Новая школа - Образовательный портал

Основная образовательная программа дошкольного образования. Основная образовательная программа доу Теоретическое и практическое сопровождение составления Вашей ООП

Лисихина Вера Николаевна

старший воспитатель

МОУ Красногуляевская средняя школа

п. Красный Гуляй, Сенгилеевский район,

Ульяновская область

Конструирование основной образовательной программы ДОО в условиях ФГОС ДО

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

В результате введения в действие ФГОС ДО педагогический коллектив столкнулся с рядом серьезных задач организационного и содержательного характера, среди которых одной из значимых стала разработка основной образовательной программы.

Разработка ООП ДО – новый вид профессиональной деятельности, который предстоит освоить всем педагогам ДОО в свете в ведением в действие ряда нормативно- правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования. Среди них федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) является базовым документом, на основе которого осуществляется процесс проектирования ООП ДО, так как именно в нем прописана структура образовательной программы любого уровня (примерной, основной, парциальной и пр.).

I .Методологические и нормативно-правовые основы разработки основной образовательной программы дошкольной организации

1.1. Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Нормативной правовой основой для составления основных образовательных программ дошкольных образовательных организаций с учетом примерных служит Закон «Об образовании в Российской Федерации». В Федеральным Законе содержатся положения о различных видах программ, разъясняются функции образовательных программ, дается четкое представление о требованиях к их структуре и порядку разработки.

Сам термин программа греческого происхождения, в переводе с греческого он означает, предварительное описание предстоящих событий или действий. Являясь составной частью учебно-методической документации, программа выполняет функцию информирования всех участников образовательных отношений о содержании и планируемых результатах образовательной деятельности, а также служит основанием для планирования образовательного процесса.

Впервые понятие «образовательная программа» вошло в педагогическую практику после принятия Закона РФ «Об образовании». В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» ст. 2 ч. 9 под образовательной программой понимается «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов». Таким образом, она является основным инструментом нормирования и планирования образовательного процесса в организации.

В ст. 2 ч.10 вводится понятие примерной программы, которая выполняет функции учебно-методической документации, включающей в себя: «….примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющих объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Требования к основным образовательным программам, а именно к их структуре, в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям) результатам их освоения задаются федеральными государственными образовательными стандартами.

(Ст.11. ч.2 закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Федеральный закон определяет и такие качественные характеристики основных образовательных программ как преемственность, вариативность содержания, единство обязательных требований к условиям их реализации, что позволяет сохранять на территории Российской Федерации единство образовательного пространства (Ст.11. ч.1 закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Все образовательные программы согласно Федеральному Закону делятся на две группы (по уровням это – дошкольное, начальная школа и т.п.) на программы общего и профессионального образования. К основным образовательным программам общего образования относятся программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. (Ст. 12 ч.2 и 3 ФЗ.) Данные программы разрабатываются и утверждаются образовательными организациями самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (Ст. 12 ч.5,6,7, ФЗ). Примерная программа выполняет, таким образом, роль базовой или модельной, с учетом которой образовательные организации разрабатывают собственные основные образовательные программы. Новым законом регулируется также вопрос разработки примерных программ. Они разрабатываются на основе стандартов (Ст.12 ч.9 ФЗ) По результатам экспертизы «включаются в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной» (Ст. 12 ч.10 ФЗ).

Порядок их разработки, проведения экспертизы и введения в реестр, а также определение организации, которой предоставляется право ведения реестра устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Ст. 12. ч.11 ФЗ). Для проведения экспертизы примерных программ в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей на основании ст. 12 ч.12 ФЗ должны привлекаться уполномоченные органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Новый закон разрешает реализацию образовательных программ посредством различных, являющихся до настоящего времени новыми образовательных форм и технологий:

    сетевых форм, с использованием дистанционных технологий и электронного обучения (Ст. 13.ч.2. ФЗ),

    на основе применения модульного принципа построения образовательных программ и учебных планов (Ст. 13 ч.1,2,3 ФЗ), использовании соответствующих образовательных технологий.

В отличие от предыдущего, в новом законе образовательные организации получили гораздо более широкие права в определении собственной образовательной деятельности. Так, разработка учебного плана и календарного учебного графика его выполнения, которые в основных образовательных программах служат основой для планирования образовательного процесса, согласно новому закону являются прерогативой образовательных организаций. Широкие права на самостоятельную разработку образовательных программ усиливает ответственность авторов программ - будь то образовательные организации или иные авторские коллективы, за их качество.

1.2 . Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт .

Разработку ФГОС дошкольного образования возглавил Александр Асмолов – директор Федерального института развития образования. Вместе с группой специалистов новый ФГОС для детских садов создавался начиная с 30 января 2013 года. В июне этого же года ФГОС был презентован для общественного обсуждения. Всего по существу проекта было вынесено более 300 серьёзных правок и замечаний, которые были всесторонне рассмотрены на заседании Совета министерства образования и науки РФ 3 июля 2013 года.

После этого новые федеральные стандарты претерпели доработку и вторичное рассмотрение. С учётом всех внесённых поправок, в окончательном варианте ФГОС дошкольного образования был принят и утверждён 28 августа 2013 года, и его целесообразность и актуальность в отношении нынешней ситуации дошкольного образования была подтверждена 11 экспертными организациями и рабочей группой Совета министерства образования и науки РФ по образовательным стандартам.

Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента:

Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений.

Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ.

Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ.

Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их ЗУН требованиям государственного стандарта образования.

В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства, по словам директора разработки ФГОС дошкольного образования Александра Асмолова.

Методологическая и теоретическая основа ФГОС ДО

    положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов и др.)

    работы по аксиологии и философии образования (И.А.Зимняя, В.П.Зинченко, Н.Д.Никандров, В.А. Сластенин и др.), теории и методологии разработки образовательных стандартов (В.И.Байденко, В.П.Беспалько, А.М.Кондаков, А.А.Кузнецов, B.C.Леднев, А.И.Маркушевич, М.В.Рыжаков, В.М.Соколов, А.И. Субетто и др.)

    научные положения, практические разработки и методические рекомендации, содержащиеся в трудах исследователей в области дошкольного образования (Л.А.Венгер, М.А. Васильева, В.Т.Кудрявцев, Л.А.Парамонова, В.А. Петровский и др.)

    законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования

Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.

Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

За основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической основы рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.

Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования оказывает значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОО.

Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях

Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.

Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании. Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой, но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования, повлечёт глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОО.

Новые образовательные программы для ДОО будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то будет полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.

Цели ФГОС ДО

    обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

    обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

    сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Задачи ФГОС ДО

    охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

    сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

    формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

    обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

    формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

    обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

    обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

    определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

Основные функции ФГОС ДО

    обеспечение права на качественное дошкольное образование

    сохранение единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования

    гуманизация дошкольного образования, ориентирующей на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве

    повышение качества дошкольного образования

    критериально-оценочная функция

    обеспечение преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования

    оптимизация образовательных ресурсов

Назначение ФГОС ДО

    разработка и реализация Программы;

    разработка примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные программы);

    разработка нормативов финансового обеспечения реализации Программы;

    формирование учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;

    объективная оценка соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

    подготовка, профессиональной переподготовка, повышение квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.

II . ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Невозможно решать современный комплекс вопросов в системе дошкольного образования без разработки основного документа ДОО образовательной программы.

Образовательная программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, отражающий содержание, отражающий содержание образования и специфику организации образовательного процесса.

Ориентиром для разработки современной ОП ДОО является ФГОС ДО.

В соответствии с п. 2.5. ФГОС ДО, организация может разрабатывать и реализовывать различные программы для дошкольных образовательных групп с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, полного и продленного дня, и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта (п.п. 2.9, 2.10).

Рекомендуемый объем обязательной части программы – не менее 60 % от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40 %. Т.е. стандарт дает возможность расширить часть, формируемую участниками образовательных отношений. Таким образом, организация получает больше свободы и прав для формирования своей ООП с помощью парциальных программ.

Обязательная часть поддерживается одной из комплексных программ (в дальнейшем – из примерных ООП). Как утверждает стандарт (п. 2.6), обязательная часть ООП должна обеспечить комплексность подхода и развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности. В стандарте (п. 2.7) виды деятельности впервые прописаны по трем возрастным периодам: младенческий возраст, ранний возраст и дошкольный возраст.

Кроме этого, в части, формируемой участниками образовательных отношений, объем которой может доходить до 40 % от общего объема ООП (п. 2.9. и п. 2.10.), должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы. Именно эта часть ООП должна показать специфику работы в конкретном детском саду. Она представляется парциальными программами, которые не подвергаются экспертизе.

Нормативно-правовые основы разработки ООП ДО образовательной организации:

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

    Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384) .

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2014 г., № 32220, вступил в силу 27 мая 2014 г.).

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908).

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014 г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования».

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

    Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

    Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

    Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

    Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»

    Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»

Рассмотрим раздел ФГОС ДО «Требования к структуре программы и ее объему» (п. 2.6).

ООП ДОО формируется как программа психолого – педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, предполагающая организацию образовательной деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

ООП ДОО разрабатывается с учетом направлений развития и образования детей дошкольного возраста: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

В ООП ДОО должно быть определено и основное содержание работы по освоению образовательных областей:

ОО «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

ОО «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

ОО «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

ОО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

ОО «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

ФГОС ДО рекомендует и основной подход к разработке содержания ООП ДОО – комплексный. (п. 2.9). Сущность комплексного подхода заключается во взаимодополнении, взаимопроникновении содержания образовательных областей в образовательном процессе ДОО.

Согласно ФГОС ДО, Комментариям к ФГОС ДО ООП ДОО учитывает возрастные, индивидуальные особенности, интересы, возможности и склонности детей дошкольного возраста и реализуется в специфичных для дошкольников видах деятельности (п.2.7):

    в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

    для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

При разработке ОП ДОО необходимо обратить внимание на п. 2.9, 2.11 ФГОС ДО.

Таким образом структура ОП Имеет три раздела:

    Целевой раздел

    Содержательный раздел

    Организационный раздел

Каждый раздел образовательной программы включает две части:

    Обязательную часть

    Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Структура образовательной программы ДО

Введен ие

I. Целевой раздел

1. Обязательная часть .

1.1.Пояснительная записка:

1.1.1 Цели, задачи реализуемые Программой

1.1.2. Основные принципы и подходы к реализации Программы

1.2. Планируемые результаты:

а) целевые о риентиры в раннем возрасте

б) целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы.

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе.

2.Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2.1. Пояснительная записка

2.1.1. Цели и задачи Программы

2.1.2. Основные принципы и подходы к реализации Программы

2.2. Планируемые результаты

2.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

II. Содержательный раздел

2.Обязательная часть

2.1.Общие положения

2.1.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с

направлениями развития ребенка, представленными в пяти

образовательных областях

а) Ранний возраст (2-3 года)

б) Дошкольный возраст.

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Физическое развитие.

2.1.3. Взаимодействие взрослых с детьми

2.1.4.Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

2.1.5. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми ограниченными возможностями здоровья

2.2.Часть, формируемая участниками образовательных отношений .

2.2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с

направлениями развития ребенка, представленными образовательных областях

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

2.2.2. Взаимодействие взрослых с детьми

2.2.3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями

дошкольников

2.2.4. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с

ограниченными возможностями здоровья

III. Организационный раздел

1.Обязательная часть

3.1.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие

ребёнка

3.1.2.Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.1.3.Кадровые условия реализации Программы

3.1.4.Материально-техническое обеспечение Программы

3.1.5.Финансовые условия реализации Программы

3.1.6.Планирование образовательной деятельности

3.1.7.Режим дня

3.1.8.

3.1.9. Литература

3.2.Часть, формируемая участниками образовательных отношений .

3.2.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие

ребёнка

3.2.2.Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.2.3.Кадровые условия реализации Программы

3.3.4.Материально-техническое обеспечение Программы

3.2.5.Планирование образовательной деятельности

3.2.6.Режим дня

3.2.7. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания

Программы и обеспечивающих ее реализацию, нормативно-

правовых, финансовых, научно-методических, кадровых,

информационных и материально-технических ресурсов

3.2.8. Литература

4. Презентация программы (краткая)

4.1.Возрастные категории детей, на которых ориентирован программа

4.2.Используемые программы

4.3.Характеристика взаимодействия с родителями воспитанников

5. Приложения

1.Диагностический инструментарий по образовательным областям и по возрастам

2. Диагностический инструментарий к парциальной образовательной программе.

Оформление разделов ООП ДО

Мы рассмотрели требования к структуре программы. Обратим внимание на ее оформление. Возможно два варианта оформления.

Первый – если программа полностью соответствует примерной ООП. В случае если обязательная часть программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу (п. 2.12 ФГОС ДО). В программе должно быть прописано полное методическое обеспечение, и комплект должен быть в наличии.

Второй вариант – если ООП не соответствует ни одной из примерных программ. В таком случае обязательная часть должна быть представлена развернуто, т.е. прописаны все три раздела программы.

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть также представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, методику, формы организации образовательной работы (если она им полностью соответствует).

Вне зависимости от наличия или отсутствия приоритетной деятельности (т.е. реализации одной или нескольких образовательных программ дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по какому-либо направлению развития дошкольников) часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна быть представлена обязательно. Наличие данной части обусловлено в первую очередь требованием Закона «Об образовании в РФ», а ФГОС ДО учитывает данное требование. В ней указываются парциальные программы, с учетом которых выстроен образовательный процесс (при наличии приоритетных направлений развития воспитанников), а также особенности образовательного процесса (определенные традиции организации).

Таким образом, на педагогический коллектив организации, реализующей ООП ДО, возлагается большая ответственность за выбор, разработку и реализацию образовательной программы

III . Практическая часть

Целевой раздел (фрагмент) ОП ДОО

I . Целевой раздел :

1. Обязательная часть.

II , пункт 2.12 «В случае если обязательная часть Программы соответствует программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу».

См. Примерная основной образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А., Т. С. Комаровой., М. А Васильевой. – 2-е изд., испр. – М,; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 336 с..

1.1.Пояснительная записка

1.1.1 Цели, задачи реализуемые программой.

Программа направлена на:

    создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

    на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

    формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

    разностороннее развитие детей дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими

образовательных программ начального общего образования, на основе

индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 статья №64).

Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ , содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

1.3.Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе.

Система оценки качества реализации ООП ДОО решает следующие задачи:

    повышения качества реализации программы дошкольного образования;

    реализации требований Стандарта;

    обеспечения объективной экспертизы деятельности ДОУ в процессе

оценки качества программы дошкольного образования;

задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития ДОУ;

    создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

ООП ДОО предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:

    диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;

    внутренняя оценка, самооценка;

    внешняя оценка, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.

Оценка индивидуального развития детей педагогом проводится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений в режимные

моменты и в специально организованной образовательной деятельности.

ООП ДОО предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

    педагогические наблюдения, связанные с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

    детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;

    карты наблюдений детского развития.

Они позволяют фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:

    коммуникации со сверстниками и взрослыми;

    игровой деятельности;

    познавательной деятельности;

    проектной деятельности;

    художественной деятельности;

    физического развития.

Результаты используются для решения образовательных задач:

    индивидуализации образования;

    оптимизации работы с группой детей.

Оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой в детском саду, направлено в первую очередь на оценивание созданных условий в процессе образовательной деятельности.

2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2.1. Пояснительная записка.

В рамках внедрения ФГОС ДО приоритет в образовательной деятельности поставлен на социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством приобщения их к истории, культуре и природе малой родины и организацию образовательного процесса на основе приобщения дошкольников к духовно-нравственным и культурно-историческим ценностям. Руководствуясь требованиями ФГОС ДО эту часть в ООП ДОО составляют две парциальные образовательные программы:

1. «Сенгилеевское белогорье»:

В соответствии с ФГОС ДО раздел II пункт 2.12 «Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы. (См. ссылку на программу «Сенгилеевское белогорье»: программа и образовательные материалы для воспитателей дошкольных образовательных организаций по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста/ Н. Ю. Майданкина, О. А. Косарева, Г. В. Шагарова; под общей редакцией Н. Ю. Майданкиной. 2-е издание, дополненное и переработанное, - Ульяновск: Центр ОСИ, 2015. – 60 страниц;

2. «Войди в мир развлечений и забав »: организация досуговой деятельности в ДОУ [текст]: методическое пособие /А. Е. Завируха, Т. В. Кузнецова, Н. Ю. Майданкина, Л. Г. Лихачёва, Е. В. Усова, Н. А. Прохорова, О. Г. Шатунова; под ред. Н. Ю. Майданкиной, - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013 – 132 с.

Пояснительная записка

На этапе дошкольного детства досуговая деятельность представляет сложный комплекс видов детской деятельности и включает разнообразное содержание и формы взаимодействия с дошкольниками. Досуг в дошкольном образовательном учреждении сочетает в себе разнообразные варианты музыкальной, художественной, познавательной, изобразительной, игровой, театрализованной, двигательной деятельности. В досуговой деятельности успешно осуществляется музыкальное, физическое, сенсорное воспитание, дети имеют возможность поупражняться в звукопроизношении, закрепить представления об окружающих предметах и явлениях, у них развиваются любознательность, смекалка, внимание, умение обобщать, систематизировать и классифицировать предметы.

Досуг объединяет все виды искусства, дает возможность творчески использовать их в организации педагогического процесса в ДОУ, вызывая у

детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов.

Досуг, как специально организованная деятельность в педагогическом процессе дошкольного учреждения, направлен на обогащение социально-личностного развития. Досуг расширяет детский кругозор, способствует закреплению у детей структурированных представлений о социальной действительности, развивает коммуникативные способности, инициативу, активность, формирует у дошкольников умение оказывать помощь и поддержку сверстникам, обеспечивает их раннюю позитивную социализацию.

Разнообразное содержание досуговой деятельности обеспечивает условия для организации эффективного процесса социального воспитания в ДОУ и повышения уровня социально-личностного развития дошкольников Содержательная досуговая деятельность оказывает серьезное влияние на разностороннее развитие личности ребенка-дошкольника и, в целом, на формирование базиса личностной культуры детей.

Закономерно, что дети дошкольного возраста отдают предпочтение в детском саду досуговой деятельности, обеспечивающей их разнообразными и яркими впечатлениями и переживаниями. Специфика становления личности на первоначальных этапах дошкольного детства связана с доминированием чувственных переживаний и состояний. Содержательный досуг обогащает эмоциональную сферу ребенка-дошкольника, развивает у него ориентацию в разнообразных собственных эмоциональных состояниях и состояниях окружающих. В досуговой деятельности имеется возможность познания детьми истории края и его экологии.

2.1.1. Цели и задачи программы «Сказка».

Цель досуговой деятельности в процессе социально-личностного развития

детей дошкольного возраста:

    создание у дошкольников радостного настроения, комфортного самочувствия посредством разнообразного комплекса детской деятельности;

    приобщение детей в соответствии с их возрастными особенностями к культурно – историческим ценностям и природным достопримечательностям нашего региона, страны;

    сохранение и укрепление здоровья детей, содействие их физическому развитию и двигательной активности;

    воспитание инициативной, воспитанной, социализированной личности, способной демонстрировать адекватные модели поведения в обществе взрослых и сверстников.

Формирование начальной ключевой личностно - социальной компетентности обеспечивается решением комплекса задач, направленных на:

    оформление соответствующего возрастным возможностям ребёнка – дошкольника образа «Я», самопознание, самооценку;

    начальную ориентацию в общечеловеческих ценностях добра, красоты, истины;

    проявление у детей эмоционально – оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения), выражение собственного мнения, позиции;

    саморегуляцию, самоконтроль поведения, действий и поступков, и их последствия для окружающих;

    ориентацию и проявление у ребёнка интереса к социуму (семья,

сверстники, взрослые, люди в стране и мире), и культуре;

    соблюдение и использование культуры общения и поведения со сверстниками м взрослыми;

    адекватное проявление сочувствия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости;

    организацию совместной деятельности, сотрудничество.

2.1.2. Основные принципы и подходы к реализации

программы «Сказка».

Содержание досуговой деятельности отбиралось с опорой на общие дидактические принципы:

    энциклопедичности;

    природосообразности;

    социообразности;

    воспитательной ценности сообщаемых дошкольникам представлений;

    интеграции.

Принципы и подходы, способствующие организации успешного социально – личностного развития детей дошкольного возраста посредством ресурсов досуговой деятельности:

    Амплификации. Амплификация по отношению к детям дошкольного возраста, по мнению А. В. Запорожца, - это обогащение детского развития. Амплификация досуговой деятельности предполагает включение в образовательный процесс для детей для детей дошкольного возраста разнообразного содержания, в том числе и региональной направленности, применение широкого спектра методов и приёмов организации детской деятельности в утренние и вечерние отрезки времени, расширяющие поле для ознакомления с социальной действительностью. Досуговая деятельность обогащается и организацией с детьми старшего дошкольного возраста проектной деятельности социальной направленности и её интеграции с разными вариантами других видов детской деятельности.

    Оптимизация. Оптимизация досуговой деятельности предполагает следующие характеристики:

    Отбор специфических детских видов деятельности (игра, рисование, аппликация, общение, наблюдение)) и максимальное использование их ресурсов в образовательной деятельности в утренние и вечерние отрезки времени;

    Структуризация адаптированного для детей содержания;

    Организация разнообразных форм;

    Использование эффективных методов работы с дошкольниками.

    Праксиологический (деятельностный). Общеизвестно, что психическое развитие ребёнка происходит в деятельности. Досуговая деятельность, интнгрируя комплекс разнообразных видов детской деятельности: художественно – творческая, театрализованная, музыкальна, трудовая (ручной труд), игровая, познавательная, двигательная, обеспечивает успешное социально – личностное развитие в условиях ДОУ;

    Средовой подход. По определению доктора психологических наук С. Л. Новосёловой, предметно – развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующя содержание развития его духовного и физического облика.

Построение и функционирование образовательной развивающей среды в ДОУ обеспечивает в процессе досуговой деятельности приобщение детей к эталонам культуры (общечеловеческой, традиционной, региональной). А также предполагает внесение в досуговую деятельность содержания, основанного на исторических и социокультурных традициях региона.

Досуговая деятельность дошкольников сопровождается ознакомлением детей с яркими историческими событиями и культурными явлениями родного края, его жителями, образом их жизни, разнообразием сфер профессиональной деятельности, с уникальными природными особенностями, что способствует развитию у дошкольников основ социальности, патриотических чувств, гражданственности;

    Комплексности. Содержание досуговой деятельности представляет комплекс тематических блоков, что позволяет в соответствии с возрастными возможностями детей, их интересами и потребностями конструировать образовательный процесс в утренние и вечерние отрезки времени, интегрируя образовательные области и насыщая их разными видами активности ребёнка.

Программа «Сказка»: младший возраст

Цель программы «Сказка» - амплификация содержания и форм досуговой деятельности как условие социально-личностного развития детей младшего дошкольного возраста.

Задачи программы«Сказка»:

    создание у младших дошкольников радостного настроения, комфортного самочувствия в условиях ДОУ, развитие у детей эмоциональности;

    приобщение детей младшего дошкольного возраста в соответствии с их возрастными особенностями к семейным и природным ценностям родного края; формирование у их семейной и гендерной принадлежности;

    воспитание у детей предпосылок активной социальной личности, развитие коммуникативности, дружелюбия, отзывчивости.

Программа «Сказка» : средний возраст.

Цель программы «Сказка»:

    амплификация и оптимизация содержания и форм досуговой деятельности как условие социально-личностного развития детей среднего дошкольного возраста.

Задачи программы«Сказка»:

    создание у средних дошкольников радостного настроения, комфортного самочувствия;

    приобщение детей среднего дошкольного возраста в соответствии с их возрастными особенностями к природным, культурно-историческим ценностям окружающего мира;

    сохранение и развитие здоровья детей, содействие их физическому развитию;

    воспитание активной социальной личности, способной демонстрировать адекватные модели поведения в обществе взрослых и сверстников;

Программа Сказка : старший дошкольный возраст.

Цель программы «Сказка»: о богащение социально-личностного развития

детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы «Сказка»:

отдых:

    приобщать детей к интересной и полезной деятельности (игры, спорт, рисование, лепка, моделирование, слушание музыки, просмотр мультфильмов, рассматривание книжных иллюстраций;

развлечения:

    формировать стремление активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми;

    приучать осмысленно использовать приобретённые знания и умения в

самостоятельной деятельности;

    развивать творческие способности, любознательность, память, воображение, умение правильно вести себя в различных ситуациях;

    расширять представление об искусстве, традициях и обычаях народов России, учить использовать полученные навыки и знания в жизни;

праздники:

    расширять представления детей о международных и государственных праздниках;

    развивать чувство сопричастности к народным торжествам;

    привлекать к разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности;

    закладывать основы праздничной культуры;

самостоятельная познавательная и художественная деятельность:

    предоставлять детям возможность для проведения опытов с различными материалами (водой, песком, глиной), для наблюдения за растениями, животными, окружающей природой;

    развивать умение играть в настольно-печатные дидактические игры;

    поддерживать желание дошкольников показывать свои коллекции (открытки, фантики);

творчество:

    совершенствовать самостоятельную музыкально-художественную и познавательную деятельность;

    формировать потребность творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью: музыкальной, изобразительной, театральной и др.;

    содействовать посещению художественно – эстетических студий по интересам ребёнка.

2.2. Результаты освоения программы «Сказка».

Когнитивный компонент:

    знает своё имя и фамилию, домашний адрес;

    знает имена членов своей семьи;

    знает название своего посёлка;

    имеет представление о месте, в котором он проживает, знает его жителей.

Личностный компонент:

    эмоционально отвечает на вопросы о себе, своей семье, её членах, их занятиях, испытывает к ним привязанность, осознаёт свою семейную принадлежность;

    доброжелательно отвечает на простые вопросы о названии посёлка, его жителях, их занятиях;

    имеет предпочтения в собственной деятельности (любимые игрушки, книги, игры, развлечения), способен активно их реализовать, проявляя настойчивость, инициативу, самостоятельность.

Поведенческий компонент:

    проявляет интерес к деятельности сверстников, внимательное отношение к ним, дружелюбие и заботу об окружающих;

    демонстрирует ориентированность на взаимодействие со сверстниками.

Список литературы

1. «Войди в мир развлечений и забав»: организация досуговой деятельности в ДОУ [текст]: методическое пособие /А. Е. Завируха, Т. В. Кузнецова, Н. Ю. Майданкина, Л. Г. Лихачёва, Е. В. Усова, Н. А. Прохорова, О. Г. Шатунова; под ред. Н. Ю. Майданкиной, - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013 – 132 с.

2. « Сенгилеевское белогорье»: программа и образовательные материалы для воспитателей дошкольных образовательных организаций по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста/ Н. Ю. Майданкина, О. А. Косарева, Г. В. Шагарова; под общей редакцией Н. Ю. Майданкиной. 2-е издание, дополненное и переработанное, - Ульяновск: Центр ОСИ, 2015. – 60 страниц;

3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

5. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г. № 2/15).

6.Программа «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой.- Москва: Мозаика-Синтез, 2015г.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025г. [Электронный ресурс].─ Режим доступа: .

Вопросы проектирования и составления основной образовательной программы дошкольного учреждения, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, освещаются в полезных публикациях данного тематического раздела.

Здесь рассмотрены все этапы данного проектирования, вплоть до итогового построения образовательной деятельности на основе программы. Ознакомьтесь с этими материалами и готовыми алгоритмами написания, основанными на современных представлениях о закономерностях развития ребёнка.

Теоретическое и практическое сопровождение составления Вашей ООП.

Содержится в разделах:
  • Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования

Показаны публикации 1-10 из 175 .
Все разделы | Основная образовательная программа ДОУ

Освоение адаптированной основной образовательной программы для детей с УО (интеллектуальными нарушениями) В нашей школе обучаются дети с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. В 2016-2017 учебном году в нашей школе обучалось 273 человека, из них- 99 – обучающихся с тяжелой...

Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования по развитию речи детей 2–3 лет муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №272» ПРИНЯТО : Педагогическим советом МАДОУ № 272 Протокол №1 от 30.08.19 г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ № 272 Г.А.Берлизова Приказ № 75 от 30.08.19 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к основной ...

Основная образовательная программа ДОУ - Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования по аппликации в старшей группе

Публикация «Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного...» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Ростова – на – Дону «Детский сад №272» «ПРИНЯТО» Педагогическим советом Протокол № 1 от 31.08.2018года «УТВЕРЖДАЮ» заведующий МАДОУ № 272 _ Г.А. Берлизова Приказ №68 от 31.08.2018г. Рабочая программа к...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ в соответствии с ФГОС Главными целями любого дошкольного образовательного учреждения являются обеспечение доступности, повышение качества и эффективности дошкольного образования. Методическая служба в ДОУ относится к управленческой деятельности, т.к. призвана направлять работу педагогического...

Аннотация к основной образовательной программе ДОУ Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №17» Энгельсского муниципального района Саратовской области составлена на 2018 – 2019 учебный год и содержит основных раздела и краткую...

Рабочая программа к основной образовательной программе ДО по развитию речи в детском саду для детей 4–5 лет муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №272» Принято: Педагогическим советом Протокол № 1 от 30.08.2019 г. Утверждаю: Заведующий МАДОУ № 272 _ Берлизова Г.А. Приказ № 75от 30.08. 2019г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к основной...

Основная образовательная программа ДОУ - Примерная основная образовательная программа дошкольного образования детей седьмого года жизни

Региональный компонент. Особенности планирования основной образовательной программы В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа учреждения состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками. Среди направленной образовательной программы ДОУ важное место занимает региональный компонент. Региональный компонент – это часть...

" Структура ООП ДОО в соответствии с ФГОС ДО" Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 272» Маслова Е.В.

1.Структурные компоненты ООП 1.Целевой раздел. 2. Организационный раздел. 3. Содержательный раздел. 4. Д ополнительный раздел

1.1. Пояснительная записка цели и задачи реализации ООП ДО; принципы и подходы к формированию ООП ДО; значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики. Подраздел «Цели и задачи» в обязательной части ООП ДО соответствуют целям и задачам примерной программы, которые дополняются и конкретизируются целями и задачами, связанными с видовым своеобразием ДОУ, наличием приоритетных направлений деятельности (статус ДОУ, участие в проектах и пр.), спецификой национальных, этнокультурных, демографических, климатических и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Подраздел «Принципы и подходы к формированию ООП ДО» содержит указание на используемые примерную и парциальные образовательные программы и принципы, по которым формируется ООП. В подразделе «Значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики» представлены возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста, краткая информация об организации и возрастных группах ДОО, особенности детей, которые воспитываются в организации, а также информация о дополнительных образовательных услугах, если таковые имеются.

1.2. Планируемые результаты освоения ООП ДО. Эта часть ООП ДО составлена на основе соответствующего раздела примерной программы «От рождения до школы» (обязательная часть) и дополнена описанием планируемых результатов в части, формируемой участниками образовательных отношений (это результаты работы по приоритетным направлениям, результаты, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и детей- инвалидов и др.).

2. Организационный раздел Организационный раздел составлен с опорой на материалы Примерной программы, нормативно-правовые документы, методические письма и рекомендации. Организационный раздел дает представление о том, в каких условиях реализуется ООП ДО. В этом разделе представлены: режим дня; традиционные для ДОУ события, праздники, мероприятия; особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды; требования к материально-техническим условиям реализации ООП (в том числе обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания).

3. Содержательный раздел. 3.1 . Образовательная деятельность ДОО по образовательным областям (с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания) 3.2 . Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов) 2.3. Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей (в случае, если эта работа предусмотрена Программой)

В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; б) способы и направления поддержки детской инициативы; в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции Организации или Группы.

Аспекты образовательной среды Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Аспекты образовательной среды Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.

Аспекты образовательной среды Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления. В краткой презентации Программы должны быть указаны: 1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей; 2) используемые Примерные программы; 3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. 4. Дополнительный раздел

Похожие публикации