Примерный отчет по научно исследовательской практике. Отчет о прохождении научно-исследовательской практики (магистратура). Дневника в период научно-исследовательской практики магистранта
Завершая магистратуру, учащийся обязан пройти научно исследовательскую практику. Это возможность закрепить все накопленные в теории знания и развить практические навыки их применения, так необходимые в будущей профессии. По итогам своей деятельности студент составляет отчет и представляет своему куратору.
Научно исследовательская практика (НИР) магистрантов
Практика для магистрантов является обязательным этапом образовательного процесса на любых направлениях – экономика, юриспруденция, педагогика и т.д. Проходить ее должен каждый магистрант по окончании учебного семестра. Объем и график прохождения НИР согласуется с научным руководителем. Место для своей временной работы магистрант также согласует с учебной кафедрой.
Цели и задачи НИР
Целью практики можно назвать систематизацию теоретической базы, накопленной за период обучения, а также формирование навыков ведения научных изысканий путем постановки и решения задач по теме диссертации.
Главной задачей научно-исследовательской работы (НИР) студента является наработка опыта в исследовании поставленной проблемы, подбор аналитических материалов для написания выпускной работы.
За время НИР студент изучает:
- информационные источники по теме своего диссертационного исследования;
- методы моделирования, сбора данных;
- современные программные продукты;
- правила подготовки научно-технических отчетов.
По итогам НИР магистрант должен окончательно сформулировать тему своей диссертации, доказать актуальность и практическую ценность этой темы, разработать программу ее изучения и самостоятельно реализовать научное исследование.
Место и особенности прохождения научно-исследовательской практики
Научно-исследовательская практика, может осуществляться на базе организации любой сферы деятельности и формы собственности, учреждении системы высшего образования, в органе государственного или муниципального управления.
Научно-исследовательская практика для магистранта состоит из этапов:
- Предварительный этап (подготовка плана работы)
- Основной исследовательский этап
- Составление отчета
Аттестация магистранта по результатам его работы осуществляется на основании защиты представленного отчета.
Для организации НИР необходимо:
- Подобрать место будущей практики, согласовав его с руководителем;
- Заключить договор между выбранной базой практики и ВУЗом;
- Направляя студентов на практику, куратор магистров организует собрание на кафедре ВУЗа и обеспечивает учащихся программой практики, дневником, направлением, индивидуальным заданием и иными необходимыми документами.
Руководитель НИР от университета:
- помогает написать индивидуальный план для студента;
- изучает и оценивает аналитические материалы, собранные в ходе работы и дневник;
- осуществляет общее руководство исследовательским процессом.
На весь период практики организация предоставляет магистранту рабочее место. За текущее руководство научно-исследовательской работой (НИР) студента ответственен руководитель практики от организации.
В его задачи входит:
- составление вместе с магистрантом плана выполнения программы;
- наблюдение за деятельностью учащегося и оказание ему помощи при необходимости;
- контроль хода выполнения составленной программы;
- проверка аналитических материалов, отобранных в процессе исследовательской работы;
- написание отзыва (характеристики);
- помощь в составлении отчетности.
В период практики работа студента должна быть организована исходя из логики работы над магистерской диссертацией. В соответствии с выбранной темой составляется программа исследований. Магистранты обязаны регулярно делать записи в своих дневниках о всех этапах проводимой работы. По завершении исследовательской деятельности требуется написать отчет о прохождении научно исследовательской практики магистранта и представить готовый отчет руководителю на кафедру своего ВУЗа.
Отчет по научно исследовательской практике
Все собранные в результате практики материалы и дневниковые записи систематизируются и анализируются. На их основе магистрант должен сделать отчет, который в установленные учебным планом сроки передается научному руководителю на проверку. Последним этапом является защита отчета перед своим руководителем и комиссией. По итогам защиты выставляется оценка и оформляется допуск к следующему семестру.
Практика оценивается на основе отчетной документации, составляемой магистрантом и его защитой. В ее состав входит: готовый отчет о прохождении практики и дневник.
Структура отчета по НИР
Отчет по практике содержит 25 – 30 страниц и должен иметь следующую структуру:
1. Титульный лист.
2. Введение, в том числе:
2.1. Цель НИР, место и период ее прохождения.
2.2. Список выполненных заданий.
3. Основная часть.
4. Заключение, включающее:
4.1. Описание приобретенных практических навыков.
4.2. Индивидуальные выводы о ценности проведенного исследования.
5. Список источников.
6. Приложения.
Также основная содержательная часть отчета по НИР включает:
- перечень библиографических источников по теме диссертации;
- обзор существующих научных школ по теме исследования. Обычно оформляется в виде таблицы;
- рецензию на подходящую по теме научную публикацию;
- результаты разработки теоретической базы научного исследования по своей теме и реферативный обзор (актуальность, степень разработанности направления в различных исследованиях, общая характеристика предмета, цели и задач собственного научного исследования и т.д.). Если итоги исследований были представлены магистрантом на конференциях или публиковались статьи в журналах, то их копии прилагаются к отчету.
Основными критериями оценки для отчета выступают:
- логика и структурированность изложения материала исследования, полнота раскрытия темы, целей и задач исследования;
- творческий подход к обобщению и анализу данных с использованием новейших научных методов;
- навыки четкого и последовательного изложения материала, оформления результатов своей работы, навыки владения современными методами исследования, подбора демонстрационных материалов;
От правильности написания отчета зависит итоговая оценка, поэтому стоит отнестись к его составлению с должным вниманием. Можно даже обратиться к своему научному руководителю и попросить пример отчета по научно исследовательской практике магистранта. Такой пример поможет избежать ошибок в составлении и оформлении документа, а значит и необходимости переделывать работу.
Прохождение научно-исследовательской практики является важным этапом подготовки к написанию магистерской диссертации. На базе полученных данных, грамотно составленного отчета и записей дневника практиканта в дальнейшем формируется выпускная работа.
Отчет по исследовательской практике магистранта — документ, в котором подробно анализируют место практики и всю выполненную в процессе ее работу. И с этим у студентов могут возникать трудности.
В первую очередь — с анализом места производственной практики. Многие забывают, что это так же важно, как выполнение заданий научного руководителя. От полученной информации будет зависеть, насколько хорошо практикант выполнит задания и справится с поставленными целями. Поэтому нужно тщательно изучить объект практики и только потом приступать к анализу и проработке информации.
Важная часть документа, выполнение которой вызывает немало трудностей, является рефлексия собственных достижений. Студент должен объективно оценить свою научно-исследовательскую деятельность на предприятии. Справиться с этим ему помогает дневник, куда он записывает все, что связано с практикой. Если студент ведет его плохо, то потом у него возникают проблемы на этапе рефлексии.
Целью научно-исследовательской практикиявляется систематизация, расширение и закрепление профессиональных знаний, формирование у студентов-магистрантов навыков ведения самостоятельной научной работы, исследования, экспериментирования, проектной и экспертной деятельности, развитие компетенций, полученных при изучении дисциплин учебного плана специализированной магистерской программы «Государственное и муниципальное управление».
Задачами научно-исследовательской практикиявляются:
приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, а также подбор необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации;
получение компетенций самостоятельной работы по сбору и обработке научной, статистической, методической информации и практических данных;
сбор, анализ и обобщение исследовательского материала, получаемого в ходе первичной и вторичной обработки в целях подготовки магистерской диссертации;
написание научных текстов и их представление (апробация).
Во время научно-исследовательской практики студентдолжен:
Изучить:
литературные источники по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении магистерской диссертации;
методы исследования и проведения аналитических работ;
информационные технологии в научных исследованиях, программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере;
требования к оформлению научно-технической документации.
Выполнить:
анализ, систематизацию и обобщение научной информации по теме исследования;
теоретическое или экспериментальное исследование в рамках поставленных задач;
анализ достоверности полученных результатов;
сравнение результатов исследования с отечественными и зарубежными аналогами;
анализ научной и практической значимости проводимых исследований.
Ожидаемые результатыот научно-исследовательской практики:
Знание основных положений методологии научного исследования и умение применить их при работе над выбранной темой магистерской диссертации;
умение работать с эмпирической базой исследования в соответствии с выбранной темой магистерской диссертации (составление программы и плана эмпирического исследования, постановка и формулировка задач эмпирического исследования, определение объекта эмпирического исследования, выбор методики эмпирического исследования, изучение методов сбора и анализа эмпирических данных);
формирование навыков проведения статистических и социологических исследований, связанных с темой магистерской диссертации студента;
освоение методики анкетирования и интервьюирования (составление анкеты, опрос, анализ и обобщение результатов); освоить методики наблюдения, эксперимента и моделирования;
умение изложить научные знания по проблеме исследования в виде отчетов, публикаций докладов;
умение подготовить аргументацию для проведения научной дискуссии, в том числе публичной;
умение пользоваться различными справочно-библиографическими системами, приобретение навыков работы с библиографическими справочниками, составления научно-библиографических списков, использования библиографического описания в научных работах, работы с электронными базами данных отечественных и зарубежных библиотечных фондов;
умение обобщать результаты научно-исследовательской деятельности для продолжения научных исследований в рамках системы послевузовского образования.
Место научно-исследовательской практики
в структуре ООП магистратуры
Выпускники магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» становятся специалистами в сфере государственного и муниципального управления, которые должны обладать навыками управления в органах государственного и муниципального управления различных уровней, и, наконец, накопив достаточный практический опыт, имеют возможность стать руководителями различных структур в сфере государственного и муниципального управления.
При организации проведения научно-исследовательской практики магистрантов весьма важно учитывать характеристики будущей профессиональной деятельности магистров, содержащиеся в разделе IV ФГОС ВПО по направлению «Государственное и муниципальное управление». В частности, область профессиональной деятельности магистров включает в себя:
государственное управление;
муниципальное управление и местное самоуправление;
управление в государственных и муниципальных учреждениях;
управление в социальной сфере;
управление в некоммерческих организациях;
управление в иных организациях, на должностях по связям с государственными органами и гражданами.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
Магистр по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» должен быть подготовлен к решению профессиональных задач и в области научно-исследовательской и педагогической деятельности. В частности, в эти задачи входят:
Участие в научно-исследовательских работах по проблемам государственного и муниципального управления, подготовка обзоров и аналитических исследований по отдельным темам специализации;
Подготовка и апробация отдельных образовательных программ и курсов, представление результатов исследований для других специалистов.
Конкретизируя цели научно-исследовательской практики в соответствии с условиями конкретного университета, факультета, кафедры, профиля обучения, программа практики магистра может предусматривать:
закрепление, углубление и дополнение теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин;
приобретение опыта управленческой, организационной и воспитательной работы в коллективе;
сбор материала для выполнения научно-исследовательской работы магистранта (НИРС);
сбор материала для написания выпускной работы магистра;
приобретение умений и навыков работы в качестве преподавателя и т.п.
Таким образом, магистр государственного и муниципального управления готовится для эффективной профессиональной научно-исследовательской, педагогической, организаторской и аналитической деятельности в области государственного и муниципального управления.
Место и время проведения
научно-исследовательской практики
Практика проводится на выпускающих кафедрах, осуществляющих подготовку магистров, в научных подразделениях вуза, также на договорных началах в государственных и муниципальных организациях, органах местного самоуправления, подразделениях администрации с целью изучения и сбора материалов, связанных с выполнением выпускной квалификационной работы. В подразделениях, где проходит практика, магистрантам могут быть выделены рабочие места для выполнения индивидуальных заданий по программе практики.
Магистранты в период прохождения практики подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным в подразделении и на рабочих местах.
Прохождение научно-исследовательской практики предусмотрено в 4-м семестре, продолжительность – 6 недель, общий объём – 9 зачётных единиц.
Формируемые компетенции
В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
Компетенция постановки проблем. Умение структурировать проблемное пространство, оценивать и выбирать альтернативы в условиях демократического общества (ОК-9);
Компетенция аналитической работы. Умение формировать базы знаний, оценивать их полноту и качество имеющихся знаний. Способность осуществлять верификацию и структуризацию информации. Умение осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность в целях получения нового знания. Умение и готовность систематически применять эти знания для экспертной оценки реальных управленческих ситуаций (ОК-10);
компетенция владения инструментальными средствами исследования. Умение пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации, работать с распределёнными базами знаний в глобальных компьютерных сетях. Готовность применять инструментальные средства исследования для решения поставленных задач (ОК-11);
компетенция научной работы. Способность создавать новое знание, соотносить это знание с имеющимися отечественными и зарубежными исследованиями. Способность и готовность использовать знание при осуществлении экспертных работ, в целях практического применения методов и теорий (ОК-12);
компетенция креативности. Владение навыками самостоятельной, творческой работы. Умение организовать свой труд. Способность порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-13);
компетенции самосовершенствования, включая:
способность и готовность к самосовершенствованию, к расширению границ своих научных и профессионально-практических познаний. Умение использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-14);
умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе анализа информации. Способность критического анализа своих возможностей (ОК-15);
умение систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления (ПК-16);
умение выдвигать инновационные идеи и нестандартные подходы к их реализации (ПК-17);
способность к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях (ПК-18);
способность использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-19);
Овладение методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований (ПК-20);
Овладение методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства (ПК-21);
Овладение методами и инструментальными средствами, способствующими интенсификации познавательной деятельности (ПК-22).
С тематикой магистерской диссертации, выбранной студентом и согласованной с научным руководителем, исходя из специфики образовательной программы подготовки магистров по направлению «Государственное и муниципальное управление»;
Индивидуальным заданием научного руководителя магистерской диссертации и руководителя практики, назначенного по месту ее прохождения.
3. Местом прохождения практики.
База практики | |
государственной власти |
Участие в управлении социально-экономическим развитием и организационными изменениями, планировании, распоряжении и контроле общественных финансов, исполнении функций органов, подготовке нормативных правовых актов, правоприменительной и контрольной деятельности, аналитическая работа и связи с общественностью |
Органы местного самоуправления База практики |
Участие в управлении социально-экономическим развитием муници-пальных образований, муниципальным (городским) хозяйством, его отдельными Содержание деятельности |
отраслями и организациями, состав-лении и реализации планов социально-экономического развития территорий, оказание муниципальных услуг, подго-товка актов местного самоуправления и их реализация, аналитическая работа, связи с общественностью |
|
Государственные и муниципальные учреждения, организации и предприятия, негосу-дарственные некоммерческие организации |
Участие в управлении учреждением, организацией, их подразделениями, выполнение индивидуальных управ-ленческих, аналитических и консалтинговых функций. Планирование, организационное развитие, бюджетирование, управление проектами и персоналом, контрактная практика. Прогнозирова-ние и аналитика, консалтинг |
Виды работ и содержание отчетности магистрантов по научно-исследовательской практике
Вид работ по НИП |
документации магистранта |
1.Уточнение логики научного исследования по главам и параграфам |
Подробный План проводимого исследования |
1.Обзор основных направлений научной деятельности по теме магистерской диссертации |
Глава 1. Теоретическая концепция научного исследования магистерской диссертации |
2. Разработка основных направлений теоретической концепции научного исследования по теме магистерской диссертации |
Глава 1. Теоретическая концепция научного исследования магистерской диссертации |
3. Методический аппарат научного исследования в магистерской диссертации Вид работ по НИП |
Глава 2. Структурированный анализ проблем по теме исследования, анализ законодательной базы в таблицах или схемах, анализ эксперименталь- документации магистранта |
ной, проектной, эмпирической информации. Результаты в описательном и ил-люстративном оформлении с их интерпретацией |
|
4.Характеристика научно-исследовательского проекта/самостоятельной методики исследования |
Глава 3. Самостоятельный параграф - предложения автора по решению научной проблемы, совершенствованию управленческой практики |
5. Информационно-аналитическая база научного исследования |
1. Перечень литературных источников по теме магистерской диссертации (50 русскоязычных источников, 5 иностранных источников, в том числе самостоятельный перевод оригинальных источников – не менее 3). |
6.Научная и публикационная активность студента |
Характеристика научно-ис-следовательской работы и научной активности за 2 года обучения по МП ГМУ, включая таблицу о ре-зультативности конкретного личного участия по годам в научных мероприятиях университета и внешних организа-циях. Сведения о научных публикациях, в том числе: об индивидуальных научных работах, научных конкурсах, проектах, материалах научных конференций и статьях в аннотированных ВАК журналах |
7. Составление отчетности, подготовка иллюстративного и презентационного материала |
Отчет о НИП магистранта |
По итогам научно-исследовательской практики студент предоставляет на кафедру:
дневник научно-исследовательской практики магистранта;
список литературы в рамках исследовательской программы;
развернутый отчет о результатах научно-исследовательской практики, который состоит из титульного листа, оглавления, введения, основной части – отчет по аналитическому и проектному разделу практики в установленной форме; заключения (самостоятельной оценки работы), списка использованной литературы, приложений;
текст подготовленной статьи (доклада) по материалам научно-исследовательской практики.
Аттестация по итогам практики проводится на основании защиты результатов, полученных в ходе научно-исследовательской практики. Защита отчетов по научно-исследовательской практике осуществляется либо на конференции, посвященной итогам научно-исследовательской практики, либо на научно-исследовательском семинаре программы в дни, установленные руководителем магистерской программы.
По итогам положительной аттестации студенту выставляется дифференцированный зачет (отлично, хорошо, удовлетворительно).
Оценка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Аттестация практики проводится с оценкой по пятибалльной шкале. Уровень оценки соответствует уровню выполненной работы и представленных материалов в части обработанной литературы, собранных и обработанных материалов, их соответствия тематике диссертации и специфики программы «Государственного и муниципального управления», наличия элементов научной новизны и практической значимости.
Оценка «отлично» (5 баллов) выставляется при полном выполнении требований по научно-исследовательской практике в срок, готовности для включения представленных материалов в магистерскую диссертацию, наличии подготовленной к публикации статьи, наличии результатов, обладающих признаками научной новизны.
Оценка «хорошо» (4 балла) ставится при наличии отдельных недоработок, неполноте представленных материалов.
Оценка «удовлетворительно» (3 балла) ставится при некомплектном и некачественном представлении материалов, слабой готовности для включения в статью (диссертацию).
По результатам научно-исследовательской практики студенты представляют к публикации подготовленные ими статьи, готовят выступления на научные и научно-практические конференции и интерактивные занятия.
Руководство и контроль прохождения практики
Общее руководство научно-исследовательской практикой осуществляет руководитель магистерской программы или, по согласованию с ним, один из преподавателей кафедры. Для прохождения практики для всех магистрантов определяются кураторы от базы практики, под руководством которых магистранты реализуют проектный раздел научно-исследовательской практики.
Руководитель практики от кафедры:
согласовывает программу научно-исследовательской практики и тему исследовательского проекта с научным руководителем магистранта и научным руководителем программы подготовки магистров;
устанавливает связь с руководителями практики от организации и совместно с ними составляет рабочую программу проведения практики;
разрабатывает тематику индивидуальных заданий;
содействует формированию общей схемы выполнения исследования, графика проведения практики, режима работы студента и осуществляет систематический контроль за ходом практики и работой студентов;
принимает участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещения их по видам работ;
несет ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;
осуществляет контроль соблюдения сроков практики и ее содержанием;
оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов для подготовки магистерской диссертации;
оценивает результаты выполнения студентами программы практики.
Научный руководитель студента-магистранта:
координирует постановку задач самостоятельной работы студентов в период практики с выдачей индивидуального задания по сбору необходимых материалов для выполнения исследовательской программы, оказывает соответствующую консультационную помощь;
участвует в работе конференции по подведению итогов научно-исследовательской практики;
Студент-магистрант:
проводит исследование по утвержденной теме в соответствии с графиком практики и режимом работы подразделения - места прохождения практики;
получает от руководителя практики указания, рекомендации и разъяснения по всем вопросам, связанным с организацией и прохождением практики;
Отчитывается о выполненной работе в соответствии с установленным графиком.
Завершая магистратуру, учащийся обязан пройти научно исследовательскую практику. Это возможность закрепить все накопленные в теории знания и развить практические навыки их применения, так необходимые в будущей профессии. По итогам своей деятельности студент составляет отчет и представляет своему куратору.
Научно исследовательская практика (НИР) магистрантов
Практика для магистрантов является обязательным этапом образовательного процесса на любых направлениях – экономика, юриспруденция, педагогика и т.д. Проходить ее должен каждый магистрант по окончании учебного семестра. Объем и график прохождения НИР согласуется с научным руководителем. Место для своей временной работы магистрант также согласует с учебной кафедрой.
Цели и задачи НИР
Целью практики можно назвать систематизацию теоретической базы, накопленной за период обучения, а также формирование навыков ведения научных изысканий путем постановки и решения задач по теме диссертации.
Главной задачей научно-исследовательской работы (НИР) студента является наработка опыта в исследовании поставленной проблемы, подбор аналитических материалов для написания выпускной работы.
За время НИР студент изучает:
- информационные источники по теме своего диссертационного исследования;
- методы моделирования, сбора данных;
- современные программные продукты;
- правила подготовки научно-технических отчетов.
По итогам НИР магистрант должен окончательно сформулировать тему своей диссертации, доказать актуальность и практическую ценность этой темы, разработать программу ее изучения и самостоятельно реализовать научное исследование.
Место и особенности прохождения научно-исследовательской практики
Научно-исследовательская практика, может осуществляться на базе организации любой сферы деятельности и формы собственности, учреждении системы высшего образования, в органе государственного или муниципального управления.
- Предварительный этап (подготовка плана работы)
- Основной исследовательский этап
- Составление отчета
Аттестация магистранта по результатам его работы осуществляется на основании защиты представленного отчета.
- Подобрать место будущей практики, согласовав его с руководителем;
- Заключить договор между выбранной базой практики и ВУЗом;
- Направляя студентов на практику, куратор магистров организует собрание на кафедре ВУЗа и обеспечивает учащихся программой практики, дневником, направлением, индивидуальным заданием и иными необходимыми документами.
Руководитель НИР от университета:
- помогает написать индивидуальный план для студента;
- изучает и оценивает аналитические материалы, собранные в ходе работы и дневник;
- осуществляет общее руководство исследовательским процессом.
На весь период практики организация предоставляет магистранту рабочее место. За текущее руководство научно-исследовательской работой (НИР) студента ответственен руководитель практики от организации.
В его задачи входит:
- составление вместе с магистрантом плана выполнения программы;
- наблюдение за деятельностью учащегося и оказание ему помощи при необходимости;
- контроль хода выполнения составленной программы;
- проверка аналитических материалов, отобранных в процессе исследовательской работы;
- написание отзыва (характеристики);
- помощь в составлении отчетности.
В период практики работа студента должна быть организована исходя из логики работы над магистерской диссертацией. В соответствии с выбранной темой составляется программа исследований. Магистранты обязаны регулярно делать записи в своих дневниках о всех этапах проводимой работы. По завершении исследовательской деятельности требуется написать отчет о прохождении научно исследовательской практики магистранта и представить готовый отчет руководителю на кафедру своего ВУЗа.
Отчет по научно исследовательской практике
Все собранные в результате практики материалы и дневниковые записи систематизируются и анализируются. На их основе магистрант должен сделать отчет, который в установленные учебным планом сроки передается научному руководителю на проверку. Последним этапом является защита отчета перед своим руководителем и комиссией. По итогам защиты выставляется оценка и оформляется допуск к следующему семестру.
Практика оценивается на основе отчетной документации, составляемой магистрантом и его защитой. В ее состав входит: готовый отчет о прохождении практики и дневник.
Структура отчета по НИР
Отчет по практике содержит 25 – 30 страниц и должен иметь следующую структуру:
1. Титульный лист.
2. Введение, в том числе:
2.1. Цель НИР, место и период ее прохождения.
2.2. Список выполненных заданий.
3. Основная часть.
4. Заключение, включающее:
4.1. Описание приобретенных практических навыков.
4.2. Индивидуальные выводы о ценности проведенного исследования.
5. Список источников.
Также основная содержательная часть отчета по НИР включает:
- перечень библиографических источников по теме диссертации;
- обзор существующих научных школ по теме исследования. Обычно оформляется в виде таблицы;
- рецензию на подходящую по теме научную публикацию;
- результаты разработки теоретической базы научного исследования по своей теме и реферативный обзор (актуальность, степень разработанности направления в различных исследованиях, общая характеристика предмета, цели и задач собственного научного исследования и т.д.). Если итоги исследований были представлены магистрантом на конференциях или публиковались статьи в журналах, то их копии прилагаются к отчету.
Основными критериями оценки для отчета выступают:
- логика и структурированность изложения материала исследования, полнота раскрытия темы, целей и задач исследования;
- творческий подход к обобщению и анализу данных с использованием новейших научных методов;
- навыки четкого и последовательного изложения материала, оформления результатов своей работы, навыки владения современными методами исследования, подбора демонстрационных материалов;
От правильности написания отчета зависит итоговая оценка, поэтому стоит отнестись к его составлению с должным вниманием. Можно даже обратиться к своему научному руководителю и попросить пример отчета по научно исследовательской практике магистранта. Такой пример поможет избежать ошибок в составлении и оформлении документа, а значит и необходимости переделывать работу.
Прохождение научно-исследовательской практики является важным этапом подготовки к написанию магистерской диссертации. На базе полученных данных, грамотно составленного отчета и записей дневника практиканта в дальнейшем формируется выпускная работа.
Дневника в период научно-исследовательской практики магистранта
Цель научно-исследовательской практики
Целью научно-исследовательской практики магистрантов направления подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование магистерские программы Педагогическая психология творческой деятельности, Практическая психология является применение и развитие научно-исследовательских компетенций в процессе теоретического обоснования проекта программы психолого-педагогической деятельности (профилактики, просвещения, консультирования, развития и/или психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса), проектирования и проведения ее опытно-экспериментальной апробации с использованием современной вычислительной техники и адекватно подобранных современных методов математической статистики.
Задачи научно-исследовательской практики
Задачами научно-исследовательской практики являются:
— строить научно-исследовательскую деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами;
— актуализировать и применять практические способы поиска научной и профессиональной информации по теме магистерской диссертации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний;
— применять приемы, методы и практические способы создания проекта программы психолого-педагогической деятельности (профилактики, просвещения, консультирования, развития и/или психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса), обеспечивающей решение проблемы магистерской диссертации;
— анализировать современный психолого-педагогический опыт и тенденции его развития, прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению на этапе апробации проекта созданной программы психолого-педагогической деятельности;
— апробировать созданную психолого-педагогическую программу на основе использования научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности;
— применять современные технологии организации сбора, обработки данных и их интерпретации на контрольном этапе реализации проекта программы; инновационные технологии и активные методы обучения – на формирующем этапе; адекватно подобранные современные методы математической статистики – на этапе формулировки выводов о результативности апробированного проекта программы;
— разрешать конфликтные ситуации в процессе апробации проекта программы и оказывать поддержку субъектам образования в проблемных и кризисных ситуациях с учетом этнокультурной специфики;
— обработать, обобщить и интерпретировать данные психолого-педагогического исследования, проводить сравнительный анализ данных (самостоятельно полученных на констатирующем и контрольном этапах с полученными в исследованиях других авторов), выделять существенные связи и отношения;
— овладеть умениями изложения обоснованных научно-исследовательских положений и полученных опытно-экспериментальных данных, их предъявления в виде научного отчета, научного доклада, научной публикации.
Структура и содержание практики
№ | Разделы (этапы) практики | Виды работ на практику, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля |
1. | Практический | Завершение опытно-экспериментальной работы по теме исследования (формирующий этап). Проведение контрольного этапа опытно-экспериментальной работы. Обработка данных. Анализ полученных данных. | Собеседование по результатам |
2. | Интерпретационный | Составление таблиц и диаграмм, включающих сопоставительные данные констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы. Статистическая обработка данных. Анализ и интерпретация полученных данных в контексте темы исследования. | Собеседование по результатам |
3. | Обобщающий | Уточнение понятийного аппарата. Формулирование теоретических выводов и обобщений. Написание первого варианта практической части магистерской диссертации. | Собеседование по результатам |
4. | Оформление результатов и рефлексии | Оформление проведённого исследования в виде научной статьи. Оформление отчета о научно-исследовательской практике. | Публичная защита выполненной программы практики |
Магистранты в период научно-исследовательской практики:
1. Составляют индивидуальный план и программу практики.
2. Проводят опытно-экспериментальную работу по теме исследования (формирующий и контрольный этапы).
3. Оформляют данные и документацию о проведенном исследовании.
4. Составляют научный отчет о проделанной работе за период практики (публичная защита), пишут научную статью и первый вариант практической главы магистерской диссертации.
Основные требования по заполнению
дневника в период научно-исследовательской практики магистранта
1. Заполнить информационную часть (ФИО магистранта, ФИО научного руководителя практики, база практики, цель и задачи практики, тема магистерской диссертации и др.).
2. Совместно с научным руководителем практики составить индивидуальный план работы магистранта на период научно-исследовательской практики. Получить типовые и индивидуальные задания по профилю подготовки для квалификации магистра.
4. Регулярно записывать все реально выполняемые работы.
5. Один раз в неделю (во время консультаций) предоставлять дневник на просмотр научному руководителю практики.
6. Получить отзывы руководителей практики от образовательного учреждения и кафедры.
ДНЕВНИК УЧЕТА РАБОТЫ МАГИСТРАНТА-ПРАКТИКАНТА
ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Студента 1 курса юридического факультета
_______________________________________Кочубея Алексея Андреевича _____________________________
фамилия, имя, отчество
___________конституционного и муниципального права _____________________________
продолжительность__________8 недель, с 19.05 по 12.07.2015 года ____________________
кол. недель, сроки практики
Руководитель практики от университета
С 19.05. по 12.07.2015 года мною осуществлялось прохождение учебной (научно-исследовательской) практики, основной целью которой стал сбор, анализ и обобщение научного материала, разработка оригинальных научных предложений и научных идей для подготовки и написания магистерской работы, изучения методов и средств самостоятельной исследовательской деятельности, получения навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.
По итогам прохождения научно-исследовательской практики были решены следующие задачи:
— изучена методология научно-исследовательской работы;
— освоены современные информационные технологии в юриспруденции;
— усовершенствованы навыки получения, обработки научной информации;
Перед тем, как приступить к научно исследовательской практике, мною совместно с научным руководителем согласован план научной работы
изучена программа прохождения научно-исследовательской практики, цели и задачи, получены образцы отчета о практике и дневника учета работы студента-практиканта.
В процессе прохождения практики мной:
— проведена работа с библиографическими источниками (в том числе электронными), собрана и обработана информация, осуществлено применение найденного материала при написании второй и третьей главы магистерской работы, а также проведено редактирование первой главы, создана база эмпирических данных;
Переведены на русский язык некоторые правовые источники Федеративной Республики Германии
— собран и систематизирован научный материал, в том числе с помощью справочно-правовых систем (научные статьи, монографии, учебные пособия) по исследуемой мною тематике «Конституционно правовые основы законодательного процесса в парламенте: сравнительно правовой анализ Федеративной Республики Германии, Республики Казахстан и Республики Беларусь»,
— обозначена методология научного исследования, дифференцированы научные методы в процессе решения определенных исследовательских задач;
— определена необходимая теоретико-методологическая основа для проведения научных исследований по разрабатываемой проблематике в рамках магистерской диссертации;
— изучены технические особенности оформления результатов проделанной работы, печати и редактирования (в соответствии требованиями действующего ГОСТа);
Собрана определенная база правовых источников Федеративной Республики Германии, Республики Казахстан и Республики Беларусь
Проведен сравнительно-правовой анализ изучаемых стран
— структурирована теоретико-методологическая составляющая моего исследования;
— сформировано собственное видение содержания изучаемой проблематики.
По итогам практики мною были приобретены следующие навыки:
— самостоятельной научно-исследовательской работы,
Поиска и систематизации полученной информации;
Анализа и обобщения собранного материала,
Научного анализа исследуемой проблематики;
Определения и применения необходимого методологического инструментария по исследуемой проблеме;
— работы с информационными программными продуктами и ресурсами сети Интернет и т.п.
Магистрант Кочубей А.А.
ДНЕВНИК УЧЕТА РАБОТЫ МАГИСТРАНТА-ПРАКТИКАНТА
по учебной (научно-исследовательской) практике магистранта 1 года обучения кафедры конституционного и муниципального права
ФГБОУ ВО СНИГУ им. Н.Г. Чернышевского Спелова А.А.
№ п/п | Период | Перечень выполненных действий |
1. | 18.05.- 19.05.2016 | Перепроверка курсовой работы, написанной по итогам 1 курса магистратуры. Анализ ошибок в курсовой работе, изучены рекомендации научного руководителя по курсовой работе. |
2. | 20.05.2016 | Поиск литературы по методологии проведения научного исследования в юриспруденции. |
3. | 23.05. – 25.05.2016 | Изучение литературы по методологии проведения научного исследования в юриспруденции. Анализ полученных выводов. |
4. | 26.05. – 27.05.2016 | Определение необходимой теоретической базы для проведения научных исследований по разрабатываемой проблематике в рамках магистерской работы. Составление примерного развёрнутого плана первой (теоретической) главы магистерской работы. |
5. | 30.05. – 03.06.2016 | Поиск, подбор, изучение юридической литературы по вопросам: генезиса понятия «самовольная постройка», истории становления института самовольного строительства в России, сравнительного анализа института самовольного строительства в РФ и странах англо-саксонской правовой семьи. Составление развёрнутого плана второй главы магистерской работы. |
6. | 05.06. – 11.06.2016 | Отработка судебной практики по вопросу о понятии «самовольной постройки»: толкование понятия арбитражными судами различных округов, судами общей юрисдикции, Конституционным судом. Сравнительный анализ собранной судебной практики. |
7. | 13.06. – 17.06.2016 | Поиск и изучение юридической литературы по вопросам: условий признания постройки самовольной, порядка признания постройки самовольной, круга лиц, имеющих права обращаться с требованиями о признании постройки самовольной. |
8. | 19.06. – 21.06.2016 | Проведение консультаций с практикующими юристами — специалистами в области земельного права; споров, связанных с недвижимостью. |
9. | 22.06. – 25.06.2016 | Анализ изменений, внесённых в ст. 222 ГК РФ изменений (ч. 4 ст. 222 ГК РФ). Поиск и изучение юридической литературы по вопросам: срока исковой давности для признания постройки самовольной, градостроительных и строительных норм, подлежащих применению при решении вопроса о признании постройки самовольной. Систематизация и структурирование, полученной информации для упрощения её дальнейшей переработки и использования при написании магистерской работы. |
10. | 27.06. – 02.07.2016 | Отработка судебной арбитражной практики по вопросам 2 главы магистерской работы. Сравнительный анализ сложившейся судебной практики в различных судебных округах РФ. Сопоставительный анализ практики судебных округов и линии, выработанной Верховным Судом РФ по каждому выделенному вопросу второй главы магистерской работы. |
11. | 04.07. – 07.07.2016 | Отработка практики судов общей юрисдикции по вопросам 2 главы магистерской работы. Сопоставительный анализ практики нижестоящих судов общей юрисдикции и линии, выработанной Верховным Судом РФ по каждому выделенному вопросу второй главы магистерской работы. Сравнительный анализ арбитражной судебной практики и практики судов общей юрисдикции. |
12. | 08.07. – 09.07.2016 | Изучение литературы и судебной практики по вопросу легализации самовольного строительства в досудебном и судебном порядке. |
13. | 10.07. – 12.07.2016 | Поиск и изучение литературы, судебной практики по вопросу применения последствий самовольного строительства, снос самовольной постройки по решению суда и по решению ОМСУ. Поиск информации о незаконности сноса самовольных построек по решению ОМСУ. |
Целью научно-исследовательской практикиявляется систематизация, расширение и закрепление профессиональных знаний, формирование у студентов-магистрантов навыков ведения самостоятельной научной работы, исследования, экспериментирования, проектной и экспертной деятельности, развитие компетенций, полученных при изучении дисциплин учебного плана специализированной магистерской программы «Государственное и муниципальное управление».
Задачами научно-исследовательской практикиявляются:
приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, а также подбор необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации;
получение компетенций самостоятельной работы по сбору и обработке научной, статистической, методической информации и практических данных;
сбор, анализ и обобщение исследовательского материала, получаемого в ходе первичной и вторичной обработки в целях подготовки магистерской диссертации;
написание научных текстов и их представление (апробация).
Во время научно-исследовательской практики студентдолжен:
Изучить:
литературные источники по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении магистерской диссертации;
методы исследования и проведения аналитических работ;
информационные технологии в научных исследованиях, программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере;
требования к оформлению научно-технической документации.
Выполнить:
анализ, систематизацию и обобщение научной информации по теме исследования;
теоретическое или экспериментальное исследование в рамках поставленных задач;
анализ достоверности полученных результатов;
сравнение результатов исследования с отечественными и зарубежными аналогами;
анализ научной и практической значимости проводимых исследований.
Ожидаемые результатыот научно-исследовательской практики:
Знание основных положений методологии научного исследования и умение применить их при работе над выбранной темой магистерской диссертации;
умение работать с эмпирической базой исследования в соответствии с выбранной темой магистерской диссертации (составление программы и плана эмпирического исследования, постановка и формулировка задач эмпирического исследования, определение объекта эмпирического исследования, выбор методики эмпирического исследования, изучение методов сбора и анализа эмпирических данных);
формирование навыков проведения статистических и социологических исследований, связанных с темой магистерской диссертации студента;
освоение методики анкетирования и интервьюирования (составление анкеты, опрос, анализ и обобщение результатов); освоить методики наблюдения, эксперимента и моделирования;
умение изложить научные знания по проблеме исследования в виде отчетов, публикаций докладов;
умение подготовить аргументацию для проведения научной дискуссии, в том числе публичной;
умение пользоваться различными справочно-библиографическими системами, приобретение навыков работы с библиографическими справочниками, составления научно-библиографических списков, использования библиографического описания в научных работах, работы с электронными базами данных отечественных и зарубежных библиотечных фондов;
умение обобщать результаты научно-исследовательской деятельности для продолжения научных исследований в рамках системы послевузовского образования.
Место научно-исследовательской практики
в структуре ООП магистратуры
Выпускники магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» становятся специалистами в сфере государственного и муниципального управления, которые должны обладать навыками управления в органах государственного и муниципального управления различных уровней, и, наконец, накопив достаточный практический опыт, имеют возможность стать руководителями различных структур в сфере государственного и муниципального управления.
При организации проведения научно-исследовательской практики магистрантов весьма важно учитывать характеристики будущей профессиональной деятельности магистров, содержащиеся в разделе IV ФГОС ВПО по направлению «Государственное и муниципальное управление». В частности, область профессиональной деятельности магистров включает в себя:
государственное управление;
муниципальное управление и местное самоуправление;
управление в государственных и муниципальных учреждениях;
управление в социальной сфере;
управление в некоммерческих организациях;
управление в иных организациях, на должностях по связям с государственными органами и гражданами.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
Магистр по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» должен быть подготовлен к решению профессиональных задач и в области научно-исследовательской и педагогической деятельности. В частности, в эти задачи входят:
Участие в научно-исследовательских работах по проблемам государственного и муниципального управления, подготовка обзоров и аналитических исследований по отдельным темам специализации;
Подготовка и апробация отдельных образовательных программ и курсов, представление результатов исследований для других специалистов.
Конкретизируя цели научно-исследовательской практики в соответствии с условиями конкретного университета, факультета, кафедры, профиля обучения, программа практики магистра может предусматривать:
закрепление, углубление и дополнение теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин;
приобретение опыта управленческой, организационной и воспитательной работы в коллективе;
сбор материала для выполнения научно-исследовательской работы магистранта (НИРС);
сбор материала для написания выпускной работы магистра;
приобретение умений и навыков работы в качестве преподавателя и т.п.
Таким образом, магистр государственного и муниципального управления готовится для эффективной профессиональной научно-исследовательской, педагогической, организаторской и аналитической деятельности в области государственного и муниципального управления.
Место и время проведения
научно-исследовательской практики
Практика проводится на выпускающих кафедрах, осуществляющих подготовку магистров, в научных подразделениях вуза, также на договорных началах в государственных и муниципальных организациях, органах местного самоуправления, подразделениях администрации с целью изучения и сбора материалов, связанных с выполнением выпускной квалификационной работы. В подразделениях, где проходит практика, магистрантам могут быть выделены рабочие места для выполнения индивидуальных заданий по программе практики.
Магистранты в период прохождения практики подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным в подразделении и на рабочих местах.
Прохождение научно-исследовательской практики предусмотрено в 4-м семестре, продолжительность – 6 недель, общий объём – 9 зачётных единиц.
Формируемые компетенции
В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
Компетенция постановки проблем. Умение структурировать проблемное пространство, оценивать и выбирать альтернативы в условиях демократического общества (ОК-9);
Компетенция аналитической работы. Умение формировать базы знаний, оценивать их полноту и качество имеющихся знаний. Способность осуществлять верификацию и структуризацию информации. Умение осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность в целях получения нового знания. Умение и готовность систематически применять эти знания для экспертной оценки реальных управленческих ситуаций (ОК-10);
компетенция владения инструментальными средствами исследования. Умение пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации, работать с распределёнными базами знаний в глобальных компьютерных сетях. Готовность применять инструментальные средства исследования для решения поставленных задач (ОК-11);
компетенция научной работы. Способность создавать новое знание, соотносить это знание с имеющимися отечественными и зарубежными исследованиями. Способность и готовность использовать знание при осуществлении экспертных работ, в целях практического применения методов и теорий (ОК-12);
компетенция креативности. Владение навыками самостоятельной, творческой работы. Умение организовать свой труд. Способность порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-13);
компетенции самосовершенствования, включая:
способность и готовность к самосовершенствованию, к расширению границ своих научных и профессионально-практических познаний. Умение использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-14);
умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе анализа информации. Способность критического анализа своих возможностей (ОК-15);
умение систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления (ПК-16);
умение выдвигать инновационные идеи и нестандартные подходы к их реализации (ПК-17);
способность к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях (ПК-18);
способность использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-19);
Овладение методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований (ПК-20);
Овладение методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства (ПК-21);
Овладение методами и инструментальными средствами, способствующими интенсификации познавательной деятельности (ПК-22).
С тематикой магистерской диссертации, выбранной студентом и согласованной с научным руководителем, исходя из специфики образовательной программы подготовки магистров по направлению «Государственное и муниципальное управление»;
Индивидуальным заданием научного руководителя магистерской диссертации и руководителя практики, назначенного по месту ее прохождения.
3. Местом прохождения практики.
База практики | |
государственной власти |
Участие в управлении социально-экономическим развитием и организационными изменениями, планировании, распоряжении и контроле общественных финансов, исполнении функций органов, подготовке нормативных правовых актов, правоприменительной и контрольной деятельности, аналитическая работа и связи с общественностью |
Органы местного самоуправления База практики |
Участие в управлении социально-экономическим развитием муници-пальных образований, муниципальным (городским) хозяйством, его отдельными Содержание деятельности |
отраслями и организациями, состав-лении и реализации планов социально-экономического развития территорий, оказание муниципальных услуг, подго-товка актов местного самоуправления и их реализация, аналитическая работа, связи с общественностью |
|
Государственные и муниципальные учреждения, организации и предприятия, негосу-дарственные некоммерческие организации |
Участие в управлении учреждением, организацией, их подразделениями, выполнение индивидуальных управ-ленческих, аналитических и консалтинговых функций. Планирование, организационное развитие, бюджетирование, управление проектами и персоналом, контрактная практика. Прогнозирова-ние и аналитика, консалтинг |
Виды работ и содержание отчетности магистрантов по научно-исследовательской практике
Вид работ по НИП |
документации магистранта |
1.Уточнение логики научного исследования по главам и параграфам |
Подробный План проводимого исследования |
1.Обзор основных направлений научной деятельности по теме магистерской диссертации |
Глава 1. Теоретическая концепция научного исследования магистерской диссертации |
2. Разработка основных направлений теоретической концепции научного исследования по теме магистерской диссертации |
Глава 1. Теоретическая концепция научного исследования магистерской диссертации |
3. Методический аппарат научного исследования в магистерской диссертации Вид работ по НИП |
Глава 2. Структурированный анализ проблем по теме исследования, анализ законодательной базы в таблицах или схемах, анализ эксперименталь- документации магистранта |
ной, проектной, эмпирической информации. Результаты в описательном и ил-люстративном оформлении с их интерпретацией |
|
4.Характеристика научно-исследовательского проекта/самостоятельной методики исследования |
Глава 3. Самостоятельный параграф - предложения автора по решению научной проблемы, совершенствованию управленческой практики |
5. Информационно-аналитическая база научного исследования |
1. Перечень литературных источников по теме магистерской диссертации (50 русскоязычных источников, 5 иностранных источников, в том числе самостоятельный перевод оригинальных источников – не менее 3). |
6.Научная и публикационная активность студента |
Характеристика научно-ис-следовательской работы и научной активности за 2 года обучения по МП ГМУ, включая таблицу о ре-зультативности конкретного личного участия по годам в научных мероприятиях университета и внешних организа-циях. Сведения о научных публикациях, в том числе: об индивидуальных научных работах, научных конкурсах, проектах, материалах научных конференций и статьях в аннотированных ВАК журналах |
7. Составление отчетности, подготовка иллюстративного и презентационного материала |
Отчет о НИП магистранта |
По итогам научно-исследовательской практики студент предоставляет на кафедру:
дневник научно-исследовательской практики магистранта;
список литературы в рамках исследовательской программы;
развернутый отчет о результатах научно-исследовательской практики, который состоит из титульного листа, оглавления, введения, основной части – отчет по аналитическому и проектному разделу практики в установленной форме; заключения (самостоятельной оценки работы), списка использованной литературы, приложений;
текст подготовленной статьи (доклада) по материалам научно-исследовательской практики.
Аттестация по итогам практики проводится на основании защиты результатов, полученных в ходе научно-исследовательской практики. Защита отчетов по научно-исследовательской практике осуществляется либо на конференции, посвященной итогам научно-исследовательской практики, либо на научно-исследовательском семинаре программы в дни, установленные руководителем магистерской программы.
По итогам положительной аттестации студенту выставляется дифференцированный зачет (отлично, хорошо, удовлетворительно).
Оценка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Аттестация практики проводится с оценкой по пятибалльной шкале. Уровень оценки соответствует уровню выполненной работы и представленных материалов в части обработанной литературы, собранных и обработанных материалов, их соответствия тематике диссертации и специфики программы «Государственного и муниципального управления», наличия элементов научной новизны и практической значимости.
Оценка «отлично» (5 баллов) выставляется при полном выполнении требований по научно-исследовательской практике в срок, готовности для включения представленных материалов в магистерскую диссертацию, наличии подготовленной к публикации статьи, наличии результатов, обладающих признаками научной новизны.
Оценка «хорошо» (4 балла) ставится при наличии отдельных недоработок, неполноте представленных материалов.
Оценка «удовлетворительно» (3 балла) ставится при некомплектном и некачественном представлении материалов, слабой готовности для включения в статью (диссертацию).
По результатам научно-исследовательской практики студенты представляют к публикации подготовленные ими статьи, готовят выступления на научные и научно-практические конференции и интерактивные занятия.
Руководство и контроль прохождения практики
Общее руководство научно-исследовательской практикой осуществляет руководитель магистерской программы или, по согласованию с ним, один из преподавателей кафедры. Для прохождения практики для всех магистрантов определяются кураторы от базы практики, под руководством которых магистранты реализуют проектный раздел научно-исследовательской практики.
Руководитель практики от кафедры:
согласовывает программу научно-исследовательской практики и тему исследовательского проекта с научным руководителем магистранта и научным руководителем программы подготовки магистров;
устанавливает связь с руководителями практики от организации и совместно с ними составляет рабочую программу проведения практики;
разрабатывает тематику индивидуальных заданий;
содействует формированию общей схемы выполнения исследования, графика проведения практики, режима работы студента и осуществляет систематический контроль за ходом практики и работой студентов;
принимает участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещения их по видам работ;
несет ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;
осуществляет контроль соблюдения сроков практики и ее содержанием;
оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов для подготовки магистерской диссертации;
оценивает результаты выполнения студентами программы практики.
Научный руководитель студента-магистранта:
координирует постановку задач самостоятельной работы студентов в период практики с выдачей индивидуального задания по сбору необходимых материалов для выполнения исследовательской программы, оказывает соответствующую консультационную помощь;
участвует в работе конференции по подведению итогов научно-исследовательской практики;
Студент-магистрант:
проводит исследование по утвержденной теме в соответствии с графиком практики и режимом работы подразделения - места прохождения практики;
получает от руководителя практики указания, рекомендации и разъяснения по всем вопросам, связанным с организацией и прохождением практики;
Отчитывается о выполненной работе в соответствии с установленным графиком.