Новая школа - Образовательный портал

Чем известен князь рюрик. Сколько просуществовала династия Рюриковичей: схема с датами правления. Внутренняя политика князя Рюрика

Рюрик, первый князь русичей, считается одной из самых таинственных исторических личностей. Точной даты рождения его нет, но предположительно он появился на свет между 806 и 808 годами, в городе Рерик, именуемом иначе Рарог.

В 808 году король датский Готфрид пытался на основе Дании, Швеции и Норвегии создать государство, противостоящее франкской империи. Он нанес удар по землям прибалтийских славян и захватил город Рерик. Князя Годолюба, отца Рюрика, Готфрид приказал повесить. Матерью Рюрика, согласно Иоакимовской летописи, была дочь Гостомысла, князя новгородского, – Умила, и овдовевшая княгиня вместе с малолетними детьми бежала на чужбину. Детский период жизни Рюрика практически неизвестен. Упоминание о нем встречается в «Бертинских анналах» лишь в 826 году, когда братья Рюрик и Харальд прибыли в резиденцию франкского императора – Ингельгейм. Король франков Людовик Благочестивый крестил братьев, и они получили от него наделы земель за Эльбой в так называемое ленное владение.

Судя по тому, что Рюрик с братом приняли крещение при дворе франкского императора, до этого они скрывались в землях западных славян, в те времена бывших язычниками. Если разобраться, то «земли за Эльбой», отданные Людовиком Рюрику в лен скорее всего и были землями отца Рюрика. Таким образом, франкский король признал права Рюрика на отцовское княжество, однако лишь на правах вассала. Саму франкскую империю в это время разрывали междоусобицы, и сыновья Людовика Благочестивого, между которыми он поделил империю на королевства, отчаянно воевали друг с другом за расширение пределов своих владений. История умалчивает о том, принимал ли участие в этих усобицах Рюрик, но получение земель от Людовика являлось лишь формальным признанием их притязаний, а военную помощь франкский император оказать не мог чисто физически, да, впрочем, вряд ли и собирался.

В 829 году в результате очередного передела империи король Лотарь получил Фрисланд и земли вдоль Эльбы, а потому, скорее всего, Рюрик окончательно лишился отцовского наследства. Подобный поворот судьбы для таких безземельных князей открывал только одну дорогу – в варяжскую дружину. Собственно, варяги представляли собой весьма разношерстные отряды искателей удачи, которые собирались на береговых базах и вокруг хозяев кораблей. Обида Рюрика на франков была, вне сомнений, велика, и позже он заслужил, несмотря на свое крещение, прозвище, отражающее его отношение к этой религии: «язва христианства». Тем более что обычно в варяжских дружинах руководитель исповедовал веру большинства своих дружинников.

В 843 году в Нанте объявилась крупная эскадра норманнов, напрочь сожгла город и в устье Лауры, на острове Нуартье организовала временную базу. На следующий год норманны провели ряд набегов на города, расположенные по реке Гаронне и дошли аж до Бордо. Отсюда они развернулись на юг, захватили Ла Корунью, затем Лиссабон и в Африке разграбили город Нокур. Возвращаясь, варяги посетили Андалузию и взяли Севилью. Хронист халифа Испании, Ахмед-ал-Кааф, утверждает, что Севилью штурмовали «русы» под предводительством Рюрика и Харальда. Историк и поэт Г. Р. Державин, опираясь на архивы древних документов, уверяет, что Рюрик, будучи пиратским вождем, совершил множество «подвигов» и захватывал не только перечисленные выше города, но и Нант, Тур, Орлеан, Лимузен и даже принимал участие в осаде Парижа. В этот период брат Рюрика Харальд, по-видимому, погиб, так как в хрониках его имя более не упоминается.

В 845 году варяги под предводительством Рюрика поднялись на ладьях вверх по Эльбе и разгромили почти все города на протяжении реки. А через пять лет Рюрик уже предводительствовал целым флотом, состоящим из трехсот пятидесяти кораблей, и обрушил всю эту армаду на Англию. Многие историки сомневаются в этом – по той причине, что в суда викингов вмещалось от сорока до шестидесяти человек, и при указанном количестве кораблей армия Рюрика должна была включать в себя около двадцати тысяч человек. Следует учесть и то, что в те времена грабежами Англии занимались датские ватаги викингов, и вторжение Рюрика на чужую территорию можно рассматривать как акт возмездия датчанам за отца.

Следующий свой удар Рюрик нанес по городам Рейна и Фрисланду. Утверждается, что король Лотарь был вынужден в результате этого набега заключить с Рюриком договор и даже вернуть ему земли во Фрисланде. Однако в 854 году Лотарь нашел нужным отобрать у Рюрика земли и даровать новые владения – в землях Ютландии. По законам того времени это было вовсе не подарком, а смертельным оскорблением для феодала, и кроме того считалось нарушением сюзереном собственной части вассального договора. Тем более что Ютландия Лотарю никогда не принадлежала и даже не являлась частью империи франков. Но Рюрик воевать с Лотарем не стал, а принудил его заранее признать земли, которые завоюет в будущем, частью империи франков, таким образом обеспечив себе мощное покровительство.

Рюрик со своей дружиной высадился на подконтрольных датчанам землях и занял довольно обширную территорию, принадлежавшую как славянам, так и Ютландии. За это его прозвали в западных хрониках Рюриком Ютландским. Однако Лотарь побоялся войны с датчанами и разорвал вассальский договор с Рюриком – то есть, отказался признать земли, захваченные Рюриком, принадлежностью империи, а самого Рюрика – вассалом. В результате Рюрик остался один на один с сильнейшим противником – датским королевством.

«Повесть временных лет», летописный свод XII века, говорит, что уставшие от междоусобиц и нападок соседей племена чуди, мери, кривичей и ильменских словен в 862 году договорились пригласить к себе князя из варягов. Сделано это было в надежде, что чужая, но объединяющая власть не только примирит племена меж собой, но и защитит их с помощью опытной дружины. Такая идея во многом опиралась и на легенду о том, что перед самой своей смертью Гостомысл, новгородский князь, сыновья которого уже погибли, увидел во сне, как чрево его дочери Умилы породило чудесное дерево, плод которого насытил людей всей земли. Волхвы истолковали княжий сон в пользу уже существовавшего мнения – и к Рюрику, сыну Умилы и внуку Гостомысла, были направлены послы.

Сам Рюрик, вне сомнений, был тоже заинтересован в постоянстве, так как удерживать при себе наемную варяжскую дружину он мог с огромным трудом – ведь оборонительные войны с датчанами добычи не сулили, а следовательно, платить дружинникам было нечем. А потому предложение новгородцев было для него весьма своевременным, не говоря уже о том, что в то время Рюрику было около пятидесяти лет, и возраст также требовал определиться с прочным пристанищем.

И вот в 862 году Рюрик прибыл в новгородские земли – по летописи не один, а со своими братьями Трувором и Синеусом. Трувора он послал княжить в Изборске, Синеуса посадил в Белоозеро, а сам занял новгородский княжий престол. Удивителен факт, что братья Рюрика Трувор и Синеус умерли едва ли не в одночасье. Одна из исторических версий гласит, что таких людей не существовало в природе вообще, и появление Трувора с Синеусом в летописях – это в буквальном смысле проблема более позднего перевода с варяжского на русский. Однако подобная ошибка указывает на тот факт, что хроники времени правления Рюрика в Новгороде изначально писались по-норманнски, а не по-русски. В подтверждение этому есть и другие факты. Женой Рюрика стала Ефанда – родственница королей Норвегии, а правой рукой нового князя новгородского, его советником, а позже и опекуном сына Рюрика, Игоря, был родной брат Ефанды Олег, получивший впоследствии прозвище «Вещий». Похоже, что в конце своих подвигов на Балтике Рюрик сдружился с норвежцами для более эффективного сопротивления датчанам.

Буквально через два года после того, как Рюрик сел на княжий престол, новгородцы подняли восстание под предводительством Вадима Храброго. Можно считать, что это восстание было обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, прибывшие с Рюриком дружинники сразу заняли все ключевые посты управления в новгородском княжестве. А во-вторых, свободолюбивые новгородцы привыкли решать все основные вопросы при помощи вече – собрания на площади. Рюрик же в своей власти ориентировался на систему управления западных королей и пресекал любые проявления демократии. Возможно, сказались и религиозные причины – ведь восточные славяне свято хранили устои древней митраистской и ведической религии, а прибалтийские венды по религиозным убеждениям достаточно сильно отличались от славян, так как впитали элементы германских и балтских культов. В свою очередь дружины варягов исповедовали довольно пестрый конгломерат верований, к тому же предельно упрощенный. Если на стоянках они еще прислушивались к жрецам, то в походах считали вполне нормальным обращаться к своим богам без посредников. Распорядителем ритуалов выступал обычно их предводитель.

Рюрик в полной мере доказал, что способен управлять столь непокорными подданными, и жесточайшим образом подавил восстание новгородцев. Вадим Храбрый погиб, а его сторонники были вынуждены бежать в киевские земли. Судя по всему, к 864 году Рюрику удалось резко изменить политику Новгорода, в результате активной войны с хазарами подчинить себе Муром и Ростов и расширить Новгородское княжество от устья Оки до Волхова. В период своего правления Рюрик активно укреплял границы и закладывал города. Его политика была достаточно понятна, так как князь осознавал важность речных путей, по которым передвигалась основная масса грузов с Востока на Запад. Благодаря своей политике он мог контролировать практически все торговые пути, а следовательно делал Новгород еще богаче. Над Волховом Рюрик срубил город, в котором жили позднее новгородские князья и который называется теперь Городище.

До самой своей смерти Рюрик прочно удерживал бразды правления Новгородом. Согласно летописи он княжил семнадцать лет и умер в 879 году во время похода на племена корелу и лопь. После его смерти правление Новгородом перешло к сыну Игорю, но из-за малолетства князя фактически править стал Олег. Святослав, сын князя Игоря продолжил династию Рюриковичей, прервавшуюся лишь в конце XVI века.

В исторической науке принято считать, что история любого народа начинается с образования государства. Первое государство русских, а также украинце и белорусов было образовано в IX веке вокруг Киева их общими предками - восточными славянами. В IX веке у восточных славян сложился комплекс социально-экономических и политических предпосылок для образования государства:

социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, «соседской» общине, произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли, шел процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина;

политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы; известны были такие союзы как «Держава волынян», союз племен во главе с Кием, объединение вокруг Новгорода во главе с Гостомыслом и другие;

внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности; проблема отражение внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления на Восточно - Европейской равнине, с VI века они вели борьбу с многочисленными кочевыми племенам скифов, сарматов, гуннов, аваров, хазаров, печенегов, половцев и других.

Итак, к IX веку восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. Но завершающий факт образования государства восточных славян связан с их северными соседями - жителями Скандинавии. В Западной Европе их называли норманами или викингами, а на Руси - варягами. В Европе викинги занимались разбоем, и вся Европа трепетала перед их набегами. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины. Славяне и варяги находились примерно на одной ступени общественного развития - у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и складывание предпосылок для образования государства.

Как свидетельствует летописец Нестор в "Повести временных лет", к IХ в. новгородцы и некоторые северные племена славян попали в зависимость к варягам и платили им дань, а южные племена славян платили дань хазарам. В 859 г. новгородцы прогнали варягов и перестали платить дань. После этого у славян началась междоусобица: они не могли прийти к соглашению о том, кому же править ими. Тогда в 862 г. новгородские старейшины обратились к варягам с просьбой: прислать им на княжение кого-либо из варяжских предводителей. "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами". На призыв новгородцев откликнулся варяжский конунг (предводитель) Рюрик. Так в 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варяжскому предводителю Рюрику. Подтверждение этого видно в «Повести временных лет»:

В лето 63701 (859). Варяги2 из заморья взимали дань с чуди, и со словен новгородских, и с мери, и со всех кривичей, а хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.

В лето 6370 (862). Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было в них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море, к варягам, к руси3. Те варяги назывались русью. Как другие зовутся шведами, а иные норманнами, а ещё иные готландцами. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь4: " Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами".

И собрались трое братьев со своими родами и взяли с собою всю русь и пришли. И сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозёре, а третий, Трувор, - в Изборске

Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть Рюрик и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - пришельцы, а первое население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозёре - весь, в Муроме - мурома, и теми всеми владел Рюрик.

РЮРИК (годы правления: 862-879)

РЮРИК (IX в.) -- полулегендарный родоначальник русской княжеской династии Рюриковичей.

Согласно "Повести временных лет", в 862 г. уставшие от междоусобных войн племена ильменских словен, мери, чуди и веси решили пригласить себе общего князя-варяга из-за моря, надеясь, что в равной степени всем им чужая власть сумеет примирить их между собой. На просьбу откликнулись три брата -- Рюрик, Синеус и Трувор. Старший -- Рюрик -- сел в Новгороде, Синеус -- на Белом озере, Трувор -- в Изборске. В некоторых поздних летописях встречается легенда, будто братья не были совсем чужими для пригласивших их племен, так как являлись внуками легендарного новгородского князя-старейшины Гостомысла от его средней дочери Умилы, отданной замуж за некоего варяжского князя. Два года спустя Синеус и Трувор умерли, и Рюрик взял их области себе. В Новгороде Рюрик якобы женился на Ефанде, происходившей из местного знатного рода. В 864 г. новгородцы подняли восстание против власти Рюрика, которое возглавил Вадим Храбрый. Рюрик жестоко подавил восстание и убил Вадима. Многие новгородцы, спасаясь от жестокостей Рюрика в 867 г. бежали в Киев. В период правления Рюрика прроизошло еще одно не мало важное событие, в 862 г. два варяга -- бояре новгородского князя Рюрика -- Аскольд и Дир вместе со своими родственниками и дружинниками отпросились у князя в Константинополь (то ли в поход, то ли на службу наемниками), но не добравшись до Константинополя остались править в Киеве. Рюрик правил еще 12 лет и умер в 879 г., оставив все владения своему родственнику Олегу. Ему же он поручил и заботы о своем малолетнем сыне Игоре.

Легенда о призвании варягов вызывала и вызывает дискуссии среди историков. Остается неясным, был ли Рюрик скандинавом, финном или славянином из Южной Прибалтики. Местом, куда был призван Рюрик, кроме Новгорода называют также Ладогу. Остается неясным, было ли "призвание" добровольным или он захватил власть силой.


Имя Рюрик (Рорик) известно в Европе с IV в. По предположениям некоторых ученых, оно происходит от названия кельтского племени "руриков" или "рауриков". Известны князья VIII-IX вв. с именем Рюрик (Рорик), жившие на Ютландском п-ове. Имя Синеус образовано от кельтского слова "sinu" -- "старший". Имя Трувор также возводится к кельтскому слову, означающему "третий по рождению".

Некоторые ученые склонны отождествлять Рюрика с предводителем викингов Рериком. Что касается Синеуса и Трувора, то, по мнению некоторых исследователей, само появление их имен в русских летописях -- результат неправильного прочтения летописцами шведского текста, который сообщал, что Рюрик пришел в земли славян и финнов со своими родичами (Синеус) и верной дружиной (Трувор).

Большинство историков сходятся во мнении, что сюжет, связанный с призванием варягов, был внесен в летописи достаточно поздно -- не раньше кон. XI- нач. XII вв. Тем не менее именно он стал основой одной из исторических концепций происхождения русской государственности (т.н. Норманнская теория).

Удобная навигация по статье:

Краткая биография и характеритсика правления князя Рюрика

Правление Рюрика, ровно как и его существование, до сих пор ставится под сомнение учёными-историками. При этом, даже те, кто считают достоверным княжение этого человека, постоянно спорят о его происхождении. Так, норманисты утверждают, что Рюрик с его небольшой дружиной являлись по происхождению скандинавами-викингами. В свою защиту они приводят схожесть имени первого русского князя с латинским термином, который буквально означал «король» (имеется ввиду слово «rex»).

Оппоненты норманистов антинорманисты, в свою очередь, полагают, что Рюрик был родом из племени соколов («ререгов»), которые известны сегодня под общим названием ободриты.


Княжение Рюрика – легенда или исторический факт?

Как гласят легенды и более поздние летописные тексты, Рюрика призвали княжить племена ильменских словен, чуди и кривичей, которые не могли договориться между собой, кто должен править объединёнными землями. Таким образом, сам факт призвания первого князя преследовал цель прекратить раздор внутри знати племён славян.

«Повесть временных лет» указывает в качестве даты прихода Рюрика 862 год. Князь пришёл на Русь (в Новгород) не сам, а с Трувором и Сенеусом. Однако и по этому поводу существует немало споров. Определённые историки утверждают, что княжить Рюрик сел в Старой Ладоге, а не в Новгороде, который был возведён этим же князем, но спустя два года после начала княжения. Это подтверждают и некоторые находки археологов.

Согласно легенде, оба брата Рюрика также получили земли для правления. Синеус начал править в Белоозере, а Трувор правил кривичами. Но совсем скоро Рюрик стал единоличным правителем славянских земель, так как его братья погибли. Однако, также существует версия по которой первый князь пришёл на Русь не с братьями, а с верной дружиной (трувором) и своим родом (синеусом).

Достоверной информации о периоде правления Рюрика у историков очень мало. Есть лишь короткие упоминания в летописях из которых нам становится ясно, что внутренняя политика князя смогла привести к укреплению русских границ, а также возведению новых городов.

Кроме того, существует информация, согласно которой новгородский мятеж Вадима Храброго был подавлен дружиной Рюрика. Учёные утверждают, что именно правление первого князя Рюрика смогло централизировать власть на Руси.

После кончины Рюрика около 879 года славянские территории унаследовал его сын, который потом станет киевским князем.

Происхождение Рюрика

Этимология имени

Рорик из Дании

Эйрик из Швеции

Рорик из Гаутланда

Западно-славянская версия

Варяги из вагров или пруссов

Мекленбургские генеалогии

Вендский сокол

Иоакимовская летопись

Рюрик в историографии

Наследники

Рюрик (ум. 879) - летописный основатель государственности Руси, варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

По одной из версий Рюрика отождествляют с конунгом Рёриком (Hrorek) из ютландского Хедебю (Дания) (ум. до 882). По другой версии, Рюрик - славянское родовое имя, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом. Также существуют попытки доказать легендарность Рюрика.

Рюрик в летописях

Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению племён чудь, словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицы, охватившие проживающие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом и народом русь, этническая принадлежность которого продолжает оставаться дискуссионной.

Летопись сообщает о том, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика:

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть вскоре после прихода на княжение в Новгород простиралась уже на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке. В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVI века) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевскому списку ПВЛ Рюрик основал Новгород. Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некого Вадима Храброго, о котором известно только то, что сказано в Никоновской летописи:

Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром. Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища).

В 879 году, согласно летописи «ПВЛ», Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.

Древнерусские летописи начали составляться 150-200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII - первой половине XIX века преобладала теория о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика (см. Норманизм), позднее развилась гипотеза о его западнославянском (поморском) происхождении.

Происхождение Рюрика

Вокруг родоначальника первой княжеской династии Руси существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слова русь или русы (см. статью Русь).

Существуют несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманская и западно-славянская.

Норманнская (скандинавская) теория

Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, викингами-варягами, происходящими из Скандинавии.

Этимология имени

Древнескандинавское имя Hrorekr является производным от форм старосканд. «*HrooiR» («слава») и «-rikR» («знатный», также толкование как изменённое заимствование из латинского - rex, правитель). Производные значения были использованы в легендах и мифах разных народов:

  • Hrodric - старо-германский язык
  • Hreric и Hroiricus - старо-английский язык
  • Rorik - восточный старо-норманский, старо-шведский, старо-датский языки
  • Hrirekr - западный старо-норманский язык
  • rorikR, ruRikr, hruRikR - из рунических надписей

Из скандинавского эпоса и хроник известны следующие носители имени Rorik (Hrrekr):

  • Hreiric - сын датского короля V века в эпосе «Беовульф»
  • Рорик - датский король VII века, дед знаменитого принца Гамлета, история которого описана Саксоном Грамматиком и позднее послужила основой для пьесы Шекспира
  • Rudereiks (Рудерих) - король вестготов в Испании в 710-711 гг.
  • Рёрик Ютландский - датский викинг IX века, часто упоминался в хрониках
  • Хрёрек, сын Хринга - норвежский конунг, ослеплённый в начале XI века конунгом Олафом Святым. Известен по саге «Прядь об Эймунде Хрингссоне»

Согласно общепринятым утверждениям филологов-германистов общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo). В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Финляндии, Дании, Швеции и Исландии.

Рорик из Дании

По одной из версий Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году получил от Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде. Первый раз имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его.

В 855 году Рорик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) ещё раз пытались вернуть королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I. В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому. В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего.

Хотя нет никаких, даже косвенных, сведений о походе Рорика Ютландского в земли восточных славян, версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.

Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция Rustringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.

Эйрик из Швеции

Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы. В сочинении исландского скальда начала XIII века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе (тинге) 1018 года в Уппсале. Один из участников схода заявил: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нем, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд […] А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой ». Аустрлендом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) в сагах именовалась Русь.

По вычислениям известного шведского археолога Биргера Нермана, конунг Уппсалы Эйрик (др.-сканд. Eiríkr), сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель » относится к началу его правления - 850−860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна. Подробнее о шведских набегах на Прибалтику в середине IX века см. «Житие Ансгара», составленное Римбертом, а также статью Гробиня.

Во времена Эйрика Эмундарсона у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого был сын по имени Хрёрек (сага Снорри Стурлусона о Харальде Прекрасноволосом). Конунг Харальд скончался в провинции Ругаланн (Rygjafylke), передав власть своему сыну Эйрику Кровавая Секира, а о судьбе конунга Хрёрека сага ничего не сообщает.

Рорик из Гаутланда

Согласно шведской «Саге о Рорике и его потомках», изданной только в пересказе Д. М. Михайловича, конунг Рорик был сыном конунга Арнвида из рода Скильвингов, который владел новгородскими землями:

  • У ярла Гауталанда воспитывался Рорик из рода Скильвингов, конунгов Восточного пути. Его отец, Арнвид Незаконнорожденный, был убит в Гардарике людьми, посланными шведским конунгом… Арнвид по праву владел Альдейгьюборгом и собирал дань с Хольмграда, Бьярмии и других земель Восточного пути. Шведский конунг послал корабли с большим войском, его воины бились с людьми Арнвида, и многие пали с обеих сторон в этой битве. Конунг Альдейгьюборга был убит, и с ним погибли почти все его воины. Но и от людей шведского конунга осталось меньше половины. И тогда жители Гардарики, называвшиеся словене, объединились с бьярмами и прочими племенами, разбили их и прогнали за море… Тогда им пришлось вспомнить о том, что в Гауталанде воспитывается враг шведского конунга. Они послали своего человека и тот тайно встретился с Рориком… Посол из Гардарики по имени Лют сказал Рорику: «Мы обещаем опять отдать тебе Альдейгьюборг, если ты сумеешь защитить нас от людей конунга»

Пересказ саги на русском опубликован в популярном издании РАЕН и не используется в академических исследованиях, также не известны научные публикации по этой саге на английском. Проблема возникает при идентификации города Альдегьюборг. Д. М. Михайлович отождествляет его с Ладогой, другие авторы указывают на то, что это название является калькой со Старграда, города вагров на Балтийском побережье.

Данные генетических исследований

Результаты исследования ДНК потомков рода Рюриковичей, принадлежащих ветви Мономашичей, были опубликованы и собраны в Интернет-проекте. Предположительно потомки Рюрика из русских княжеских родов имеют разный генотип, указывающий на разных предков по мужской линии. Сам генетический набор исследуемых лиц относится к распространённому в Восточной Европе (гаплогруппа R1a) и в северной Европе (гаплогруппа N1c1a). Так как принято мнение о происхождении Рюрика из Скандинавии, то авторы проекта отобрали результат с гаплогруппой N1c1a и по имеющимся результатам генетических исследований (в SNP-маркерах) европейских жителей сделали вывод о происхождении корней Рюрика в Руслагене, к северу от Стокгольма. В научных изданиях результаты поиска корней Рюрика не опубликованы. Аналогичная гаплогруппа выявлена теми же исследователями преимущественно у лиц, происходящих из Финляндии (90 %), но обнаружена также у уроженцев Швеции(10 %). Сравнение с гаплотипами жителей Северо-Западной России не проводилось.

Маркером этноса является определённая пропорция гаплогрупп, так как обычно народы имеют несколько гаплогрупп среди популяции, часто с преобладающей гаплогруппой. Гаплогруппу N1c (прежнее обозначение: N3) имеют примерно 16 % жителей центральных областей России (см. Генофонд славян), наиболее распространена она среди потомков финно-угорских племён и часто встречается, наряду с R1a, на севере России. Скандинавским маркером, который в популярной литературе называют иногда гаплогруппой викингов, является гаплогруппа I1a. Среди потомков Рюрика данная гаплогруппа не обнаружена.

Западно-славянская версия

Альтернативой «норманской теории» является версия о происхождении Рюрика из среды поморских западных славян. «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.

Варяги из вагров или пруссов

Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Московском государстве в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским народом вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком ». Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские походы вендов на соседей.

М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из прусских земель, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт:

…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывет Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.

М. В. Ломоносов. «Возражения на диссертацию Миллера»

Мекленбургские генеалогии

Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, бывших бодричей, к тому времени практически полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным , второй - Сиваром Победоносным , третий - Труваром Верным . Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Ободритские братья разбудили в местном народе усыплённое мужество, возглавили войско и свергли власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар - Псковское (Pleskow), Трувар - Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика (см. ниже).

В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей. В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V. Томас использовал манускрипт 1687 года, написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.

По немецкой версии король ободритов Витслав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб (или Годелайв, или Годслав), погиб в 808 году при штурме Рерика датским конунгом Готфридом. Все эти данные взяты из Анналов королевства франков. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708 году, сообщает новые сведения, что сыновья Годлиба Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор отправились в 840 году в Новгород (Nowoghorod).

Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805 года. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии ПВЛ), что является возможным, но достаточно сомнительным. Впрочем известно, что датировка древнерусских летописей в периоде до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.

Вендский сокол

Славянское племя бодричи, или ободриты, также назывались ререгами . Адам Бременский свидетельствует.

  • Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис.

Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик - это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов. Предположение обосновывалось ссылкой на скандинавские саги, где якобы скальд Гутхорм Синдри называет славян-вендов соколами. Цитируемое место относится к саге о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной» Снорри Стурлусона. Гутхорм Синдри там говорит о «сокольих далях » в контексте войны во 2-й половине X века конунга Хакона с викингами - «как датчанами, так и вендами ». В скандинавских сагах венды (поморские славяне) стали заниматься морским разбоем с X века, в более ранние времена источники фиксируют только их сухопутные походы. Впоследствии автор «Слова о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей - соколичами, однако такой эпитет с древних времён применялся к людям благородного происхождения.

Герб Рюриковичей некоторыми исследователями (С. А. Гедеонов, О. М. Рапов) трактуется как схематическое изображение пикирующего сокола, хотя другие видели в нём изображение скипетра и даже вил. Современным стилизованным вариантом этого изображения является герб Украины. Подтверждением версии о происхождении имени «Рюрик» от западнославянского обозначения сокола могут служить найденные археологами предметы эпохи первых Рюриковичей с изображением сокола. Однако в таком случае герб Рюриковичей возможно указывает на датское (или смешанное датско-венедское) происхождение Рюрика, так как похожее изображение сокола (или ворона Одина) отчеканено на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939-941 гг.). Сокол в скандинавских языках не назывался словом близким к имени «Рюрик», поэтому имя могло быть заимствованным.

Мужское имя Рюрик до сих пор встречается у таких западнославянских народов, как поляки, чехи и словаки. Переход формы «ререг»/«рарог» в «рерик» характерен для славянских наречий бодричей. В древанском зафиксировано woatrik вместо «отрок» и rik вместо «рог».

Иоакимовская летопись

Иоакимовская летопись - летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым. Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.

Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.

Так появился Рюрик с двумя братьями в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград. На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.

Одна из жён Рюрика быля Ефанда, дочь «урманского » (норвежского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский » князь Олег стал княжить после смерти Рюрика.

Скандинавское происхождение Рюрика косвенно подтверждается одной из версий этимологии слова русь . Согласно ей русь есть славянское произношение финского Ruotsi , то есть шведов в современном финском языке. Как полагают, в IX веке финны называли так всех викингов-варягов, собирающих дань с местного населения, о чём свидетельствует и «Повесть временных лет»: «Тех варягов звали русь, как другие называются свеи [шведы], другие же урмане [норвежцы] и англяне, а иные готы [готландцы] .» Когда Вещий Олег в 882 году отправился на Смоленск и на Киев, то в перечислении племенного состава его войск чудь (древнерусское собирательное название северо-западных финноязычных племён) стоит на первом месте после варягов и перед словенами.

Рюрик в историографии

Впервые имя Рюрика упоминается в «Житие Св. князя Владимира», написанного предположительно около 1070 года монахом Иаковом: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову». Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на 40 лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рориком Ютландским из Западной Европы.

Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность исторического существования Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» - иностранных властителей. В историографии XIX?XX вв. (особенно советского времени) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иностранном происхождении первых князей - «антинаучная норманнская теория», якобы доказывающая, что славяне не могли самостоятельно создать государство.

По мнению, сложившемуся в современной историографии, легенда о призвании варягов в том виде, в каком появляется в «Повести временных лет», является искажённой. Призвание для княжения варягов-руси, набег которых был только что отражен (ПВЛ: «В лето 6370 изгнаша Варягы за море и не даша имъ дани и почаша сами в соба володати»), некоторым историкам представляется маловероятным. Так, историк Б. А. Рыбаков полагает, что один из набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело таким образом, что новгородцы сами пригласили варяжскую власть для того, чтобы править ими. По другому мнению И. Я. Фроянова, в действительности имело место приглашение варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик свергнул словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.

Некоторые историки предполагают, что Синеус и Трувор, в летописи обозначенные как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Б. А. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искаженное «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» - «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были по замыслу летописца стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.

Наследники

Неизвестно сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне - Игоре. По Иоакимовской летописи Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда.

Кроме Игоря у Рюрика возможно есть и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря - Игорь и Акун.

Похожие публикации