Новая школа - Образовательный портал

Конспект классного часа на тему "совесть". Конспект классного часа на тему "совесть" Классный час для учащихся суд совести

Совесть­мерило нравственности
Цель: Формирование чувства совести.
Задачи:
1). На основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у
учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
2). Показать учащимся необходимость в критическом осмыслении и анализе собственных
поступков и поступков сверстников и одноклассников.
3). Развитие таких личных качеств у учащихся, как умение признавать свои ошибки,
анализировать их и делать выводы.
«Летним жарким днём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь
город к реке, взгляд мой почему­то задержался на семейной паре. Молодая, полная,
пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми
висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с
краю…, как на грех, в этом трясучем автобусе, видимо, управляемом неопытным
водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им­то, обвешанным сумками,
изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно
кидало взад­вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе,
занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей».
 I Этап.
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ:
1. Определение темы.
2. Предварительное проведение анкетирование «Совесть в жизни человека».

2. Что ты сделал тогда?
3. А теперь, когда прошло время, вспоминая тот случай, тебе вновь стыдно?
3. Анализ анкеты «Совесть в жизни человека».
4. Подбор материала.
Роли и поручения детям:
1. Подготовить пословицы и поговорки о совести.
2. В Детской Библии повторить Заповеди Божьи.
 II Этап.
Проведение класса общения.
Человек­ существо социальное. Его нельзя оторвать от конкретных условий
общества. Поэтому мы и говорим, что основу его поведения составляет та общественная
среда, в которой он живёт.
Но вместе с тем – существо разумное. Всё, что он делает, он делает осмысленно.Как
существо мыслящее, чувствующее, человек обладает активной способностью выбирать
1

формы своего поведения. Человек должен сделать всё от него зависящее, чтобы крепко
стоять на ногах, быть высоконравственным.
Но для этого нужна внутренняя духовная волевая борьба человека со слабостями,
борьба за устранение всего, что мешает нам двигаться вперёд. Но действия и поведение
человека оценивается не только другими людьми. Свои поступки должен оценивать и сам
человек. Эта способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность
соразмерять своё поведение с нормами морали, действующими в обществе, чувство
нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми и есть совесть.
О проявлении совести человека имеется немало народных пословиц и поговорок. Вот
некоторые из них.
Многие выдающиеся люди указывали, что без чувства совести трудно стать
нравственным человеком.
Сократ высказывался на этот счёт так: «Я считаю потерянным того человека,
который потерял чувство стыда». Совесть служит регулятором поведения и
деятельности человека, его внутренним моральным контролёром.
Совесть­ это своеобразный моральный страх, несущий ответственность за поведение
человека, за выбор им своих действий, поступков.
Готовясь к этому часу общения, я просила вас ответить на три вопроса анкеты.
1. Был ли в твоей жизни случай, когда тебе было очень стыдно?
2. Что ты сделал тогда?
3. А теперь, когда прошло время и, вспоминая тот случай, тебе вновь стыдно?
Совесть помогает людям правильно вести себя, исправлять свои ошибки,
совершенствовать свои лучшие качества. Совесть является глубоким и важным внутренним
мотивом нравственного поведения. Совесть проявляется и в большом, и в малом. Приведу
такой пример.
­Ребята, как вы думаете дальше развивались события?
(ответы детей)
Попробуйте проиграть ситуацию. Выскажите свои «за» и «против».
­Что означает выражение: «Не пристало девочке с этих лет совесть терять, да и вам
самой мамаша, как бы после не наплакаться…»
«Так у нас повелось: в семь лет ­ сидят, а в семьдесят стоят. Кто тут виноват? Да
сами мы, родители. Вот какую кралю отец с матерью вырастили, а совесть вложить
забыли. Ну, а человек без совести тот же калека, ему сидячее место вроде бы
положено…»
Мы часто вынуждены задумываться над нравственным смыслом своих поступков и вообще
над вопросом дозволенности и недозволенности.
Если человек совершает неблаговидный поступок, это нередко вызывает у него
недовольство собой, раскаяние, угрызение совести. «Муки совести» ­ одно из самых
сильных человеческих эмоций.
2

­Ребята, кого же называют «человеком с чистой совестью»?
(ответы детей)
Чистая совесть означает, как говорил Фейербах, что человек не чувствует за собой
никакого злого поступка, никакого действия, которое должно было бы бояться мнения
других людей.
У А.С. Пушкина есть выражение: «Да, жалок тот, чья совесть нечиста».
Как вы понимаете выражение «нечистая совесть»? И почему человек с нечистой
совестью действительно жалок?
(ответы детей)
Нечистая совесть есть не что иное, как страдание по поводу невыполненного долга, по
поводу боли, причинённой другому человеку по недоразумению, оплошности или
преднамеренно.
Вместе с тем есть люди с больной совестью.
­Как вы понимаете выражение « больная совесть»?
У людей с больной совестью развивается неуверенность в правильности своих
поступков, постоянная боязнь сделать что­то не так, они постоянно казнят себя за
поступки, в которых ничего предосудительного по существу не было.
Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос
совести. Именно совесть помогает человеку не допускать отступлений от норм
человеческой морали. Совесть имеет божественное происхождение, является таким
нравственным чувством, которое вложено Богом в душу человека. Совесть­ это голос Бога
внутри нас. Этот голос не только говорит человеку, что хорошо, что плохо, но и обязывает
его делать добро и избегать дурного. Этому учат нас Заповеди Божьи.
Правота своих поступков в согласии с совестью доставляет человеку радость и
удовлетворение, делает его уверенным в себе. Но как бывает на душе тяжело, когда
чувствуешь, что ты что­то сделал не так, как должен был сделать. Свой высший суд есть,
наверное, у каждого человека. Именно он, этот суд, заставляет быть требовательным к
себе. Чувство стыда и раскаяния ­ неприятное чувство.
Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни
человека. Она делает человека человеком. Честность, правдивость, принципиальность ­ всё
это неотделимо от совести.
На совестливых людях держится мир и порядок. Они несут в себе заряд
нравственного здоровья, благотворно влияющего на окружающих. Их жизненная позиция
во многом определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. И я очень хочу,
чтобы вы никогда не теряли совесть и жили всегда в согласии с ней.
Ибо, как говорил В.И. Даль, совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё
или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором
отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать
качество поступка; чувство, пробуждающее к истине и добру, отвращение ото лжи и зла;
невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития.

Классный час на тему «Стыд и совесть», 7-8 класс

К 12-13 годам подростки уже хорошо знакомы с такой нравственной категорией, как совесть. Но в число приоритетных ценностей они ее не включают. Более того, многие подростки отмечают, что совесть мешает жить по законам современного общества. Многочисленные доказательства тому они ежедневно видят на экранах телевизора. А между тем по русской православной традиции к 12-13 годам человек должен обладать достаточно зрелой совестью (ведь с 7 лет ребенок допускается к исповеди), а значит, обязан все свои мысли и поступки подвергать строгому рассмотрению и анализу. В силу своей активности и общительности подростки часто совершают поступки, которые не могут оценить, исходя из своего жизненного опыта. В таких случаях голос совести может оказаться единственной силой, способной уберечь подростка от ошибки или преступления. По мнению авторов, классный час на тему «Стыд и совесть» будет очень актуален в 7 классе.

Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Подготовительная работа: поручить 2 ученикам выяснить по словарю значение слов «совесть», «стыд», подобрать словосочетания, пословицы с этими словами.

Оформление : написать на доске:

Определения:

Стыд - осознание вины за свой поступок.

Совесть - наш внутренний судья.

Пословицы:

1. Как ни мудри, а совести не перемудришь.

2. Совесть без зубов загрызет.

3. От человека утаишь, от совести не утаишь.

4. Жизнь дана на добрые дела.

5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

6. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

7. Правда, как оса, лезет в глаза.

План классного часа

I. Вопрос-тест.

II. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».

III. Интерактивная беседа.

IV. Словарная работа.

V. Игра «Чего нужно стыдиться?».

1. Ситуация первая.

2. Ситуация вторая.

3. Ситуация третья.

VII. Проблемная ситуация «Суд совести».

VIII. Упражнения для совести.

1. «Минута раскаяния».

2. «Минута прощения».

IX. Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?».

X. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вопрос-тест

Классный руководитель. Ребята, у меня к вам вопрос Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это

учитель может вызвать родителей, а может просто при всем классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?

(Учитель называет фамилии детей, предлагает им высказаться.)

Примерные ответы детей:

Страшнее вызов родителей, а учителю я потом смогу показать, что совесть у меня есть.

Лучше минута позора перед классом, чем перед родителями.

Если учитель вызывает родителей, значит, думает, что я не совсем пропащий человек и совесть у меня есть.

Если он такое скажет, значит, махнул на меня рукой - лучше пусть вызывает родителей!

Родителей вызвать в школу не позорно, а такие слова - позор.

Только не родителей!

А мне все равно!

II. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце»

Классный руководитель. Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь она все-таки проснется, как у героя этого маленького рассказа.

Послушайте, о чем в нем говорится. (Читает рассказ.)

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла и пошел себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение - все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте стой же кружкой.

Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,- сказал человек.

Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, - ответил слепой.

III. Интерактивная беседа

Классный руководитель.

Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет.)

Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. п.)

IV. Словарная работа

Классный руководитель. Что же такое совесть? стыд? Об этом нам расскажут (имена, фамилии). Они поработали со словарями и выяснили значение этих слов.

(К доске выходят два ученика, читают словарные статьи.)

Ученик I. Русский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть еще:

Ученик 2. Совесть - это драгоценное слово.

Ученик 1. Вот как объясняется значение этого слова в словарях С.И. Ожегова и В.И. Даля. (Читает свои записи.) Совесть - внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Ученик 2. С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со спокойной совестью, с чистой совестью. Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

Ученик 1. А вот как объясняется значение слова «стыд». (Читает.) Это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

Ученик 2. Стыд - это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

Ученик 1. «В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Ученик 2. В словарях мы нашли много пословиц о совести и стыде. Мы записали эти пословицы на доске.

(Читают пословицы.)

V. Игра «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель. А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство - это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба.

Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Я буду читать слова, а вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно». (Вариант: вы поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться.)

(Учитель читает.)

Физические недостатки;

Некрасивые поступки;

Поношенная, но аккуратная одежда;

Старомодная одежда;

Неряшливый вид;

Непрестижная работа родителей;

Твое «простое» происхождение;

Невежество, необразованность, безграмотность;

Вульгарная внешность;

Грубое, бездушное отношение к людям.

Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья - совесть - так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

1. Ситуация первая

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять рублей. Как вы поступите?

(Дети высказываются.)

2. Ситуация вторая

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель п°ставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, к°торые увидел в ее тетради. Ваши действия?

(Дети высказываются.)

3. Ситуация третья

На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. Вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этом случае поступить по совести?

(Дети высказываются.)

VII. Проблемная ситуация «Суд совести»

Классный руководитель. Совесть - это наш внутренний судья, который помогает нам отличить добро от зла. Мысли, поступки, слова - все человек должен подвергать строгому суду своей совести. И какое облегчение чувствуешь, когда снимаешь с души тяжесть, очищаешь свою совесть.

Послушайте историю, которую рассказал один мой бывший ученик.

В 7 классе Сергей был непослушным, хулиганистым мальчишкой. Ребята считали его лидером, потому что он постоянно придумывал всякие развлечения.

Однажды на уроке ему удалось стащить у одной девочки, Тани Ивановой, сумку со сменной обувью и выбросить ее в открытое окно. Малыши, увидев чужие старые ботинки, забросили их в глубокую лужу.

После уроков у ребят был матч с 7 «Б», и Сергей совсем забыл про эти несчастные ботинки. Он сбегал домой, пообедал, переоделся, потом полтора часа честно отстоял на воротах, не пропустив ни одного гола.

Уже на последних минутах матча он увидел, как из дверей школы вышла Иванова, как шлепала в домашних тапочках по грязи, размазывая по щекам слезы. Сергей подозвал ребят, и они хохотали, глядя на эту раззяву.

А вечером у них в подъезде был скандал. Из квартиры Ивановых раздавались крики. Пьяный отец кричал, что заставит Таньку ходить босиком или в кирзовых сапогах, так как она не умеет беречь свои вещи.

Сергей надел наушники, включил музыку и принялся делать уроки. Смеяться почему-то совсем не хотелось. А ночью он никак не мог уснуть, что-то противно царапало в сердце, мешало, не давало покоя. Он вспоминал все события дня: заплаканная Иванова, шлепающая по лужам в домашних тапочках, голос ее пьяного отца, жалобный лепет матери - как ни уговаривая себя Сергей, как ни оправдывал, но получалось, это он был виноват во всем- Решив, что утро вечера мудренее, Сергей уснул.

А на следующее утро скорая помощь увезла Иванову в больницу с воспалением легких. Вот тут Сергей и понял, как может грызть совесть.

У него были деньги, которые он копил на велосипед. В обувном магазине Сергей купил на эти деньги женские ботинки 38-го размера, как у своей мамы, и пошел в больницу проведать Иванову.

Он сказал, что пришел по поручению классного руководителя, положил на кровать пакет с ботинками и убежал. Попросить прощения у Ивановой он так и не решился.

Придя домой, он по привычке включил компьютер, надел наушники, включил музыку. И вдруг, вспомнив жалкое, испуганное и удивленное лицо Ивановой, Сергей почему-то заплакал. Он проплакал несколько минут и, как ни странно, почувствовал такое облегчение, как будто с души свалился огромный, тяжелый камень.

Вскоре семья Ивановых переехала на новую квартиру, и после болезни Таня перешла в другую школу.

Прошло много лет, Сергей стал офицером, капитаном первого ранга. Девятиклассники пригласили его на классный час рассказать о профессии морского офицера.

Тут Сергей и решил почему-то рассказать эту историю.

Как вы считаете, почему Сергей почувствовал облегчение, купив Тане ботинки?

И почему все-таки он плакал?

Примерные ответы детей:

Он постарался загладить свою вину.

Совесть подсказала ему, что он все сделал правильно.

Совесть открыла ему глаза, и он смог почувствовать боль другого человека.

Он должен был что-то сделать, чтобы искупить свою вину.

Он плакал от жалости и от досады на себя.

Это были слезы облегчения, очищения.

Он плакал от радости: девочка не будет теперь на него обижаться.

Классный руководитель. А как вообще можно загладить свой бессовестный поступок?

Примерные ответы детей:

Можно попросить прощения у того, кого обидел.

Верующие могут покаяться на исповеди.

Пообещать самому себе, что больше этого никогда не будешь делать.

Можно сделать какие-нибудь три хороших дела.

Классный руководитель. Вот что сказал о совести абхазский писатель Фазиль Искандер: «Можно ли воспитать совесть? Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. Если человек со слабо выраженной совестью попадает в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. Поначалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение со временем становится привычкой».

Мне бы хотелось, чтобы каждый из нас поступал по совести и это стало для него привычкой.

VIII. Упражнения для совести

1. «Минута раскаяния»

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум, - нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе - блуждание в потемках. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним свои плохие поступки, в которых мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

(Звучит музыка. В течение одной минуты дети думают о своих поступках.)

Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

(Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.)

Раскаяние - это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», - гласит русская пословица.

2. «Минута прощения»

Классный руководитель. Второе полезное упражнение для совести - просить прощения.

Вы знаете, что всю эту неделю наш народ празднует Масленицу.

Последний день Масленицы называется «Прощеное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?

(Дети по желанию поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у учителя.)

Советую вам выполнить такое упражнение дома, и в Прощеное воскресенье попросить прощения у всех.

IX. Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?»

Классный руководитель. Ну а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете? Примерные ответы детей:

Хорошо жить, можно спать спокойно.

Нахальным все завидуют, нахалы больше добиваются в жизни.

Конечно, хорошо, нахальство - второе счастье.

Ему будет хорошо до поры до времени, пока с ним самим не поступят бессовестно. И тогда он сразу вспомнит о своих проступках и в нем проснется совесть.

Он, может, чего-то и добьется, но люди его уважать не будут. Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке?

Примерные ответы детей:

Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.

Нужно объявить бойкот.

Не подавать руки, не здороваться.

Нужно устроить общественный суд.

Классный руководитель. Я с вами соглашусь. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.

X. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Как вы считаете, разбудил ли этот разговор вашу совесть?

Примерные ответы детей:

Мне кажется, моя совесть не спит. Но разговор был полезным.

Может быть, кому-то станет стыдно, но одними разговорами совесть не разбудить.

В воскресенье у всех попрошу прощения и постараюсь больше не поступать плохо.






Что такое совесть? 0 Cовесть - это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. 0 Cовесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.




0 Самооценка. 1. Я стараюсь вернуть найденную вещь хозяину без вознаграждения. 2. Я не завидую подруге, когда вижу ее нарядной и красивой. 3. Я возвращаю долг до копейки и в обещанный срок. 4. Я добросовестно выполняю любую работу, в том числе и учебную. 5. Я уступаю место в автобусе слабым и старшим. 6. Я с уважением отношусь к окружающим. 7. Я безвозмездно помогаю старшим. 8. Я никогда не беру чужую вещь. 9. Я не обманываю людей, даже если это выгодно мне. 10. Я требователен к себе. 11. Я проявляю терпение в конфликтах. 12. Я избегаю мстить. 13. Каждый день вечером перед сном я обдумываю, как прошел мой день, что я сделал не так.


0 1. Как жить, чтобы быть в ладу со своей совестью? 0 2. Знаете ли вы истории, а также книги и фильмы, повествующие о людях, у которых болела душа? 0 3. Может ли кто-то рассказать о случае, когда человек (или вы сами) отреагировал на крик души, и именно услышав голос совести, отказался от дурного поступка?



Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела: 1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек. 2. После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!». У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть - потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить. Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.



Воспитательный час для старшеклассников. Тема: «Что такое совесть»

Воспитательный час предназначен для детей 8-10 классов.
Краткое содержание материала:
Воспитательный час о функции совести в душе человека, поможет детям понимать свое душевное состояние. Часто в жизни подростков возникают ситуации, когда они испытывают внутреннюю дисгармонию, причиной которой является обличения совести в неблаговидных поступках. Пытаясь устанавливать для себя свои нормы поведения, бунтуя против общепринятых моральных устоев, подростки находятся в конфликте не только со взрослыми и окружающими их людьми, но и с самими собой. Размышление на тему совести, будет способствовать пониманию своего внутреннего состояния и ответственному отношению к своим поступкам, умению признавать свои ошибки и исправлять их.
Сапаргалиева Гулнар Кадровна
Воспитатель КГУ «Мичуринский детский дом», Казахстан, Павлодарская область, село Мичурино.

Воспитательный час «Что такое совесть»

Цель: Формирование знаний о функциях совести в жизни человека;
Задачи:
1.Раскрыть значение слова «совесть», подвести к нужным и правильным выводам.
2.Помочь детям осознать важность гармонии со своей совестью, важность ответственного отношения к своим поступкам;
3.Рассмотреть и проанализировать внутреннюю работу совести в различных обстоятельствах.
Ожидаемый результат:
1. Ценностное отношение к своей совести;
2. Умение исправлять свои ошибки: прощать, просить прощение, возмещать ущерб, нанесенный другому человеку;
3. Умение давать объективную оценку своему внутреннему состоянию.
Предварительная работа: мини – сочинение «Что такое совесть»;
Оборудование: видеоматериал о совести, слайды о духовных законах жизни: «Закон сеяния и жатвы», «Закон бумеранга», «Закон эха», «Побеждай зло добром», «Не делай другим того, что не желаешь себе».
1.Мозговая атака
Вопросы воспитателя детям:
- Что вы знаете о совести?
- Какой может быть совесть?

Для чего необходима совесть?
- В чем проявляется действие совести?
- Знакомы ли вы с голосом совести?
- Как вы понимаете высказывание:
«Будь господином своей воли, но для совести будь рабом».
- Что значит идти на компромисс со своей совестью?
- Какие нравственные законы выражает совесть?
- Что значит быть «бессовестным»?
Дети размышляют над вопросами, дают свои ответы. Воспитатель предлагает желающим зачитать свои сочинения и обобщает размышления и выводы.
Воспитатель: Человек рождается с совестью и это отличает его от животного. Совесть- это заложенный внутри человека нравственный закон жизни, добра, любви и справедливости. Человек может знать через внутренний голос совести о качестве своего поступка. Понятие «угрызения совести», я думаю, знакомо всем нам. Ты можешь чувствовать внутреннюю боль и неудовлетворение, даже если в глазах других твой поступок хорош. Совесть всегда будет обличать тебя в неправоте, в нечистых мотивах сердца, в несправедливости, которую ты допускаешь. У нас всегда есть выбор подчиниться или заглушить голос совести.
Вы должны усвоить одну истину - чистая совесть поможет вам спать спокойно, преодолевать трудности, радоваться жизни, иметь внутреннюю свободу. Нечистая совесть будет мучить вас, угнетать, заставит жить в страхе за себя, отнимет радость и спокойствие Легко допустить компромисс с совестью, но нелегко, после, исправить ситуацию. Многие люди живут по стандартам, которые им кто-то навязывает. Они не привыкли взвешивать свои поступки, анализировать, прислушиваться к своей совести. Но у вас есть возможность уже сейчас принять твердое решение быть «рабом» своей совести. Приняв такое решение, вы удержите себя от многих ошибок и потерь. Совесть поможет вам не причинять вреда и зла другим, не мстить, не унижать, прощать, поможет не ожесточаться и даст вам направление. Страшно не иметь совести, потерять ее. У такого человека нет правильного ориентира в жизни. Он делает то, что считает для себя выгодным, не считаясь ни с кем.
2.Видеоматериал о совести.

3.Работа в малых группах (5 групп)
Для того, чтобы узнавать голос совести, нужно знать и исполнять ее нравственные законы.
Задание: охарактеризовать один из духовно - нравственных законов и объяснить его действие в конкретной ситуации из жизни.
Дети рассаживаются группами и обсуждают задание.
1 группа: «Закон сеяния и жатвы»
2 группа: «Закон бумеранга»
3 группа: «Закон эха»
4 группа: «Побеждай зло добром»
5 группа: «Не делай другим того, что не желаешь себе»
Каждая группа составляет свой ответ и затем зачитывает его. Дети размышляют и приводят свои доводы, дополняя друг друга.
Воспитатель:
Закон сеяния и жатвы.
Сеется семя одно, а урожай, плод бывает обильным. От того какое семя ты посеял, зависит и твой урожай. Если ты питаешься только плохой информацией, то пожнешь только плохое. Если ты совершаешь зло по отношению к другим, то ответом будет такое же отношение к тебе, как человеку.
Целеустремленность, избирательное отношение к информации, к общению, к взаимоотношениям, работа над своим характером, честность, уважение и любовь к людям, стремление к полезным знаниям, даст свои обильные положительные плоды. Плод, как известно, вырастает из одного семени. Урожай собирают по роду посеянного семени, в многократном размере.
Закон «бумеранга» - есть такая индейская поговорка «Бумеранг не возвращается пустым». Бумеранг - метательное орудие серповидной формы, которое обычно возвращается обратно к тому месту, откуда было пущено (у аборигенов Австралии). Ты сделал что-то необдуманно, но получаешь взамен много неприятностей. Делаешь добро – оно к тебе возвращается. Бумеранг – это возвращение назад в твою жизнь, всех твоих поступков. Не надо думать, что делая зло, ты вредишь другим. Это не совсем так. Все сделанное возвращается бумерангом к тебе самому и приносит свой плод. Закон «эха» - если вы крикните в лесу один раз, то крик прозвучит несколько раз, в зависимости от силы, которую вы приложили. То же происходит часто во взаимоотношениях между людьми. Один поступок имеет множество соответствующих последствий.
«Побеждай зло добром»
Почему зло побеждается только добром?
Потому что тот, кто делает зло - сеет его в свою жизнь и пожнет свой урожай, не надо пытаться наказать его, делая ему зло. Это отнимет у тебя жизненные силы, радость жизни, наполнит горечью и ненавистью, может быть на всю жизнь. Но если ты будешь помнить о том, что каждый несет ответственность за свои поступки через действие этих законов, это освободит тебя от чувства мести и поможет жить и радоваться жизни дальше.
«Не делай другим того, чего не желаешь себе» - этот духовный закон поможет тебе представлять себя на месте другого человека и размышлять над тем, какое же действие оказывает твой поступок и как бы ты чувствовал себя на месте другого человека. Понимание ценности этого закона научит тебя сопереживать, сострадать и прощать других.
4.Ролевые игры.
Дети делятся на 2 команды
Задание: придумайте сценку, основанную на этих законах.
Дети придумывают ситуацию и демонстрируют последствия, при этом объясняя причины последствий, основанные на полученной информации воспитательного часа.
5.Индивидуальная работа: (раздаются листы бумаги и карандаши).
Задание: нарисуйте свое сердце, представьте, что это почва, напишите, какие семена вы хотите посадить, чтобы был хороший урожай.
Дети рисуют, а затем кратко характеризуют свои рисунки, обосновывая свой выбор.
6.Рефлексия
Незаконченное предложение: «Совесть это…»

Презентация на тему: Что такое совесть

Похожие публикации