Новая школа - Образовательный портал

История происхождения заюково. История происхождения заюково В какую погоду Солнце опаснее

Существует несколько преданий относительно истории происхождения с. Заюково. Остановимся на одном из наиболее реальных вариантов.

Атажукино II (Нижнее Атажукино) образовалось раньше, чем Атажукино I (Верхнее Атажукино). В Атажукино II проживала семья князя Касея Атажукина. У него был сын Хатокшуко. После смерти отца Хатокшуко воспитывался у дяди Бекмурзы. Когда подрос, Хатокшуко не ужился с дядей, между ними час­то происходили споры, которые в конце концов закончи­лись судебным разбирательством. По обвинению Бекмур­зы, Хатокшуко был выслан из Кабарды. После возвра­щения на родину Хатокшуко окончательно решил уйти от дяди и выбрать себе новое местожительство. Когда дело дошло до раздела имущества и людей, Бекмурза, думая, что никто не пойдет с Хатокшуко, сказал: «Возь­ми из подчиненных тех, кто согласен с тобой жить». Тог­да Хатокшуко обратился к крестьянам и уоркам: «Кто хочет со мной жить, переходите на левую сторону реки Баксан, на поляну кизиловой рощи. Я там выбираю но­вое местожительство». За ним пошли семьи Батоко Апшева, Кары и Пшимахо Шурдумовых, Хажибатыра Бжихатлова, Марема Шаова, Матгери Шидова, Едика и Пата Гедгафовых, Закрея Бирсова, Гулы Шорова, Хариса Каранашева, Али Абазова и Ибрагима Купова. На второй день, рано утром к ним прискакал какой-то всад­ник и забрал с собой молодого князя. Через несколько дней вернулся Хатокшуко, известивший о том, что был на торжестве в честь переименования станицы Горячие Воды (Псыхуабэ) в город Пятигорск. 14 мая 1830 г. был опубликован сенатский указ «по высочайше утвержден­ному положению Комитета министров по учреждении при Кавказских минеральных водах нового города Пя­тигорска и о переводе туда присутственных мест из горо­да Георгиевска» ". Выходит, Заюково - ровесник г. Пя­тигорска.

Таким образом, князь Атажукин выбрал место на бе­регу Баксана, где сейчас находится вспомогательная школа-интернат. В настоящее время там стоит дом, построенный в 1909 г. его внуком Альгери Асланбековичем. Остальные поселенцы расположились рядом, на левой стороне реки.

Через некоторое время из низменной части Большой Кабарды приехал Герандуко Шогенов и занял свободное место справа от князя. Все его родственники поселились также на этой территории: образовался большой квар­тал Шогеновых. Со временем этот квартал выделился как отдельное поселение. Атажукино было разделено на несколько кварталов (хьэблэ): Жемуховых, Шомаховых, Шурдумовых, Шогеновых и т. д.

В 1861 г. в Атажукино I насчитывалось 33 двора. По­сле отмены крепостного права в Кабардино-Балкарии (1867 г.) количество дво­ров значительно увеличилось.

В 1867 г. поселения Атажукино I и Герандуко Шогенова были объединены в одно село с общей численностью 117 дворов.


Необходимо отметить, что описываемые события происходили в период русско-кавказской войны (согласно российской историографии война шла в 1817-1864гг., согласно исследований местных историков эта война началась в первой половине XVIII века и завершилась в 1864 г.). Общегосударственные события не могли обойти стороной селение. Как известно, основным последствием, итогом русско-кавказской войны стало выселение значительного числа горцев в Турцию. Выселение это проводилось на основе договоренности, достигнутой между Россией и Турцией. Выселение горцев в Турцию обернулось трагедией для кабардинского народа. По некоторым историческим сведениям во время переселения погибло около 500тыс. черкесов. Но независимо от этих жертв духовенство и многие кабардинские князья призывали народ к переселению в Турцию. Влияние мусульманского духовенства отрица­тельно сказывалось на росте и развитии населения Заюково. Мул­лы беспрерывно раздували межнациональную рознь, вызывали у трудящихся ненависть ко всему христианско­му, агитировали людей за переселение в Турцию, где якобы всех ожидали блаженство и счастье. Царское правительство поддерживало стремление духовенства, потому что ему нужны были свободные (освободившие­ся) земли для вознаграждения своих верноподданных - местных князей. Многие поддались агитации. Турция также была заинтересована в расселении черкесов на своей территории. Черкесы были расселены на границах Турции, чтобы защищать страну от внешних посягательств. Объяснялось это тем, что черкесы издавна славились своей воинственностью, храбростью, стойкостью. Во второй половине XIX в. в Турцию из Атажукино I переселились многие семьи из родов Шурдумовых, Шо­геновых, Хаповых, Хацуковых, Сабанчиевых, Бирсовых, Жиляевых, Шерховых, Кардановых и других. Царское правительство добилось желаемого: значительные территории, на которых проживали черкесы, в том числе и кабардинцы, была освобождена для расселения на ней своих верноподданных. Жители Атажукино I и Атажуки­но II, не испытывавшие раньше никаких противоречий по поводу распределения между ними земли, поставлены были перед угрозой потери значительной части своих владений. Посевные, сенокосные угодья и пастбища, которые распределя­лись по семьям (родам), становятся объектом спора.

Для решения различных вопросов, затрагивавших ин­тересы всех жителей, специально созывались собрания (хасэ), в которых участвовало только взрослое население муж­ского пола. Такие собрания обычно проводились на кур­гане, который возвышался позади дома Атажукина. На них разбирались земельные и имущественные вопросы, конфликты между родами, дела об убийствах, избира­лись судьи. На сходах привилегиями пользовались князья, муллы, народные мудрецы, воины. Однако со временем древний народный порядок уступил место «дворянскому праву», что обеспечивало «избранным» господствую­щее положение в обществе.

Проводились и поквартальные собрания, где в основ­ном решались вопросы о строительстве квартальной ме­чети, найме пастуха и т. д.

Население Атажукино I в основном занималось земле­делием и скотоводством. Как известно, к концу 1869 г. в Кабарде наделение сел землей, основанное на принци­пе общинного права владения, было закончено. Тогда на 214 дворов селу Атажукино I было отведено 11500 де­сятин земли, из них под посевами 860 десятин. Участок князя Хатокшуко Атажукина составлял 800 десятин.

Жители села главным образом возделывали просо и кукурузу. Заделку семян в почву производили терновой волокушей. Но в конце XIX в. у сельчан начали появ­ляться деревянные бороны с металлическими зубьями и железные плуги.

Урожайность сельскохозяйственных культур была весьма низкой.

Многие крестьяне не имели рабочего скота. Поэтому своими силами они не могли обрабатывать свой клочок земли. Им приходилось объединяться в супряги (дзей).

Основным занятием атажукинцев было скотоводство, которое оставалось наиболее выгодной отраслью хозяй­ства в данной местности. Между представителями раз­личных слоев населения крупный и мелкий скот рас­пределялся неравномерно. Значительной частью лоша­дей, крупного рогатого скота и овец владела феодальная верхушка, лучшие пастбища также принадлежали бо­гатым.

Среди атажукинцев встречалось много семей, не имевших ни одной лошади, ни одной коровы. Так, в 1889 г. из общего количества 269 дворов число безлошад­ных составляло 52,4%.

В основном занимались мясным животноводством. На повышение надоя молока и улучшение породности жи­вотных почти не обращали внимания.

Атажукинцы занимались промыслами: каждая четвертая семья изготовляла бурки (многие мастера, изготовлявшие бурки,были известны по всему Северному Кавказу), арчаки (уанэпхъафэ), ремни, металлические принадлежности седла, уздечек, занимались пошивом подушек.

Многие жители занимались кузнечным ремеслом, изготовлением тавро­вых знаков, частей плугов, арб, борон, серпов.

В 1899 г. в Атажукино грамотных насчитывалось все­го 11 человек, среди которых четверо имели духовное звание.

Обнищание, голод, разруха, плохие материально-жилищные условия сопутствовали трудовому народу. Поэтому заболеваемость и смертность среди населения были велики. На каждую тысячу взрослого населения ежегодно в среднем умирало 30 человек, а на 100 родив­шихся детей - больше половины, не достигнув одного года. Так, в 1898 г. на 2444 жителя села за один год родилось всего 45 человек, а умерло 32, в том числе де­тей до 5 лет - 14.

В Атажукино I не было ни одного врача. Но некоторые жители научились врачевать и оказывать больным элементарную медицинскую помощь. Пользовались они различными народными средствами и снадобьями.

Атажукинцы имели своих певцов, музыкантов, танцо­ров и сочинителей. Музыканты-импровизаторы не только хорошо исполняли кабардинские народные напевы и танцы, но и сами сочиняли песни о своих односельчан, воспевали их мужество в походах и обыденной жизни, высмеивали трусов и лентяев.

Доброго времени суток, дорогие друзья. В предыдущей записи рассказал о первом блог-туре в рамках реализации проекта «КБР-ТУР». Подошла очередь вспомнить о втором дне наших выездов. На этот раз мы держали курс в Заюково.

Уже несколько лет, как слово Заюково не сходит с уст историков, краеведов, любителей мистики и сенсаций. Чего только не находили в этих местах – шахты, пещеры, захоронения, солнечные обсерватории и т.д. Охватить весь спектр находок за день не представлялось возможным, но увидеть добрую часть было реально. С этой целью мы и выехали колонной из трех автомобилей из Нальчика.

Как и за день до этого, опасались дождя. На этот раз высшие силы могли вбить клин в наши планы еще сильнее, потому что ехать предстояло по дорогам замысловатым, труднопроходимым. Если бы дождь шел, можно было бы смело разворачиваться и ехать обратно в Нальчик. В районе Баксана появился густой туман, а вместе с тем начали появляться и сомнения в осуществимости задуманного. Но, к нашему счастью, в Заюково солнце взяло бразды правления в свои руки. Погода была ясной. Значит высшие силы дали добро на наш блог-тур.

У въезда в село нас встречали Маршенкулов Мухамед и Кармоков Анзор. Перед началом основных мероприятий возложили цветы к монументу защитникам Отечества и памятнику великому адыгскому мудрецу, философу, мыслителю, дипломату, общественному и политическому деятелю Жабаги Казаноко.

Далее наша колонна уже из 5 внедорожников начала подъем к местам раскопок. Сидел я в пассажирской газели, специально модифицированной для таких горных дорог. Извергая целый букет звуков под капотом, наш железный конь взбирался на все выступы. Иногда приходилось немного менять маршрут из-за опасности перевернуться. На крыше сидели Кушхов Инал, Дима Тимофеев и Ахмед Аутлов. Не могу даже представить, сколько адреналина выработал их организм в тот день. Спустя полчаса наша автоколонна без потерь добралась до пункта назначения.

Археолог из Москвы Александр Скаков уже был готов к десанту блогеров. Он встретил нас радушной улыбкой и без промедлений начал показывать найденное под слоем заюковской земли. Для начала мы сняли с места раскопок полиэтиленовую пленку, защищавшую извлекаемые объекты от природных стихий.

У меня с детства была мечта побывать в настоящих раскопках. В этот день она осуществилась. Под пленкой оказались человеческие захоронения, относящиеся к знаменитой Кобанской культуре. Примерная датировка – V-VI в.в. до н.э.

Когда научный сотрудник Института археологии РАН озвучил примерный возраст этих останков, мурашки устроили на моем теле марафонский забег. Подумать только – эти люди жили 2500 лет назад. «На каком языке они говорили? К какому племени принадлежали? Какая у них была духовная и материальная культура?» — вопросы в голове перемешались в кашу.

Александр оказался специалистом по Кобанской культуре.

Он много лет участвовал в раскопках в Абхазии и лишь две недели назад приехал в составе научной группы из Москвы в Заюково. После жаркой Апсны, суровая в это время года Кабардино-Балкария была для археолога своеобразным открытием. Александр Юрьевич был интересным рассказчиком. Вся наша группа слушала его внимательно. Лишь вопросы, буйный ветер и щелканье фотоаппаратов нарушали эту гармонию.

Археолог поведал, что в финансировании этих раскопок принимает участие и КБГУ, а студенты исторического факультета приезжают сюда для прохождения практики. Он поблагодарил руководство вуза за финансовую поддержку и высказал надежду на то, что такое плодотворное сотрудничество между университетом и Институтом археологии РАН будет и дальше. Признаюсь, немного позавидовал студентам-историкам.

К сожалению, до приезда ученых черные копатели успели переворошить немалую часть этих захоронений. На черный рынок ушли бесценные артефакты, а человеческие останки валялись как ненужный мусор. Как рассказал Александр Юрьевич, первым тревогу забил знаменитый краевед (Виктор Котляров). Не могу рассказать о всей истории, предшествовавшей раскопкам, но в итоге из Москвы приехала группа археологов.

Как относиться к тому, что человеческие могилы раскапываются? С точки зрения религии и этики это, наверное, неправильно, но лучше уж научные специалисты будут культурно раскапывать все для изучения истории, чем наблюдать картину с разбросанными человеческими костями, как это было в Заюково. Участок раскопок, по словам Скакова, большой. Времени и средств для завершения работ в этом году не хватит. С холодами придется обо всем этом забыть. Главное, что процесс пошел.

Кроме места раскопок в этом районе были еще и камни правильной формы, лежащие по кругу. Есть предположение, что это солнечная обсерватория, использовавшаяся в древности здешними жителями для наблюдения за звездами. Может быть так и есть. Одно понятно точно – в этом месте их положила не природа.

Также недалеко находилась пещера, куда мы пошли затем. Внутри ничего интересного не было, но вид открывался потрясающий:

Известно, что на территории современного Кавказа в древности было море. Свидетельства этому, как поведали местные жители, находят в скале, где выбита пещера, часто. Оттуда вываливаются окаменевшие моллюски. Одно большое морское животное, превратившееся в камень, очень бросалось в глаза:

После осмотра пещеры мы расселись по машинам и спустились в село. Уже настало время обеда. Как и за день до этого, «жестокость» приема хозяевами села зашкаливала.

Как вы, наверное, поняли, программа пребывания в Заюково была впечатляющей. Но после Харакоры у нас было еще одно дело – разговор со старешиной рода Кармоко Хусейном. В доме, где нас уже ждали, мы застали очень величественного старца.

Я сразу поразился его чертам лица – глубоко посаженные, сосредоточенные глаза, прямой нос, мужественные скулы. Перед нами был человек, много повидавший в жизни. Хусейн был немногословен. Но каждое слово, произнесенное им, было обдумано и выверено. Мне кажется, мы застали подлинный типаж старца-адыга. Тхамаде идет 88-й год. Поэтому решили не утомлять его и ушли, поблагодарив за теплый прием и удовольствие, полученное от общения с ним.

Таким был второй день нашего блог-тура. Он подарил незабываемые ощущения всем его участникам. Воплощенная в реальность детская мечта о раскопках будет долго греть мое сердце, как и весь этот день в таинственном Заюково.

В статье использованы фотографии: и Мадины Жанатаевой.

Я O L

Географическое положение

Селение расположено в ущелье реки Баксан , в юго-западной части Баксанского района . Находится в 25 км к юго-западу от районного центра Баксан , и в 50 км от Нальчика .

Площадь территории сельского поселения составляет - 143,33 км².

Граничит с землями населённых пунктов: Атажукино на севере, Верхний Куркужин на западе, Кенделен , Жанхотеко и Лашкута на юге, а также с землями Государственного Лесного Фонда (Гослесфонда) на востоке.

Населённый пункт находится в переходной от предгорной в горную, зоне республики. Рельеф местности представляет собой сильно разветвленную систему хребтов, возвышающиеся над селом по обоим его сторонам. Средние высоты на территории села составляют 905 метров над уровнем моря.. Над западной частью села возвышаются вершины - Заюко (1 401 м), Хара Хора (1 233 м), и Матхука (1 071 м). Также на территории села находятся много надземных и подземных пещер , и древние подземные сооружения.

Из недр земли в основном добываются туф и известь . Имеется предварительно разведанная Заюковское месторождение нефти .

Гидрографическая сеть представлена реками - Баксан , и его притоками Гунделен, Хекуарде, Хангок и другие. Местность богата подземными водами . Имеется горячий лечебный источник.

Климат умеренный. Лето жаркое с температурами +25…+30°С, зима прохладная, и температура редко опускается ниже −10…−12°С. Среднее количество осадков составляет 400-600 мм в год, и основная их часть приходится на период с апреля по июнь.

Через село проходит трасса Баксан-Эльбрус ведущая в Национальный парк «Приэльбрусье» .

История

До образования современного села на его территории располагалось несколько аулов . Так на месте, где ныне расположена верхняя плотина Баксанской ГЭС , обитал княжеский род Шогемоковых, которые были валием (верховными князьями) Кабарды в XVII веке .

В междуречье рек Баксан и Гунделен был аул Дюменово (Думэн хьэблэ ). На правом берегу реки Баксан располагались аулы - Хамгурово (Хьэмгъур хьэблэ ) и Казаноково (Къазэнокъуей ), а на левом берегу находился аул Бжахово (Бжьахъуэ хьэблэ ). Перед входом в ущелье разбросано располагались аулы - Борово (Борей хьэблэ ), Хатуково (Хьэтыкъуэ хьэблэ ) и Пшицуково (Пщыцӏыкӏу хьэблэ ), а на реке Хекуарде находился аул Мешоко (Мыщокъуэ хьэблэ ). В 1810 году аул, находившийся на левом берегу реки Хангок, был полностью разрушен и сожжён русскими войсками .

Ядро современного села основано в 1830 году , и первоначально называлось Верхнее Атажукино . Основателем был кабардинский князь Хатокшуко Атажукин (сын Касея Атажукина), который со своими людьми переселился из села Атажукино .

Село быстро росло и расширялось благодаря объединению близлежащих аулов. Однако с окончанием Кавказской войны многие жители вынуждено покинули село в ходе мухаджирства .

В ходе Земельной реформы Кабарды в 1867 году к аулу Хатокшуко Атажукина был присоединен аул Герендуки Шогенова, располагавшийся выше по ущелью.

Местное самоуправление

Структуру органов местного самоуправления сельского поселения составляют:

  • Глава сельского поселения - Хацуков Заур Гидович.
  • Администрация сельского поселения Заюково - состоит из 6 человек.
  • Совет местного самоуправления сельского поселения Заюково - состоит из 15 депутатов.

Образование

Здравоохранение

Культура

Ислам

Предприятия

Археология

Неподалеку от села Заюково в гроте Сарадж-Чуко (или Зараджуко ) найдены мустьерские орудия, возрастом 50-70 тыс. лет назад (средний палеолит) . Обсидиан из грота Сарадж-Чуко доставлялся неандертальцами в Мезмайскую пещеру в Апшеронском районе Краснодарского края за 250 км. Орудия неандертальцев из Сарадж-Чуко по технологии изготовления близки к орудиям неандертальцев, живших на Восточном и Южном Кавказе и на территории современного Ирана .

Известные жители

  • Жабаги Казаноко (1686-1750 гг.) - легендарный народный просветитель у восточных адыгов (кабардинцев). Ныне в центре села Заюково (рядом с домом культуры) возвышается памятник в его честь.
  • Измаил-бей Атажукин - прототип одноименного героя в произведении Михаила Юрьевича Лермонтова - «Измаил-бей» (Восточная повесть).
  • Нахушев Черим Хачимович (род. 1970) - адыгский исполнитель национальной этнической музыки, популярный в среде адыгов как на Кавказе, так и за рубежом среди адыгской диаспоры.
  • Гетаов Оли Билимготович - обладатель полного комплекта Георгиевских крестов «для мусульман», участник Русско-Японской и Первой Мировой войнах.
  • Хафицэ Мухаммед - заслуженный деятель культуры РФ. Один из председателей Международной Черкесской Ассоциации (Адыгэ Хасэ).
  • Артур Жемухов - краевед.
  • Шаова Нану Цуковна (1891-2019) - самый пожилой человек России по версии Книги рекордов России с июля 2017 по январь 2019 года.
  • Кармоков Хачим Мухамедович (род. 1941) - российский политический деятель.

Ссылки

Примечания

  1. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2019 года (неопр.) . Дата обращения 31 июля 2019.
  2. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 27 февраля 2005 года N 13-РЗ «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике»
  3. Историческая справка селения Заюково (неопр.) .
  4. Абитов Х. Ц., Жиляев Н. Х. Заюково. - Нальчик: Эльбрус, 1978.
  5. Баксанский район (1939 г.) (неопр.) . Дата обращения 22 сентября 2013. Архивировано 22 сентября 2013 года.
  6. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность сельского населения РСФСР - жителей сельских населённых пунктов - районных центров по полу
  7. Баксанский район. 1970 год (неопр.) . Дата обращения 14 октября 2013. Архивировано 14 октября 2013 года.
  8. Всесоюзная перепись населения 1979 года. Численность сельского населения РСФСР - жителей сельских населённых пунктов - районных центров (неопр.) . Дата обращения 29 декабря 2013. Архивировано 29 декабря 2013 года.
  9. Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более (неопр.) .

Солнце - источник жизни на планете. Его лучи дарят необходимые свет и тепло. Вместе с тем ультрафиолетовое излучение Солнца губительно для всего живого. Чтобы найти компромисс между полезными и вредными свойствами Солнца, метеорологи рассчитывают индекс ультрафиолетового излучения, который характеризует степень его опасности.

Какое УФ-излучение Солнца бывает

Ультрафиолетовое излучение Солнца имеет широкий диапазон и подразделяется на три области, две из которых достигают Земли.

  • УФ-А. Длинноволновое излучение диапазона

    315–400 нм

    Лучи почти свободно проходят через все атмосферные «заграждения» и доходят до Земли.

  • УФ-B. Средневолновое излучение диапазона

    280–315 нм

    Лучи на 90 % поглощается озоновым слоем, углекислым газом и водяным паром.

  • УФ-C. Коротковолновое излучение диапазона

    100–280 нм

    Самая опасная область. Полностью поглощаются стратосферным озоном, не достигая Земли.

Чем больше в атмосфере озона, облаков и аэрозолей, тем меньше губительное воздействие Солнца. Однако эти спасительные факторы имеют высокую естественную изменчивость. Годовой максимум стратосферного озона приходится на весну, а минимум - на осень. Облачность ― одна из самых непостоянных характеристик погоды. Содержание углекислого газа также все время меняется.

При каких значениях УФ-индекса существует опасность

УФ-индекс дает оценку величины УФ-излучения Солнца на поверхности Земли. Значения УФ-индекса варьируются от безопасного 0 до экстремального 11+.

  • 0 – 2 Низкий
  • 3 – 5 Умеренный
  • 6 – 7 Высокий
  • 8 – 10 Очень высокий
  • 11+ Экстремальный

В средних широтах УФ-индекс приближается к небезопасным значениям (6–7) только при максимальной высоте Солнца над горизонтом (происходит в конце июня - начале июля). На экваторе в течение года УФ-индекс достигает 9...11+ баллов.

Чем полезно Солнце

В малых дозах УФ-радиация Солнца просто необходима. Солнечные лучи синтезируют необходимые для нашего здоровья меланин, серотонин, витамин D, предотвращают рахит.

Меланин создает своеобразный защитный барьер для клеток кожи от вредного воздействия Солнца. Из-за него наша кожа темнеет и становится эластичней.

Гормон счастья серотонин влияет на наше самочувствие: он улучшает настроение и повышает общий жизненный тонус.

Витамин D укрепляет иммунную систему, стабилизирует кровяное давление и выполняет антирахитные функции.

Чем опасно Солнце

Принимая солнечные ванны, важно понимать, что граница между полезным и вредным Солнцем очень тонка. Чрезмерный загар всегда граничит с ожогом. Ультрафиолетовое излучение повреждает ДНК в клетках кожи.

Защитная система организма не может справиться с таким агрессивным воздействием. Это снижает иммунитет, повреждает сетчатку глаз, вызывает старение кожи и может привести к раку.

Ультрафиолет разрушает цепочку ДНК

Как Солнце влияет на людей

Восприимчивость к УФ-излучению зависит от типа кожи. Наиболее чувствительны к Солнцу люди европейской расы - для них защита требуется уже при индексе 3, а опасным считается 6.

В то же время для индонезийцев и афроамериканцев этот порог составляет 6 и 8 соответственно.

Кто больше всего попадает под влияние Солнца

    Люди со светлым

    тоном кожи

    Люди, имеющие много родинок

    Жители средних широт во время отдыха на юге

    Любители зимней

    рыбалки

    Горнолыжники и альпинисты

    Люди, имеющие семейную историю рака кожи

В какую погоду Солнце опаснее

То, что Солнце опасно только в жаркую и ясную погоду - распространенное заблуждение. Обгореть можно и в прохладную облачную погоду.

Облачность, какой бы плотной она ни была, вовсе не сводит количество ультрафиолета к нулю. В средних широтах облачность значительно уменьшает риск обгореть, чего нельзя сказать о традиционных местах пляжного отдыха. Например, в тропиках, если в солнечную погоду можно обгореть за 30 минут, то в облачную - за пару часов.

Как защищаться от Солнца

Для защиты от губительных лучей соблюдайте простые правила:

    Меньше находитесь на Солнце в полуденные часы

    Носите светлую одежду, в том числе широкополые шляпы

    Пользуйтесь защитными кремами

    Надевайте солнцезащитные очки

    На пляже больше находитесь в тени

Какой солнцезащитный крем выбрать

Солнцезащитный крем различается по степени защиты от Солнца и маркируется от 2 до 50+. Цифры означают долю солнечной радиации, которая преодолевает защиту крема и достигает кожи.

Например, при нанесении крема с маркировкой 15, только 1/15 (или 7 %) ультрафиолетовых лучей преодолеют защитную пленку. В случае с кремом 50 - только 1/50, или 2 %, воздействуют на кожный покров.

Солнцезащитный крем создает на теле отражающий слой. Вместе с тем важно понимать, что ни один крем не способен отразить 100 % ультрафиолета.

Для повседневного использования, когда время нахождения под Солнцем не превышает получаса, вполне подойдет крем с защитой 15. Для загара на пляже лучше брать 30 и выше. Однако для светлокожих рекомендуется использовать крем с маркировкой 50+.

Как применять солнцезащитный крем

Крем следует наносить равномерно на всю открытую кожу, в том числе лицо, уши и шею. Если планируете загорать достаточно долго, то крем следует наносить дважды: за 30 минут до выхода и, дополнительно, перед выходом на пляж.

Необходимый объем для нанесения уточняйте в инструкции крема.

Как применять солнцезащитный крем при купании

Солнцезащитный крем следует наносить каждый раз после купания. Вода смывает защитную пленку и, отражая солнечные лучи, увеличивает дозу получаемого ультрафиолета. Таким образом, при купании риск обгорания возрастает. Однако за счет эффекта охлаждения вы можете не почувствовать ожог.

Обильное потоотделение и обтирание полотенцем - также повод, чтобы повторно защитить кожный покров.

Следует помнить, что на пляже, даже под зонтиком, тень не обеспечивает полноценной защиты. Песок, вода и даже трава отражают до 20 % ультрафиолетовых лучей, увеличивая их воздействие на кожу.

Как защищать глаза

Солнечный свет, отражаясь от воды, снега или песка, может вызвать болезненный ожог сетчатки глаз. Для защиты глаз используйте солнечные очки с ультрафиолетовым фильтром.

Опасность для горнолыжников и альпинистов

В горах атмосферный «фильтр» тоньше. На каждые 100 метров высоты УФ-индекс увеличивается на 5 %.

Снег отражает до 85 % ультрафиолетовых лучей. Кроме того, до 80 % отраженного снежным покровом ультрафиолета вновь отражается облаками.

Таким образом, в горах Солнце наиболее опасно. Защищать лицо, нижнюю часть подбородка и уши необходимо даже в облачную погоду.

Как бороться с солнечными ожогами, если вы обгорели

    Обработайте тело влажной губкой, чтобы смочить ожог

    Смажьте обгоревшие участки противоожоговым кремом

    При повышении температуры обратитесь ко врачу, вам могут рекомендовать принять жаропонижающее

    Если ожог сильный (кожа сильно набухает и пузырится), обратитесь за медицинской помощью

Похожие публикации