Новая школа - Образовательный портал

Почему поэма по праву памяти является предупреждением. Тема: Человек, время, история в поэме «По праву памяти. Александр Твардовский, поэма «По праву памяти»: основные мотивы произведения

За несколько месяцев до начала работы над поэмой «По праву памяти» А. Т. Твардовский писал: «Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни». Поэма «По праву памяти» — исповедь, она во многом автобиографична и является итогом многолетних трудных размышлений автора. В первой главе поэмы («Перед отлетом») автор вспоминает свою юность с ее радужными надеждами, о друге, с которым они наивно мечтали и верили в будущее:

Готовы были мы к походу. Что проще может быть: Не лгать. Не трусить. Верным быть народу. Любить родную землю-мать.

Не предполагали уверенные в себе оптимисты, что не только счастья следовало ждать от жизни.

В этой главе возникает лишь предощущение суровой исторической реальности, трагических конфликтов эпохи. Эти конфликты во всей своей масштабности разворачиваются в главе «Сын за отца не отвечает». В этой главе выражена не только личная боль поэта — сына «врага народа». В этой главе поэт парадоксально поворачивает разными гранями знаменитую сталинскую формулировку «Сын за отца не отвечает». Она всегда интерпретировалась как некий спасательный круг, который сердобольный и справедливый вождь бросал несчастным изгоям, запятнанным родством с «врагами народа». Но поэт гордо отвергает такую подачку, он не собирается получать право на благополучие ценой предательства отца, ему представляется более резонным совершенно противоположный выбор:

А вдруг тот сын (а не сынок!). Права такие получая, И за отца ответить мог?

И в самом деле, он берется отвечать за своего отца, отвечать — в смысле защищать, заступаться. И сын отвечает тем, что отстаивает человеческое достоинство отца.

И делает это художнически — он создает пластически зримый образ великого труженика-крестьянина. Вот, например, описание рук отца:

Те руки, что своею волей Ни разогнуть, ни сжать в кулак: Отдельных не было мозолей Сплошная — подлинно кулак!

Мысль об ответственности за отца органично ведет за собой мысль об ответственности за все, что происходит в стране, об общей вине. Теперь уже поэт не ищет никаких оправданий себе и всем, кто если и не участвовал в злодеяниях сталинского режима, то молчаливо присутствовал при них. Расплатой становятся неизбывные нравственные муки:

И длится суд десятилетий, И не видать еще конца.

Этим тайным судом совести, считает А. Твардовский, судит себя каждый порядочный человек, переживший те времена.

Третья глава «О памяти» является итогом раздумий поэта о прожитой жизни, о сложной эпохе, выпавшей на долю. Главная мысль в ней — мысль об исторической памяти. Отказ от памяти, запрет на память — это отказ от ответственности, от покаяния и искупления вины. Поэт спорит с теми, кто считает более удобным не помнить о трагедиях прошлого.

Забыть, забыть велят безмолвно, Хотят в забвенье утопить Живую быль. И чтобы волны Над ней сомкнулись. Быль — забыть!

Поэт готов в одиночку, против всех, отстаивать право на память, потому что, если не помнить прошлого, оно может повториться:

Кто прячет прошлое ревниво. Тот вряд ли с будущим в ладу.

На долю А. Твардовского выпали трудные времена.

Он пережил и перестрадал тридцатые и сороковые, послевоенные годы, время хрущевской «оттепели». Огромный и трудный мир открыл он читателю в своих поэтических произведениях. Поэма «По праву памяти» — исповедь поэта, в которой он излил все, что «жило, кипело, ныло в его душе.

Анализ поэмы Твардовского «По праву памяти»

Другие сочинения по теме:

  1. На протяжении всей своей истории Россия терпела множество невзгод. Войны с иноземным врагом, междоусобные распри, народные смуты — тени этих...
  2. Поэмы «За далью — даль» и «По праву памяти» еще не подвергались сопоставительному анализу в твардовсковедении. И это не случайно....
  3. Совсем недавно мною была прочитана поэма А. Твардовского, которая называется «По праву памяти». Это неизвестное мне раньше творение глубоко потрясло...
  4. Тема ответственности и памяти получила особое звучание в творчестве А. Твардовского, познавшего все тяготы Великой Отечественной войны. Поэт доказывает, что...
  5. В 1925 г. Ахматова написала стихотворение, посвященное памяти Сергея Есенина. Оно при ее жизни не печаталось, было опубликовано только в...
  6. Сам Твардовский писал о себе, что он «не чудо особой, избранной судьбы», что жизнь его «ничем не обделила, ничем в...
  7. Ранний период творчества поэта представлен многими открытиями в области стихосложения. Практически сразу отказавшись от попыток литературного подражания, Маяковский буквально ворвался...
  8. С военным сюжетом связана поэма, получившая название «Теркин на том свете». Она вышла в свет только в 1963 г., хотя...
  9. Небольшая поэма «Соловьиный сад» принадлежит к числу наиболее совершенных произведений Блока. Не случайно Блока часто называли певцом «Соловьиного сада». В...
  10. В пехотной роте — новый парень, Василий Теркин. Он воюет уже второй раз на своем веку (первая война — финская)....
  11. Твардовский, безусловно, не мог знать этих слов, когда писал «Своеобразие поэмы Твардовского «Муравия, старинная Муравская страна»», но как не случайно...
  12. Рассказ о революции поэт завершает эпизодом трудового субботника. Эта, 8-я, глава наиболее агитационна. В стиле агитки написана концовка главы: «Дяденька,...
  13. Убитый в бою Теркин является на тот свет. Там чисто, похоже на метро. Комендант приказывает Теркину оформляться. Учетный стол, стол...

Разработка уроков

по поэме А.Т. Твардовского «По праву памяти» в 11 классе

учителя первой квалификационной категории

МОУ СОШ №10 г. Коврова

Ландиховой Татьяны Ивановны.

Специфика материала (для учителя) .

Представленную разработку уроков по поэме А.Т. Твардовского «По праву памяти» (три урока, из них два урока отводится на работу с текстом поэмы, анализ, один урок – на творческую письменную работу; учитель по своему усмотрению может выделить на сочинение два урока или дать работу на дом) можно использовать для работы в 11-х гуманитарных и негуманитарных (универсальных, профильных негуманитарных) классах; используемые методические приёмы: групповая исследовательская работа по тексту произведения, поисковая работа, решение заданий проблемного характера, творческая письменная работа.

Изучение поэмы «По праву памяти» целесообразно продолжить после изучения лирики, поэмы «За далью - даль»; если позволяет учебное время, можно обратиться к поэме «Страна Муравия» обзорно, фрагментарно или изучить подробно, в негуманитарном классе можно ограничиться обзорным повторением лирики, изучением только поэм «По праву памяти» (как наиболее актуальной в настоящее время) и «Василий Тёркин».

Целесообразно работу над темой «Идейно- художественное своеобразие поэмы А.Т. Твардовского «По праву памяти» предварить уроком, на котором рассмотреть жанровые особенности поэмы, основные темы, затрагиваемые автором, композицию, название поэмы, повторить необходимые литературоведческие термины и продолжить работу со словариком (различные толкования основных понятий, ключевых слов).

Тема уроков:

Идейно-художественное своеобразие поэмы

А.Т.Твардовского «По праву памяти»

Цели уроков:

    (познавательная) – углубить представление учащихся о творчестве А.Т.Твардовского, жизненных и творческих принципах поэта, дать понятие об идейно- художественном своеобразии поэмы «По праву памяти»;

    (воспитательная) – показать, как осмысляется поэтом опыт всей прожитой жизни, в которой отразились и преломились тяжёлые противоречия времени, обратить внимание учащихся на ценность, примат человеческой личности, неповторимо-единичного над общим и коллективным; способствовать формированию личной позиции учащихся по поднятой проблеме;

    (направленная на литературное развитие) – продолжить формирование навыков анализа поэтического текста, поисковой работы, исследовательской работы с текстом, литературоведческими понятиями; дальнейшее развитие творческого мышления учащихся.

Оборудование уроков: портрет А.Т. Твардовского; репродукция рукописи поэмы, обложки книги, тексты поэмы А.Т. Твардовского «По праву памяти» у каждого учащегося.

Эпиграфы:

Я отвечаю головой.

А.Т. Твардовский. «За далью - даль»

    почувствовал…то, что мне…нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни…

А.Т. Твардовский

    он в полный голос сказал о трагедии раскулачивания, о сталинской расправе со своими же военнопленными, об изгнании из родных мест целых народов. Но он нашёл в себе мужество, не бия себя в грудь и не юродствуя, искупить свою невольную вину перед близкими, расстаться с иллюзиями своего поколения.

В.Я. Лакшин. Из

книги «Берега культуры», 1991г.

Литературоведческие термины, используемые на уроке.

    Поэма – стихотворное сюжетное повествование. Лиро-эпическое произведение.

    Художественный образ – изображение человека в произведении.

    Лирический герой – лицо, переживания, мысли и чувства которого выражены в произведении. Авторское «я» поэта.

    Тема – жизненный материал: лица, обстоятельства, отражённые в художественном произведении.

    Композиция внешняя – деление на части, главы.

    Композиция внутренняя – система образов, функции портрета, пейзажа, интерьера, внесюжетных отступлений, художественных деталей; художественное время и пространство.

    Идея – главная мысль об основном круге явлений, которые изображены в произведении. Выражение авторской мысли.

    Жанровые особенности – специфические характеристики жанра конкретного произведения.

    Эволюция (взглядов, взаимоотношений…) – изменение… во времени.

    Реминисценция – отзвук чужого произведения, смутные воспоминания.

    Мотив – дополнительные, второстепенные темы.

    Афоризм – законченная мысль, выраженная в сжатой и точной форме.

Словарь (словарик ведётся и на уроке, и во время домашней работы, к словарю обращаемся в процессе работы над поэмой).

    Память – способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом.

    Память – 1) способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений;

2) воспоминания о ком-чём-нибудь.

    Покаяние – раскаяние, кайка. Одно из семи таинств церкви, исповедь. Духовная кара, или наказание за проступки против веры. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).

    Покаяние – добровольное признание в совершённом поступке, в ошибке. (Словарь русского языка С.И. Ожегова).

    Раскаяться – испытать сожаление, признаться в совершённой ошибке, в дурном, неправильном поступке. (Словарь русского языка С.И. Ожегова).

    Вина – начало, причина, источник, повод, предлог. Провинность, проступок, преступление, прегрешение, грех, всякий недозволенный, предосудительный поступок. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).

    Вина – 1) проступок, преступление;

2) причина, источник чего-нибудь (неблагоприятного).

(Словарь русского языка С.И. Ожегова).

    Возмездие – воздаяние, награда и кара, плата по заслугам, вознаграждение; возврат, отдача. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).

    Возмездие – отплата, кара за преступление, за зло. (Словарь русского языка С.И.

    Ответственность – обязанность отвечать за что-либо, долг дать в чём-либо отчёт. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).

    Ответственность – 1) необходимость принять на себя вину за ошибки, плохой ход дела; 2) необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.

(Словарь русского языка С.И. Ожегова).

Домашнее задание к уроку.

    Сформулируйте жизненный и творческий принцип А.Т. Твардовского. Подберите соответствующий цитатный материал из стихотворений (и поэм) поэта (поисковое задание).

    (Групповое или индивидуальное задание. Характер задания: упрощённый вариант).

Основа всех моих основ,

Я за такой устав суровый,

Чтоб ограничить трату слов;

Чтоб разум их живой смыкал;

Из капиталов капитал;

Самим себе в глаза пыля;

По курсу твёрдого рубля (…)

(«Слово о словах», 1962)

    Продолжить работу над таблицей об истории создания поэмы «По праву памяти» - заполнить колонку «Взгляды поэта, отразившиеся в поэме».

Ход уроков.

Первая учебная ситуация.

Слово учителя.

Современное литературоведение рассматривает историю создания произведения как средство его прочтения. Судьба произведения является ключом к его смыслу. Остановимся на творческой истории поэмы Александра Трифоновича Твардовского «По праву памяти».

- Какие события, наблюдения, переживания во время работы нашли отклик во взглядах поэта, отразившихся в поэме?

(Учащиеся представляют результат выполнения домашнего задания №3 в виде таблицы (колонка «Взгляды поэта…»), над которой начали работу (колонки «История поэмы» и «События в жизни поэта, обстоятельства работы») на предыдущем уроке. Сообщение должно прозвучать по всей таблице – прим. для учителя).

История поэмы

Поэма создавалась в последние годы жизни (годы жизни А.Т. Твардовского 1910-1971). 1958-1970гг. – А.Т. Твардовский – редактор журнала «Новый мир». 60-е гг. – центр притяжения всех лучших литературных и общественных сил. Печатаются Ф. Абрамов, Ч. Айтматов, В. Белов, В. Войнович, Ю. Домбровский, С. Залыгин, Ф.Искандер, Б. Можаев, Ю. Трифонов, В. Шукшин, А. Солженицын. С конца «оттепели» журнал подвергается цензурным придиркам. Тщетны попытки опубликовать поэму. 1968г. – Твардовский откликнулся на события в Чехословакии, осудив акцию, отказался поставить подпись под открытым письмом писателям Чехословакии. Стало заметно, что направление журнала приобрело оппозиционный характер.

1970г. – Твардовский ушёл из журнала.

Обращается внимание учащихся на эпиграфы к уроку.

Что в них отражено? (Учащиеся высказывают свои суждения).

Вторая учебная ситуация.

Организация учебного поиска.

Страница организации учебного поиска и исследования (оформляется на доске (экране) и продолжается оформление в тетрадях учащихся на протяжении всех уроков).

Основной вопрос: Каковы особенности восприятия автором прошлого и настоящего в поэме «По праву памяти»?

Пример выполнения задания 1 группы

(Ответы приводятся не в полном объёме,

в случае затруднения учитель вправе помочь учащимся – прим. для учителя).

1 глава «Перед отлётом»

(напечатана при жизни поэта под названием «На сеновале»).

По своему содержанию глава примыкает к главе «Друг детства» из поэмы «За далью - даль», как бы предваряет её. Стихи передают атмосферу доверительности, в которой можно вести разговор о сокровенном. Сеновал (дом родной); два друга («мыслитель и поэт») отправляются в путь далёкий (незнаемый, незнакомый), полны надежд, мечтаний и иллюзий (романтическая ситуация):

Мы повторяем, что напасти

Нам никакие нипочём,

Но сами ждали только счастья, -

Тому был возраст обучён.

Время:

    юность автобиографического героя (лирического героя); молодость героев – молодой «возраст» эпохи:

не слышали: утренние петухи «как будто отпевали конец ребячьих наших дней»;

не предугадывали: вскоре «сорвётся с места край родной»;

    глубокий археологический слой: «Давно ли? – Жизнь тому назад».

Вывод: жизнь проходит, а верность юношеским идеалам сохранилась. По ним поэт выверяет свою судьбу.

2 глава «Сын за отца не отвечает» (слова Сталина).

- Проследите, каким смыслом наполняются во 2 главе слова «сын за отца не отвечает», повторяясь. - Какая художественная деталь помогает передать любовь сына к отцу?(по 2 главе) - Какова связь со словами из поэмы «За далью - даль» (эпиграф №1)?

Ключевая глава. Контрастна 1-й главе: грубое вмешательство власти в семью.

Время: прошлое, которое не даёт покоя, не оставляет.

Можно проследить, как слова «сын за отца не отвечает» , повторяясь, получают новое смысловое и эмоциональное наполнение:

    неожиданное счастье, милостивое избавление от «несмываемой отметки» («кулацкое отродье», «звание» «сын врага народа»);

    «вошло в права»: слова бесчеловечны, глубоко аморальны, побуждали к пренебрежению нравственными обязательствами перед близкими, к беспредельной вседозволенности:

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком.

…………………………….

И душу чувствами людскими

Не отягчай, себя щадя.

    Поэт с покаянным чувством и полным пониманием рисует натруженные руки отца (эта художественная деталь помогает передать любовь сына к отцу):

Те что – со вздохом – как чужие,

…………………………………..

Отдельных не было мозолей –

Сплошная…

его наивную гордыню «хозяина» , дорого ему обошедшуюся.

    Прослеживая связь времён, историческое прошлое страны, поэт приходит к покаянию, освобождению от иллюзий:

А мы, кичась неверьем в Бога,

Во имя собственных святынь

Той жертвы требовали строго:

Отринь отца и мать отринь.

Если сын за отца не отвечает, то «отец за сына - головой». Постулат «сын за отца» в конце главы перевёрнут:

Но за всеобщего отца

Мы оказались все в ответе.

Прослеживается связь с эпиграфом №1:

Я жил, я был – за всё на свете

Я отвечаю головой.

(А.Т. Твардовский. «За далью - даль»)

Герой А.Т. Твардовского выступает не бесстрастным летописцем, а свидетелем обвинения. Его волнует судьба конкретных людей, которых он хорошо знал (отца, в поэме «За далью - даль» - друга детства, тётки Дарьи).

3 глава «О памяти»

Дополнительные вопросы и задания группе: - Обратитесь к словарику (толкование слова «память»). Поясните название главы. - Способны ли, по мнению автора, его современники ответить «за распорядок в мире»? И как это их характеризует? - Проанализируйте комментарий к поэме В.А. Зайцева, в котором отражены приметы времени. Помог ли он более точно представить изображаемые в поэме события? (Желательно, чтобы комментарий был доступен всем учащимся в классе в распечатках или в электронном варианте – прим. для учителя).
    Зловещей некогда графой… Графа (в анкете) – раздел, рубрика, в данном случае – вопрос о социальном происхождении. На чьё-то г о л о в о к р у ж е н ь е // От им предсказанных побед … Имеется в виду статья И.В. Сталина «Головокруженье от успехов» (март 1930), в которой, в частности, речь шла о «перегибах» в проведении коллективизации. И в скопе конского вагона… Скоп – скопление, большое количество скопившихся людей. Конский вагон – товарный вагон, теплушка, на которой в прежние времена была надпись: «Сорок человек или восемь лошадей». Опять с кулацкой колокольни, // Опять на мельницу врага. Здесь использованы два фразеологизма: «Со своей (или с чьей-нибудь) колокольни смотреть на что-то», т.е. со своей узкой, ограниченной точки зрения; «Лить воду на чью-нибудь мельницу», т.е. приводить доводы или действовать в чью-либо пользу. Ведь суть не в малом перегибе, // Когда – Великий перелом …1929 год, когда началась сплошная коллективизация сельского хозяйства, вошёл в советскую историю как год великого перелома. И – будь добра, гора Магнитка, // Зачисли нас // В рабочий класс … В 1929г. У подножия горы Магнитной на Южном Урале началось строительство Магнитогорского металлургического комбината, в котором участвовало множество вчерашних крестьян, покидавших в связи с коллективизацией свои деревни и устремлявшихся в города и на стройки. Из плена в плен под гром победы... После окончания Великой Отечественной войны многие бывшие военнопленные и узники гитлеровских лагерей как «изменники родины» оказывались вновь в заключении, в системе ГУЛАГа. Хотя б ты крымский был татарин, // Ингуш иль друг степей калмык. Речь идёт о насильственном выселении в годы Великой Отечественной войны по обвинению в «предательстве» целых народов. Для ставших л а г е р н о ю п ы л ь ю… Выделенные разрядкой слова принадлежат одному из главных организаторов системы ГУЛАГа – Л.П. Берия. О том свидетельствует ныне // Его китайский образец… Имеется в виду государственный и политический деятель Китая, «великий кормчий» Мао Цзедун (1893-1976)

Время для героя настоящее, но прошлого не забыть.

Монолог страстный, гневный о невозможности «в забвенье утопить живую быль». Поэт отрицает забвенье, напоминающее о крестном пути безвинных жертв, взывает к духовному самоопределению:

Но это было явной болью

Для тех, чей был оборван век,

Для ставших лагерною пылью,

Как некто некогда изрек.

………………………………

Но всё, что было, не забыто,

Не шито-крыто на миру.

Одна неправда нам в убыток,

И только правда ко двору.

Поэт предъявляет спрос современникам, он они инфантильны, несамостоятельны, безответственны. Чтобы передать это, поэт использует иронию, меткое сравнение: «Как наигравшиеся дети, // Что из отлучки взрослых ждут». Современный человек пассивен и несостоятелен, ожидает указов сверху: «Нет, дай нам знак верховной воли, // Дай откровенье божества» . Это сродни религиозному поклонению, только Евангелие и Святые Отцы изменились.

Пример выполнения задания 2 группы.

Мотив «дали» в поэме.

- Проследите мотив «дали» в финале поэмы «По праву памяти» и сравните с осмыслением его в поэме «За далью - даль». (Задание даётся в помощь учащимся по усмотрению учителя – прим. для учителя).

Мотив «дали» в финале поэмы

«По праву памяти»

Приходим к выводу, что всё можно преодолеть при правдивом, без иллюзий взгляде на жизнь, доброй воле, памяти и любви к человеку. У А.Твардовского было множество далей. Вся жизнь, всё его творчество – открытие новых и новых далей: далей Родины, России, далей Правды и Истины.

Пример выполнения задания 3 группы.

Ключевые слова поэмы.

Ключевыми словами поэмы можно считать следующие слова: память, правда, быль, боль, употребляемые в 3 главе.

Память.

    «Не помнить – память под печать».

    «…даром думают, что память // Не дорожит сама собой».

    «…зачем и чья опека // К статье закрытой отнесла // …Недоброй памяти дела».

    «На этой памяти бессонной // …Поставить крест».

Правда.

    «Одна неправда нам в убыток, // И только правда ко двору».

    «Чтоб с правдой сущей быть не врозь, // Многостороннюю проверку // Прошли мы…».

Быль.

    «Перед лицом ушедших былей (прим.: прошлого, истории) // Не вправе ты кривить душой…» (предисловие).

    «Хотят в забвенье утопить // Живую быль…// Быль – забыть?»

    «…все былые недомолвки // Домолвить ныне долг велит».

    «…даром думают, что…// Ряской времени затянет // Любую быль…» (уйдёт в небытие).

Боль.

    «Но это было явной болью // Для тех, чей был оборван век» (воплощение боли безвинных жертв, прошедших свой крестный путь).

    «…даром думают, что...// Ряской времени затянет // Любую боль…» (уйдёт в небытие).

    «…отзыв давней боли» (любая мысль).

    «Немую боль в слова обречь» успеть бы, ту боль, что «теснила… сердца».

Быль

Переплетаются эти слова в поэме, оставляя отпечаток страшной трагедии на судьбе героя. Быль отзывается болью, память хранит горькое былое, боль, а правда не притупляет боли, не излечивает душу, но врезается в память как спасение от забвения людского. Поэт взывает и с печалью, и с гневом, и с надеждой к духовному самоопределению.

Пример выполнения задания 4 группы.

Духовный путь лирического героя в поэме.

Эволюция взглядов (на основе цитатного материала).

1 глава

Велят Забыть… безмолвно …………………………Не помнить – память под печать. Но для героя что было, не забыто ……………………………недомолвки Домолвить ныне долг велит. …………………………Важно для него Не обратить… всех… В одних непомнящих родства. …………………………Время требует мерить всех надёжной меркой. будем Людьми из тех людей, что людям, Не пряча глаз, Глядят в глаза.

Пример выполнения задания 5 группы.

Сын и отец в поэме. Эволюция взаимоотношений.

Как меняется отношение героев и как реализуется постулат «сын за отца…»?

Фраза «сын за отца не отвечает» употребляется в главе пять раз, и каждый раз звучит по-разному и несёт новую смысловую нагрузку.

    В начале первой строфы:

Сын за отца не отвечает –

Пять слов по счёту, ровно пять.

Но что они в себя вмещают…

    Фраза звучит как неожиданный, хлёсткий, жёсткий удар, но дающий одновременно свободу, освобождающий от вины:

Не ждал, не чаял,

И вдруг – ни в чём не виноват.

Сын – за отца? Не отвечает!

Аминь!

    Сын за отца не отвечает, -

Ему дорогу обеспечь.

    Сын за отца не отвечает –

Закон, что также означает:

Отец за сына – головой.

Утверждения 4 и 5 звучат как вывод, как толчок к действию, как единственно видимый выход.

Сын (лирический герой)

Смятение в душе героя: «то был отец, то вдруг он враг». Мучительный, страшный выбор героя между отцом и «благородной» идеей становится выбором между отцом и жизнью. Сын отца отвергает в душе по незнанию, поддавшись влиянию времени, будучи ослеплённым подменой истин и правды. Рана в душе остаётся надолго («О годы юности немилой»). Искренний порыв героя идти в ногу со временем подчёркивает его заблуждения. Оставивший отцовский дом для участия в новой истории, сын в руках вершителя судеб становится щепкой, «сыном врага народа», «отродьем», «не сыном даже, а сынком», но любовь к отцу в сердце жива (с любовью описывает натруженные руки отца). Сын за отца страдает. Через осознание непонимания сыновней ответственности приходит к покаянию, освобождению от иллюзий.

Сын за отца жизнь прожить не может, но понять его не только может, но и должен.

Сначала «враг народа», «кулак». Но вспоминает герой руки отца:

В узлах из жил и сухожилий, В мослах поскрюченных перстов – Те, что – со вздохом – как чужие, Садясь к столу, он клал на стол. И точно граблями, бывало, Цепляя, ложки черенок, Такой увёртливый и малый, Он ухватить не сразу мог.

Те руки, что своею волей – Ни разогнуть, ни сжать в кулак: Отдельных не было мозолей – Сплошная. – Подлинно – кулак! (Двойное значение слова «кулак» обыгрывается).

Отец-труженик землю «кропил своим бесплатным потом».

Дополнительный вопрос учащимся:

- Если «…за всё на свете я отвечаю головой» (поэма «За далью - даль»), то почему «сын за отца не отвечает»? О какой ответственности идёт речь?

Пример выполнения задания 6 группы.

Отражение или опровержение евангельских (библейских) постулатов в поэме.

(Прим. для учителя: к подобной работе с библейским источником можно приступать, если только учащиеся знакомы с ней ранее и проводилась она под руководством учителя на уроке).

Поэма

Библейские, издавна мыслимые как самые добрые понятия отец и сын, нравственные принципы, основы семейного уклада становятся искажёнными до гротеска.

Желание поднять из гроба Ленина (другого отца) – перевёрнутое, искажённое воскрешение Иисуса Христа. Но он (Ленин), по мнению автора, - не был богом, не бог (лжебог-отец?), следовательно, не воскреснет.

«…грубо сдвоив имена // … заносим на скрижали, // как будто суть была одна», - повествует автор. Порыв «Сталина (лжебога-сына?) зовите – // Он богом был – // Он может встать» нелеп. Святого Духа не может быть, так как нет самой души (мёртвые бездушны), отсюда можно провести параллель с бездушием общества, которое явилось следствием произошедших событий. «Китайский образец» - новое, современное тогда воплощение другого лжебога-отца (?) (Мао Цзедуна).

Библейское триединство Отец – Сын – Святой Дух перевёрнуто: лжебог-сын – идейный предшественник лжебога-отца, созданный по образу и подобию идейных отца и сына – «китайский образец» (чуждый нам, издалека).

Пример выполнения задания 7 группы.

    Реминисценции в поэме.

Реминисценция – отзвук чужого произведения, смутные воспоминания (см. словарик к уроку).

Задание : Найдите реминисценции из произведений поэтов XIX века в поэме «По праву памяти».

Вариант задания : найдите реминисценции из произведений поэтов XIX века в строках поэмы «По праву памяти»:

    Он говорил: иди за мною,

Оставь отца и мать свою,

Всё мимолётное, земное

Оставь – и будешь ты в раю.

……………………………

Забудь, откуда вышел родом,

И осознай, не прекословь:

В ущерб любви к отцу народов –

Любая прочая любовь.

Ясна задача, дело свято, -

С тем – к высшей цели – прямиком.

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком.

И душу чувствами людскими

Не отягчай, себя щадя.

И лжесвидетельствуй во имя

И зверствуй именем вождя.

(Реминисценции из поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон». Лермонтовские реминисценции в поэме придают облику «вождя народов» демонический характер).

    Смыкая возраста уроки,

Сама собой приходит мысль –

Ко всем, с кем было по дороге,

Живым и павшим отнестись.

Она приходит не впервые,

Чтоб слову был двойной контроль:

Где, может быть, смолчат живые,

Так те прервут меня:

- Позволь!

Перед лицом ушедших былей

Не вправе ты кривить душой, -

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой…

И мне да будет та застава,

Тот строгий знак сторожевой

Залогом речи нелукавой

По праву памяти живой.

(Реминисценции из стихотворения А.С. Пушкина «Памятник». Пушкинские реминисценции придают строкам поэмы исповедальный характер, характер завещания потомкам перед лицом прошлого. Для поэта сказать современникам правдиво о прошлом – долг чести, «право памяти живой»).

2)Образ «вождя народов» (Сталина)

(в поэмах «По праву памяти», «За далью - даль», «Страна Муравия»).

«По праву памяти»

(1966-1969)

1) Тот, кто для всех нас был одним Судеб вершителем земным , Кого народы величали На торжествах отцом родным . 2) «Сын за отца не отвечает» - слова Сталина.
    глава)
3) «Некто»; 4) «тот отец »: глушили мы громами Рукоплесканий в честь отца . 5)Бог-отец: Сталина зовите – Он Богом был.
    глава)

Поэма отражает демонический характер облика «вождя народов» как источника трагедии лирического героя и страны.

Перекличка с поэмой «По праву памяти»: 1)Как грозный дух он был над нами, Иных не знали мы имён. 2)………… четверть века Призывом к бою и труду Звучало имя человека Со словом Родина в ряду. ………………………….. 3)Имеет имя божества . ………………………….. Всё в мире видел самолично И всем заведовал, как бог… …………………..а люди Богов не сами ли творят? ……………………………Но Великий Ленин не был богом и не учил творить богов. 4)…простирались эти руки До всех на свете главных дел... ……………………………. Так на земле он жил и правил, Держа бразды крутой рукой.

«Грозный отец» в «стране-семье», чьё слово – закон, чей гнев может быть обрушен на «целые народы». 5)Ему………………………. Мы все обязаны победой. ……………………………Один со смертью – на один…

Итог: осиротели со смертью «отца».

1)Герой-спаситель, соответствующий герою волшебной сказки:

Сталин…на вороном коне ……………………………2)Герой-«летописец», от пера которого ничто не ускользает, но назначение «летописей» иное:

В одном краю, В другом краю Глядит, с людьми беседует И пишет в книжечку свою Подробно всё, что следует. (7 глава)

Итог: Поминаем душ усопших,

Что пошли на Соловки…

Третья учебная ситуация.

Реализация домашнего задания.

Слово учителя.

По окончании изучения и поэмы, и творчества А.Т. Твардовского уместно выяснить, каковы же взгляды А.Т. Твардовского на предназначение искусства. Дополните наблюдениями с урока результаты ваших поисков. Сформулируйте жизненный и творческий принцип поэта. Сопоставьте свои материалы, ответы.

    (реализация домашнего задания №1). В каких строках стихотворений и поэм

А.Т. Твардовского вы увидели жизненный и творческий принцип поэта ? (Учащиеся зачитывают строки из произведений и комментируют их).

    (индивидуальное или групповое задание, реализация домашнего задания №2).

На основании данных отрывков из стихотворений А.Т. Твардовского сформулируйте творческий принцип поэта.

С тропы своей ни в чём не уступая,

Не отступая – быть самим собой.

Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль.

(«К обидам горьким собственной персоны…», 1967-1968)

(…) И я, чей хлеб насущный – слово,

Основа всех моих основ,

Я за такой устав суровый,

Чтоб ограничить трату слов;

Чтоб сердце кровью их питало,

Чтоб разум их живой смыкал;

Чтоб не транжирить как попало,

Из капиталов капитал;

Чтоб не мешать зерна с половой,

Самим себе в глаза пыля;

Чтоб шло в расчёт любое слово

По курсу твёрдого рубля (…)

(«Слово о словах», 1962)

(…) Сказать то слово никому другому

Я никогда бы ни за что не мог

Передоверить. Даже Льву толстому

Нельзя. Не скажет – пусть себе он бог.

А я лишь смертный. За своё в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

(«Вся суть в одном единственном завете…», 1958)

(Творческую манеру и жизненную позицию А.Т. Твардовского определяет чувство сопричастности национальным свершениям и бедам. Каждое его произведение являет собой образец социально-нравственной цельности поэта, верности гуманистическим традициям русской литературы, верности её генеральной «думе» о жизни и человеке, месте человека в истории, взыскательное отношение к слову, бескомпромиссность в требовании – «за своё в ответе»).

Заключительное слово учителя.

Поэма «По праву памяти» - это во многом итоговое осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни, в которой отразились и переломились тяжёлые противоречия времени. Обратимся ещё раз к эпиграфам к уроку (выразительное чтение эпиграфов учителем или учащимися).

Вся разнообразная писательская деятельность А.Т. Твардовского несёт на себе отпечаток его незаурядной личности. В изображении «дел, событий, судеб, людских печалей и побед», в осмыслении «дат, всех сроков», что метили судьбу, А.Т. Твардовский пошёл по пути классической поэтической традиции, предопределённой А.С. Пушкиным. Это путь синтеза эпического и лирического, книжного и разговорного начал.

В эпоху всяческой ломки и эксперимента он неизменно утверждал естественность и органичность поэтического творчества, продолжающего лучшие традиции предшественников, опирающегося на многовековой опыт духовной культуры человечества. Продолжая и обновляя достижения отечественной классики, Твардовский продемонстрировал далеко не исчерпаемые возможности реализма в поэзии нашего времени.

Четвёртая учебная ситуация.

Творческая работа. (Работа рассчитана на один урок).

    Понятны ли вам, «людям из другого поколения» (А. Твардовский) мысли автора? Или для вас это уже «страницы далёкого прошлого»? Тема раскаяния и личной вины человека в произведениях А.Т. Твардовского (на примере одного-двух произведений). Тема памяти и забвения (на примере одного-двух произведений
А.Т. Твардовского).

Сочинение

Совсем недавно мною была прочитана поэма А. Твардовского, которая называется «По праву памяти». Это неизвестное мне раньше творение глубоко потрясло меня той открытостью выражения эмоций и чувств, которыми оно пронзено от начала и до конца. Наряду с этим, оно пробудило во мне заинтересованность и к самому поэту. Александр Твардовский, известен своими произведениями о войне, знаменит и своей активной общественной деятельностью. В хрущевское время он был главным редактором журнала «Новый мир». Своими усилиями в буквальном смысле слова преподнес читателям творения многих беллетристов, которые были запрещены во время правления Сталина. Поэму «По праву памяти» Твардовский писал почти три года, закончил ее в шестьдесят девятом году.

Однако во времена «застоя» из идейных воззрений она была издана только восемнадцать лет спустя, что, бесспорно, только увеличивает интерес к ней. Испытывая на закате лет острую надобность поспеть сообщить о самом важном, в чем-то раскаяться, что-то предотвратить, А. Твардовский в поэме думает о драматической судьбе его поколения. Писатель вложил в маленькое по своим размерам творение всю боль, которая была вызвана воспоминаниями об ужасных деяниях той поры. Поэма поделена на три части, следует отметить, что первая часть противопоставлена остальным. В ней писатель повествует простую, грустную историю, как два молодых человека, намереваясь оставить родные края, мыслят о будущем, грезят быть полезными для страны, родному народу.

Однако уже в конце первой части автор сгущает краски. Он дает понять, скоро их беспечная юность закончится и жизнь встретит их не очень приветливо. Из второй части поэмы мы познаем жуткую «быль» о том, какие муки заставлены были выдерживать дети репрессированных родителей.

Причем огромное число этих людей не только не совершали преступлений, но по-разному старались помочь державе подняться из разрухи и бедности. Отца самого писателя раскулачили и он был сослан на Северный Урал. Твардовскому пришлось входить в жизнь и в литературу с метой кулацкого сына. Но главной задачей второй части поэмы было изобразить ту страшную простоту, с какой принимали важные решения, которые могли бы изменить жизнь миллионов людей.

Волнения и эмоции людей не только не брали в расчет, их просто не существовало.

И государственная огромная машина выращивала и скрупулезно готовила тех, кто потом мог стать звеном этого бездушного механизма. Отличительной чертой поэмы является то, что при достаточно небольшом объеме текста у писателя получается поведать о многом. Автор размышляет и о своей собственной вине перед своими родителями, и о том, что за всеобщего родоначальника мы очутились все в ответе. Третья часть поэмы является своеобразным предупреждением нам, последователям и потомкам, не застигшим эту пору. Писатель предостерегает нас об опасности позабыть всю безжалостность той власти, которая распоряжалась государством долгие десятилетия. И это по-настоящему актуально не только для периода, когда была написана поэма, когда страной правил Л. И. Брежнев, а также и для наших дней. Поколение, для которого были написаны слова поэмы, не имело возможности осознать их правильность и значительность. Результаты этого мы испытываем уже сейчас, следя за митингами и демонстрациями, участники которых несут портреты Сталина.

В этом маленьком творении у Твардовского получилось сформулировать массу всевозможных чувств и волнений советской интеллигенции, вернее, той части, которая, старалась противостоять государственному строю, не поддаваться натиску сверху, сберечь человеческий облик, не опозорить свою совесть.

Нашему поколению, которое находится на пороге взрослой жизни и видит неустойчивость коллективного сознания, именно нам не только полезно, а жизненно важно постигать как историю, так и беллетристику нашего государства для того, чтобы в ответственный момент не совершить фатальной оплошности и не повергнуть ее в хаос, нищету и разруху.

Красочным примером подобной литературы, познание которой позволяет формировать активную жизненную позицию, является именно поэма Твардовского «По праву памяти». Она обрисовывает только малую часть тех событий, которые были пережиты народом. Но она довольно глубокая и обстоятельная, и может заставить размышлять над прошедшим, оценить сегодняшний день и предупредить ужасающие промахи в будущем.

Русские писатели ХХ века от Бунина до Шукшина: учебное пособие Быкова Ольга Петровна

История создания поэмы «По праву памяти». Ее идейное содержание

В 1987 г. в журнале «Знамя» (№ 2), а затем в «Новом мире» (№ 3) была опубликована лирическая поэма А. Твардовского «По праву памяти». В предисловии к публикации Мария Илларионовна Твардовская кратко изложила творческую историю произведения. Поэт работал над поэмой в течение 1963 – 1969 гг.; включил в нее опубликованный в «Новом мире» (1969, № 1) фрагмент «На сеновале» («Перед отлетом»). Сначала он готовил написанное в качестве новых глав поэмы «За далью – даль», но потом отказался от такого намерения, утвердившись в мысли оставить его самостоятельным произведением. В «Новом мире» вместе с публикацией помещена фотография первой страницы рукописи поэмы, подготовленной к печати в 1970 г. Почему «По праву памяти» не была опубликована – там не сказано. Очевидно, подразумевается, что просто в то время она не могла быть опубликована.

В «Литературной газете» от 4 марта 1987 г. в статье «Освобождение» Евгений Сидоров рассказывает, что весной 1969 г. в редакции «Юности» Твардовский читал поэму, то есть она была подготовлена к печати еще в конце 60-х. «Помню, – пишет Сидоров, – как меня поразила его (не могу подобрать другого слова) наивность: он, видимо, еще надеялся напечатать этот текст... А скорее всего, он просто хотел, чтобы больше людей, близких к литературе, знали не понаслышке об этом самом выстраданном его произведении».

«По праву памяти» написана в форме лирической исповеди. То, о чем пишет поэт, – очень личное, оно кровно касается его собственной судьбы. Ни одно из прежних произведений Твардовского не было так непосредственно связано с его биографией. «По праву памяти» – в значительно большей степени произведение личное, чем лирическая поэма «За далью – даль». В нем нет сюжетных повествовательных глав, эпических картин, здесь «возраста уроки» – итоги многолетних раздумий, душевных терзаний. Поэт, очевидно, чувствует: силы идут на убыль, а еще не сказано самое сокровенное, поэтому он пишет произведение исповедального характера, строя его в форме лирического монолога. В то же время, как у каждого большого поэта, лирическое в этой поэме выходит за рамки сугубо личного, затрагивает проблемы общенародного характера. Уже первые наброски поэмы, в которых вчерне записан замысел произведения, Твардовский сопроводил такой записью: «Почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни (и куда как не только моей!)».

Да, «По праву памяти» действительно имеет широкое обобщающее значение. В программном вступлении автор заявляет, что поэма обращена «ко всем, с кем было по дороге, живым и павшим», присягает им на правду, пишет, что долг перед павшими заставляет его говорить предельно честно, искренно:

Чтоб слову был двойной контроль:

Где, может быть, смолчат живые,

Так те прервут меня:

– Позволь.

Перед лицом ушедших былей

Не вправе ты кривить душой, -

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой...

Темой поэмы «По праву памяти» является впервые в нашей литературе осознанная Твардовским трагедия перегибов периода коллективизации, ставшая источником страданий миллионов людей. Поэт протестует против установившегося в те годы табу на эту тему, против забвения, а тем более сознательного замалчивания исторической правды. Он пишет: «Неправда нам в убыток»:

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую быль. И чтобы волны

Над ней сомкнулись. Быль – забыть!

Забыть родных и близких лица

И стольких судеб крестный путь...

Твардовский берет слово по праву памяти: в молодые годы он был свидетелем этой трагедии, она болезненно коснулась его отца, братьев, стала и его личной болью душевной:

Нет, все былые недомолвки

Домолвить ныне долг велит.

Пытливой дочке-комсомолке

Поди сошлись на свой главлит;

Втолкуй, зачем и чья опека

К статье закрытой отнесла

Неназываемого века

Недоброй памяти дела...

Поэт вызывает в памяти самые волнующие эпизоды своей жизни и драматическую историю судьбы отца, которая была типичной для значительной части крестьянства конца 20-х – начала 30-х гг. Рядом поставлены самые дорогие воспоминания – прощание с юностью (глава «Перед отлетом») и самые горькие и мучительные – встречи с жестокой несправедливостью (глава «Сын за отца не отвечает»). Первая глава освещена лучами безмятежного счастья: перед тем, как отправиться из юности во взрослый мир больших надежд, друзья проводят ночь на сеновале, пытаются сформулировать свои жизненные принципы, определить цели:

Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Не лгать.

Не трусить.

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать,

Чтоб за нее в огонь и в воду.

То и жизнь отдать.

Честно и четко сформулированы нравственные принципы юности; на рассвете деревенские петушки оповестили об уходящем лете: «Они как будто отпевали / Конец ребячьих наших дней». Обрывается лирическая и несколько даже сентиментальная исповедь юности, состоявшаяся «жизнь тому назад», и врывается жесткий, исполненный горечи и скорби монолог о судьбе несправедливо раскулаченного труженика-отца, переживаниях сына, которого стали именовать «кулацким сынком». В этой главе поэмы Твардовский вновь достигает вершин своего дарования, ему удается «немую боль в слова облечь», написана она кровью сердца, вся она – потрясение. Строки беспощадной правды о культе Сталина, об изломанных судьбах и изломанных душах, терзаниях «виновных без вины» производят огромное впечатление. Это было подлинно новое слово в поэзии. Покоряет гражданская и идейно-художественная позиция поэта. Автор поэмы «По праву памяти» находился на том уровне демократии и гласности, который будет завоеван литературой лишь два десятилетия спустя, осознавал свою высокую ответственность перед обществом. С большой силой раскрыта трагедия труженика, патриота, злой волей «судеб вершителя земных» отнесенного к разряду «кулаков», «врагов народа». Поэт вспоминает руки отца:

В узлах из жил и сухожилий,

В мослах поскрюченных перстов -

Те, что – со вздохом – как чужие,

Садясь к столу, он клал на стол.

...................................................

Те руки, что своею волей -

Ни разогнуть, ни сжать в кулак:

Отдельных не было мозолей -

Сплошная.

Подлинно – кулак!

Не менее печально сложились судьбы детей, которые всю жизнь были обречены заполнять зловещую графу и «быть под рукой всегда – на случай / нехватки классовых врагов». Фальшивой оказалась сталинская формула «сын за отца не отвечает»:

Пять кратких слов...

Но год от года

На нет сходили те слова.

И званье сын врага народа

Уже при них вошло в права.

И за одной чертой закона

Уже равняла всех судьба:

Сын кулака иль сын наркома,

Сын командарма иль попа...

Клеймо с рожденья отмечало

Младенца вражеских кровей.

И все, казалось, не хватало

Стране клейменых сыновей.

Факты биографии А. Твардовского свидетельствуют, что писал поэт об этом «не понаслышке, не из книжки», а именно «по праву памяти» – это и его личная боль.

Почему сравнительно небольшая поэма «По праву памяти» создавалось так долго – с 1963 по 1969 год – и с длительными перерывами? Мария Илларионовна Твардовская объясняет это тем, что в связи со смертью матери в 1965 г. он отложил поэму и написал цикл стихов, посвященных памяти матери. Думается, длительные перерывы вызваны бьли еще и тем, что на пути труда поэта и того дела обновления, которым он был поглощен, возникали серьезные препятствия. Его письма этих лет свидетельствуют о том, что он буквально не мог работать как поэт – все время и всю энергию он отдавал «Новому миру». По его словам, «над журналом проносились «цунами», он еще успевал отбиваться, писать объяснительные записки. Поэт откладывал работу над поэмой, как нам кажется, потому, что становилось все более очевидно: шансов на ее публикацию мало.

И вот поэма «заговорила». Огромный заряд обновления, ненависти против антидемократической природы культа личности, заключенный в поэме «По праву памяти», взбудоражил наших современников. Произведение пришло к нам как активный участник общественной перестройки и литературного оздоровления, сразу же включилось в литературную жизнь. На пленуме правления Союза писателей СССР (апрель 1987 г.) В. Карпов, коснувшись проблем современной поэзии и заметив, что ей не хватало камертона – «единственного, несравненного голоса, который как бы не дает другим фальшивить, не дает сбиться с ритма времени, зовет за собой», сказал: «Думаю, что таким камертоном может послужить поэма А. Твардовского... Она прозвучала удивительно современно по самой своей сути, по духу – в ней самая высокая гражданственность, в ней совесть, честь, в ней убежденность коммуниста. Вот так пришел к нам в сегодняшний день классик, наш советский классик – и прямо к нам обратился:

Зато и впредь как были – будем, -

Какая вдруг ни грянь гроза, -

из тех людей,

что людям,

Не пряча глаз,

Глядят в глаза.

О том, что поэма А. Твардовского «По праву памяти» «стала сегодня камертоном советской поэзии», сказал на пленуме и поэт А. Вознесенский. «По праву памяти» определяет «кровавую тему» масштабно, решает ее как преодоление болезни общества, как очищение правдой. Поэт решительно отверг трусливые аргументы тех, кто боялся правды, прятал прошлое, готов был отказать людям в исторической памяти:

Спроста иные затвердили,

Что будто нам про черный день

Не ко двору все эти были,

На нас кидающие тень.

Но все, что было, не забыто,

Не шито-крыто на миру.

Одна неправда нам в убыток

И только правда ко двору!

Написанные два десятилетия тому назад, эти афористически емкие строки в дни обновления сохраняют свой заряд, звучат как актуальный лозунг.

Повествующая о драматической странице нашей истории поэма «По праву памяти» – не только «отзыв дальней боли», ее пафос оптимистичен, она взывает к гражданскому чувству, укрепляет духовные силы, клеймит пережитки страха, который обучил «хранить безмолвье перед разгулом недобра». И какая поэтическая энергия заключена в ее финальных строках, какой уверенной поступью отдают эти, напоминающие лесенку Маяковского, ритмы и созвучия: «Людьми / из тех людей, / что людям, / Не пряча глаз, / Глядят в глаза».

Поэма Твардовского обогнала время. Бескомпромиссные требования социального и духовного обновления, восстановления норм демократии и гласности испугали влиятельных чиновников от политики и литературы.

Радует то, что «По праву памяти» восстановлена очень ко времени, что поэма сразу же стала выдающимся явлением общественной и литературной жизни, активным участником преобразований.

(По А.В. Кулиничу)

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Тургенев автора Лебедев Юрий Владимирович

Идейное бездорожье Так вдребезги разлетелась тургеневская мечта о едином и дружном всероссийском культурном слое. Глубокие сомнения возникали по поводу способности русского мужика уразуметь великий, как думалось Тургеневу, смысл происходящих в России реформ. Он

Из книги Абсолютное оружие Америки [Никола Тесла - повелитель вселенной] автора Сейфер Марк

Летательный аппарат вертикального взлета: история создания 8 июня 1908 года Мой дорогой полковник, Я полностью готов принять ваш заказ на самодвижущуюся летающую машину легче или тяжелее воздуха. Искренне ваш, Никола Тесла Астор особенно интересовался летательными

Из книги Изнанка экрана автора Марягин Леонид

Идейное обоснование Продюсер размещал группу «Враг народа Бухарин» в лос-анджелесском отеле. Исполнитель заглавной роли А. Романцов и исполнитель эпизодической роли Троцкого Лев Лемке поднялись в лифте размещаться в двухкомнатных апартаментах. Через пятнадцать минут

Из книги Русская судьба, исповедь отщепенца автора Зиновьев Александр Александрович

ИДЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ Тридцатые годы были самыми мрачными и, одновременно, самыми светлыми в советской истории. Самыми мрачными в смысле тяжелых условий жизни масс населения, массовых репрессий и надзора. Самыми светлыми по иллюзиям и по надеждам. Мы получили широкое общее

Из книги Жизнь господина де Мольера автора Булгаков Михаил Афанасьевич

История создания и публикации Летом 1932 года Булгаков получил предложение написать для задуманной Горьким серии «Жизнь замечательных людей» книгу о Мольере. 11 июля 1932 года был подписан договор. Хотя у Булгакова к этому времени уже была закончена и после долгих мытарств

Из книги Исповедь Джо Валачи автора Маас Питер

История создания книги «Исповедь Джо Валачи» В конце июня 1964 года - вспомнить точную дату уже не представляется возможным - Джозеф Валачи, который, по словам тогдашнего генерального прокурора США Роберта Ф. Кеннеди, обеспечил «невиданный информационный прорыв по

Из книги Путешествие в будущее и обратно автора Белоцерковский Вадим

История создания. Хосе Мария Аризмендарриета (1919-1976) В марте 1939 года испанские фашисты под водительством генерала Франко при помощи вооруженных сил нацистской Германии и фашистской Италии и благодаря предательству красного фашиста Сталина одержали победу над

Из книги Выжить и вернуться. Одиссея советского военнопленного. 1941-1945 автора Вахромеев Валерий Николаевич

История создания этой книги Недавно мне попалась на глаза книга Эрика Лундквиста, шведского путешественника, проведшего два десятка лет в джунглях Новой Гвинеи, «Дикари живут на Западе». В ней есть фрагмент, посвященный событиям начала сороковых годов XX века. Однажды

Из книги Бомарше автора Кастр Рене де

Из книги Русские писатели ХХ века от Бунина до Шукшина: учебное пособие автора Быкова Ольга Петровна

«ПО ПРАВУ ПАМЯТИ» (в сокращении) Смыкая возраста уроки. Сама собой приходит мысль - Ко всем, с кем было по дороге, Живым и павшим отнестись. Она приходит не впервые, Чтоб слову был двойной контроль Где, может быть, смолчат живые, Так те прервут меня: – Позволь! Перед лицом

Из книги Жизнь и труды Пушкина [Лучшая биография поэта] автора Анненков Павел Васильевич

Глава XXXV 1835 г. История создания «Египетских ночей» «Египетские ночи». - Связь с ними: а) «Одной главы из романа», напечатанной в альманахе «Сто русских литераторов»; b) начала повести в форме светской беседы; с) отрывка о писателе - светском человеке; d) повествования о

Из книги Бернард Больцано автора Колядко Виталий Иванович

Из книги Во все тяжкие [История главного антигероя] автора Тушин Вадим Тиберьевич

История создания В июле 2013 года Гиллиган сказал, что сериалу еще не дали зеленый свет, однако он и Гулд «вовсю готовы работать». Бывшие сценаристы «Во все тяжкие» Томас Шнауз и Дженнифер Хатчисон присоединились к писательскому составу, также Шнауз будет нести на себе

Из книги Поўны збор твораў у чатырнаццаці тамах. Том 10. Кніга 1 автора Быков Василь

Па праву памяці Ёсць пісьменнікі-ўніверсалы, здольныя дзякуючы асаблівасцям свайго таленту адлюстраваць любую карціну, распрацаваць усялякую тэму, якія пад іх пяром нязменна набываюць мастацкую выразнасць і значнасць. Ёсць і іншая катэгорыя аўтараў - верных аднойчы

Из книги Леонид Быков. Аты-баты… автора Тендора Наталья Ярославовна

История создания картины Конечно, после успеха фильма «Где вы, рыцари?» у Леонида Быкова была возможность сделать еще один фильм на Центральном телевидении. По горячим следам ему не раз предлагались сценарии, но он уже был настолько увлечен идеей, которая жила в нем с

Из книги Жизнь в борьбе и фресках. Бен Шан автора Штейнберг Александр

HAGGADAH – ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Каждое путешествие для истинного художника является источником вдохновения и ведет к созданию новых работ. Так случилось и после путешествия во Францию, которое Бен с женой Бернардой и тремя детьми совершил в 1958 году.Будучи в Бургундии, все

II. Поэма «По праву памяти»: чтение, анализ, обсуждение.

Каковы основные темы произведения?

    тема раскаяния и личной вины человека;

    тема памяти и забвения;

    тема исторического возмездия;

    тема «сыновней ответственности».

Что из себя представляет композиция поэмы?

Поэма «По праву памяти» представляет собой трехчастную композицию. (Принципиально важно структуру ее анализа сделать родственной художественному мышлению автора).

Первая глава «Перед отлетом» по своему содержанию примыкает к главе «друг детства» из поэмы «За далью - даль», как бы предваряет ее. Писалась эта глава как обращение к другу юности. Стихи передают атмосферу доверительности, в которой и можно вести разговор о сокровенном.

К этому побуждали сами обстоятельства: друзья покидали отчий дом. «Перед отлетом» - сама по себе эта ситуация романтическая:

Мы собирались в путь далекий

Из первой юности своей.

Высота помыслов, юношеский максимализм, романтическая мечта раскрывают их облик. Два друга - «мыслитель и поэт» - прекрасны:

Мы жили замыслом заветным

Дорваться вдруг

До всех наук

Со всем запасом их несметным -

И уж не выпускать из рук.

Готовы были мы к походу

Что проще может быть.

Не лгать,

Не трусить,

Верным быть народу,

Любить родную землю-мать,

Чтоб за нее в огонь и в воду

А если - то и жизнь отдать.

Лирическая концовка главы «Перед отлетом» исполнена глубокого смысла: жизнь проходит, а верность юношеским идеалам сохранилась. По ним поэт выверяет свою судьбу.

Первая и вторая главы контрастны по своей интонации. «Сын за отца не отвечает» - эти слова вынесены в заглавие второй части поэмы, с них она начинается. Повторяясь, эти слова получают все новое и новое смысловое и эмоциональное наполнение. Именно повтор позволяет проследить за развитием темы «пяти слов».

Вторая глава занимает особое место в поэме «По праву памяти». Являясь ключевой, она «держит» всю поэму. Твардовский знал, что ее напечатать нельзя. «А тогда на чем же будет держаться цикл? Получается жидковато». В теме Сталина автор вычленил аспект, которого до него никто не трогал, - тему «пяти слов»: «Сын за отца не отвечает». Она оказалась необычайно емкой. Восстанавливая некогда замалчиваемые страницы советской истории, автор обозначил и масштабы народной трагедии, и глубину личной трагедии. «Так это было» - эти слова можно отнести и к поэме «По праву памяти». Образ Сталина, картина порядков, им насаждаемых, даны в произведении крупно, бескомпромиссно.

Сын за отца не отвечает -

Пять слов по счету, ровно пять.

Но что они в себе вмещают.

Вам, молодым, не вдруг обнять.

Их обронил в кремлевском зале

Тот, кто для всех нас был одним

Судеб вершителем земным,

Кого народы величали

На торжествах отцом родным.

В поэме «По праву памяти» Твардовский выступа не бесстрастным летописцем, а свидетелем обвинения. Его волнует судьба конкретных людей, которых он хорошо знал: друга детства, тетки Дарьи - в поэме «За далью - даль», отца - в последней поэме.

«О памяти» - глава особая. Она синтезирует мысли, мотивы, заявленные в ее названии. Глава полемична. Твардовский спорит с теми, кого он называет «молчальниками». Это они хотят «на памяти бессонной поставить крест». «Не помнить - память под печать» - вот их позиция:

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую быль. И чтобы волны

Над ней сомкнулись. Быль - забыть?

Раздумья Твардовского о забвенье и памяти завершаются твердо высказанным убеждением:

Одна неправда нам в убыток,

И только правда ко двору!

Нет, все былые недомолвки

Домолвить ныне долг велит,

Разговор с современниками Твардовский не ограничивает публицистическими заключениями. Он говорит по-философски глубоко.

И кто сказал, что взрослым людям

Страниц иных нельзя прочесть?

Иль нашей доблести убудет

И на миру померкнет честь?

Что нынче счесть большим, что малым -

Как знать, но люди не трава:

Не обратить их всех навалом

В одних непомнящих родства.

III. Беседа по вопросам

Расскажите о трагедии русского крестьянства и народа в целом в 1930-1940 годы, используя строки из поэмы.

Можно ли определить жанр поэмы как «семейную трагедию»?

Расскажите, используя цитаты, об образе отца в поэме. Почему многократно повторяются слова «Сын за отца не отвечает»?

Как показан «отец народный» Сталин в поэме?

(Необходимо использовать индивидуальное сообщение учащегося «Сравнение образа Сталина в поэмах А. Твардовского «Страна Муравия» и «По праву памяти».)

Понятны ли вам, людям «из другого поколения» (А. Твардовский), мысли автора? Или для вас это уже «страницы далекого прошлого»?

Урок 34 (95). Народный характер поэмы «Василий Теркин»

Цель урока: показать роль поэмы в годы Великой Отечественной войны, ее место в русской литературе, народность и новаторство поэмы.

Оборудование урока : иллюстрации к поэме «Василий Теркин».

Методические приемы: лекция с элементами беседы, постановка вопросов и обсуждение прочитанного, анализ эпизодов.

Ход урока

I . Слово учителя

Поэма «Василий Теркин», пожалуй, самое известное, популярное произведение Твардовского, которое высоко оценивали люди самых разных политических и эстетических взглядов. Даже И. А. Бунин, резко негативно относившийся ко всему советскому, восторженно отозвался о поэме: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык - ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого, слова. Возможно, что он останется автором только одной такой книги, на чнет повторяться, писать хуже, но даже и это можно будет простить (ему за «Теркина» (И. Бунин. Письмо к Н. Д. Телешову от 10 сентября 1947 г. // Бунин И. Кн. 1. Лит. наследство. Т. 84. Кн. 1. М., 1973)

Сам Твардовский так рассказывает о творческой истории своей поэмы: «Василий Теркин... известен читателю, в первую очередь армейскому, с 1942 года. Но «Вася Теркин» был известен еще с 1939-1940 годов - с периода финской кампании.

Как-то, обсуждая совместно с работниками редакции задачи и характер нашей работы в военной газете, мы решили, что нужно завести что-нибудь вроде «уголка юмора» или еженедельного коллективного фельетона, где были бы стихи и картинки... И вот мы, литераторы, работавшие в редакции «На страже Родины», решили избрать персонаж, который выступал бы в сериях занятных картинок, снабженных стихотворными подписями. Это должен был быть некий веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная... Кто-то предложил назвать нашего героя Васей Теркиным, именно Васей, а не Василием. Были предложения назвать Ваней, Федей, еще как-то, но остановились на Васе. Так родилось это имя...

Перед весной 1942 года я приехал в Москву и, заглянув в свои тетрадки, вдруг решил оживить «Василия Теркина». Сразу было написано вступление о воде, еде, шутке и правде. Быстро дописались главы «На привале», «Переправа», «Теркин ранен», «О награде», лежавшие в черновых набросках. Перемещение героя из обстановки финской кампании в обстановку фронта Великой Отечественной войны сообщило ему совсем иное, чем в первоначальном замысле, значение».

Изменился не только герой поэмы - другим стал ее характер, ее содержание, философия, форма: композиция, жанр, сюжет. Главной темой стали родина и народ, народ на войне. «Книга про бойца» - такой подзаголовок дал автор своей поэме.

II. Беседа по тексту поэмы

Каков он, Василий Теркин, что мы знаем о его внешности, его биографии, его судьбе?

Теркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.)

Образ Теркина предельно обобщен. Теркин «большой охотник жить лет до девяноста», гражданский, мирный человек, «из запаса рядовой», солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной, и война для него - «работа», продолжение обычной жизни. И вся поэма о войне пронизана мечтой о мирной жизни.

Теркин - национальный тип, сходный с типом русских былинных богатырей, в то же время балагур и весельчак, связанный с образом находчивого солдата из старинной бытовой сказки, удальца-умельца, мастера на все руки.

Теркин - пехотинец. «В нем - пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти», - писал Твардовский. Это обобщенный образ русского солдата, вынесшего на себе всю тяжесть войны. Уже в начале повествования, в главе «На привале» бойцы определяют Теркина так: «Свой». В главе «От автора»:

Словом, Теркин, тот, который

На войне лихой солдат,

На гулянке гость не лишний,

На работе - хоть куда...

Какие качества сделали Теркина любимейшим героем читателей?

Теркин - яркая личность, жизнерадостная, добро душная русская натура, «щедрое сердце», «помочь любитель», человек с открытой душой, соединивший в себе душевность и благородство, остроумие и веселость, простоту, сметливость и мудрость с выдержкой и терпением, здравым смыслом, жизнестойкостью, смелостью, с чувством воинского долга, ответственностью, скромностью. Основа всех этих качеств - искренний патриотизм.

Задание для учащихся

Подобрать эпизоды, в которых раскрываются эти качества героя.

О чем говорит фамилия героя?

(«Теркин» значит тертый жизнью, бывалый. Есть поговорка «тертый калач». «Этот тертый человек», - определяет его автор. В то же время фамилия звучит простонародно, коротко, ярко.

В главе «Теркин - Теркин» герой встречает своего однофамильца, Ивана Теркина. Оба герои, оба гармонисты, весельчаки. И старшина заключает: «По уставу каждой роте / Будет придан Теркин свой».)

Как развивается характер Теркина?

(С одной стороны, Теркин - персонаж почти былинный, сказочный, а значит, не развивающийся. Он не теряет присутствия духа, не унывает ни при каких обстоятельствах. В первых главах Теркин балагур, глядя на него, всем становится легче: «Хорошо, как есть такой / Парень на походе». Однако этот образ выходит за фольклорные рамки. Веселость Теркина не то что напускная, скорее, он маскирует свои переживания - так ему легче самому и так он поддерживает других. Он, как политрук, поднимает дух солдат в дни отступлений: «Шли бойцы за нами следом, / Пока дая пленный край, / Я одну политбеседу / Повторял: / - Не унывай!» (глава «Перед боем»). Теркин испытывает и боль, и горечь, и досаду, которые он может скрывать за шуткой, может порой откровенно плакать (глава «На Днепре»). Образ развивается и за пределами поэмы, в произведении, написанном Твардовским уже после войны - «Теркин на том свете».)

(Образ Автора - в лирических отступлениях, в специальных главах «От автора». В них Автор представляет Теркина своим другом, товарищем: «Не шутя, Василий Теркин, / Подружились мы с тобой». Не случайно многие думали, что Теркин - реальный человек. Общая у автора и его героя «малая родина» - Твардовский сделал Теркина своим земляком, уроженцем Смоленщины. Война для героя и Автора становится битвой за родной дом. Представление о большой, общей Родине неотделимо от памяти о конкретных родных местах.

Твардовский с необычайной теплотой и лиризмом пишет о своем герое:

От Москвы до Сталинграда

Неизменно ты со мной -

Боль моя, моя отрада,

Отдых мой и подвиг мой!

Вся поэма пронизана авторским лиризмом. Автор ведет с читателем свободный разговор, обращается к нему уважительно: «друг-читатель». Доверительный разговор Автора приближает читателя к изображаемым событиям, к героям поэмы. Автор выступает посредником между героем и читателем.)

III . Заключительное слово учителя

«Василий Теркин» был, по признанию самого поэта, его лирикой и публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю.

Можно сказать, что Автор и его герой прошагали дорогами войны рядом. Публикация первых глав началась в 1942 году после тяжелого летнего отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу. Поэма была оперативной, реагировала на военные события. Печаталась она по главам, которые обладают относительной самостоятельностью, и в то же время поэма - целостное произведение. Три части поэмы соответствуют трем этапам положения на фронтах: начальное отступление, переломный этап после победы под Сталинградом, победное наступление 1944-1945 годов и полный разгром врага на его территории: одна из последних глав называется «По дороге на Берлин». Закончил Твардовский поэму синхронно с окончанием войны.

Конфликт в поэме носит, как пишет Н. Л. Лейдерман, «надличный» характер - он поднят на высоту Великой Отечественной войны, когда все люди одной страны объединяются в народ, единый в своем стремлении спасти свою Родину, а значит и свою семью, свой дом от порабощения и унижения.

Домашнее задание

1. Познакомиться с лирикой А. Т. Твардовского, ответить на вопрос: какие традиции русской лирики нашли отражение в творчестве поэта?

2. Подготовиться к проверочной работе по поэме «Василий Теркин»

Похожие публикации