Новая школа - Образовательный портал

Презентация "УУД. ФОрмирование и оценка сформированности УУД". Презентация критерии и способы оценки ууд Регулятивные ууд и система оценивания презентация

Занятие 3. К вопросу о критериях и способах оценки уровня сформированности УУД обучающихся Мельникова Елена Валерьевна, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий ФГБОУ ВПО «Ив. ГУ» , к. п. н. Иваново,

Критерии оценки сформированности УУД соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность.

Уровень действия может выступать в трех основных формах действия: — в форме реального преобразования вещей и их материальных заместителей, материальная (материализованная – с заместителями – символами, знаками, моделями) форма действия; — действие в словесной, или речевой, форме; — действие в уме - умственная форма действия.

Полнота действия определяется полнотой операций и характеризует действие как развернутое (в начале становления) и сокращенное (на завершающих этапах своего развития. Разумность действия характеризует ориентацию учащегося на существенные для выполнения действия условия, степень дифференциации существенных, необходимых для достижения цели условий, и несущественных условий.

Сознательность (осознанность) – возможность отражения в речи, т. е. в системе социальных значений, содержания действия, последовательности его операций, значимых для выполнения условий и достигнутого результата. Обобщенность характеризует возможности переноса учащимся действия (способа решения задачи) в различные предметные сферы и ситуации. Широта переноса характеризует меру обобщенности действия.

Критичность действия определяет меру осознания действия в его функционально-структурной и содержательной и характеристиках и рефлексии выбора оснований выполнения действия. Освоенность действия характеризует его временные характеристики и легкость перехода от одной формы действия к другой.

Уровни сформированности учебных действий: 1) отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности (ученик выполняет лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует свои действия, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения); 2) выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, может выполнять действия по постоянному, уже усвоенному алгоритму); 3) неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия); 4) адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем); 5) самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия); 6) обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи.

Личностные действия обеспечивают ценностно — смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Три вида личностных действий (применительно к учебной деятельности): * самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное), т. е. принятие ребенком социальной роли ученика; * смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом («Ради чего я учусь? »); * нравственно-этическая ориентация, т. е. обеспечение личностного морального выбора школьника (определяют поведение ребенка).

Критерии оценивания личностных универсальных действий Самоопределение. 1. Внутренняя позиция школьника: — Положительное отношение к школе. — Чувство необходимости учения. — Предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа. — Предпочтение классных коллективных знаний индивидуальным занятиям дома. — Предпочтение социального способа оценки своих знаний (отметка) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки). 2. Самооценка: — Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика. — Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» . — Осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» . — Способность адекватно судить о причинах своего успеха / неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

Критерии оценивания личностных универсальных действий Смыслообразование. 1. Мотивация учебной деятельности: — Сформированность познавательных мотивов. — Интерес к новому. — Интерес к способу решения и общему способу действия — Сформированность социальных мотивов. — Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. — Сформированность учебных мотивов. — Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. — Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности К ним относятся: Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно. Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Прогнозирование – предположение результата и уровня усвоения знаний, связанных с этим затрат времени. Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия (в случае расхождения с эталоном, реальным действием, и его результатом). Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Саморегуляция — способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в случае мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Критерии оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий Принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней). План выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соответствии с определенными условиями. Контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений). Оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причины неудачи, отношение к успеху и неудаче). Мера разделенности действия (совместное или разделенное). Темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.

Регулятивные учебные действия, отражающие содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): — Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; — Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; — Преодоление импульсивности, непроизвольности; — Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками; — Умение адекватно воспринимать оценку и отметку своей работы; — Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в р учебной деятельности; — Умение различать объективную трудность поставленной учебной задачи и субъективную сложность. 2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей: — Целеустремленность и настойчивость в достижении целей; — Готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей; — Формирование основ оптимистического восприятия мира.

Необходимыми условиями развития действия оценки учебной деятельности являются: — постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности. Не учитель оценивает ученика и сообщает ему оценку в готовом виде, а с самого начала обучения перед ребенком ставят как особую задачу оценить результаты своей деятельности. — предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности; — организация объективации для ребенка его изменений в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений ученика; — формирование у ученика установки на улучшение результатов своей деятельности. Тогда оценка становится необходимой для того, чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать; — формирование у учащегося умения в сотрудничестве с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи; — организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, эмпатии и признании индивидуальности каждого ребенка.

Примером дифференцированных критериев оценки «письма» в начальной школе могут служить: сохранение высоты букв и их элементов; сохранение ширины букв и их элементов; соблюдение наклона; соблюдение расстояний между словами; аккуратность выполнения работы внесение исправлений должно соответствовать принятым нормам. Соблюдение каждого из критериев обозначается квадратами разных цветов (например, красный, зеленый, синий, черный) и представляется в таблицах, в которых отдельно фиксируются результаты домашних, контрольных, классных письменных работ).

Другим способом представления оценок могут стать «графики продвижения» , которые позволяют детям отследить свой рост и определять задачи и направления дальнейшей работы.

Оценка успешности решения математических задач к завершению начальной ступени образования может быть основана на следующих критериях: адекватность преобразования текста задачи в графическую модель с представлением условий задачи; адекватность оставления знаковой модели, в которой математическая формула должна соответствовать графической схеме; правильность вычислений; выполнение проверки результатов.

Объект оценки Предмет оценки Процедур ы оценки сформированность личностных универсальных учебных действий эффективность деятельности системы образования, ОУ внешние мониторинговые исследования с использова-нием неперсонифицированных потоков информации; психологическое консультирование. Оценка личностных результатов

Оценка личностных результатов Осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации программ развития.

Внутренняя оценка личностных результатов направлена на решение задачи оптимизации личностного роста учащихся: Характеристика достижений и положительных качеств учащихся. Определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка. Система психолого-педагогических рекомендаций.

Оценка осуществляется только по запросу родителей (или по запросу педагогов или администрации при согласии родителей) и проводится психологом, имеющим специальную подготовку в области возрастной психологии

Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения: умение выбирать средства для организации своего поведения; умение помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; умение предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; умение начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент; умение тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.

Объект оценки Предмет оценки Процедур ы оценки сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий а) уровень сформированности данного вида действий б) б) уровень присвоения универ-сального учебного действия а) внутренняя накопленная оценка б) итоговая оценка. Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов Выполнение специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД (см. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли)

Оценка метапредметных результатов В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии и др. и с учетом характера ошибок можно сделать вывод о сформированности РУУД и ПУУД. Сформированность КУУД (совместная, командная работа в планируемых результатах по технлогии, музыке, физической культуре)

Основные инструменты для диагностики метапредметных результатов освоения ООП

Группы умений, проверяемых диагностической работой

Оценка метапредметных результатов: Линейка достижений: навыки исследования В качестве источника информации использует только учебник Описывает наблюдения с помощью учителя Пытается использовать различные источники информации Описывает наблюдения, используя знакомые способы Отбирает нужную информацию из большого ее массива Описывает наблюде-ния, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики ДАТА ______

АЛГОРИТМ ЗАПОЛНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ Составление технологической карты предполагает следующую работу: 1. Поиск информации в теоретических источниках о конкретном универсальном учебном действии. 2. Определение возрастных критериев. 3. Разбивка собранной информации по уровням (низкий, средний, высокий). 4. Подбор диагностического материала для учителей и психологов. 5. Написание рекомендаций для учителей школы.

Важно определить связь каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделить предметные дисциплины, наиболее адекватные для формирования конкретных видов УУД. Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Разработать или использовать готовую систему задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологический типы, решение которых обеспечит формирование заданных свойств УУД. Использовать систему рекомендаций по школьным предметам с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине. !!! В каждом УМК должна быть выстроена система учебных заданий, направленных на формирование УУД.

Формирование универсальных учебных действий средствами УМК Реализация требований ФГОС в УМК «…» обеспечивается единством структуры учебников по всем классам и предметам; единством сквозных линий типовых заданий; единством подходов к организации урочной и внеурочной деятельности.

Русский язык Литература Английский язык Математика Биология География История Обществознание Основы духовно-нравстве нной культуры и светской этики Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура Структурные элементы учебников (базовая и вариативная часть, маршрутный лист, проверочные и тренинговые листы, справочное бюро) Типовые сквозные задания (информационный поиск, работа в паре, творческие, дифференцированные задания, интеллектуальный марафон) Формы организации учебной и внеурочной деятельности (работа в паре, в группе, коллективный диалог, мини-исследование, проекты)

Смысловые акценты УУД Русский язык Литература Математика География История Биология личностные жизненное самоопределе ние нравственно-этическ ая ориентация Смыслообразова ние нравственно-этическ ая ориентация регулятивные целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (математика, русский язык, биология, технология, физическая культура и др.) познавательные общеучебные моделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач широкий спектр источников информации познавательные логические формулирование личных, языковых, нравственных проблем; самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия коммуникатив-ны е использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа, презентация творческих продуктов. Направленность учебных предметов на развитие УУД

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Диагностика регулятивных универсальных учебных действий

2 слайд

Описание слайда:

Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей деятельности (в том числе учебной) © Фокина Лидия Петровна

3 слайд

Описание слайда:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности Регулятивные УУД Целепологание Планирование Оценка Прогнозирование Коррекция Контроль Волевая саморегуляция © Фокина Лидия Петровна

4 слайд

Описание слайда:

Приемы формирования навыков целеполагания 1. Формирование цели при помощи опорных глаголов; 2. Работа над понятием; 3. Подводящий диалог; 4. Создание проблемных ситуаций. © Фокина Лидия Петровна

5 слайд

Описание слайда:

Диагностика навыков целеполагания 1. Какая цель урока ставилась перед вами на уроке? Для ответа продолжи одно из предложений: Научиться__________________________. Понять ____________________________. Тренироваться _____________________. Узнать ____________________________. 2. Какие задачи помогли достичь цели урока? 3. Продолжи одно из предложений: Я научился сегодня на уроке __________. Я могу объяснить другому ____________. Мне еще надо поработать над _________. © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

6 слайд

Описание слайда:

Планирование Эффективные приёмы: 1)обсуждение готового плана решения учебной задачи; 2) работа с деформированным планом решения учебной задачи; 3) использование плана с недостающими или избыточными пунктами; 4)составление своего плана решения учебной задачи. 5) Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, возможен графический план урока. © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

7 слайд

Описание слайда:

Диагностика умения составлять план работы Базовый уровень 1 класс Папа с Юрой решили вырастить для мамы цветок к 8 Марта. Помоги папе и Юре составить план действий: пронумеруй картинки. вырастить приготовить посадить купить цветок землю луковицу горшок Критерии оценивания: 1 балл – с заданием справился; 0 баллов – не приступил к выполнению или допустил ошибку. © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

8 слайд

Описание слайда:

Диагностика умения составлять план работы Базовый уровень 3 класс Незнайка прилетел на Луну. Он захотел оставить там свой след. Одел скафандр и вышел погулять на лунную поверхность. © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

9 слайд

Описание слайда:

Критерии оценивания 1 балл –выбрал правильную последовательность действий 0 баллов – не приступил к заданию или выполнил с ошибкой © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

10 слайд

Описание слайда:

Диагностика особенностей развития поискового планирования (методика А.З.Зака) Цель: выявление сформированности действия поискового планирования как умения разрабатывать программу выполнения действий для достижения поставленной цели. Возраст: ступень начального обучения (9-11 лет). © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

11 слайд

Описание слайда:

Диагностика действия контроля 1 класс Наша Тая громко плачут: Уромила в речу мячик. Тиже, Танечка, не пачь, Не утонет речке мяч. 2 класс Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь лю­дям. Скоро удалось мне на машине © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

12 слайд

Описание слайда:

Критерии оценивания Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловых ошибок или др. Уровни сформированности внимания: 0-2 - высший уровень внимания, 3-4 - средний уровень внимания, более 5 - низкий уровень внимания. © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

13 слайд

Описание слайда:

Коррекция деятельности а) Организация взаимопомощи; б) использование различных памяток. © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

14 слайд

Описание слайда:

Оценка На данном этапе используются приемы: 1)прием «волшебные линеечки»; 2) цветовые сигналы самооценки; 3)лесенка успеха; 4)интерактивные приёмы самооценки; 5)прием «задания – ловушки» на рефлексию усвоенного способа действия; 6)прием «сопоставления своих действий и результата с образцом»; 7)прием «умные вопросы» © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Условия формирования и развития регулятивных действий 1)Приучать ученика использовать в речи слова:для того чтобы…(цель)…надо…(действие). 2) Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. 3)С учащимися регулярно обсуждать изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений. 4)Использовать цветные и графические формы самооценки. © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

17 слайд

Описание слайда:

Условия формирования и развития регулятивных действий 4)Использовать цветные и графические формы самооценки. 5) Поощрять детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия. 6)Использовать в образовательном процессе таких форм работы как: -организация взаимной проверки заданий, -взаимные задания групп, -обсуждение участниками способов своего действия; -заполнение рефлексивного портфолио. © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

18 слайд

Описание слайда:

Примерный методический комплекс диагностики уровня сформированности регулятивных УУД 1 класс Стартовая Итоговая 2 класс 3 класс 4 класс Графический диктант Методика «Кодирование», «Корректурная проба» Тест «Сложная фигура» (А.Рей), методика «Пиктограмма» (А.Р.Лурия) Проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л.Кабельницкая) Методика диагностики уровня сформированностидействия (А.З.Зак) «Образец и правило» (А.Л.Венгер, Г.А.Цукерман) "Диагностикаметапредметныхи личностных результатов начального образования" 1 класс (Е.В.Бунеев, А.А.Вахрушев и др.) "Диагностикаметапредметныхи личностных результатов начального образования" 2 класс (Е.В.Бунеев, А.А.Вахрушев и др.) "Диагностикаметапредметныхи личностных результатов начального образования" 3 класс (Е.В.Бунеев, А.А.Вахрушев и др.) "Диагностикаметапредметныхи личностных результатов начального образования" 4 класс (Е.В.Бунеев, А.А.Вахрушев и др.) © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

19 слайд

Описание слайда:

Список методик для диагностики регулятивных УУД Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант). Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок. Пример: © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

20 слайд

Описание слайда:

Список методик для диагностики регулятивных УУД Методика «Кодирование» © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

21 слайд

Описание слайда:

Список методик для диагностики регулятивных УУД Проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля. Возраст: ступень начального образования (10.5 – 11 лет). Форма и ситуация оценивания: фронтальный письменный опрос. © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

22 слайд

Описание слайда:

Список методик для диагностики регулятивных УУД Выкладывание узора из кубиков Цель: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания выкладывания узора по образцу. Возраст: ступень предшкольного образования (6.5 – 7 лет). Форма: индивидуальная работа. © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

23 слайд

Описание слайда:

Список методик для диагностики регулятивных УУД Проба на внимание (поиск различий в изображениях) Цель: выявление умения находить различия в объектах. Возраст: предшкольная ступень (6.5 – 7 лет). Форма и ситуация оценивания: индивидуальная работа с ребенком. Предъявляются две сходные картинки, имеющие 5 различий. Ребенка просят найти и показать (назвать) различия между картинками. © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

24 слайд

Описание слайда:

Список методик для диагностики регулятивных УУД Диагностика особенностей развития поискового планирования (методика А.З.Зака) Цель: выявление сформированности действия поискового планирования как умения разрабатывать программу выполнения действий для достижения поставленной цели. Возраст: ступень начального обучения (9-11 лет). © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

25 слайд

Описание слайда:

Список методик для диагностики регулятивных УУД Методика на выявление умения принимать и сохранять задачу воспроизведения образца © Фокина Лидия Петровна © Фокина Лидия Петровна

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Диагностика и мониторинг уровня сформированности УУД»

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга: Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД; Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД; Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;

Методы сбора информации: Анкетирование Тестирование Б еседа Наблюдение

Личностные УУД в начальной школе Список методик для мониторинга. « Лесенка» (1- 4 класс). Оценка школьной мотивации (1-2 класс). Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева) (3 - 4 класс.) «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс). «Незаконченные предложения» (3-4 класс).

«Лесенка» Цель: выявление уровня развития самооценки. Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение. Возраст: 1- 4 класс. Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос

Регулятивные УУД. Методики для мониторинга. 1 . «Рисование по точкам (1 класс) 2. Корректурная проба (2- 4 классы)

«Рисование по точкам (1 класс) Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия. Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

Интерпретация результатов: 33-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия. 19-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности. Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.

Познавательные УУД Список методик для мониторинга 1 . «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс). 2. Выделение существенных признаков (2 класс). 3. Логические закономерности (3 класс). 4. Исследование словесно- логического мышления (4 класс).

коммуникативные УУД Список методик для проведения мониторинга Узор под диктовку. «Рукавички». «Левая и правая стороны» «Совместная сортировка» «Дорога к дому» «Кто прав?».

Участие в интеллектуальных конкурсах 2012 - 2013 учебного года Международные Всероссийские Русский медвежонок КИТ Британский бульдог Золотое Руно Кенгуру ЭМУ - Эрудит ЭМУ - специалист КИО ЧИП олимпиада по окружающему миру олимпиада по русскому языку олимпиада по математике олимпиада по литературному чтению олимпиада по информатике олимпиада по английскому языку Бердюгина Вера Участие Участие Участие Буланичев Сева Участие Участие Участие Василевская Нася Участие Данилов Данил Участие Данильчук Анна Демидова Ксения Горбунова Катя Участие Участие Ильиных Настя Илибаева Ангелина Лебедев Ярослав Участие Лысова Саща Макарова Женя Участие Масленников Дима Марабян Алла Участие Участие Участие Мусинова Даша Участие Мутье Лиза Участие Участие Участие Участие Участие Участие Пехташев Данил Участие Пыжьянова Софья Участие Участие Участие Участие Участие Ракитин Слава Участие Участие Участие Участие Участие Участие Участие Участие Сайфулин Сергей Сазонов Дима Тарасов Максим



Как сформировать УУД?

Как оценить сформированность УУД?


Развитие и оценивание личностных универсальных учебных действий

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы: внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Выпускник получит возможность для формирования

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

Технологическая карта формирования личностных УУД

нание и самоопределе

Уровни сформированности

средний низкий

венно-этическая ориента

чувство необходимости учения,

Формирование своей точки зрения,

Предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

Адекватное содержательное представление о школе;

Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома,

Предпочтение социального способа оценки своих знаний

образование

положительное отношение к школе;

Ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»,

Школа привлекает внеучебной деятельностью

Учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости,

Имеет начальное представление о нравственных нормах

отрицательное отношение к школе и поступлению в школу

Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

Частично учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм,

Имеет правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое

интерес к новому;

Сформированность учебных мотивов

– стремление к получению высоких оценок,

неправильное представление о моральных нормах,

Низкий уровень развития эмпатии

частично сформирован интерес к новому;

Частично сформированы учебные мотивы,

– стремление получать хорошие оценки,

к школе безразличен;

Сформированность учебных мотивов недостаточна,


Мониторинг изучения готовности первоклассников к обучению в школе 2011-2012 г 2012-2013г


Личностные УУД формируются когда:

- ученик учится осмысливать , объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей;

ученик учится объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты);

ученик учится ориентироваться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность); уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний;

ученик учится характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях; признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них; ученик учится понимать важность исполнения роли «хорошего ученика», важность учёбы и познания нового.


Инсерт (условные значки)

(осознать новые знания)

(исправить неверные предположения)

Я это знал

Это для меня абсолютно новое

(исправить неверные предположения

(побудить дальнейший интерес к теме)

Это противоречит тому, что я знал

Я хочу знать об этом больше


Сформированность личностных УУД

  • «Лесенка» (1- 2 класс).
  • Оценка школьной мотивации (1-2 класс).
  • «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).
  • Анкета «Оцени поступок»
  • Наблюдение учителя
  • Самооценка учащегося

Развитие и оценивание познавательных универсальных учебных действий

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
  • знаково-символические моделирование;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

  • Сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, устанавливать аналогию .

Знаково- символическое действие- моделирование. Этапы моделирования

Словесная модель

Знаково-символическая модель

Мысленная модель


  • Модель слова
  • Модель предложения
  • Состав слова
  • «Звуковички»


  • Умение «читать» схемы, соотносить их с текстом задачи.
  • Составлять по схемам задачи.


Приемы по развитию навыков прогнозирования

Верные и неверные утверждения

В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения.

На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменяться ими для оценки их правильност и.


Сформированость познавательных УУД

Список методик для мониторинга

  • Тест “Найди несколько различий?”

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.

  • Методика «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение

существенных признаков

  • Наблюдение учителя
  • Самооценка учащегося

Развитие и оценивание регулятивных универсальных учебных действий

  • В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в гимназии и вне её, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу,
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
  • ставить цели, позволяющие решать учебные и житейские задачи;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • учитывать правила планирования и находить контроль способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • различать способ и результат действия;
  • оценивать правильность выполнения действия по внешним и внутренним критериям;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме.
  • осуществлять контроль по результату и по способу действия; осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания ;

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД.

целеполагание - постановка учебной задачи

Уровни сформированности

высокий средний низкий

контроль в форме сличения способа

действия и его результата с заданным

эталоном

оценка - выделение и осознание

обучающимся того, что уже усвоено

и что ещё нужно усвоить,.

Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи регулирует весь процесс выполнения.

Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности,

Предъявляемое требование осознается лишь частично.

Охотно осуществляет решение познавательной задачи,

Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов решения

Высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

Высокие показатели объема и концентрации внимания.

Осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено.

Ошибки исправляет самостоятельно.

Работает точно по образцу.

Может оценить действия других учеников.

Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.

Нуждается в пошаговом контроле со стороны учителя.

Не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал.

Ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено средним уровнем развития произвольности.

Средние показатели объема и концентрации внимания.

Диагностика

учитель психолог

Низкие показатели объема и концентрации внимания.

Не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок.

Контроль носит случайный непроизвольный характер,

Может ориентироваться на образец, но делает ошибки.

Может оценить выполненное задание по параметрам: легко выполнить или возникли сложности при выполнении.

Методика «Рисование по точкам»

Неумение опираться на образец.

Низкий уровень развития произвольного внимания.

Не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.


Направления работы по формированию регулятивных УУД

  • целеполагание:

«Я назову тему, а вы цель…», «Зачем знать новую букву или звук?»

  • планирование

картинный план, словесный план, план решения учебной задачи, создание проблемных ситуаций.

  • контроль и оценка (эталон), «Ищу ошибки! »,КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему), «волшебные линеечки», знаковая оценка А, С, Н, прогностическая оценка. знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь.

Сформированность регулятивных УУД

Список методик для мониторинга

  • Методика "Рисование по точкам»

Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия

  • Методика «Кодирование»

Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.


Развитие и оценивание коммуникативных универсальных учебных действий

  • В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве;
  • учитывать разные мнения и интересы;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;,
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • работа в группах, парах, сюжетные игры
  • групповая работа «Карусель»
  • прием «Зигзаг»
  • творческий прием «Круги на воде»

  • ученик учится отвечать на вопросы;
  • ученик учится задавать вопросы;
  • ученик учится вести диалог;
  • ученик учится пересказывать сюжет;
  • ученик сравнивает, доказывает, спорит,
  • составляет задание партнеру;
  • составляет отзыв на работу товарища;
  • участвует в диалоговом слушании;
  • формулировка вопросов для обратной связи;
  • «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...»

Различия в умении взаимодействовать со сверстниками

Технологическая карта формирования коммуникативных УУД в начальной школе

Нормативный

показатель УУД

Коммуникация как кооперация

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время.

Работать в паре.

Коммуникация как интеракция

Уровни сформированности

средний низкий

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Понимать речевое обращение другого человека.

Коммуникация как интериоризация

отвечает на все вопросы.

Осознанно стремится к сотрудничеству.

Слушать и понимать речь других

Частично отвечает на вопросы.

Работает в паре ситуативно.

Слышит, понимает и дает собеседнику обратную связь

Не идет на контакт (агрессивен или пассивен).

Диагностика

учитель психолог

Частично соблюдает этикет.

тактичен, вежлив, соблюдает этикет.

Понимает речевое обращение другого человека

Методика «Рукавички»

Молчалив или агрессивен.

Частично соблюдает этикет.

Не всегда понимает речевое обращение другого человека

Молчалив или агрессивен.

Не понимает речевое обращение другого человека.

Методика «Узор под диктовку»


Сформированность коммуникативных УУД

Список методик для мониторинга

  • Наблюдение учителя
  • Самооценка учащегося
  • «Узор под диктовку» Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи
  • Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман) Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Проектная деятельность развивает все универсальные учебные действия

Саша Горячев


Лист индивидуальных достижений по русскому языку

Умения

Старт

Умею различать: звуки и буквы

1 четверть

гласные и согласные

2 четверть

твёрдые и мягкие согласные звуки

3 четверть

глухие и звонкие согласные звуки

4 четверть

слово и предложение

Умею составлять модель слова

Умею списывать печатный текст и письменный

Знаю алфавит

Умею делить слова для переноса

Умею ставить ударение в слове ударение

Умею записывать транскрипцию слов

Умею задавать вопросы к словам, называющим:

предметы

действие

Нахожу корень в группе однокоренных слов

Умею определять «опасные» места в словах

Знаю и умею правильно писать орфограммы:

буквосочетания жи – ши, ча - ща, чу - щу

оформлять предложение

непроверяемые буквы в словах (словарные слова 1 класса)

Заглавная буква в именах собственных

грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова, (где орфоэпия и орфография совпадают)

Количество баллов

Уровень


Лист индивидуальных достижений по технике чтения


Лист индивидуальных достижений по работе с информацией

Требования стандарта

1 класс

  • Пользуюсь разными видами чтения: сплошным;

Итог года

Рубеж

выборочным;

3 класс

Итог года

по ролям;

  • Пользуюсь справочным аппаратом учебника;

Рубеж

4 класс

Итог года

  • Умею самостоятельно составить:

Рубеж

простой план;

Итог года

  • Различаю основные элементы книги;
  • Даю оценку прослушанному или прочитанному;
  • Умею находить в тексте нужную информацию;
  • Умею воспроизводить содержание прочитанного или услышанного;
  • Умею работать со словарём и др. справочной литературой;
  • Умею ориентироваться в каталожной карточке;
  • Умею самостоятельно выбирать и читать детские книги, периодику.

Дата наблюдения ______________ 1 класс. Лист наблюдений за формированием регулятивных УУД

(представляются только положительные результаты)

Предмет: __________________________________________

Схема фиксирования результатов наблюдения:

п / п

ФИО обучающихся

1 класса

Умение учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя

Тищенко Дмитрий

Умение прогова

ривать последовательность действий на уроке

Демьяненко Татьяна

Умение учиться высказы

вать своё предложение (версию)

Петрова Алина

ОБОБЩЕННЫЙ ВЫВОД по классу

Умение рабо

тать по предложен

ному плану

Умение давать эмоциональ

ную оценку деятельности класса на уроке

Умение отличать верно выполненное задание от неверного

ВЫВОДЫ

по каждому обучающемуся



Математика

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные УУД

Личностные

Выпиши наиболее трудные уравнения и потренируйся в их решении с соседом по парте.

Найди схему, которая соответствует условию данной задачи, и выполни решение.

93*3+93*7=

Какой закон позволяет найти значение выражения рациональным способом?

Определи, решение каких выражений для тебя является простым, и выполни их устно.


Личностные

Регулятивные

Познавательные УУД

Коммуникативные

Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?

Соотнесите предметы и звуковые модели слов.

В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.

Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

Похожие публикации