Новая школа - Образовательный портал

Игры для развития координации движений картотека на тему. Упражнения на координацию движений для детей Музыкально подвижные игры развитие координации движений

Координация движений, в том числе мелкая моторика руки ребенка напрямую связана с мышлением, которое у дошкольника и даже младшего школьника является наглядно-действенным. Это значит, чтобы представить и запомнить, как делается или действует что-либо, малышу нужно выполнить действие самому. Отсюда вытекает и обратный процесс: чем более тонкие операции ребенок может выполнять, тем лучше он способен представить действие. Неудивительно, что подвижность пальцев и кисти малыша рекомендуют развивать с самого раннего возраста.

Тем самым мы стимулируем его способность к логическому мышлению. Кроме того, в дальнейшем это поможет при обучении письму и музыке. Выявлена также связь между подвижностью кисти человека и творческими способностями.

Не меньшее значение имеет и координация движений в целом, связанная не только с умственным, но и с физическим развитием, и с моторной памятью. Она же определяет усвоение двигательных навыков.

В этом разделе представлены в основном игры - соревнования и эстафеты ограниченной подвижности, которые можно проводить в сравнительно небольшом помещении.

Играют два человека.

Инвентарь. 3-5 теннисных мячей (любых шариков); большая коробка с прорезями разной величины, но не меньше диаметра мяча, и цифрами, обозначающими количество очков (рис. 1).

Ход игры. Коробка устанавливается на гладком полу, на расстоянии 3-4 метров проводится черта. Игроки по очереди катят мячи от черты, стараясь попасть в прорези. Каждый имеет право на одинаковое количество попыток. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество очков.

АВТОГОНКИ

Играют два человека и более.

Инвентарь. Игрушечные автомобили, одинаковые отрезки шнура, деревянные палочки равной толщины.

Ход игры. Автомобили привязывают к шнуркам. Другой конец закрепляется на палочках посередине.

Играющие берут палочки и по сигналу начинают наматывать на них шнур, подтягивая автомобили к себе. Побеждает тот, кто быстрее подтянет свою машину.

КЛАССИКИ-КЛЕТКИ

Играет один или несколько человек.

Инвентарь. Бита; квадрат 2x2 м, разделенный на 36 клеток, которые нумеруются вразнобой.

Ход игры. Первый игрок бросает биту в клетку № 1 и прыгает в нее на одной ноге". Из этой клетки он бросает биту в следующую по номеру и прыгает в нее и т. д. Побеждает тот, кто без ошибок пропрыгает через все клетки. Если игрок ошибается, то бита переходит к следующему.

Условия. Не разрешается: 1) попадать битой на черту; 2) наступать на черту; 3) нарушать очередность прохождения клеток; 4) менять ногу, прыгая. Стоя в клетке, можно менять ногу не более определенного количества раз (по договоренности).

КОВАРНОЕ ЗЕРКАЛО

Играет один или несколько человек (командами).

Инвентарь. Два зеркальца, два карандаша, листы бумаги с намеченными точками контурами геометрических фигур.

Ход игры. Дети делятся на команды. Каждый из них получает листок с намеченной точками фигурой. Пара игроков с одинаковыми листками садится, и каждый старается соединить точки, глядя на свою руку только в зеркало.

Побеждает команда, игроки которой аккуратнее и правильнее обвели фигуры.

Примечание. Чтобы дети обводили фигуру, глядя только в зеркало, можно установить преграду (дощечку или книгу), закрывающую листок от прямого взгляда.

ЭСТАФЕТА «ФЛАМИНГО»

Инвентарь. 10 воздушных шариков, повязки для глаз.

Ход игры. Дети делятся на две команды и становятся в затылок друг другу на исходной линии. Перед каждой командой один за другим кладутся по пять шариков. В каждый из них вложен листок с заданием, как для игры в фанты. В конце дистанции стоит по одному игроку с повязками. По сигналу первые игроки обеих команд как можно быстрее перешагивают через шарики, стараясь не сдвинуть их с места движением воздуха. Если шарик все же улетел, игрок должен вернуть его на место. Если шарик лопнул, виновный подбирает листок с заданием. Когда они доходят до конца дистанции, игроки, ждущие там, завязывают им глаза. Они идут обратно, снова перешагивая через шарики. Укатившиеся шарики кладет на место игрок с конца дистанции. Добравшись до исходной линии, игроки передают повязку следующим.

Побеждает команда, игроки которой первыми закончат игру и сдвинут с места меньше шариков. После игры те, кому достались фанты, выполняют задания.

Воздушный футбол

Играют 4-6 человек.

Инвентарь. Двое ворот шириной 8^-10 см (можно обозначить карандашами), трубочки для коктейля, мячик или шайба из пенопласта.

Ход игры. Ворота устанавливаются на столе. С двух сторон располагаются команды из 2-3. игроков, вооруженных трубочками. Мяч кладется в центр игрового поля. Задача игроков -- забить наибольшее количество голов в ворота противника. При этом они не должны касаться мяча руками, а могут только дуть на него через трубочки.

Правило. Если игрок дотронется до мяча рукой или трубочкой, команда соперников получает одно дополнительное очко.

Примечание. По договоренности игроки могут ввести некоторые правила футбола.

ПО БОЛОТНЫМ КОЧКАМ

Играют два человека и более.

Инвентарь. Старые журналы.

Ход игры. Участники выстраиваются в ряд на исходной линии на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Каждый из них получает по два журнала. На расстоянии 12-15 м обозначается финишная черта. По сигналу игроки бросают один журнал на пол, наступают на него, впереди кладут второй, перебираются и перемещают первый журнал вперед. Таким образом дети должны добраться до финиша, не наступая на пол, а прыгая, как лягушки, с кочки на кочку. Побеждает игрок, который прошел дистанцию первым.

Правила. 1. Игроки могут наступать на чужой журнал, если на нем никто не стоит. 2. Никто не имеет права сталкивать другого с «кочки». 3. Игрок не может забрать чужой журнал. 4. Если кто-нибудь наступит на пол, он выбывает из игры.

ЭСТАФЕТА С ПОГОНАМИ

Играют десять и более человек.

Инвентарь. Спичечные коробки.

Ход игры. Дети делятся на команды и становятся в затылок друг другу на исходной линии. Первому игроку каждой из команд кладут на плечи спичечные коробки - по одному на каждое. Задача игроков - пройти заранее установленную дистанцию и вернуться обратно, не придерживая «погоны» руками. Коробки переходят к следующим игрокам.

Побеждает команда, все игроки которой раньше пройдут дистанцию

Правила. 1. Игрок не может двигаться до того, как получит от предыдущего коробки. 2. Если игрок уронил один коробок, он должен попытаться поднять его, не уронив второй.

РУКАМИ НЕ ХВАТАЙ

Играют десять и более человек.

Инвентарь. Два теннисных мяча.

Ход игры. Игроки делятся на две команды и становятся в две шеренги. Первый игрок каждой из команд получает мяч. Он зажимает его на сгибе локтя и передает следующему. Тот берет мяч таким же образом, не придерживая другой рукой, и передает дальше. Если мяч падает, уронившая его пара повторяет передачу. Последний игрок бежит в начало шеренги и передает мяч первому. Побеждает команда, в которой мяч окажется у первого игрока раньше.

УДЕРЖИ МЯЧ

Играют две команды по 3-5 человек.

Инвентарь. Мячи и дощечки (или книги в твердом переплете).

Ход игры. Игроки обеих команд становятся на исходной линии в затылок друг другу у исходной линии. У каждого из них дощечка или книга. На исходной линии напротив каждой команды лежит мяч. На расстоянии 8-10 м обозначается финишная прямая. По сигналу водящего первый игрок каждой команды кладет мяч на дощечку и несет к финишу. Дойдя до конца дистанции, он катит мяч следующему игроку.

Побеждает команда, все игроки которой пройдут дистанцию раньше.

Правило. Если игрок уронил мяч, он останавливается, возвращает его на дощечку и продолжает движение с того же места.

СЕЙ-СЕЙ ГОРОХ

Играют два человека и более.

Инвентарь. Горох, бутылки.

Ход игры. Участники делятся на две команды. Каждый получает определенное количество горошин (5-10 штук). Перед каждой командой стоит бутылка. По очереди игроки, не нагибаясь и держа руки на уровне груди, опускают горошины в бутылку. Побеждает команда, в бутылке у которой оказалось больше горошин.

КАТУШКИ

Играют два человека и более.

Инвентарь. Две деревянные катушки, 10 м тонкой веревки, прищепка.

Ход игры. К двум катушкам привязываются концы веревки, а середина ее отмечается прищепкой. Двое игроков берут катушки и по сигналу начинают сматывать веревку. Побеждает тот, кто первый домотает до прищепки.

ФОНТАН

Играют 15 и больше человек.

Инвентарь. Воздушные шары.

Ход игры. Выбирается водящий. Остальные участники становятся в круг, водящий в центре. У каждого - шар. Один из игроков дает ему шар, который он подбивает вверх, не давая упасть. Потом другие игроки добавляют по одному шару. Водящий должен удержать их в воздухе. Если хоть один упадет, тот, кто подал последний шар, становится водящим.

Побеждает тот, кто удержал в воздухе больше шаров.

ДРЕССИРОВАННЫЙ ШАР

Играют два человека и более.

Инвентарь. Воздушный шарик, три обруча разного диаметра.

Ход игры. Обручи подвешиваются или держатся игроками на высоте около полутора метров. Располагать их следует не на одной прямой, в порядке убывания диаметра (рис. 2). Участники находятся на исходной позиции. По очереди они получают шар и, дуя на него и не помогая себе руками, заставляют пролететь сквозь все три обруча. Побеждает игрок, который справился с заданием быстрее.

Правило. Если игрок уронил шар или коснулся его рукой, он выходит из игры.

ВОДОВОЗ

Играют два человека и более.

Инвентарь. Теннисные ракетки, пластиковые стаканы с водой.

Ход игры. Участники выстраиваются вдоль стартовой линии, держа ракетки для настольного тенниса. На ракетках стоят стаканы с водой. Финишная черта находится на расстоянии 10 м. По сигналу игроки начинают двигаться к финишу, стараясь не расплескать воду. Побеждает тот, кто пройдет дистанцию первым и донесет наибольшее количество воды.

ИГРЫ С УЗЕЛКАМИ

1. КТО БОЛЬШЕ

Играют два и более человек.

Инвентарь. Отрезки эластичного шнура длиной около I м.

Ход игры. Каждый участник получает шнур. По сигналу водящего все начинают завязывать узелки. Побеждает игрок, завязавший за одну минуту больше узлов.

2. УЗЕЛКОВАЯ ЭСТАФЕТА

Играют две команды по 5-7 человек.

Инвентарь. Два отрезка шнура.

Ход игры. Команды становятся на исходной линии. На одинаковом расстоянии перед каждой из них лежит шнур. По сигналу водящего первый игрок каждой из команд бежит к шнуру и завязывает на нем три узла, потом возвращается и хлопает следующего по ладони. Тот бежит и развязывает узлы. Следующие игроки продолжают по очереди завязывать и развязывать узлы.

Побеждает команда, последний игрок которой вернется на исходную линию раньше.

3. ЭСТАФЕТА ПАРИКМАХЕРОВ

Играют две команды по 5-7 человек. Инвентарь. Две куклы с длинными волосами, две ленты.

Ход игры. Команды становятся на исходной линии, напротив каждой из них на одинаковом расстоянии - кукла и лента. По сигналу водящего первый игрок бежит и завязывает кукле бант. Потом бежит второй, развязывает и снова завязывает и т. д. Побеждает команда, последний игрок которой справится и вернется на исходную линию первым.

Примечание. Водящий должен учитывать аккуратность завязанных бантов. Если игрок плохо справился с заданием, команда получает штрафное очко.

ШЕЙ СКОРЕЙ

Играют две команды по 6-7 человек.

Инвентарь. Две ложки и два мотка тонкой бечевки по 15-20 м.

Ход игры. Команды становятся параллельно друг другу. Первый игрок каждой из них берет «иголку» - ложку с привязанной к ней бечевкой. По команде водящего дети начинают «сшивать» команду: игрок просовывает ложку в один свой рукав, продвигая под одеждой и вынимая из другого. Потом передает ее следующему, и так до тех пор, пока вся команда не оказывается соединена. Потом то же самое делается в обратном порядке. Побеждает команда, которая выполнит задание первой.

Правила. 1. Просовывая ложку, нельзя расстегивать и поднимать одежду, а нужно продвигать ее через ткань. 2. Игрок, который «пришивается», может попросить помощи у соседа, но тот может помогать только одной рукой.

Координация – умение согласовывать движения различных частей тела. Координационные способности не являются врождённым свойством. Координация поддаётся коррекции и развитию, и можно добиться значительного повышения его уровня. При недостаточном развитии координационных способностей у детей формируются неправильные движения в беге, прыжках, лазаньи, метании. Это приведёт к привычке бегать на полусогнутых ногах с неправильной работой рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития координации

(Консультация для родителей)

Координация – умение согласовывать движения различных частей тела. Координационные способности не являются врождённым свойством. Координация поддаётся коррекции и развитию, и можно добиться значительного повышения его уровня. При недостаточном развитии координационных способностей у детей формируются неправильные движения в беге, прыжках, лазаньи, метании. Это приведёт к привычке бегать на полусогнутых ногах с неправильной работой рук. Правильная координация движений развивается у детей постепенно, в процессе совершенствования функций вестибулярного, мышечного и зрительного анализаторов, которыми управляет центральная нервная система.

Для начала разберемся, какие же органы отвечают за развитие координации у детей?

Развитие координации начинается в младенческом возрасте и продолжается до тех пор, пока растет скелет человека, а это примерно до 16-18 лет.

Мозжечок

Особую роль играет развитие мозжечка, который начинает активно развиваться примерно с 6 мес. от рождения, и полностью развивается мозжечок к 4,5 годам.

Процесс развития мозжечка отражается в умениях малыша. В 6 месяцев ребенок начинает сидеть, в 8-9 начинает ползать, в 9-10 встает на ножки, в 11-12 месяцев делает свои первые шаги, а к полутора годам уверенно ходит.

Развитие мозжечка в дошкольном возрасте переходит на новый этап, в возрасте 3-4 лет моторные функции качественно совершенствуются, становится доступным выполнение новых задач, улучшается процесс обучения.

Вестибулярный аппарат

Влияет на развитие координации у детей и вестибулярный аппарат. Свой рост вестибулярный аппарат начинает, когда малыш находится у мамы в животе, а окончательное формирование вестибулярного аппарата происходит к возрасту 12-15 лет.

Вестибулярный аппарат - это основа человеческого прямохождения, развитие именно этого органа позволяет ребенку делать свои первые шаги, а нарушения вестибулярного аппарата приводит к «пьяной походке».

Как стимулировать развитие координации у детей?

Для упражнений, рассчитанных на развитие мозжечка, важным фактором является новизна действий, разнообразие, что усилит развитие этого органа.

Для каждого возраста подбирайте упражнения, которые доступны для выполнения вашим малышом. Ниже мы приведем базовые упражнения - вы сами сможете их усложнить или облегчить в зависимости от возраста и умений вашего ребенка.

Игры на замирание (3-7 лет)

Включите музыку и танцуйте вместе с малышом, когда музыка выключается, нужно замереть в той позе, в которой был. Это веселая и простая игра, усложняйте ее, удлиняя время «замирания».

Игры на равновесие(5-7 лет)

«Цапля»

Стойте на одной ноге, кто сможет дольше? А если цапля еще и поймать лягушку решила?

Упражнение «Снеговик» (5-7 лет)

Попросите ребёнка представить, что он - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замёрзший снег. Вы можете попробовать «снеговика» на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. На вашу команду снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала «тает» голова (расслабляем ее), затем плечи, руки, спина, ноги. Можно так же предложить ребёнку «растаять», начиная с ног.

Упражнение «Лодочка» (3-7 лет)

Попросите малыша лечь на спину, вытянуть руки над головой. По команде пусть они одновременно поднимают прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.

Упражнение«Колобок».(5-7 лет)

Предложите детям лечь на спину, подтянуть колени к груди, обхватить их руками. Голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

Упражнение «Песенка стрекозы».(3-4 года)

Попросите ребёнка повторять за вами стихотворение, сопровождая слова движениями. Показывайте эти движения сами. А потом попросите повторить.

Я летала, я летала,

Уставать я не желала.

(Ребёнок плавно взмахивает руками).

Села, посидела,

И опять полетела.

(Ребёнок опускается на одно колено).

Я подруг себе нашла,

Весело нам было.

(Ребёнок снова делает летательные движения руками).

Хоровод кругом вела,

Солнышко светило.

(Возьмитесь с ребёнком за руки и водите хоровод).

«Канатоходец» (3-4 года)

Мелом нарисовать тропу канатоходца шириной, не превосходящей ширину стопы. Задача игрока: пройти дистанцию как можно быстрее и не оступиться.

Важно постоянно поддерживать заинтересованность ребенка к выполнению данных упражнений. Желательно проводить занятия живо, эмоционально, применяя игровые задания. Например, пройти через мостик (доска, скамья), который перекинут через реку, и не замочить ног. Пройти или пробежать по дорожке (две веревки, положенные на расстоянии 25см друг от друга) и не упасть в болото. Гуляя с ребенком на улице, родитель может нарисовать мелом на асфальте: речку и мостик, камушки, дорожку и другие интересные препятствия. Дайте простор своей родительской фантазии! Вспомните свое детство

В 5-6 летнем возрасте ребенку можно предлагать ходьбу по гимнастической скамейке (бревну, бордюру) приставным и переменным шагом с движениями рук (всплеск в ладони перед грудью, над головой) ходьба с мячом в руках. При выполнении этих заданий родитель должен обращать внимание на правильную осанку ребенка, уверенность выполнения движений, его умение ориентироваться в пространстве. Эти упражнения полезно выполнять с «утяжелителем» (вес 500-700гр) на голове. Ребенок приучается держать голову ровно, при этом сохранять правильную осанку.

«Делай одновременно» (5-7 лет)

Попробуйте руку вращать справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Добившись успеха, постарайтесь сделать то же обеими руками и ногами.

ЕЩЕ РАЗ, НО ОДНОВРЕМЕННО Предложите ребёнку правой ногой крутить «от себя», а правой рукой крутить к «себе». Левой рукой хлопать себя по голове, одновременно правой рукой гладить свой живот.

К дошкольнику 6-7летнего возраста родитель повышает требования к четкости движений, связанных с сохранением устойчивости положения тела во время приседания, приземления после прыжков, быстрых поворотов. Например, во время ходьбы по скамейке (высота 30см) присесть и повернуться кругом; ходьба по бревну (скамейке, бордюру) навстречу друг другу. Затем постепенно разойдитесь, держась за руки. Попробуйте походить по бревну вместе с ребенком. Это очень увлекательно и полезно для всех!

Жизнь – это движение! Родители, подарите своему ребенку жизнь полную движения, радости общения с вами и здоровье!


Игры

для развития

координации движений

Вверх - вниз, влево - вправо


Вначале прочитайте малышу стишок, сопровождая слова действиями, -- малыш должен повторять. Если он еще слишком мал, чтобы делать это самостоятельно, посадите его на коленки, возьмите за руки и помогите координировать движения.
В дальнейшем старайтесь только читать текст, чтобы малыш выполнял действия самостоятельно.

Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Правой ножкой топ, топ!
Левой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех? (Встаньте на носочки и тянитесь вверх.)
Еще один стишок:
Вверх до неба,
Вниз до травки.
Вверх до неба,
Вниз до травки.
А теперь покружились
И вниз повалились.

Поднимайте и опускайте руки или приседайте (для детей постарше), как сказано в стишке, затем, когда дойдете до пятой строчки, покружитесь. Дойдя до шестой строки, резко сядьте на пол и скажите: "Бух!"

Упражнения в равновесии играют важную роль в восприятии, координации движений (сохранении позы, равновесии тела), развитии вестибулярного аппарата.

"Плывет кораблик"


Поставьте малыша на мягкий диван, возьмите его за руки, раскачивайте из стороны в стороны, приговаривая:

Плывет, плывет кораблик
Кораблик золотой.
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой!
(С.Маршак)

"Покачай нас звонкий мяч"


Посадите малыша на большой надувной гимнастический мяч – фитбол. Осторожно раскачивайте его из стороны в стороны, приговаривая:

Качи-кач-и качи-кач
Покачай нас, звонкий мяч!
Влево, вправо, влево, вправо,
А потом назад – вперед.
Покатаемся по кругу,
А потом наоборот!

"На лошадке"


Встаньте на четвереньки и посадите ребенка к себе на спину (пусть его кто-то из взрослых поддерживает). «Покатайте» малыша на «лошадке»:

На лошадке цок-цок-цок
Через запад на восток
Мимо гор, лесов, морей
К милой мамочке моей.

"Кружимся – кружимся"


Возьмитесь с малышом за две руки и покружитесь с ним по комнате, приговаривая:

Кружимся! Кружимся!
Стой, голова закружится!

"На одной ноге постой-ка"


Когда ребенок стоит, подойдите к нему и скажите: «Давай посмотрим, как ты умеешь стоять на одной ноге». Согните и поднимите малышу одну ногу, затем опустите и поднимите вторую ногу. Придерживайте малыша во время упражнения и рассказывайте стихотворение:

На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ну, смелее подними.
Да гляди не упади.
А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
А сейчас постой на правой,
Если ты солдатик бравый.

" Внутри – снаружи"


Положите на полу обруч. Возьмите ребенка за руку и встаньте в центр обруча.

Скажите: «День» и переступите за обруч наружу, затем повернитесь к обручу и скажите: «Ночь» - встаньте внутри круга. Вместо «день» - ночь», можно говорить «снаружи» - «внутрь», «кошки» - «мышки» и т.д.

"Маленькие змейки"


В нескольких местах комнаты разложите веревочки или ленты, длиной 50 см. Скажите малышу, что это змейки и что на них нельзя наступать. Играйте вместе с ребенком, держась за руки, аккуратно перешагивайте через веревочки.

"Канатоходец"


Протяните по полу длинную веревочку и предложите малышу пройтись по ней:

Вот слон, индийский гастролер,
Канатоходец и жонглер.
(С.Маршак)

На улице можно начертить мелом узкую дорожку, по которой ребенку надо будет пройтись.

" Ковер"


Скажите малышу, что ковер – это ваш плот, который плывет по реке. Предложите малышу обойти ковер по его краю, "не замочив" ноги об воду.

" Перешагиваем"


Положите на полу гимнастическую палку и несколько кубиков. Возьмите малыша за руку и побуждайте его перешагивать через невысокие препятствия.

"Идет бычок, качается"


Для упражнения будет нужна гимнастическая скамейка, если её нет, то можно положить на пол широкую доску или скатать ковер в рулон. Покажите ребенку игрушечного бычка и покажите, как он умеет ходить по доске:

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
(А.Барто)

Предложите малышу показать бычку, как он тоже умеет ходить по доске. Поддерживайте малыша за руки.

"Там мышка живет"


Малыш идет по гимнастической скамейке (бордюру\доске), в конце которой его поджидает игрушечная мышка. Вы говорите слова потешки:

Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.

Когда малыш доходит до мышки, ему нужно быстро повернуться и «убежать» по мостику от мышки.

"Идет котик по лавочке"


Посадите в конце гимнастической скамейки игрушечного котенка. Малышу надо дойти до игрушки, наклониться и взять котенка. Во время упражнения необходимо держать малыша за руки:

Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.

"По мостику"


Скажите ребенку, что гимнастическая скамейка – это мостик через речку:

Над речкой – узкий мостик, другого нет пути,
Решили наши звери по мостику пройти.
(Е.Железнова)

Предложите ребенку провести через мост зверей (приготовьте игрушку кошки, собаки, коровы и т.п.). Малыш прижимает одной рукой игрушку и идет через мост, держась за вас второй свободной рукой. Оставляет игрушку на другом берегу и возвращается за следующей.

" На улице"


Гуляя на улице, побуждайте малыша ходить по бордюрам тротуара, бортикам песочницы, специальным бревнам-ходилкам, пенечкам и проч.

"На горку"


Положите один конец длинной доски на небольшое возвышение и, придерживая малыша за руки, помогите ему подняться по наклонной плоскости, а затем повернуться и спуститься обратно или спрыгнуть на пол:

Ах, дыбок, дыбок, дыбок,
Вот Ариночке годок.
На горку поднимается,
С горочки спускается.

== "По горам"
==
Положите один конец длинной доски на диван или кресло. Возьмите малыша за руки и помогите ему подняться и спуститься с горы:

По долам, по горам,
Ходит шуба, да кафтан.

" По камешкам"


Разложите на полу друг за другом вырезанные из линолеума или ковролина круги, диаметром 30-40 см. Это камешки через ручеек. Возьмите малыша за руку и помогите ему перебираться с «камушка» на «камешек»:

По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два, раз-два!
По камешкам, по камешкам
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два, раз-два!

"С бугра на бугор"


Расположите на полу крепкие, устойчивые предметы: толстую книгу, низкую табуретку, перевернутую банку из-под краски, ящик. Возьмите ребенка за руки и помогайте ему перебираться с бугорка на бугорок:

Куда бежите, ножки?
- По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

"С игрушкой на голове"


Положите себе и малышу на голову мягкую игрушку. Походите с ним по комнате, держась за руки и стараясь не уронить плюшевого д руга.


Светлана Цымбаленко
Развитие координационных способностей, средствами подвижных игр

В дошкольном возрасте, наряду с формированием психических качеств ребенка, происходит активное формирование его двигательных навыков. Вопросы развития психофизических качеств ребенка в настоящее время широко обсуждаются специалистами. Довольно распространенным в научной среде является утверждение о том, что психофизические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека. В результате систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно оказать существенное влияние на развитие этих качеств .

В процессе физического воспитания под руководством педагога ребенок овладевает двигательными умениями и навыками в соответствии с требованиями программы для каждой возрастной группы.

Упражнения и подвижные игры , способствующие развитию координационных способностей в строгой последовательности и с постепенным усложнением заданий должны включаться в физкультурные занятия, самостоятельную двигательную деятельность на прогулке.

Многими специалистами ловкость и координация движений рассматриваются как синонимы. Согласно определениям, ловкость – это способность выполнять движения в определенный момент времени с точно заданной амплитудой, а координация – способность строить целостные двигательные акты, преобразовывать выработанные формы действий и переключаться от одних действий к другим, согласно быстро меняющимся ситуациям.

По мнению Н. Бернштейна, координация есть способность двигательно выйти из любого положения, т. е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей.

В качестве методических приемов для тренировки координации рекомендуются следующие :

Использование упражнений с необычными исходными положениями;

Зеркальное выполнение упражнений;

Изменение скорости и темпа движений;

Варьирование пространственными границами, в которых выполняется упражнение;

Усложнение упражнений дополнительными движениями.

Развитие координационных способностей происходит на основе пластичности нервной системы, способности ощущения и восприятия собственных движений и окружающей обстановки. Успешное выполнение двигательной задачи определяется точностью пространственных, временных и силовых компонентов данного движения.

У ребенка воспитание координационных способностей связано с умением согласованно, последовательно выполнять движение. Координация является необходимым компонентом любого движения (бега, прыжка, метания, лазанья и т. д.) .

Наилучшие условия для совершенствования координационных способностей создаются в разнообразных подвижных играх : ребенок должен проявлять быстроту, сообразительность, увертливость, умение ловко двигаться между предметами, инициативу при неожиданных изменениях ситуации, используя благоприятные моменты для этого с помощью пространственной и временной ориентировок.

Для совершенствования координации целесообразно использовать задания на лучшее выполнение упражнений с предметами (скакалкой, мячами, обручами, палками и т. п.) . Полезно выполнять совместные упражнения вдвоем или небольшой группой с мячами, обручами, шестами, шнуром и др. Задача развития ловкости требует систематической смены упражнений или выполнение их в разных вариантах для поддержания новизны и повышения координационной трудности . Чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и совершенствуется ловкость.

В физкультурных занятиях и игровой деятельности можно использовать бег из усложненных стартовых положений (сидя, сидя на карточках, стоя на одном колене и др.) .

Развитию координации способствуют подвижные игры . В, них, выполняя задания по сигналу, ребенок может самостоятельно изменять характер движения, его быстроту в зависимости от изменений ситуации (например, действие водящего при ловле, догонялках и т. д.) . Правильная двигательная реакция ребенка будет определяться умением быстро выбрать направление и скорость движущегося предмета (водящего) с учетом расстояния и времени его приближения. Это требует определенного развития подвижности нервных процессов и содействует их совершенствованию, а также некоторых пространственных, временных и глазомерных оценок. Все это позволяет ребенку правильно ориентироваться в изменяющейся обстановке.

В воспитании детей дошкольного возраста учитываются возрастные особенности их организма – слабость мышц, недостаточная регуляция их нервной системой. Поэтому отбор динамических упражнений должен предусматривать кратковременное скоростно-силовое напряжение (различные упражнения в беге, метаниях, прыжках, а также лазанье по вертикальной и наклонной лестнице) и чередование разных видов движений, активных действий и отдыха.

В процессе выполнения прыжков, бега, метания ребенку необходимо развивать быстроту и умение проявлять силу – сочетать быстрое выполнение движения с концентрацией нервно-мышечного усилия, т. е. проявлять скоростно-силовые качества.

Для развития этих качеств , по данным Е. Н. Вавиловой, можно применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед; вспрыгивание на возвышение с места, с небольшого разбега; прыжок вверх из приседа; прыжки на месте и с продвижением вперед; прыжки через линии или палки. При выполнении прыжков следует больше внимания уделять энергичному отталкиванию одной или двумя ногами, неглубокому приземлению на слегка согнутые в коленях ноги и быстрому их выпрямлению.

Примером подвижных игр , способствующих развитию координации , являются такие, как «Пожарные» , «Самый меткий» , «Собери ленты» , «Кот и мыши» , «Перелет птиц» , «Не дай мяч водящему» , «С кочки на кочку» , «Ловля бабочек» и др.

Для определения уровня развития координационных способностей ребенка можно использовать доступные в выполнении диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий, предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме. Они не требуют дополнительной подготовки воспитателя и сложного оборудования для их проведения, к тому же обладают высокой статистической достоверностью.

Для диагностики координационных способностей можно использовать разнообразные физические упражнения :

Ходьба и бег между предметами;

Бег с преодолением препятствий (пролезание в обруч, перепрыгивание через скамейку и т. д.) ;

Метание в цель;

- общеразвивающие упражнения с предметами.

Выполнение упражнений можно оценивать по пятибалльной шкале.

ВОТ НАПРИМЕР ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Тестовые задания на координацию .

Воспитатель объясняет и показывает ребенку несложное общеразвивающее упражнение . И. п. основная стойка. На счет раз – правая рука на пояс, два – левая на пояс, три – правая рука к правому плечу, четыре – левая к плечу, пять – правая рукав верх, шесть – левая вверх, семь, восемь –хлопки руками над головой. Затем в той же последовательности опускаем руки вниз, на счет семь, восемь – хлопки руками внизу. Упражнение выполняется сперва в медленном темпе, а затем увеличивается темп. Данное упражнение можно выполнять, маршируя на месте, затем в прыжках на двух ногах. Умение ребенка точно выполнять упражнение в быстром темпе оценивается воспитателем.

Воспитатель показывает упражнение в правую сторону. На счет раз, два – приставной шаг вправо; три, четыре – два хлопка перед собой; пять, шесть, семь, восемь – поворот вокруг себя вправо. Затем ребенок должен выполнить точно такое же упражнение влево. Оценивается точность выполнения.

Ребенок прыгает вперед через скакалку. Воспитатель считает количество прыжков за 10 секунд. Делаются две попытки, засчитывается лучший результат. Следует правильно выбрать скакалку, чтобы концы ее достали до подмышек ребенка, когда он встает обеими ногами на середину и натягивает ее.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие координационных способностей у дошкольников посредством сюжетно-ролевой ритмической гимнастики» Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования «Ум ребенка – на кончиках его пальцев» В. И. Сухомлинский Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности-играх,.

Формирование координационных способностей у детей с ОНР средствами дыхательной гимнастики и логоритмов на фитболах Общеизвестно,что основы здоровья человека закладываются в детстве,поэтому сущность физкультурно-оздоровительной работы в нашем детском саду.

Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее.

Простая проверка

Оборудование: узкая дорожка.

На пол нужно постелить узкую дорожку любой длины. Воспитатель предлагает детям не спеша друг за другом пройти по ней, повернуться, а обратно пробежать под ней. Затем нужно пройтись по дорожке с поднятой рукой, а обратно пробежать с поднятыми руками. Далее дети кладут руки на пояс и идут по дорожке, обратно бегут по ней, держа руки на поясе. Участники не должны выходить за границы дорожки, а двигаться только по ней.

Аккуратно по шнуру

Оборудование : шнур длиной 4—6 м.

Воспитатель кладет на пол шнур. Нужно аккуратно пройти по нему, чтобы не сдвинуть. Можно сделать змеевидную дорожку из шнура, по которой сложнее пройти. Тем, кому не удается пройти по шнуру, помогают другие участники игры (берут их за руку).

Преодолей коридор

Оборудование : 6 стульев.

Воспитатель ставит 6 стульев в два ряда спинками друг к другу. Расстояние между ними около 50 см. Нужно пройти через получившийся коридор, не задев стулья.

Варианты . Пройти по коридору из стульев с поднятой рукой (руками); заложив руки за спину; положив их на голову; положив одну руку на голову, другую опустив.

При исполнении некоторых заданий ширину коридора можно увеличить.

Кривая дорожка

Оборудование : 4 стула.

Воспитатель ставит на небольшом расстоянии друг от друга 4 стула. Нужно пройти (обежать) их «змейкой» в одну и другую сторону.

Вариант . 3 — 5 участников составляют цепочку — встают друг за другом, обхватывают соседа руками и проходят «змейкой» этот путь. Если цепочка разорвалась, виновный встает в конец.

Дружу с маленькой подушечкой

Оборудование: 2 стула, подушечка или тряпичный мячик.

Воспитатель ставит 2 стула на расстоянии 3 м друг от друга, на стул он кладет маленькую мягкую подушечку (тряпичный мячик). Дети сидят на скамейке. Один участник подходит к стулу, берет подушечку и, положив ее на голову, направляется к противоположному стулу. Подойдя к нему, он может поправить подушечку на голове, постоять и идти обратно. Первого играющего сменяет второй, который делает то же, что и первый. Так продолжается, пока не сыграют все дети. Если ребенок уронил подушечку, он должен ее поднять, положить на голову и идти дальше. Сначала можно придерживать подушечку одной рукой.

Дорожка по доске

Оборудование: доска.

Нужно пройти по доске обычным шагом. Дойдя до конца доски, повернуться и пойти обратно.

Вариант . Нужно пройти по доске, при этом пятка выставленной вперед ноги касается носка другой ноги. Сначала лучше потренироваться — походить таким способом по полу.

Примечание . Детям будет намного интереснее, если установить доску на чурбачки, поднять доску на высоту 10—15 см. Сначала играющих можно поддерживать за руку.

С кочки на кочку

На полу по прямой линии воспитатель чертит 4—6 прямоугольников размером немного больше ступни ребенка. Вокруг детей «болото», которое можно пройти, ступая по «кочкам»-прямоугольникам. Участники, шагая (прыгая) «с кочки на кочку», должны перебраться через «болото» и ни разу не оступиться. Если «кочек» много, некоторые из них можно сделать большими — для отдыха. На них можно встать двумя ногами. Расстояние между «кочками» выбирает воспитатель.

Вариант. Расположить «кочки» в беспорядке.

Похожие публикации