Новая школа - Образовательный портал

Причины проведения реформ александра 2. Реформы Александра II. Реформы в области народного образования и печати

1861 год. Наиболее известна, как отмена крепостного права в России. Крепостным крестьянам была дана свобода. Все что у них было (дома, скот и т.п.) стало их личной собственностью. Также они получили право на местное самоуправление, которое осуществлялось с помощью выборов. Помещики сохраняли свои земли, но были обязаны давать из них наделы в аренду крестьянам. «Арендной платой» служили барщина или оброк. Земледельцы могли выкупить землю, на эти цели государство давало им ссуду на 49 с половиной лет. Крестьяне получили свободу, но не получили землю.

Условия выкупа были крайне невыгодны и загоняли земледельцев в новую кабалу. По стране прокатилась волна крестьянских восстаний. Однако со временем свобода бывших крепостных приняла реальные очертания, особенно для трудолюбивых и предприимчивых. Реформа 1861 г. явилась переломным моментом, гранью между двумя эпохами - феодализму и капитализму , создав условия для утверждения капитализма как господствующей формации. Личное освобождение крестьян ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, способствовало более быстрому росту рынка рабочей силы для развивающегося капитализма как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

Реформа образования. 1863-1864. Реформы народного просвещения Александра 2 (иначе называемые образовательными), коснулись прежде всего университетов (университетский устав дал им большую самостоятельность во внутренних делах), гимназий (их устав обеспечивал возможность получения среднего образования всем слоям населения Российской империи вне зависимости от сословия и вероисповедания) и начальных школ (положение о начальных народных училищах возлагало заботы об основах грамотности населения на государство, духовенство и на городские и земские управы).

Итоги и значение реформ образования Александра 2 невозможно переоценить: менее чем за десятилетие после их проведения количество школ в России выросло почти до 20 тысяч, а число студентов в ВУЗах увеличилось в полтора раза. Уровень грамотности в народной среде существенно повысился.

Земская реформа. 1864 г. Были введены земские и уездные учреждения: собрания и управы. Они стали элементами местного самоуправления. Это были выборные органы. Причем в голосовании (пусть и в разной степени) принимали участие все сословия. Собрания, как правило, созывавшиеся ежегодно, давали управами распоряжения. Управы их выполняли и отчитывались. Их штат составлял шесть человек и занимался хозяйственными нуждами: в их ведении были местные образование и медицина, они способствовали развитию в своих районах торговли, сельского хозяйства, промышленности и т.п.


Подчинялись земства губернаторам. Земские учреждения были введены не во всех губерниях. Земства сыграли значительную роль в распространении грамотности среди российского крестьянства. Земские учреждения способствовали открытию множества школ, а также больниц на селе, поднимая, таким образом, уровень медицинского обслуживания крестьян (например, количество врачей в земских губерниях с 1870 по 1910 год выросло в 5 раз).

Судебная реформа. 20.11.1864 г. были введены судебные Уставы, которые предусматривали независимость судей и судов, самостоятельность и несменяемость судей, разделение обвинителей и судей, равенство всех сословий в России перед судом. Судебная реформа Александра 2 предусматривала, что приговор мог теперь выноситься только судом и учреждала суд присяжных заседателей, а также вводила институт адвокатуры (тогда адвокаты назывались присяжными поверенными).

Также реформа обеспечивала гласность судебного производства. Судебная реформа 1964 года была весьма прогрессивной. Она частично отделила суд от власти и сформировала систему судебных инстанций. Эта реформа (пусть и не намного) уменьшила произвол и сделала судебные решения справедливее.

Городская реформа. 1870г. Городская реформа Александра 2 вводила новые элементы городского самоуправления: избирательные собрания, думы (выбирались раз в 4 года, избирательное право сильно ограничивалось величиной имущества) и управы (отвечали за пожарную безопасность, благоустройство, продовольствие, возведение общественно-полезных строений (например, пристаней) и т.п.). Сильно напоминала земскую реформу с поправкой на городские условия и особенности. Результатом реформы городского управления Александра 2 стало бурное развитие городов, особенно в области торговли и промышленности, а также усиление роли общества в процессе управления городами.

Однако не обошлось и без минусов. В связи с введением нового порядка, мелкие города испытывали значительные трудности, так как по закону большая часть денежных средств уходила на содержание правительственных учреждений (полиции и т.д.). Некоторые города не могли с этим справиться. В целом реформа оказала положительное влияние на экономическую ситуацию в России и сделала экономику менее централизованной.

Военная реформа. Главным творцом военной реформы Александра 2 был военный министр Д. А. Милютин. Что было сделано: армия и флот получили более современное вооружение, проведена реконструкция военных заводов, отменено подавляющее число телесных наказаний в армии, создание Главного Штаба, введение военных образовательных учреждений, значительное сокращение численности армии. Но главным элементом военной реформы была замена рекрутского набора всеобщей воинской повинностью.

В результате военной реформы Александра 2 русская армия значительно уменьшилась, зато получила огромный резерв на случай войны, состоящий из обученных военному делу, но живущих обычной мирной жизнью мужчин. Кроме того, армия была лучше вооружена и экипирована по сравнению с дореформенным периодом. Из недостатков следует отметить слабую организацию тыла.

Денежная реформа. Основоположником реформ стал В.А. Татаринов. Начало реформы было положено 22 мая 1862 года. Все государственные ведомства отныне должны были ежегодно составлять сметы по специально установленной форме и подробно указывать в разных параграфах все статьи расходов. В 1864-1868 годах все доходы государства сосредоточились в кассах государственного казначейства, подчинявшегося министерству финансов. В 1865 году были созданы местные органы государственного финансового контроля - контрольные палаты.

Кроме того, произошел ряд изменений в торговле. Винный откуп теперь заменялся существующими поныне акцизными марками, то же самое произошло и с табаком в 1866 году. Были созданы местные акцизные управления, которые занимались урегулированием продажи алкоголя и табака и выдавали акцизы. Налогообложение было разделено на две части - неокладные сборы (косвенные налоги) и окладные сборы (прямые налоги), были созданы соответствующие государственные органы.

Благодаря предпринятым мерам государственная система финансов стала более прозрачной и эффективной - велся строгий учет всех денежных средств, деньги не тратились на ненужные вещи, а чиновники отвечали за каждый потраченный рубль. Это позволило государство начать выбираться из кризиса и снизить негативные последствия от раскрепощения крестьян и проведения других реформ.

Реформы, проведенные Александром II в период 1855-1881гг. и по сей день актуальны. Им и его последователями были заложены основы современной государственной системы управления, государственного строя, исполнительной и судебной систем.

Так, например, именно им и его последователями-реформаторами были введены основные принципы гражданского и уголовного судебного следствия и процесса, такие, как: законность, осуществление правосудия только судом, уважения чести и достоинства личности, неприкосновенности личности, охраны прав и свобод человека и гражданина в судопроизводстве, неприкосновенности жилища, презумпции невиновности, состязательности сторон, обеспечения гражданину права на защиту, свободы оценки обстоятельств и иные.

Необходимо отметить, что реформирование Александром II коснулось практически всех сторон общественной жизни российского общества: политической, экономической и социальной. Бурное развитие железнодорожного строительства, сооружения транспортной инфраструктуры способствовали повышению производительности промышленности и образованию новых отраслей производства: химической, текстильной, добывающей, машинотроительной и т.д. Именно в период его правления формируются существующие ныне промышленные центры России и ближнего зарубежья: Донецк, Харьковский и Николаевский районы на Украине, Поволжский и Уральский - в России, Бакинские нефтяные промыслы - на Кавказе и т.д.

Развитие транспорта, вооруженных сил, экономики вывели Российскую империю в период второй половины XIX в. на самый пик своего могущества, когда с ней стали считаться в международной политике и воспринимать как равную себе по статусу международную державу.

Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, взошел на престол после смерти Николая I.

Александр Николаевич, чтобы ознакомиться с государственными делами, с 1834 г. присутствовал на заседаниях Сената, с 1835 г. - и Синода.

Важнейшей и, возможно, одной из самых сложных реформ при Александре II в России стала отмена крепостного права Положением 19 февраля 1861 г. Именно за это императора прозвали в народе царем-освободителем.

Крепостное право в России просуществовало гораздо дольше, чем в любой другой европейской стране. Пойти на отмену крепостного права правительство смогло лишь в 1861 г. Еще в 1856 г. император, принимая представителей дворянства, заявил о своем намерении проведения крестьянской реформы.

В экономической сфере наблюдалось нарастание кризиса помещичьего хозяйства, основанном на принудительном, крайне неэффективном, труде крепостных крестьян. В социальной сфере происходило усиление крестьянского протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений. Так, например, в 1831-1840 гг. в России произошло 328 крестьянских волнений; в 1841-1850 гг. - 545 крестьянских волнений; в 1851-1860 гг. - 1010 крестьянских волнения.

Поражение в Крымской войне показало, что крепостное право - главная причина военно-технической отсталости страны. Опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, к которым наше Отечество в своем труде «Теория военного искусства» и отнес идеолог марксистского движения - Ф.Энгельс, правительство встало на путь социальных, экономических и политических реформ.

3 января 1857 г. правительством образован секретный комитет для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян, но так как он состоял из ярых крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некоторое время, заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив, нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет "о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости".

Большинство помещиков выступало против реформы. Некоторые помещики соглашались, но на различных условиях: одни отстаивали вариант освобождения крестьян без земли и за выкуп личной свободы крестьянина, другие, хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночные отношения, или намеревавшиеся перестроить его на предпринимательских началах, выступали за более либеральный ее вариант - освобождение крестьян с землей со сравнительно умеренным выкупом.

Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке общественно-политического подъема в стране. В 1850-х гг. сложились два идейных центра, возглавлявшие революционно-демократическое направление русской мысли: А. И. Герцена и Н. П. Огарева, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова в Лондоне.

Происходит оживление либерально-оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые считали необходимым не только отменить крепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления, учредить гласный суд, ввести гласность вообще, провести преобразования в сфере просвещения и т. д.

К концу августа 1859 г. проект "Положений о крестьянах" был подготовлен. В конце января 1861 г. проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета. Здесь было сделано новое "дополнение" к проекту в пользу помещиков: по предложению одного из крупнейших землевладельцев П. П. Гагарина был внесен пункт о праве помещика предоставлять крестьянам немедленно в собственность и бесплатно четверть надела. Такой надел получил название "четвертного" или "дарственного".

19 февраля "Положения" (17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян. По Манифесту крестьяне получили полную личную свободу.

Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьей и просто убить, то с выходом Манифеста 19 февраля 1861 г. крестьянин получал возможность самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия и т.д. Это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало толчок развитию экономики в пореформенной России.

В соответствии с Манифестом от 19 февраля 1861 г. было введено крестьянское самоуправление, т. е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право распределять землю, раскладывать повинности, определять очередность отбывания рекрутской повинности, принимать в общину и увольнять из нее.

Вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам. Указанный в законе выкуп усадеб и полевых наделов для крестьян был невозможен, поэтому правительство пришло на помощь крестьянству устройством "выкупной системы". В Манифесте от 19 февраля 1861 г. указано, что помещики смогут получить земельную ссуду, как только будут устроены их земельные отношения с крестьянами и установлен земельный надел. Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами, как казенный долг, который они должны были погасить в течении 49 лет "Выкупными платежами".

Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглашения между помещиком и крестьянином по поводу размера надела, а также по поводу обязательств крестьянина по отношению к помещику. Это следовало изложить в "уставной грамоте" в течение одного года с момента освобождения. Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных, экономических отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие годы. По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина и отменили мелкие натуральные поборы. До перевода крестьян на выкуп, они находились во временнообязанном положении, т. е. обязаны были за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину или платить оброк. Так как определенного срока по истечении которого временнообязанные крестьяне должны были быть переведены на обязательный выкуп не было, то их освобождение растянулось на 20 лет (правда к 1881 году их оставалось не более 15%). Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим. 2. 2. Буржуазные реформы Александра II.

В соответствии с положениями реформы в стране было освобождено более 22 млн. русских крестьян, а так же установлен новый порядок общественного крестьянского управления.

Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления. Распорядительные функции возлагались представительный орган городского общества -- думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы -- гласных -- было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе -- от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было больше: в Московской -- 180, Петербургской -- 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления -- управа и городской голова, который являлся председателем исполнительного и распорядительного органов.

Избирательное право базировалось на имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.

На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался вопросы городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

Судебные уставы от 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей.

В соответствии с положениями Судебной реформы 1864 г. судебная власть была отделена от власти исполнительной, административной и законодательной, что уравновешивало ветви власти во взаимоотношениях друг с другом. Необходимо напомнить, что, заложенные Ж.Ж.Руссо, Ш.Л.Монтескье, Н.Маккиавелли, М.А.Сперанским (в России) правовые и демократические принципы разделения властей так и не были реализованы в российском государстве вплоть до реформ Александра II.Данный факт говорит о демократичности в развитии государства - наибольшем, возможно, чем во многих странах Европы.

Была изменена и система подсудности. Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”.

Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.

Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных.

Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.

Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же -- министр юстиции.

Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.

Крупнейшим шагом по внедрению принципов европейской юстиции было учреждение института адвокатуры.

20 ноября 1866 г. было разрешено “во всех повременных изданиях печатать о том, что происходит в судах”. Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, становятся заметным явлением в прессе.

Значительным изменениям подверглась и система обороноспособности государства.

При рассмотрении военной реформы следует учитывать ее зависимость от социально-экономического положения в стране и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины.

Первые изменения были произведены в армии уже в конце 1850-х -- начале 1860-х годов. Были окончательно упразднены военные поселения.

С 1862 г. начата реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая централизацию, и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны. Осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба.

В 1865 г. стала проводиться военно-судебная реформа. Ее основы строились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. Установились три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды, которые дублировали основные звенья общей судебной системы России.

Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного офицерского корпуса. В середине 1860-х годов более половины офицеров не имели никакого образования. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров и открыть доступ к получению офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные и юнкерские училища с непродолжительным сроком обучения -- 2 года, в которые принимались лица, окончившие средние учебные заведения.

1 января 1874 г. был утвержден устав о воинской повинности. Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота -- 7 и 3). Были установлены многочисленные льготы. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства и т.д. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны.

Армия стала современной -- по структуре, вооружению, образованию. Это сказалось уже на ходе русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.

Изменения в системе культуры и образования так же отличались глубиной и масштабом.

Экономический процесс и дальнейшее развитие общественной жизни России серьезно сдерживались низким образовательным уровнем населения и отсутствием системы массовой подготовки специалистов.

В 1864 г. вводилось новое положение о начальных народных училищах, согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В том же году был утвержден устав гимназий, провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий.

В 1863 г. был принят университетский устав, возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Результаты не замедлили сказаться: к 1870 г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся; количество студентов в университетах увеличилось в 1,5 раза. Это было, конечно, мало, но несравнимо больше, чем в дореформенное время.

В это время были созданы высшие общеобразовательные учреждения для женщин (в Петербурге, Москве, Казани и Киеве), основаны 3 университета - Новороссийский (1865 г.), Варшавский (1865 г.) и Томский (1880 г.).

В 1863 году было принято положение об освобождении от предварительной цензуры столичных периодических изданий, а также некоторых книг.

Проводилась постепенная отмена исключающих и ограничивающих законов по отношению к раскольникам и евреям. Однако после подавления Польского восстания 1863-1864 гг. правительство постепенно перешло к курсу ограничения реформ рядом временных правил и министерских циркуляров.

Следствием этого явился подъем демократического движения в стране, приведший к революционному террору.

1 марта 1881 г. император Александр II был смертельно ранен брошенной в него террористом Гриневицким бомбой. Александр II похоронен в Петропавловском соборе.

Внутреннее единство и либеральная направленность всего комплекса реформ 1860 -- 1870-х гг. позволили России сделать важный шаг по направлению к буржуазной монархии и ввести новые правовые начала в функционирование государственного механизма; дали стимул формированию гражданского общества, вызвали общественный и культурный подъем в стране. Это -- несомненные достижения и положительные итоги реформ Александра II.

крестьянский реформа сталин александр

Краткое описание

1. Образовательная: Применить знания по истории о личности Александра II и выяснить, как повлияли особенности его развития на проводимые реформы; Используя полученные знания и привлекая дополнительный материал, охарактеризовать либеральные реформы 60-70 х гг.

Описание

Тип урока : Изучения нового материала с использованием методов РКМЧП.

Основные понятия : временнообязанные, отрезки, выкупные платежи, круговая порука, уставная грамота, мировой посредник.

Оборудование: Учебное пособие, дополнительная литература, интерактивная доска.
Проблемный вопрос: Можно ли Россию после проведенных реформ, считать индустриально развитым государством? (ответ обоснуйте).
План урока:
1. Организационное начало урока, актуализация знаний.
Вызов (метод «Корзина») ………
- Что мы знаем о личности Александра II (учащиеся называют идеи, понятия, имена, связанные с личность Александра Николаевича).
Ответы: (царь освободитель, отменил крепостное право, провел либеральные реформы, был убит народовольцами и т.д.)
- Что мы хотели бы узнать о Александре II ? (ответы учащихся).
Ответы: Кто повлиял на формирование личности царя? Как проходила подготовка к реформам? Какими качествами обладал АлександрII ?
Сообщение о личности Александра II
- Что мы узнали нового о Александре II ? (учащиеся отвечают на вопрос).
Ответы: На формирование Александра оказали влияние воспитатели и учителя: Жуковский, Сперанский, Канкрин и др. Подготовка к реформам носила открытый, гласный характер, приняли участие в разработке документа 46 уездов России. Александр второй выполнил завещание своего отца.
- Что мы знаем из изученного материала об отмене крепостного права?
- Как проходила подготовка и отмена крепостного права?
Слайд презентация .
Причины отмены крепостного права (учебник стр. 377).
1. Поражение в Крымской войне
2. Кризис феодальной крепостной системы.
3.Крестьянские выступления.
Подготовка отмены крепостного права.
1859 г. Создание редакционной комиссии, под руководством Ростовцева…
19 февраля 1861 год царь подписал Манифест об освобождении крестьян.
- Что получили, и чего не удалось получить крестьянам?
- Крестьяне получили свободу и гражданские права, земля оставалась за помещиками. Крестьяне выкупали земельный надел, государство помогало им выкупать земли, но пока они обязаны были нести повинности в пользу помещика, такое положение называлось– временнообязанными .
Плата за землю называлась – выкупными платежами . Земля, отрезаемая в пользу помещика, называлась – отрезками . В некоторых краях возникали беспорядки (село Бездна Казанской губернии, село Кандеевка Пензенская губерния).
Историческое значение отмены крепостного права: Ликвидация унизительного крепостного права, открыт путь к капиталистическому пути
.
Физкульт. минутка.

2. Осмысление.
Работа в группах по либеральным реформам 60 – 70-х годов.
Задание группам. «Фишбоун» Класс делится на группы и получают задания:
Прочитать текст (параграф 31 стр.383-384), выделить проблему «голова рыбы», найти пути решения « скелет рыбы», сделать вывод «хвост рыбы» (оформить в таблицу).

1группа – Земская реформа
2 группа – Военная реформа
3 группа – Городская реформа
4 группа – Судебная реформа
5 группа – реформа в области образования
Таблица « Либеральные реформы 60 – 70-х годов».

Название реформы (год)
содержание
значение
Земская реформа (1864год)
Создание земских собраний, для повседневной жизни избирались уездные и губернские земские управы. Земства решали местные вопросы: образования, здравоохранения, строительство дорог и т.д.
Становление гражданского общества, развитие самоуправления на местах, Но! Деятельность земств находилась под контролем губернатора. Выборы были неравные.
Городская реформа (1870 год)
Образование из выборных гласных городские управы, ведали теми же делами, которыми занимались земства, вводились городские сборы (налоги).
Широкое самоуправление на местах, участие в выборах предоставлялось тем, кто обладал имуществом, или занимался торговым делом.
Военная реформа (1874 год)
Вводилась всеобщая воинская повинность. Возраст 20 лет мужчины, срок службы: пехота 6 лет, в морском флоте 7 лет, перевооружение армии. Освобождались от службы по семейным обстоятельствам
Армия стала современной, постоянной, срок службы зависел от уровня образованности. Дело защиты Отечества есть общее дело народа.
Судебная реформа (1864 год)
Утвержден новый устав, суд создавался скорый, правый, равный, открытый, состязательный. Вводился суд присяжных и институт поверенных (адвокатов)
Судебная реформа была самой передовой и прогрессивной. Сохранялись волостные суды.
Реформа в области образования. (1863 – 1864 год)
1863г.Принят Университетский устав, предоставляющий широкую автономию. Все вопросы внутреннего управления решались на советах, избирали ректора. 1864 году принят школьный устав. Вводились гимназии и реальные училища. В гимназиях преподавались гуманитарные науки и иностранные языки, готовили к поступлению в университет. В реальных училищах предпочтение отдавалось точным наукам, для поступления в высшие технические заведения. Широко развивалось начальное школьное образование для крестьян.
Уровень образованности населения значительно возрос, но дети дворян имели больше возможности закончить высшие учебные заведения.

3.Рефлексия . Выступление по группам, заполнение таблицы.
Вывод: Реформы 60-70-х годов носили прогрессивный характер, но сохранились феодальные пережитки. Россия вступила на путь индустриального общества.
Синквейн (синтезирование информации).
1. Реформы.
2. прогрессивные, половинчатые.
3. готовились, проводились, обсуждались.
4. Россия вступила на путь капитализма.
5. Прогресс.
Домашнее задание. Параграф 31, ответить на вопрос « В чьих интересах больше проведены были реформы, крестьян или помещиков и почему?».

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 9600 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Открытый урок 10 кл..doc

Урок истории 10 класс (профильный).

Тема: « Реформы Александра II ».

Учитель истории: Щербинина Елена Владимировна.

Цель урока: 1. Образовательная : - Применить знания по истории о личности Александра II и выяснить, как повлияли особенности его развития на проводимые реформы,

Используя полученные знания и привлекая дополнительный материал, охарактеризовать либеральные реформы 60-70 х гг.

2. Развивающаяся : Способствовать повышению уровня развития личности, через информационные (работа с таблицей, умение отбирать материал, резюмировать, составлять сообщения, таблицы) и коммуникативные компетенции (отвечать на проблемные вопросы).

3. Воспитательная : Содействовать развитию ценностного отношения к Отечественной истории, формированию чувства патриотизма.

Тип урока : Изучения нового материала с использованием методов РКМЧП.

Основные понятия : временнообязанные, отрезки, выкупные платежи, круговая порука, уставная грамота, мировой посредник.

Оборудование: Учебное пособие, дополнительная литература, интерактивная доска.

Проблемный вопрос: Можно ли Россию после проведенных реформ, считать индустриально развитым государством? (ответ обоснуйте).

План урока:

1. Организационное начало урока, актуализация знаний.

Вызов (метод «Корзина») ………

Что мы знаем о личности Александра II (учащиеся называют идеи, понятия, имена, связанные с личность Александра Николаевича).

Ответы: (царь освободитель, отменил крепостное право, провел либеральные реформы, был убит народовольцами и т.д.)

Что мы хотели бы узнать о Александре II ? (ответы учащихся).

Ответы: Кто повлиял на формирование личности царя? Как проходила подготовка к реформам? Какими качествами обладал АлександрII ?

Сообщение о личности Александра II

Что мы узнали нового о Александре II ? (учащиеся отвечают на вопрос).

Ответы: На формирование Александра оказали влияние воспитатели и учителя: Жуковский, Сперанский, Канкрин и др. Подготовка к реформам носила открытый, гласный характер, приняли участие в разработке документа 46 уездов России. Александр второй выполнил завещание своего отца.

Что мы знаем из изученного материала об отмене крепостного права?

Как проходила подготовка и отмена крепостного права?

Слайд презентация .

Причины отмены крепостного права (учебник стр. 377).

1. Поражение в Крымской войне

2. Кризис феодальной крепостной системы.

3.Крестьянские выступления.

Подготовка отмены крепостного права.

1859 г. Создание редакционной комиссии, под руководством Ростовцева..

Что получили, и чего не удалось получить крестьянам?

Крестьяне получили свободу и гражданские права, земля оставалась за помещиками. Крестьяне выкупали земельный надел, государство помогало им выкупать земли, но пока они обязаны были нести повинности в пользу помещика, такое положение называлось– временнообязанными .

Плата за землю называлась – выкупными платежами . Земля, отрезаемая в пользу помещика, называлась – отрезками . В некоторых краях возникали беспорядки (село Бездна Казанской губернии, село Кандеевка Пензенская губерния).

Историческое значение отмены крепостного права: Ликвидация унизительного крепостного права, открыт путь к капиталистическому пути

Физкульт. минутка.

2. Осмысление.

Работа в группах по либеральным реформам 60 – 70-х годов.

Задание группам. «Фишбоун» Класс делится на группы и получают задания:

1группа – Земская реформа

2 группа – Военная реформа

3 группа – Городская реформа

4 группа – Судебная реформа

5 группа – реформа в области образования

Таблица « Либеральные реформы 60 – 70-х годов».

Название реформы (год)

значение

Земская реформа (1864год)

Создание земских собраний, для повседневной жизни избирались уездные и губернские земские управы. Земства решали местные вопросы: образования, здравоохранения, строительство дорог и т.д.

Становление гражданского общества, развитие самоуправления на местах, Но! Деятельность земств находилась под контролем губернатора. Выборы были неравные.

Городская реформа (1870 год)

Образование из выборных гласных городские управы, ведали теми же делами, которыми занимались земства, вводились городские сборы (налоги).

Широкое самоуправление на местах, участие в выборах предоставлялось тем, кто обладал имуществом, или занимался торговым делом.

Военная реформа (1874 год)

Вводилась всеобщая воинская повинность. Возраст 20 лет мужчины, срок службы: пехота 6 лет, в морском флоте 7 лет, перевооружение армии. Освобождались от службы по семейным обстоятельствам

Армия стала современной, постоянной, срок службы зависел от уровня образованности. Дело защиты Отечества есть общее дело народа.

Судебная реформа (1864 год)

Утвержден новый устав, суд создавался скорый, правый, равный, открытый, состязательный. Вводился суд присяжных и институт поверенных (адвокатов)

Судебная реформа была самой передовой и прогрессивной. Сохранялись волостные суды.

Реформа в области образования. (1863 – 1864 год)

Реформы Александра 2 — кратко: предпосылки, причины, основные положения, итоги

Здравия желаю, на связи Андрей Пучков. Сегодня на примере темы «Реформы Александра 2» я покажу, как надо эту тему отработать при самостоятельной подготовке к экзаменам. Более подробно эту простую методику смотрите в статье по ссылке, ссылка в конце поста.

Общая характеристика реформ

Реформы Александра II называются буржуазными, поскольку содействовали развитию в России капитализма. Капитализм предполагает свободное развитие четырех основных форм капитала: земли, свободного рынка труда, предпринимательство, средства производства (возможность заводить заводы, фабрики, производить орудия труда). Как не трудно догадаться, главной реформой, которая хоть как-то сопутствовала развитию в России, была отмена .

Остальные реформы вытекали из этой. О ней мы поговорим в следующем посте, а в этом разберем кратко остальные реформы.

Земская реформа 1864 года

Причины. Необходимость создания местного самоуправления для крестьян, которые ранее были в крепостной зависимости. Раньше именно дворянин управлял своими крепостными. После того как они получили личную свободу, дворянин стал для бывших крепостных частным лицом. Поэтому то и требовалось создать местное самоуправление.

Ход реформы. 1 янваля 1864 года было принято «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В 1870 году было принято «Городовое положение», которое реформировало местное самоуправление в городах. Кстати, при каком императоре оно вообще появилось? Ответ пишите в комментариях!

Основные положения реформы:

  • В уездах и губерниях учреждались земства (земские собрания), которые обладали административными и хозяйственными полномочиями.
  • Земства переизбирались каждые три года, выборы были куриальными — по трем куриям: дворянская, купеческая и крестьянская.
  • Земства были всесословными органами местного самоуправления, однако избирательный закон был таков, что фактически они оказались под опекой дворян.

Последствия реформы.

  • В России появилось какое-никакое местное самоуправление.
  • Земства стали социальной опорой либеральной интеллигенции. Это вообще важное следствие. Все его стороны невозможно разобрать в рамках этого поста.

Судебная реформа 1864 года

Причины. После отмены крепостного права появилась необходимость коренного реформирования судебной системы. Поскольку, во-первых, у нас суды в России были сословными до сих пор, а, во-вторых, когда было крепостное право, судом для крепостных (читай, для основной массы населения) был помещик. Теперь крепостные стали свободными и сословия де юре перестали существовать, а на деле они стали размываться.

Ход реформы. В ноябре 1864 года были приняты новые Судебные уставы.

Основные положения реформы.

  • В России вводились бессословные суды.
  • В России вводились новые принципы судопроизводства: состязательность (сторона обвинения, сторона защиты), гласность (в суды стали допускать прессу), независимость судей, вводился суд присяжных.
  • Возникала новая система судов: мировой суд (для мелких дел), коронный суд (окружной, судебная палата).
  • Сохранялись военно-полевые суды и трибуналы.

Последствия

В России возникла самая лучшая за все время система судопроизводства. Это, кстати, доказало .

Военная реформа

Причины. Отсталость русской армии, вооружения армии, что показала Крымская война (наличие гладкоствольных ружей против нарезных у англичан и французов; наличие парусного флота против парового у союзников).

Основные положения реформы

  • Вместо рекрутской повинности (которая еще с Петра Великого так и существовала) вводилась всеобщая воинская повинность. Она была всесословной.
  • Воинскую повинность должны были отбывать лица в возрасте от 21 до 40 лет. Шесть лет в армии и семь лет во Флоте.
  • Вводился образовательный ценз: чем выше уровня законченное образовательное учреждение, тем меньше в армии служить. Были и другие ограничения, в частности в армию не шел единственный сын в семье.
  • От воинской повинности освобождались некоторые народы России.

Последствия

Россия получила более-менее боеспособную армию, которая хорошо себя показала против отсталой турецкой армии в годы Русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов.

Кроме этих реформ был принят новый Университетский устав 1863 года, а также проведена в 1865 году проведена Цензурная реформа. Однако последние два нововведения не проверяются в тестах ЕГЭ. Хотя некоторые нюансы я всегда рекомендую знать своим ученикам.

Post Scriptum: в рамках этого поста, мы, разумеется, не сможем разобрать все эти нюансы. Они разобраны в моем видеокурсе « » , а также на моих курсах подготовки к ЕГЭ по истории.

Александр II - Император Bcepoccийский, приходился старшим сыном Императору Николаю Павловичу и Государыне Императрице Александре Федоровне , родился он в Москве 17 апреля 1818 г. Его воспитателем был генерал Мердер. Мердер привлек к себе внимание, как командир роты в основанной 18 августа 1823 г. школе гвардейских подпрапорщиков. Николай Павлович , тогда еще являясь Великим Князем, узнав про его педагогические способности, мягкий характер и исключительный ум, решился доверить ему воспитание своего сына Александра. На этот пост Мердер вступил 12 июня 1824г., когда Великому Князю Александру едва исполнилось 6 лет, и ревностно исполнял свои обязанности в течение 10 лет.

Другим наставником Александра II был поэт В.А. Жуковский , который приступил к обязанностям, когда Великому Князю исполнилось 9 лет. Жуковский предварительно составил «План учения» цесаревича, который был сосредоточен на «образование для добродетели». По плану целью всего обучения было - сделать будущего государя человеком просвещенным и всесторонне образованным, оградив его от преждевременного увлечения военным искусством. Нравственные убеждения, заложенные В.А. Жуковским, существенно сказались на организации личности будущего монарха. Но уберечь будущего государя от военной «муштры» наставнику не удалось. Как и все российские самодержцы Александр II с малолетства приобщался к военному искусству, и к 26-и годам стал «полным генералом».

Между тем домашние кабинетные занятия цесаревича также дополнялись и образовательными поездками по России и Европе. В одной из этих поездок наследник престола российского познакомился со своей будущей женой, Марией Александровной, принцессой Гессен-Дармштадтской, и в возрасте 23 лет вступил с ней в брак.

Таким образом, когда царский престол перешел к Александру II (бывшему уже в возрасте 37 лет) он уже был подготовлен к управлению государством. Император Николая I за время своего правления все делал для ознакомления цесаревича с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы. Так с разрешения отца, императора Николая I, цесаревич был введен в Государственный совет и Комитет министров, руководил деятельностью Секретных комитетов по крестьянскому делу.

В течение десяти лет преемник престола был ближайшим помощником своего отца и свидетелем всей его правительственной работы.

Александр Николаевич, будущий император Всероссийский, по всей видимости, находился под влиянием своего отца, человека обладающего сильнейшим характером и могучей волей. Строгий и настырный ум Николая порабощал кроткую и уступчивую различным воздействиям натуру его сына, и Александр, питавший нежные чувства и уважение к нему, усвоил его принципы и склонен был во всем идти по его стопам. Но врожденное добродушие и мягкость натуры, наложили свой отпечаток на характер Александра, не позволив ему воспитать в себе непоколебимую твердость духа, какой обладал его отец.


Поэтому личность Александра II не отличается определенностью черт и в разные моменты его жизни и деятельности производит неодинаковое впечатление.

Социально-политическая обстановка в первые годы царствования Александра II

Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны вступил на престол 18 февраля 1855 года. Короновали его 26 августа 1856 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Вхождение Александра II на трон произошло при очень тяжких обстоятельствах. По словам умиравшего императора Николая I, Александр II получил «команду не в добром порядке», и первые годы правления нового государя были посвящены ликвидации Восточной войны и тяжелых порядков николаевского времени. Общество недовольное деспотическим и бюрократическим правлением Николая I, искало причины провала его внешней политики. Участились крестьянские восстания. Активизировали свою деятельность радикалы. Все это не могло не вынудить нового собственника Зимнего дворца задуматься о курсе своей внутренней политики.

В отношении внешней политики новый самодержец показал себя последователем «начал Священного Союза», руководивших политикой императоров Александра II и Николая I. Таким образом, Европа была вправе полагать Александра прямым преемником политики его отца и приверженцем отживших свой век принципов Венского конгресса. Однако практика Александра II и его нового правительства обнаружила значительные отличия от предшествующего режима. Повеяло мягкостью и терпимостью, характерными для темперамента нового монарха.

Но, так как вступление Александра Николаевича на трон происходило в период Крымской войны , где России приходилось иметь дело с объединенными силами почти всех главных европейских государств, и война приобрела неблагоприятный для страны оборот. Новый император, несмотря, на свое миролюбие, которое было известно даже в Европе, обнаружил стойкую решимость продолжить борьбу и добиться почетного мира.

Что было почти невозможным, так как, хоть российская армия и насчитывала в начале военных действий более 1 млн. человек, но ее техническое оснащение оставляло желать лучшего. Стоящие на вооружении гладкоствольные ружья уступали нарезному оружию западно-европейских армий, также устарела и артиллерия. Флот России был по преимуществу парусным, в то время как в военно-морских силах Европы преобладали суда с паровыми двигателями.

Также отсутствовали налаженные коммуникации, что привело к дефициту боеприпасов, продовольствия и «пушечного мяса». Все эти моменты говорят о том, что русская армия было изначально неспособна вести войну с Европой на равных. И те не менее героизм русских людей в этой войне потрясающ. Стойкость и мужество русских войск, при отстаивании Севастополя, вызывали восторженное удивление даже со стороны врагов; имена Корнилова, Нахимова и др. покрылись немеркнущей славой. Падение Севастополя, однако, не принесло неприятелю значительной пользы.

С другой стороны, русские были в некоторой степени вознаграждены успехом в Малой Азии: Карс - эта неприступная крепость, усиленная еще англичанами, - 16 ноября был взят генералом Муравьевым со всем многочисленным его гарнизоном. Этот успех доставил России возможность выказать свою готовность к миру. Союзники, также утомленные войной, охотно готовы были вступить в переговоры, которые и начались чрез посредство Венского двора.

В результате в конце марта 1856 года был подписан Парижский мирный трактат. Россия не понесла значительных территориальных потерь. Но ей было поставлено унизительное условие о так называемой «нейтрализации» Черного моря. России запретили иметь в этом водном бассейне военно-морские силы, боевые арсеналы и крепости, что наносило существенный удар по безопасности южных границ. Роль России на Балканах и Ближнем Востоке была сведена на нет.

Парижский мир , заключенный 18 марта 1856 г., хотя был и невыгодным для России, но все-таки являлся почетным для нее в виду таких многочисленных и сильных противников как Франция, Австрия, Англия, Пруссия, Сардиния и Турция. Впрочем, невыгодная сторона его - ограничение морских сил России на Черном море, - была устранена еще при жизни Александра II заявлением 19 октября 1870 г.

Но, самое главное, невыгоды этого договора искупались благом самого мира, который давал возможность обратить все внимание на внутренние реформы, настоятельность которых стала очевидной.

Потрясение, которое Россия пережила от поражения в Крымской войне, заставило правительство приступить к социально-политическим преобразованиям. Как уже говорилось выше, Крымская война обнажила все внутренние язвы нашего отечества. В обществе поднималось недовольство от растущего понимания отсталости Российского государства от более передовых западноевропейских стран. Не только прогрессивно мыслящая часть дворянства и формирующаяся из разночинцев интеллигенция, но и представители вышей администрации, даже императоры Александр II, а в свое время Николай I и Екатерина II ощущали необходимость перемен.

Еще одной причиной, вызывавшей общественное движение, были народные волнения. О недовольстве трудящихся свидетельствовали выступления разных слоев населения: частновладельческих крестьян, городской бедноты, работных людей, военных поселян. Хотя в первой половине XIX века, народные восстания не носили такого массового размаха, как в XVII-XVIII века, однако они стимулировали формирование антикрепостнической идеологии, заставляли правительство усиливать репрессии, постепенно смягчать наиболее одиозные стороны крепостничества и создавать идеологическое обоснование существующего в России социально-политического строя.

В общественном движении во второй половине XIX века началось размежевание трех идейных направления: радикального, либерального и консервативного.

Консерватизм в России опирался на теории, доказывающие несокрушимость самодержавия и крепостного права. В начале XIX века Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

Теория официальной народности, созданной консерватором, министром народного просвещения, графом С.С. Уваровым, и состоящей из трех принципов: самодержавие, православие, народность, вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Наиболее большую известность получило выступление П.Я. Чадаева , написавшего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. По его мнению, Россия, оторванная от Запада, закостенела в своих нравственно-религиозных, православных догмах и находилась в мертвом застое. Спасение России он видел в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.

Письмо П.Я. Чаадаева послужило толчком к оформлению в начале 1840-х годов двух внутренне неоднородных идейных течений — западников и славянофилов. И те, и другие полагали, что участь России не так плачевна, как предсказывал Чаадаев, но считали необходимым отменить крепостное право и ограничить власть монарха. Для этих течений были характерны различные подходы к оценкам прошлого и прогнозам будущего России. По мнению Бердяева, смысл полемики между ними заключался в том, «...должна ли быть Россия Западом или Востоком, нужно ли идти путем Петра или вернуться к допетровской Руси».

Полемика западников и славянофилов во многом способствовала становлению либерального и революционно-демократических течений. Одним из лидеров первого был профессор всеобщей истории Московского университета Т.Н. Грановский, который критиковал крепостнический характер николаевского режима, выступал за реформы общественно-политической жизни. Революционно-демократическое течение представляли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, а также петрашевцы — члены кружка М.В. Буташевича-Петрашевского. Петрашевский, Герцен и Белинский приобщили русскую общественность к идеям социалистов-утопистов. Поражение революции в Европе (1848—1849) привело Герцена к мысли об особом пути России к социализму, так как в русском народе прочно укоренилось коллективное начало в виде крестьянской общины.

Последней громкой схваткой николаевского режима с оппозицией явилось дело петрашевцев 1849 г. Члены кружка, собиравшегося вокруг выпускника Царскосельского лицея, ответственного чиновника МИДа М.В. Буташевича-Петрашевского, являлись последователями Ш.Фурье, то есть сторонниками переустройства общества на основе организации коммун-фаланстеров. Участники «пятниц» Петрашевского дискутировали по важнейшим вопросам российской жизни (славянскому, проблемам судоустройства, цензуры), говорили о необходимости отмены крепостного права, введении свободы книгопечатания, внедрении гласности и состязательности в суде, обсуждали литературные новинки. Среди петрашевцев были чиновники, военные, литераторы (в том числе М.Е. Салтыков, Ф.М. Достоевский).

Вот такие проблемы получил в наследство Александр II от своего родителя, императора Всероссийского Николая I. От нового самодержца требовалось проведения ряда преобразований, но от него не исходило пока никаких определенных правительственных программ или обещания реформ. Можно думать, что на первых порах программы и не было, ибо трудности военного времени не давали Александру возможности оглядеться и сосредоточиться на внутренних делах.

Только по окончании войны нашел Александр уместным поместить в манифесте 19 марта 1856 г. о заключении мира знаменательную фразу касательно России: «Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности...». В этих словах заключалось как бы обещание внутреннего обновления, необходимость которого чувствовалась одинаково как правительством, так и обществом.

Одновременно с этим манифестом, в том же марте 1856 г., государь, принимая представителей московского дворянства в Москве, сказал им краткую, но очень важную речь о крепостном праве. Он объяснил, что не имеет намерения «сейчас» уничтожить крепостное право, но признал, что «существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным». По выражению государя, «лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу». Посему Александр и приглашал дворян «обдумать, как бы привести все это в исполнение». После мартовских заявлений уже не могло быть сомнения, что император готов вступить на путь преобразований.

Неясна была только их программа; неизвестны, оставались те начала, на которых предполагалось упразднение крепостного порядка. Несмотря на такую неопределенность, подъем общественного настроения был необычен, и коронация государя (август 1856 г.) обратилась в светлый праздник нашей общественности. «Просвещенная благость» государя, сменившего недавнюю суровость власти «незабвенными словами: отменить, простить, возвратить», вызывала восторги. Решимость государя на реформы — на «подвиги, более согласные с требованиями века», чем «гром оружия», — возбуждала самые светлые надежды. В русском обществе началась неудержимая работа мысли, направленная на такое или иное разрешение коренного вопроса того времени — об отмене крепостного права.

Великие реформы Александра II

ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМЫ

Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX века стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право осталось только в нашем государстве, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Теперь уже нельзя сомневаться в том, что данный вопрос об отмене крепостного права к середине XIX в. достаточно назрел в общественном сознании, и владение душами было осуждено как в силу отвлеченно-моральных мотивов, так и по соображениям практического порядка. Еще со времен императрицы Екатерины II владение душами составляло тяжелую моральную проблему для чутких людей из русской интеллигенции, и крестьянское освобождение превратилось для них в этическую аксиому.

От царского дворца, где Екатерина II, Александр I и Николай I не оставляли нелегкой темы совершенствования судьбы крестьян, до подцензурной публицистики, где от Радищева и до Белинского царило отвержение крепостного права, — вся Россия, можно сказать, постигла моральную и политическую необходимость выйти из ситуации крепостной системы и уничтожить злоупотребления крепостным правом, обращавшие это право в открытое рабство.

Самые разномыслящие круги интеллигенции совпадали в своих взглядах к крепостному порядку, Чернышевский с большой выразительностью указывал на это и в печати, говоря, что между самыми всевозможными направлениями русской общественной мысли «согласие в сущности стремлений так сильно, что спор возможен только об отвлеченных и потому только туманных вопросах; как только речь переносится на твердую почву действительности... тут нет разъединения между образованными русскими людьми: все хотят одного и того же». «Можно и должно у нас, — заключал он, — не разрывать рук, соединенных в дружеское пожатие согласием относительно вопросов, существенно важных в настоящее время для нашей родины».

Если абстрактные размышления и моральные эмоции сплачивали русских людей в одинаковом утверждении крестьянской реформы и отмены крепостного строя, то, с другой стороны, практические, житейские условия свидетельствовали о естественном вырождении старого крепостного порядка.

Под влиянием государственного роста, завоеваний XVIII веке и успехов внешней торговли Россия первой половины XIX века «разрывала с натуральным строем прежнего времени, в котором обмен и обрабатывающая промышленность играли незначительную роль, и быстро переходила к расширению обмена и к увеличению фабрично-заводского производства». В этой экономической эволюции землевладельческое дворянство приняло свое участие. Оно увеличило запашки в целях хлебного экспорта и испытывало разные виды фабричного производства. Вся тяжесть усиленного землепашества и новых форм труда пала на крепостное крестьянство и истощала его физические силы. Прирост крепостного населения в северной половине государства стал падать, а с 1835 г. вместо прироста уже наблюдалась убыль, объясняемая не только перемещением населения на юг, но также и истощением его на непосильной работе.

Вместе с тем становилось явным обеднение и оскудение крепостного крестьянства, и росло в его среде острое недовольство своим положением. Таким образом, рост торгово-промышленного оборота в стране ухудшил и обострил крепостные отношения и возбуждал в помещиках опасения за будущее.

В то же время попытки усовершенствования и усложнения помещичьего хозяйства не содействовали увеличению материального благополучия самих помещиков. Водворение новых форм хозяйства далеко не всегда удавалось; помещичьи фабрики обычно не выдерживали конкуренции с купеческими, более богатыми и технически совершенными. Подневольный барщинный труд оказывался непригодным для улучшенных способов производства: один из ученых хозяев того времени - Вилькинс справедливо заметил, что барщиной обычно называлось «то, что медленно, нерадиво, без всякой охоты делается». Поэтому среди крепостных владельцев к середине XIX в. выросло разочарование в успехе их земельного и фабричного хозяйства и сознание того, что они попали в кризис.

Недовольны положением дел были даже те помещики, которые в черноземной полосе вели барщинным трудом примитивное полевое хозяйство. Плотное крепостное население черноземного района, не уходившее в отхожие промыслы и не имевшее кустарных, умножилось настолько, что не все могло быть использовано на пашне; некуда было девать рабочие руки и надо было даром кормить лишние рты. Это естественно порождало мысль о необходимости коренных хозяйственных перемен и даже о преимуществах наемного труда.

Затрудненность хозяйственной обстановки помещиков усложнялась их долгами. По разным причинам к середине XIX столетия более половины помещичьих имений оказались заложенными в правительственной «сохранной казне»; по некоторым подсчетам, «в среднем, задолженность помещиков составляла более 69 рублей с души крепостных», что составляло более 2/3 их средней стоимости. Столь огромная задолженность была вызвана как тяжестями военного времени начала XIX в., так и хозяйственными неудачами и неумением жить сообразно со своими доходами.

Сознание хозяйственного кризиса угнетало помещиков; настроение недовольной крепостной массы их пугало; недостаток денежных средств приводил к мысли о несовершенствах и устарелости крепостного порядка. Даже и те помещики, которые не были захвачены высокой освободительной идеей, думали, что близок конец старого порядка, и не сомневались в том, что нужна его реформа; они только боялись, что реформа окончательно их разорит.

Необходимость ликвидации крепостного права обуславливалась и тем, что крестьяне открыто, протестовали против него. Произошло усиление крестьянского протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений.

Для сравнения приведем данные:

1831-1840 гг. - 328 крестьянских волнений;

1841-1850 гг. - 545 крестьянских волнений;

1851-1860 гг. - 1010 крестьянских волнения.

Народное движение не могло не влиять на позиции правительства. Император Николай I в речи на заседании Государственного совета весной 1842 года с горечью вынужден был признать: «Нет сомнения, что крестьянское право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более губительным». В этом высказывании содержится вся суть николаевской внутренней политики.

После 1856 года в общественном мнении окончательно сложилось понимание экономической и политической необходимости отмены крепостного права. Как уже говорилось выше, публицистические выступления представителей различных общественно-политических направлений во второй половине 50-х годов постепенно подготовили общественное мнение страны к осознанию назревшей потребности решения крестьянского вопроса.

Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. Правительство, опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, встало на путь социальных, экономических и политических реформ.

ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА.

3 января 1857 года был образован секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян», но так как он состоял из ярых крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некоторое время, заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив, нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. С этого момента существование комитета перестало быть «секретом» и в феврале 1858 года он был переименован в Главный комитет «о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

Необходимо сказать об отношении самих помещиков к реформе. А оно кардинально различалось. Большинство помещиков выступало вообще против реформы. Некоторые соглашались, но на различных условиях: одни отстаивали вариант освобождения крестьян без земли и за выкуп личной свободы крестьянина, другие, хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночные отношения, или намеревавшиеся перестроить его на предпринимательских началах, выступали за более либеральный ее вариант - освобождение крестьян с землей со сравнительно умеренным выкупом.

Как говорилось выше, подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке общественно-политического подъема в стране. В 50-х годах ХIХ века сложились два идейных центра, возглавлявшие революционно-демократическое направление русской мысли: А. И. Герцена и Н. П. Огарева, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова в Лондоне.

Происходит заметное оживление либерально-оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые считали необходимым не только отменить крепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления, учредить гласный суд, ввести гласность вообще, провести преобразования в сфере просвещения и т. д.

В. И. Ленин называл обстановку общественно-политического кризиса в России на рубеже 50-60-х годов «революционной ситуацией» и выделял три ее объективных признака:

1) «кризис верхов», выражавшийся в их невозможности «управлять по старому»;

2) «обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов»;

3) «значительное повышение активности масс», не желавших «жить по-старому».

Но революционные силы были настолько слабы, что с помощью проведения ряда буржуазных реформ, самодержавие не только смогло выйти из кризиса, но и укрепить свои позиции. Вот в какой обстановке проводилась отмена крепостного права.

К концу августа 1859 года проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен. В конце января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета. Здесь было сделано новое «дополнение» к проекту в пользу помещиков: по предложению одного из крупнейших землевладельцев П. П. Гагарина, был внесен пункт, о праве помещика предоставлять крестьянам, соответственно по соглашению с ними, немедленно в собственность и бесплатно, т.е. «в дар» четверть надела. Такой надел получил название «четвертного» или «дарственного», сами же крестьяне называли его «сиротским».

19 февраля «Положения» , а они включали в себя 17 законодательных актов, были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян.

По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе, и я хотела бы обратить на него внимание. Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьей и просто убить, то с выходом этого Манифеста крестьянин получал возможность решать, где и как ему жить, он мог жениться, не спрашивая на то согласия помещика, мог самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия. Все это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России.

По «Положениям» было введено крестьянское самоуправление, т. е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право самим распределять землю, раскладывать повинности, определять очередность отбывания рекрутской повинности, принимать в общину и увольнять из нее. Также вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам.

Указанный в законе выкуп усадеб и полевых наделов для крестьян был невозможен, поэтому правительство пришло на помощь крестьянству устройством «выкупной системы». В «Положениях» указано, что помещики смогут получить земельную ссуду, как только будут устроены их земельные отношения с крестьянами и установлен земельный надел. Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами, как казенный долг, который они должны были погасить в течение 49 лет «Выкупными платежами».

Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглашения между помещиком и крестьянином по поводу размера надела, а также по поводу обязательств крестьянина по отношению к помещику. Это следовало изложить в «уставной грамоте» в течение одного года с момента освобождения.

Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных, экономических отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие годы. По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина, и отменили мелкие натуральные поборы. До перевода крестьян на выкуп, они находились во временнообязанном положении, т. е. обязаны были за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину или платить оброк. Так как определенного срока по истечении, которого временнообязанные крестьяне должны были быть, переведены на обязательный выкуп не было, то их освобождение растянулось на 20 лет, правда, к 1881 году их оставалось уже не более 15%.

Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года , ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим.

ЗНАЧЕНИЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА

Современники эту реформу назвали великой, так как она принесла свободу более чем 30 млн. крепостных крестьян, было уничтожено крепостное право — то «очевидное и для всех ощутительное зло», которое в Европе прямо называли «русским рабством», была расчищена дорога для становления буржуазных отношений, экономической модернизации страны.

Вместе с тем данная реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями - помещиками и крестьянами, а также между различными общественно-политическими движениями. Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, но обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков, так как крестьяне при разделе земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов.

Реформа 1861 года не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым еще долгое время.

В начале ХХ века в России вспыхнула первая русская революция, крестьянская во многом по составу движущих сил и задачам, которые перед ней стояли. Именно это заставило П.А. Столыпина осуществить земельную реформу, разрешив крестьянам выход из общины. Суть реформы заключалась в решении земельного вопроса, но не за счет конфискации земли у помещиков, как требовали крестьяне, а за счет передела земли самих же крестьян.

БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА.

Так после отмены крепостного права возникла необходимость местного самоуправления. 1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов: уездных и губернских земских собраний, и исполнительных: уездных и губернских земских управ.

Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и другое.

Все это требует больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям.

16 июня 1870 года было издано «Городовое положение», по которому в 509 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков - одним словом торгово-промышленная буржуазия).

Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении. Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов, т.е. благоустройство городов, устройство базаров и т. п.

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА.

Одновременно с земской реформой, была подготовлена и судебная. Из всех реформ того времени она была самой последовательной и одной из самых значительных. Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Присяжные заседатели, участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, меры наказания же определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными, в противном случае могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов, в которых принимали участия, присяжные заседатели могли быть обжалованы лишь в том случае, если было совершено нарушение законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат.

Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судей избирался на уездных земских собраниях.

Судебные уставы 1864 года вводили институт «присяжных поверенных» - адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от должности на какое-то время, а лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об их отстранении от должности выносил суд. Таким образом, закон вводил важный принцип несменяемости судей.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА.

В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ.

В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам XVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто побогаче могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а так же если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет:6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью просвещения, это особенно заметно было во время управления военным министерством графом Д. А. Малютиным.

РЕФОРМЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕЧАТИ.

Еще в начале своего царствования Александр II отменил некоторые стеснительные меры в отношении учебных заведений, принятых императором Николаем I.

Преподавание в университетах получило больше свободы, они стали доступны для вольнослушателей, как мужчин, так и женщин. Однако новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам, после чего свободу университетов пришлось несколько ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете, что являлось поводом для частых «студенческих беспорядков». Под влиянием таких настроений граф Д. А. Толстой решил осуществить реформу средней школы.

В начале царствования императора еще при министре А. В. Головине, доступ в гимназии был открыт для детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древних языков и реальные, соответственно без них, но с преобладанием естествознания. Граф Толстой, поддерживаемый М. Н. Катковым, в 1871 году составил новый устав гимназии, одобренный государем. Классическая гимназия была сделана единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой имели право поступления в университет. Реальные гимназии заменили «реальными училищами»; цель их была в том, чтобы давать образование людям всех сословий, но приспособленное к практическим потребностям и к приобретению практических познаний.

Этой реформой было создано полное преобладание классической школы. Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка, пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы.

Таким образом, несмотря на то, что реформа графа Толстого имела в основе правильную идею о значении классицизма, она не вошла в нравы нашего общества. Одновременно с реформой мужской средней школы, реформировалась и женская. До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы, в которых обучались в основном дво-рянки. С конца 50-х годов появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования. Но, несмотря на усилия, народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне.

ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ.

Проведенные реорганизации имели прогрессивный характер. Они начали закладывать базу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению значимости общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он прежде всего обуславливался традиционной подавленностью российской буржуазии и политической пассивностью народных масс. Выступления радикалов (шестидесятников и революционных народников) лишь инициировали консервативные силы, устрашали либералов и задерживали реформаторские устремления правительства.

Зачинателями реформ были некоторые высшие государственные чиновники, так называемая «либеральная бюрократия». Этим объяснялась нелогичность, незавершенность и ограниченность большинства реформ.

Логическим продолжением реформ 60-70 годов XIX века могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в январе 1881 года министром внутренних дел, графом М.Т. Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных проблем. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 года изменило общее направление правительственного курса.

УБИЙСТВО ИМПРЕРАТОРА.

Император Александр II, вызвавший восхищение и удивление просвещенных людей целого мира, натолкнулся и на недоброжелателей. Преследовавшие никому не понятные цели, организаторы создали целый ряд посягательств на жизнь государя, составлявшего гордость и славу России. 1 марта 1881 года государь, за которого многочисленное население готово было положить жизнь, скончался страдальческой смертью от злодейской руки, кинувшей разрывной снаряд.

В этот фатальный день государь император Александр II решил сделать развод, т.е. порядок рассылки ежедневных караулов на смену. Его путь лежал по узкой улице, составляемой садом великой княгини, огороженным каменным забором в рост человека и решеткой Екатеринского канала. Местность очень непроезжая, и если достоверно, что государь предпочел ее ввиду полученных анонимных угроз, то трудно себе представить, почему именно на этом пути ждала его засада, - неужели потому, что заметили при нем большое, против обыкновенного, число полиции.

Как бы то ни было, но когда государева карета доехала до Театрального моста, раздался взрыв, взломавший задок кареты, которая тут же остановилась. Государь вышел из нее невредим, но кинутой бомбой был смертельно ранен один из конвойных, скакавший сзади, и саперный офицер, шедший по тротуару вдоль каменной стены Михайловского сада. Кучер государя, предчувствуя бедствие, повернулся к нему с козел: «Поедемте, государь!». Полицмейстер, скакавший сзади, выскочил из саней с той же мольбой ехать скорее.

Но император, не слушал и сделал несколько шагов назад: «Хочу видеть своих раненых». В это время толпа успела остановить здорового детину, кинувшего бомбу. Государь обернулся к нему: «Так это ты хотел меня убить?». Но не успех он договорить, как вторая бомба взорвалась перед ним, и он опустился со словами: «Помогите». К нему кинулись, подняли, посадили в сани полицмейстера, который сам получил 45 ран мелкими осколками бомбы, но ни одной смертельной, и повезли. Через час с небольшим, точнее, в 3 часа 35 минут пополудни, Государь Александр II преставился в Зимнем дворце.

Убийство императора выдающийся русский философ В.В. Розанов назвал «помесью Безумия и Подлости». Политическое завещание Александра II было уничтожено. Александр III, в сознании своих былых заблуждений и в стремлении вернуться к идеалу царей Московских, обратился к народу с манифестом, в котором утверждались несокрушимость самодержавной власти и исключительная ответственность самодержца перед богом.

Русская империя вернулась, таким образом, на старые традиционные пути, на которых она когда-то нашла известность и процветание.

Похожие публикации