Новая школа - Образовательный портал

Лаптев харитон прокофьевич, землепроходец. Биография Братья лаптевы биография

Образование и начало карьеры
О ранних годах жизни Харитона Лаптева известно немного. Родился он в 1700 г. в Великолукской провинции в семье мелкопоместного дворянина. В 1715 г. началось его обучение Морской академии, куда он поступил с своим двоюр. братом Д.Я. Лаптевым.
В 1718 г. Лаптевых произвели в гардемарины. С этого времени началась их служба на Балт. флоте. В 1721 г. оба брата получили производство в мичманы, после чего их пути разошлись.
В 1734 г. Х.П. Лаптев совершил поездку на Дон для того, чтобы найти подходящее место сооружения верфей. С 1737 г. - командир придворной яхты «Декроне».
Экспедиция
Жизнь Лаптевых изменилась с назначением в Великую Северную экспедицию. Цель - нанесение на карту сев. побережья России, побережья Охотского моря и Камчатки. Ее участниками стали около 600 чел., разбившихся на несколько отдельных отрядов.
В марте 1738 г. Лаптевы направились из Петербурга в Якутск. Х.П. Лаптев получил назначение руководителем Ленско-Хатангского отряда экспедиции. Эта должность ему досталась после смерти В.В. Прончищева. Отряд должен был продолжать изучение побережья Сев. Ледовитого океана от Лены до Енисея.
В мае 1739 г. Х.П. Лаптев приехал в Якутск. Подготовив все необходимое для экспедиции, на дубель-шлюпке «Якутск» отряд спустился по реке Лене и приступил к обследованию побережья к западу от устья. Обойдя с севера остров Бегичева, который был принят за полуостров, Х.П. Лаптев оказался в Хатангском заливе. Двигаясь вдоль берега Таймыра на сев., он тем самым повторил маршрут В.В. Прончищева.
Следуя через тяжелые льды на сев., «Якутск» достиг мыса Фаддея, но дальнейший путь был невозможен и Х.П. Лаптев принял решение зазимовать в Хатангском заливе. Пока судно стояло на зимовке, отряд изучил побережье по суше.
Летом 1740 г. Лаптев предпринял вторую попытку обогнуть по морю Таймырский п-ов. Однако 13 августа 1740 г. судно зажало льдами. Команда «Якутска» перебралась на берег. 31 августа «Якутск» со льдами унесло в море, а отряд вернулся к месту прошлогодней зимовки.
После зимовки Х.П. Лаптев решил описать Таймырский п-ов, следуя по суше. Ранней весной 1741 г. отряд был разбит на три партии. 28 марта 1741 г. Хатангское зимовье покинула группа С.И. Челюскина, которая направилась по тундре до устья реки Пясины, чтобы, двигаясь на восток, описать берег до устья реки Таймыры. 3 мая 1741 г. вышла группа геодезиста Н. Чекина, перед которой была поставлена задача изучить вост. и сев. берега Таймырского п-ова. 5 мая 1741 г. Х.П. Лаптев с третьей группой через тундру прошел к устью реки Таймыры. Ему удалось пройти с Хатанги на Таймырское озеро, затем - к устью Таймыры, произвести съемку морского берега к зап. Исследователь правильно определил координаты устья реки и Северо-Западного мыса.
На 7521 с.ш. X.П. Лаптев соединился с С.И. Челюскиным, объединенный отряд направился в Туруханск, в котором зазимовали. После зимовки экспедиция продолжилась в начале 1742 г. - Челюскин достиг самой сев. точки азиатского материка. К концу лета 1742 г. отряд Х.П. Лаптева закончил свою работу. Через Туруханск и Енисейск Лаптевы отправились в Санкт-Петербург.
Значение экспедиции
Экспедицией произведена съемка труднодоступного участка Сев. Сибири, который ранее оставался не изученным. Собраны важные данные по общей географии, по метеорологии края, приливам, льдам, магнетизму, фауне и флоре, составу населения.
Дальнейшая судьба
По возвращении из экспедиции X.П. Лаптев выступил одним из сост. Генеральной карты Российской Империи (1746). Служил командиром на кораблях, бороздивших Балт., Сев., Баренцево и Белое моря (1747 - 1755). Принимал участие в Семилетней войне. С 1762 г. - капитан 1-го ранга.
Умер Х.П. Лаптев 21 декабря 1763 г. в Петербурге.

Родословная рода Лаптевых начиналась со знаменитого князя Родеги, выехавшего из Косуйской орды. У потомка этого князя Глеба Романовича Сорокоумова был сын Варфоломей, по прозванию Лапоть, от которого и пошли Лаптевы.

Год 1700-й - в семье… Лаптева, владельца сельца Покарево (оно и нынче живет и почти здравствует), родился сын - Харитон Лаптев. Годом позже (в 1701-м) в семье его брата Якова Лаптева, владельца села Болотово (селение исчезло в годы войны), тоже появляется на свет сын - Дмитрий Лаптев. Крестили мальчиков в приходской Слауйской церкви. Здесь стоит обратить особое внимание на один момент: Харитон и Дмитрий считаются двоюродными братьями. Но если верить родословной рода Лаптевых, составленной сыном Харитона, Капитоном, (о ней пишет в своей статье, посвящённой мореплавателям, С. Петров), то получается, что это отцы знаменитых исследователей были двоюродными, а сами Харитон и Дмитрий - братья троюродные.

Родились мальчишки во времена, когда царь Петр как раз флот российский в порядок приводил, и по сему в головы юных отпрысков, живущих на берегах спокойной Ловати, удящих рыбу в окрестных озерцах, закралась мысль о море. Да не просто закралась, а так увлекла, что отправили их родители в Петербург. А там их дядюшка Борис Иванович Лаптев, состоящий на службе государевой (в должности корабельного мастера галерных верфей), пристроил мальцов во вновь созданную Морскую академию.

Окончив обучение, братья пошли разными путями: младший, Д. Лаптев, уже через два года по окончании академии стал мичманом, а вскоре и унтер-лейтенантом и командиром корабля. Харитону до звания мичмана пришлось служить целых шесть лет в должности подштурмана. Участвовали братья и в военных сражениях, но славу принесла им, как бы сейчас сказали, исследовательская деятельность. С 1736 года Дмитрий руководит одним из северных отрядов Второй Камчатской экспедиции, вскоре к нему присоединился и брат.

Долгой была судьба моряков. Харитон Лаптев прожил до 63 лет и умер 21 декабря 1763 года в Петербурге. По одной из версий, похоронен в своем имении под Великими Луками, правда, могилы его ни один наш современник не видел.

Дмитрий Лаптев вышел в отставку в апреле 1762 и поселился в своем имении Болотово. До недавнего времени дата смерти и место захоронения Д. Лаптева были неизвестны. Но около 2005 года сотрудники нашего архива отыскали метрическую книгу Троицкой церкви погоста Слауй Великолукского уезда за 1771 год, где в части третьей «Об умирающих» под № 2 священником записано: «Умер 20 генваря 1771 года селца Болотова дворянин Дмитрий Яковлев, сын Лаптев, 70 лет».

Что осталось от Лаптевых на земле великолукской? Да, практически, ничего, кроме памяти об известных всему миру земляках. Покарево - почти дачный поселок. Маленький, но с памятником. От Болотова же не осталось совсем ничего, кроме красивых холмов да рельефа, подсказывающего, что здесь когда-то жили. В 2001 году на месте села поставили деревяннный памятный крест.


Имение Покарёво – родина Харитона Прокофьевича Лаптева.

Источники:
1. Псковская энциклопедия // Главный редактор - А. И. Лобачёв. Псков: Псковское региональное общественное учреждение - издательство "Псковская энциклопедия", 2007. - С. 435.
2. С. Петров Великолукская старина. Историко-краеведческая мозаика / С. Петров. - Великие Луки, 1999.

На долю Х. Лаптева (двоюродного брата Д. Лаптева) во время Великой Северной (второй Камчатской) экспедиции выпало продолжить дело безвременно умершего начальника третьего отряда В. Прончищева, т. е. исследовать и описать побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Лены до Хатангского залива.

Х. Лаптев в 1718 г. начал службу на Балтийском флоте, участвовал в дальнем плавании к берегам Италии, в 1734 г. выезжал на реку Дон с поручением отыскать удобное место для кораблестроительных верфей, в 1737 г. командовал придворной яхтой «Декроне».

К месту своего нового назначения – в Якутск лейтенант Х. Лаптев отправился в 1738 г. В июле 1739 г. под его руководством парусно-гребное судно «Якутск» вышло из устья реки Лены в море. Преодолевая большие трудности плавания во льдах, «Якутск» миновал устье реки Оленек, обогнул с севера остров Большой Бегичев и вошел в Хатангский залив. У небольшой речки исследователи устроили склад провизии для будущего зимовья. Затем в тяжелых льдах стали продвигаться на север и достигли мыса Фаддея. Дальше идти было невозможно. Х. Лаптев решил вернуться и зимовать в Хатангском заливе. Во время зимовки была проведена сухопутная съемка восточных берегов полуострова Таймыр на протяжении почти 150 км. Небольшой отряд под руководством В. Медведева на собаках пересек в западном направлении почти весь полуостров, дошел до реки Пясины и по ней спустился к морю. В апреле 1740 г. он вернулся к месту зимовки основного отряда, сделав описание маршрута длиной более 1000 км. Другой участник экспедиции, геодезист Н. Чекин, тоже на собачьих упряжках прошел по Таймыру с востока на запад: от Нижней Хатанги к озеру Таймыр и далее по реке Нижней Таймыре к ее устью. Здесь он описал морской берег к западу от устья на протяжении более 100 км.

Походы Медведева и Чекина утвердили Х. Лаптева в мысли, что надежнее всего проводить опись берегов по суше, но он все же решил предпринять еще одну попытку прорваться через льды морем в устье Енисея. Но и она оказалась неудачной. Судно было затерто льдами. Команда, выгрузив запасы продовольствия на льдину, покинула «Якутск», который вместе со льдами вскоре унесло в море. Х. Лаптев принял решение вернуться на реку Хатангу.

Неудачное плавание и потеря «Якутска» не остановили Лаптева. Чтобы обследовать как можно большую территорию полуострова, он разбил отряд на три партии. Первая под руководством помощника Лаптева С. Челюскина должна была пройти до устья реки Пясины и оттуда следовать по берегу на восток до устья реки Нижняя Таймыра. Н. Чекину поручалось описать восточный и северный берега полуострова. Сам же Лаптев отправился от реки Хатанги к Таймырскому озеру, а затем к устью Нижней Таймыры и оттуда на съемку морского берега к западу. С поставленной задачей все отряды справились. В конце 1741 г. они собрались в Туруханске и подвели итоги.

Перезимовав в Туруханске, экспедиция Лаптева в начале 1742 г. снова отдельными партиями на собачьих упряжках отправилась почти по тем же маршрутам для уточнения географических данных. К концу лета 1742 г. экспедиция закончила работу, и Лаптев уехал с отчетом в Петербург.

Значение экспедиции Лаптева очень велико. Исследователи провели съемку большого и труднодоступного участка северной Сибири (Таймырского полуострова), до тех пор неисследованного. Впервые были получены общегеографические сведения об этом крае: по метеорологии, приливам, льдам, магнетизму, фауне, флоре, по этнографии. Составленные Лаптевым «Записки» отличаются точностью, особенно в части наблюдений за режимом морских льдов.

По окончании экспедиции Х. Лаптев в чине капитана 1-го ранга служил на Балтийском флоте. Его именем (кроме моря Лаптевых) названы берег между устьями рек Пясины и Нижней Таймыры и два мыса.

Годы жизни 1700 – 1763

На первый взгляд он был неудачником по всем параметрам. Ему катастрофически не везло. Все корабли, на которых он служил, так или иначе потеряны или разобраны еще при его жизни.

Его постоянно обходили чинами и наградами. Он был свидетелем и непосредственным участником одного из самых позорных эпизодов истории русского флота. Он знал, что такое плен и тюрьма. И тем не менее его имя носит целое море и значительная часть побережья полуострова Таймыр. Был еще разведывательный корабль ВМФ СССР. Но — именно что был. Такое впечатление, что магия «неудачного» имени воздействовала даже на корабли — судно связи проекта 850, ССВ «Харитон Лаптев», было затоплено в 1992 году.

Но вот море Лаптевых и берег Харитона Лаптева никуда не делись. Равно как и память об этом человеке. К сожалению, она стала несколько куцей — его биографию не столько рассказывают, сколько обозначают невнятной скороговоркой. Да и ту стараются уложить в маловразумительное «русский полярный исследователь». Меж тем Харитон Прокофьевич Лаптев происходил из старинного дворянского рода. Впрочем, старинным он может считаться лишь по нынешним меркам. В 1700 году, когда на свет появился маленький Харитон, Лаптевы владели своей вотчиной, деревенькой Пекарево Слауцкого стана Великолукской провинции, едва ли семь десятков лет. Что не мешало им возводить свой род к легендарному адыгейскому князю Редеде. Тому самому, чье единоборство с русским князем Мстиславом Храбрым воспето в «Слове о полку Игореве»: «И зарезал Мстислав Редедю пред полками касожскими». Таким происхождением действительно можно было гордиться. Кстати, от того же Редеди ведется и другая прославленная флотом русская фамилия — Ушаковы. Более того, изрядно постаревший Харитон Прокофьевич, будучи преподавателем Морского кадетского корпуса, наставлял в навигацкой премудрости маленького Федю Ушакова, будущего великого флотоводца и даже святого.

ОТ НЕДОРОСЛЯ ДО МИЧМАНА

Но это было потом. Пока что Харитон и сам ходит в недорослях. Учится у местного попа чтению, письму, началам арифметики, а у отца… Чему там можно было научиться? Отец владел деревней в пять дворов, где жили всего лишь 17 крепостных душ. Так что помещичье хозяйство Лаптевых мало чем отличалось от мужицких. Харитону приходилось не только упражняться в умении его вести, но и самому участвовать в крестьянских работах.

Иными словами, перспектив никаких. Но тут очень кстати подоспел указ Петра I 1715 года о недорослях. В частности, «дворянские недоросли новогородских, псковских, великолукских и иных северных провинций, яко живущие при водяных сообщениях» попадали в первый набор только что организованной Морской академии. О конкурсах и экзаменах даже не помышляли — кадровый голод молодого русского флота был слишком велик. Харитона и его двоюродного брата Дмитрия зачисляют без проблем.

Здесь, как и в случае со «старинным родом», нужно внести некоторые поправки. Академия. Звучит солидно и весомо. На деле же это заведение по нынешним стандартам недотягивало даже до мореходного училища и напоминало обучение по системе «взлет-посадка, а остальное — лишнее». Полный курс — всего лишь три года. Список предметов вызывающе скуден и предельно рационален. Никакой военной истории. Никакой тактики и стратегии. Арифметика, геометрия, тригонометрия, астрономия. Навигация как таковая — «счисление пути судна». Плюс штурманское дело, устройство и парусное вооружение кораблей, а также азы их строительства.

В результате выпускникам даже не присваивалось офицерского звания — добирать недостающие навыки и умения им приходилось уже на службе, по ходу дела. Что вполне понятно — шла Северная война, шведский флот был еще слишком силен, а недоученный человек в строю все же лучше, чем пустое место.

Так что два года Харитон прослужил на Балтике гардемарином и первый сколько-нибудь приличный чин получил лишь в 1720 году. Зато в «унтер-офицеры и подштурманы» его произвел сам Петр. Честь великая. Но на карьере это не сказалось никак. До мичмана, а это первый, низший офицерский чин, ему оставалось еще шесть лет. Они не были совсем уж пустыми. Скорее наоборот — масса возможностей. Например, флотская миссия в Италию длиною в целый год. Кому иному это стало бы отличной стартовой площадкой. Харитон же все больше думал не о военных делах и не о продвижении по службе, а о проходимости норвежских шхер — именно они по какой-то загадочной причине запали ему в душу. И еще о морских картах — у мичмана оказались явные способности к рисованию. На что, впрочем, никто не обратил внимания — то война, то поход, здесь не до рисунков, здесь надо лямку тянуть.

ИЗ АРЕСТАНТОВ — В ПРИДВОРНЫЕ

Мичманом он оставался и в возрасте 34 лет, когда судьба дала ему еще одну возможность отличиться. Война за польское наследство обещала быть легкой прогулкой. Провозгласивший себя королем французский ставленник Станислав Лещинский уже бывал не единожды бит. Всего-то и дел, что осадить польский порт Гданьск, где находился самозваный король, с суши и блокировать его с моря. Для обеспечения блокады в 1734 году в море вышел русский флот. В частности, фрегат «Митава».

Впоследствии, при разборе полетов, имя самого младшего офицера этого корабля, мичмана Харитона Лаптева, упоминалось редко. Тем не менее он, равно как и остальные 192 человека команды, по Морскому уставу Петра Великого должен был «подвергнуться смертной казни через расстреляние». Причем, если судить формально, наказание было заслуженным. Злополучный фрегат стал первым в отечественной истории боевым кораблем, который без единого выстрела сдался противнику и спустил флаг.

Согласно морскому праву, военный корабль может остановить для досмотра любое судно, если заподозрит его в пиратстве. Именно этим пунктом воспользовалась французская эскадра из пяти кораблей, когда обнаружила одинокий фрегат. Он шел под шведским флагом. Завидя патруль, странный корабль спустил шведский флаг и поднял русский. После недолгой погони судно было окружено. Французы потребовали к себе на борт капитана. Русский офицер Петр Дефремери спокойно сел в шлюпку и отчалил. У него потребовали сообщить цели крейсерства и показать капитанский патент, угрожая в противном случае признать капитана пиратом. Дефремери предъявил патент и заявил, что возвращается на свой корабль, однако в ответ услышал, что французы задерживают русский фрегат, поскольку в данный момент они служат Станиславу Лещинскому, который ведет военные действия с Россией. «Митаву» обложили шлюпки и баркасы с абордажными партиями, которые «российских вооруженных служителей насилием развезли по своим кораблям, обобрав письма и багаж, и фрегат отдали под свой конвой". В их числе был мичман Лаптев.



Поступок французов можно трактовать и как военную хитрость, и как подлость. Поведение русского капитана — как излишнее доверие к морскому праву или крайний идиотизм. В любом случае команда фрегата была ни в чем не виновата. В конце концов, вернувшиеся из плена моряки «были одеты в рванье, до крайности обобраны и выглядели сильно оголодавшими». Тем не менее Харитон провел на родине в тюрьме целых два года — именно столько длилось разбирательство. Единственный плюс — офицерам дозволялось пользоваться библиотекой. В течение этих лет Лаптев занимался любимым делом — упражнялся в составлении и рисовании морских карт.

Он, как и остальные члены команды, был все же оправдан. Шла война с Турцией, и пускать в расход кадровых морских офицеров казалось расточительством. К тому же его картографические штудии были замечены и приняты во внимание. Восстановленный в правах мичман отправляется на Дон и к Азовскому морю «для изыскания места, удобнейшего к судовому строению». А вернувшись, внезапно получает высокое, даже высочайшее назначение — теперь Харитон Лаптев командир придворной яхты «Декроне».

ИЗ ТЕПЛОГО МЕСТА — В ЭКСПЕДИЦИЮ НА КРАЙ ЗЕМЛИ

Казалось, судьба наконец-то сменила гнев на милость. После всех злоключений, после плена, тюрьмы и провала карьеры получить к 37-летию по-настоящему царский подарок. Императрица Анна Иоанновна держит яхту лишь для престижа, потому что «так положено». За все годы своего правления она не совершила не то что ни одного вояжа — даже ни одной захудалой морской прогулки, хотя бы в Кронштадт. Но ассигнования на придворное судно поступали, и немалые. А отчета по средствам почти не требовали. Это не просто синекура — это золотое дно! Особенно для пожилого по тем меркам мичмана, который детство и отрочество провел в мужицких холщовых портах. К тому же Лаптев, выйдя из тюрьмы, женился. Да как — на бесприданнице, что была его моложе на двадцать лет. Самое время превратить захудалую вотчинную деревушку в нормальное поместье. А то и прикупить еще пару-тройку деревень да крепостных душ этак с пятьсот — казна не обеднеет.



Так думали и так поступали многие, не видя в казнокрадстве ничего зазорного. Но придворную службу Лаптев использовал иначе. Будучи вхож в высочайшие круги, он часто виделся и беседовал с почти всесильным вице-канцлером Остерманом. Поскольку тот занимался в числе прочего и флотом, в его ведении была Камчатская экспедиция, которой командовал Беринг. Остерман ею явно тяготился и имел неосторожность пожаловаться, что помянутый Беринг похоронил уже двух отрядных начальников.

Реакция Харитона Лаптева была мгновенной. А по мнению окружающих, еще и безумной. «Понеже ныне в Камчацкой экспедиции есть ваканцыи, прошу меня от флота лейтенанта пожаловать и послать в вышереченную экспедицию».

Чем руководствовался Лаптев, принимая такое решение, понять почти невозможно. Добровольно оставить придворную должность и проситься на верную смерть! Немыслимо. Если не брать в расчет самый простой резон. Он наконец-то обнаружил свое предназначение. То самое настоящее дело, ради которого можно и даже нужно бросить все, поскольку иначе окажется, что жизнь прожита впустую.

В марте 1738 года, оставив свою Наталью и совсем маленького сына в родовом сельце, Харитон отправляется в путь. Раньше он прикасался к Большой Истории случайно, лишь по приказу вышестоящих. Теперь он сам — Большая История. Или еще один безымянный холмике в вечной мерзлоте — это уж как повезет.

ИЗ АВАНТЮРИСТА — В ПОЛКОВОДЦЫ

Пунктир на карте — самый наглядный вариант. Весна 1738-го — последним санным путем Харитон прибыл в Казань. Далее — Кама и Чусовая. Тюмень. Тобольск. Река Лена, поселок Усть-Кут. Зимовка. И наконец пункт назначения — Якутск. Дубель-шлюпка, тоже «Якутск». Путешествие длиной в год понадобилось для того, чтобы только выйти на старт.

Экипаж, 47 человек, отнесся к новому командиру с опаской и подозрением. Из столицы. Придворный. Строг или нет? Самодур или дельный?



Поначалу склонялись к тому, что самодур. Привез казну. Вскрыл ящик. Выдал жалованье, которое не выплачивали уже более года. Однако пить запретил под страхом сурового наказания. Зачем-то взял на борт упряжку с ездовыми собаками и корм для них, чего прежние командиры никогда не делали, — это было против всех уставов. А вот людской припас сократил — поначалу его вес составлял 64 тонны, после загрузки собак и их пайка — 59 тонн.

В плавание отряд, включавший в себя, помимо дубель-шлюпки, ялбот с дровами, дощаник с припасами и каяк с мукой, отправился 8 июня. Все шло неплохо и по плану. Из устья Лены на взморье вышли 19 июля. Далее — строго на север. Новые острова и земли. Лаптев, в отличие от предшественников, отлично понимал, что открытие только тогда полноценно, когда получает собственное название. Он следовал примеру испанских мореплавателей, которые новооткрытым землям давали имена святых. Святцы у Харитона были всегда под рукой. Карта украсилась именами св. Павла, св. Игнатия, Преображения, св. Петра, св. Андрея, св. Фаддея, св. Самуила… Но уже 21 августа «Якутск» уперся в сплошной лед. Пути на север больше не было. Или был?

Команда уже успела понять, что их новый командир не придворный щеголь. Но всю мужицкую предусмотрительность, всю практическую сметку Лаптева оценили только сейчас. Без собак не было бы ни единого шанса узнать, насколько далеко простираются эти льды. А так суточная разведка геодезиста Чекина на собачьей упряжке показала, что пути все же нет. И надо не играть в героев, а сворачивать на зимовье, к устью реки Хатанги и далее вверх по течению.

Место нашли 28 августа — весьма вовремя, поскольку настоящие морозы ударили уже 15 сентября. За этот короткий срок успели построить неплохую базу — пять жилых домов, а также «пушечный, парусный, провиантский и иные анбары». Сложили печи из сланцевых плит. Иными словами, подготовка к зиме была проведена быстро и искусно. Свидетельством тому судовой журнал, в котором отмечено, что из 47 человек за зиму умер только один: «20 октября помре Якуцкого полку солдат Гаврила Баранов, который был обдержим французскою болезнью».

А вот цинга, она же скорбут, этот бич арктических широт, экспедицию Лаптева не затронула. По собственной инициативе он ввел в рацион любопытный продукт — воду, настоянную на горохе и крупах. Применялся также настой распаренной хвои. Не брезговали поучиться у местных — многие якуты пили свежую оленью кровь.

Первая зимовка прошла благополучно. Теоретически можно было бы снова и снова пытаться штурмовать Северный Ледовитый океан в поисках морского пути. Но главным заданием все же оставалось картографирование. И Харитон Прокофьевич поступил в полном соответствии со старинной военной мудростью: «Хороший полководец воюет не криком «ура!», а лопатой и кашей".


ТРИУМФ НОВОЙ СТРАТЕГИИ

В течение зимовья он продумывал свою полярную стратегию. Впоследствии ее в общих чертах повторят многие исследователи, вплоть до покорителей Северного и Южного полюсов.

Прежде всего он пришел к выводу, что морской путь короче и на первый взгляд проще, однако море ошибок не прощает. А потому следует утроить количество собачьих упряжек и продублировать их оленьими. Заранее предусмотреть варианты отступления и на ключевых позициях устроить дровяные и продуктовые склады. Ну и разумеется, разведка и сбор информации. А это значит плотный контакт с местным населением. В Туруханск и Якутск были посланы «матрозы» для пополнения запасов холста, сукна, бисера и табака — самых ходовых валют среди местных якутов и долган.

Впрочем, к новому штурму океана готовили и корабли. Но второй морской поиск оказался коротким и безрезультатным. Стихии в 1740 году явно были против — лед на Хатанге сошел лишь 12 июля. А уже 12 августа дубель-шлюпка «Якутск», не совершив ни одного открытия, оказалась затертой во льдах. Начался дрейф. Он был недолог и, по сути, представлял собой отчаянные попытки спасения судна — льды сдавили корпус и сломали его в нескольких местах. Что бывает за несоблюдение Морского устава Петра Великого, Лаптев уже знал. И потому «Якутск», как и положено, боролся за жизнь «до елику возможно будет». Доходило до самопожертвования: «Засыпали пробои мукой, но тем пособу не получили, что- бы унять течь». 15 августа «Якутск» затонул. На берегу оказались вымокшие, замерзшие люди, которые тем не менее смогли спасти солидную долю запасов с погибшего судна. Теперь надо было думать лишь о выживании.

Здесь снова, и уже в который раз помогли опыт и изворотливость лаптевского ума. Он приказал спешно вырыть круглые ямы, выстлать в них дно плавником, а из остатков такелажа и парусов соорудить перекрытия, которые поверху еще завалили дерном. Получились, по его словам, «юрты земляные» с печами-каменками. В принципе, такие жилища могли выдержать полярную зиму.

И они выдержали. Однако второй раунд противостояния Лаптева и Арктики закончился с прискорбным результатом. От холода и болезней умерли три человека. Один раз командир был вынужден применить силу: «Солдат Годов и матроз Сутормин работать отказались, говоря, что все едино померзнем и не дойдем до зимовья, за что штрафованы были кошками».

Задания Адмиралтейств-коллегии также никто не отменял. Съемка местности, ради которой и затевалась вся экспедиция, так и не была проделана.

Вот тут в полной мере сказалась новая, еще толком не опробованная стратегия Лаптева. Отряд был разбит на три группы — штурмана Челюскина, геодезиста Чекина и самого Лаптева. Кампания 1741 года начиналась поистине новаторски. Вместо кораблей — собачьи и оленьи упряжки. Вместо уставной европейской или, на худой конец, русской одежды — местные комбинезоны-парки. И строгий наказ — кроме собственно картографирования заниматься еще и сопутствующими делами. Например, сбором этнографических сведений, по возможности — описанием флоры и фауны, а также кое-каких полезных ископаемых.



Это был триумф. За весну 1741-го был положен на карту неизведанный морской берег между устьями рек Нижняя Таймыра и Енисей. Весной 1742 года Челюскин дошел до самой северной точки Евразии, а потом сомкнул свой маршрут со съемкой предыдущего года. Стало ясно, что экспедицией открыт полуостров. Теоретически задание можно было считать выполненным. Но Лаптев по личной инициативе предпринял поиск во внутренние районы полуострова. В том же 1742 году 8 февраля он стартует из Туруханска. А 19 марта оказывается уже в районе нынешнего Норильска: «Приехали на устье реки Норыльской, по которой ехали вверх 10 верст в Норыльское зимовье ночевать». Если верить журналу, получается, что зимовье располагалось в том месте, где в реку Норильскую впадает речка Валёк. То есть примерно там, где сейчас находится одноименный поселок. Заложив петлю по Таймыру и блестяще описав внутренние районы полуострова, особенно озерные, Лаптев отправился в обратный путь. 20 июля в городе Мангазейске его настиг Челюскин. «7 августа вышли из Мангазеи на дощанике, 6 сентября 1742 года прибыли в город Енисейск». В журнале отряда Харитона Лаптева на этом ставится точка.

ИЗ ГЕРОЕВ — В ЗАБВЕНИЕ

Но не в жизни. Он торопился отчитаться об экспедиции. Он сделал больше, чем было приказано. Кроме карты неизведанных доселе земель, Лаптев привез в столицу самое ценное — знание о том, как можно без потерь или с потерями малыми жить и работать в невыносимых условиях. Он понял алгоритм исследования Арктики. Он разработал внятную и доступную стратегию, которую можно претворить в жизнь.

Он не учел одного. Сменилась власть. Принято считать, что правление Анны Иоанновны было кромешным мраком коррупции и казнокрадства, отягощенных неметчиной и лично «исчадием ада Бироном». Анну сменила «дщерь Петрова», новая императрица Елизавета. С ней связывали самые радужные надежды. Но тщетно.

Внезапно оказалось, что Великий Северный проект, частью которого была экспедиция Лаптева, был возможен лишь при «мраке бироновщины». Да-да, Анна Иоанновна оставила по себе государственный бюджет с профицитом в два миллиона рублей — сумма гигантская. На два миллиона в свое время Петр Великий смог полностью переформатировать российскую армию и создать флот. Логично было бы предположить, что его родная дочь продолжит дело.

Но Лаптева с его докладом при новых порядках приняли крайне сухо. Вот выдержка из заседания Адмиралтейств-коллегии: «4 ок- тября 1743 года. Слушали лейтенанта Харитона Лаптева доношение… и приказали оное доношение, морскую карту и другую меньшую… с описанием, принять к наряду и внести в генеральный о Камчацкой экспедиции экстракт. Отсель его, Лаптева, определить в здешнюю корабельную команду…»

Всё. То есть совсем. Ни благодарности за дополнительную работу, ни наград. Да что там награды — всех, вернувшихся из экспедиции, считали «промотчиками казны», так что Харитону пришлось отдельно подавать отчет о потраченных средствах. Когда же речь зашла о том, что теперь стало понятно, как именно можно продолжать исследование Арктики, вопрос был поставлен и того жестче: «На подобные прожекты денег в казне нет». Оно и ясно — новая императрица была нацелена на другой «прожект» — не менее амбициозный. Затевалось строительство нового Зимнего дворца, нынешнего Эрмитажа. Исследованиям новых земель не было места при новой власти.

Место едва нашлось самому Харитону. Следующий чин, капитана второго ранга, он получил лишь спустя семь лет, в 1750 году. Дальше была обычная лямка солдата. Преподавал в Морском корпусе. В Семилетнюю войну командовал линейным кораблем, участвовал в осаде прусского города Кольберг. Капитана первого ранга получил уже при восшествии на престол Екатерины II — в 1762 году. Незадолго до этого стал обер-штер-кригс-комиссаром Балтийского флота. То есть заведующим всеми интендантскими делами. Снова более чем хлебная должность. И снова Лаптев, вместо того чтобы набивать карманы, служит на совесть. А в родовом сельце Пекарево большие проблемы. Сосед, помещик Авраам Абарютин, захватил часть земель, тяжба идет уже который год, а денег на взятки судейским взять неоткуда…

Смерть пришла к Харитону Прокофьевичу 21 декабря 1763 года. Уже не к капитану — к помещику. Похоронили его без воинских почестей у деревенской часовни. Списками с его карт пользовались еще полтораста лет — настолько они оказались точны. Но автор уже не был никому интересен. Имя самого Харитона Лаптева на географических картах окончательно закрепилось лишь в советское время.

Фотография на обложке: Сергей Горшков
Текст: Константин Кудряшов
Иллюстрации: Наталья Олтаржевская

Харитон Прокофьевич Лаптев остался как мореплаватель, однако основное количество географических открытий сделано им вовсе не на море. Если проследить по карте маршрут полярных странствований легендарного исследователя, то можно легко убедиться: основной путь он проделал по суше.

Родился Харитон в 1700 году в маленькой деревеньке Пекарево, что лежит в Великослутской губернии, расположенной ныне на территории Псковской области. Первое образование будущий мореплаватель получил в Троицкой церкви под наблюдением священников. А в 1715 году Лаптев продолжил учебу в Морской академии Петербурга, окончив ее в 1718. В этот же год он поступил на флот в чине гардемарина. Следующие годы молодой парень провел в изучении морского ремесла. Известно, что Харитон Прокофьевич не избегал никакой трудной или кропотливой работы. Таких как он, на службе всегда называли рабочими лошадками. Весной 1726 года его произвели в мичманы, а в 1734 году на фрегате «Митау» Лаптев принял участие в военных действиях против сподвижников взбунтовавшегося польского магната, короля Речи Посполитой - Лещинского.


Во время операций русского флота под Данцигом их корабль послали на разведку, в ходе которой судно обманным путем захватили французы, выступившие буквально за пару дней до произошедшего на стороне князя литовского. Вернувшись из плена, Лаптев наряду с остальными офицерами фрегата за сдачу корабля без сражения был приговорён к смертной казни. Однако после долгих разбирательств и дополнительного расследования экипаж «Митау» был полностью оправдан, а признанный невиновным наряду с остальными офицерами мичман Харитон Лаптев возвратился на флот.

Летом 1736 года Лаптев, уже бывалый моряк, принял участие в походе Балтийского флота, после чего его отправили на Дон, доверив отыскать подходящее место для строительства судов. В 1737 он был произведён в лейтенанты, получив в командование придворную яхту «Декроне». Однако, услышав, что идет набор офицеров, желающих поучаствовать в Северной экспедиции, он подал прошение о зачислении. Видимо, спокойная служба при дворе привлекала Харитона меньше, чем полная лишений судьба полярного исследователя. В конце концов, в двадцатых числах декабря 1737 года его назначили командиром отряда очередного Великого Северного похода. Время показало правильность выбора на столь ответственный пост этого образованнейшего и опытнейшего морского офицера, обладавшего выдающейся силой воли, энергией и мужеством.

Здесь необходимо добавить, что русское Адмиралтейство изначально не признало результаты похода Витуса Беринга. Изучив его доклады вместе с приложенными материалами, 20 декабря 1737 года члены коллегии сочли их неполными и, наперекор мнению самого Беринга, постановили «для проверки» отправить две экспедиции с поручением исследовать и описать побережье в районе между устьями рек Лены и Енисея.

Обоим отрядам установили крайние сроки для выполнения всех работ, предписав «стараться по крайней прилежности и ревности, дабы всемерно работа закончена была». В феврале 1738 в Северную столицу прибыл Дмитрий Яковлевич Лаптев, известный полярный путешественник и двоюродный брат Харитона Прокофьевича. Он привез с собой журналы, отчеты и карты, которые составил в ходе своего предыдущего путешествия в качестве начальника экспедиции по изучению морского берега на восток от Лены. Именно он рассказал о скоплениях льда близ устья Лены, крайне мешающих продвижению судов, а также высказал мысль о картографировании берега путем передвижения по суше. Здесь же Дмитрий Яковлевич получил распоряжение продолжить опись берегов к востоку от Лены до устья Колымы, а оттуда на обратном пути, взяв корабль, постараться обогнуть мыс Дежнёва.

Из Петербурга братья выехали вместе, в Казани они приняли такелаж для кораблей, а в Иркутске - деньги, провиант и подарки жителям Сибири. Дальновидный Харитон Лаптев убедил иркутскую канцелярию приготовить им на всякий случай на побережье собак и оленей. Кроме того в устья Таймыры, Хатанги и Анабара были отправлены люди с целью начать заготовку рыбы и постройку жилищ на случай зимовки экспедиции в тех местах.

В конце мая 1739 года члены экспедиции собрались в Якутске, и 5 июня Харитон Лаптев повел небольшое судно «Якутск» вниз по Лене. Через месяц путешественники добрались до устья речки Оленёк, где вошли во «льды великие». Дальше дубель-шлюпка шла то под вёслами, то под парусами, то расталкивая шестами льдины, то пробивая дорогу пешнями. 28 июля команда Лаптева достигла восточного входа в пролив между островом Бегичева и материком. Весь пролив был занят неподвижным льдом.

Чтобы обойти остров и войти в Хатангский залив «Якутск» направился на север. Пробившись сквозь лед, Лаптев ввел судно в Хатангский залив 6 августа, а 17 августа, миновав острова Петра, корабль пошел на запад вдоль берега. 21 августа у мыса Фаддея путь «Якутску» снова преградил неподвижный лед. Определить его границы из-за плотного тумана не удалось, к тому же начались морозы. Необходимо было выбирать место для зимовки, однако осмотр берега привел к неутешительным результатам: плавника для постройки жилья здесь не было. Посовещавшись, исследователи решили вернуться к Хатангскому заливу. К 27 числу «Якутск» с огромным трудом пробился к тому месту, у которого стоял в начале месяца. Отсюда Лаптев отправился на юг, войдя в Хатангу, он добрался до устья Блудной, где жило несколько семей эвенков. Рядом с ними отряд и остался на зиму.

Для защиты команды от цинги Харитон Лаптев включил в ежедневный рацион мороженую свежую рыбу. Во многом благодаря этому за всю первую зиму ни один из путешественников не подхватил это страшное заболевание. Сам же Лаптев во время зимовки собирал информацию о северном крае, слушая рассказы местных жителей.

15 июня вскрылась Хатанга, но из-за скопившихся в заливе ледяных масс дубель-шлюпка сумела выйти из реки лишь 13 июля. Целый месяц «Якутск» преодолевал льды в заливе. Оказавшись в море, судно уже в течение первых дней сравнительно далеко продвинулось на север. Однако 13 августа на отметке 75°26" северной широты дубель-шлюпка подошла к границе невзломанного льда, протянувшейся на северо-восток от берега. «Якутск» направился вдоль кромки, но ветер сменился, начал нагонять лед, и вскоре судно затерло. Ветер усиливался, лед все сильнее сжимал корабль, началась течь. Команда ограждала борта бревнами от ледового напора, вычерпывала воду, но это не спасло корабль. Вскоре лед выломал форштевень, и уже 14 августа Лаптев приказал выгружать тяжелый груз: якоря, пушки, провиант. Когда стало окончательно ясно, что положение дубель-шлюпки безнадежно, судно покинули и люди.

Еще через сутки, после образования достаточно прочного льда Харитон Лаптев повел моряков на берег. Обогревшись у костров, уставшие путешественники занялись строительством землянки и переноской грузов, оставшихся возле «Якутска». 31 августа лед пришел в движение, в результате чего дубель-шлюпка была уничтожена. Вместе с ней пропала и остававшаяся на льду часть груза. Сразу отправляться к населенным местам на юг отряд не мог из-за ледохода на реках. Путешественники ждали до 21 сентября, после чего двинулись в изнурительный поход. 15 октября Лаптев со своим отрядом прибыл на место второй зимовки у речки Блудной.

Результаты плаваний Василия Прончищева в 1736 году и собственный печальный опыт убедили Харитона Прокофьевича о невозможности пройти морем вдоль побережья между устьями Таймыры и Пясины. К тому же его единственное судно - «Якутск» - было уничтожено льдами. Однако мужественный путешественник и не думал жаловаться на сложные условия или возвращаться обратно в Санкт-Петербург с просьбами организовать новую экспедицию. В ноябре 1740 Харитон Лаптев принял нестандартное решение - осуществить задуманные картографические работы «сухим путём», на собаках. К выполнению этого он приступил уже ранней весной 1741 года.

Карта Таймыра, созданная Харитоном Лаптевым по результатам своей экспедиции

Поскольку для выполнения описи берегов с суши было необходимо гораздо меньшее количество людей, нежели обитало в лагере, Харитон Лаптев оставил лишь геодезиста Никифора Чекина, Семена Челюскина, четырех солдат, одного плотника и унтер-офицера. Остальные члены отряда двумя группами (15 февраля и 10 апреля) отправились на оленях в Дудинку, расположенную на Енисее.

Первая группа, включающая Челюскина и двух солдат, отправилась на запад на трех собачьих упряжках 17 марта 1741 года. Их целью было произвести опись побережья от устья Пясины до Таймыры. 15 апреля зимовье покинула вторая группа, состоящая из Чекина, одного солдата и местного жителя-якута, отправившихся с поручением разведать восточный берег Таймыра. Сам Харитон Прокофьевич на четырех собачьих упряжках и в сопровождении одного солдата отправился в путь 24 апреля. Спустя шесть дней он достиг озера Таймыр, пересек его и вышел к истоку Таймыры. Двинувшись дальше на север по ее долине, 6 мая Лаптев оказался у устья этой реки и убедился, что его местоположение значительно западнее залива Фаддея. В связи с этим он решил поменять свой первоначальный план. Поняв, что Никифору Чекину предстоит выполнить опись побережья гораздо большего участка, чем предполагалось, Харитон Лаптев выдвинулся навстречу своему геодезисту. Путь его лежал на восток, а не на запад, как он намечал ранее.

13 мая Лаптев добрался до широты 76°42" и был вынужден задержаться из-за начавшейся сильной вьюги. Кроме того, у него начались боли в глазах, так называемая снежная слепота. Дальнейшее путешествие могло только усилить заболевание. После того как погода наладилась Лаптев решил, оставив Чекину знак, возвратиться к устью Таймыры и найти ранее заготовленную стоянку с продовольствием для экспедиции. 17 мая он был на месте, однако завезенной еды там не оказалось. Заготовленную рыбу растащили и съели белые медведи и песцы, а запас корма было необходимо оставить Чекину для кормежки собак. Поэтому он отправился на запад навстречу Семену Челюскину, надеясь найти у него «вспоможение». В путь он тронулся 19 мая, сразу же, как только утихла резь в глазах. Двигаясь на запад, 24 мая Лаптев подошел к неизвестному мысу, от которого берег сворачивал на юг. Определив широту - 76°39" - и поставив на мысе приметный знак, путешественник двинулся дальше.

С Челюскиным он встретился 1 июня в конечной точке его маршрута - возле знака Стерлегова, поставленного в 1740 году у мыса Лемана. К сожалению, корма у Семена Ивановича также оказалось в обрез, а собаки Челюскина были до крайности истощены. Путешественников выручила лишь успешная охота на белых медведей. Приближалась местная весна и, боясь застрять на пустынных берегах на длительный срок, моряки двинулись на зимовье в устье Пясины. По пути они вместе обнаружили и нанесли на карту целый ряд прибрежных островов, бухт и мысов.

К 9 июня они достигли устья Пясины и были остановлены начавшимся половодьем. Спустя месяц путешественникам удалось на лодке подняться вверх по течению реки до озера под названием Пясино. Путь был очень тяжелым, однако, к счастью, здесь Лаптев повстречал кочующих ненцев и добрался на оленях до Гольчихи, а оттуда на попутном судне по Енисею до Дудинки.

Возле устья реки Дудинки путешественников уже ожидал Чекин. Выяснилось, что он сумел добраться только до островов Петра (до широты 76°35"), описав шестьсот километров берега. После этого его глаза поразила извечная болезнь всех исследователей полярных пустынь - снежная слепота. Идти дальше он не мог и был вынужден вернуться к зимовью.

Когда Лаптев проанализировал результаты работы всех трех групп, оказалось, что их задание выполнено не полностью. Не нанесенным на карту остался участок побережья, расположенный между расположенным на востоке мысом Фаддея и местом на западе, до которого добрался сам Харитон Прокофьевич. Описание этого участка было решено отложить до следующей зимы. 29 сентября путешественники прибыли в Туруханск, где провели подготовку к решающему походу.

Первым 4 декабря 1741 года из Туруханска выехал Челюскин вместе с сопровождавшими его тремя солдатами и на пяти собачьих упряжках. 8 февраля 1742 года вслед за ним тоже на пяти упряжках отправился Харитон Лаптев. В конце мая он добрался до устья Таймыры, где встретился с Семеном Ивановичем, произвёдшим опись от мыса Фаддея до Таймыры, включая Северовосточный мыс - самую северную часть Таймырского полуострова, названный позднее мысом Челюскина. От устья Таймыры они вместе вернулись в Туруханск, откуда весь отряд отправился в Енисейск, по пути картографируя берега Енисея. К 27 августу 1742 года путешественники оказались в месте назначения, возложенная на них задача была успешно выполнена.

Экспедиции под руководством Харитона Лаптева в результате тяжелейших испытаний и неимоверных усилий удалось нанести на карты России свыше двух тысяч километров суши. Кроме того ему удалось в значительной мере исследовать ранее «закрытый» полуостров Таймыр, а также доказать, что Таймыра впадает в Карское море вовсе не в том месте, где предполагали ранее. Конечно, данные, собранные Харитоном Лаптевем и его людьми, нельзя считать абсолютно верными. Это отлично понимал и он сам. Ведь в то время исследователи имели на вооружении довольно несовершенные инструменты, дававшие крайне приблизительные результаты. В те времена еще не был изобретен даже хронометр - простейший прибор для определения долготы. Кроме того, нельзя забывать, что отряд Лаптева трудился в зимнее время. Сильный снежный покров мешал определять точные контуры береговой линии. Тем не менее, это никак не умаляет заслуг Харитона Прокофьевича - исследователя одного из самых суровых мест Северного Ледовитого океана.

13 сентября 1743 года Харитон Лаптев принес в Адмиралтейство рапорт с описанием результатов работ его отряда. Кроме того рапорт включал личные записки мореплавателя, представляющие, как выяснилось, громадную научную ценность. Сам Лаптев объяснял, что писал их в качестве «известия» потомкам и вносил в них лишь то, что полагал «неприличным отмечать в журнале», как не относящееся к основной деятельности отряда. В бумагах в сжатой форме давалось подробное описание различных рек, озер и их берегов, проводилась систематизация сведений этнографического характера о населяющих полуостров Таймыр народностях. Наблюдения путешественника полностью подтвердились впоследствии. Записки Харитона Прокофьевича были высоко оценены и учеными России, и многих других стран.

После своего великого путешествия на север Лаптев продолжил служить на Балтийском флоте. В 1746 году он командовал 66-пушечным линкором «Ингерманланд». Позднее, будучи капитаном корабля «Уриил», ходил к Карлскрону и Данцигу. Весной 1757 Лаптева назначили в Штурманскую роту для проведения специальной подготовки будущих штурманов. Строевые должности Лаптев занимал вплоть до 1762 года, командуя кораблями в летние месяцы. К этому времени он уже был в чине капитана Первого ранга.

10 апреля 1762 года пожилого Харитона Прокофьевича назначили обер-штер-кригс-комиссаром флота. Эта «четырехэтажная» сухопутная должность с одной стороны была очень доходной и считалась весьма высокой, но с другой стороны была невыносимо скучной и нудной. В русской армии «комиссары» ведали деньгами, снабжением войск, снаряжением, обмундированием, лагерным и обозным снаряжением, ручным и многим другим. В этой должности Лаптев работал до самой смерти. Легендарный мореплаватель умер в своей родной деревне Пекарево 21 декабря 1763 года.

Родина не забыла имена отважных участников Великого Северного похода. Имена руководителей экспедиции, описавшей побережье между устьями Енисея и Лены, остались на карте земного шара, напоминая потомкам о подвиге их соотечественников. Именем Харитона Лаптева назвали участок берега, лежащего между устьями рек Пясины и Таймыры. Два северо-восточных мыса острова Пилота Махоткина, расположенного возле острова Таймыра, называются соответственно мысом Лаптева и мысом Харитона. А на восточных берегах полуострова Таймыр выдается в море мыс Харитона Лаптева. В честь двоюродных братьев Лаптевых, Харитона и Дмитрия, названо одно из самых суровых морей Северного Ледовитого океана - море Лаптевых. Что может быть лучшей посмертной наградой для русского полярного путешественника?

Название «море Лаптевых» официально появилось на карте Северного Ледовитого океана лишь в советское время, несмотря на то, что места эти братья Лаптевы разведали еще в первой половине XVIII века. Ранее это море называли по-разному - и Татарским, и Ленским, даже Сибирским и Ледовитым. В 1883 году известный полярник Фритьоф Нансен из Норвегии даже дал морю имя Норденшельда. Однако Русское географическое общество в 1913 году утвердило его нынешнее название, которое было официально закреплено постановлением ЦИК СССР летом 1935 года.

По материалам www.polarpost.ru/Library/Notes_Laptev/03.html и www.polarmuseum.ru/bio/polarex/bio_hlap/bio_hlap.htm

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Похожие публикации