Новая школа - Образовательный портал

Общественный строй древнеегипетского государства. Социальная структура древнего египта Список использованных источников

Введение

Одним из истоков мировой политической мысли считаются политические воззрения древних египтян. Ранние древнеегипетские взгляды на политику и мироустройство выражались преимущественно в мифологических представлениях: о божественном происхождении властных отношений; о космосе, который в отличие от хаоса, упорядочен богами; о земных порядках, которые должны отвечать воле богов; о правде, справедливости и месте человека в мире, предопределенных богами. В соответствии с мифическими и религиозными воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяла богиня Маат.

Судьи носили изображение этой богини и считались ее жрецами. Божественный характер земной власти (фараонов, номархов, жрецов и чиновников) и официально одобренных правил поведения, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных решений), означал, что все они должны соответствовать требованиям Маат. Со временем слово “маат ” приобретает общее название и воплощает понятие природно-божественной установки справедливости, которой должны соответствовать все действия судей-жрецов и любые положения тогдашнего права - обычаев, законов, административных решений, иных официально одобренных правил поведения.

Эти ранние представления дошли до нашего времени в виде надписей на внутренних стенах пирамид, в папирусных свитках, саркофагах, в сохранившихся и поныне надписях на стенах пирамид, в различных гимнах в честь фараонов, в древних литературных памятниках - “Поучение Птахотепа” (XXVIII в. до н.э.), “Жизнеописание вельможи Уны” (XXVI в. до н. э), “Распоряжение в Коптосе” (XXV в. до н.э.), “Поучение Гераклеопольского царя своему сыну” XXIII до н.э.), “Поучение Аменемхета I” (XX до н.э.), “Речение Ипусера” (XVIII до н.э.), “Летопись Тутмоса III” (XV до н.э.), “Книга мертвых” (II тыс. до н.э.), “Предписание о служебных обязанностях верховного сановника” (XV в. до н.э.), многочисленных мифах времен Среднего, Нового и Позднего царств (XXI-VI вв. до н.э.), а также трудах древнегреческих историков - Геродота, Плутарха, Диодора Сицилийского (V-I) в до н.э.

Творцом мира, всего живого на земле, верховным царем и отцом других богов считался бог солнца Ра, который со временем стал отождествляться с Амоном. Ра властвовал над богами и людьми тысячелетия, а затем передал царствование своим наследникам-богам: Осирису, Изиде, Сету, Гору и др., от которых по преданию произошли земные фараоны, правившие по Геродоту одиннадцать тысячелетий.

Вначале в Древнем Египте существовало несколько десятков разрозненных государств, которые к середине IV тыс. объединились в два царства - Верхний и Нижний Египет, а через 5-6 столетий - в единую централизованную восточную деспотию во главе с самодержцем-фараоном в центре и его помощниками-номархами в регионах. Соответственно усиливается культ бога Ра и фараонов, которые с середины III тыс. до н.э. провозглашают себя его сынами - единодержавными земными богами мудрости, которые “освещают землю больше солнечного диска, дают жизнь, дыхание, пищу всем подданным”.

Авторы “поучений” и других памятников древней египетской мысли усиленно обосновывали божественность государственной власти, восхваляли египетскую деспотию, исходили из необходимости общественного неравенства людей, оправдывали насильственные действия по установлению божественного порядка. Они представляли общество в виде пирамиды, вершиной которой являются боги и фараоны, а подножие - ремесленники, крестьяне, общинники и рабы. Между ними размещались жрецы, знать и чиновники. Египетские мыслители высказывали пожелания не злоупотреблять властью, преодолевать в себе корыстные устремления и побуждения, уважать старших, не грабить бедных, не обижать слабых.

В “Поучении Птахотепа” - одном из древнейших египетских политико-религиозных документов - раскрываются политические воззрении верхушки египетских правителей. Птахотеп - один из виднейших представителей египетской знати, занимавший пост министра (джати), делится своими мыслями о принципах управления обществом и страной. Он обосновывает культ фараона, как прямого потомка небесных богов. Никто не должен стремиться внушать страх, кроме бога и фараона, - поучает Птахотеп. Он убежден в необходимости общественного неравенства. Для него человек, низший по своему положению в обществе - плохой, высший - ценный, благородный. “Низшие” должны относиться к “высшим” с покорностью и смирением. По мнению Птахотепа, повиновение рабов должно быть безусловным, а наказание - жестким и быстрым. Что же касается “низших”, но свободных людей, то по отношению к ним Птахотеп призывает “высших” не быть заносчивыми, не унижать их и не вредить им. В “Поучении Птахотепа” подчеркивается естественное равенство всех свободных (“нет рожденного мудрым”) и обосновывается необходимость соответствия поведения человека принципу “ка” - своеобразному критерию добродетельного и справедливого поведения.

В “Поучении Гераклеопольского царя своему сыну”, наряду с многочисленными восхвалениями богов и божественной власти фараона, содержится призыв не делать ничего несправедливого и противозаконного, ибо только таким поведением можно добиться милости богов в загробной жизни. Правитель характеризуется как человек, “творящий правду” и стремящийся к справедливости. Обращаясь к своему сыну- наследнику, автор “Поучения” (царь Ахтой) советует ему: “Возвышай твоих вельмож, и да делают они твои законы”.

Приведенные положения о справедливости и законах отражают воззрения (во многом идеализированные) господствующих кругов древнеегипетского общества, заинтересованных в изображении существовавших порядков как божественных и справедливых, вечных и неизменных. Действительность, разумеется, была весьма далека от подобных идеализированных представлений. Об этом свидетельствуют широкие народные выступления против знати. В “Речении Ипусера” говорится об одном таком движении ( 1750 г. до н.э.), в котором приняли участие низы общества и рабы. Описывая гражданскую войну низов против верхов, Ипусер, будучи сам вельможей, сетует на происшедшие “страшные перемены”, содеянные “беззаконниками”. Ипусер с горестью упоминает, в частности, о том, что судебные палаты были разграблены и разрушены, а хранящиеся в них свитки законов выброшены на улицу и растоптаны. Такое противоположное отношение к законам со стороны знати и восставших низов весьма характерно: то, что для одних представляло справедливость и порядок, для других было олицетворением ненавистного строя.

Принципы социального устройства и правила управления обществом в Древнем Египте оказали воздействие на дальнейшее развитие политической мысли. Знаменитое учение Платона об “идеальном государстве” базируется на “пирамидальной социальной структуре общества”, похожей на египетскую.

Идеалы общественной жизни Древнего Египта, требования, предъявляемые обществом к свободному египтянину, запечатленные четыре с половиной тысяч лет назад на пирамиде Хеопса и сохранившиеся на ней до наших дней, представляют интерес и сегодня. Среди них: “Если ты стал велик, после того, как был мал, если ты стал богат, после того, как был беден, не скупись, ибо все богатства достигли тебя как дар Божий”. “Твои мысли не должны быть ни высокомерны, ни унижены. Если ты возбужден - успокойся: человек приветливый преодолевает все препятствия”. “Не сей страха среди людей, ибо господь воздаст тебе в той же мере”.

Особенности структуры раннеегипетского общества

1. Община поглощена властью, включена в систему царско-храмовых и вельможных хозяйств, поэтому невыраженность общины.

2. Обилие вельможных хозяйств (должностные и личные, полученные по наследству, должностные хозяйства в распоряжении региональных управителей – номархов и др. сановников, считавшиеся платой за должность, находились во временном владении должностного лица). Должностные и вельможные владения тяготели к царско-храмовому хозяйству и в периоды ослабления центральной власти, а чаще по специальному указу фараона, получали иммунитетные права: освобождение от налогов в казну, или просто становились наследственными владениями. В древнеегипетских хозяйствах были большие поля, которые обрабатывали отряды работников, «слуг царя», урожай с которых шел в казенные амбары. «Слуги царя» получали либо выдачи из казенных амбаров, или наделы, за пользование которыми они, возможно, тоже платили налоги. Орудия труда со складов хозяйства, казенный рабочий скот, посевное зерно. «Слуги царя» не полноправные граждане: земледельцы, ремесленники разных специальностей, но все подчинены начальникам.

3. Поглощенность населения государством.

4. Господство государственного хозяйства.

Период Раннего царства

История Древнего Египта делится на ряд периодов: Период Раннего царства (3100-2800 гг. до н.э.), или период царствования первых трех династий египетских фараонов; Период Древнего, или Старого, царства (около 2800-2250 гг. до н.э.), в который включается время царствования III - VI династии; Период Среднего царства (около 2250-1700 гг. до н.э.) – время царствования XI-XII династий; Период Нового царства (около 1575-1087 гг. до н.э.) - время царствования XVIII-XX династий египетских фараонов.

Египетский народ, как и многие другие древневосточные народы, постепенно сложился на основе скрещения целого ряда различных племен Северной и Восточной Африки. Древние египтяне были народом, населявшим долину и дельту Нила с глубокой доисторической древности. Древнеегипетский язык, возникший еще в период первобытнообщинного строя, продолжал существовать в течение всей рабовладельческой эпохи.

По мере исчезновения растительности в Северной Африке и превращения ее в область почти сплошных пустынь население скапливалось в оазисах и постепенно спускалось в долины рек. Кочевые охотничьи племена стали оседать в дельте и в долине Нила, постепенно переходя к оседлому земледелию. Благоприятные условия оазисной природы способствовали дальнейшему развитию хозяйственной жизни. Население оазисов занималось охотой и рыболовством, разводило скот и возделывало ячмень и полбу. Они умели полировать твердые породы камня, делали из камня топоры, тесла и наконечники стрел. Наряду с земледелием в архаическую эпоху развиваются различные ремесла. Одним из древнейших видов ремесла, получившим широкое распространение и достигшим высокого технического совершенства, была обработка камня. Однако в этот период все хозяйство прочно сохраняет свой древний натуральный характер. Все повинности носили натуральный характер.

В эпоху Раннего царства население Египта жило отдельными общинами, во главе которых стояли общинные советы и старейшины. Сперва общины, а потом государственная власть берут на себя функцию создания сохранения в порядке и постоянного расширения ирригационной сети.

Древнейшая царская власть возникает в конце архаической эпохи, когда племенной вождь превращается в царя. На территории Египта постепенно образуются древнейшие государства, которые постоянно ведут между собой борьбу за господство в стране. Во главе этих государств стояли цари, которых жрецы провозглашали богами. Ежегодные периодические разливы Нила ставили людей перед необходимостью равномерного распределения избыточных вод наводнения по всей стране. Все сельскохозяйственное производство Египта было связано с ежегодными разливами Нила, с очень ранним строительством ирригационных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов-военнопленных.

Период Древнего царства

Период Древнего царства - это время образования в Египте первого централизованного рабовладельческого государства, время первого значительного расцвета экономики, культуры и военно-политической мощи Египта. Египетские цари, стремясь к захвату добычи, главным образом скота и рабов, и к завоеванию территорий, богатых рудой, начали проникать на Синайский полуостров и в Северную Нубию.

В период Древнего царства наряду с расширяющимся земледелием сохраняют свое хозяйственное значение рыболовство и охота. Наряду со скотоводством хозяйственное значение имеет и птицеводство. Значительного развития достигли ремесла, в частности обработка дерева, камня, металла, глины, папируса, выделка кожи. В этот период особое значение получает металлургия. Каменные орудия все больше вытесняются металлическими, в первую очередь медными. Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем царстве оставалась сельская община. Существовали и особые общинные советы, бывшие органами судебной, хозяйственной и административной власти на местах.

Египетские фараоны-цари, завоевывая соседние области, стремились к внутреннему укреплению государства. Внешним выражением силы централизованного государства являются пирамиды, построенные фараонами III-IV династий.

Интенсивно развивающееся поливное земледелие способствует социальному расслоению, выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н.э.

Древнее царство сменяется временем упадка Египта. Заметно усиливается местная рабовладельческая знать, которая укрепляется в отдельных областях (номах). Процесс ослабления центра и усиления местной знати приводит к распаду Египта на отдельные области – те древние номы, из которых некогда составилось единое Египетское государство.

Период Среднего царства

Распад Египта на отдельные номы угрожал гибелью Египетскому государству. Ослабление центральной власти привело к прекращению завоевательной политики и внешней торговли, столь необходимых для развития рабовладельческого хозяйства. В условиях упадка единой государственности стала постепенно разрушаться оросительная сеть, что сильно вредило сельскому хозяйству. Для дальнейшего развития рабовладельческого хозяйства необходимо было политическое воссоединение страны. Естественно, что в наиболее значительных областях Египта начинается борьба за восстановление государственного единства. Наиболее крупными объединительными центрами были на севере Гераклеополь, а на юге - Фивы. Окончательную победу в этой борьбе одержал фиванский царь Ментухотеп I, восстановивший единое Египетское государство.

Объединение всего Египта в сильное государство сопровождалось значительным развитием рабовладельческого хозяйства, в котором преобладающее место занимало сельское хозяйство. На общий рост экономики в эту эпоху указывает развитие водного и сухопутного транспорта, рост городов и расширение торговли, как внутренней, так и внешней. Развитие военной политики привело к возникновению зачатков особой великодержавной теории. Объединение Египта фиванскими фараонами поколебало могущество номовой знати, особенно усилившейся в течение предшествующего смутного времени. Однако номархи еще сохраняли в своих руках большую реальную власть. Стремясь к объединению государства и к укреплению центральной власти, фараоны пытаются ввести в рамки почти неограниченную власть номархов, заменяя старых, независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В конце Среднего царства, в XVIII в. до н.э., в Египет вторгаются иноземные азиатские племена - гиксосы. Вторжение в Египет гиксосов и завоевание ими его северной части было довольно длительным процессом обусловленным внутренней слабостью Египта, его распадом на ряд мелких самостоятельных княжеств, среди которых выделялись Фивы.

Период Нового царства

Окончательную победу над гиксосами одержал один из следующих фиванских царей - Яхмос I, который считается основателем XVIII фиванской династии. Изображения, сохранившиеся на стенах гробниц, и надписи говорят о дальнейшем развитии хозяйственной жизни объединенного Египта. В номах процветают как сельское хозяйство, так и ремесла. Примитивное скотоводство превращается в более организованное животноводство. Развитие производительных сил привело к расширению внутренней и внешней торговли. В силу преобладания натурального хозяйства торговля сохраняла свой древний меновой характер. Однако все большее значение приобретают товарные эквиваленты стоимости, в частности металлы, которые постепенно превращаются в весовые металлические деньги примитивного типа, еще полностью не потерявшие своего товарного значения. Развитие сельского хозяйства и ремесел, постоянная потребность в сырье, в рабах, необходимость дальнейшего расширения внешней торговли были основными причинами грабительских захватнических войн, которые возобновили фараоны XVIII династии. Египет Нового царства - первая в истории мировая империя, огромное разноплеменное государство, созданное путем завоеваний соседних народов. В его состав вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые естественными ресурсами области. В конце Нового царства Египет приходит в упадок, становится добычей завоевателей, сначала персов, затем римлян, включивших его в состав Римской империи в 30 г. до н.э.

Заключение

Объединение всего Египта в сильное государство сопровождалось значительным развитием рабовладельческого хозяйства, в котором преобладающее место занимало сельское хозяйство. На общий рост экономики в эту эпоху указывает развитие водного и сухопутного транспорта, рост городов и расширение торговли, как внутренней, так и внешней. Развитие военной политики привело к возникновению зачатков особой великодержавной теории. Стремясь к объединению государства и к укреплению центральной власти, фараоны пытаются ввести в рамки почти неограниченную власть номархов, заменяя старых, независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти.

Библиография

1.Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала ХХ: века: 10-11 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. М.,1997.

2.Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. Под ред. Б.С. Ерасова. М., 1998.

3.Васильев Л.С. Цивилизации Востока: специфика, тенденции, перспективы. // Цивилизации. Вып. 3. М., 1995. С. 141-150.

4. Сванидзе А.А. К проблеме преемственности и взаимосвязи цивилизаций. //Цивилизации. Вып. 3. М., 1995. С. 199-201.

5. Наринский М., Карев В. Общие истоки европейской цивилизации. //Европейский альманах. М., 1991. С. 18-29.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

древний египет фараон царство

Введение

1.1 Историография вопроса

2.3 Древнеегипетская повседневность в эпоху Нового царства

3. Своеобразие государственного устройства и властеотношений в Древнем Египте эпохи Нового царства

3.1 Роль фараона в организации и функционировании системы государственного управления

3.2 Институт везирата в эпоху Нового царства

Заключение

Список использованной литературы и источников

Приложение

Введение

Одним из древнейших государств мира является Египет. История этого древнего государства во всех аспектах интересна ученым из разных стран, разных научных дисциплин. Египет интересен по сей день, его история. Все стороны жизни Древнего Египта являются предметом изучения ученых: кто стоял во главе государства, какова была внешняя и внутренняя политика, экономическая жизнь страны, социальная структура и имущественные отношения, военная организация государства, жизнь фараонов и жрецов, культура и искусство, повседневная жизнь египтян, положение женщины в обществе и т.д. Авдиев В.И. История Древнего Востока / В.И. Авдиев. - М.: АН СССР, 1953. - 345 с.

С Древним Египтом связано много загадочного и таинственного. С этим и связан широкий интерес к этой древней цивилизации. Первыми, кто заговорил об этой стране, были древние греки. Ученые, философы Древней Греции увидели в египетских иероглифах таинственные знаки, которые не имели отношения к реальной жизни.

С восхищением и удивлением говорил о изображениях богов Древнего Египта Геродот. Он изумлялся тому, что они были изображены с головами птиц на огромных пирамидах, его поражали священные быки и крокодилы. Даже могучий Рим, вступив в более тесные отношения с Египтом, не сумел сорвать с него мистического покрова загадочности.

Лишь спустя восемнадцать веков туман, окружавший страну фараонов, начал немного рассеиваться. Первые серьезные исследования Египта начались в период правления во Франции Наполеона Бонапарта. Он вместе со своим войском и учеными совершил экспедицию в Египет. После этой экспедиции тайны древнего государства раскрывались одна за одной.

Самое большое, особое внимание и по сей день привлекает эпоха Нового царства. К ней относится правление XVIII, XIX, и XX династий египетских фараонов. Они были самые могущественные за всю многовековую историю Древнего Египта. Эта эпоха продолжалась около пятисот лет (1580-1085 гг. до н.э.). Именно в этот период государство достигло наивысшего расцвета. Территория Египта увеличилась. Цивилизация достигла наибольшего блеска и развития.

Эпоха Нового царства была ознаменована и небывалыми прежде религиозными реформами Эхнатона, которые должны были подорвать огромную роль жреческой верхушки в жизни египетского общества. Египетское государство, находясь на вершине политического могущества, делает попытки изменить традиции, порядки, которые вели к ограничению правления фараонов. Это нашло отражение во многих областях культуры и искусства.

Целые поколения ученых из покон веков волновало: причины возвышения страны в эпоху Нового царства, особенности государственного устройства и управления, благодаря которым это возвышение смогло осуществиться и поддерживаться на протяжении практически пятисот лет, формы проявления властных отношений, своеобразие отношений собственности и т.д.

Источники, которые дошли до нас и находились в распоряжении исследователей, не могли дать объективные ответы на все вопросы, которые возникли и возникают с каждым днем.

Многие аспеткы жизни Древнего Египта в эпоху Нового царства и сейчас остаются предположениями, гипотезами. Это все вызывает устойчивый интерес к данной проблематике.

Именно это явилось причиной нашего обращения к теме Египет в период Нового царства в данном исследовании.

Одной из наиболее спорных проблем исторической науки стала проблема определения сущности древнеегипетской цивилизации, отнесения ее к определенной классификации, определенному типу на основании господствующего способа производства и т.д. Именно это направление является и наиболее дискуссионным, поскольку в позициях исследователей обнаруживается больше разногласий, чем сходства, но тем интереснее обратиться к рассмотрению их мнений. Поэтому и исследование особенностей государственно-политического и социально-экономического развития Древнего Египта в эпоху Нового царства мы попытаемся осуществить именно под этим углом зрения.

Хронологические рамки исследования: 1580-1085 гг. до н.э. При этом учитывали то, что исследование повседневной жизни древних египтян периода Нового царства требует обращения как к более раннему, так и к более позднему периодам египетской истории, то есть к предпосылкам возвышения египетского государства и последствиям, которые это возвышение имело в последующей истории страны.

Наиболее востребованы на сегодня в российском обществе являются работы по истории религии, культуры и искусства Древнего Египта. Они посвящены положению личности, повседневной жизни египтян. Эти работы позволяют реконструировать далекие времена, представить себе жизнь жителя Древнего Египта.

В условиях же рыночных отношений издатели заинтересованы в выпуске именно той литературы, которая найдет своего читателя. Поэтому подавляющее большинство выходящих сегодня работ по истории Древнего Египта носят, скорее, научно-популярный, чем научный характер, красочно оформлены, сопровождаются популярными комментариями, даже работы известных ученых.

На этом фоне исследования более узких вопросов, специальных проблем, связанных с отдельными сферами жизни древнеегипетского общества, в том числе его экономикой, внутренней и внешней политикой, положением отдельных социальных слоев общества, взаимоотношениями фараонов и жречества и т.п., появляются лишь в материалах научных и научно-практических конференций, изданиях высших учебных заведений и т.п., которые, к сожалению, не всегда доступны рядовому исследователю. По этой причине основные теоретические позиции в выпускной квалификационной работе будут основаны на монографических исследованиях более раннего периода историографии, фундаментальных исследованиях ведущих отечественных историков-египтологов.

Исследование темы, заявленной в названии данного дипломного исследования, осложняется и тем, что существует проблема нахождения и использования древних источников, связанных с историей Древнего Египта. Прежде всего, в литературе отмечается, что имеет место явная неравномерность источников по различным периодам древнеегипетской истории в смысле их количества и качества, а также с неравномерной разработанностью соответствующих отрезков истории.

Данное состояние источниковой базы создает для ученых серьезные проблемы с восстановлением и реконструкцией истории Древнего Египта.

Во временном отношении источники сохранились довольно неравномерно. Так, тексты на знаменитых египетских папирусах дошли до нас только от сравнительно позднего времени (П и особенно 1 тысячелетие до н.э. 1 тысячелетие н.э.); документов хозяйственного и правового содержания дошло довольно мало, а первый судебник найден сравнительно недавно и мало изучен.

Известно, что на папирусах записывались тексты, главным образом, религиозного и литературного, изредка научного содержания, хотя дошли и документы (главным образом, от конца П-1 тысячелетия до н.э. и римского времени) о казенных ведомств, а также в сравнительно небольшом числе (кроме более поздних периодов) - и юридические сделки. Если к этому добавить, что египетские тексты ученые понимают значительно менее точно, чем вавилонские, то можно прийти к выводу, что восстановление картины социально-экономической жизни древнего Египта дело трудное. Не случайно здесь до сих пор очень многое остается неясным, а историка и экономиста здесь явно опережают искусствоведы, филологи и т.д.

На общем фоне сохранившихся и дошедших до нас древнеегипетских источников в более выгодном положении находятся памятники эпохи Нового царства. Это, главным образом, летописи египетских царей, выбитые на стенах воздвигнутых храмов, биографии воинов, сохранившиеся на поминальных плитах, более поздние литературные тексты, которые запечатлели яркие эпизоды бесчисленных военных походов, столь характерных особенно для начального периода эпохи.

Эти документальные источники эпохи Нового царства имеют два неоценимых преимущества:

а) они, как правило, современны описанным в них событиям и относительно более объективно передают то, что действительно случилось;

б) если их достаточно много и можно убедиться в том, что большое или малое количество определенного типа документов не обусловлено случайным стечением обстоятельств их находки, то они позволяют сделать некоторые выводы относительно частоты или редкости тех или иных общественных явлений в эпоху, которую они освещают.

Так, в частности, степень развития древнеегипетского общества в эпоху Нового царства, соответствующий ему уровень развития системы права обусловил частотность издания ряда правовых актов (декретов, грамот, должностных инструкций и т.д.), которые дошли до нас и позволяют сделать достаточно четкие выводы о том, как развивались правовая и судебная системы страны.

Что же касается таких повествовательных (нарративных) источников, как чисто литературные произведения или сочинения древних историков, то они сообщают нам не о самих фактах, а лишь о том, что по поводу этих фактов думали историки или писатели либо общество, к которому они принадлежали. Соответственно, далеко не все детали произошедшего, содержащиеся в таких источниках, достоверны. Это снижает степень достоверности данной группы источников, однако, не снижает их общекультурного значения, их роли как свидетельств стиля и образа мышления древних египтян.

В данном дипломном исследовании мы использовали источники, которые содержатся в ряде научных работ, посвященных истории Древнего Египта. Так, надписи на гробницах, древних сооружениях, свидетельствующие о положении фараонов и жрецов, полномочиях везиров, положении рабов, аристократических кругов Древнего Египта и т.д., содержатся в упомянутой выше монографии В.И. Авдиева Военная история Древнего Египта в специальном разделе. Авдиев В.И. История Древнего Востока / В.И. Авдиев. - М.: АН СССР, 1953. - 345 с. Такой же раздел, в котором опубликованы различные государственные акты, должностные инструкции, отдельные виды хозяйственных документов, содержится в монографии И.М. Лурье Очерки древнеегипетского права ХVI-Х в.в. до н.э. Лурье И.М. Египетский дом времени Нового царства // Труды Гос. Эрмитажа. Т. П. - Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1958. - С.12 - 18. Подавляющая же часть источников (надписей, изображений на древних сооружениях, гробницах и т.д.) разбросана по многочисленным научным статьям, монографиям, принадлежащим перу разных авторов и написанным в разные годы.

Объект данного исследования - Древний Египет эпохи Нового царства.

Предметом исследования являются особенности государственно-политического и социально-экономического развития страны в указанный период ее истории.

Цель выпускной квалификационной работы: анализ особенностей государственно-политического и социально-экономического развития Египта в эпоху Нового царства на фоне предшествующих и последующих событий дневнеегипетской истории.

Для достижения этой цели представляется необходимым решить следующие исследовательские задачи:

1) Проанализировать основные исследовательские подходы к изучению древнеегипетской истории, сложившиеся в историографии.

2) Рассмотреть предпосылки возникновения XVIII династии как первой династии эпохи Нового царства.

3) Проанализировать особенности экономического и социального развития Древнего Египта в эпоху Нового царства.

4) Охарактеризовать своеобразие государственного устройства и властеотношений в Древнем Египте эпохи Нового царства.

5) Рассмотреть и проанализировать повседневную жизнь египтян.

Методологической основой написания выпускной квалификационной работы являются принципы историзма и объективности.

Практическая значимость состоит в том, что отдельные его части могут быть использованы студентами гуманитарного факультета для работы на семинарах по Новой истории Востока, а также учителем истории и обществознания при подготовке уроков и факультативных занятий.

1. Древний Египет как пример восточной деспотии

1.1 Историография вопроса

История Древнего Египта как в историографии Европы, так и в отечественной историографии исследуется с позиции ее противопостовления европейским цивилизациям. Это связано с представлениями о коренном различии между Западом и Востоком. Этот подход возник в науке достаточно давно, а интерес к Востоку у философов Европы, историков и писателей появился еще в XVII в. Афанасьева В.К. Шумерская культура // История древнего мира (Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой). - М.: Наука, 1982. Т. 1. - С. 78-90.

Теоретические построения ученые Европы воздвигали ставя в основу религию, т. е. Библию они использовали как исторический источник. Так же они использовали сведения греческих и римских писателей. Так же ученые учеными использовались известия, которые они получали от послов Европы, которые находились на службе при дворах восточных владык; использовали легенды, которые рассказывали путешественники. Не менее важным были данные, полученные от миссионеров, которые не только пытались приобщить людей стран Востока к христианской религии, но и сами узнавали не мало нового, делали открытия для себя и, сами того не подозревая, для человечества о странах Востока, о ее жителях. В том числе это все касалось и истории Египта.

При этом их отношение к общественному строю древнего Востока колебалось от идеализации, восприятия этого строя как идеального (Л. Левайе, Вольтер, Ф. Кенэ) до резкого осуждения, предостережения от попыток следовать таким образцам (Ф. Бернье, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дефо). Авдиев В.И. История Древнего Востока / В.И. Авдиев. - М.: АН СССР, 1953. - 345 с

В целом же господствовала точка зрения о различии между странами Запада и Востока. В основе этого различия стоит отсутствие на Востоке частной земельной собственности. Считалось, что земля на Востоке принадлежит государю. И именно это и составляет составляет основу так называемого восточного деспотизма, всеобщего рабства.

Эта точка зрения имела место в различных вариантах и в начале ХIХ в., в частности, в трудах А. Смита, Р. Джонса, Дж. Стюарта Милля. С иных позиций рассматривали восточные докапиталистические общества К. Маркс и Ф. Энгельс, подходившие к их характеристике с позиций закономерной смены способов производства. В частности, среди перечисленных в Критике политической экономии К. Маркса способов производства назван азиатский, предшествующий античному, однако, больше ни в каких его трудах этот способ не встречается. Позже способ производства древних восточных обществ был обобщенно включен в первобытнообщинный строй. Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов. / В. В. Солкин. - М.: Алетейя, 2001. - 324 с.

Конец ХIХ в. и начало ХХ в. ознаменовались бурным развитием востоковедения, накоплением новых фактов, разобраться в которых было довольно непросто. Поэтому среди концепций, связанных с древними восточными обществами, вновь появились идеи об особом азиатском способе производства, а также об извечном восточном феодализме.

Так, в 1933 г. советский историк В.В. Струве в докладе «Проблема зарождения, развития и упадка рабовладельческого общества древнего Востока» обосновывает вывод о том, что общество древнего Востока при всех своих особенностях было рабовладельческим. Струве В.В. Проблемы истории Древнего Востока в советской историографии // Вестник древней истории. - 1947. - № 3. - С. 20-28.

К аналогичным выводам пришел А.И. Тюменев, и именно взгляды, идущие от названых авторов, стали преобладать среди советских историков на протяжении всего послевоенного периода, найдя отражение и в Истории Древнего Востока профессора В.И. Авдиева Авдиев В.И. История Древнего Востока / В.И. Авдиев. - М.: АН СССР, 1953. - 345 с. .

На протяжении всего советского периода в развитии отечественной историографии направления исследовательской работы ученых-египтологов были обусловлены марксистско-ленинской методологией науки, в которой безоговорочно господствовал классовый подход в оценке исторических событий. Поэтому и выходившие в эти годы работы, посвященные истории Древнего Египта, в значительной степени были скованы рамками этой методологии, акцентируя внимание на классовой борьбе трудящихся масс против эксплуатировавших их аристократов, жрецов и чиновников Древнего Египта. С этой позиции изучались и все иные сферы жизнедеятельности государства, в том числе культура и искусство.

Наиболее значимыми исследованиями 50-60-х гг. ХХ в., когда наблюдался всплеск интереса к истории Древнего Египта, связанный со значительными археологическими находками, в том числе зарубежными, стали работы В.И. Авдиева Авдиев В.И. История Древнего Востока / В.И. Авдиев. - М.: АН СССР, 1953. - 345 с. , И.М. Лурье Лурье И.М. Египетский дом времени Нового царства // Труды Гос. Эрмитажа. Т. П. - Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1958. - С.12 - 18. , Ю.Я. Перепелкина Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта. / Ю. Я. Перепелкин. - СПб.: Нева, 2001. - 534 с. и др.

Эти работы, по сути, заложили основы глубокого исследования советскими историками различных сфер жизни Древнего Египта, в том числе и эпохи Нового царства. На наш взгляд, они и сегодня остаются монументальными работами, в которых сделана попытка охватить вниманием широчайший спектр вопросов, наиболее полно раскрывающих своеобразие государственного управления, социально-экономических отношений, внешней политики, специфики властных отношений и т.д. в Древнем Египте.

Монография В. И. Авдиева посвящена завоевательным походам египетских владык. Авдиев В.И. Военная история Древнего Египта / В.И. Авдиев: В 2-х томах. - М.: АН СССР, 1948-1959. Т. 2 «Период крупных войн в Передней Азии и Нубии в ХУ1-ХУ в.в. до н.э.» - М.: АН СССР, 1959. - 999 с. С этим автор связывает и необходимость централизации власти, власть должна принадлежать одному человеку - фараону. Так же автор связывает это и с необходимостью бурного развития экономики государства.

Автор отмечает, что на протяжении большого количества времени историю древнего Востока изучали в основном с точки зрения политических событий, наряду с этим изучалась культура и религия стран народов Востока. Однако, роль социально - экономических событий, считает автор, огромна.

К распаду древнего общинного строя приводил рост производительных сил. И это создавало экономические предпосылки для возникновения рабства и экономической эксплуатации. И именно рабство привело к возникновению деспотий на древнем Востоке, считает автор.

О развитии древнеегипетского права в эпоху Нового царства не мало говорил и писал французский историк И. М. Лурье. Лурье И.М. Египетский дом времени Нового царства // Труды Гос. Эрмитажа. Т. П. - Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1958. - С.12 - 18.

При этом глубина научного подхода обусловливает исследование автором своеобразия государственного управления в стране в целом, специфики властных отношений, взаимоотношений между различными слоями древнеегипетского общества, что неизбежно отразилось на особенностях функционирования судебной системы, классовой по самой своей сути и являвшейся одним из государственных институтов, в котором реализовывалась деспотия царской власти, особенно в эпоху Нового царства.

Ю.Я. Перепелкин, начав исследовать историю Древнего Египта с частных вопросов, впоследствии стал автором одной из наиболее значительных монографий, посвященных истории древнего Египта и выдержавшей не одно переиздание. Перепелкин Ю.Я. Меновые отношения в староегипетском обществе // Советское востоковедение. - 1949. - № 6. - С. 30-42.

Работы отечественных историков, посвященные исследованию отдельных сфер жизнедеятельности Египетского государства, выходят и в 1970-1980-е гг. Конечно, традиционно преимущественное внимание исследователей привлекали наиболее загадочные страницы древнеегипетской истории, в силу чего наиболее активно изучались религиозные воззрения египтян, а также созданные ими произведения искусства, конечно, египетские пирамиды, жизнь фараонов и т.п. В этой связи назовем работы Е.С. Богословского Богословский Е.С. Древнеегипетские мастера: По материалам из Дер эль-Медина. / Е. С. Богословский. - М.: Наука, 1983. - 465 с. , Н.А. Померанцевой Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. / Н. А. Померанцева. - М.: Искусство, 1985. - 623 с. , М.А. Коростовцева Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. / М. А. Коростовцев. - СПб.: Летний сад, 2000. - 376 с. , М.С. Кагана Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование строения мира искусства. / М. С. Каган. - Л.: Наука, 1972. - 476 с. и др.

В то же время на этом фоне появляются исследования по социально-экономической и политической истории Древнего Египта (О.Д. Берлев, Т.А. Дейнека, Ю.Я. Перепелкин, Богословский Е.С., И.А. Стучевский и др.), истории развития межгосударственных отношений Египта с другими государствами древнего мира.

С позиций социально-экономической и политической истории И.А. Стучевским исследуется и такая сложная сфера жизни Древнего Египта, как взаимоотношения власти фараонов и жречества, в том числе как наиболее яркое их проявление - реформы Эхнатона.

Именно изучение особенностей социально-экономической жизни в Древнем Египте позволило исследователям сделать выводы о том, что, в отличие от других стран Востока, в этой стране исключительно рано (к сер. Ш тыс. до н.э.) исчезла независимая сельская община в силу ее поглощения государством, что создало благоприятную почву для развития деспотии власти.

Вероятно, это связано с изменением общечеловеческих приоритетов в российском обществе в целом, обостренным вниманием к судьбе отдельной личности в истории. В этой связи назовем работы таких авторов, как О.Д. Берлев, А.О. Большаков, В.А. Головина, А.Б. Зубов и О.И. Павлова, С. Игнатов, Н.Л. Павлов и др. Выходят и обобщающие работы научно-популярного плана. Осуществлено также немало переизданий работ общепризнанных авторов - таких как Б.А. Тураев, Ю.А. Перепелкин, М.А. Коростовцев.

1.2 Становление деспотии в Древнем Египте

Древний Египет это одно из тех государств, где очень четко прослеживается становление деспотии. Изучение черт восточной деспотии показывает ее необходимость, зависимость формы правления от источника власти, от состояния политики, экономики, культуры страны.

В странах Древнего Востока вся власть была в руках одного правителя: фараона, царя, халифа. Он решал, что будет: основные вопросы по внешней политике, внутренней политике. Все реформы, законы принимались и утверждались именно им. Никто не имел право указывать правителю, что ему делать, как поступить. За попытки противоречить как - либо повелителю, люди могли быть приговорены к смертной казни. Берлев О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. -/ О. Д. Берлев. - М.: Наука, 1972. - С.234.

Не было никаких выборов или даже попытки демократии. Все попытки людей хоть как - то влиять на политику своей страны жестоко пресекались. Власть, как правило, в странах древнего Востока передавалась по наследству, от отца к сыну. Так же могли в следствие этого быть и были перевороты. Так же владыка, правитель государства считался лицом божественным. Бог на небесах, фараон на земле - считали египтяне. Ему приписывались функции божества, люди считали, что раз власть дана богом, она не может быть отнята никем. Они верили и поклонялись богам, соответственно должны были, исходя из своих убеждений любить и почитать своего правителя.

Все земли, которые находились во владении государства принадлежали только правителю. Он мог сам распоряжаться этими землями так, как он хочет. В этом досточно большое отличие от стран Запада, так как там земля принадлежала отдельным людям. А во время феодальной раздробленности, царю вообще только принадлежал свой феод, то есть земли, на которых работают именно его крестьяне. Такого нет в истории в данные периоды, в которые они были на Западе нет на Востоке, не было. Берлев О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. -/ О. Д. Берлев. - М.: Наука, 1972. - С. 23.

Глава страны в Древнем Египте обладал религиозной и светской властью. Что это значит. Он имел право законодательной, исполнительной, военной, судебной власти. Издавал законы, приводил их в действие, судил. Был главнокомандующим в египетской армии. Кроме этого всего он обладал и религиозной властью. Фараона почитали и боготворили как сына божьего.

Фараона обожествляли. Авдиев В.И. История Древнего Востока / В.И. Авдиев. - М.: АН СССР, 1953. - С.212.

Считалось, что если ты не выполнил приказ фараона это всё равно что противоречить воле самого бога. Его власть была непререкаема. Так же кроме фараона, государством управляло огромное количество чиновников. Они активно помогали фараону. Но, чиновничий аппарат работал очень медленно, сложно. Был громоздким, но имел мало толку.

Человек ценился невысоко, он был рабом обстоятельств, порядка, традиций, культуры. Деспотия в странах Востока - последствия состояния общества, наличие общинных отношений. Деспотия могла сосредоточить силы народа на создании ирригационных систем, ведении военных действий. Но деспотия тормозила развитие личности, его раскрепощение. Она была причиной застойного характера развития стран Древнего Востока.

Государство в Египет возникло на территории течения Нила. Основная отрасль экономики страны - сельскохозяйственное производство. Люди занимались земледелием. Так как именно для этого был благоприятный климат. Здесь было мало лесов. Египет считался даром Нила, люди пели хвалебные песни Нилу, где восхваляли его. Именно благодаря разливам Нила египтянам удавалось заниматься земледелием. Сначала Египет представлял собой множество государств, которые без конца между собой воевали. Никто не хотел подчиняться.

Много лет спустя здесь остается, образовывается два государства - Северный и Южный Египет. Между ними происходит ряд сражений, после которой победу одерживает царь Южного Египта. Авдиев В.И. История Древнего Востока / В.И. Авдиев. - М.: АН СССР, 1953. - С.213.

Древний Египет за многие века существования претерпел огромные изменения. Власть в Египте постоянно менялась, вернее форма власти. Но всё же, это была поздняя монархия. Власть в руках одного фараона. Он мог сделать всё, что захочет. Устанавливать законы, отменить их, наказывать людей, судить, приказать.

Огромное количество людей умирало при строительстве пирамид. Один фараон стремился перещеголять другого могуществом, красотой своей пирамиды. Чем красивее и больше пирамида, тем сильнее и могущественнее считался фараон. Поэтому для каждого фараона это было важно. При чем в руках главы государства была не только светская власть, но и религиозная. Его почитали как сына бога.

В истории Древнего Египта выделяют следующие этапы развития:

Раннее царство (ХХХI-ХХIХ вв. до н.э.);

Древнее царство (ХХVIII-ХХIII вв. до н.э.);

Среднее царство (ХХII-ХVIII вв. до н.э.);

Новое царство (ХVI-ХI вв. до н.э.). Авдиев В.И. История Древнего Востока / В.И. Авдиев. - М.: АН СССР, 1953. - С.213.

Древний Египет (Раннее царство) представляло собой небольшие полугосударства. Это объединения сельских общин вокруг храмов. Эти полугосударственные образования назывались номы. Во главе такого нома был жрец. Жрец обладал религиозной властью, следовательно потом становился главой этого государства.

Государство было необходимо каждому жителю Египта. Так как только при условии, что будет такое объединение люди помогали друг другу строить сооружения. Потому что единственным видом работ, одним из немногих, было занятие земледелием. Но для того, чтобы успешно заниматься земледелием, нужно было строить сооружения. Египет был даром Нила. Но, когда происходили разливы Нила топились близ ближайшие территории, для того, чтобы дом, землю не потопило строили сооружения. Так же нужно было сделать так, чтобы эта вода сохранилась. Так как за разливом следует засуха.

В период Древнего царства номы объединяются и было образовано два государства - Верхний Египет и Нижний Египет. В период своего основания они не имели сильной верховной власти. А деспотия предполагает сильную единоличную власть. Таким образом, они были очень далеки от деспотии.

Спустя много лет они укрепляются, появляются мощные и сильные правители. Каждый из них хочет объединить Египет под своим началом. Начинается война между этими странами. После ряда войн государство объединяется под верховенством Верхнего Египта.

В период Древнего царства, после объединения государство приобретает черты восточной деспотии. Во главе государства стоял верховный правитель - фараон. Фараон - царь Египта. Он обладает всей полнотой власти. Его наделяли пышным титулом правителя Верхнего и Нижнего Египта. Он воплощал в себе мощь и силу. Стучевский А.И. Аменхотеп - первый жрец Амона-Ра, царя богов, слуга фараона // Вестник древней истории. - 1976. - № 3. - С. 16.

Каждый раз, когда он появлялся или совершал какой - либо обряд это сопровождалось пышными церемониями, торжественные встречи проводились. Его встречали как бога, сына бога. Его почитали и преклонялись перед ним, перед его силой. С именем фараонов связывали всевозможные легенды, предания. В них показывалась вся мощь и сила фараона. Обычным людям запрещалось видеть лицо фараона под страхом смерти. Запрещалось произносить имя фараона. Имя фараона считалось священным. Свою мощь и силу фараоны показывали с помощью законом, обрядов, войн. При проведении войн они показывали сою силу, важность. Чем больше войн выиграл и провел фараон, тем сильнее и могущественнее он считался. Стучевский А.И. Аменхотеп - первый жрец Амона-Ра, царя богов, слуга фараона // Вестник древней истории. - 1976. - № 3. - С. 17.

Важно было проводить умную политику не только в самом государстве, но и за его границами. Внешняя политика должна была быть правильной. Так же, несомненно, фараон воплощал свою силу в построении пирамид. Каждый фараон приказывал строить пирамиды. Пирамиды строились огромные и шикарные. Они строились много - много лет. Их строило огромное количество людей. В жару люди сутками работали во всю свою мощь. Работали обычные люди, ими командовали. Били людей, если те останавливались или не хотели работать. Каждая пирамида стоила жизни тысячи людям. Но они все были красивы и воплощали в себе силу не только фараона, но и всего Египта. Их было огромное количество. Именно Древний Египет считается временем построения, появления большого количества пирамид.

Люди боялись не подчиняться фараону, его указу. Так как он обладал религиозной властью, т.е. власть его носила религиозный характер. Египтяне верили очень сильно в своих богов и считали, что если они не будут подчиняться слову фараона, то их покарает бог. Глава государства ведал делами культа, управлял государством, своими чиновниками, вельможами. Он мог назначить, а мог наказать высших чиновников. Он жаловал им титулы, давал земли. Люди считали, что именно от фараона зависит: будет урожай или нет, справедливость, безопасность. Безопасность представлял именно фараон совей внешней политикой.

Власть фараона передавалась по наследству. В основном передавалась от отца к сыну, от брата к брату, от дяди к племяннику. Очень редко, но такое случалось, власть переходила к женщинам. Но прежде чем престол будет принят новым правителем, должно было быть религиозное обоснование. Еще при жизни глава государства выбирал и короновал своего наследника. В Египте создался огромный чиновничий аппарат, бюрократический аппарат. Богословский Е.С. Государственное регулирование социальной структуры Древнего Египта // Вестник древней истории. - 1981. - № 1. - С.19.

Чиновники выполняли хозяйственные, военные, судебные, религиозные обязанности. При этом чиновничий аппарат представлял собой огромную сложную систему. Каждое ведомство подразделялось на подразделения. Богословский Е.С. Государственное регулирование социальной структуры Древнего Египта // Вестник древней истории. - 1981. - № 1. - С.21. Их было по два. Одно обслуживало Верхний Египет, второе - Нижний Египет.

Самыми грамотными в Египте должны были быть писцы. В основном именно они исполняли всю работу, все государственные дела. Они выполняли поручения чиновников: что - то записывали (законы), собирали налоги, раздавали продукты. За свою работу писцы получали зерно, землевладения, иногда и рабов. Писцы входили в привилегированное сословие. Свои знания и умения они так же передавали своим детям. То есть если твой отец писец, то ты тоже будешь писцом.

За службу они получали зерно, земельные владения и даже рабов. Писцы составляли привилегированное сословие. Знатность и богатство человека в Древнем Египте прежде всего определялись тем, какое место он занимал в чиновничьей иерархии.

У бюрократического аппарата был свой руководитель. Его называли - джати. Он возглавлял резиденцию фараона, управлял царским хозяйством. Джати обычно был близким родственником фараона. Уже в период Древнего царства джати фактически управлял всей страной. Он считался «казначеем богов» Авдиев В.И. История Древнего Востока / В.И. Авдиев. - М.: АН СССР, 1953. - С.234. , ведал всеми хозяйственными делами. Был верховным судьей. Ему докладывали обо всем, что происходило в стране. Сначала наместники шли к нему и говорили с ним, потом отправлялись к фараону.

Так же были и другие назначения и титулы. Например: носители царских сандалий, повара царского двора. У каждого из них были обязанности, которые они должны были безукоризненно выполнять. Носитель царских сандалий мог так же одновременно быть главнокомандующим армии. Однако со времени Древнего царства достаточно четко выделялись три направления государственной деятельности: финансовое ведомство по сбору налогов, ведомство публичных -работ, осуществлявшее, в частности, строительство ирригационных сооружений, и военное ведомство.

Верховным собственником земли считалось государство. Глава государства мог свободно распоряжаться землей. Как правило это было дворцовая земля, земля, на которой работали и жили обычные люди, храмовые земли, земля чиновников, жрецов. Все эти земли принадлежали государству, а именно царю. Фараон мог дать землю жрецу, церкви, чиновнику, писцу, а мог и отобрать ее.

Государство осуществляло наблюдение за разливами Нила, проводило строительство дамб, каналов, водохранилищ. Осушая заболоченные земли, обводняя засушливые, государство активно участвовало в получении высоких урожаев. Уже в Древнем царстве строились пирамиды, крепостные стены, величественные храмы.

В материальном производстве выделялись крупные земельные владения храмов и вельмож, имелись также общинные хозяйства.

Здесь производилось почти все необходимое для жизни (натуральное хозяйство), торговля была ограниченной. Хозяйства вельмож, храмов облагались налогами, а их работники и общинники платили в царскую казну подати. Белова Н.А. Политическая функция жречества в эпоху Нового царства // Шестая Дальневосточная конференция молодых историков. - Владивосток, 2001. - С. 60-65. Рабов было сравнительно немного, они использовались на тех же работах, что и свободные общинники. В правовом положении резкой грани между рабами и общинниками, работниками царских, храмовых, вельможных хозяйств не было.

Управление в областях (номах) осуществляли представители родовой знати - номархи. В Древнем царстве они были подчинены власти фараона, однако не раз проявляли склонность к обособлению. В поздний период Древнего царства, когда усиливается местный сепаратизм, а многие представители номовой знати добиваются получения иммунитетных грамот, экономическое и политическое могущество центральной власти падает. Происходит раздробление прежде единого государства на множество враждующих между собой самостоятельных княжеств Белова Н.А. Политическая функция жречества в эпоху Нового царства // Шестая Дальневосточная конференция молодых историков. - Владивосток, 2001. - С. 60-65. . Складываются отношения, в чем-то напоминающие феодальные. Для Египта наступает время смуты и упадка.

Ослабление центральной власти, политическая раздробленность Египта вели к разрушениям в ирригационных системах, упадку хозяйства, обнищанию населения, что и послужило толчком к новому объединению страны, созданию сильного государства - Среднего царства. Объединяющим началом, способствовавшим усилению центральной власти, становится культ Бога Солнца как главного божества, которому поклонялись египтяне.

В истории Среднего царства выделяется строительство новых ирригационных сооружений, в частности, в районе фаюмской котловины. Освоение новых земель, хозяйственный подъем сопровождались успешными военными походами, в ходе которых десятки тысяч пленных обращались в рабство. Берлев О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. / О. Д. Берлев. - М.: Наука, 1972. - С.223.

История Среднего царства заканчивается народным восстанием и завоеванием страны гиксосами. Противоречия внутри общества ослабили государственную власть, а развитие частной собственности и товарных отношений с интенсификацией методов хозяйствования и эксплуатации непосредственных производителей способствовали росту недовольства. Результатом стало восстание и разрушение государственности.

В период Нового царства так же была деспотия. Верховная и светская власть принадлежала так же фараону. Управление государственным аппаратом осуществлялось везирем. Это было второе лицо в государстве. Государственный аппарат представлял собой несколько подразделений: одни ведали финансами, другие - хозяйственными делами, так же управляли внешней политикой. Везир назначал также чиновников, возглавлявших управление четырьмя большими административными районами Египта.

Упорядочить бюрократический аппарат фараонам не удавалось, он к тому времени уже слишком сильно разросся. Однако так же существовало беспрекословное подчинение младших старшим. Были плюсы у такого подчинения: всё было централизовано. Но существовали и минусы - это сковывало инициативу, не всегда тот кто старше по званию был умнее и инициативнее.

Аппарат чиновников - громоздкий механизм, где каждый стремился ухватить себе лучший кусок земли, власти. Деятельность огромного количества чиновников характеризовалось огромными переписками, и это всё проходило очень медленно. Письма ждали долго, могли они вообще пропасть где - то и не дойти. Всюду была коррупция. Но несмотря на деление Древнего Египта на несколько периодов, нельзя сказать, что они сильно отличались друг от друга. Большаков О.А. Герой и общество в Древнем Египте // Вестник древней истории. - 1991. - № 2. - С. 3.

Таким образом, можно сказать следующее. Древний Египет, история Древнего Египта представляла и представляет большой интерес для изучения учеными. О истории этой необыкновенной страны мы можем узнать из различных источников: письменных, вещественных. И отечественные и зарубежные историки занимаются изучением истории государства. Историки, при написании своих работ использовали древние источники, основывались так же на Библии.

Древний Египет делится на царства: Древнее, Среднее, Новое царство. Каждое из них имеет свою историю, свои особенности. Но при этом существенных различий не наблюдается. Очень важно выделить следующее: на протяжении всей истории, развития и становления всех трех периодов, наблюдалась деспотия. Во главе государства был фараон. Фараон - царь Египта. Он обладал верховной духовной и светской власть. Его почитали и уважали, боялись. Простым людям строго запрещалось смотреть на фараона, произносить его имя. Он управлял страной с помощью огромного чиновничьего аппарата. Чиновничий аппарат возглавлял джати. Это был человек очень близкий к царю, как правило его родственник. Так же очень важными людьми в царстве были писцы. Это были грамотные люди, которые собирали налоги, что - то записывали, раздавали продукты. За свою работу они получали земли, зерно. Позднее в период Нового царства вторым человеком в государстве был визир. Он решал и проверял деятельность чиновников. Был огромен бюрократический аппарат. Он был очень громоздким, была коррупция. Деятельность осуществлялось с помощью писем, которые шли очень медленно, их было бесконечно много. Так же силу и мощь фараона представляла собой пирамида, которую приказывал построить для себя фараон. Строились пирамиды достаточно долго и стоили жизни огромному количеству людей.

2. Особенности социального развития Древнего Египта в эпоху Нового царства

2.1 Правление ХVIII династии как начало могущества Египта эпохи Нового царства

Основателем XVIII династии стал Яхмос Первый. Он определял направления внешней и внутренней политики. Направление внешней политики: традиционные для Египта: побережье Средиземного моря, Нубия.

Характер внешней политика Египта сильно изменился. Масштаб внешней политики увеличился в разы.

Самым важным в политике любого государство было и остается внешняя и внутренняя политика их правителей. Так как внутреннюю политику удалось фараонам урегулировать еще в период Древнего царства. Это объединение о всех номов в одно государство. Внешняя политика представляла собой сложный процесс. В основу внешней политики входило объединение с другими государствами. Это проводилось двумя путями: породниться нужно было. Фараон брал в жены дочь одного из царей других государств или сам отдавал свою дочь в жены. Или объявлял и шел войной. Для успешного проведения военных сражений необходима была мощная и сильная армия. Египетская армия для проведения активной политики египетская армия была реорганизована. Были введены отряды колесничих. Они были двух типов легкие и тяжелые. Легкие были запряжены двумя конями, весьма натренированными. Экипаж состоял из двух человек. При этом у обоих колесничих были щиты, для того, чтобы прикрываться от напора врага. Они врывались в ряды противника и мигом проводили там панику.

Для того, чтобы колесниц было как можно больше и они были хорошо прочно изготовлены, египтяне стали строить конные заводы. Они осваивали новую отрасль - коневодство. Люди обучались специальным навыкам и умениям. Получали необходимые знания для того, чтобы заниматься конями правильно, для того, чтобы хорошо натренировать их. Потом запрягать их в колесницы. Хорошая колесница состояла из хороших лошадей. Это должны были быть специально обученные люди. Управлять конным заводом считалось довольно почетной службой. Во главе конюшни стоял чиновник высшего ранга.

Так же не менее важным было и пешее войско. Оно так же играло важную, даже основную роль в сражениях. Его снабжали новым типом оружия.

Приняты новые типы оружия, два новых типа мечей: прямой массивный и серповидный легкий. Египетские войны стали лучше снаряжаться. Для надежной защиты стали одевать панцири, чего раньше никогда не делали. Войны в Египте, если сравнить их с воинами стран Европы, снаряжались очень легко. Это может быть связано с формой ведения военных действий, с климатическими условиями. Но, видя, что хорошее снаряжение необходимо, они стали снаряжаться лучше. Правда снаряжение их было намного легче, чем у европейских воинов. Но, и у воинов Египта было такое же снаряжение, имеется в виду по форме, объему, массе, какое и у их соперников.

Так же войска дополняли легковооруженные лучники и копейщики. Для всех видов войск проводились специальные учения. Они были обязательны для всех. Их проводили специально обученные люди. Эти тренировки способствовали повышению дисциплины. Войска обучались всевозможным маневрам.

Так же новый род войск, которые много лет спустя Петр I ввел в России, был военно - морской флот. Он был создан преимущественно для того, чтобы перевозить грузы, вести морские битвы. Военно - морской флот имел огромное значение для ведения битв. Так как само географическое местоположение Египта предполагает мореплавание. Но а в военном деле э то конечно же военно - морской флот. На них так же служили, работали специально обученные люди. Постоянно проводились с ними тренировки, их обучали этому делу. Так же было специальное снаряжение. Были люди, которые отвечали за целостность кораблей, за то, чтобы не было неполадок. Всё это постоянно проверялось, выделялись деньги на их снаряжение. Не раз египетский военно - морской флот показывал свою мощь и силу своим врагам.

В каждой стране, городе, которые им удалось завоевать, они воздвигали крепость. Крепость эта показывала всю мощь и силу египетского фараона.

В связи с военной активностью фараонов резко возросла численность армии. Совершенствовалось ее комплектование, проводился жесткий отбор, а потом и обучение отобранных.

Кроме самих египтяне в армии Древнего Египта так же служили наемники - иноземцы. Их роль резко возросла. А при 19 династии наемников было более половины армии. Армия нового типа по вооружению, уровню обученности была одной из лучших и многочисленных в то время.

Эта динсатия вела активно политику и захватывала территории, опираясь на мощь армии. Самыми впечатляющими и масштабными были захват территорий на побережье Восточного Средиземноморья. Им удалось захватить все эти территории не только благодаря мощи своей армии, но политической раздробленности этих регионов.

В то время такие государства как Хеттское царство, Ассирия, Вавилония переживали не очень хорошие время. Они не вмешивались во внтренние дела Сирии и Палестины. Только государство Митанни было опасным соперником и главным соперником Египта.. Оно свою силу увеличило в конце 16 - 15 в. До н. э.

Основной заботой и проблемой 18 династии фараонов стало нейтрализовать Митаннию. Те, в свою очередь стремились обезвредить фараонов, помогая ряду стран Востока.

Фараоны, которые остались здесь, начинают вести более активную политику в южном направлении. Преемниками фараона Яхмоса была захвачена обширная территория вплоть до 3 - го порога Нила. Царица Хатшепсут направила большую военно - торговую флотилию в страну Пунт. Тамошние правители преклонились перед ней и в знак своей покорности отправили многочисленные дары для царицы.

Когда на троне оказался пасынок царицы Тутмос, то активность завоевательной политики возросла. Тутмос был умным фараоном, честным, дисциплинированным. Он был не только дальновидным государственным деятелем, но и талантливым полководцем, что было немаловажно для политики страны. Свое внимание он сосредоточил на восточном средиземноморье. Именно эта территория являлась главной для проведения внешней политики фараона. Пятнадцать раз он во главе со своим войском одерживал здесь победы. Государство Митанни отозвало свои войска и уступило египтянам Сирию, Финикию, Палестину.

Благодаря мощи флота египтянам удавалось победить. Тутмос приказал перетащить корабли из моря на реку Евфрат. Так же переправить туда же войска. Таким образом северной границей египетского государства стал город Кархемиш, который расположен в начале Евфрата. Это было победой огромного масштаба, никогда Египет так далеко не вырывался, не расширял настолько свои территории.

Так же активную политику Тутмос проводил и на юге. На юге ему вместе со своим войском удалось покорить племена до 4 - го нильского порога. Опять же благодаря мощному флоту и воинам. Теперь Египет представлял собой огромное государство протяженностью на 3200 км.

Успешные завоевания фараона требовали напряжения всех сил государства: финансово, оснащение кораблей, воины. Нужно было отобрать лучших воинов и лучшие корабли для того, чтобы победить в этих сражениях. Безусловно здесь есть и огромная заслуга самого фараона. Но преемники и воины больше дальше думали не о новых завоеваниях, а о том, как закрепить уже приобретенные территории, как укрепить их. Для этого они строили там свои крепости. Но этого было недостаточно, так как в любой момент местное население могло создать бунт, поджечь эти крепости. Поэтому нужно было умную, грамотную политику проводить на этих территориях. Безусловно ввозить туда своих людей: воинов, чиновников, обычных людей, для того, чтобы разбавить местное население. А местное население перевести ближе к Египту, чтобы там они были под контролем.

Фараоны 18 династии создали огромную военную державу. Для этого они мобилизовали все материальные и людские ресурсы. На развитие египетской экономики и культуры оказывали влияние завоевания и ограбления завоеванных государств.

2.2 Социальная структура древнеегипетского общества и особенности социально-имущественных отношений

Успешность военных походов не могла не отразиться на социальной структуре древнеегипетского общества. Основной добычей воинов в случае победы были не только земли, драгоценности, ценные вещи, но и прежде всего люди. Эти люди, которых захватывали египтяне превращались в рабов. Это были сотни тысяч человек. Все они становились, в основном, рабами. Их заставляли работать на земле: сажать, сеять, собирать, копать. Кто - то был хорошим мастером и помогал в мастерской. Так же они следили за скотом, участвовали в строительстве домов, храмов, каких - либо организаций и заведений.

Так же большую долю пленников приводили на царский двор, дворы храмов. Приводили их в поместья вельмож. Небольшую часть разделяли между людьми среднего происхождения и даже воины отбирали себе рабов. На царском дворе они выполняли все хозяйственные работы: на землях копали, сеяли, сажали. В доме у фараона: готовили еду, убирали, занимались какими- либо строительными работами. Если раб был хорошим мастером, то он мог заниматься и ремесленным делом. В храмовых хозяйствах они так же помогали и делали всю работу прислуги. А для воинов, имевших участки земли, работали на земле. Хозяева рабов давали им скудную пищу, одежду и крышу над головой.

В одном из документов говорится о том, что египетские воины очень любили делить захваченную добычу. Земли они сразу делили с рабами. Вместе с пленниками они приводили разнообразный скот: лошадей, коров, быков, козлов. Так же разнообразную утварь и предметы роскоши: вещи из золота и серебра, сосуды всевозможные, ожерелья и кольца, изделия из бронзы.

...

Подобные документы

    Социальная структура древнеегипетского общества и особенности социально-имущественных отношений. Роль фараона в организации и функционировании системы государственного управления. Правление ХVIII династии как начало могущества Египта эпохи Нового царства.

    дипломная работа , добавлен 27.05.2015

    Египет в эпоху раннего и древнего царства, образование развитых неолитических общин. Объединение долины Нила в единое государство. Период Среднего царства, деление Египта, набеги ливийцев и кочевников. Эпоха нового царства и возвышения фиванских царей.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Политическое устройство Древнего Египта. Итоги правления фараонов Раннего царства. Древний Египет в период единства, консолидации страны. Экономическая основа власти фараона. Религия и система образования в Египте. Содержание египетских законов.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    История открытия гробницы Эхнатона. Периодизация истории Древнего Египта. Реформа Эхнатона как важнейшее событие эпохи Нового Царства. Внутренняя политика Эхнатона. Пантеон богов Древнего Египта. Проблема монотеистичности религиозной реформы Эхнатона.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2009

    Внешняя политика Египта периода Нового царства, реформа Эхнатона. Расцвет экономики, социальные отношения, архитектура и скульптура эпохи расцвета. Структура государственного управления. Египет при XIX и XX династиях. Взлет и падение Нового царства.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2009

    Политическая история Египта в эпоху Среднего Царства. Борьба Гераклеополя и Фив. Государственное управление и завоевательная политика. Восстание бедняков и рабов. Завоевание Египта гиксосами. Социально-экономическое положение и общественные отношения.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Особенности Египта периода раннего царства. Номовый аппарат управления. Характерные черты государства в переходный период. Особенности труда земледельца Среднего царства. Главные направления внешней политики Египта 1554-1075 гг., правящие династии.

    учебное пособие , добавлен 09.04.2014

    Направления военных походов египтян. Государственный строй Древнего Вавилона. Система законов царя Хаммурапи, перечень преступлений и наказаний. Государственный строй древнего Египта. Укрепление авторитета Фараона. Основные черты права Древнего Египта.

    презентация , добавлен 31.05.2012

    Зарождение древней цивилизации, направления и факторы, влияющие на данный процесс. Особенности организации отношений в обществе, его структура и принципы становления. Достижения науки и культура Древнего Египта. Особенности мифологии, боги и театр.

    презентация , добавлен 21.10.2014

    Рассмотрение государственно-политической структуры среднеегипетского царства, характеристика его социальной структуры и социальных отношений. Обстоятельства, приведшие к расцвету Египта в Эпоху Среднего царства. Причины покорения страны гиксосами.

3.Особенности власти фараона

Правда, нельзя сказать, что на протяжении всего существования Древнего Египта власть фараона носила постоянно безраздельный характер. Периоды спада и расцвета были характерны и для его влияния тоже. Например, к концу Древнего Царства значение царя стало ослабевать. Количество его земель уменьшилось от постоянных подачек и подарков чиновникам, казна опустошалась армией приживальщиков и нахлебников. Политический кризис сменился экономическим. Подобное явление можно было наблюдать и в некоторые годы Среднего царства. Тогда номархи стремились получить в свои руки максимально возможные привилегии и власть, что снижало общий авторитет фараона. В целом же крайняя замедленность эволюции социальной структуры была отличительной особенностью общественного устройства Древнего Египта.

Доктрина управления и подчинения в Древнем Египте

Система верховной власти не могла бы быть жизнеспособной, не окружи себя властитель когортой вельмож, своих ближайших соратников. Для того чтобы удержать и гарантировать их лояльность, фараон отдает часть богатств, земли, делегирует определенные полномочия, укрепляя систему правления. Но в присутствии фараона знать все равно должна была вести себя скромно и приниженно – им даже не всегда дозволялось стоять рядом с царем. В любом случае египетская аристократия была важнейшим звеном социальной иерархии, поддерживающим власть верховного правителя и обладающим большими правами и полномочиями.

На равной ступени со знатью располагаются жрецы, которых фараоны всячески поощряли в максимальной степени, учитывая влияние веры на обычных граждан, которые поклонялись богам в культовых храмах, находившихся в ведении жрецов. Жречество получало значительные объемы богатств и земель. Жизнь каждого жителя Древнего Египта была неразрывно связана с религией, поскольку египтяне верили, что жрецы наделены исключительной способностью общаться с Богами. Жрецы подтверждали на официальном уровне божественное происхождение и статус правителя. Используя авторитет жрецов, фараоны могли проводить всевозможные непопулярные общественные, налоговые и социальные реформы, объясняя это стремлением исполнить волю Богов. Этому ни один египтянин не мог противостоять или возражать. Верховному жрецу храма подчинялись низшие чины – уабу. Они заботились о храме, проводили ритуалы и осуществляли подношения богам: все соответствовало заведенному порядку и традициям. Жрецы-астрономы следили за звездами и предсказывали будущее, чтецы проговаривали молитвы и священные тексты, библиотекари следили за папирусами и таблицам.

Социальная структура оформилась ко времени Среднего царства, в период Нового царства произошло ее усложнение. Эта структура подобна египетской пирамиде, на вершине которой находился фараон, на ступеньку ниже – высшее чиновничество и жречество, высшие военачальники, далее – номовая знать, среднее чиновничество и жречество – общинники – царские люди – рабы. Благосостояние господствующего класса зависело от положения в должностной иерархии. Расширение господствующего класса происходило за счет зажиточного коестьянства в связи с усложнением объема и функций государственной власти. Существовала система общегосударственного перераспределения рабочей силы, особенно царских людей.

3. Государственный строй Египта

Во главе государства находился фараон , у которого была вся полнота государственной власти – законодательная, исполнительная, судебная. Фараон – живой бог, для поклонения которому был создан сложный церемониал и обряды почитания. Почитались как боги и умершие фараоны.

Реальную роль в управлении государством играл царский двор. Во главе его был первый помощник фараона – джати (визирь) . Его функции:

    глава финансового ведомства (государственные житницы и “золотая палата”);

    руководство общественными работами (ирригация и царские постройки – государственный архитектор);

    градоправитель столицы и высшая полицейская власть;

    глава высшей судебной инстанции (6 судебных палат или “великих домов”);

    глава военной власти (в эпоху Нового царства).

В подчинении фараона и визиря находились руководители отдельных ведомств по различным отраслям управления (строительство, ремесло, внешняя и внутренняя торговля и т. д.), у которых в подчинении был огромный штат чиновников. В обществе высоко ценилась грамотность, т. к. должность писца являлась первым шагом в чиновничьей карьере. Помимо штатных чиновников существовали “послушные призыву” (из разных социальных слоев), которые выполняли отдельные приказы и поручения.

На уровне местного управления главной фигурой оставался номарх, у которого имелись те же полномочия, что и у фараона, но в масштабе подчиненной ему области. У него был свой штат чиновников. На низшем административном уровне существовали общинные советы, которые обладали судебной, хозяйственной и административной властью на местах, и общинные старосты на выборной основе. В эпоху Среднего царства советы теряют значение, а старост заменяют государственные чиновники.

Армия формировалась из ополчения и лишь отдельные отряды из наемников-ливийцев. В эпоху Нового царства происходит увеличение доли наемников и повышение профессионального уровня солдат, что способствовало победам Египта над внешними врагами. Дальнейшее увеличение доли наемников в условиях ослабления царской власти привело к тому, что армия стала источником смут.

Суд не был отделен от администрации. На местах судебные функции имели общинные органы, в номах – номархи (“жрецы богини истины”). Высший надзор за судопроизводством осуществлял визирь, а высшая судебной инстанцией был фараон, который мог назначать чрезвычайных судей. Судебные функции имелись и у храмов. Судопроизводство письменное. Были в Египте и тюрьмы – административные и хозяйственные поселения преступников, привлеченных к работам. Их деятельностью занималось ведомство “поставщика людей”.

Успешность военных походов не могла не отразиться на социальной структуре древнеегипетского общества. Основной добычей воинов в случае победы были не только земли, драгоценности, ценные вещи, но и прежде всего люди. Эти люди, которых захватывали египтяне превращались в рабов. Это были сотни тысяч человек. Все они становились, в основном, рабами. Их заставляли работать на земле: сажать, сеять, собирать, копать. Кто - то был хорошим мастером и помогал в мастерской. Так же они следили за скотом, участвовали в строительстве домов, храмов, каких - либо организаций и заведений.

Так же большую долю пленников приводили на царский двор, дворы храмов. Приводили их в поместья вельмож. Небольшую часть разделяли между людьми среднего происхождения и даже воины отбирали себе рабов. На царском дворе они выполняли все хозяйственные работы: на землях копали, сеяли, сажали. В доме у фараона: готовили еду, убирали, занимались какими- либо строительными работами. Если раб был хорошим мастером, то он мог заниматься и ремесленным делом. В храмовых хозяйствах они так же помогали и делали всю работу прислуги. А для воинов, имевших участки земли, работали на земле. Хозяева рабов давали им скудную пищу, одежду и крышу над головой.

В одном из документов говорится о том, что египетские воины очень любили делить захваченную добычу. Земли они сразу делили с рабами. Вместе с пленниками они приводили разнообразный скот: лошадей, коров, быков, козлов. Так же разнообразную утварь и предметы роскоши: вещи из золота и серебра, сосуды всевозможные, ожерелья и кольца, изделия из бронзы.

В прежние времена после захвата территорий египтяне только забирали себе скот, ценные вещи и угоняли людей, превращая их в рабов. Но в Новом царстве это было не так. Кроме того, что они угоняли скот, превращали людей побежденных государств в своих рабов, забирали всё золото и прочие драгоценности, то теперь они еще и накладывали большую ежегодную дань на захваченные территории.

Дань платилась каждый год в одно и то же время. Они отдавали скот, рабов, зерно. Так же каждая страна, завоеванная египтянами была обязана отдавать продукты, которые они сами изготавливали. Они отдавали и часть своих природных богатств.

Из Эфиопии они привозили золото и кости слонов. Из Палестины и Сирии различные металлы. Привозили так же ткани разнообразные и краски разных цветов. Привозили драгоценные камни. Из Лизаны лес, для того, чтобы строить корабли, особенно был ценен кедр.

Огромное количество рабов, разнообразного сырья (металлы) оказывали большую роль на развитие экономики Египта. Экономика возросла во много раз, страна богатела, люди стали жить лучше (коренное население, сами египтяне). Но несмотря на огромное количество рабов, сырья, ценностей. Они в основном доставались не обычным людям или даже воинам, а богатым вельможам, храмам и фараону. Эти богатства использовались без всякой пользы.

Развитию экономика Египта способствовали не только огромное количество материальных ресурсов, большое количество рабочей силы, но и то, что египтяне совершенствовали свою техническую базу. Улучшали технологию производства. Орудия труда в большем количестве стали изготавливать из бронзы.

На египетской земле месторождений олова не было, запасы олова доставлялись из Сирии, которая была подчинена влиянию Египта. Из бронзы делали орудия труда, оружие, которое по своим качествам является одним из лучших. Процесс получения металла так же получил усовершенствование. Его изготавливали уже другим путем: использовали мехи, которые обеспечивали мощный приток воздуха. Благодаря тому, что они научились отливать металл, то и могли уже изготавливать сложные вещи. Например, могли сделать большие ворота для храма. Так же могли изготавливать и тонкие изделия. Это всё позволяло очень экономно использовать металл.

Так же египтяне получали непрозрачное пастовое стекло и это стало независимой отраслью. Из этого стекла можно было сделать сосуды, небольшие поделки. Эти вещи ценились и внутри страны (на рынках их покупали и бедняки и богачи), и на внешнем рынке (эти поделки вывозили за пределы страны для продажи).

Совершенствовалась сельскохозяйственная техника. Получил распространение очень удобный плуг с отвесными рукоятками, были специальные отверстия для рук. Изготавливались огромные молоты, которые были подвешены на длинные палки ими удобно было разбивать комья земли.

Известно, что в Египте нередко было засуха и лишь после разлива и возвращения Нила в свои берега оставалась и была влага. Но не везде. Поэтому нужно было изготавливать сооружения, с помощью которые совершались поливки полей, огородов.

Еще одним плюсом завоеваний было то, что египтяне научились выращивать новые виды растений, новые породы скота. Особой отраслью животноводства стало разведение коней. Так как это было необходимо для египетских колесниц.

Фараоны располагали огромным количеством рабов, скота, металлами. Они проводили такую политику, которая способствовала оживлению хозяйственной жизни, процветанию сельского хозяйства.

Увеличивалось количество посевных площадей, качество их обрабатывания. За разливами Нила постоянно наблюдали, измеряли уровень воды в реке до ее разлива и после. Ремонтировались разрушенные каналы, начали строиться оросительные сооружения.

Фараоны XIX династии приступали к проведению масштабные работы по мелиорации Дельты, дренаж заболоченные участки, спуски излишней воды. Следовательно в эпоху Нового царства экономика позволила получить намного больше продукции и в сельском хозяйстве, и ремесленной мастерской, чем в предшествующие времена.

Страна теперь уже располагала большими запасами материальных ресурсов, экономическим потенциалом. Фараоны с помощью этих богатств могли и армию снабжать, и хозяйство поднимать и внешнюю экономику активно проводить. Так же строились разнообразные дворцы, храмы.

Были созданы материальные возможности для дальнейшего развития египетской культуры.

Общество Древнего Египта было поделено на три класса: класс господ - те, у кого были в собственности рабы, дома, мастерские, поместья, богатсва; мелкие производители - земледельцы и ремесленники, они добывали пищу своим трудом; рабы - люди, которые работали днем и ночью на своего хозяина: убирали, готовили пищу, гоняли скот, ухаживали за скотом, работали на земле, которая принадлежала хозяину, участвовали в строительстве храмом, дворцов.

Но и в период Нового царства безусловно при таком количестве изменений в экономике и политике произошли изменения и внутри каждого класса. Одни слои укрепились, другие стали слабее. Появились новые классы. Теряли свое значение другие классы. Важным изменением в этой структуре стали рабовладельческие отношения, причем они укреплялись с каждым днем. Количество рабов увеличивалось за счет того, что все новые и новые земли захватывали фараоны со своей армией. Пленников, жителей этих государств они превращали в рабов.

В период Нового царства появился слой рабовладельцев, которые обладали 2 -7 рабами. Рабов могли купить земледельцы богатые, у которых были земли. Они приобретали рабов для того, чтобы те работали на их землях

Так же серьезные изменения произошли и среди господствующего класса. Появляются средние слои населения, так называемые мелкие и средние рабовладельцы. Они занимали низшие и средние посты в Египте. Получали от правителя землю и рабов.

Похожие публикации