рассыпался чертог из янтаря,- Из края в край сквозит аллея к дому. Холодное дыханье сентября Разносит ветер по саду пустому. Он заметает листьями фонтан, Взвевает их, внезапно налетая, И, точно птиц испуганная стая, Кружат они среди пустых полян. Порой к фонтану девушка приходит, Влача по листьям спущенную шаль, И подолгу очей с него не сводит. В её лице – застывшая печаль, По целым дням она, как призрак, бродит, А дни бегут… Им никого не жаль.

5. Лингвистический анализ стихотворения «Забытый фонтан».

Ваше первое впечатление от сонета И.А.Бунина? (Восхищение, поразило чудо зарисовки, красота картины, музыкальность, напевность. Красота, звенящая, сказочная, охватывает нас с первых строк стихотворения: «Рассыпался чертог из янтаря…»).

Что вы представляете при слове чертог? (При слове чертог воображаешь пышное, великолепное здание, дворец.)

Слово учителя. Мы привыкли к словосочетанию «царский чертог», а здесь янтарный. Это не только чудеснее, но и роднее, ближе, потому что это-милый осенний лес, сад, где бродит девушка, где любим бродить и мы. Очень красиво, но отчего возникает лёгкая грусть? (Чертог рассыпался, и властвует «холодное дыханье сентября» в пустом саду. Красота под ногами. И аллея уже не ласково-уютная, а «сквозит». Ветер печальный).

С чем сравниваются листья? (с «испуганной» стаей птиц)

Скажите, отчего ещё грусть? (от пустого, притихшего фонтана)

Каким мы видим фонтан летом? (Это хрустальные брызги, радугой переливающиеся на солнце. Он манил к себе, дарил радость, веселье, наслаждение).

Это несоответствие осеннего унылого фонтана с летним воспоминание о нём также вызывает грусть.

Кроме девушки, героем этого стихотворения являются ещё ветер и время. Расскажите о них

Ветер и печальный, и игривый, заботливый и хлопотливый, и даже добрый. Он как будто понимает нашу грусть, и вот перед нами янтарные брызги от листьев, которые он взвевает, «внезапно налетая». Но это длится только одно мгновение, и, «точно птиц испуганная стая», покидают они забытый фонтан.

А время суровое и даже безжалостное.

Как меняется настроение при чтении сонета? Почему? Лёгкая грусть, навеянная осенью, переходит в горькую, жгучую печаль, когда «к фонтану девушка приходит».

На кого похожа девушка? Почему? Она похожа на тень, призрак: её покинуло веселье, счастье; только застывшая память о любви, память, в которой сохранилось что-то дорогое, связанное с этим фонтаном: «И подолгу очей с него не сводит».

Какие ассоциации возникают у вас? Забытый фонтан – забытая любовь. «Холодное дыханье сентября» - и леденящий холод в душе одинокой, наверное, покинутой влюблённой… Чертог из янтаря рассыпался – счастье девушки ушло.

Какая выразительная деталь помогает нам понять безмерность страдания лирической героини? «Влача по листьям спущенную шаль…» Боль и страдания в её душе так велики, что они сковали её, она не замечает холода, а может у неё нет даже сил накинуть упавшую шаль на плечи…

Да, рана её так глубока, что время не властно над ней. Время, которое, по поговорке, лучший лекарь, здесь – безжалостно: «А дни бегут… Им никого не жаль».

6. Подведение итогов.

Мотив безжалостно-трагического времени, мира, в котором живёт человек, вплетён в чудно-сказочную картину природы. Красота сада, даже пустого, сквозящей аллеи, фонтана с янтарными брызгами осенних листьев – как золотая оправа, обрамляющая драгоценнейшее чувство – любовь и её вечную печальную спутницу – разлуку.

Любовная лирика Бунина не велика количественно. Она отражает смятенные думы и чувства поэта о тайне любви... Один из основных мотивов любовной лирики – одиночество, недосягаемость или невозможность счастья. Любовная лирика Бунина – страстная, чувственная, насыщенная жаждой любви и всегда исполнена трагизма, несбывшихся надежд, воспоминаний о былой юности и ушедшей любви.

7.Оценивание учащихся

8.. Задание на дом: 1. Выучить стихотворение наизусть. 2. Сочинение - рассуждение:

– Какой след в вашей душе оставила поэзия Бунина? «Бунин – поэт».

3. Эссе на тему:

Любовь в жизни человека – награда или наказание?

Возможна ли жизнь без любви?

Литература

1. Журнал «Литература в школе» № 2 1996 год.

2.. И.А. Бунин. Лирика

3.Литература (учебник), в II частях, под редакцией Г.И. Беленького

Моя первая встреча с Буниным

10 мая 1938 г. я поехал из Саркуля в Таллинн на лекцию Бунина, совершавшего поездку по государствам Прибалтики. В России и в эмиграции я лично с ним никогда не встречался, всегда ценя его как беллетриста, а еще больше как поэта. В Тапа наш поезд соединялся с поездом из Тарту. Закусив в буфете, я вышел на перрон. В это время подошел поезд из Тарту. Из вагона второго класса вышел среднего роста худощавый господин, бритый, с большой проседью, в серой кепке и коротком синем пальто с поднятым воротником: был серенький прохладный день с перемежающимся дождем. Я сразу узнал Бунина, но еще медлил к нему подойти, убеждаясь. Путник, заложив руки в карманы, быстро прошел мимо меня, в свою очередь внимательно в меня вглядываясь, сделал несколько шагов и круто повернулся. Я приподнял фуражку:

Иван Алексеевич?

Никто иной как Игорь! - было мне ответом, из которого я усвоил, что мои познания в «Истории новой русской литературы» были несколько полнее.

Выглядите молодцом, - оживленно продолжал он, постукивая пальцем по вагону (очевидно, чтобы не сглазить), - загорелый, стройный, настоящий моряк!

Однако жизнь не из легких…

Во всяком случае во много раз легче, чем в Париже. И одет лучше наших, и в глазах - море и ветер.

Но чтобы и в природе жить, нужно иногда в город ездить и по квартирам книги своим друзьям навязывать: в магазине, знаете ли, не очень-то покупают.

Еще и еще раз молодец! Хвалю за энергию. В наше время так и надо, кто жить хочет. Однако, куда вы едете?

- «На вас». Значит, в одном направлении с вами

Ну идем тогда в вагон.

Позвольте: вы во втором, я - в третьем.

Тогда пройдем в вагон-ресторан: нейтрально Прошли. Сели. Поезд двинулся.

Что пить будем? Вино? Пиво?

Вино здесь дорого, да и не хочется сейчас, пива не люблю.

Ну, что же тогда?

Чаю?! Северянин?! Ха-ха-ха! Однако… Заказали чай. Подали. Бунин официанту:

Я просил чаю, а вы воду даете. В Петербурге говорили про такое: «Кронштадт виден». Официант:

Это чай. Бунин:

А по-моему - вода. Дайте крепче.

Встречаете Бальмонта? - спрашиваю я Бунина. - Поправился?

Поправился. Болезнь его изменила: раньше очень многоречив был, теперь почти все время молчит. Изредка реплику вставляет.

Это, может быть, иногда и лучше.

Возможно.

Здесь я пропущу целый ряд более интимных вопросов и таких же ответов на них.

Пишите стихи? Читаете? - спрашиваю я.

Почти не пишу. «Жизнь Арсеньева» кончаю А что значит «читаете»? Свои публично или чужие про себя?

Свои публично.

Что вы, батенька! Смешно, право. Кому? Да и годы не те.

Рады, что опять на севере?

Терпеть его никогда не мог. Взгляните в окно: тошно делается. Дождь, холод. Все серо, скучно.

В свое время любили Орловскую губернию, Оку…

Любил в стихах. Издали. Всегда к югу тянулся. В Одессе жил. Путешествовал.

Поедемте после завтрашней вашей лекции ко мне в Саркуль, на Россонь. Две реки, озеро, море, леса. У меня лодочка своя - «Дрина». Понравится.

Устал ужасно от своего турнэ. Везде чествования люди. Домой хочу - во Францию. Прочту в Таллинне и по домам.

Публика в вагоне нас узнала. Шушукались. Стало неприятно.

Узнают, Иван Алексеевич.

Вижу. Ну и Бог с ними.

Подъезжаем. Итак, до завтра. Пойду в свой пролетарский вагон.

Почему? Вместе выйдем из этого самого. Впрочем, у меня вещи. Хотя их и потом взять можно. Сейчас встречать будут.

Оттого-то я и испаряюсь. Не хочу быть «сбока припека». Привык, чтобы меня самого встречали. Конечно, в новых краях…

Ха-ха! Понимаю. Ну, как хотите. Заходите в отель.

Нет, уж я лучше прямо на лекцию, а потом на банкете встретимся.

Из книги Венок сюжетов автора Владимирский Борис Абрамович

Встреча первая. Одесса, 1925 год… …Лесь Курбас. – Микола Кулиш. – Владимир Маяковский. – Семен Кирсанов. – Исаак Крути. – Александр Головин. – Александр Закушняк. – Леонид Утесов. – Исаак Бабель. – Михаил Светлов. – Александр Козачинский. – Михаил Булгаков. –

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

Дорожная встреча Едет навстречу мне бором дремучим, В длинную гору, над самым оврагом, Всё по пескам, по глубоким, сыпучим, - Едет карета дорожная шагом. Лес и дорога совсем потемнели; В воздухе смолкли вечерние звуки; Мрачно стоят неподвижные ели, Вдаль протянув свои

Из книги Гоголь в воспоминаниях современников автора Панаев Иван Иванович

Встреча Тропинкой узкою я шел в ночи немой, И в черном женщина явилась предо мной. Остановился я, дрожа, как в лихорадке… Одежды траурной рассыпанные складки, Седые волосы на сгорбленных плечах - Всё в душу скорбную вливало тайный страх. Хотел я своротить, но места было

Из книги Мысль, вооруженная рифмами [Поэтическая антология по истории русского стиха] автора Холшевников Владислав Евгеньевич

В. А. Соллогуб. Первая встреча с Гоголем* …В 1831 году летом я приехал на вакации из Дерпта в Павловск. В Павловске жила моя бабушка и с нею вместе - покойная тетка моя Александра Ивановна Васильчикова, женщина высокой добродетели, постоянно тогда озабоченная воспитанием

Из книги Любовь к далекой: поэзия, проза, письма, воспоминания автора Гофман Виктор Викторович

Из книги Погаснет жизнь, но я останусь: Собрание сочинений автора Глинка Глеб Александрович

Из книги Сочинения русского периода. Проза. Литературная критика. Том 3 автора Гомолицкий Лев Николаевич

Из книги Мертвое «да» автора Штейгер Анатолий Сергеевич

Небесная встреча 1 Не скажу с детства, скорее из отроческих лет - под чьим влиянием - учебников? поглощенных тогда благонамеренных критик? - я почему-то вынес представление о трезвом гении Пушкина – Ямщик сидит на облучке в тулупе, красном кушаке... Лермонтов же был

Из книги Вестник, или Жизнь Даниила Андеева: биографическая повесть в двенадцати частях автора Романов Борис Николаевич

Из книги «Я почему-то должен рассказать о том...»: Избранное автора Гершельман Карл Карлович

Из книги Наш влюбленный Пушкин автора Егорова Елена Николаевна

Из книги Универсальная хрестоматия. 4 класс автора Коллектив авторов

Встреча Под ногами - мелкие, гладкие, пестро-серые камешки берега. Слева - море, справа - обрыв. Обрыв невысокий, сажени три, глинистый, промятый тропинками. Сине-коричнев на желтом закате. По мере того, как двигаешься вперед, солнце то вспыхивает в просветах обрыва, то

Из книги Гоголиана и другие истории автора Отрошенко Владислав Олегович

Из книги автора

Из книги автора

Ужасная встреча Это известно всем охотникам, как трудно выучить собаку не гоняться за зверями, кошками и зайцами, а разыскивать только птицу.Однажды во время моего урока Ромке мы вышли на полянку. На ту же полянку вышел тигровый кот. Ромка был с левой руки от меня, а кот – с

Из книги автора

Встреча в Тамбове Существо языка, открыл Хайдеггер, «мыслит, строит, любит». И, разумеется, говорит. «Язык говорит, – писал философ. – И это означает одновременно: язык говорит».Мало того, только язык и способен это делать. Потому что «Язык по своей сути не выражение и не

Твой труд переживет тебя, поэт,

Переживут творца его творенья,

Живого не утратит выраженья

С тебя когда-то списанный портрет.

И. Бунин

Я люблю и ценю творчество Ивана Алексеевича Бунина, первого русского писателя - лауреата Нобелевской премии. Но особенно он мне близок и понятен как поэт. Красота, смерть, любовь, разлука - все эти вечные темы получили трогательное и просветленное воплощение в стихотворениях Бунина. Его стихи - это страстная тяга к совершенству, к счастью на земле.

Я где-то читал, что Бунин мечтал стать вторым Пушкиным или Жуковским. В стихотворении “Эпитафия”, на мой взгляд, четко видна традиционная духовная связь Бунина с этими великими мастерами стиха:

Здесь, в тишине кладбищенской аллеи,

Где только ветер веет в полусне,

Все говорит о счастье и весне.

Сонет любви на старом мавзолее

Звучит бессмертной грустью обо мне,

А небеса синеют вдоль аллеи.

По философской насыщенности это стихотворение Бунина роднится с лучшими образцами философской лирики Жуковского, Пушкина, Лермонтова и Баратынского.

Особое место в поэзии Бунина занимает описание родной природы. Очень точно, мне кажется, подметил особенность Бунина-живописца М. Горький: “Когда я буду писать о вашей книге стихов, я, между прочим, буду сравнивать вас с Левитаном”. Нравится мне, как отозвался о таком Бунине Г. Адамович: “... один из последних лучей какого-то чудного русского дня”.

Удивительное чувство красоты природы и человеческой души И. Бунин вынес из своего детства, которое прошло среди орловских лесов и полей. Картины и сюжеты этого сказочно красивого русского края вошли во многие его стихи и прозу. Даже когда в стихах Бунина не присутствует человек, его родство с пейзажем четко ощущается:

Тепло и влажный блеск.

Запахли медом ржи,

На солнце бархатом пшеницы отливают,

И в зелени ветвей, в березах у межи,

Беспечно иволги болтают.

Уже в ранних стихотворениях Бунина проявились характерные особенности его поэтического стиля: четкость и простота сюжетов, красочные эпитеты, щемящее лирическое чувство. Бунин, словно чародей, завораживает своего читателя, поражая его воображение слиянием человеческой души и природы:

Вон радуга... Весело жить.

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе

И счастьем простым дорожить...

Поэт обращает внимание читателя на то, мимо чего он мог беспечно пройти, не заметив:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно -

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

Пристально вглядывается Бунин в настоящее и прошлое России. Итогом его философской лирики становятся признаки краткости человеческого существования на земле. Человек и космос притягивают его воображение, рождают смелые мысли:

Сажусь на камень теплого балкона.

Он озарен могильно, - бледный свет

Возьмет от звезд. Не слышно даже звона

Ночных цикад... Да, в мире жизни нет.

Есть только Бог над горными огнями,

Есть только он, несметный, ветхий днями.

По-моему, способность соединять в своем сознании обыденное и высокое - отличительная черта большого таланта.

Как всякий русский поэт, Бунин не миновал в своем творчестве мотивов одиночества, ностальгических настроений. Видимо, наша родина так просторна и грустна в своем почти космическом пейзаже, что болезненные чувства одиночества в будущем, прошлом и настоящем посещают русских поэтов независимо от внешних влияний. Я думаю, что и без эмиграции, со всеми ее чувственными символами, Бунин был бы горестно влюблен в свое “одиночество” посреди “русского космоса”. Физическая разлука с родиной только более оформила эти чувства:

Золотой недвижный свет

До постели лег.

Никого в подлунной нет,

Только я да Бог.

Знает только он мою

Мертвую печаль,

То, что я от всех таю...

Холод, блеск, мистраль.

Но и в эмиграции поэт сохранил свой чудесный - бунинский - русский язык, глубокое уважение к родному слову. В поэзии Бунин всегда и везде ценил философскую наполненность, ясность и благородство устремлений.

Известно, что в последние годы жизни Бунин почти не писал стихов, но зато его проза становилась все поэтичнее. Высокой поэзией пропитаны такие его прозаические вещи, как “Лика”, “Солнечный удар”, “Жизнь Арсеньева”. В “Жизнь Арсеньева”, по-моему, вошли все поэтические мироощущения Бунина, поэтому об этом произведении и говорят, что оно написано как бы ни о чем. На самом деле - это страстное желание Бунина излить свою душу, рассказать свою жизнь, то, что довелось ему повидать в этом мире любви, ненависти и разлуки. Задача - явно поэтическая.

И все же самое главное место в поэтическом творчестве Бунина занимает тема Родины:

Бесцветный запах чист - жди к полночи мороза.

И соловьи всю ночь поют из теплых гнезд

В дурмане голубом дымящего навоза,

В серебряной пыли туманно-ярких звезд.

Поэты всегда немножечко горячее и страстнее ратуют за умножение духовных ценностей своего народа и вообще человечества, поэтому Бунин для меня прежде всего поэт, который занимает свое достойное место в русской классической поэзии.

30.03.2013 30417 0

Урок 3
Лирическое мастерство, красота и гибкость
стиля поэзии И. А. Бунина

Цели : научить определять особенности поэзии Бунина, ее тематику; продолжить работу по развитию навыков анализа поэтического текста.

Ход урока

Он просто пишет прекрасные стихи.

Ю. Айхенвальд

I. Проверка домашнего задания.

– Чем же запомнился вам Бунин как человек и писатель?

Учащиеся делятся впечатлениями от первой встречи с Буниным, зачитывают миниатюры, подготовленные дома.

II. Вступительное слово учителя.

– Кто из вас когда-нибудь пробовал писать рассказы или стихи? Поделитесь своими ощущениями.

– Что такое, по вашему мнению, писательский труд? Развлечение? Работа?

Вот как о работе Бунина вспоминал его племянник, литератор Пушешников. Выдержки из его дневника свидетельствуют о том, как требователен был писатель к себе.

«Я, вероятно, все-таки рожден стихотворцем, – приводит Пушешников слова Бунина... – Мне хочется писать без всякой формы, не согласуясь ни с какими литературными приемами. Но какая мука, какое невероятное страдание литературное искусство! Я начинаю писать, говорю самую простую фразу, но вдруг вспоминаю, что подобную этой фразе сказал не то Лермонтов, не то Тургенев... Иногда за все утро я в силах, и то с адскими муками, написать всего несколько строк».

Вспоминал Пушешников слова, сказанные ему Буниным, когда они гуляли по лесной просеке: «Вот, например.., как сказать обо всей этой красоте, как передать эти краски, за этим желтым лесом дубы, их цвет, от которого изменяется окраска неба. Это истинное мучение!

Я прихожу в отчаяние, что не могу этого запомнить. Я испытываю мутность мысли, тяжесть и слабость в теле. Пишу, от усталости текут слезы. Какая мука наше писательское ремесло... В нашем ремесле ужасно то, что ум возвращается на старые дороги… А какая мука найти звук, мелодию рассказа, – звук, который определяет все последующее! Пока я не найду этот звук, я не могу писать».

Бунин развивает мысль о том, что «поэзия – это ежедневный труд»: «Писать стихи надо каждый день, подобно тому как скрипач или пианист непременно должен каждый день по нескольку часов играть на своем инструменте. А о чем писать? О чем угодно. Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, пишите просто обо всем, что увидите...

Каждый предмет из тех, какие окружают вас, каждое ваше чувство есть тема для стихотворения. Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите... Будьте в искусстве независимы. Этому можно научиться. И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии. Вам станет легче дышать».

В мир подлинной поэзии Бунина предстоит войти и нам.

III. Работа по теме урока.

1. Слово учителя .

На фоне русского модернизма начала XX века поэзия Бунина выделяется как хорошее старое. Она продолжает вечную пушкинскую традицию и в своих чистых и строгих очертаниях дает образец благородства и простоты.

Поэтизируя факты, поэт не боится старых, но не стареющих ценностей мира, не стесняется петь то, на чем останавливались уже многие взоры, что воспевали уже многие чужие уста.

Весна, ручей, восход, полдень, настойчивые песни соловьев, голуби, звезды его любимые, февраль, апрель, «золотой иконостас заката» – все это продолжает его вдохновлять.

Все это, казалось бы, исчерпанное его предшественниками на разных концах земли, дожидалось его, существует и для него, свежее и светлое, не ослабленное в своей первозданной чистоте.

Узнаваем стиль Бунина. Он рисует факты, а из них уже сама, органически, рождается красота. И можно ее назвать белой, потому что это – его любимый цвет; эпитеты «белый, серебряный, серебристый» часто слышатся на его светлых страницах.

Не только на окне его, «серебряном от инея, точно хризантемы расцвели», но и вообще его типичные стихотворения словно подернуты инеем.

Они иногда вызывают представление как раз о тех пленительных узорах, которые выводит на стекле наш русский пейзажист-мороз, и они звенят иногда, как хрустальные подвески той люстры, о которой не раз поминает Бунин в своих стихах.

Проникнутый духом честности, поэт не испытывает страха перед прозой, ложного стыда перед нею, и для него так нормально сравнить крылья скользящих чаек с белой яичной скорлупою или назвать тучи лохматыми, или с помощью солнца в золото превратить грубую заплату ветряка.

Своего лиризма он не расточает понапрасну; вообще, он несловоохотлив. Нещедрыми словами рассказав о чем-нибудь важном или случайном, о том, что было в природе или в комнатах усадьбы, строгим очерком передав какую-нибудь восточную легенду или притчу, он этим самым неизбежно и как бы не по своей воле пробуждает в нас теплое движение сердца.

2. Чтение и частичный анализ стихотворения Бунина «Последний шмель»:

а) Слово учителя .

В 1916 году перед самой катастрофой Октябрьского переворота вместе с рассказами «Последняя весна», «Последняя осень» появляется стихотворение Бунина «Последний шмель».

Не случаен эпитет «последний» в этих произведениях. Но что он означает?

Давайте вместе разберемся: о чем это стихотворение?

б) Выразительное чтение текста учителем или подготовленным учеником.

в) Работа с текстом (карточки с текстом стихотворения и вопросами для анализа – раздаточный материал).

Последний шмель

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди в засохшей татарке,

На подушечке красной усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

Вопросы для анализа:

1) Каким настроением наполнены строки?

2) Что можно сказать о теме произведения?

3) О чем тоскует лирический герой? Что явилось символом его переживаний?

Примерные ответы

1) Тоскливо-протяжные интонации неспешного трехсложного размера навевают чувство сожаления о чем-то ушедшем.

Тоскует одинокий человек: в «жилье человечьем» он один, один и шмель. Во всем стихотворении местоимения только единственного числа.

2) На первый взгляд в нем звучит тема природы. Дано описание последних жарких дней лета или ранней осени, в один из них «в жилье человечье» залетел «последний шмель». Но это стихотворение относится и к философской лирике, в которой звучат мотивы тоски и одиночества. В центре уже – человек со своей «человеческой думой».

3) Лирический герой тоскует о «безмятежных» днях молодости, о спокойной жизни в деревне, которая была нарушена революционными потрясениями. Символом переживания героя стали опустевшие мертвые поля и «последний шмель», которого тоже ждет смерть:

Скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

3. Работа с учебником.

Хорошо, что вы отметили неоднозначность тематики стихотворения «Последний шмель». Прочитайте статью «Бунин-поэт» (учебник, с. 38–39). В форме плана перечислите темы, наиболее характерные для бунинской поэзии.

Примерный план

1) Быт родительского дома, русская усадьба.

2) Любовь.

3) Мир русской природы.

4) Философская лирика.

Индивидуальные сообщения учащихся.

Тематика поэзии Бунина

Учитель . Продолжая традиции русской классики, Бунин умело соединяет в стихах звучание пейзажной и философской лирики:

а) Сообщение 1. Бунин – тончайший живописец природы.

Уже говорилось о том, что Бунин очень любил август, но он наслаждался и тем теплом, ощущением света и радости, какое приходит к человеку с наступлением весенних дней.

Хотя первая строка стихотворения «Бушует полая вода» обещает бурное и стремительное развертывание лирической картины-переживания, описание весны у Бунина отличается неторопливостью и мягкостью рисунка.

Бунину природа интересна и сама по себе. Он отличный наблюдатель и открывает многое, чего не заметит простой глаз, – например, солнечных зайчиков, которые трепещут по стенам комнаты, отброшенные необычным зеркалом – обыкновенной лужей.

Однако главное – не в этих наблюдениях. Природа у Бунина существует как бы в двух измерениях: это реальный предметный мир (черные бугры, лужи, круглые рыхлые облака – их легко представить), и в то же время это нечто живое, озаренное присутствием человека.

В этом втором измерении небо не просто окрашено в голубой цвет, а становится «невинным», солнце – «ласковым», ветер – «мягким» и к тому же «тихонько закрывающим глаза».

Природа и воспринимающий ее человек оказываются неразделимыми, присутствие поэта ощущается с первых же строчек в самых, казалось бы, привычных картинах. Если полая вода может бушевать и сама по себе, то шумит «глухо и протяжно» она уже для человека.

«Черные бугры» существуют безотносительно к человеку, но в образе поднимающегося над ним тумана ощущается человеческое восприятие: лишь человек увидит в тумане напоенность теплом и светом. Тем более это относится к определениям «невинное» небо и «ласковое» солнце. И, наконец, растворенность человека в весенней природе открыто обнажается в восклицании:

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Здесь все включает и самого поэта, и небо над ним, и сад, и ветер, и кричащих петухов. Все слито в единой радости теплу и свету.

Весна Бунина – «деревенская» весна с криками петухов, тихими гумнами и дворами. Поэт «смотрит» на природу из усадьбы, вдыхает «свежий запах» из сада; солнечные зайчики прыгают в «зале». Он открывает читателю новую, еще никем из поэтов так не описанную и не увиденную весну. Она полна новых красок, запахов, звуков. Это ранняя весна, когда кое-где уже обнажились пласты земли, но еще нет зелени.

Бунин рисует как живописец, тонко передавая цветовой фон весеннего пейзажа. Вначале возникает черно-белая гамма, необычная потому, что создается не знакомым глазу сочетанием белого снега и черных деревьев, а черными буграми земли и белым утренним туманом. В картине полдня господствуют золотисто-голубые тона неба.

Светлый, теплый колорит весеннего дня создают отраженные в лужах солнечные лучи и веселые прыгающие зайчики. Краски Бунина отличаются нежностью и по изяществу тонов напоминают акварели.

Не менее выразительно и музыкальное сопровождение весны. Оно начинается протяжным и глухим шумом весенних вод, потом на этом фоне слышится веселый крик прилетевших грачей и все смолкает, чтобы насладиться теплом и светом.

В безветрии и тишине делаются ощутимыми запахи – «свежий запах сада и теплый запах талых крыш».

А затем в новой оркестровке повторяется первая музыкальная тема – крик птиц на фоне журчащей воды. Только вода уже не глухо шумит, а журчит и переливается («сверкать» она может, только переливаясь, иначе не возникнет подвижных бликов). А важный крик грачей сменяется более привычным домашним пением петухов.

Многих поэтов привлекает приходящее вместе с весной ожидание обновления, торжество вечной молодости природы. Читая Бунина, думаешь не об этом, а просто радуешься первозданной прелести весны, отдаешься ее теплу, впитываешь ее запахи и наслаждаешься нежностью весенних красок.

После зимнего безмолвия даже пение петуха кажется отрадным. И возникает в душе чувство любви к родной стороне, где нет ни заморских птиц, ни роскошных деревьев, ни ярких нарядных красок, а кричат по утрам грачи да петухи и «солнце ласковое греет».

Бунин открывает красоту привычного, заставляя взглянуть на закомый мир «промытыми», свежими глазами.

И, подчиняясь поэту, останавливаешься вместе с ним, чтобы вобрать в себя и навсегда запомнить воздух, краски и запах Родины. Бунин – высокий мастер пейзажа, хотя сам он говорил, что «не пейзаж его влечет, не краски жадный взор подметит, а то, что в этих красках светит – любовь и радость бытия».

Он – несравненный поэт листопада:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Тем больше его заслуга, что он себя природе не навязывает, и все-таки невольно, от прикосновения его осторожной и безошибочной кисти, обнаруживается естественная связь между явлением пейзажа и душою поэта, между бесстрастной жизнью природы и сердцем человеческим.

б) Сообщение 2. Тема одиночества.

Тема одиночества созвучна и другим в многообразном творчестве Бунина. Лирический герой любовных стихотворений поэта грустит в одиночестве, когда нельзя уже не грустить. Кто-то разлюбил его, кто-то покинул, и не от кого ждать вестей:

Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы...

Все цветет и поет, молодые надежды тая...

О, весенние зори и теплые майские росы!

О, далекая юность моя!

Но он счастлив тем, радостно ему оттого, что он еще может вспоминать о дали, тосковать по юной весне своей: ведь приходит та последняя пора, когда уже и не жалеешь об утраченной молодости, – последняя, равнодушная старость...

«Улыбнись мне», обмани меня, просит он уходящую женщину; и она, может быть, даст ему «ласку прощанья» и все-таки уйдет, и он останется один.

Не будет отчаянья, не будет самоубийства – только осень сделается еще пустыннее:

И мне больно глядеть одному

В предвечернюю серую тьму.

… … … … … … … … … … …

Что ж! Камин затоплю, буду пить,

Хорошо бы собаку купить.

И может быть, самая неразделенность любви уже ослабляет муку одиночества. Главное – любить самому.

Тема одиночества явилась составляющей частью философской лирики Бунина.

Чтобы зародилась грусть, вовсе не нужна какая-нибудь личная катастрофа: довольно и того, что жизнь в самом процессе своем – нечто оскудевающее, какое-то неодолимое запустение. «Эта горница была когда-то нашей детской», а теперь нет уже мамы, нет ели, посаженной отцом, и теперь никто уже не отзовется на «безумную тоску».

И весь дом, вся покинутая и осиротевшая усадьба представляют собою разоренное гнездо, и ей самой невыносимо слушать, как мертвый маятник в долгие осенние ночи поет ей свою гнетущую отходную.

Дворянское гнездо, тургеневское начало, которого так много в стихотворениях Бунина, отдало им всю поэзию своего элегизма – поэзию опустелой комнаты, грустящего балкона, одинокой залы, где своеобразно отражается природа, играя на ее старых половицах лучами своего нестареющего солнца, рисуя на полу свои «палевые квадраты».

И болью воспоминания, романтикой сердца звучит нечаянный дрожащий аккорд старого клавесина – «на этот лад, исполненный печали, когда-то наши бабушки певали»...

В ответ на эти стихи Бунина ничье сердце не может не забиться горестным звучанием, ибо «все мы теряем свои звезды»:

Ту звезду, что качалася в темной воде

Под кривою ракитой в заглохшем саду, –

Огонек, до рассвета мерцавший в пруде,

Я теперь в небесах никогда не найду.

А там, где момент одиночества изображен не в этом красивом освещении заката, там стучатся в душу отчаяние, безнадежность, черная скорбь, – и нельзя без волнения читать «Кустарник», про эту вьюгу, которая нас «занесет равнодушно, как стог, как забытый овчарник».

Изнемогая от жажды, одиноко бродит далеко от родного Загреба хорват со своей обезьянкой. В одиночестве сидит цыганская девочка-подросток у дороги, около дремлющего отца:

Спи под кибиткой, девочка! Проснешься –

Буди отца больного, запрягай –

И снова в путь... А для чего, – кто скажет?

Жизнь, как могила в поле, молчалива.

Из одиноких страданий личности выводит Бунин мысль о вечности красоты, о связи времен и миров. От любимых им будней, от реальности «в старых переулках за Арбатом» сознание его отвлекают моменты важные и величественные – и словно движется перед вами какая-то колесница человечества.

в) Учитель . В тематике стихотворений Бунина нельзя не отметить тему народа.

Поэт искусственной и мнимой считает разницу между помещиком и мужиком: история соединила их органически.

Смертным приговором звучат слова Бунина на деревенском кладбище, на погосте «рабов, дворовых наших» (в эпоху 1905 года):

Мир вам, давно забытые! – Кто знает

Их имена простые? Жили – в страхе,

В безвестности – почили. Иногда

В селе ковали цепи, засекали,

На поселенье гнали. Но стихал

Однообразный бабий плач – и снова

Шли дни труда, покорности и страха.

… … … … … … … … … … … … …

Мир вам, неотомщенные! – Свидетель

Великого и подлого, бессильный

Свидетель зверств, расстрелов, пыток, казней,

Я, чье чело отмечено навеки

Клеймом врага, невольника, холопа,

Я говорю почившим: «Спите, спите!

Не вы одни страдали: внуки ваших

Владык и повелителей испили

Не меньше вас из горькой чаши рабства!»

Бунин – одна из разновидностей «кающегося дворянина». Если он так неумолимо показывает деревенскую голь, то именно этим карает себя. «Я, чье чело отмечено навеки клеймом раба, невольника, холопа...»

Именно это чувство общей вины, эта сопричастность греху, это отсутствие равнодушия и постороннего любопытства – именно это объясняет, почему строки Бунина не производят оскорбительного впечатления и не возмущают против автора. Они художнически объективны, но они человечески участливы.

Значит, имеет Бунин право не идеализировать деревни – иначе ему пришлось бы идеализировать и самого себя. Автор в некоторых случаях совсем отказался от елейных красок, сатирически изображая мужика:

Ельничком, березничком – где душа захочет –

В Киев пробирается божий мужичок.

Смотрит – нет ли ягодки? Горбится, бормочет,

Съест и ухмыляется: я, мол, дурачок.

«Али сладко, дедушка?» – «Грешен: сладко, внучек».

«Что ж, и на здоровье. А куда идешь?»

«Я-то? – А не ведаю. Вроде вольных тучек.

Со крестом да с верой всякий путь хорош».

Ягодка по ягодке – вот и слава Богу:

Сыты. А завидим белые холсты,

Подойдем с молитвою, глянем на дорогу,

Сдернем, сунем в сумочку – и опять в кусты...

Талант не лжет. Пугает, томит русская деревня на страницах Бунина… Но ни разу читатель не испытывает такого впечатления, что автор выдумал, сочинил или хоть сгустил краски.

Во всяком случае, правильно или неправильно «объясняет» деревню Бунин, – но уж, наверное, изображает он ее глубоко, безбоязненно и художественно.

Народное слово он подслушал и воспроизвел мастерски. Он черпает из невозмущенных русских ключей. И когда читаешь его страницы, когда отдаешься на волю его словесных волн, чарам его языка, вспоминаешь бессмертные слова Тургенева: «…Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

IV. Творческая работа.

– Какой след в вашей душе оставила поэзия Бунина? Напишите об этом в рассуждении «Бунин – поэт».

Домашнее задание:

1. Выучить наизусть стихотворение (на выбор): «Крещенская ночь», «Одиночество», «Последний шмель». Сделать его анализ.

3. Индивидуальные сообщения:

џ по повести «Деревня» (учебник, в. 8, 9);

џ по сборнику «Темные аллеи» (учебник, в. 13).

Похожие публикации