Новая школа - Образовательный портал

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на логопедических занятиях. Формирование ууд у младших школьников на логопедических занятиях в условиях внедрения фгос Познавательные ууд на логопедических занятиях в школе

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 000 г. Челябинска (МБОУ СОШ № 000)

Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального (ФГОС), признает целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества. Сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия. Под универсальными учебными действиями понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность в к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Универсальные учебные действия (УУД) разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные действия. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. И учителя– общеобразовательной школы имеет большой потенциал в формировании УУД, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса. Учащиеся с ОНР, которые начинают заниматься на логопункте общеобразовательной школы, имеют ряд речевых и психологических особенностей (по), затрудняющих формирование у них УУД. Речевые особенности являются следствием недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка, и к ним можно отнести: недостаточное понимание учебных заданий, инструкций; трудности овладения учебными понятиями и терминами; трудности формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы; недостаточное развитие связной речи. Недостаточная сформированность психологических предпосылок (неустойчивое внимание, низкая способность к переключению, недостаточное развитие словесно-логического мышления) препятствует формированию учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе). Исходя из данных особенностей детей с ОНР, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению по встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений. Занятия на логопедическом пункте общеобразовательной школы осуществляются в соответствии с . В рамках данного подхода коррекционно – (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности) занимает такое же важное место, как и преодоление отклонений речевого и создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей. Содержание коррекционно-воспитательной работы по развитию и совершенствованию психологических предпосылок к обучению (по) предусматривает в большей мере формирование регулятивных УУД. В нашей логопедической практике достаточно четко просматривается развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению. А сейчас при введении ФГОС необходимо обратить большее внимание на формирование именно учебных действий: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе и т. д. Приведу примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД. Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано, они постоянно переспрашивают учителя. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от старой, четко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться. Упражнения, развивающие умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию: 1. «Объясни товарищу». Логопед дает ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из учеников повторить его для своего товарища, который в это время отсутствовал в кабинете. 2. «Письмо с пропусками». Логопед дает задание: «Я буду диктовать слова, а вы записывайте, но вместо буквы С (можно брать любую из )всегда ставьте черточку». Таким образом дети записывают 8-10, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания (суффиксы, приставки), а ставить вместо них звездочку. Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции. 3. «Будь внимательным!» Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание, которое предусматривает 2-3 ступенчатые инструкции (например, букву "б" подчеркнуть, а букву "д" зачеркнуть). Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию. Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе логопедической работы дети сами планируют действия, составляют их алгоритмы. Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану: 1. «Расскажи о... по плану-схеме» (в нашей логопедической работе рассказать по плану-схеме или по алгоритму можно и о звуке, и о слове, и о предложении, и о любом предмете). Через 1–2 занятия схема заменяется какими-нибудь символами. 2. «Определи порядок действий». Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий. Например: прочитай(1) и спиши(4) предложения, вставляя(2) подходящие по смыслу слова из скобок. Обозначь(5) в этих словах приставку, устно объясни(3) свой выбор. 3. "Составьте алгоритм". Детям предлагают объединиться в пары или микрогруппы и составить алгоритм решения определенной учебной задачи (например, составить алгоритм описания животного). Через 10 минут каждая пара выполняет задание логопеда, используя свой алгоритм. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и четкий алгоритм, нужно ли его дополнить. Ученики с нарушениями письменной речи часто не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ. Таких детей необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более высокую отметку. Для указанной группы учеников целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка дробится на 3 этапа: поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове; поиск ошибок в слове; поиск , грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения. Во время каждого из них внимание ребенка сосредоточено на поиске специфических ошибок и недочетов в письменной работе. Для каждого из этапов разработать памятку, в которой дать алгоритм действий по проверке. Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль: 1. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой» (с окошком для выделения слова). Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки. 2. "Ищем «случайные» ошибки". (I-й этап самопроверки.) Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка. Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. 3." Ищем орфографические ошибки". (II этап самопроверки). Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка. 4. "Проверка предложений "-(III этап самопроверки). Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка. В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед указывает строку, слово или предложение, в котором она допущена. Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам. Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Важными секретами успешной учебы являются: умение ставить цели и добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость; замечать неудачи и находить их причины. Для формирования у ребенка желания учиться можно использовать разнообразные приемы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы детские достижения. Для самооценивания и фиксации результатов используются: линейки достижений, лестница успеха, карта самонаблюдений. Итак, рассмотрев понятие универсальных учебных действий, особенности детей с ОНР, направления формирования УУД на логопедических занятиях и некоторые конкретные примеры формирования регулятивных действий, мы можем сделать следующий вывод: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.

Литература: 1. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. . – М.: Просвещение, 2010. 2. Логопедические занятия со школьниками (1–): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ , и др. – СПб.: КАРО, 2006. 3. Ястребова общего недоразвития речи у учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.

Школьный логопедический пункт посещают дети, имеющие различные отклонения в речевом развитии и состояние речи таких детей, несомненно, препятствует освоению общеобразовательных программ. Выполняя свою основную работу по коррекции у детей нарушений звукопроизношения, совершенствованию лексико-грамматической стороны речи, по профилактике нарушений письменной речи учитель-логопед создает фундамент для всего последующего образования. Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин .

Составной частью ФГОС является концепция развития у учащихся универсальных учебных действий. Разработчики стандарта в качестве основных видов универсальных учебных действий выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Обучающиеся, которые в первую очередь зачисляются в школьный логопункт, имеют ряд речевых и психологических особенностей, затрудняющих формирование у них универсальных учебных действий. Например, в речи ребенка с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения звукопроизношения и лексико-грамматического строя. Отклонения в развитии речи нередко препятствуют формированию познавательных процессов, затрудняют общение с окружающими, влияют на эмоционально-волевую сферу. Тем не менее, коррекционная логопедическая работа в зависимости от её содержания и способов организации раскрывает свои собственные специфические возможности для формирования универсальных учебных действий у учащихся. Общие правила организации коррекционной работы могут быть следующими:

  1. Логопедическое занятие должно быть построено, как процесс «открытия» каждым ребенком конкретного знания или умения. Работа на занятиях организована так, что требует от учащихся усилий, размышлений, поиска.
  2. Любые действия ребенка должны быть осмысленными.
  3. На занятиях учитель-логопед учит детей ставить цели, искать пути их достижения, совместно составлять план действий.
  4. Поощряется учебное сотрудничество между учениками. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
  5. Большое внимание на занятиях уделяется взаимопроверке и самопроверке детей, за ошибки не упрекают, объясняя, что, все учатся на ошибках.
  6. Логопед отмечает достижения ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами, помогает обретать уверенность в своих силах и способностях.
  7. Логопед помогает ребенку найти самого себя, создавая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

В широком значении «универсальные учебные действия» - саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса .

Одной из особенностей универсальных учебных действий является их универсальность, которая проявляется в том, что они носят метапредметный характер;

  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Особенность локоррекционной работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения матапредметных результатов .

Личностные универсальные учебные действия

Личностные УУД призваны обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся: ребенок должен научиться соотносить свои действия с принятыми этическими принципами, знать моральные нормы и уметь выделить нравственный аспект поведения. В настоящее время многие родители ориентированы исключительно на умственное развитие своего ребенка. Настораживает то, что во многих семьях духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию не уделяется достаточное внимание. Как следствие этого процесса - неумение находить общий язык со сверстниками, конфликтность, потеря интереса к учению. Одна из основных целей учителя-логопеда - помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки, понять и найти самого себя, чтобы в конечном итоге ребенок захотел стать не просто высокообразованной личностью, но и пожелал победить в себе всё негативное и развить позитивное. Личностные УУД на логопедических занятиях можно формировать, прежде всего, на основе взаимодействия учащихся друг с другом. При этом формируются и коммуникативные навыки.

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий:

  • участие в проектах, исследованиях;
  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; - творческие задания;
  • подведение итогов урока;
  • события, происшествия;
  • дневники достижений.

Личностные действиянаправлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Читая различные произведения, наблюдая и анализируя события и поступки литературных героев, учащиеся не только выражают свое отношение к тому или иному персонажу, но и размышляют над тем, как бы они поступили в данном случае, а самое главное, выделяют ту мысль произведения, которая им самим пригодиться в жизни.

Примерами формирования личностных УУД на логопедических занятиях могут быть следующие типовые задания.

Задание № 1

Возраст учащихся 7 лет.
Форма работы - групповая.
Тема: Путешествие в зоопарк
Игра «Школа зверей»
Цель: формирование личностных УУД (формирование внутренней позиции школьника).

Животные зоопарка тоже ходят в школу и первого сентября у них начались занятия. Только слоненок не пошел в школу, потому что он еще маленький и пойдет в первый класс только в следующем году. Что такое школа и зачем туда ходят, слоненок еще не знает. Ребятам нужно объяснить слоненку, какие правила поведения в школе существуют.

Задание № 2

Возраст учащихся 7-8 лет.

Форма работы - групповая.

Тема: Развитие связной речи. Составление творческого рассказа по картине.

Творческий рассказ по картине «Две клумбы»

(с добавлением последующих событий)

Лучшая клумба

Маша и Анжела были подругами. Они ходили в одну группу детского сада, часто гуляли и играли вместе. Как-то весной Машины родители собрались на дачу и пригласили с собой Анжелу. В поездку взрослые взяли цветочную рассаду, чтобы сделать клумбы около дачного домика. Приехав на участок, Машенька сразу побежала в сад. Она прихватила с собой лейку, лопатку и стала высаживать на маленькую клумбу рассаду цветов.

Маша аккуратно выкапывала и заливала водой ямку, а потом осторожно, бережно опускала в нее рассаду. Дело двигалось медленно...

Анжела смотрела-смотрела на труды подружки и вдруг куда-то исчезла. Через некоторое время она появилась около клумбы с букетом ярких искусственных роз. С силой вонзая крепкие ножки цветов в землю, Анжела сказала Маше: «Вот теперь красота, так красота! У меня-то лучше получается!» Машенька ничего не ответила и продолжала сажать рассаду. Когда обе клумбы были готовы, небо вдруг потемнело. Засверкала молния, загремел гром. Началась первая весенняя гроза. Это был не просто дождь, а настоящий ливень!

После дождя подружки вышли в сад.

Они увидели странную картину. С большинства Анжелиных цветов сошла краска. Мятые, блеклые, некрасивые, они валялись на земле, А умытые дождем Машины цветы расправили лепестки и стали еще прекраснее. Теперь понятно стало - чья клумба лучше!

Рис. 1

  • Где происходит действие картины?
  • В какое время года?
  • Как можно об этом догадаться? Где находятся девочки?
  • Что они делают?
  • Какие цветы сажает каждая девочка?
  • Почему они так поступают?

Придумай разговор между двумя девочками.

Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания

  • Перечисли 5-6 названий садовых и полевых цветов.
  • Для чего люди сажают цветы на клумбах?
  • Где используются искусственные цветы?
  • Из какого материалы их делают?
  • Чем живые цветы отличаются от искусственных?
  • Какие цветы тебе нравятся больше? Почему? Сравни их?
  • Что произойдет с искусственными цветами после дождя?
  • Кто может подойти к девочкам? О чем спросить их?

Что посоветовать?

Планирование творческого рассказа

Начало, середина, конец

Глагольная цепочка

Название

Варианты развития событий (пришла мама и отругала девочку, соседи из-за забора увидели и посоветовали, подошла подружка и объяснила)

Анализ и оценка творческого рассказа

точность слов,

  • образность выражений,
  • грамотность предложений,
  • связь предложений и частей рассказа,
  • выразительность,
  • отсутствие пауз,
  • плавность речи.

Общая оценка:

  • хорошо,
  • очень хорошо.
  • следует поучиться .

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Регулятивные УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических (личностных) способностей обучающихся. Это способствует саморазвитию, самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В целом, регулятивные УУД необходимо формировать для того, чтобы человек умел ставить конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

Механизм реализации идеи формирования регулятивных УУД представляет собой совокупность методов и приёмов совершенствования компонентов регулятивной деятельности.

Компоненты регулятивной деятельности это:

  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль в форме сличения способа действия;
  • коррекция;
  • оценка;
  • волевая регуляция.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • поиск информации в предложенных источниках;
  • преднамеренные ошибки;
  • взаимоконтроль

Примерами формирования регулятивных УУД на логопедических занятиях могут быть следующие типовые задания .

Задание № 1

Возраст обучающихся 7-11 лет.

Форма работы - групповая.

Тема: Дифференциация ж-ш

Задание: Внимательно прочитай текст. Найди ошибки. Напиши слова, в которых допущены ошибки, правильно. Напиши текст правильно.

Солнечная ванна гадюки.

Гадюка каждое утро выползает на сухой пенек. Она с трудом ползет. У нее на холоде остыла кровь. На солныжке она ошивает и ползет шуржа, за мышами и лягужками. .

Задание № 2

Возраст обучающихся 7-11 лет.

Форма работы - групповая.

Тема: Работа со словом

НАЙДЕМ СЛОВО В СЛОВЕ

1) Будь умницей

Найдите в словах и подчеркните слово «ум».

Умелец, умножение, мундир, умереть, суматоха, мушкетер, медуза, сума, пума, мулл, клумба, румяна, мухомор, макушка, перламутр, сумерки, мудрость, тумбочка, безумный, кум, кумач, замужем, мужчина, мулине, музей, недоумевать, парфюмерия, полумесяц, музыка, президиум, задуматься, мусор, сумма,

2) Слово в слове

Выделите слова, которые «спрятались» в слове. (Обратите внимание, что в одном слове могут «спрятаться» по два и даже три слова.)

Дудочка, дубок, гитара, градусник, голова, китель, под-нос, товарищи, тумбочка, шесть, ярмарка, ябеда, якорь, яблоко.

3) Звери спрятались

Найдите животных, которые «спрятались».

Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска, отбора необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Познавательные универсальные учебные действия формируются через развитие познавательной активности и интереса.

Познавательная активность - любознательность, любопытство, потребность в расширении кругозора, активность, направленная на познание себя и действительности.

Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающий действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым и более полным, глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес - не враг волевого усилия, а верный его союзник.

Таким образом, развитие познавательной активности и интереса развивают у учащихся желание учиться и формируют важнейшие личностные качества.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий можно использовать такие виды заданий:

  • составление схем-опор;
  • исследование;
  • работа со словарями;
  • решение филвордов, кроссвордов, ребусов, чайнвордов;
  • установи соответствие;
  • разгадай путаницу;
  • заполни пропуски в предложениях;
  • реши тест;
  • составление маршрутов походов, путешествий;
  • карточки-задания для работы с учебниками, атласами, картами, энциклопедиями;
  • развернутые письменные ответы на проблемные вопросы;
  • «Черный ящик» (по описанию определить, что в нем);
  • анаграммы;
  • определи объект под цифрами, звездочками (работа с картой);
  • исторические загадки;
  • работа с разными видами таблиц;
  • составление развернутого плана;
  • «Найди лишнее» и т. д. .

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем. В число общеучебных входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Задание № 1

Возраст обучающихся 7-11 лет.

Форма работы - групповая.

Тема: Правописание мягкого знака.

Игра «Мягкий знак»

  • закреплять знания детей о функциях мягкого знака - обозначение мягкости согласных и отделение согласного от гласных и, е, ё, ю, я;
  • формировать навыки чтения и письма, оптико-пространственные представления;
  • развивать навыки аналитико-синтетической деятельности (умение видеть границы слов), фонематические процессы.

Материал: таблицы-лабиринты для каждого ребенка.

Ход игры.

Каждому ученику раздается игровой материал, логопед обращает внимание детей на то, что внутри таблицы - лабиринта находятся слова с мягким знаком.

Дети вспоминают функции мягкого знака. Затем по очереди называют слова из таблицы, записывают их на доске и уточняют функцию мягкого знака.

Варианты работы:

  1. Записать слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных;
  2. Записать слова с разделительным мягким знаком;
  3. Записать слова, состоящие из 1, 2 или 3 слогов (по выбору логопеда);

записать слова, в которых число звуков и букв совпадает; букв больше, чем звуков, и т. д. .

Рис. 2.

Задание № 2

Возраст обучающихся 7-11 лет.

Форма работы - групповая.

Тема: Предложение.

Игра Змейка. Цели:

  • совершенствовать оптико-пространственные пред-ставления детей, навык чтения; умение записывать предложения (первое слово пишется с заглавной бук-вы, в конце предложения ставится точка);
  • развивать умение анализировать предложения и делить их на слова (отделять слова друг от друга, опреде-лять количество слов и их последовательность, отделять от слов предлоги и союзы); слуховое восприятие детей.

Материал:

Карточки со «змейками», маркеры для каждого ре-бенка.

Ход игры.

Логопед предлагает детям поиграть и отгадать загад-ки змейки.

Внутри туловища змейки спрятаны предложения, в которых слова соединены между собой. С помощью ручки дети отделяют слова друг от друга, определяют границы предложения (выделяют заглавные буквы в начале предло-жений, ставят точки в конце предложений).

Затем ребята записывают предложения .

Рис. 3.

Задание № 3

Возраст обучающихся 7-8 лет.

Форма работы - групповая.

Тема: Развитие связной речи. Составление рассказа «Весна».

Составление рассказа «Весна» с помощью мнемотехники:

  • развитие связной речи у детей;
  • развитие у детей умения с помощью графической;
  • аналогии понимать и рассказывать по мнемотаблице;
  • обучение детей правильному звукопроизношению;
  • развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
  • развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.

Рис. 4

Образец рассказа. Наступила весна. Солнце пригревает сильнее и становится тепло. На улице тает снег, и бегут ручьи. Девочки и мальчики пускают кораблики по воде. На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы. Из жарких стран прилетают птицы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Особое значение придаётся формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

К коммуникативным умениям, формируемым в младшем школьном возрасте относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализации;
  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.

У младших школьников с речевым недоразвитием, как правило, возникают проблемы коммуникативного свойства:

  • Дефекты звукопроизношения, которые мешают окружающим воспринимать их речь;
  • Ограниченность словарного запаса, приводящая к маловыразительной, качественно неполноценной речи ребенка. Смешение ребенком слов по лексическому или акустическому сходству, вызывающее у собеседников недопонимание смысла высказывания говорящего;
  • Неумение грамматически правильно высказывать предложения, несформированность словоизменения и словообразования, пропуск или смешение предлогов. Отсутствие сложных синтаксических конструкций;
  • Нарушение связности и логики высказывания, последовательности изложения, нечеткая формулировка мысли, искажение фактического содержания высказывания;
  • Замедление темпа восприятия и осмысление услышанного, что влечет за собой недостаточное понимание речевых установок, искаженное восприятия фактического содержания информации;
  • Психологические особенности: неустойчивое внимание, слабая способность к запоминанию словесного материала, низкая наблюдательность к тому, что говорит собеседник, недостаточные развитие навыков и сформированность произвольности в общении и деятельности;
  • Нарушения эмоциональной сферы, что мешает услышать собеседника, ответить ему эмпатией (он говорит только о своем, слышит только себя).

Примерами формирования познавательных УУД на логопедических занятиях могут быть следующие типовые задания .

Задание № 1

Возраст учащихся 7 лет.

Форма работы - работа в паре.

Тема: Обучение грамоте.

Дидактическая игра «Собери слово»

Описание задания: на парте - буквы разрезной азбуки и картинки. Обучающиеся вместе подбирают аргументировать. Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь, подбор соответствующего слова к каждой картинке.

Критерии оценивания: умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать. Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь. Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное, нейтральное, отрицательное.

  • Слышатся, задорные, всюду, песни, пернатых.
  • По окончанию работы проводится взаимопроверка.

    Формируем коммуникативные УУД: умение допускать возможность иной точки зрения, принимать и учитывать позицию собеседника.

    1. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения. Пояснительная записка. - М.: Просвещение, 2008.
    2. Программа курсов повышения квалификации «Система работы образовательных учреждений по развитию универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Модуль № 2, 5, 6, 7,8.
    3. Л. Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда / ВЛАДОС, 2006. - 335 с.
    4. Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей / О. А. Ишимова, О.А. Бондарчук. - М.,:Просвещение.2012.- 176 с.
    5. Т. А. Ткаченко Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. M.: Владос, 2006. - 48 с.
    6. О. Н. Яворская Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет. - СПб.: КАРО, 2010. - 96 с.

    Формирование ууд на логопедических занятиях в ОУ в условиях реализации ФГОС

    В 2011 году все образовательные учреждения перешли к реализации нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта 2-го поколения. В связи с этим возникает необходимость существенных преобразований в построении своей работы с учетом новых требований, которые изложены в соответствующей литературе. В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования - предметным, метапредметным и личностным.

    Логопеды школьных логопунктов также ориентируются на показатели деятельностного подхода стандартов второго поколения:

    придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

    более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;

    существенное повышение мотивации и интереса к учению;

    обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий

    Результаты деятельности школьного логопеда по коррекции устной и письменной речи напрямую влияют на качество обучения детей-логопатов по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, и является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний.

    Решение этих задач может быть успешным при организованном логопедическом сопровождении. Логопедическое сопровождение является помощью для учителя и включает в свою работу, в том числе и формирование метапредметных УУД на всех этапах коррекционной работы и по всем направлениям.

    Компонентами логопедического сопровождения являются:

    профилактика речевых нарушений;

    логопедическая диагностика;

    коррекция речевых дефектов;

    формирование всех сторон (компонентов) речи;

    развитие невербальных психических функций;

    развитие эмоционально - волевой сферы;

    формирование нравственных установок ребёнка.

    Существенным отличием в образовательном процессе становится установка перехода от содержания к технологии обучения, т.е. приоритетом становится не «чему учить», а «как учить».

    Ведущими технологиями становятся: проблемно диалогическая технология и технология оценки учебных достижений.

    Чтобы получить заложенные в стандарте планируемые результаты необходимо сформировать у учащихся универсальные учебные действия, которые помогут им освоить не только необходимый программный материал, но и реализовать свои творческие и интеллектуальные возможности в дальнейшем.

    Важнейшим из них является формирование личностных универсальных учебных действий. В программах образовательных учреждений на их развитие направлены не только предметные образовательные программы, но и программа «Духовно-нравственного развития», а также программы внеурочной деятельности общекультурного, социального и других направлений.

    Примером такой работы является эпизод урока, раскрывающий процесс формирования на данном этапе.

    Детям предлагают серию сюжетных картинок с вопросами к ним. Работа с данным материалом позволяет ребенку самостоятельно выразить свое отношение к данной ситуации и спрогнозировать выход из предложенной проблемы. Ответы ребенка помогут учителю оценить уровень развития личностных УУД на данном этапе работы. В конце каждого учебного года ребенку будет предложена комплексная проверочная работа, направленная на выявление сформированности личностных УУД.

    Требования стандарта диктуют необходимость формирования адекватной самооценки личности. Ребенок учится оценивать свою успешность, недостатки и ставить цель в их преодолении.

    Регулятивные универсальные учебные действия формируют у ребёнка умение ставить цель, определять учебные задачи, планировать свою деятельность, находить свои ошибки и корректировать свою деятельность, умение удерживать в памяти объемное задание при его выполнении. (Не получается …., мне надо научиться …)

    Познавательные универсальные учебные действия подразделяются на общеучебные и логические.

    Общеучебные

    формулирование цели;

    поиск и анализ информации;

    моделирование;

    структурирование знания;

    составление устных и письменных высказываний;

    смысловое (мотивированное) чтение;

    формулирование проблемы

    Универсальные логические действия

    выделение признаков предмета;

    сравнение,

    сериация,

    классификация,

    рассуждение,

    гипотеза,

    доказательство

    Подобные задания являются ежедневной тренировкой в развитии и совершенствовании регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

    Коммуникативные УУД предполагают развитие умений работать в парах группах, которые наилучшим образом позволяют научить ребенка строить связные высказывания, доказывать свою точку зрения, развивают умения выслушивать и уважать мнения другого, развивают культуру общения в

    Удачным примером работы в группе являются задания подобного вида. В процессе обсуждения дети могут прийти к единому мнению. Формами организации групповой и подгрупповой работы являются викторины, творческие задания, КВН, соревнования, брейн-ринги и другие.

    С учетом внедрения ФГОС в ОУ становится очевидной и необходимой работа учителя-логопеда и других узких специалистов с учащимися, испытывающими трудности в обучении, а так же с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования.

    В своей работе учитель-логопед опирается на следующие нормативные документы. Важнейшим новым звеном в этой работе является коррекционно-развивающая программа ОУ, которая составляется специалистами данного учреждения.

    Для достижения планируемых результатов по требованиям ФГОС важно правильно скоординировать деятельность всех специалистов ОУ.

    Построение работы учителя-логопеда традиционно в соответствии с рекомендациями Инструктивного письма Мин. Образования РФ, однако с учетом требований ФГОС необходимы дополнения к плану работы логопеда, которые заключаются в разработке и реализация индивидуальных (групповых) коррекционных программ для детей с особыми образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, имеющими нарушения речи.

    Основная задача логопеда заключается в совершенствовании всех сторон устной и письменной речи младших школьников. На занятия зачисляются дети, имеющие сложную структуру речевого дефекта, препятствующую качественному усвоению программного материала по основным предметам.

    По требованиям новых образовательных стандартов на занятиях необходимо использование ИКТ. Приведем практические примеры упражнений, используемых на логопедических занятиях.

    На данном слайде представлено упражнение, направленное на автоматизацию звукопроизношения, а так же на развитие регулятивных и познавательных УУД.

    Другим примером является упражнение «Определи место звука в слове». Данное задание представлено в электронном виде, проверка осуществляется с помощью щелчка.

    «Зачеркни те кружочки, в названии которых есть заданный звук, например [с]»

    Слайд 20.

    При выполнении упражнения «Подбери к слову схему», «Определи слово по схеме»

    Слайд 21.

    «Составь из букв слово» В данных заданиях у ребенка развивается регулятивные и познавательные УУД, самоконтроль, самооценка.

    Слайд 22.

    Одним из вариантов работы по совершенствованию слогового состава слова может служить задание, представленное на данном слайде.

    Слайд 23.

    Для формирования лексико-грамматического строя необходимо научить детей:

    Свободно пользоваться обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам,

    Определять родственные слова, обобщать, анализировать, систематизировать.

    Подбирать однокоренные слова.

    Обозначать свойства, названия действий их качества. Развивать орфографическую зоркость. В данном случае «безударную гласную в корне слова».

    Активизировать словоизменение, словообразование с помощью суффиксов.

    Словообразование с помощью приставок

    Устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи.

    Согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе.

    Правильно использовать существительное единственного и множественного числа в родительном падеже.

    Развивается смысловая сторона речи (синонимы, антонимы, оттенки значений слов, выбор точных подходящих выражений.

    Насыщает свою речь словами, обозначающими все части речи.

    Понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию, способен пересказать небольшие рассказы.

    Может рассказывать по картинке (по серии картин), об игрушке, о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию и развязку.

    Способен выходить за рамки реального, вообразив предшествующие и последующие события.

    Может подмечать в рассказе не только существенное, но и детали, частное.

    Хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы

    Результатом работы за год является комплексная работа с текстом. Выполнение предложенных заданий к нему является показателем преодоления трудностей конкретного ребенка.

    Примером такой комплексной работы могут служить представленные на слайде задания. (прокомментировать задания со слайда)

    По требованиям ФГОС итогом коррекционной работы за год является обязательная диагностика успешности каждого ребенка. Необходимо проводить систематическое отслеживание динамики развития результативности коррекционной работы и мониторинг.

    У детей-логопатов речевые нарушения являются серьезным препятствием в общении, в регуляции своей деятельностью, в овладении общеучебными навыками, поэтому логопеду на своих занятиях необходимо работать над формирование всех вышеперечисленных УУД

    Таким образом, коррекционная работа учителя - логопеда имеет огромное значение в достижении образовательного результата, планируемого в образовательной программе.


    Формирование

    универсальных учебных действий

    на логопедических занятиях

    в условиях введения ФГОС

    Докладчик: учитель-логопед

    Высшей -квалификационной категории

    Кошкина С.С.

    С 1 сентября 2011 года учащиеся 1-х классов начали обучение по новому образовательному стандарту начального общего образования. Одной из особенностей данного стандарта является предъявление серьёзных требований не только

      к предметным результатам обучающихся,

      но и к личностным ,

      и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

    Личностные и метапредметные результаты составляют (далее УУД).

    Стихийность развития УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения:

      в несформированности учебно-познавательных мотивов,

      трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий и т.п. Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС), признаёт целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

    В широком значении термин «универсальные учебные действия » означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

    Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

    В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

    1) личностный ;

    2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции );

    3) познавательный ;

    4) коммуникативный .

    Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях).

    Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция.

    Познавательные универсальные действия включают: общеучебные (в том числе знаково-символические действия), логические, а также постановку и решение проблемы.

    Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования УУД. И коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда общеобразовательной школы имеет большой потенциал в формировании УУД, которые являются интегрированными характеристиками образовательного процесса.

    Обучающиеся с речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР) которые начинают заниматься на логопункте общеобразовательной школы, имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А.В. Ястребовой), затрудняющих формирование у них УУД.

    СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

    1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя.

    2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.

    3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы

    4. Недостаточное развитие связной речи.

    1. Неустойчивое внимание.

    2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

    3. Недостаточное развитие способности к переключению.

    4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

    5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

    6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

    7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

    СЛЕДСТВИЯ:

    1) Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.

    2) Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе.

    Исходя из данных особенностей детей с речевыми нарушениями, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встаёт задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.

    Занятия на логопедическом пункте общеобразовательной школы осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой.

    В рамках данного подхода, коррекционно – воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности) занимает такое же важное место как и преодоление отклонений речевого развития детей и создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи обучающихся.

    коррекционно-воспитательной работы

    (ПО А.В. ЯСТРЕБОВОЙ)

    I .1 Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

    1) устойчивости внимания;

    2) наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

    3) способности к запоминанию;

    4) способности к переключению;

    5) навыков и приёмов самоконтроля;

    6) познавательной активности;

    7) произвольности общения и поведения;

    II .1 Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

    1) умение внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);

    2) умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

    3) умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

    4) умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда

    I .2 Формирование полноценных учебных умений:

    1) планирование предстоящей деятельности:

    а) принятие учебной задачи;

    б) активное осмысление материала;

    в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели;

    2) контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

    3) работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)

    II .2 Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

    1) ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

    2) ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

    3) ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания)

    4) употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

    5) обращение к учителю - логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

    6) пояснение инструкций, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

    7) подведение итогов занятия;

    8) формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

    9) соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог).

    Если мы проанализируем данную таблицу, то увидим, что содержание 1-го направления предусматривает в большей мере формирование регулятивных УУД , содержание 2-го – коммуникативных учебных действий. При развитии речемыслительной деятельности, которой также уделяется большое внимание на логопедических занятиях, мы можем говорить о формировании познавательных учебных действий.

    В логопедической практике достаточно чётко просматривается развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению. Однако, при введении ФГОС, в большей мере необходимо обратить внимание на формирование именно учебных действий: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе и т.д.

    Приведу примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД.

    Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
    словесную или письменную инструкцию.

    Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребёнка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приёмов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от старой, чётко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться.

    1. «Объясните домовёнку Кузе» Логопед даёт ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его для Кузи.

    2. «Письмо с пропусками» Логопед даёт задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом, дети записывают 2–3 предложения, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звёздочку. Приём способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учётом меняющейся инструкции.

    3. «Будь внимательным!» Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить её «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и чётко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание. Примеры заданий:

    1). В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть.

    Полезла Оксана за красной розой,
    А вернулась Оксана с занозой.

    2). В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчёркиваются все Ц.

    Чёрная цапля циркулем чертила.
    Внимание!
    Цапля старательно циркулем водила.
    Получился очень чистенький чертёж.

    Упражнения, развивающие умение планировать действия

    по выполнению учебной инструкции и действовать по плану.

    Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию.

    Управление учением должно быть гибким. Жёсткость управления (строгая последовательность действий, заданная учителем) должна убывать по мере роста учащихся. Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе логопедической работы дети сами планируют действия, составляют их алгоритмы.

    1. «Расскажи о звуке по плану-схеме».

    Через 1–2 занятия схема характеристики звука заменяется. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.

    2. «Определи порядок действий» . Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.

    Например:

    На уроках математики встречаются сложные примеры, в которых действия нужно совершать по порядку. Задание к упражнению по русскому языку тоже может содержать несколько действий. Важно не забыть сделать ни одно из них. Кроме того, нужно подумать, что удобнее сделать сначала, а что потом.

    3. «Составьте алгоритм». Детям предлагают объединиться в малые группы по 3–4 человека (можно предложить поработать в парах). Задание общее для всех групп – составить алгоритм решения определенной учебной задачи.

    Например:

    – Составьте алгоритм разбора слова по составу и др.

    Через 5 минут каждая группа выполняет задание логопеда по разбору слова, используя свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т.е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и чёткий алгоритм, нужно ли его дополнить.

    Пример алгоритма, составленного учениками :

    Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль.

    Обучающиеся с нарушениями письменной речи часто не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ. Таких детей необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка даёт возможность получить за письменную работу более высокую отметку.

    Для указанной группы обучающихся целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка дробится на 3 этапа. Во время каждого из них внимание ребёнка сосредоточенно на поиске специфических ошибок и недочётов в письменной работе. Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует сосредоточиться.

    Этапы самопроверки:

    I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм;

    II этап – поиск орфографических ошибок в слове;

    III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.

    На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребёнку выделить слово из текста и сосредоточить на нём своё внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова.

    1. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы её найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялочкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускатьчтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки.

    Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялочки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к чёткому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд.

    Ищем «случайные» ошибки. (I-й этап самопроверки.)

    Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка.

    Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при её отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.

    Ищем орфографические ошибки. (II этап самопроверки).

    Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.

    Проверка предложений (III этап самопроверки).

    Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка

    В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребёнком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок).

    Если и в этом случае ребёнок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена.

    И только если ошибка так и остаётся необнаруженной, логопед вместе с ребёнком осуществляет разбор и помогает найти ошибку.

    Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

    Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать

    результаты своей деятельности.

    Важными секретами успешной учёбы являются: умение ставить цели и добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость; замечать неудачи и находить их причины. Для формирования у ребёнка желания учиться можно использовать разнообразные приёмы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы детские достижения.

    Для самооценивания и фиксации результатов возможно использование линейки достижений и лестницы успеха.

    Линейки достижений помогают ребёнку увидеть свои успехи. К сожалению, ученику с дисграфией на уроке русского языка чаще приходится отмечать свои неудачи. Но ведь отметка – это вовсе не единственный результат, который даёт учёба . Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой – вот то, что действительно пригодится в жизни.

    Линейки достижений позволяют увидеть не столько улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ученик приложил, и те знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены.

    1. «Линейка достижений». Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребёнку даётся карточка, например, такого содержания:

    Ученик ставит отметку-чёрточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, как он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания; прогнозировать оценку за выполнение задания.

    2. Карта самонаблюдений. Особенность такой карты заключается в том, что она составляется и ведётся самим учеником. Учащиеся, выделяя собственные проблемы (в поведении, в учёбе и т. д.), сами вписывают нужные аспекты наблюдения в свои таблички. В конце каждого занятия ученики делают отметки (+ или –) в карте. Когда таблица заполнится, уместно подвести итоги: Кто может сказать, что стал аккуратнее? У кого укрепилась сила воли? Кто заметил, что стал активнее на занятиях? Ученик сообщает о своих результатах только в том случае, если сам этого захочет.

    Образец карты самонаблюдения

    Дата

    Я на занятии

    Старался писать без ошибок.

    Проверял свою работу.

    Следил за осанкой и правильной посадкой.

    Работал внимательно.

    Писал аккуратно, разборчиво.

    Соблюдал чистоту и порядок в тетради.

    Соблюдал дисциплину.

    Работал активно, поднимал руку.

    3. «Лесенка успеха». Завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу из 3 ступенек. Логопед просит, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения этого задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка – себя. Если ученик считает, что был внимательным, старательным и сдаёт логопеду работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке.

    Лесенка успеха позволяет логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают своё письмо.

    Итак, рассмотрев понятие универсальных учебных действий, особенности детей с речевыми нарушениями (в частности с ОНР), направления формирования УУД на логопедических занятиях и некоторые конкретные примеры формирования регулятивных действий, мы можем придти к следующему выводу: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи, должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС В составе основных видов универсальных учебных действий (УДД) можно выделить четыре блока: 1)личностный; 2)регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4)коммуникативный.

    2 слайд

    Описание слайда:

    Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция

    4 слайд

    Описание слайда:

    Познавательные универсальные действия включают: общеучебные (в том числе знаково-символические действия), логические, а также постановку и решение проблемы.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    6 слайд

    Описание слайда:

    СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя. 2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами. 3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы 4. Недостаточное развитие связной речи. 1. Неустойчивое внимание. 2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. 3. Недостаточное развитие способности к переключению. 4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления. 5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала. 6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений. 7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Содержание коррекционно-воспитательной работы (ПО А.В. ЯСТРЕБОВОЙ) I.1 Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: 1) устойчивости внимания; 2) наблюдательности (особенно к языковым явлениям); 3) способности к запоминанию; 4) способности к переключению; 5) навыков и приемов самоконтроля; 6) познавательной активности; 7) произвольности общения и поведения; II.1 Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: 1) умение внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика); 2) умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; 3) умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией; 4) умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда I.2 Формирование полноценных учебных умений: 1) планирование предстоящей деятельности: а) принятие учебной задачи; б) активное осмысление материала; в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели; 2) контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля); 3) работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.) II.2 Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности: 1) ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; 2) ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии; 3) ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания) 4) употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях; 5) обращение к учителю- логопеду или товарищу по группе за разъяснением; 6) пояснение инструкций, учебной задачи с использованием нужной терминологии; 7) подведение итогов занятия; 8) формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы; 9) соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог).

    8 слайд

    Описание слайда:

    Упражнения, развивающие умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию 1. «Объясните домовёнку Кузе» Логопед дает ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его для Кузи. 2. «Письмо с пропусками» Логопед дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2–3 предложения, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку. Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции. 3. «Будь внимательным!» Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание. Примеры заданий: 1). В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть. Полезла Оксана за красной розой, А вернулась Оксана с занозой. 2). В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц. Черная цапля циркулем чертила. Внимание! Цапля старательно циркулем водила. Получился очень чистенький чертеж.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану 1. «Расскажи о звуке по плану-схеме» Через 1–2 занятия схема характеристики звука заменяется. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами. 2. «Определи порядок действий». Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий. Например: На уроках математики встречаются сложные примеры, в которых действия нужно совершать по порядку. Задание к упражнению по русскому языку тоже может содержать несколько действий. Важно не забыть сделать ни одно из них. Кроме того, нужно подумать, что удобнее сделать сначала, а что потом. 3. «Составьте алгоритм» Детям предлагают объединиться в малые группы по 3–4 человека (можно предложить поработать в парах). Задание общее для всех групп – составить алгоритм решения определенной учебной задачи. Например: – Составьте алгоритм разбора слова по составу и др. Через 5 минут каждая группа выполняет задание логопеда по разбору слова, используя свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т.е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и четкий алгоритм, нужно ли его дополнить. Пример алгоритма, составленного учениками: Как разобрать слово по составу Изменить форму слова → выделить окончание, обозначить. Выделить основу – часть слова без окончания, обозначить. Подобрать однокоренные слова → выделить общую часть слова – корень, обозначить. Посмотреть на оставшиеся части слова: Если есть часть слова перед корнем → это приставка, обозначить. Если есть часть слова между корнем и окончанием → это суффикс, обозначить.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль Этапы самопроверки: I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм. II этап – поиск орфографических ошибок в слове. III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения. На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова 1. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки. Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к четкому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей.Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд. Ищем «случайные» ошибки. (I-й этап самопроверки.) Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка. Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний. Ищем орфографические ошибки. (II этап самопроверки). Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка. Проверка предложений (III этап самопроверки). Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка. В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок). Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена. И только если ошибка так и остается необнаруженной, логопед вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает найти ошибку. Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности 1.«Лесенка успеха». Завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу из 3 ступенек. Логопед просит, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения этого задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка – себя. Если ученик считает, что был внимательным, старательным и сдает логопеду работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке Лесенка успеха позволяет логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо. 2. «Линейка достижений». Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребенку дается карточка, например, такого содержания: 1) Я научился различать буквы Б и Д (умения по теме занятия) оценка от 0 до 5 2) Я старался оценка от 0 до 5 3) Какую оценку я сам себе поставлю оценка от 0 до 5

    12 слайд

    Описание слайда:

    Литература: Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ Метусс Е.В., Литвина А.В., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.

    Похожие публикации