Новая школа - Образовательный портал

Нравственная проблематика рассказа И. Бунина «Красавица» (из цикла «Темные аллеи»). «Красавица», анализ рассказа Бунина, сочинение История создания «Красавицы»

Иван Алексеевич Бунин в своих произведениях регулярно предается размышлениям по поводу жизни в общем и целом. Это можно заметить в таких произведениях, как: «Холодная осень», «Красавица» и других. Действительно, он в своих стихотворениях и рассказах заставляет читателя задуматься. Жизнь такая разная: очаровательная и многогранная, порой жестокая, и даже опасная. Своими произведениями писатель напоминает о том, что в жизни нет мелочей. А равнодушие может сыграть роковую роль в судьбе тех, за кого необходимо взять ответственность.

Бунин и «Красавица»

Прежде чем рассматривать само произведение и как-то анализировать его, следует вспомнить, что оно было написано в 1940 году. В это время писателю исполнилось семьдесят лет – возраст, в котором человек уже не строит планы на длительный период, но даёт оценку прожитой жизни.

Ярких моментов за всю жизнь наберется у каждого человека, и плохих, и хороших. В это время писатель предается воспоминаниям собственной юности, молодости и зрелых лет, и делится всеми этими мыслями с читателями.

«Красавица» есть не что иное, как антитеза – противоположность наименования самого произведения и его содержания. Действительно, так оно и есть, на самом деле. В произведении читатель узнает, что личина людей зачастую бывает обманчива, нужно научиться видеть суть вещей, сущность самих людей. За прекрасным обликом может скрываться любая личность, и внутреннее наполнение не всегда так же красиво, как внешняя оболочка.

Анализ произведения

Вообще, писатель прибегает к довольно интересному, по-своему интригующему приему: он описывает три сюжетных линии в рассказе. Первая – отношения отца-чиновника с обеими своими женами. Вторая – отношение той самой красавицы к своей обители, семье и родственникам. Третья – отношение мальчика, который и является главным действующим лицом в этом рассказе. Отдельно следует обратить внимание на саму красавицу, ее отношение к жизни, дому и ребёнку. Писатель сам говорит о ней, что она «воцарилась», «взгляд имела зоркий», «отец, от страха перед ней притворился».

Все это непосредственно указывает читателю на властность человека, на его мысли, суждения, относительно всех других людей. Она буквально ставит себя выше всего окружения, она глава в семье, по крайней мере, сама так считает. Тем не менее на протяжении всего произведения из ее уст выходит лишь одна-единственная фраза, которая усилена словами «я велела». Как можно догадаться, она действительно считает себя главной. И этому есть доказательства. Эта женщина меняет жизнь в доме по своему усмотрению, как она считает лучше, для нее же самой. Все изменения в доме являются своеобразным стержнем произведения. Подсказкой для самого читателя, что не всякая внешняя красота, которую можно увидеть своими собственными глазами, является внутренней. Зачастую внешность и сущность разнятся и между ними нет никакой связи.

Мальчик, в свою очередь, буквально обречен на никчемное существование. Он попросту начинает бояться жить, у него появляется страх ко всему, хотя сам он «от природы ласковый, живой». Ко всему прочему, сам писатель подчеркивает его пустое существование, наделяя эпитетом «несуществующий». В рассказе для жены отца, он не имеет никакого значения, она его попросту не замечает, да и сам отец уподобившись своей супруге, отдавая всего себя только лишь ей, отдаляется от ребёнка. Несмотря на мнение всех своих близких, их отношение, он все равно есть, живет, проживает свою жизнь рядом с ними, но его существование остается никчемным.

Автор старается подчеркнуть малозначимость ребёнка употреблением слов в совокупности с уменьшительно-ласкательными суффиксами, вроде: «диванчик», «книжечка», «уголок» и других. Писатель не описывает дальнейшие события, но дает читателю ясно понять, что мальчик по жизни так и останется заброшенным, забытым и просто никому не нужным.

«Красавица» - небольшое произведение, наполненной трагедией и огромным смыслом. Это небольшой шедевр, обладающий глубокой, но одновременно такой простой и понятной мыслью, суть которой может уловить абсолютно каждый читатель. История семилетнего мальчика, которого возненавидела красавица-мачеха способна по-настоящему тронуть душу. В результате такого отношения, ребенку просто приходиться прятаться в угол, стать невидимкой для всех.

Бунину удалось вложить мысль, что не всякая красота может быть хорошей, всего лишь в пять небольших абзацев, с тремя главными действующими лицами и глубокой трагедией внутри. Понять все сказанное здесь довольно просто, но принять это все уже не так легко, как и могло бы показаться. Тем не менее писатель раскрывая суть своего произведения, раскрывает сущность многих людей.

Одна простая мысль


Один простой вопрос, на который, пожалуй, ответит каждый – разве можно назвать истинной красавицей человека, который безучастно относится к ребенку, ненавидит его, унижает и не ценит собственного мужа? Пожалуй, ответ на этот вопрос лучше всех сформулировал Антон Павлович Чехов: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Мы понимаем, что героине данного рассказа присущи лишь два параметра, причем важность которых, особенно в современном мире значительно преувеличена – лицо и одежда. Человек не может быть прекрасным, не обладая красивой душой и мыслями. Тут мы и начинаем понимать, что история иронична и трагична – красавица больше безобразна, чем прекрасна и притягательна. Она всем своим поведением отталкивает читателя от себя, становится противна. Красота внутренняя играет, пожалуй, большую роль, имеет большее значение, чем внешняя, причем по нескольким причинам. Самое простое – внешность со временем меняется, человек стареет, зато внутренняя красота, доброта, отзывчивость – все это останется навеки.

Тут же на ум приходят слова другого известного писателя – Достоевского: «Красота спасет мир, добра бы была». Ведь так оно и есть, а в произведении мы видим противоположное существо, красота которой не дает ничего хорошего, не сеет разумного, доброго, вечного. Она способна лишь губить, губить все вокруг, создавая для себя оптимальные условия, которые ей самой пришлись по нраву. Несложно догадаться, почему «красавица» стала такой – избалованный человек, обладающий огромным вниманием, непременно становится эгоистом. Он требует и старается все делать только лишь для самого себя, своей выгоды и радости, ни капли не думая ни о ком другом. Сам читатель видит, что за героиней стоит мнимая, кажущаяся красота, внутри которого скрывается не что иное, как простое душевное уродство. Она – не родная мать мальчика, а значит, по ее мнению, нет смысла испытывать какие-то добрые, теплые чувства к нему и, соответственно, поступает по отношению к ребёнку абсолютно равнодушно.

Главный герой произведения - красавица, всё меньше заботит читателя. Скорее, она вызывает отвращение, если не сказать большего. Все внимание сосредоточено на маленьком мальчике, судьбе которого не позавидуешь. Несмотря на такой характер второй супруги отца ребёнка, большая часть негодования, пожалуй, относится именно к нему, так как он, внимая всем ее прихотям просто забывает про своего сына, перестает замечать его. Дети, особенно в таком нежном возрасте – крайне беспомощны, доверчивы. Они ещё не могут постоять за себя, могут оказаться обманутыми, они просто напрямую зависят от своих родителей, от взрослых людей. Можно было бы сказать иное, если бы сам мальчик был таким же, как и жена отца – злым, капризным, без тепла в сердце и душе. На деле он другой – общительный, добрый, отзывчивый, просто ему не повезло. Став сиротой, после смерти родной матери, он лишился всего: тепла, доброты, внимания, должного ухода.

Бунин дает понять читателю одновременно несколько вещей. Во-первых, мы порой можем не замечать самых явных вещей, оставаясь ослепленными красотой. Во-вторых, взрослые всегда должны быть в ответе за своих детей, они должны относиться к ним внимательно, с любовью. Все это простые истины, которые, свойственны каждому человеку. Другое отношение к жизни и своим близким - это деградация собственных чувств, и никакая красота не сможет этого скрыть. Каждый человек должен научиться видеть, чувствовать и ощущать истину. Словом, сам писатель говорит о том же: «очки цвета йода», намекая, что розовые очки пора снять и смотреть на мир реальным взглядом.

Этой одной фразой Бунин дает понять читателю, что чиновник просто закрылся от всего окружающего мира, это служит его щитом, вообще, от всего того, чего отец не хочет замечать, в том числе и своего собственного сына. Для самого же главного героя, в лице мальчика – это дорога в никуда, без просвета и ярких красок. Изоляция малыша - это трагедия с замедленным инерционным движением. Если отец ребёнка не снимет с глаз пелену влюблённости в бессердечную красавицу, малыш останется одиноким до полного взросления.

Так, Иван Алексеевич Бунин, своим коротким рассказом смог затронуть тонкую и щепетильную проблему внутренних переживаний, которые смогут помочь ответить на вопрос: «Что же такое настоящая красота?»


Подписаться на новые статьи

Рассказ «Красавица» - одна из 38 новелл цикла «Темные аллеи». Этот цикл является центральным событием творчества Бунина последних лет. Это единственная в своем роде в русской литературе книга, где все - о любви. Здесь есть и грубоватая чувственность, и игривость, но сквозным лучом проходит тема чистой и прекрасной любви. «Дух проникает в плоть и облагораживает его», «Там, где я стою, не может быть грязно», - говорит Любовь устами автора.
Рассказ «Красавица» написан 28 сентября 1940 года. Писателю было 70 лет. Он уже прошел через многое, испытал и увидел еще больше, он опытный и мудрый человек, признанный миром художник. И рассказ из 5 абзацев… Казалось бы, простой сюжет. Вдовый пожилой чиновник взял в жены молоденькую красавицу, которая невзлюбила его семилетнего сына от первого брака и вытеснила его сначала из спальни в гостиную, затем - с дивана на пол, а мальчик смирился…
Само выражение «красавица возненавидела» парадоксально как сочетание восхищения и ненависти, идеала и ненависти. А здесь – «спокойно возненавидела» - тоже сочетание несочетаемого, поскольку ненависть – это чувство из ряда вон выходящее, сильное. Наречие «спокойно» передает, что красавице это не чуждо, это свойственно ей, это привычно для нее.
Мы видим подтверждение того, что красота героя мнимая, отталкивающая, за внешней привлекательностью скрывается душевное уродство. Будучи неродной матерью, она демонстрирует полное равнодушие к мальчику.

Бунин Иван Алексеевич (1870-1953)

Биография И.А. Бунина
Русский писатель: прозаик, поэт, публицист. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября (по старому стилю - 10 октября) 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду.
Литературная известность к Ивану Бунину пришла в 1900 году после выхода в свет рассказа "Антоновские яблоки". В 1901 году в издательстве символистов "Скорпион" вышел сборник стихотворений "Листопад". За этот сборник и за перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло "Песнь о Гайавате" (1898 год, в некоторых источниках указан 1896) Российской Академией наук Ивану Алексеевичу Бунину была присуждена Пушкинская премия. В 1902 году в издательстве "Знание" вышел первый том сочинений И.А. Бунина. В 1905 году Бунин, живший в гостинице "Националь", стал свидетелем Декабрьского вооруженного восстания.

Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. В ночь с 7 на 8 ноября 1953 года, через два часа после полуночи его не стало: он умер тихо и спокойно, во сне. На его постели лежал роман Л.Н. Толстого "Воскресение". Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем.
В 1927-1942 годы другом семьи Буниных была Галина Николаевна Кузнецова, ставшая глубокой поздней привязанностью Ивана Алексеевича и написавшая ряд мемуарных произведений ("Грасский дневник", статья "Памяти Бунина"). В СССР первое собрание сочинений И.А. Бунина вышло только после его смерти - в 1956 году (пять томов в Библиотеке "Огонек").

Начиная анализ рассказа "Красавица", нужно в первую очередь обратить внимание на время его написания Буниным - сентябрь 1940 года. В следующем месяце писателю исполнилось семьдесят: возраст, при котором так приятно предаваться очаровывающим воспоминаниям юности, и при этом так легко видеть суть вещей и людей сквозь обманчивую внешность. Само название "Красавица" уже является провокацией, ведь из рассказа мы выносим совсем другое впечатление. Скрытый приём - антитеза названия и содержания - придаёт драматичности обычному повествовательному жанру.

Сюжетных линий в рассказе можно выделить три: отношения отца-чиновника с первой и второй женой, отношение красавицы к дому и семье, в которой она воцарилась, и жизнь мальчика - по сути, главного героя рассказа. Не случайно, говоря о второй жене, употреблено слово "воцарилась". На её властность автор указывает неоднократно: "взгляд имела зоркий", "отец, от страха перед ней, притворился..." Во всём рассказе лишь один раз появляется прямая речь, исходит она из уст красавицы, и значимость её ещё усилена словами "я велела". Эта женщина изменила жизнь в доме, в который вошла, и эти изменения являются стержнем произведения.

Мальчик, "от природы живой, ласковый", начинает бояться жить. Бунин наделяет его эпитетом "несуществующий", добавляет, что и отец сделал вид, будто у него нет сына. Однако он есть, но жизнь его никому не нужна и по сути никчёмна, это подчёркивается словами с уменьшительными суффиксами: у мальчика "диванчик", "уголок", "книжечка", "постелька", "добришко". Так, не описывая дальнейшие события, автор даёт понять, что ребёнок и в будущем останется заброшенным и никому не нужным.

Что же является главной проблемой в этом рассказе? Осуждение равнодушия. Вторая жена "спокойно возненавидела" мальчика, а ненависть не бывает спокойной. Этот оксюморон подчёркивает именно убийственность равнодушия, при котором человека не замечают - и он почти перестаёт существовать. Отец ребёнка ещё в начале рассказа предстает безразличным и даже безличным человеком: молчалив, скромен, с сиплым голосом, неинтересен. Характерная деталь - "очки цвета йода", которые закрывают чиновника от мира и служат щитом от того, чего он замечать не хочет. Даже если это его собственный сын. И при этом преступном попустительстве ребёнок будет жить "в круглом одиночестве на всём свете".

Пять небольших абзацев, всего три основных действующих лица - и такая глубокая трагедия. Бунин мастерски обрисовал людей, которые способны равнодушием уничтожить человека. А то, что так поступает "настоящая красавица", заставляет другими глазами смотреть на внешний облик людей и их жизни.

Кузнецова Анастасия,

ученица 11 класса МАОУ СОШ №14

Учитель: Миронова Елена Владимировна.

Целостный анализ прозаического текста.

И.А.Бунин «Красавица».

И.А.Бунин – превосходный писатель. Мне безумно нравится его творчество. Особенно мне запомнились такие его произведения, как: «Темные аллеи» и «Легкое дыхание», написанные на тему любви, трагической любви. Мы знаем, что писатель эмигрировал во Францию, долгое время жил в Париже, но его мысли вновь и вновь возвращались к России. Поэтому огромное место в его творчестве занимает тема Родины.

Рассказ «Красавица» посвящен теме тяжелого детства, взаимоотношений в семье. В нем раскрывается идейно-нравственная проблематика (герой познает изменения, происходящие в окружающем его мире).

Рассмотрим систему образов. «Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой», «он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу». И вот, столь жалкий, убогий по описанию человек смог жениться «на красавице, дочери воинского начальника», которая «была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий».

Можно сделать вывод о том, что чиновник был далеко не красавцем, в его описании автор использует такие эпитеты и сравнения, которые создают образ совершенно физически нездорового, хилого человека, преобладает какой-то желтоподобный цвет, который еще больше убеждает нас в его нездоровости («очки цвета йода», «чахоточного сложения», «срывался в фистулу»). Отсюда следует, что цель автора состоит в том, чтобы показать, что внешность – это не самое главное в отношениях, а также, что любви все возрасты покорны, ведь чиновник был пожилым, а жена – красавица молодой. Прослеживается антитеза. Текст называется «Красавица», наверное, потому что рассказчик хотел показать то, что красота эта внешняя – может являться только маской.

Первая жена чиновника умерла, заметен трагический пафос.

Второй брак… но от первого брака остался сын: «мальчик, от природы живой, ласковый», которого «вторая красавица спокойно возненавидела»(оксюморон). У мальчика нет портрета, но у него мы видим внутренний духовный мир, в то время как у родителей он очень скудный. Опять антитеза: детский мир, искренний, чистый, противопоставлен взрослому.

Мальчику приходится нелегко, можно провести параллель с жизнью Ваньки из одноименного рассказа А.П.Чехова.

Мальчик подвергается жестокому отношению со стороны мачехи, которая почувствовала себя единственной хозяйкой в доме, например: «Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой…» или «Стелите ему, Настя, на полу…»

Самое обидное, что отец просто забыл о своем сыне, что еще раз подчеркивает его низость, жалкость, убогость, трусость. («Отец, от страха перед нею, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына».) «И Мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, - неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день». Малыш живет в своем маленьком мирке «в уголке гостиной», занимается своими делами: «рисует на грифельной доске домики» или «шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме», «смотрит в окно».

И.А.Бунин использует уменьшительно-ласкательные суффиксы («домики», «книжечку»), показывая этим то, что мальчику дороги эти вещи, он рисует именно домики (дом – символ семьи, домашнего очага), он хранит в душе теплые воспоминания о прошлой жизни, жизни, в которой он был кому-то нужен, в жизни, где он был окружен любовью и теплотой. Книжечка, а также сундук – символ любви к матери, это книжка – единственный «огонек», согревающий душу мальчика. Но, несмотря на все трудности, мальчик сохранил в себе человеческие качества. Прослеживается близость к фольклору, семь – мистическое число, мальчику семь лет. Он – «лучик света» в доме чиновника. Окно – портал, который погружает ребенка в прошлое, одновременно помогая увидеть мир, неизвестный ему.

Остановимся на хронотопе. Действие происходит в доме, где живет мальчик. Этот дом когда-то был для него родным, но с уходом матери становится чужим. Автор подчеркивает это с помощью эпитета «как бы несуществующем». Мальчика перестали замечать в доме, поэтому он уходит в другой мир – свои мысли и чувства.

На протяжении всего текста пересекаются прошлое и настоящее. Завязка – описание прошлого, того, что за невзрачного мужчину выходят замуж красивые девушки, описание первой жены. Дальше описывается настоящее, «новая» жизнь чиновника и его «новой» семьи (кульминация). Развязка: мальчик живет в настоящем, но обращается к прошлому.

Видна детальность, автор четко описывает различные мелочи («спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой»). За счет этого мы видим вся трагичность положения ребенка. Важной деталью является сон. Семилетний ребенок спал беспокойно, даже во сне он не чувствовал себя защищенным.

Также писатель использует эпитеты, чтобы читатель как можно ярче мог представить описываемую картину: «убранную синей бархатной мебелью», «беспокойный сон», «жизнь неслышная, незаметная, одинаковая…», повторы «совершенно самостоятельный, совершенно обособленный», «сам стелет, сам убирает».

Мне очень понравился этот рассказ. Я очень сочувствую мальчику, остается только гадать, что будет с ним дальше (открытый финал). И.А.Бунин дает нам возможность самим придумать продолжение. Я верю, что мальчик будет счастлив, ведь он чистый, искренний человечек, которого не сломили беды и страдания.

Тема урока Комплексный анализ текста. Рассказ Бунина «Красавица» в 10 классе Красота спасет мир Ф.М.Достоевский. Автор: . Афонькина Любовь Георгиевна, учитель русской словесности. МОУ«Гимназия №1» г.Ядрин Цель: . 1. Провести комплексный анализ рассказа И.А.Бунина «Красавица». . 2. Убедить учащихся в том, что анализ текста как языкового целого позволяет определить замысел писателя, основную идею произведения. . 3. Нравственное воспитание - сохранить душу, человеческое в человеке Что есть красота? Что есть красота? И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н.Заболоцкий И.А.Бунин. . . В 1933 году И. А. Бунин первым из русских писателей удостаивается Нобелевской премии Особенностью Бунина - художника является трепетное отношение к слову. . Рассказ “Красавица” - одна из 38 новелл цикла “Темные аллеи”. Этот цикл является центральным событием творчества Бунина последних лет. Это единственная в своем роде в русской литературе книга, где все - о любви. Здесь есть и грубоватая чувственность, и игривость, но сквозным лучом проходит тема чистой и прекрасной любви. “Дух проникает в плоть и облагораживает его”, “Там, где я стою, не может быть грязно”, - говорит Любовь устами автора. . Все его рассказы как будто пронизаны одной нитью - нитью времени, которая связывает созданные много лет назад, посвященные судьбам давно ушедших людей рассказы и сегодняшнего читателя, волнуя, трогая его и побуждая к сочувствию, к сопереживанию, потому что предметом их, говоря словами самого И.Бунина, является «вечное, навеки одинокая любовь мужчины и женщины, ребёнка и матери, вечные печали и радости человека, тайна его рождения, существования и смерти» Итак, рассказ «Красавица» . Рассказ, композиция, идея, сюжет, тема, художественная деталь, эмоциональноэкспрессивная окраска слов, ирония. Каково первичное восприятие рассказа? . Цветовое восприятие названия рассказа и какой цвет восприятия преобладает после ознакомления с содержанием рассказа? Каков сюжет? . От чьего лица ведется повествование? . Тема рассказа? . Идея рассказа? . Собственно авторское повествование. . Тема -Огромная трагедия мальчика, от природы живого и ласкового, ставшего никому не нужным, тема Родины, тема одиночества, тема подлинной и мнимой красоты. Идея -Детей часто называют цветами жизни, без внимания и заботы они, может быть, и выживут, но вряд ли когда-нибудь расцветут Почему рассказ носит такое название? Идея связана именно с красавицей. И Бунин хочет сказать, что не может быть красивой женщина или страна (власть), которая так сурова и жестока с детьми, пусть даже неродными. Портретно-характерологический словесный ряд. Чиновник - «пожилой», «молчалив», «скромен», «худой», «высокий», «чахоточного сложения», «носил очки цвета йода», «говорил несколько сипло, срывался в фистулу», «казался не интересен во всех отношениях» Какова оценка? . Скромный, заурядный, но, вроде, порядочный человек. Отстраненность от реального мира, страх перед жизнью, стремление спрятаться от неё, не видеть её Красавица и чиновник. Какой художественный прием использовал И.А.Бунин? . Красавица -«знала себе цену», . «молоденькая», «невелика», «отлично и крепко сложена», «всегда хорошо одета», «очень внимательна и хозяйственна по дому», «взгляд имела зоркий» Какой вывод можно сделать? . Образ красавицы пока не прояснен: знать себе цену, хорошо одета потенциально могут получить и тот, и другой смысл. Отметим внешнюю красоту. . Чиновник и красавица -разные люди Завязка с вывода. «И вот вторая красавица спокойно возненавидела …» . Какой части речи уступают место прилагательные? Изобразительные средства языка. Антитеза, антонимы, синтаксический параллелизм, эпитеты, сравнения, метафора, лексические повторы, анафора. . Глаголы настоящего времени вместо прошедшего, уменьшительно-ласкательные суффиксы. . Предложения с уточняющими членами предложения, обособленные определения (инверсия), однородные члены предложения. Антитеза- «вдовец» - «женился», «пожилой» - «молоденькой», холод атмосферы дома - кадка с пальмой. Эпитет - «живой» мальчик, «ласковый» мальчик, «беспокойный» сон, «круглое» одиночество. Метафора - «Он… срывался в фистулу» . Анафора - «он был молчалив…», «он был худой…» . Синтаксический параллелизм- «А она…». «А она…». А там…» .ССП с противительным союзом а. Лексические повторы - «И вот…» . «И мальчик…». «Совершенно самостоятельной…, совершенно обособленной» . Инверсия - «И мальчик, от природы живой и ласковый…», «… зажил жизнью, - неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день» Образ мальчика и каково отношение автора? . «Семилетний», «живой», «ласковый» . Положительная, одобрительная окраска. Он главный герой. Но немыслима эта история без роковой красавицы, которая и превратила ребёнка в бесконечно одинокого человека. Она не просто злая, но и очень умная женщина, ибо не просто возненавидела ребёнка «соперницы», а «сделала вид, что совершенно не замечает его» (со своим зорким взглядом). А как известно, именно это тяжелее и больнее всего для человека, это самое жестокое наказание. Сходство чиновника и красавицы? . Разные чиновник и мачеха становятся в конечном итоге одинаковыми в их отношениях к мальчику. . Сходство: и отец «притворился» (сделал вид, будто у него нет и никогда не было сына) . Почему? (от страха перед нею). И живой мальчик сделался как бы не существующим. Начало сюжетного конфликта. «Тотчас после свадьбы его перевели спать… . Для чего здесь Бунин использует односоставное неопределённоличное предложение? . Оно сосредотачивает внимание на действии. Язык рассказа «Красавица» . На первый взгляд, не слишком характерен для Бунина: он не особенно поэтичен, а описание природы, которое есть почти в каждом его произведении, заменено интерьером. Обоснуйте, почему? . Как можно говорить о поэтичном, когда в жизни мальчика осталась одна бесконечная грусть. . Почему прямая речь есть только у красавицы? . Она хозяйка…изотрет - протрет, велела -приказала Развязка. Мальчик больше не видит вокруг себя живых. Всё, что у него остается, - это воспоминание о покойной маме, которой он бесконечно предан. Докажите это? («постоянно читает единственную книжку, купленную еще при покойной маме», а «все добришко его» спрятано в «мамином» сундуке -том самом, что стал для него теперь единственным тёплым предметом в доме) Жизнь мальчика. «неслышная», «незаметная», «одинаково смиренно сидит», «рисует», «шепотом читает», «смотрит в окно», «стелет себе постельку», «сам прилежно убирает», «свертывает», «уносит». . Ключевые слова: «круглое одиночество», «совершенно самостоятельная, совершенно обособленная жизнь» Глубина трагедии ребенка. Сидит, рисует, читает, смотрит. «диванчик», «тюфячок»,«уголок», домик», «книжечка», «постелька», «добришко» . Субъективная позиция автора. Пространство - его комната, кадка с пальмой - единственное напоминание о том, что за пределами его дома, его вечной тюрьмы, что-то цветет, растет, радует. Доброта - необходимое условие красоты. Мы смотрим на "Джоконду" и видим понастоящему красивую, с неброской внешностью женщину. Она сидит, слегка наклонив голову, с легкой грустью в глазах, с доброй улыбкой. Доброта - вот необходимое условие красоты. Красотою спасется мир. Может быть, если эта красота добрая и искренняя, а главное не только внешняя. Ведь бывает красота обманчивая, ледяная, как у Снежной Королевы. И она, как правило, приносит другим только горе. Значит название рассказа «Красавица» - ирония Дети - символ вечного продолжения жизни. Но этот символ легко сломать, погубить, если не окружить его заботой и вниманием. Идея, которую, я думаю, понять и осмыслить во всей полноте помог лингвостилистический анализ рассказа, идея, которая перестает быть абстрактной и предстает как естественный вывод из жизненного случая, конкретной ситуации. Без живого огня в душе человека ребёнок гибнет. Спасибо за урок! . Я тоже хочу подарить вам огонек душевной теплоты и сердечности. . Автор: . Афонькина Любовь Георгиевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1» . г. Ядрин. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и его мысли. А.П.Чехов Пословицы "Внешне хороша, да в жизни тяжела", "Молодец красив, да на душу крив", гласят русские пословицы. "Лицо вижу, речи слышу, а сердца твоего не вижу", - говорят казахи. "Не заглядывай человеку в лицо, а заглядывай в сердце", - советует народная мудрость. . Итак, что же всё-таки такое красота? . Красота - это "огонь, мерцающий в сосуде". Мерцание этого огня увидит только человек внимательный, добрый, чуткий. Человек, увидевший красоту, сам становится необычайно красив. И от всей души пожелаем друг другу понимать красоту и быть красивыми в самом широком смысле этого слова. Домашнее задание Мини-сочинение на тему (по выбору) 1.Роль художественной детали. 2. Тема детства в рассказе «Красавица». 3. Принцип антитезы и другие особенности композиции. 4. Смысл заглавия. 5. Образ красавицы и средства его характеристики. 6. Что есть красота мнимая и подлинная? Наши откровения о красоте. Почему-то при слове «красота» мне всегда вспоминается выражение: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Несомненно, каждый из нас хоть раз в своей жизни руководствовался этим высказыванием. . « В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и его мысли», - говорил А.П.Чехов. . Быть красивым внешне - это и просто, и сложно одновременно. Следить за своей одеждой, внешностью -лично мне это доставляет удовольствие. Тем не менее, моральные качества людей я ставлю превыше внешнего вида. Иметь душу, быть«красивым изнутри» - на это способен не каждый. . Я считаю, что человек действительно имеет живую, чистую душу в том случае, если он умеет любить, сострадать, доверять людям, жить по общечеловеческим нормам и законам. . Мне кажется, что истинно красив тот человек, который способен быть счастливым и своим счастьем приносить счастье другим. . Сидорова Н Красавица. . . . Во дворе нашего дома, раскинув свои могучие ветви, только покрывшаяся листвой, стояла белая берёза. Она была поистине прекрасна в своей молодости и скрытой силе. Красавица… Это понятие разностороннее. Для одних это внешность, для других -духовное воспитание. Редко можно встретить человека, обладающего этими двумя видами красоты. Часто мы обращаем внимание в первую очередь на красоту внешнюю, не думая о том, что в душе этого человека. Мы судим людей по «одёжке». А между тем за этим миловидным личиком может скрываться пустота, холод. Эта красота является мнимой, в ней нет жизни, чувств, всего лишь внешность, которая со временем начнёт увядать. Ведь нельзя же быть вечно молодым и красивым. Этот человек не будет иметь ничего. Бывает и наоборот. Ничем не приметный человек, «серая мышь», до которого нет никому дела, может оказаться богаче и прекраснее всех общепризнанных красавиц. Да, может быть, в ней нет ничего выдающегося, нет тех, всеми любимых, голубых глаз и золотых локонов, но есть нечто большее, нечто, что дороже всего этого. Это тоже красота, но красота нравственная. Эта девушка никогда не пройдет мимо бездомной кошки, нищего просто так, в ней всегда появятся какие-то чувства, в глазах промелькнёт огонёк сочувствия и жажда помочь. Арнаутова Т. Что есть красота? . . . . . Что важнее - красота внешняя или же красота внутренняя? Безусловно, внешняя красота - милое личико, лебединая шея, легкая походка - немая рекомендация, ибо не зря говорят, что по одежке встречают, а провожают по уму. Но согласитесь, недостаточно только быть симпатичным, иметь приятную внешность. Ведь можно быть достаточно красивым, но при этом чёрствым, жестоким в душе. Пример тому рассказ Бунина «Красавица». Милая девушка, Красавица, сначала не замечала сына своего супруга, а потом и вовсе отослала спать его на пол, вследствие чего бедный мальчик стал ещё незаметнее, стал, так сказать, ещё больше сливаться с окружающей действительностью. И что же? За этой мнимой красотой скрывалась забота только о себе, эгоизм, она ставила себя выше других. Разве можно называть это красотой? Нет! Грош цена такой красоте! Ведь настоящая красота -это красота внутренняя, душевная, сочетающая в себе такие качества, как милосердие, сострадание, нежность, да и вообще, доброе отношение к окружающим и недопустимость совершения нравственно грязных поступков по отношению к ним. Жизнь же показывает нам, что зачастую внешне красивый человек бывает в душе черствым. Даже народная мудрость отражает это: «Внешне хороша, да в жизни тяжела. Молодец красив, да на душу крив». Так все же, что такое красота? «Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде»? Она может быть и тем и другим.. Но только красота души, этот огонь может по-настоящему согреть, светить людям, подобно солнцу. Васильева Катя,

Похожие публикации