Новая школа - Образовательный портал

Анализ тамань. План главы тамань. «Герой нашего времени»

Повесть «Тамань», краткое содержание которой дается ниже, - 1 часть «Дневника Печорина» из романа М. Лермонтова «Герой нашего времени». Ее сюжет незамысловат, но именно в ней начинается длинный и беспристрастный рассказ молодого офицера о самом себе.

Приезд в город

В Тамань герой заехал по пути в действующий отряд. Начиная повествование, Печорин отмечает, что для него город стал одним из самых прескверных мест. Приехал он сюда ночью и потребовал предоставить казенную квартиру. Но все избы были заняты, оставалась только одна «нечистая» хата у моря. Не имея выбора, Печорин с денщиком отправились туда.

Повесть «Тамань», краткое содержание которой вы читаете, продолжается описанием хозяев нехорошей «фатеры». На стук ответил мальчик и сообщил, что хозяев нет. Толкнув дверь, Печорин вошел в хату и увидел слепого лет четырнадцати - его глаза были абсолютно белыми. Мальчик пояснил, что он сирота, а хозяйки нет, а ее дочь сбежала. В комнате стояли только лавки, стол, сундук и совсем отсутствовали образа. Герой разложил вещи, включая оружие, и прилег. Примерно через час за окном промелькнула тень, но в хате никто не появлялся. Печорин встал - денщик его уж храпел - и вышел. Заметив слепого с узлом, он направился за ним. Это и станет завязкой истории, рассказ о которой составит дальнейшее краткое содержание.

Тамань - приморский город. Мальчик ловко шел по берегу и остановился у самой воды. К нему подошла девушка. Они заговорили о Янко, которого ждали с моря. Вскоре слепой услышал звук весел, позже на бушующих волнах стала заметна лодка. Когда ее вынесло на берег, сидевший в судне мужчина махнул рукой, и все трое стали что-то выгружать на берег. После того, как они куда-то удалились, Печорин отправился в хату.

Знакомство с ундиной

Утром комендант сказал, что уехать удастся через три-четыре дня, и герой вернулся домой. Вскоре ночная история получила продолжение. Вот ее краткое содержание.

Тамань - городок небольшой, потому денщик уж наслушался о доме и его жильцах. Напуганный, он объявил, что появились хозяйка с дочерью. Действительно, в комнате сидела старуха. Увидев слепого, Печорин стал допытываться, чем он занимался ночью. Хозяйка заворчала, и герой решил сам узнать правду.

Он вышел на улицу и спустя время услышал песню. Голос исполнявшей ее девушки - она стояла на крыше - показался Печорину знакомым. Когда певунья прошла мимо героя, он решил, что она обладает каким-то магнетизмом. Прекрасная, молодая, с распущенными волосами, девушка напоминала русалку. Весь день она вертелась рядом, а вечером герой, наконец, заговорил с ней и сделал намек на ночное происшествие на берегу. А когда смерклось, ундина появилась в комнате Печорина. Сначала села напротив и долго смотрела на него нежным взглядом. Потом вскочила и, обняв, поцеловала, тихо шепнув, что будет ждать на берегу.

Свидание: краткое содержание

«Тамань» продолжается описанием событий, которые едва не стали роковыми для героя.

Через пару часов Печорин наказал денщику бежать на помощь, если услышит выстрелы, а сам отправился к морю. Ундина его уже ожидала и быстро, не давая опомниться, усадила в лодку, которая отплыла от берега. Затем крепко обняла героя, и ему показалось, будто в воду что-то упало. Это оказался его пистолет. А девушка вдруг вцепилась в офицера, и между ними началась борьба. С большим трудом, но Печорину все же удалось бросить русалку в волны. Это было его спасением, так как сам он плавать не умел. С помощью обломка весла, оказавшегося в лодке, доплыл до берега, где заметил сидевшую ундину, и испытал облегчение, что она не погибла.

Окончание истории

Прижавшись к земле, Печорин видел, как вновь появился человек в татарской шапке, а вскоре - и слепой с мешком. По словам Янко - вот их краткое содержание - Тамань была местом, куда он поставлял контрабанду. Теперь же здесь стало опасно, и Янко покидал город навсегда, оставляя слепого в одиночестве. А виноват в этом был Печорин, ради любопытства вторгшийся в чужую жизнь. Между тем ундина вскочила в судно, а Янко дал мальчику несколько монет, и те упали на землю. Лодка все больше отдалялась от берега. Слепой же долго плакал, отчего герой почувствовал грусть.

Вернувшись в хату, Печорин обнаружил, что денщик спал, а его вещи: шкатулка, шашка и кинжал пропали. Значит, это их притащил в мешке мальчик. На следующий день можно было ехать дальше, и герой уж никогда больше не видел людей, с которыми свела его судьба на берегу моря.

Краткий анализ повести «Тамань»

Эта глава - первый шаг к постижению характера и внутренних убеждений Печорина. Уже в этой истории становится ясно, что герой - незаурядная личность, склонная к авантюрам и постоянно стремящаяся к ярким жизненным впечатлениям. Ради забавы, он вмешался в жизнь совершенно незнакомых ему людей, при этом нисколько не думая об их переживаниях. Как только Печорин разобрался в сути происходящего, его тут же перестали интересовать и брошенный на произвол мальчик, и другие герои повести «Тамань». «Какое мне дело до радостей и бедствий человеческих», - признается в финале молодой офицер. И в этом можно увидеть причины многих будущих поступков Печорина.

Печорин прибыл в Тамань

В Тамань, маленький приморский городишко, Печорин приехал поздно ночью на перекладной тележке. Он объяснил вышедшему из дома уряднику и десятнику, что он офицер, едет в действующий отряд, и потребовал казенную квартиру. Десятник повел его по городу, но все дома были заняты. Наконец подошли к маленькой хатке на самом берегу моря, и, хотя десятник сказал, что тут нечисто, Григорий Александрович решил остановиться здесь, поскольку была уже ночь.

Слепой мальчик

Велев денщику выложить чемодан из тележки и отпустить извозчика, он стал звать хозяина. Долго никто не открывал, а потом из сеней выполз мальчик лет четырнадцати. Он заявил, что хозяина в доме нет, а хозяйка ушла в слободку. Печорин ногой открыл дверь в хату. зажег спичку и рассмотрел мальчика. Тот был совершенно слепой. Надо сказать, что Григорий Александрович испытывал сильное предубеждение против калек. Ему казалось, что душа такого человека также увечна. Приезжий выяснил, что мальчик сирота, а у хозяйки есть дочь, которая убежала за море с татарином, лодочником из Керчи.

Ночное приключение Печорина

Устроившись на ночлег, Денщик сразу захрапел, а Печорину не спалось. Вдруг в окно он увидел, что кто-то пробежал к обрывистому берегу. офицер оделся и тихо вышел из хаты. Мимо него твердой походкой проследовал слепой мальчик, неся под мышкой какой-то узел, и направился по узкой и крутой тропинке к пристани. Григорий Александрович двинулся за ним. Мальчик остановился у воды, присел на землю и положил узел рядом с собой. Спустя некоторое время с противоположной стороны появилась белая фигура, подошла к слепому и села рядом. Это была девушка. Она боялась, что какой-то Янко утонет, а слепой говорил, что Янко не боится бури и непременно приплывет. Вскоре к берегу приблизилась лодка, из нее вышел человек в татарской бараньей шапке, и они
втроем принялись что-то вытаскивать из лодки. Затем каждый взял на плечо по узлу, и троица скрылась в темноте, Печорин насилу дождался утра.

Утром, немного полюбовавшись на море и небо, Григорий Александрович отправился к коменданту. Там ему объяснили, что почтовое судно на Геленджик будет только через три-четыре дня, и, угрюмый и сердитый, он вернулся домой. Денщик рассказал ему, что слепой всюду ходит один, и на базар за хлебом, и за водой, что хозяйка вернулась с дочерью и сейчас находится в хате. Печорин
удивился появлению дочери и вошел в хату. Старуха варила довольно роскошный для бедняков обед и на все вопросы отвечала, что она глуха и ничего не слышит. Тогда Григорий Александрович спросил у слепого, куда тот ходил ночью. Мальчик заплакал и стал отпираться.

Девушка с распущенными волосами

Печорин вышел из хаты и сел у забора. Вдруг он услыхал песню. Подняв голову, он увидел на крыше хаты девушку с распущенными волосами. Она смотрела вдаль моря и пела.

Весь день хозяйская дочь вертелась перед Печориным, поглядывая на него с большой проницательностью, но на вопросы не отвечала. Под вечер, остановив ее в дверях, Григорий Александрович начал расспрашивать, что она делала ночью на берегу, и пересказал ей все увиденное. Девушка отвечала уклончиво, и Печорин пригрозил ей донести обо всем коменданту.

Покушение на Печорина

Вечером они с денщиком собирались пить чай, как вдруг послышался шорох и появилась дочь хозяйки. Она села напротив Григория Александровича, устремила на него нежный взгляд, потом подошла к нему, обняла и поцеловала. у Печорина закружилась голова, а девушка шепнула, чтобы ночью, когда все уснут, он вышел на берег. Часа через два, предупредив денщика, чтобы тот бежал к берегу, если услышит выстрелы, он отправился к пристани. девушка уже ждала его. Они сели в лодку. Было темно, по морю мерно и ровно катились тяжелые волны. Хозяйская дочь обняла Печорина и сказала, что любит его. Но вдруг он услышал всплеск, это упал в воду его пистолет. Страшная догадка поразила офицера. Оглянувшись, Григорий Александрович увидел, что они уже в пятидесяти саженях от берега, а он не умеет плавать. Он попытался оттолкнуть от себя девушку, но та, как кошка, вцепилась в него и чуть не выбросила за борт. «Ты видел, ты донесешь!» — говорила она. Они начали бороться. Наконец Печорин с трудом выбросил ее за борт. Голова ее раза два мелькнула в волнах, больше он ничего не видел. В лодке он нашел обломок весла и кое-как причалил к пристани.

Эпилог

Пробираясь берегом к своей хате, он заметил девушку, выжимавшую морскую пену из своих длинных волос. Вскоре показалась лодка, из нее вышел Янко. Хозяйская дочка сказала ему, что все пропало. Слепой мальчик притащил какой-то мешок, ему дали монету и велели жить теперь, как знает, а сами сели в лодку, подняли парус и понеслись. Слепой долго сидел на берегу и плакал. Печорину тоже стало грустно, он корил себя за то, что нарушил покой честных контрабандистов.

Вернувшись в хату, Григорий Александрович обнаружил, что его денщик крепко спит, держа в руках ружье, а шкатулка, шашка с серебряной оправой и дагестанский кинжал исчезли. Стало понятно, какие вещи принес слепой на берег. Печорин отругал денщика, но жаловаться на контрабандистов начальству не стал, а на следующий день уехал из Тамани.

Глава «Тамань» является первой частью дневников Печорина. Она же и дает начало приключениям героя на Кавказе, хотя расположена в середине романа. Главы «Героя нашего времени» расположены в нелинейном порядке, с целью ярче продемонстрировать характер главного героя.

В Журналах Печорина все происходившие с ним события описываются от его лица, позволяя проследить его личное отношение к каждому приключению, случившемуся с ним. В Тамань он прибыл проездом, город он сразу невзлюбил. Герой вынужден остановиться в захудалом домишке, вызвавшем в нем недобрые предчувствия. Впрочем, Печорин сам отмечает свою предрасположенность настороженно относиться ко всему, отличающемуся от обычного. Не понравился ему и слепой мальчишка, встретивший его в домике.

Дурное предчувствие не позволило ему заснуть. Из-за чего Печорин силою своего любопытства оказался втянут в неприятную ситуацию. Желая разгадать тайну мальчишки, он стал свидетелем работы контрабандистов. Ими оказались еще необычная девушка-русалка и татарин Янко. Из чистого самолюбия, он пытается смутить девушку, сообщая, что знает о ее тайных делах и доложит обо всем коменданту. Эгоизм не позволяет Печорину сразу понять, чем это может грозить ему самому.

Пригласив его на свидание, девушка пытается утопить героя. Однако в минуты опасности, он находит в себе силу и ловкость выйти победителем из смертельной ситуации.

Отойдя от шока, Печорин сам понимает, что своими безрассудными действиями, не только сам мог лишиться жизни, но и сломал судьбу других людей. Он будто впервые понимает, что может влиять на окружающих. Сравнивает себя с камнем, который оставляет круги на воде. И это сравнение оправдано, поскольку он действует импульсивно, грубо, не заботясь о себе или ком-либо другом. Им движет одно лишь слепое желание узнать чужую тайну.

Может показаться, что Печорин даже жалеет тех, на чью судьбу он так разрушительно повлиял. Однако он довольно быстро забывает об этом. Чужие заботы пусть останутся при них. Выводы Печорина из ситуации касаются только его самого. Он осознал способность менять жизнь остальных, но последствия его мало заботят.

Вариант 2

Лермонтов написал роман, получивший название «Герой нашего времени», который получил мировую огласку. Привлекательной является и композиция произведения, составленное из повестей, оно привлекает внимание читателя. Все главы расположены не в хронологическом порядке, они рассказывают то о жизненном укладе главного героя, то о том, что происходит в его внутреннем мире. Таким образом, Лермонтов передает тонкость психологического состояния Печорина.

В произведении отсутствует единый сюжет. В каждой отдельной повести есть свои герои, которые попадают в разные ситуации. Единым связующим становится только главный герой – Печорин. Он то служит на территории Кавказа, то отдыхает в пригороде Пятигорска на минеральных водах. Герой не может жить тихой и спокойной жизнью, поэтому часто попадает в неприятности.

«Тамань» - это первая глава, с которой начинается повествование в дневнике Печорина. Так он старается передать внутреннее состояние мужчины. Повествование достаточно просто, по работе он приезжает в небольшой городок под названием Тамань, где вынужден коротать время у достаточно странных людей. Он разделяет дом с девушкой-ундиной и мальчиком, который лишился зрения. Он видит в их поведении загадку, которую старается всеми силами разгадать.

Когда он приближается к разгадке, то чуть не лишается собственной жизни, ундина фактически чуть не утопила его.

В этом месте читатель начинает понимать, какие внутренние качества автор будет развивать на протяжении всего повествования. Он еще не может составить полный облик и внутреннюю философию персонажа, но примерно понимает, в какую сторону будет сделан уклон. Читатель уже понимает, что Печорин жить не может без острых впечатлений и настоящих приключений. Это заставляет его ввязываться в различные ситуации, которые порой заканчиваются достаточно неприятным образом.

Герой преследовал одну единственную цель – найти разгадку, сложившейся ситуации. Его не волнует, на какие жертвы ему придется пойти, чтобы найти ответ. Он не думает не только о себе, но и об окружающих людях, вмешивается в привычное течение жизни без зазрений совести и с особым любопытством. В конце главы он сам размышляет, мне стало скучно, когда он смог найти ответ на поставленный вопрос, жизнь потеряла смысл, и Печорин решает отправиться на поиски дальнейших приключений.

В романе тонко переплетаются реализм и романтизм, которые трудно разделить. Автор описывает внешние пейзажи, придавая им нотки романтизма. При этом все события полны реализма, мы понимаем главного героя в полной мере, все его трудности и переживания, которые наполняют его душу.

Лермонтов смог точно передать, какие чувства появляются в душе героя регулярно, а какие вспыхивают и молниеносно пропадают. Ключевой мыслью личного дневника становится то, что Печорин живет за счет собственного авантюризма, который толкает его на необдуманные поступки и вмешательство в личную жизнь окружающих людей, которую он может рушить, не думая о последствиях.

Тамань - анализ 3

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» имеет необычное построение произведение как по сюжету, так и по построению. Каждая глава по-своему самостоятельна, связывающим звеном во всех повестях является Григорий Печорин. Именно ему посвятил название книги Лермонтов.

В школе было принято считать Печорина лишним человеком в обществе начала девятнадцатого века. А себя он сравнивал с матросом, привыкшем плавать на пиратском судне и которому не интересна жизнь на материке. Характер молодого человека необычен. Зачастую он впадает в апатию и наоборот - проявляет недюжинное любопытство и сноровку. Последнее особенно заметно в рассказе про контрабандистов.

Многие осуждают Григория Алексеевича, но необходимо считаться с его молодостью, нетерпеливостью, любопытством ко всему необычному. Он ищет приключения, поэтому попадает в непростые ситуации.

Глава под названием «Тамань» необычна. Вначале она «пахнет» морем, «нечистыми» образами, русалкой и так далее. Главному герою не понравился сам город, в котором он чуть не погиб. Необычная девушка, похожая на ундину, заинтересовала его. Молодой человек поразился «породистой» внешности той, которая не назвала своего имени.

Жила она вместе со слепым мальчиком и старухой. Красивым зычным голосом она поет старинную песню, постоянно хихикает и крутится вокруг молодого офицера, но при этом ускользает от него. Если бы не ее серьезный взгляд, главный герой произведения подумал бы, что она немного безумна.

Слепой мальчик также подозрителен. Выследив его, Печорин понимает, что он и девушка, а также другой человек по имени Янко занимаются контрабандой. Об этом он намекает девушке, отчего та решается на отчаянный поступок.

Притворившись, что влюбилась в него, «русалка» назначает свидание Печорину. Они плывут в лодке и внезапно девушка нападает на него, силясь сбросить в воду. Она так ловка и сильна, действует внезапно, что чуть не добивается своего. Только схватив ее длинные волосы, он выигрывает в состязании на жизнь, ведь молодой человек не умеет плавать.

С силой выбросив ее за борт, он кое-как доплывает до берега и слышит разговор контрабандистов. Девушка благополучно добравшись вплавь, рассказывает Янко о происшествии. Вместе они желают уплыть в другой город, оставив ни с чем слепого мальчика, старуху и обокрав Печорина.

Во всем рассказе чувствуется грубость и эгоизм этих людей, но не только. Они свободны и Печорин жалеет, что вмешался в их жизнь. Себя он сравнивает с камнем, встревожившим спокойствие «честных» контрабандистов и который сам чуть не пошел ко дну.

Его увлечение девушкой понятно, Возможна она и старуха пользовались какими-то заклинаниями, ведь видавший виды офицер легко попался в ее сети. Так или иначе, Лермонтов показывает, что Печорин везде приносит одни несчастья, хотя сам не желает этого. Таков был герой того времени.

4 вариант

В романе «Герой нашего времени», состоящем из пяти частей, пяти повестей, М.Ю. Лермонтов раскрывает сложный и противоречивый характер главного героя. В двух повестях мы узнаем о жизни Печорина из рассказов других персонажей, а последние три объединены в «Журнал Печорина», в котором он сам выступает в качестве рассказчика.

«Тамань» - первая повесть «Журнала Печорина». Действие в ней происходит в южном провинциальном «городишке», куда Григорий Печорин прибывает по делам службы. Здесь начинаются его приключения на Кавказе.

Мы видим человека, влюбленного в жизнь, стремящегося разгадать тайны судеб других людей, даже готового рисковать жизнью. Устроившись на ночлег у странных людей, Печорин замечает их необычное поведение, начинает следить за слепым мальчиком. Наблюдая за девушкой, голос которой он слышал ночью, а утром увидел на крыше хаты, Печорин увлекается ею и даже идет на свидание. И едва не погибает – загадочная девушка хочет его утопить, потому что он может выдать их тайну. Из разговора девушки и Янко Печорин понимает, в чем эта тайна заключается.

Зачем Печорин решился на это приключение? С единственной целью –разгадать их тайну. Он не думает о других. Бесцельно растрачивает силу, отвагу, волю, применяя эти качества не там, где надо. Действия героя приносят несчастье людям: контрабандисты вынуждены скрыться, боясь, что Печорин на них донесет. Он восхищается их смелостью и сожалеет, что потревожил их жизнь, спугнул «честных контрабандистов. Наш герой сочувствует слепому мальчику, хотя этот мальчик обокрал его.

События происходят ночью на фоне природы: луна, море, волны. Романтичен и загадочен образ девушки-контрабандистки, а также Янко, который действует смело, рискуя своей жизнью. Но эти люди жестоки, когда делят деньги. Слепому дают только одну медную монетку.

Когда же тайна контрабандистов раскрыта, Печорин понимает, что силы потрачены без цели. И снова скука… В конце дневниковой записи он говорит, что ему нет никаких дел до «бедствий и радостей человеческих». Этой фразой Печорин ставит себя в противовес всему белому свету, лишний раз доказывая свою эгоистическую сущность.

Повесть «Тамань», представляющая собой дневник главного героя, помогает понять внутренний мир Печорина, его душевные переживания.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Образ Медного всадника в одноименной поэме Пушкина

    Произведение Пушкина «Медный всадник» было опубликовано во время Болдинской осени. Книга описывает размышления писателя касаемо правления Петра Первого.

  • Образ интеллигенции в романе Доктор Живаго Пастернака

    Поскольку творение является отображением судьбы интеллигенции, то образ данной социальной прослойки описан автором максимально детально. Пастернак показывает, как складывалась

  • Характеристика и образ Репетилова в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение

    Как и многие персонажи в русской литературе, Репетилов из «Горе от ума» имеет говорящую фамилию. С латинского она означает «повторять». И, конечно, отображается это в герое прекрасно.

  • Кино и театр – два самостоятельных вида искусства. Каждый из них изображает жизнь своими средствами. Театр появился задолго до появления кино. Еще в Древней Греции на подмостках ставили трагедии Софокла и Эсхила

  • Сочинение Время лучшая проверка на верность рассуждение

    Зачастую, всем нам не хватает лишь одного дня, одного часа, а быть может - даже одной минуты, чтобы успеть сделать нечто важное и значимое для кого-то, сказать главные слова или сделать главный поступок в своей жизни

«Тамань» – третья повесть «Героя нашего времени» (см. его краткое содержание и полный текст по главам), и первая, чьё содержание заимствовано из «дневников Печорина». (См. Образ Печорина , Характеристика Печорина с цитатами .)

Автор романа пишет в предисловии: узнав, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер, я получил право печатать его записки и решил это сделать, потом что заинтересовался тем, с какой беспощадной искренностью автор выставляет в них наружу собственные слабости и пороки. История души человеческой, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.

Будучи на военной службе, Печорин раз ночью приехал по казённой надобности в захудалый городишко Тамань. Казачий десятник долго не мог найти ему хату для постоя: все были заняты. Свободна оказалась лишь одна, но десятник загадочно предупредил, что «там нечисто».

Лермонтов. Герой нашего времени. Максим Максимыч, Тамань. Художественный фильм

Эта хата стояла на обрыве моря. На стук дверь не сразу отперли, но наконец из дома вышел слепой мальчик лет 14-ти, с бельмами в обоих глазах. Хозяйки дома не было. Слепой мальчик, сирота, жил у нею из милости.

Войдя в хату, Печорин со слугой-казаком легли спать на лавках. Казак быстро заснул, но Печорин долго не мог сомкнуть глаз – и вдруг увидел быстро мелькнувшую за окном тень. Он встал, вышел из хаты и увидел, как слепой мальчик с каким-то свёртком идёт к пристани, наощупь находя дорогу.

Печорин тихо пошёл за ним. У морского берега рядом со слепым появилась женщина. Они стояли, разговаривая, пока вдали, среди волн, не показалась лодка.

По обрывкам разговора Печорин понял, что в лодке плывёт контрабандист Янко. На море был шторм, но Янко, умело гребя вёслами, счастливо причалил к берегу. Втроём со слепым и женщиной они начали вытаскивать из лодки какие-то узлы и уносить их куда-то. Не став больше следить за ними, Печорин пошёл спать.

Утром вернулась старая хозяйка хаты. На попытки Печорина заговорить, эта старуха прикидывалась глухой. В досаде он взял слепого за ухо, спрашивая: «Ну-ка, слепой чертенок, говори, куда ты ночью таскался с узлом!» Тот в ответ только хныкал.

Выйдя посидеть у забора, Печорин вдруг увидел на крыше хаты красивую девушку – по всей вероятности, дочь хозяйки. Одетая в полосатое платье, с распущенными косами, она была похожа на русалку и пела песню о лодке, которая в бурю плывёт по морю, а правит ею «буйная головушка». По голосу Печорин понял, что именно она ночью стояла со слепым на берегу. Девушка стала, как бы играя, пробегать рядом с ним, пристально глядя в глаза. Эти её шалости продолжались до конца дня.

Под вечер Печорин остановил резвую красавицу в дверях, сказав ей, сам не зная почему: «Я знаю, что вчера ночью ты ходила на берег. Что если б я вздумал донести об этом коменданту?» Девушка лишь хохотала, и Печорин не предвидел, что эти слова будут иметь для него весьма важные последствия.

Когда вечером он сел пить чай, внезапно вошла «русалка», села напротив, нежно глядя на него – и вдруг обняла и поцеловала в губы. Он хотел обнять её, но девушка ловко выскользнула, шепнув: «Нынче ночью, как все уснут, выходи на берег».

Поздно вечером Печорин отправился к морю. Девушка встретила его у воды, повела к лодке, села с ним в неё и оттолкнулась от берега. В лодке она стала обнимать и целовать его, но потом неожиданно перегнула через борт – и попыталась сбросить в море.

Между ними закипела отчаянная борьба. Девушка толкала Печорина в воду, повторяя: «Ты видел, ты донесёшь!» Из последних сил он вырвался и скинул в волны её саму. Мелькнув раза два, «русалка» пропала из виду.

Печорин догрёб до пристани и побрёл к хате, но издалека опять увидел девушку: она доплыла до берега и теперь выжимала мокрые волосы. Вскоре подплыл Янко на вчерашней лодке. Девушка сказала ему: «Всё пропало!». Появился слепой мальчик. Янко объявил ему, что сейчас уплывёт с девушкой, ибо им двоим больше нельзя здесь оставаться. Слепой просился с ними, но Янко прогнал мальчика, бросив ему какую-то мелкую монету.

Этот странный и опасный случай не вызвал в душе Печорина ничего, кроме тягостного недоумения. Он думал: «На что судьба закинула меня к ним? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

Повесть "Тамань" представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Она написана в форме дневника, и это не случайно. Если в начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина, то впоследствии на страницах дневника раскрываются тайные и явные мотивы поступков героя, анализируются их причины. Нужно отметить, что в "Тамани" романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с реалистической обрисовкой характеров и быта вольных контрабандистов. К примеру, возьмем описание портрета Янко: "Из лодки вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож". И эта деталь (нож) напоминает об опасной профессии контрабандиста. Как-то очень просто говорится об удали Янко. "Что, слепой, - сказал женский глосс, - буря сильна. Янко не будет". "Янко не боится бури", - отвечал тот. Вслед за этим диалогом Лермонтов рисует бушующее море. "Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка". Описание разбушевавшейся стихии служит средством раскрытия удали Янко, для которого "везде дорога, где только ветер дует и море шумит". Не ради любви он идет на подвиг, а ради наживы. Его скупость поражает: слепой мальчик получает в качестве награды мелкую монету. А старухе Янко просит передать "что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь". Судьба не сводит Печорина и этого "честного" контрабандиста напрямую, но тем не мене Янко вынужден именно из-за него покинуть "обжитые края". Герои повести занимаются опасным промыслом - контрабандой. Лермонтов сознательно не уточняет, что именно они провозят через пролив и что увозят за море. "Богатые товары", "груз был велик" - больше мы ничего не знаем. Лермонтову важно создать у читателя ощущение опасной, необычной жизни, полной тревог. Проследим взаимоотношения Печорина и контрабандистов. Поселившись в хате, где "нечисто", Печорин и не думает страшиться, можно даже сказать, ведет себя бездумно. В первую же ночь он "встал, накинул бешмет… тихо вышел из хаты, увидев, как мимо окна промелькнула тень". Зачем ему нужна эта чужая жизнь? Ответ очень прост. Ему все интересно, важно, нужно все "потрогать", наверное, этим привлекает характер Печорина. Он молод, ищет любви. Но таинственная девушка заманила его в лодку, он "почувствовал на лице ее пламенное дыхание" - и в ту же минуту "русалка" бросила в воду его пистолет. Уже нет "ундины", есть противник, с которым надо бороться.

В довершение ко всему слепой мальчик обобрал Печорина с ведома девушки, и это окончательно разрушает те грезы, в которых находился наш герой. Да, во многом виноват Печорин: в неопытности, неумении разбираться в людях. А какими последствиями обернулась фраза: "А если бы я, например, вздумал донести коменданту? " И старуха, и слепой мальчик, и девушка не могли объяснить поступков Печорина иначе, чем стремлением "донести коменданту". Ведь он ходит, высматривает, угрожает. Им не понять, что ему просто интересны эти люди, их жизнь. А это любопытство обернулось тем, что Печорин разрушил жизнь контрабандистов и, мало того, сам едва не погиб. Что касается художественной стороны повести "Тамань", то переоценить ее просто невозможно. Но хотелось бы все же поконкретней определить то, на чем основывается произведение. Это "три кита" : точность, образность, выразительность. А какой подбор "говорящих деталей"! Вот, к примеру, Печорин заносит в свой путевой журнал: "…две лавки и стол… на стене ни одного образа - дурной знак! " Глядя на эту бедную обстановку, можно сказать, что люди живут здесь временно, они в любую минуту готовы покинуть неуютное пристанище. Если говорить о сюжете, то он отдаленно напоминает сюжет "Бэлы". Русский молодой человек встречает местную девушку-"дикарку", влюбляется в нее. Сюжет характерен для литературы эпохи Лермонтова. Но в "Тамани" все нетрадиционно. Девушка должна была влюбиться в приезжего. Но все оказывается хитростью.

Похожие публикации