Новая школа - Образовательный портал

Когда звуков меньше чем букв. Как пишутся слова в которых количество звуков больше чем букв. Что такое звуко-буквенный анализ

Вам необходимо привести пример слова, в котором звуков меньше, чем букв.

Вспомним фонетические явления

Причин несовпадения количества звуков и букв с позиции фонетики две.

Первая причина: не во всех случаях согласные буквы могут обозначать звуки. Есть так называемые непроизносимые согласные - согласные, которые не произносятся в слабой позиции в трёх случаях:

  • в позиции конца слова (примеры: радост ь [радас, ], молодост ь [моладас, ] ), свежест ь [св, эжэс, ];
  • в позиции перед разделительным мягким знаком (примеры: счаст ье [щ, ас, й, э], помест ье [пам, эс, й, э], ненаст ье [н, и э нас, й, э]);
  • в позиции перед другим согласным (примеры: лест ный [л, эсный, ], груст ный [грусный, ], чув ствовать [ч, уствават, ]).

Вторая причина: разделительные Ь и Ъ знаки звуков вообще не обозначают (примеры: мышь [мыш], пьёт [п, й, от], капель [кап, эл, ], подъезд [падй, эст]).

Сделаем вывод

Таким образом, в качестве примеров слов, в которых звуков меньше, чем букв, могут быть приведены слова с разделительными Ь и Ъ и слова с непроизносимыми согласными, стоящими либо в позиции перед другим согласным, либо в позиции конца слова, либо перед разделительными Ь и Ъ .

А грамотно и обоснованно привести примеры таких слов нам помогут знания по фонетике и орфографии.

Приведём свои примеры

Ярким примером слова, в котором звуков меньше, чем букв, может служить слово радост ный . Транскрипция этого слова будет выглядеть так: [радасный, ]. В данном слове 9 букв и 8 звуков. Звуков меньше, чем букв, потому что в слове радостный есть непроизносимая согласная т (она находится в слабой позиции: перед согласным).

Сравним. Поставим согласную т в сильную позицию (изменим форму слова или подберём однокоренные слова так, чтобы согласная т стояла перед гласным): радости [радас, т, и]. В данном случае количество звуков и букв уже совпадает.

Рассмотрим ещё один пример слова, в котором звуков меньше, чем букв: слово тень . Транскрипция этого слова будет выглядеть так: [т, эн, ]. В данном слове 4 буквы и 3 звука. Звуков меньше, чем букв, потому что в слове тень есть разделительный ь на конце слова(он звука не обозначает).

Образование

В каких словах больше букв, чем звуков, и наоборот: больше звуков, чем букв?

14 сентября 2016

В русском языке слова пишутся не всегда так, как слышатся. Часто бывает, что количество букв и звуков не совпадает.

Буква ь

Итак, в каких словах больше букв, чем звуков? Прежде всего в тех, в которых есть ь. Эта буква пишется в словах для обозначения мягкости согласных. А такой звук в слышимом слове выражен одной фонемой.

В результате получится, что в слове букв будет больше, чем звуков, например:

  • банька - шесть б., [бан"ка] - пять зв.;
  • весть - пять б., [в"ес"т"] - четыре зв.;
  • гость - пять б., [гос"т"] - четыре зв.;
  • дождь - пять б., [дошт"] - четыре зв.;
  • жизнь - пять б., [жыз"н"] - четыре зв.;
  • конь - четыре б., [кон"] - три зв.;
  • лень - четыре б., [л"эн"] - три зв.;
  • моль - четыре б., [мол"] - три зв.;
  • ноль - четыре б., [нол"] - три зв.;
  • пароль - шесть б., [парол"] - пять зв.;
  • роль - четыре б., [рол"] - три зв.;
  • сельдь - шесть б., [с"эл"д"] - четыре зв.;
  • темень - шесть б., [т"эмин"] - пять зв.;
  • цепь - четыре б., [цэп"] - три зв.

Разделительные мягкий и твёрдый знаки, как правило, на разницу количества букв и звуков никак не влияет. Это объясняется тем, что буквы е, ё, ю, я после Ъ и Ь обозначают две фонемы, одна из которых [й]. А значит, в таких словах буквы и звуки останутся в равном количестве.

Мягкий знак оказывает влияние на разницу в счёте фонем и графических знаков, когда ставится с после шипящих. При этом он не влияет на произношение и служит для обозначачения грамматической формы слова:

  • существительные 3-го склонения: рожь [рош] (четыре б., три зв.), дочь [доч"] (четыре б., три зв.), брошь [брош] (пять б., четыре зв.);
  • наречия (кроме исключений: уж, замуж, невтерпёж): прочь [проч"] (пять б., четыре зв.), настежь [наст"эш"] (семь б., шесть зв.);
  • глаголы: помочь [памоч"] (шесть б., пять зв.), не трожь - [трош"] (пять б., четыре зв.), посмотришь [пасмотр"иш] (десять б., девять зв.).

В этих словах, как мы видим, букв больше, чем звуков.

Практическое задание № 1

Предлагаем несколько практических заданий, для закрепления материала.

1. Нужно ли вставить ь на месте многоточия? Определите, в каких словах больше букв, чем звуков:

  • стекол...щик;
  • пят…надцать;
  • бан…тик;
  • сем…десят;
  • нян…чить;
  • мос…тик;
  • фонар…щик;
  • реч…ка;
  • пят…сот;
  • фан…тик.

2. В каких словах букв больше, чем звуков?

Лось жуёт травку, ветки, кору. Ему надо лизать соль. Лесник относит в лес соляную головку и кладёт на пень. Сюда приходит лось лизать соль.

2. Ставится ли мягкий знак после шипящих? Определите, в каких словах больше букв, чем звуков:

  • кромки крыш...;
  • слышится плач...;
  • невтерпёж... приступить;
  • вышла замуж...;
  • отреж... хлеба;
  • лесная глуш...;
  • воздух свеж…;
  • положиш… кирпич…;
  • просторы пастбищ…;
  • пустиш…ся вскач…;
  • напряч… зрение;
  • дуб могуч…;
  • громады туч…;
  • пойдёш… за водой на лесной ключ…;
  • послушная доч…;
  • съеш…те калач…;
  • распахнёш… плащ…;
  • прилеч… на лавку;
  • намаж… бутерброд;
  • ландыш… пахуч…;
  • решиш… пять задач…;
  • распахнёш… двери настеж…

Буквы Е, Ё, Ю, Я

Кроме мягкого знака, не обозначающего звука, существуют буквы, которые служат графическими знаками двух фонем. Это зависит от позиции их в слове. После мягких согласных они обозначают их палатализацию (смягчение) и никак не влияют на разницу количества букв и звуков. Другое дело в иных положениях:

  • в начале слова: ел [йэл] - две б., три зв.;
  • после гласных: заём [зайом] - четыре б., пять зв.

Здесь приведены примеры, где больше звуков, чем букв. Напомним, что после Ъ и Ь также появляется [й]. Но это не влияет на разницу между звуковым и графическим выражением слова.

Практическое задание № 2

1. Определите, в каких словах одинаковое количество фонем и их графических обозначений:

  • двухъярусный павильон;
  • въехал в подъезд;
  • любопытная обезьяна;
  • трёхэтажный дом;
  • предэкзаменационные волнения;
  • непоправимый изъян;
  • медвежьи лапы;
  • предъюбилейные хлопоты;
  • телевизионная съёмка;
  • пьёшь бульон;
  • пичьи перья;
  • сильная вьюга.

2. Найдите слова, в которых звуки и буквы в разных количествах.

Как вы думаете, птичье молоко бывает? Однако это не диковина вовсе. Обычные голуби кормят своих птенцов именно птичьим молоком. Оно появляется у голубей в зобу, напоминает белую кашицу. Его называют ещё зобным. У голубей оно выделяется недолго - восемнадцать-двадцать дней.

Непроизносимые согласные

Кроме вышеперечисленных фонетических явлений, звуки и буквы в разных количествах содержатся в словах с непроизносимыми согласными:

  • властный [власный] - восемь б., семь зв.;
  • солнце [сонцэ] - шесть б., пять зв.;
  • праздничный [празн"ич"ный] - одиннадцать б., десять зв.;
  • известный [изв"эсный] - девять б., восемь зв.

Если присутствуют непроизносимые согласные, то это слова, где букв больше звуков.

Нужно помнить, что орфограмму «непроизносимые согласные» надо проверять сильной позицией. В некоторых случаях нет таких букв:

  • ужасный [ужасный] - семь б. и семь зв.;
  • ровесник [ров"эсн"ик] - восемь б., восемь зв.;
  • вкусный [фкусный] - семь б., семь зв.

Двойные согласные

Существует ещё такое явление, как двойные и удвоенные согласные. При их наличии в слове также мы будем иметь несоответствие количественного состава звуков и букв, например:

  • телевизионная антенна [антэна] - семь б., шесть зв.;
  • дружный коллектив [кол"икт"иф] - девять б., восемь зв.;
  • старые дрожжи [дрожи] - шесть б., пять зв.;
  • искусственный кристалл [кр"истал] - восемь б., семь зв.
  • станционный [станцыоный] домик - одиннадцать б., десять зв.;
  • стеклянный [ст"икл"аный] - десять б., девять зв.

В этих словах букв больше, чем звуков.

Изменение качества звуков

В словах нередко наблюдается упрощение в местах стечения согласных. Тогда вместо нескольких звуков произносится один, который отличается по качеству от исходных. Например:

  • от глаз скрывается [скрываица] - десять б. и девять зв.;
  • великий спортсмен [спорцмен] - девять б., восемь зв.;
  • городской [гарацкой] житель - девять б., восемь зв.

Практическое задание № 3

1. Определите, в каких словах больше букв, чем звуков:

  • чувствовать разочарование;
  • участвовать в соревнованиях;
  • неуместный вопрос;
  • сверстник моих родителей;
  • длинные ресницы;
  • частное лицо;
  • опасный возраст;
  • ненастный день;
  • вкусные яства;
  • липовая аллея;
  • ссорить друзей;
  • захваченная территория;
  • подать апелляцию;
  • изобразительное искусство;
  • аппетитное пирожное.

2. Диктант.

Ночью шёл дождь, но утром погода была чудесная. Сверстники и ровесники шествовали в школу. У всех было радостное настроение. Не доходя чуть-чуть до школы, ребята почувствовали явственный аромат роз. Это цвели кусты, которые посадили выпускники ещё в мае.

Задание А4 Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова Согласные звуки Звонкие Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р - - - - Глухие П ф К Т Ш С - - - - - Х Ц Ч Ш Легко запомнить: эти фразы содержат 1. «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? – Фу!» все глухие согласные. 2. «УМНая ГоЛоВа, РаЗБиРаЙ БоЖьи ДеЛа!» - все звонкие согласные. Обратите внимание!    Перед звонкими согласными глухие озвончаются: сбить - [з]бить; экзамен - э[г]замен. Перед глухими согласными звонкие оглушаются: всходы - [ф]сходы; подходить - по[т]ходить. Звонкие согласные оглушаются в конце слов: вездеход - вездехо[т], рассказ - расска[с]. Помните это, когда будете выполнять следующие задания: В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука? В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука? В каком слове все согласные глухие? В каком слове все согласные звонкие? В каком слове произносится звук [указан]? Твердые и мягкие согласные Звонкие и глухие согласные могут быть твердыми и мягкими. Всегда мягкие - Й, Ч, Щ На мягкость предыдущих согласных влияют буквы Е, Ё, Ю, Я, И, а также Ь: рябь - [р’ап’], весна - [в’и]сна. Всегда твердые согласные Ж, Ш, Ц Помните это, когда будете выполнять следующие задания: В каком слове произносится твердый глухой шипящий согласный звук? В каком слове все согласные твердые? В каком слове все согласные мягкие? Обратите внимание! Буквы Е, Ё, Ю, Я передают звуки [э], [о], [у],[а], если употребляются после мягкого согласного (см. предыдущий слайд). Два звука эти буквы передают: В начале слова: ест - [ ЙЭст]; юноша - [ЙУноша]. После Ъ и Ь: вьюга - [в’ЙУга]. После гласного звука: приехал - [пр’иЙЭхал]. Учтите это, когда будете выполнять задания: В каком слове количество букв и звуков совпадает? В каком слове букв больше, чем звуков? В каком слове звуков больше, чем букв? В каком слове (количество указано) звуков? Не забывайте при этом, что Ъ и Ь звуков речи не обозначают! Позиции, в которых произношение согласных зависит от их положения в слове или от соседства с другими гласными или согласными. 1. Сочетания -тся, -ться произносится как [Ц] Здороваться -здорова[Ц]а 2. Сочетания дч, тч Пулеметчик - пулеме[Ч’]ик произносятся как [Ч’] 3. Сочетания дс, тс произносятся как [Ц] Соседский - сосе[Ц]кий 4. Сочетания сж, зж, жж Сжечь - [Ж]ечь произносятся как [Ж] 5. Сочетания зч, сч произносятся как [Щ’] Перевозчик - перево[Щ’]ик 6. Двойные согласные произносятся как один долгий звук Класс - кла[С] 7. В сочетаниях стн, нтск, ПрелесТный, гиганТский, серДце, безмолВствовать, нидерланДский, позДний, счасТливый, соЛнце и т.п. рдц, вств, лвств, здн, ндск, стл, лнц выделенные буквы не произносятся Учтите это, когда будете выполнять задания: В каком слове количество букв и звуков совпадает? В каком слове букв больше, чем звуков? В каком слове звуков больше, чем букв? В каком слове (количество указано) звуков? В каком слове произносится твердый глухой шипящий согласный звук? В каком слове все согласные твердые? В каком слове все согласные мягкие? В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука? В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука? В каком слове все согласные глухие? В каком слове все согласные звонкие? В каком слове произносится звук [указан]? Решаем вместе а) В каком слове только звонкие согласные звуки? 1) 2) 3) 4) подход сбрил лёгкий взрыв Если вы будете исключать все слова, в которых есть глухие звуки, то наверняка ошибётесь. У вас останется четвертый вариант - слово взрыв, однако в абсолютном конце слова звук [в] оглушается. Поэтому не спешите, проверьте, не озвончается ли глухой звук перед звонким? В первом варианте оба звонких звука [д] оглушаются; в третьем есть глухой звук [к], который также оглушает стоящий перед ним звук [г]. Остается второй вариант: звук [с] озвончается перед звонким звуком [б]. Это и есть правильный ответ. Решаем вместе б) В каком слове произносится звук [с’]? 1) 2) 3) 4) сочетание мазь сапоги срок Достаточно даже методом исключения понять, что это не первый, не третий и не четвертый варианты: в них нет условий для смягчения предыдущего указанного согласного звука. А вот во втором варианте звук [з] оглушается на конце слова и смягчается - за ним стоит Ь. Правильный ответ - 2. Решаем вместе в) В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука? 1) 2) 3) 4) размять входить сгрести вложить В этом задании речь идет о звонком согласном звуке, т.к. оглушить глухой звук невозможно. Звонкие согласные оглушаются в абсолютном конце слова или перед глухим согласным. Слабой позиции в конце слов нет, значит, ищем стык звонкого и глухого согласных. Ни в первом, ни в четвертом вариантах такого стыка нет. В третьем случае наблюдаем озвончение глухого согласного - [зг]рести. Остается второй вариант: буква «в» перед глухим [х] обозначает [ф]. Правильный ответ - 2. Решаем вместе г) В каком слове произносится гласный [о]? 1) 2) 3) 4) причёсанный чувство шоколад позвать Определяем ударение в слове, чтобы найти правильный ответ. Ударный гласный [о] только в первом варианте. Это и есть правильный ответ. Решаем вместе д) В каком слове звуков больше, чем букв? 1) окрестность 2) яблочный 3) разъезд 4) городской Большее количество звуков в словах могут давать буквы Е, Ё, Ю, Я, если стоят в начале слова или после гласной. Такое слово одно - яблочный - 9 звуков, 8 букв. В слове разъезд после Ъ буква Е также дает два звука, но звука не обозначает Ъ, поэтому в этом слове 7 букв и столько же звуков. Правильный ответ - 2. Укажите ошибочное суждение 1) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ согласный звук [т] является непроизносимым. 2) В слове ВХОДЯ первый звук – [ф]. 3) В слове ДОСТАНЬТЕ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак). 4) В слове СЕРЬЁЗНОГО звуков больше, чем букв. Ответ 4) Укажите ошибочное суждение 1) В слове разгневанный все согласные звонкие. 2) В слове поход все согласные глухие. 3) В слове сдоба произносится звук [с]. 4) В слове звуков больница меньше, чем букв. Ответ 3) Укажите ошибочное суждение 1) В слове солнце согласный звук [л] является непроизносимым. 2) В слове просьба при произношении происходит озвончение согласного звука. 3) В слове учиться 5 звуков. 4) В слове универмаг все согласные звонкие. Ответ 4)

В русском языке слова пишутся не всегда так, как слышатся. Часто бывает, что количество букв и звуков не совпадает.

Буква ь

  • властный [власный] - восемь б., семь зв.;
  • солнце [сонцэ] - шесть б., пять зв.;
  • праздничный [празн"ич"ный] - одиннадцать б., десять зв.;
  • известный [изв"эсный] - девять б., восемь зв.

Если присутствуют непроизносимые согласные, то это слова, где букв больше звуков.

Нужно помнить, что орфограмму «непроизносимые согласные» надо проверять сильной позицией. В некоторых случаях нет таких букв:

  • ужасный [ужасный] - семь б. и семь зв.;
  • ровесник [ров"эсн"ик] - восемь б., восемь зв.;
  • вкусный [фкусный] - семь б., семь зв.

Двойные согласные

Существует ещё такое явление, как двойные и При их наличии в слове также мы будем иметь несоответствие количественного состава звуков и букв, например:

  • телевизионная антенна [антэна] - семь б., шесть зв.;
  • дружный коллектив [кол"икт"иф] - девять б., восемь зв.;
  • старые дрожжи [дрожи] - шесть б., пять зв.;
  • искусственный кристалл [кр"истал] - восемь б., семь зв.
  • станционный [станцыоный] домик - одиннадцать б., десять зв.;
  • стеклянный [ст"икл"аный] - десять б., девять зв.

В этих словах букв больше, чем звуков.

Изменение качества звуков

В словах нередко наблюдается упрощение в местах стечения согласных. Тогда вместо нескольких звуков произносится один, который отличается по качеству от исходных. Например:

  • от глаз скрывается [скрываица] - десять б. и девять зв.;
  • великий спортсмен [спорцмен] - девять б., восемь зв.;
  • городской [гарацкой] житель - девять б., восемь зв.

Практическое задание № 3

1. Определите, в каких словах больше букв, чем звуков:

  • чувствовать разочарование;
  • участвовать в соревнованиях;
  • неуместный вопрос;
  • сверстник моих родителей;
  • длинные ресницы;
  • частное лицо;
  • опасный возраст;
  • ненастный день;
  • вкусные яства;
  • липовая аллея;
  • ссорить друзей;
  • захваченная территория;
  • подать апелляцию;
  • изобразительное искусство;
  • аппетитное пирожное.

2. Диктант.

Ночью шёл дождь, но утром погода была чудесная. Сверстники и ровесники шествовали в школу. У всех было Не доходя чуть-чуть до школы, ребята почувствовали явственный аромат роз. Это цвели кусты, которые посадили выпускники ещё в мае.

ВАРИАНТ 1

Часть 1

1) парта 3) Юра

2) коньки 4) букет

Укажи пару слов, в которой слова состоят из одинаковых звуков.


1) мышь - тишь

2) мыло - Мила

3) луг - лук

4) софа - сова


Укажи слово с ударением на первом слоге.

1) щавель 3) свёкла

2) цемент 4) начать

1) скала 3) сходка

2) съехать 4) сварка

Какое слово не является однокоренным к слову холод.


1) холодный

2) холодно

3) холодильник


При написании какого слова нужно использовать правило: «Безударную гласную в корне проверяй ударением».

1) з_морозить 3) х_трец

2) м_розный 4) сад_к

Укажи слово, в котором пропущена буква з?

1) _делать 3) привё_

2) ру_кий 4) поло_ка

Укажи слово с предлогом.


1) (по)други

2) (по)ехали

3) (по)берегу

4) (по)бережье


В каком слове пропущен мягкий знак (ь)?


1) скрипач_


10. В каком варианте в выделенном слове пропущена буква и?


1) подготовка к осен_

2) прочитал в книг_

3) бегал по лужайк_

4) сидел на диван_


11. В окончании какого имени прилагательного на ме­сте пропуска пишется е?


1) за дальн_м озером

2) в син_м море

3) весенн_м теплом

4) от горьк_х слёз


Выглянуло солнышко и покатилось по синему небу.


1) выглянуло солнышко

2) солнышко выглянуло и покатилось

3) покатилось по небу

4) по синему небу


Часть 2

13. Запиши проверочное слово для пропущенного на­писания в слове счас_ливый.

Ответ: _________________

Сучья (1) ломались(2) скрипели (З) трещали.

Ответ:____________________

Часть 3

А. Осенью упало с неё яблоко.

Б. Росла в саду яблоня.

В. Птицы склевали это яблоко, и только зёр­нышко спряталось в землю.

Г. А через пять лет выросли на новой яблоньке румяные яблоки.

Д. Весной из зёрнышка выросло маленькое деревце.

Ответ:_______________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 2

Часть 1

В каком слове букв больше, чем звуков?

1) чашка 3) Юля

2) пять 4) чайка

2. В каком слове произносятся только твёрдые со­гласные звуки?

1) пение 3) вагон

2) прямо 4) колесо

Укажи слово с ударением на втором слоге.

1) километр 3) звоните

2) сторожит 4) документ

В каком слове отсутствует приставка?


1) подорожник

2) подарок

3) полочка


Какое слово не является однокоренным к слову сказка.


1) сказочка

2) сказочник

4) сказочный


При написании какого слова нужно использовать правило: «Безударную гласную в корне проверяйте ударением».


1) п_белка

3) молод_сть

4) л_нивый


В каком слове на месте пропуска не надо писать букву т?


1) влас_ный

2)лес_ница

3)чудесный

4)хрус_нула


В каком словосочетании на месте пропуска надо писать окончание и?


1) встретились на вокзал_

2) играли на площадк_

3) мечтал о поездк_

4) подъехали к площад_


Укажи слово, в котором пропущен мягкий знак (ь).

1) багаж_ 3) в_ехал

2) ноч_ной 4) молодёж_

10. В окончании какого имени прилагательного на ме­сте пропуска пишется буква и?


1) на горяч_м песке

2) по свеж_й траве

3) зимн_м лесом

4) в дальн_ю поездку


11. В каком варианте ответа верно указаны главные члены предложения?

Смолистые шишки украшают вершины елей.


1) смолистые шишки

2) шишки украшают

3) вершины украшают

4) вершины елей

Часть 2

Укажи слова, близкие по значению (синонимы).


1) ночь, звёзды

2) подземный, подводный

3) река, рыба

4) жара, зной


Болотные птицы полетели на юг.

Ответ:_____________

Запиши цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении.

Охотники отвязали(1) лодку(2) уложили в неё рюкзак(З) оттолкнулись(4) от берега(5) и поплыли.

Ответ_________________

Часть 3

15. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст? Допиши 4 – 6 предложений, продолжив текст .

А. Скоро у них вывелись аистята.

Б. На старом дереве аисты свили гнездо.

В. Радовались аистята вкусной еде.

Г. С раннего утра до позднего вечера роди­тели носили им из болота лягушек и ры­бёшек.

Д. Они благодарно хлопали широкими кры­льями и звонко щёлкали крепкими клю­вами.

Ответ: ________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 3

Часть 1

В каком слове звуков больше, чем букв?

1) эхо 3) юрта

2) звёзды 4) ель

2. В каком слове произносятся только мягкие соглас­ные звуки?

2) сеять 4) яркий

Укажи слово с ударением на третьем слоге.

1) растение 3) красивее

2) спасибо 4) магазин

В каком слове отсутствует суффикс?

1) волосок 3) карманы

2) чайник 4) берёзка

Какое слово не является однокоренным к слову ракета.

1) ракетный 3) ракеты

2) ракетчик 4) ракетница

В каком слове пишется буква о в корне?


1) кв_ртира

2) комн_та

3) ст_рожит

4) д_бежал


В каком слове на месте пропуска надо писать букву т?


1) прекрас ный

2) опас_ный

3) интерес_ный

4) прелес_ный


8. В каких словосочетаниях на месте пропуска в вы­деленных словах надо писать окончание -е ?


1) ошибки в тетрад_

2) на краю деревн_

3) скакал на лошадк_

4) ехал на лошад


Укажи слово, в которых пропущен разделительный твёрдый знак (ъ).

1) в_юга 3) с_едобный

2) товарищ_ 4) ш_ют

10. В окончании какого имени прилагательного на ме­сте пропуска пишется буква е?


1) на колюч_й веточке

2) под хрупк_м льдом

3) в берёзов_ю рощу

4) по высок_м берегам


11. В каком варианте верно указаны главные члены предложения?

Пролетела шумная стая зябликов и скрылась в берёзовой аллее.


1) стая зябликов

2) стая пролетела

3) стая скрылась

4) стая пролетела и скрылась


12. Укажи слово, противоположное по значению (анто­ним) слову мощный (мотор)?

1) сильный 3) спокойный

2) слабый 4) могучий

Часть 2

13. Определи падеж имени прилагательного в предло­жении.

Корни яблони тянут из земли питательные соки.

Ответ: _____________

Под корнями старого дуба(1) была маленькая норка(2) а в норке(З) спал ёжик.

Ответ:______________________

Часть 3

В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст? Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

А. Вдруг поплавок запрыгал в воде и утонул.

Б. Хороша будет ушица!

В. Плавники у окуня красные, а спинка тёмно-зелёная.

Г. Дёрнул рыбак удочку и вытащил окунька.

Д. Закинул рыболов в речку удочку и ждёт.

Ответ: _____________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 4

Часть 1

В каком слове четыре буквы и три звука?



2. Укажи слово, которое оканчивается на глухой со­гласный звук.


2) водопад

3) прилетел

4) трактор


1) алфавит 3) километр

2) красивее 4) магазин

Состав какого слова отличается от состава слова нагрузка?


1) поделки

2) поездка

3) полюшко

4) подарки


В каком слове пропущена буква е в корне?


2) св_стит

3) на подоконник_

4) вып_чка


6. Укажи слово, в котором пропущена буква д .


1) лопа_ка

2) пала__ка

4) крова_ка


7. В каком варианте в обоих словах пропущена буква е?


1) в книг_ и в тетрад_

2) на верхушк_ ел_

3) по дорожк_ к сторожк_

4) на листочк_ черёмух_


Укажи слово с предлогом.


1) (с)бежать

2) (на)мазать


Укажи имя прилагательное в форме предложного падежа.


1) по зимней (дороге)

2) на нижней (нолке)

3) вечерние (сумерки)

4) у заднего (колеса)


10. Слово какой части речи отсутствует в данном предложении ?

Вьётся в воздухе листва.


2) существительное

3) прилагательное

4) предлог


11. В каком словосочетании имя прилагательное упо­треблено в переносном значении?


1) горячий кофе

2) горячий суп

3) горячий спор

4) горячий утюг


12. Укажи вариант, в котором верно указаны главные члены предложения.

Перелётные птицы почистили перышки и от­правились в путь.


1) почистили перышки

2) перелётные птицы

3) птицы почистили

4) птицы почистили и отправились


Часть 2

13. Запиши проверочное слово для пропущенного на­писания в слове мес_ность .

Ответ:___________________________

Укажи цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Весной(1) снегирь летит в чащу леса(2) устра­ивает гнездо(З) в густых лапах елей.

Ответ:_______________

Часть 3

В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст? Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

A. Долго лисица рвала барабан когтями, грызла зубами, наконец разорвала кожу и увидела пустоту.

Б. А потом осмелела и набросилась на до­бычу.

B. Голодная лисица однажды наткнулась на старый барабан.

Г. Он лежал в кустах и гудел, когда ветки ударяли по натянутой коже.

Д. Услышав эти громкие звуки, лисица вна­чале побоялась подойти.

Ответ:____________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ 5

Часть 1

В каком слове пять букв и четыре звука?

1) ножка 3) ружьё

2) олень 4) верба

2. Укажи слово, которое оканчивается на звонкий со­гласный звук.


2) рассказ

3) суффикс


В каком слове неверно поставлено ударение?

1) взяла 3) торты

2) столяр 4) позвоним

Состав какого слова отличается от состава слова лимончики?


1) травушка

2) стульчики

3) игрушки

4) записка


Укажи слово без предлога.


1) (на)горизонте

2) (под)деревом

3) (по)крылись

4) (в)ущелье


Часть 3

ВАРИАНТ 1

Часть 1

В каком слове букв больше, чем звуков?

1) парта 3) Юра

Похожие публикации