Новая школа - Образовательный портал

Аль-гъазали, абу хiамид - "ихйаۥ ‘улум ад-дин". возрождение религиозной науки. Аль-газали и возрождение исламской науки Приблизительный поиск слова

дагестанский теологический институт им. Саида-афанди

абу хамид Мухаммад Аль-Газали АТ-Туси

نيدلا مولع ءايحإ

Возрождение религиозных наук

Том третий

Махачкала

ББК 86, 38 А 92

Возрождение религиозных наук / Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Пер. с араб. яз. книги “Ихйа’ ‘улум ад-дин”.  В десяти томах. – 3-й том, 1-е издание. – Махачкала: Нуруль иршад, 2011. – 288 с.

Перевод с арабского языка:

И.Р.Насыров (д.ф.н., ведущий научный сотрудник Института Философии Российской Академии Наук)

А. С. Ацаева (Ректор Дагестанского Теологического Института им. Саидаафанди)

Председатель редакционного совета:

Ахмад-хаджи Магомедов (заместитель Муфтия Республики Дагестан, начальник управления образования и науки Духовного управления мусульман Республики Дагестан)

Члены редакционного совета:

Ш. М. Абакаров, И. М. Магомедов, Г. М. Ичалов

Книга одобрена решением Экспертного совета Духовного управления мусульман Дагестана за № 09-0337 от 05. 10. 2009 г.

Все права на издание, включая допечатки тиража, фото-механическое воспроизведение, копирование, в том числе во фрагментах, сохраняются за переводчиком и издателем. Любое использование материалов данного издания возможно только с письменного разрешения переводчика и издателя.

ISBN 978-5-903593-18-7 (Т.3)

ISBN 978-5-903593-14-9

© И.Р. Насыров, А.С.Ацаев

© ООО «Издательский дом «Нуруль иршад»»

نيدلا مولع ءايحإ

Возрождение религиозных наук

В десяти томах Первая четверть «О видах поклонения»

Том третий

1. Книга об этике чтения Корана

2. Книга о Богопоминаниях (азкар) и призывах-мольбах (да‘ават)

3. Книга о распорядке исполнения вирдов

и подробном разъяснении проведения ночи в поклонении

نآرقلا ةولات بادأ باتك

Книга об этике чтения Корана

Возрождение религиозных наук

Бисмиллахи-р-рахмани-р-рахим

Хвала Аллаху, который оказал милость Своим рабам посланием им Своего Пророка и ниспосланием [им] Своей Книги (Корана),

٤2:تلصف ﮡﮠﮟﮞﮝﮜﮛﮚﮙﮘﮗﮖﮕﮔﮓ ﭨﭧ

[Смысл]: «...до которой не было книги, что опровергла бы ее, и не бу- дет после нее [никакой книги], – ниспослание от [Аллаха], ведающего обо всем Своим предвечным знанием и чья Сущность (зат), качества и действия восхваляемы» (Коран, 41:42),

чтобы размышляющим людям раскрылся способ вразумления себя поучительным смыслом его (Корана) рассказов и преданий, стало ясным благодаря ему следование по правильному и прямому пути с помощью разъяснения в нем Его установлений и различения «разрешенного» (ха - лал ) и «запрещенного» (харам ). Коран – свет, им обретается спасение от самообольщения и самообмана, и в нем – исцеление для сердец.Кто из тиранов и притеснителей действует вопреки [установлениям] Корана, тех Аллах погубит, а тех, кто ищет знание в ином, [не вКоране], Он введет в заблуждение. Коран – прочная вервь Аллаха, Его ясный свет, крепчайшая связь и надежное прибежище. Коран охватывает все – и большое и малое. Его чудеса неисчерпаемы. Его польза в глазах людей знания и [разумения] безгранична, и для читающих его не теряет он

Возрождение религиозных наук

своей новизны от многократного чтения. Это он (Коран) наставил первых [людей] на правильный путь и наставит последних [людей]. Когда джинныуслышали его (слова Корана), они не замедлили обратиться к своему племени [джиннов] с предостережениями:

ﭩﭨﭧﭦﭥﭤﭣﭢﭡﭠﭟﭞﭝﭜﭛﭚﭙ ﭨﭧ

[Смысл]: «И сказали они: “Поистине, слышали мы Коран чудесный, который наставляет на правильный путь, и уверовали мы в него! И никогда больше мы не придадим нашему Господу сотоварища» (Ко-

ран, 72:1 – 2).

Всякий, кто уверует в Коран, тот преуспеет, кто говорит согласно ему

– говорит правду, кто придерживается его – на правильном пути, и кто поступает согласно ему – обретет вечное спасение. Всевышний говорит:

٩:رجحلا ﮞﮝﮜﮛﮙﮘﮗ ﭨﭧ

[Смысл]: «Поистине, Мы ниспослали Коран, и Мы его убережем от подмены и искажений» (Коран, 15:9).

Способами его хранения в сердцах и в книгах являются постоянство в его чтении, усердие в его изучении вместе с соблюдением его правил и условий и соблюдением скрытых и внешних правил, а это требует разъяснения и подробного изложения, и цель оного раскрывается в четырех главах:

Глава первая: о достоинстве Корана и его носителей. Глава вторая: о внешних правилах его чтения. Глава третья: о скрытых правилах при его чтении.

Глава четвертая: о понимании Корана и толковании его на основе «самостоятельного суждения», исходя из своих знаний (би-р-ра’й )и другими способами.

Джинны – такие же разумные существа, как и люди, только созданные из огня; они, как и люди, рождаются и умирают и будут воскрешены в Судный день.

Толкование Корана – двух видов: 1) тафсир аль-ма’ сур – оно охватывает то разъяснение смыслов аятов Корана, которое приводится в самом Коране, и то, что разъясняютПророк , егосподвижникииихпоследователи(таби‘ун),помнениюнекоторых ученых; 2) тафсир би-р-ра’й – толкование Корана на основе «самостоятельного суждения», опираясь на те знания, которые необходимы для толкователя.

Глава первая

О достоинстве Корана и его носителей и о порицании небрежных в его чтении

Достоинство Корана

Пророк Мухаммад сказал:

)) لىاعتَهللاُهُمظّعَ امرغَصتَسادْقَفَتوأَ مّملَضَفأْتوأَ ادًحأنأّىأرمثُنآَرقلاُأرقَنْم((َ َْْ ِىِى ِىَ َّ ْ َ َ

«Кто освоит чтение Корана, а затем сочтет, что кому-то даро- вано нечто лучшее, чем то, что даровано ему, тот, поистине, при- низил то, что возвеличил Аллах».

Он сказал:

)) هُيُْ غَلاوكٌلَمَلاوىبنَلانآِىرقلاُنَملىاعتهللادَنْعةًلَزنْمَلَضَفأْعيفشَنْمام((ِّىْ ِى ِىِىِى ٍ ِى

«В Судный день пред Всевышним Аллахом не будет заступника выше по степени, чем Коран: ни пророк, ни ангел, ни кто-либо другой».

Он сказал:

)) رانلاُهُتْسّمَامباهإٍ فىنآرقلاُ ناكوْلَ((

«Если бы Коран был на невыделанной коже, то ее бы не коснулся огонь».

Пророк также сказал:

)) نآِىرقلاُةُولاَتِىتِىمأّةِىدابَعِىلُضَفأْ((

«Самое лучшее поклонение моей общины – чтение Корана».

Он сказал:

َََََُْْْْ

بوَطتلاقنآرقلاةكئلالماتعمسملفماعفلأبقلخلاقلخينألبقسيوهطأرقلجو

زّعَهللاَنإ

ِىَِىَ ٍ ِىِى

اذهبقطنْتةنَسللأبوَطو,اذه لمحتفاوجلأ

بوَطو,اذه مهيلعَلزنْيةملأ

ِْىِْىٍَّ

Тоесть,еслибыКоранбылнаневыделаннойкоже,тоеебынекоснулсяадскийогонь из-за благодати Корана. Акак жетогда будетобстоять дело с правоверным,который выучил его наизусть и проявляет усердие в его чтении!.

Достоинство Корана

«Аллах прочитал суру [Корана] «Та ха» и суру «Йа син» за тысячу лет до сотворения Им людей. Когда ангелы услышали сло- ва Корана, они сказали: «Блаженна община, которой будет ниспослан этот [Коран], блаженны сердца, что будут носить его, и блаженны языки, что прочтут его!»

Пророк сказал:

)) هُملّعَونآَرقلاُمَ لّعتَنْممكُيخَ((َ ْ َ َُْْ

«Лучший из вас тот, кто изучил Коран и научил ему других».

Он сказал:

ُُ((

نيرَكاشلاباوثلضفأهُتيط ىتلأسمو

ئىاعدُ نآرقلاةءارقهُلغشنْم:لىاعتوكرابتهللاُلوقي

«Всевышний Аллах говорит: «Кого отвлечет чтение Корана от мольбы и просьб ко Мне, тому Я воздам самую лучшую награду, что дается благодарным».

Он сказал:

ٌََ((

ينبَمم غرفيُىتح باسٌحِىمْهُلانيَلا و عٌزَفمْهُلوهُيَلا دوَسا كسم نْمبيثكِىلىع ةمايِىِىَقلا موَيَةثلاث

ٍٍِْْىِىٍ

...نوضارهبمهُو اموقهب مألجرو لجو زعّهللاهَجوءاغتبانآرقلاارقلجر:سانلا

ِىََِْىْ ْ َ َُِى

«В Судный день трое предстанут на холме из черного мускуса, ко- торых не охватит страх и не коснется отчет (хисаб) [за свои дея- ния], пока люди не освободятся от отчета: [первый] – тот, кто из- учил Коран ради Аллаха; [второй] – тот, кто возглавил общину, руководствуясь Кораном, и которым они были довольны…».

Он сказал:

)) هُتصاخّ وهللاِىلُهأْنآِىرقلاُلُهأْ((

«Носители Корана, которые усердно читают его и поступают со- гласно ему, – это приближенные к Аллаху и Его избранники».

Пророк сказал:

ََ))

َ ُّ((

ركذ و نآرقلا ةولات

:لاقف ؟اهؤلاج ام وهللا لوسر اي :ليقف

أدَصي مك أدَصت

ُِىِْى َِى

– Воистину, сердца ржавеют, подобно железу.

Книга об этике чтения Корана. Глава первая

О Посланник Аллаха, в чем состоит их полирование? – спросили его.

В чтении Корана и в поминании смерти, – сказал он.

Он сказал:

)) هتنَيقَلىإةنَيقلاَبحاصنْمنآِى رقلاُءىِى راقلىإانًذأُدّشأَهللاُ((ِىْ ِىِْىِىِىْ ِى

«Аллах больше внемлет читающему Коран, чем пению рабынипевицы ее хозяин».

Высказывания сподвижников Пророка.

Абу Амама аль-Бахили сказал: «Читайте Коран, и пусть вас не вводят в обман эти собранные вместе листы, ибо Аллах не наказывает сердце, которое хранит Коран», [то есть сердце того, кто выучил его наизусть и поступает согласно ему; а тот, кто выучивает его слова и не выполняет его установления, не является его хранителем]. Ибн Мас‘уд сказал: «Если хотите постичь знания, то ищите их в Коране, ибо в нем

– знание первых и последних [людей]». Также он (Ибн Мас‘уд) сказал: «Читайте Коран, ибо за каждую прочитанную букву вам зачитывается десять добрых дел. Я не говорю, что »لمأ« – это одна буква, но что » أ « (алиф ) – это буква, »ل « (лам ) – это буква и » م « (мим ) – это буква». Также он сказал: «Пусть никто из вас не спрашивает себя ни о чем, кроме как о Коране, [чтобы знать, любит ли он Аллаха и Его Посланника ]: ведь если он любит Коран и он вызывает в нем восхищение, значит, он любит Аллаха и Его Посланника, а если он не любит Коран, значит, он не любит Аллаха и Его Посланника!» ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал: «Каждый аят Корана – это степень в Раю и светоч в ваших домах». Также он сказал: «Кто прочтет Коран, того [Аллах] возведет на степень пророчества (нубувва ), разве что ему не будет ниспослано откровение свыше».

Абу Хурайра сказал: «Поистине, дом, где читают Коран, станет просторным для его обитателей, и увеличится его благодать, в него войдут ангелы и оттуда изойдут дьяволы, а дом, где не читают Книгу Аллаха, станет тесным для его обитателей, уменьшится его благодать, покинут его ангелы и поселятся там дьяволы».

Имам Ахмад ибн Ханбал рассказал: «Я увидел во сне Аллаха и спросил у Него: “О Господи, что есть лучшее из того, благодаря кото-

НекоторыеаятыКорананачинаютсястрехбукварабскогоалфавита–»ا«,»ل« и»م« , каждая из которых (как и остальные буквы арабского алфавита) имеет свое название: буква »ا« называется «алиф», буква »ل« – «лам», а буква »م« – «мим».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) обещал, что каждые сто лет будет рождаться реформатор ислама. На протяжении всей истории ислама были великие мыслители, правители, военачальники, люди искусства, которым удавалось вдохнуть новую жизнь в веру мусульман и помочь умме справиться с проблемами своего времени. Ни одну из этих великих фигур невозможно представить вне особого исторического контекста, который позволил им совершить то, что они совершили.

Одним из таких великих обновителей веры был ученый XI века Абу Хамид аль-Газали. Сегодня его называют «худжжат аль-ислам» - «доказательство ислама», потому что он вел интеллектуальный бой с самыми опасными идеями и философиями, угрожавшими мусульманскому миру в его время.

Имам аль-Газали не жалел сил на то, чтобы возродить серьезную исламскую науку перед лицом угрозы чуждых учений: начиная с древнегреческой философии с ее идеями «вездесущего» и заканчивая политическим шиизмом.

Ранние годы

Абу Хамид аль-Газали родился в 1058 году в городе Тус на территории современного Ирана. Его семья была персидского происхождения, однако он хорошо владел арабским, на котором писал свои труды, как большинство других мусульманских ученых того времени.

С ранних лет он изучал ислам и исламскую юриспруденцию, среди его учителей был известный шафиитский ученый аль-Джувайни.

Закончив учебу, в 1085 году он присоединился ко двору сельджукского визиря Низама аль-Мулька в Исфахане. Известно, что Низам аль-Мульк уделял большое внимание исламскому образованию и создавал современные образовательные центры, поэтому в 1091 году он назначил аль-Газали преподавателем в школу Низамийя в Багдаде (здесь он занимал весьма престижную должность, на его лекции регулярно собирались толпы слушателей).

Но в 1095 году аль-Газали пережил духовный кризис, в этот период он начал сомневаться в правильности выбора преподавательской карьеры. В своей автобиографии он пишет, что это его намерение «не было посвящено исключительно Аллаху, его подогревало стремление к славе и авторитету».

Признав свою духовную проблему, он ушел из Низамийи и отправился в путешествие, во время которого побывал в Дамаске, Иерусалиме и Хиджазе. Это время он посвятил очищению своей души и анализу разных трактовок ислама, популярных в те дни.

В 1106 году он вернулся в Багдад и вновь занялся преподаванием.

Путешествия и духовные поиски сильно повлияли на его общественное положение, поэтому его жизнь в Багдаде периодически сопровождалась различными конфликтными ситуациями. В конце концов, он вернулся в Тус, где умер в 1111 году.

Опровержение философии

В своей автобиографической «Книге, избавляющей от ошибки» аль-Газали описал различные пути поиска истины. В то время было широко распространено учение, основанное на философских принципах греческого ученого Аристотеля. Среди известных мусульманских последователей Аристотеля были Ибн Сина и аль-Фараби.

По мнению аль-Газали, последователи философии и логики Аристотеля приходили к опасным выводам. Некоторые ученые начинали верить в такие понятия, как извечность мира и отсутствие Бога, или начинали сомневаться во всеведении Аллаха.

По мнению аль-Газали и других мусульманских ученых, придерживавшихся традиционных исламских воззрений, эти новые идеи приравнивались к неверию в догматы ислама.

На взгляд аль-Газали, ни одному мусульманскому ученому до сих пор не удавалось эффективно опровергнуть заблуждения этих философов. Они прекрасно владели логикой и мастерством диспута, поэтому создавалось впечатление разумности и ясности их доводов, несмотря на то, что их позиция прямо противоречила вероучению ислама.

Аль-Газали взялся продемонстрировать слабость их аргументации их же методами в труде «Несостоятельность философов», опубликованном в 1095 году.

Используя логику философов, он наглядно показал слабые погрешности в их доводах, ведущие к неверию, для чего сам глубоко погрузился в философию, однако не рекомендовал этот метод для массового использования.

В своих работах он подчеркивает важность непоколебимой истинной веры как необходимого условия погружения в еретические учения.

Другой серьезной проблемой, с которой пытался бороться аль-Газали, было все более широкое распространение исмаилитского шиизма, который предполагал веру в непогрешимого «скрытого имама» как достоверный источник исламского закона и вероучения.

По мнению исмаилитов, которые при жизни аль-Газали правили Египтом, пророчество Мухаммада (мир ему и благословение) не было последним словом, поэтому за руководством можно обращаться к особому духовному лицу - «имаму».

В «Книге, избавляющей от ошибки» аль-Газали на основе священных источников опроверг доктрину шиитов, ссылаясь на то, что не существует ни одного достоверного хадиса, в котором бы Пророк (мир ему и благословение) говорил об учреждении имамата после его смерти.

Не будем вдаваться в подробности его доказательств (в них гораздо легче разобраться, прочитав оригинальную работу), скажем лишь, что относительно исмаилитов он делает вывод, что «Сущность их доктрины сводится к обману простого и необразованного народа и демонстрации необходимости авторитетного учителя».1

Проанализировав подходы к исламу философов-эллинистов, шиитов и других, аль-Газали приходит к выводу, что единственный результативный путь понимания мира – это практика истинного ислама, которому учил Пророк (мир ему и благословение) и первые поколения мусульман. В то время его практиковали суфии, которые отвергали зависимость от этого мира и занимались только очищением души, чтобы лучше служить Аллаху.2

Аль-Газали и наука

Ориенталисты часто обвиняют имама аль-Газали в том, что его опровержение философии привело к общему упадку развития исламских наук. Они мотивируют это тем, что многие ученые, которых опровергал аль-Газали, такие как Ибн Сина и аль-Фараби, были светилами наук того времени. Но, конечно, на самом деле все не так просто.

Действительно, аль-Газали открыто спорил с философскими воззрениями ученых, написавших великие труды по математике и естественным наукам, однако совершенно четко разграничивал философию и науки.

Аль-Газали пишет: «Всякий, кто возьмет эти математические науки, удивляется высокой точности их деталей и ясности их доказательств. Из-за этого у него складывается высокое мнение о философах, и он полагает, что все их науки обладают той же ясностью и неопровержимой основательностью, что и математика».3

Опасность изучения математики и других наук, утверждает аль-Газали, заключается не в том, что сам их предмет противоречит исламу и поэтому их следует избегать, а в том, что учащийся должен с осторожностью принимать научные идеи ученых, а не следовать слепо всему, что они говорят о философии и других проблематичных предметах.

Более того, он говорит, что неосмотрительный учащийся рискует отвергнуть все научные открытия ученых на том основании, что они исповедуют чуждую философию.

Он утверждает: «Однако великое преступление против религии совершает тот, кто полагает, что ислам выиграет от отказа от этих математических наук. Ибо явленный Закон нигде не отрицает и не подтверждает эти науки, а последние нигде не затрагивают вопросы религии».4

При поверхностном прочтении работ имама аль-Газали легко создается ложное впечатление, что он выступает против науки вообще. Но на самом деле, аль-Газали только предостерегает против принятия всех без разбору убеждений и идей ученого, известного своими достижениями в математике и естествознании.

Делая это предупреждение, аль-Газали отстаивает науку для будущих поколений, отделяя ее от смешения с теоретической философией, в которой наука может полностью раствориться, отойдя в сферу чистых гипотез и умозаключений.

Наследие

В данной статье мы не пытались дать исчерпывающий обзор жизни, работ и достижений имама аль-Газали – на это потребовались бы многие тома. Нашей целью было его показать влияние на свою эпоху и последующую исламскую историю.

Как мы уже говорили, сегодня имама аль-Газали называют «хаджжат аль-ислам», что по-арабски значит «доказательство веры», за его вклад в защиту мусульманского мира от интеллектуальных посягательств.

Традиционные исламские убеждения подверглись испытанию столкновением с нигилистической философией и крайними формами шиизма, которые могли навсегда неузнаваемо изменить лицо исламской науки. Благодаря усилиям аль-Газали и его многочисленных последователей, был проложен путь к возрождению исламской веры в том виде, в каком ей учил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), то есть, свободной от внешних пагубных влияний.

Таким образом, спустя 500 лет аль-Газали своей жизнью подтвердил изречение Пророка (мир ему и благословение), обещавшего, что в каждом веке будет приходить обновитель веры.

Библиография:

Аль-Газали, Абу Хамид.Книга, избавляющая от ошибки . Бейрут: изд-во Американского университета Бейрута, 1980
.

Хан, Мухаммад. 100 известнейших мусульман. Лейчестершир, Великобритания: Kube Publishing Ltd, 2008.

ВОЗРОЖДЕНИЕ НАУК О ВЕРЕ

Избранные главы

Предисловие

Рационализм и суфийская мораль

Аль-Газали был страстным поборником разума, апологетом познания. Это во многом объясняет, почему на первое место, а точнее - в самое начало своего труда «Возрождение наук о вере», он поставил «Китаб аль-ильм» («Книгу знания»). С точки зрения аль-Газали, истинное знание, являющееся явной обязанностью - это знание о «должном действии». Следовательно, тот, кто постиг его суть и постиг время, когда возникает потребность в этом знании, тот постиг знание, являющееся явной обязанностью. Это неизбежно требует познания сущности, причин, признаков и способов разрешения проблем. Не познавший зло впадает в него. Разрешить эту проблему можно только путем противодействия вызвавшей ее причине с помощью ее противоположности. Но возможно ли это без знания о том, в чем состоит эта причина и кто это зло причинил? И хотя аль-Газали неоднократно подчеркивал, что метод, применявшийся им при анализе, может быть использован и в других сферах, основное, что привлекает его внимание - это религиозные науки (улюм ад-дин), то есть наука муамала. Именно это с необходимостью определяет его отношение к разуму. Данная проблема, как и все прочие нравственные проблемы, которые исследовал аль-Газали, претерпела определенную эволюцию в ходе его духовного развития.

Как уже сказано, аль-Газали во многих своих произведениях детально разъяснял сущность разума и границы познания. В «Возрождении наук о вере» он посвятил целую главу (седьмая глава книги «Ильм») описанию того, что он именует достоинством, сущностью и частями разума. Во всех сорока книгах «Возрождения...» можно встретить «доводы разума» - то, что может быть названо рациональными подтверждениями высказываний. Ни в одном из произведений аль-Газали мы не найдем идеи, которая противоречит тому, что он назвал истинной сущностью разума. Правда, его рационализм не лишен иррационалистических «примесей», что было обусловлено самой эпохой. Каждой эпохе свойственны свои иррациональные представления, внедряющие в сознание и язык и распознающиеся лишь в последующие века. Даже говоря о чем-либо, находящемся «над» или «за» разумом, например, о стадии заступничества (вилайа), аль-Газали предостерегает от противопоставления описываемого разуму. Так, в «Восхитительных целях в познании...» он подчеркивает, что в «стадии вилайа не может оказаться ничего такого, что с точки зрения разума выглядит невозможным. В ней может оказаться то, для описания чего одного разума недостаточно, в том смысле, что его нельзя постигнуть одним только разумом. Тот же, кто не видит разницы между тем, что допущено разумом, и тем, чего разум не постигает, не заслуживает быть собеседником». Разум постигает мысленное недопущение невозможного и бессилие возможного, то есть все возможные парадоксы мысли. У разума - свои противоречия и ограничения в бесконечности познания. Выделение этой «неспособности» разума не означает оправдания иррациональности. Умственная эволюция привела аль-Газали к такой точке, с которой он бросил вызов «практичности» теории, отдав предпочтение «теоретичности» практики. Об этом свидетельствуют предложенные им классификации разума.

Он подчеркивал, что душу невозможно постигнуть при помощи чувств, она познается лишь разумом. Отношение разума к способностям души подобно отношению хозяина к слуге. Отличительная черта человека - сила разума. Когда между разумом и страстью разгорается борьба, «свет Бога поспешно приходит на помощь разуму, а гнилость шайтана споспешествует страсти». Разум распоряжается мотивами поступков. «Страсть движет чернью, ограниченный разум - султанами и знатью, совершенный разум - святыми, мудрецами и разумеющими исследователями». Возводя знание в ранг высших добродетелей, аль-Газали всегда подчеркивает, что нет ведения без разума. Более того, он связывает такие понятия калама, как «Божественный путь», «Божественный промысел», «Божественное наставление» и «Божественное вспомоществование», с разумом - в том смысле, что без разума нельзя понять суть этих понятий. Они - «изнутри» разума и исходят от «внутреннего разума». В «Мериле деяния» аль-Газали доказывает, что достоинство познания неизбежно проясняется установлениями веры и чувствами. В «Возрождении наук о вере» он пишет, что разум - «источник знания, его начало и основа. Знание происходит от него как плод происходит от дерева, свет - от солнца, зрение - от глаза». Разум - это «средство обретения радости на этом и на том свете».

Аль-Газали подразделяет разум на способность к восприятию знания, интуитивное знание, опытное знание и то, что он назвал «знанием последствий», то есть то, что можно назвать практически-нравственным разумом. Эти четыре понятия связаны между собой. Так, первое является основой, второе - его ответвлением, третье - ответвлением от первого и от второго, а четвертое (знание последствий) - их общий результат.

Аль-Газали отвечал на возражения тех, кто удивлялся столь активной защите разума, и утверждал, что такая защита противоречит принципам суфизма. Он говорил, что причина отвержения разума - в отождествлении понятий «разум» и «рациональное» со спорами и диспутами калама и фикха. Как можно порицать «свет внутреннего разума», который является атрибутом Бога и всего сущего? Ведь человек отличается от животного своей способностью к познанию, а оно невозможно без «света внутреннего разума». Такие понятия и выражения, как «сущностная достоверность» (айн алъ-йакин) и «свет веры» (нур алъ-иман), не имеют смысла без понятия истинного разума. То, что некоторые подразумевают, когда говорят об «айн аль-йа-кин» и «нур аль-иман», мы подразумеваем, говоря о разуме.

Аль-Газали попытался соединить практику морального поведения и суфийский «свет внутреннего разума». Они тождественны, а это означает пересмотр идеи о сугубой теоретичности разума и постулирование его единства с практикой в сфере морали, в рамках суфийского сознания и суфийской практики. Поэтому аль-Газали утверждает, что знание ступеней и видов откровения не требует достижения ранга пророка. Больной врач может знать степени здоровья, а нечестивый ученый - градации справедливости, которая ему абсолютно чужда. «Знание - одно, а существование познаваемого - другое. Не всякий, кто знает о пророчестве и святости, - пророк или святой. Не всякий, кто подробно знает о благочестии и богобоязненности, благочестив».

Подтверждение необходимости практики он видел в максиме: «Живи сколько можешь - все равно ты смертен; люби кого хочешь - ты будешь разлучен с ним; поступай как знаешь, ибо воздаяние грядет». Однако предложенное здесь не следует понимать вне рамок суфийской традиции. В «О, дитя!» он особо подчеркивает необходимость индивидуальной практики, нацеленной на познание непознанного. Своего апогея эта мысль достигла в суфийском понятии «приложения духа», о котором Зу-н-Нун аль-Мисри высказался так: «Если ты способен к приложению духа, изволь так сделать. Если же нет, то не занимай себя суфийской чепухой».

Аль-Газали ищет абсолютные границы истины и находит их в единстве знания и действия. Он не сводил их к какой-то одной области. Соблюдая диалектику абсолютного и относительного, в своем «промежуточном звене» он искал постоянную форму этического (практического) познания и нашел ее абсолютный критерий в отсутствии заинтересованности. Не отрицая реальной необходимости «интереса и поиска выгоды» в стремлении к абсолюту, аль-Газали подчеркивает, что нет разума при корысти и нет корысти при истинной нравственности. Сокрытие света абсолютного знания - продукт сердца, подавленного любовью к мирскому; разум отступает под натиском страстей и теряет какую-то часть в случае совершения греховного деяния.

Рационализм этики аль-Газали состоит не только в апологии разума и превращении его в верховного судью поступков, определителя условий их нравственности и их материально-природных предпосылок. Разум обязывает, он является принуждающим началом. Можно сказать, что разум не только судья, но и судебный исполнитель. Что касается суфизма, то он научает сердце освобождаться от преходящих интересов земного мира. Скупость и расточительность - акциденции земного бытия и сердце должно быть свободным от них. Оно не должно тянуться к деньгам, не должно заботиться как об их расходовании, так и об их удержании. Поскольку в «земном мире» это освобождение фактически невозможно, то следует стараться отличаться тем, что «похоже на отсутствие обоих качеств и удалено от них обеих, то есть является их серединой». Словом, аль-Газали попытался связать воедино рационализм по-философски интерпретированной «золотой середины» и суфийскую чистоту сердца, переплавив их в идее суфийского тариката.

Нравственная подоплека размежевания с «дурными мужами науки»

Аль-Газали неоднократно повторял, что человек должен выводить свои идеи из того, что он знает, а не из того, что ему неведомо. Этот принцип представлял собой не только метод рационалистической полемики, но и выражение жесткого разграничения между суждениями, основанными на знании, и теми, которые основываются на незнании.

Аль-Газали впервые рассмотрел соотношение знания и действия как самоцельную проблему в «Мериле деяния». Суждения, которые он приводит в данной работе, являются развитием «этического рационализма», разработанным в «Критерии знания в науке логики». Рационализм в своем последовательном развитии способствовал углублению этической рефлексии, неизбежно сопряженной с преодолением рационалистического равнодушия.

Раскрывая «духовный» мир факихов, аль-Газали фактически лишает их права судить о духовном мире человека. Факихи заняты, пишет аль-Газали, измышлением казусов, проблем и их решений, которые, скорее всего, не сбудутся до Страшного Суда. Власть и деньги притягивают их, как пламя мотыльков. Вместо того, чтобы заниматься естественными науками, особенно медициной ради лечения больных, они тянут руки к власти, чтобы воспользоваться служебным положением. Они вероломны и трусливы как в жизни, так и в науке. Они предпочитают спорить со слабыми, чтобы выиграть наверняка, их споры основаны на противоборстве, а не на «чести истины». При этом они прибегают к самым изощренным, аморальным методам борьбы с оппонентами. Они не останавливаются ни перед чем и устраивают между собой побоища, «как козлы в загоне». Более всего они ненавидят наличие истины у соперников. У них отсутствует способность к самостоятельной мысли и новаторству: «отсутствие иджтихада - черта, присущая всем факихам нашей эпохи». В целом, они представляют собой пример заносчивости, злобности, алчности, карьеризма, соперничества, тщеславия, угодливости, презрения к другим и пустословия. Применяя эти характеристики к тем, кто связан с государственным фикхом, аль-Газали критикует всю основу властвующей идеологии и элиты. Однако аль-Газали не остановился на тотальной критике фикха и факихов, а поставил задачу создания нового фикха. Подобная постановка вопроса вынудила его обосновать возврат к опыту первоначального Ислама, который ассоциируется в его сознании с наивысшим проявлением «фикха души». Он объявил своей целью превращение всех людей в «факихов души», хотя и осознавал невозможность осуществления этой цели. Признавая необходимость факихов как самостоятельной общественной группы, он требовал от них независимости по отношению к государственной власти, соблюдения высоких принципов нравственности. Аль-Газали открывал фикху дверь абсолютной этики и потому считал себя вправе предъявлять «мужам религии» более строгие требования, чем простолюдинам. Отсюда - его яростная критика «дурных ученых» Ислама.

Впервые свое негативное отношение к «дурным ученым» аль-Газали резко выразил в книге «Возрождение наук о вере», затем в различных тонах и формах оно обнаруживается в его последующих работах. Противопоставляя «дурным ученым» истинных ученых как «наследников Пророка», аль-Газали следовал суфийским традициям, переосмысленным им в ходе его идейно-духовного кризиса. Дело в том, что никто в мусульманской культуре так резко не критиковал «дурных ученых», как суфии. Они, в силу своего «надсоциального» статуса и практики тариката, акцентировали внимание на этико-познавательной стороне критики «дурных ученых».

Суфии включили в свой фонд критики «дурных ученых» суждения предшествующих поколений моралистов, у которых понятие «дурной ученый» идентифицировалось со служением государственной власти вообще и аморальной общественной верхушке - в частности.

Вовсе не случайно суфии выдвинули Хасана аль-Басри (ум. 728 г. н. э.) в качестве звена своей цепи духовного преемства. Хасан аль-Басри якобы непрестанно повторял: «Глупые озабочены пересказом, а ученые - вниманием». Ту же самую мысль высказал один из представителей первого поколения суфиев - Фудайл ибн Ияз (ум. 802 г. н. э.), который разделял ученых на две группы: ученых земной жизни и ученых горней жизни. Первые обладают общедоступными знаниями, вторые - сокровенными знаниями. Необходимо соблюдать осторожность в отношении первых и следовать за вторыми. Сходную характеристику дал аль-Джунайд (ум. 909 г. н. э.). На вопрос «Может ли быть язык без сердца?» он ответил: «Может, таких много». - «А сердце без языка?» - «Да! Может быть. Однако если язык без сердца - напасть, то сердце без языка - благо».

Отношение аль-Газали к «дурным ученым» не выходит в основном за рамки этой традиции, однако она обогащена его жизненным опытом. Суфийская практика ставила практику постоянного самонаблюдения (муракаба) в качестве звена «суфийского пути», вырабатывала систему познавательно-этической самокритики. Все эти элементы аль-Газали использовал в критике современных ему «дурных ученых». Эта критика была не только отрицанием пройденного им самим пути, но и серьезным пересмотром достижений предшествующей мысли с позиций морали. Не случайно аль-Газали открывает свою книгу сильнейшей критикой «самозванцев от науки», над которыми довлеют соблазны произвола, поиски сиюминутных выгод, в результате чего в благом они видят дурное, а в дурном - благое. Они вводят людей в заблуждение, уверяя, будто бы нет иной науки, кроме той, что «выдает» государственные фетвы, «разрешает» конфликты и улаживает споры, удовлетворяя тщеславие соперничающих.

Не вдаваясь в детальные причины такого состояния, аль-Газали акцентировал внимание на морально-психологической состоянии «дурных ученых». Он подчеркивал, что наиболее существенная причина этого - незнание собственной души, ибо невозможно истинное совершенство без совершенного самопознания. Аль-Газали с иронией показывает религиозное лицемерие «ученых» и беспощадно обрушивается против всех проявлений ханжества «дурных мужей Ислама».

Из сказанного явствует неслучайный характер обоснования необходимости индивидуальных решений, личного самосовершенствования как единственного способа решения проблем мусульманской общины. Ученые, по мнению аль-Газали, являются «наследниками пророков», а пророчество представляет в своем историческом и практическом аспектах реализацию задачи всеобщей реформации материального и духовного начал в человеке, то, что аль-Газали назвал «исправлением душ и лечением сердец».

В своей критике «дурных ученых» аль-Газали не ограничивался кругом фикха и калама. Он подверг критике даже суфиев, но его критика «дурных суфиев» не носила концептуального характера. Она затрагивала лишь фальшь, привнесенную в суфизм псевдосуфиями. В этом смысле его критика суфиев является продолжением их самокритики, которую мы можем найти у всех без исключения крупных суфиев. Но осознание этой преемственности было невозможно без «вкушения дурного опыта учености». Отражение этого можно найти в критике «тридцати групп соблазненных». Эти группы создали собственные иллюзии и противоречия. Для аль-Газали они были источником опыта, приведшего к суфизму, к единству знания и действия.

Текст воспроизведен по изданию: Абу Хамид аль-Газали. Наставление правителям и другие сочинения. М. Ансар. 2004

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Философия религии: аналитические исследования 2017. Т. 1. № 1. С. 100-105 УДК 130.3

Philosophy of Religion: Analytic Researches 2017, vol. 1, no. 1, pp. 100-105

И.Р. Насыров

Ал-Газали о прорыве к трансцендентному миру

Ильшат Рашитович Насыров - доктор философских наук, ведущий научный сотрудник. Институт философии РАН. Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; e-mail: [email protected]

Абу Хамид аль-Газали (1058-1111) - выдающийся исламский философ, правовед, теолог и суфийский мыслитель. Его концепция интуитивного познания сверхчувственного мира сформировалась под влиянием мусульманского мистицизма (суфизм), ашаритской школы исламской теологии и учения Ибн Сины (Авиценна), развивавшего античную модель философии на мусульманском Востоке. Свою концепцию интуитивного познания он наиболее системно изложил в сочинении «Возрождение религиозных наук». Согласно аль-Газали, есть два пути в сверхчувственный мир - суфийский метод богопознания (ма"рифа) и пророчество. Интеллектуальным органом богопозна-ния является сердце, или духовный орган мистического постижения трансцендентного мира. Сердце он рассматривал по аналогии с зеркалом. Аль-Газали полагал, что как зеркало не содержит сами вещи, а отражает их образы, так же и Бог не вселяется непосредственно в сердце. В сердце мистика попадает лишь знак сверхчувственного мира. Множественный мир выступает намеком (мисал) на эту трансцендентную реальность. Рациональное познание трансцендентного мира невозможно. Лишь посредством интуитивного познания можно постичь истины сверхчувственного мира. По мнению аль-Газали, предназначением интуитивного познания является познание истин божественного мира для нравственного совершенствования и спасения на том свете. Ключевые слова: аль-Газали, интуитивное познание, трансцендентный мир, сердце как духовный орган познания

Предлагаемые фрагменты взяты из «Возрождения религиозных наук» (Ихйа" "улум ад-дин) - наиболее репрезентативного сочинения крупнейшего мусульманского религиозного ученого, философа, теолога и правоведа Абу Хамида аль-Газали (1058-1111), одного из самых популярных и читаемых авторов исламского мира. Исключительное влияние творческого наследия аль-Газали на различные области научной, философской и религиозной мысли мира ислама обязано тому, что он составил огромное количество трудов с оригинальными решениями проблем философии, теологии, права и этики. Его творчество в наибольшей мере нашло свое отражение в его энциклопедическом сочинении «Возрождение религиозных наук», которое оказало и

© Насыров И.Р.

продолжает оказывать глубочайшее воздействие непосредственно на арабо-мусульманскую культуру и косвенном образом на мировую культуру в целом. Именно в этом сочинении ему удалось системно изложить свои взгляды на религию, философию и мораль и осуществить то, что будет названо суфийским теолого-философским синтезом1.

В интегральном учении аль-Газали большое место отводится проблеме познания. По мнению аль-Газали, уникальность человек заключается в его способности к познанию: «Человек находится на уровне, расположенном между животными и ангелами <.. .> его особенность - это постижение сущности вещей»2. Мысль аль-Газали направлена на решение проблемы рационального познания трансцендентного Бытия (Бог). Множественный мир и сверхэмпирический мир являются фундаментальными понятиями исламской религии -согласно Корану, отношение между этими противоположностями устанавливается божественным актом творения и это отношение является онтологическим фактом, фундирующим содержание веры и всей антропологической стратегии человека. В Коране закреплены главные мировоззренческих положения - тезис

0 едином Первоначале (Бог) и множественном мире, принципиально отличном от этого Первоначала, но зависимого от него в своем возникновении, и тезис о человеке как разумном существе, поставленном выше всех существ в мире и обладающем способностью морального выбора.

Таким образом, единобожие, утверждаемое в Коране, служило отправной точкой обсуждения мусульманскими религиозными учеными и философами, в том числе Абу Хамидом аль-Газали, проблем метафизики, гносеологии и этики. Бог есть единое и единственное Первоначало, творец множественного мира. Это доктринальное представление ислама о мироустройстве служит для мусульман парадигмой, которая задает горизонт всякого осмысливания, определяет предельные основания бытия, сферу допустимости в познании и конечную инстанцию моральных суждений. Исламская религиозная картина мира содержит и философское измерение, как и варианты организации картины универсума, предложенные древнегреческими мыслителями (на основе одного начала (огонь Гераклита, бытие Парменида, число Пифагора); на основе нескольких начал (стихии Эмпедокла) и т. д.).

Взгляды аль-Газали на познание сложилось под влиянием онтологических представлений ашаритских мыслителей, представителей ведущей школы исламской рациональной/философской теологии (калам) после XI в. Ашариты развивали свои метафизические концепции о соотношении Первоначала (Бог) и множественного мира, исходя из положения, «что универсум субстанциально един, поскольку субстанции-атомы, из которых он состоит, тождественны между собой; множественность же обусловлена различными акциденциями единой субстанции»3. Он также испытал сильное влияние арабо-мусульман-ского перипатетизма (фальсафа), приверженцы которого развивали античную модель философствования на исламской почве.

Метафизика аль-Газали представлена учением о «трех мирах»: 1) земной мир, или мир «явного и свидетельствована» ("алам аль-мулк); 2) сверхэмпирический мир, или «небесное царство» ("алам аль-малакут); 3) срединный

1 Аль-Джанаби, 2010, с. 81.

2 Аль-Газали, б.г., Т. 3, с. 1361.

3 Ибрагим, 1998, с. 83.

(опосредующий) мир, «мир [божественного] могущества» ("алам аль-джаба-рут). Онтологическая концепция «троемирия» была призвана фундировать его учение о богопознании.

Согласно аль-Газали, осуществление познания трансцендентного мира, или богопознания (ма"рифа), представляет собой прорыв к трансцендентному миру «божественных истин». Как же реализуется эта нетривиальная задача? Ведь по собственному признанию аль-Газали, рациональное мышление, способное двигаться только посредством определений, бессильно в области трансцендентного в силу принципиальной неопределимости трансцендентного Бога, который превыше всех определений.

Аль-Газали считал, что для прорыва к трансцендентному миру есть альтернативный путь в виде интуитивного, дарованного свыше способа проникновения в сверхчувственный мир. Этот способ познания трансцендентного мира реализуется как в интуитивном познании исламского мистицизма (суфизм), так и в пророчестве. Следовательно, человек в состоянии реализовать задачу богопознания двумя путями: 1) он может, будучи осененным божественной благодатью «избранничества» (вилайа), мистически раствориться в трансцендентном мире путем «ухода в Бога» в экстатическом состоянии «самоуничтожения, растворения» в Нем (фана"); 2) либо он должен уверовать в слово пророка, доводящего богооткровенное знание, дарованное тому свыше. «Это - созерцание (мушахада) ангела, вселяющего [божественное знание] в сердце. Первое называется внушением (илхам) и внесением в сердце, второе называется откровением (вахй), которым отличаются пророки, а первым отличаются друзья и избранники Божьи (авлийа" ва асфийа")»4.

Скептическая позиция аль-Газали относительно возможностей рационального познания объясняется не склонностью арабо-мусульманского мыслителя к иррационализму, в чем его часто и несправедливо обвиняют5, а его критикой претензий философов на абсолютизацию разума6. В работе «Непоследовательность философов» аль-Газали пишет, что невозможно при помощи рациональных доказательств, например геометрических, решать метафизические и богословские проблемы7. В своем сочинении «Избавляющий от заблуждения» он также пишет, что данные чувств носят субъективный характер, а принципы рассудка носят относительный характер. Он приходит к выводу, что только интуитивное знание гарантирует наличие несомненных «божественных» истин.

Этим объясняется выбор аль-Газали в пользу суфизма (исламский мистицизм). Для него суфизм - не священная вершина и предел познания, не некая идеология будущего, а конкретная, живая участь духа, который, сохраняя верность рационалистической традиции умствования, нашел в суфизме последнее убежище от козней и ехидства самого ума, его самолюбования и горделивой отрешенности от низменного мира8. Бесспорное преимущество мусульманского мистицизма в его умеренных формах над остальными интеллектуальными дисциплинами (теология, философия и право) аль-Газали видел в соединении в нем религиозного знания, нравственного состояния души и действия в со-

4 Аль-Газали, б.г., Т. 3, 1376.

5 Насыров, 2016, с. 309-310.

6 Дунйа, 1972, с. 37.

7 Аль-Газали, 1972, с. 181.

8 Аль-Джанаби, 2010, с. 46.

ответствии с этим знанием. Последнее позволяет понять сущность его соте-риологического учения. Действие человека в соответствии со знанием служит гарантией счастья в этом мире и на том свете. Знание является средством достижения подлинной цели - обретения абсолютного счастья, каковым является созерцание Бога и растворение в единобожии (тавхид) путем видения бытия в единстве («видеть все вещи исходящими от Бога»9). Он пишет: «Но что касается того, чей сокровенный разум (басира) укрепился, а сила не ослабла, то он в состоянии умеренности в своем деле, он видит только Всевышнего Бога и не знает никого, кроме Него. Он знает, что в бытии есть только Бог, что его, [человека], действия - след проявлений Его силы, что они принадлежат Ему [Богу], что в действительности у них нет существования без Него [Бога] и что существованием обладает Единый Бог, благодаря которому существуют все действия [в мире]... Он будет истинным единобожником, который видит только Бога, более того, он не будет смотреть на себя с точки зрения самого себя, нет, а с той точки зрения, что он является рабом Божьим. Это и есть то, когда говорят, что он исчез в единобожии (единстве и единственности Бога. - И.Н.) (тавхид) и что он исчез от себя самого, более того, исчез с той точки зрения, что он раб Божий. Это и есть то, когда говорят, что он исчез в единобожии и что он исчез от себя самого. На это указывают слова: "Мы были благодаря себе, исчезли от самих себя и остались пребывать без себя"»10. Согласно аль-Газали, поиск абсолютных истин должен быть обоснован не формальной логикой, а высшей/философской теологией, или наукой, приносящей пользу на том свете ("илм алъ-ахира)11.

Предназначением этой высшей науки является познание абсолютного Бытия, Бога. По мнению аль-Газали, интеллектуальным органом богопознания является сердце12. Он рассматривает сердце по аналогии с зеркалом. Аль-Газа-ли аргументировал уподобление сердца зеркалу тем, что зеркало не содержит сами вещи, а отражает образы вещей, так же как и Бог не вселяется непосредственно в сердце, он только является, а значит, в сердце мистика попадает лишь знак сверхчувственного мира13. В понимании аль-Газали, интуитивное познание - это запечатление сверхчувственных истин в сердце и совершенствование в интеллектуальном созерцании уже в этой жизни. Личный опыт переживания сопричастности к миру «божественных истин», или «вкушение», - предел в познании и вере. Учение аль-Газали о познании определило его представление об уровнях человеческого познания. Низшую ступень познания представляет вера, вторую ступень - знание и высшую ступень познания и веры олицетворяет мистическое «вкушение» (завк), или непосредственный личный опыт переживания сопричастности к трансцендентному миру.

В итоге аль-Газали приходит к выводу, что решение неразрешимых с позиций разума проблем метафизики и познания возможно лишь путем их рассмотрения в плоскости этики. Единственным критерием действий человека и суждения о нем является нравственное состояние души. Сотериология аль-Га-зали, основанная на его «философской» теологии, приносящей пользу на том

9 Аль-Газали, б.г., Т. 1, с. 33.

10 Аль-Газали, б.г., Т. 5, с. 2627.

11 Аль-Газали, б.г., Т. 1, с. 4.

12 Аль-Газали, б.г., Т. 1, 54.

13 Аль-Газали, б.г., Т. 1, с. 12, 19, 26.

свете, восходит к великому древнегреческому мыслителю Платону, который в своем известном диалоге «Федон» учит, что философия является подготовкой к смерти, умением умирать - оставлять неистинную жизнь. Убеждение аль-Га-зали в необходимости соединения философии и теологии с умеренным исламским мистицизмом, предназначение которого - нравственное совершенствование, созвучно позиции Иммануила Канта (1724-1804). Немецкий философ утверждал, что сущность человека не сводится целиком к его рассудочной деятельности. Поэтому Кант настаивал на ограничении претензий разума на познание сверхопытной (метафизической) реальности. Ведь при попытке выйти за пределы опыта разум с неизбежностью впадает в противоречия (антиномии разума). Согласно Канту, лишь практический разум (нравственное сознание) способен решить задачу, перед которой бессилен теоретический разум, - предоставить «моральное доказательство» бытия Бога и личного бессмертия.

Несомненно, что своим учением о познании аль-Газали подытожил и суммировал деятельность суфиев по рационализации мистического мировидения, их работу по приданию специфическому знанию мистического опыта статуса такой же «теоретической дисциплины», каковым обладали мусульманские религиозные науки (кораническая экзегетика, теология, право и т.д.), путем поиска доводов в пользу того, что суфийское знание (ма"рифа) не только имеет обоснование в Коране и мусульманском предании, но обладает такими же характеристиками, каковые есть у исламских религиозных дисциплин.

Согласно аль-Газали, Бог представляет сверхчувственной реальностью, а множественный мир выступает намеком (мисал) на эту сокровенную реальность. Рациональное познание трансцендентного мира исключается, поэтому постижение сверхчувственного мира можно осуществить лишь посредством интуитивного познания.

Список литературы

Аль-Газали, б.г. - Аль-Газали. Ихйа" "улум ад-дин (Возрождение религиозных наук). Бейрут: Дар аль-китаб аль-"араби, б. г., Т. 1-6.

Аль-Газали, 1972 - Аль-Газали. Тахафут аль-фаласифа (Непоследовательность философов). Каир, 1972. 371 с.

Аль-Джанаби, 2010 - Аль-Джанаби М.М. Теология и философия ал-Газали. М.: Издат. дом Марджани. 2010. 240 с.

Дунйа, 1972 - Дунйа С. Мукаддима (Введение) // Аль-Газали. Тахафут аль-фаласи-фа (Непоследовательность философов). Каир, 1972. С. 7-70.

Ибн Баттал, 2003 - Ибн Баттал. Шарх сахих аль-Бухари (Комментарии к «Достоверному» [сборнику] аль-Бухари). Т. 3. Эр-Рияд: Мактабат ар-Рушд, 2003. 569 с.

Ибрагим, 1998 - Ибрагим Т. Вуджудизм как пантеизм // Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М.: Вост. лит., 1998. С. 82-114.

Коран / Пер. с араб. И.Ю. Крачковского. М.: Раритет, 1990. 528 с.

Насыров, 2016 - Насыров И.Р. К вопросу о критике философии "Абу Хамидом ал-Газали // Анатомия философии: как работает текст / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М.: Издат. дом ЯСК, 2016. С. 309-331.

Hacupoe M.P. A.n-ra3anu o npopuee k mpan^endenmnoMy Mupy

Al-Ghazali on Ascent to the Transcendental Realm

Ilshat R. Nasyrov

Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences. 12/1 Gonchamaya Str., Moscow, 109240, Russian Federation; e-mail: [email protected]

Al-Ghazali, Abu Hamid (1058-1111), outstanding Islamic philosopher, jurist, theologian and Sufi (mystical) thinker. Under the influence of Islamic Mysticism (Sufism), Asharite school of Islamic Theology and Peripatetic Arabic school of Avicenna, al-Ghazali developed his own intuitive cognition of God. Al-Ghazali"s integral teaching is exposed in full detail in his magnum opus, Ihya" "Ulum al-Din . According to al-Ghazali, there are two ways to achieve intuitive cognition: one the spiritual enterprise and other prophecy. The cognition of God results from heart discovery and intuition. Heart is the means by which man becomes to get mystical knowledge. Al-Ghazali considered heart as a mirror of the Divine knowledge. The visible object cannot be said to become united with the mirror; it is merely reflected in it. Using mirror analogy, al-Ghazali said that God does not indwell a human heart but merely reveals Himself in it. Mystic"s heart does not reflect the divine reality but its sign. The profane world is only a hint (mithal) of the transcendental reality. Truth can be achieved through heart discovery and intuition. Mystical cognition (ma"rifa) seeks to obtain knowledge of God through moral perfection for the salvation in the next world.

Keywords: al-Ghazali, intuition cognition, transcendental reality, heart as the place of spiritual knowledge

Похожие публикации