Новая школа - Образовательный портал

История здания царскосельского лицея. Основание царскосельского лицея Царскосельский лицей где

История строительства здания

Царскосельский лицей

Четырехэтажное здание Царскосельского лицея было построено как флигель Екатерининского дворца между Церковным корпусом и Знаменской церковью . Строительство велось в - годах по проекту архитектора И.В. Неелова.

Создание Царскосельского лицея

Лицей был открыт 19 октября 1811 года. Идея создания Лицея принадлежала видному российскому государственному деятелю М.М. Сперанскому , который был инициатором реформ, проводимых Александром I , считал, что России необходима конституция, которая должна уничтожить различия в правах между сословиями. Реформаторы той эпохи не были чужды романтизму, и это часто делало их реформы непоследовательными и плохо понятными населению страны. Работая над проектом Лицея, Сперанский вдохновлялся не только либеральными идеями, но и примером школы Аристотеля, которая называлась Лицеем или Ликеем. Античность была модной во времена царствования Александра I, и романтичная аналогия с античным предтечей оказала влияние как на программу, так и на распорядок дня лицеистов.

Целью Лицея была подготовка выпускников к государственной службе, и об этом прямо говорилось в его Уставе. В Лицей принимались мальчики 10-12 лет - как правило, выходцы из небогатых дворянских семей. Число лицеистов при открытии Лицея составляло 30 человек, а срок обучения – 6 лет. Лицей был закрытым учебным заведением, жизнь его воспитанников была строго регламентирована, мальчикам нельзя было покидать его территорию на протяжении всего года, в том числе – в каникулы.

День начинался подъемом в 6 утра, затем следовали утренний туалет, молитва и краткое повторение вчерашних уроков, затем 2 часа занятий, завтрак и еще 2 часа уроков. Потом – прогулка, обед и еще 3 часа занятий, вечерняя прогулка и занятия гимнастикой, плаванием, конной ездой, фехтованием – интересно, что набор видов спорта во многом совпадает с современным пятиборьем. Всего лицеисты занимались по 7 часов в день, но кроме этого, много времени отдавали чтению и беседам друг с другом.

В учебную программу входили предметы, которые разделялись на следующие категории:

  • нравственные (закон божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
  • словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
  • исторические (российская и всеобщая история, физическая география) физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
  • изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование , верховая езда , плавание).

Лицеистам прививали вкус к литературному творчеству, они учились писать стихи и прозу, издавали собственные литературные журналы. Они много читали, благо в Лицее была прекрасная библиотека, пополнению которой профессора уделяли много внимания.

Выпускники Лицея были эрудированными людьми, воспитанными в духе любви к Отчизне и вольнодумия. Не случайно многие из них стали декабристами.

Лицеистов отличало то особое братство, которое воспел в своих стихах один из них – великий Пушкин . Когорта выпускников Лицея оказала серьезное влияние на изменения в культуре и политической жизни России, воплотив на деле девиз Лицея «Для Общей Пользы» и доказав тем самым возможность даже одного учебного заведения влиять на судьбы страны.

Судьба здания после революции 1917 года

Екатерининский дворец

О трагической судьбе библиотеки Царскосельского Лицея в СССР см. С. Шумихин «Странная судьба библиотеки Царскосельского лицея»

Современная история здания

Ссылки

Печатные источники

  • Селезнев И. Я. Исторический очерк бывшего Царскосельского, ныне Александровского лицея за первое его пятидесятилетие с 1811 по 1861 год. СПб. : тип. В. Безобразова, 1861.
  • Кобеко Д. Императорский царскосельский лицей. Наставники и питомцы 1811-1843. - Типография В. Ф. Киршбаума, 1911. - 554 стр.
  • Грот К. Я. Пушкинский лицей (1811-1817) : бумаги I-го курса, собранные академиком Я. К. Гротом. СПБ, 1911.
  • Гастфрейнд Н. Товарищи Пушкина по Императорскому Царскосельскому лицею. Материалы для словаря лицеистов 1-го курса 1811-1817 гг., тт. I-III. СПб., 1912-1913.
  • Руденские М. П.и С. Д. Они учились с Пушкиным. Л., Лениздат,1976.
  • Руденские М. П.и С. Д. Наставникам… за благо воздадим. Лениздат, 1986.
  • Руденская М. П., Руденская С. Д. В садах Лицея. - 1989. - 190 стр. -

В. Ф. Малиновский. Неизвестный художник.

Малиновский Василий Федорович , русский публицист, просветитель. Родился в семье священника. Окончил Московский университет (1781). Был на дипломатической службе. В 1811 году назначен первым директором Царскосельского лицея. Создав в нём атмосферу свободолюбия, содействовал воспитанию прогрессивных писателей и политических деятелей. Из произведений Малиновского наиболее значительное «Рассуждение о мире и войне», написанное в 1790-1798 годы, в котором Малиновский осуждает завоевательную политику, пропагандирует общий и справедливый мир между народами. В ряде работ и издававшемся Малиновским журнале «Осенние вечера» (1803, № 1-8) развивались идеи народоправства, равенства всех людей и народов. Был сторонником промышленного и культурного развития России. Разделял планы государственных преобразований М. М. Сперанского . В записке «О освобождении рабов» (1802, опубликована 1958) разработал один из первых проектов отмены крепостного права. Критиковал официальную православную церковь. Социально-историческая ограниченность Малиновского проявилась в увлечении религиозно-мистическими идеями.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 15. Ломбард – Мезитол. – М., Советская энциклопедия. – 1974.

Русский дипломат

Малиновский, Василий Фёдорович (1765-1814) - русский дипломат, учёный. Окончив Московский университет, Малиновский работал в коллегии иностранных дел; состоял при Лондонской миссии в качестве переводчика. Принимал участие в переговорах о заключении Ясского мирного договора 1792 года (...). В 1803 году в Петербурге была издана его работа "Рассуждение о войне и мире", написанная в 1790-1798 годы, но задержанная цензурой. Эта работа, а также статья "Вечный мир" являются одними из самых первых русских сочинений, относящихся к области международного права. Малиновский выступал решительным противником войны и защитником международного мира. Он проводил мысль о необходимости использовать все мирные средства, прежде чем начать войну. "Независимая держава, подобно частному человеку, не имеет права начать ссору без всякого посредничества и суда". Для обеспечения международного мира Малиновский предлагал создать общеевропейский совет, состоящий из представителей союзных народов, задачей которого явилась бы охрана общей безопасности, предупреждение всякого нарушения мира и разрешение международных споров.

Дипломатический словарь . Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Царскосельский лицей

Малиновский и Пушкин

Малиновский Василий Федорович (1765-1814). В плане автобиографических записок Пушкина под 1811 годом читаем: «Лицей. Открытие. Малиновский... Куницын» - и немного позднее: «Смерть Малиновского - безначалие...». Это о первом директоре Царскосельского лицея В. Ф. Малиновском, возглавлявшем его менее трех лет. Воспитанник Московского университета, он служил в русской миссии в Лондоне и позднее был генеральным консулом в Молдавии. Современники отмечают его широкую образованность и отличное знание европейских и восточных языков. Малиновский придерживался прогрессивных для своего времени взглядов и был убежденным сторонником отмены крепостничества в России. Человек добрый и скромный, он содействовал установлению в Лицее дружественных отношений между наставниками и воспитанниками, и не случайно в семье директора лицеисты любили проводить досуг - в беседах с ним и его близкими.

В конце марта 1814 года Малиновский преждевременно скончался, и Пушкин с другими воспитанниками участвовал в его погребении на одном из петербургских кладбищ. По мнению современника, если бы Малиновский довел «первый выпуск до конца, то уровень воспитывавшихся в нем был еще выше и нравственнее...».

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 21.

Социальный мыслитель, теоретик международного права

Малиновский Василий Федорович (1765, Москва – 23 марта (4 апреля) 1814, Петербург) – социальный мыслитель, теоретик международного права. Происходил из семьи священника. После окончания философского факультета Московского университета в 1781 и до 1811 года служил в архиве Коллегии иностранных дел, находился на дипломатической службе в русской миссии в Лондоне. С 1811 года – первый директор Царскосельского лицея.

В трактате «Рассуждение о мире и войне» (1790–98. Опубл. в 1803), а также в своем еженедельнике «Осенние вечера» (1803) в рамках теории международного права развивал идеи государственной безопасности, невмешательства, патриотизма. Разрабатывал популярную тогда теорию вечного мира, уделял большое внимание политико-правовым проблемам войны и мира. В борьбе за вечный, всеобщий мир должно участвовать все человечество. Для мировоззрения Малиновского характерна гуманистическая направленность. Сторонник теорий естественного права и общественного договора, но распространенные тогда в России положения социальной философии Просвещения носили у него отвлеченно-утопический характер. Провозглашал свободу и равенство главными ценностями человека. Его концепция недействительности всяких отношений между людьми, не основанных на равенстве и свободе, объективно была направлена против крепостного права. Был убежден в божественном происхождении государственной власти. Провидение в его деистической концепции выступало гарантом соблюдения законности верховной властью, именно поэтому, опасаясь «гнева Божия», обсуждал меры, способные конституционно ограничить абсолютизм в России. Критикуя тиранию и абсолютизм, развивал мысль о необходимости подчинения власти законам, которые в свою очередь должны быть выражением «общей воли». Развивая идеи народоправства, указывал на необходимую зависимость политической формы государства от воли народа. Малиновский – сторонник мирного, реформаторского пути преобразования действительности, осуждал революционные методы и, в частности, Французскую революцию, в то же время подчеркивал необходимость учета ее опыта.

Перевел, издал и снабдил рекомендациями для российских законодателей «Отчет генерал-казначея Александра Гамильтона... о пользе мануфактур и отношении оных к торговле и земледелию» (1803–07). Одним из первых выступил с проектом освобождения крестьян (записка «Об освобождении рабов» (1802)). Поддерживал реформационную политику Александра I.

И.Ф. Худушина

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 484-485.

Просветитель

Малиновский Василий Федорович (1765, Москва - 23.03(4.04).1814, Петербург) - просветитель. Окончил философский ф-т Московского ун-та (1781). Имел большой опыт государственной службы - в архиве Коллегии иностранных дел, в русской миссии в Лондоне, а затем в представительстве России на Ясском конгрессе (1791). Указом Александра I в 1811 году Малиновский был назначен первым директором Царскосельского лицея; стремился воспитать лицеистов в духе свободомыслия, преданности народу и родине. В историю русской мысли вошел как автор трактата «Рассуждения о мире и войне» (Ч. 1-2. 1790-1798, опубл. 1803), проникнутого гуманистическими идеями. В области методологии Малиновский - приверженец философско-антропологической традиции (Гердер, Лессинг, Кант , Шиллер , Джефферсон , Поп, Гельвеций , Радищев и др.). Уподобляя весь человеческий род одному «отдельно взятому человеку», Малиновский рассматривал процессы, происходящие в нем, в духе антропогенеза. В анализе проблемы войны и мира обращают на себя внимание выводы Малиновского о «праведных» и «неправедных» войнах, о необходимости вовлечения в борьбу за «вечный мир» всех людей мира, «всего человечества». Гуманную и свободолюбивую позицию защищал Малиновский и в статьях, опубликованных в еженедельном обозрении «Осенние вечера», журнале «Сын Отечества», в других периодических изданиях. Малиновский принадлежат перевод и издание в 1803-1807 годы «Отчета генерал-казначея Александра Гамильтона, учиненного Американскими Штатами в 1791 году, о пользе мануфактур и отношении оных к торговле и земледелию». Перевод снабжен предисловием Малиновского, в котором сформулированы рекомендации для российских законодателей. В 1802 году им была направлена «Записка об освобождении рабов» на имя графа В. П. Кочубея , возглавлявшего по поручению Александра I «Комиссию о законодательстве». Ряд неопубликованных работ Малиновского (среди них «История России для простых и малых», «Пустынник», отрывки проектов гражданских узаконений и т. п.) хранится в архивных учреждениях Петербурга и Москвы.

П. С. Шкуринов, Н. Г. Самсонова

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков. – М., 2014, с. 360-361.

Сочинения: Избр. общественно-политические соч. М., 1958.

Литература: Араб-Оглы Э. А. Выдающийся русский просветитель-демократ // Вопросы философии. 1954. № 2; Каменский 3. А. Философские идеи русского просвещения. М., 1971; Достян И. С. Европейская утопия В. Ф. Малиновского // Вопросы истории, 1979. № 6; Шкуринов П. С. Философия России XVIII в, М., 1992. С. 215-220.

Разработал один из первых проектов отмены крепостного права

Малиновский Василий Федорович (1765 - 23.III.1814) - русский публицист, просветитель-демократ. Родился в семье священника. Окончил Московский университет (1781). Был на дипломатической службе. В 1811 году назначен первым директором Царскосельского лицея. Создав в лицее атмосферу свободолюбия, содействовал воспитанию прогрессивных писателей и политических деятелей. Из произведений Малиновского наиболее значительное "Рассуждение о мире и войне", написанное в 1790-1798 годы (ч. 1-2, 1803; последнее изд. в кн. "Трактаты о вечном мире", 1963), в котором Малиновский осуждает завоевательную политику, пропагандирует общий и справедливый мир между народами. В ряде работ и издававшемся Малиновским журнал "Осенние вечера" (1803, No 1-8) развивались идеи патриотизма, народоправства, равенства всех людей и народов. Малиновский доказывал необходимость промышленного и культурного развития России. Разделял планы государственных преобразований М. M. Сперанского . В записке "Об освобождении рабов" (1802, опубл. 1958) разработал один из первых проектов отмены крепостного права. Резко критиковал официальную православную церковь. Социально-историческая ограниченность Малиновского проявилась в увлечении религиозно-мистическими идеями. Личный архив Малиновского хранится в ЦГАЛИ в Москве.

E. P. Грекулов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: Избр. обществ.-политич. соч., М., 1958.

Литература: Семевский В., Размышление В. Ф. Малиновского о преобразовании государственного устройства России, "ГМ", 1915, кн. 10; Мейлах Б., Пушкин и его эпоха, "Звезда", 1949, No 1-3; Араб-Оглы Э. A., Выдающийся рус. просветитель-демократ, "ВФ", 1954, No 2.

Была связующим звеном между просвещением 18 века и декабристами

Малиновский Василий Фёдорович , русский дипломат и общественный деятель, просветитель-демократ, предшественник утопического социализма в России. Сын малороссийского священника. После окончания Московского университета (1781) служил в Коллегии иностранных дел, выполнял ряд дипломатических поручений. С 1811 года первый директор Царскосельского лицея. Активно участвовал в просветительской деятельности, начало которой положил Н. И. Новиков , в различных тайных (масонских) обществах. В сочинениях и в издаваемом им журнале «Осенние вечера» (1803) Малиновский выступил с программой антифеодальных реформ, был автором одного из первых проектов ликвидации крепостного права («Записка об освобождении рабов», 1802, опубл. 1958), поборником введения конституционного «республиканского» правления в России. В трактате «Рассуждение о войне и мире» (написаны части 1-2, 1790-98, опубл. 1803) выступил в поддержку освободительной борьбы народов и их права на самоопределение. Малиновский изложил проект установления «вечного мира» в Европе путём создания общеевропейского союза федеративных государств, образованных по национальному признаку и управляемых на основе демократического волеизъявления народов. В неопубликованной 3-й части трактата демократические и республиканские принципы государственного устройства сочетались с утопическими эгалитаристскими идеями отмены частной собственности на землю, наделения ею всех нуждающихся, устранения имущественных контрастов между бедными и богатыми и введения всеобщего образования. Являясь убеждённым сторонником равноправия всех народов, Малиновский положил начало демократическому и освободительному течению в панславистском движении 19 века, а также оказал влияние на общественную мысль России 1-й половины 19 века. Деятельность Малиновского была важным связующим звеном между русским просвещением 18 века и декабристами.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Избр. обществ.-политич. соч., М., 1958; Рассуждение о мире и войне, ч. 3 (рукопись), ЦГАДА, ф. 1261, д. 2825 и АВПР, ф. Канцелярия, д. 7869.

Литература: Семевский В. И., Размышления В. Ф. М. о преобразовании гос. устройства России, «Голос минувшего», 1915, кн. 10; Араб-Оглы Э. А., Выдающийся рус. просветитель-демократ, «ВФ», 1954, .№ 2; Достян И. С., «Европ. утопия» В. Ф. М., «ВИ», 1979, № 6 (библ.); М е й л а х Б. С., Пушкин и его эпоха, М., 1958.

Зять о тесте:

Василий Федорович Малиновский, получив классическое образование в университете, путешествовал с пользою и с научною целью по Германии, Франции и Англии . Он отлично знал новейшие языки европейские и древние, евреев, греков и римлян. Чрезвычайная скромность и глубокая религиозность составляли отличительные черты его характера. В часы досуга от службы в иностранной коллегии перевел он на русский язык прямо с подлинника греческого Новый Завет, а из Ветхого, с еврейского - псалтырь, книгу Бытия, Притчи Соломоновы, Экклезиаст, книгу Иова; многие из его переводов и рукописей хранятся у жены моей . В царствование императора Павла был он назначен консулом в Яссы; несколько лет исправлял он эту должность так совестливо, так полезно, что жители Яссы долго хранили память о примерном его бескорыстии. По интригам в столице, по искательству грека был он отозван чрез пять лет, в 1805 году, возвратился в Петербург в иностранную коллегию с небольшим серебряным кубком, с единственным подарком, который он согласился принять от признательных жителей и в день выезда, между тем как консулы возвращались оттуда и вывозили столько денег и шалей турецких, что покупали себе дома и поместья. Он был по службе в близких сношениях с министром Чарторыйским, был членом благотворительного общества, которое с неутомимою деятельностью отыскивало бедных и помогало им. Напечатав замечательную книжку свою «О мире и войне», издав небольшой журнал «Осенние вечера» и быв известен своею чистою любовью к отечеству, обратил он на себя внимание влиятельных лиц, так что император Александр, когда в 1811 году основал рассадник для лучшего воспитания русского юношества, назначил его директором императорского Царскосельского лицея. Товарищ мой И.И. Пущин , воспитанник лицея, в позднейших записках своих, напечатанных в «Атенее», в Москве, в 1858 году , описывая день открытия лицея в присутствии императора, выставил директора в крайнем смущении. Малиновский был необыкновенно скромен и проникнут важностью церемонии, в первый раз в жизни говорил с государем и должен был произнести речь, которая десятки раз была переправлена предварительною цензурою: так мудрено ли, что он был смущен? и диво ли, что природа не дала ему голоса лихого батальонного командира пред фронтом? Безмерные и постоянные труды ослабили его зрение, расстроили его здоровье. В 1812 году лишился он домашнего своего счастья, примерной жены своей, а в 1814 году, пробыв слишком два года директором, скончался на месте должности, в такой бедности, что родной брат похоронил его на свои средства.

Примечания

46 ) В 1789-1791 гг. В. Ф. Малиновский состоял переводчиком при русской миссии в Лондоне; в 1791 г. был в Турции. Данных о пребывании его в Германии и во Франции нет.

47 ) См.: Малиновский В. Ф. Избранные общественно-политические сочинения. М., 1958.

48 ) В 1801 г. В. Ф. Малиновский был назначен генеральным консулом в Молдавии и Валахии. В Яссах он пробыл около двух лет и в 1802 г. возвратился в Петербург. Грек - это К. К. Родофиникин, управляющий азиатским департаментом Министерства иностранных дел.

49 ) М[алиновский] В. Рассуждение о мире и войне. Ч. 1 - 2. СПб., 1803. О неопубликованной, третьей части трактата см.: Вопросы истории, 1979, № 6, с. 32 - 46. В 1803 г. В. Ф. Малиновский издавал журнал «Осенние вечера» (вышло 8 номеров).

50 ) Большая часть названных произведений декабристов была опубликована в изданиях вольной печати. Воспоминания Е. П. Оболенского опубликованы в журнале П. В Долгорукова «Будущность» (Париж, 1861, № 5-11), затем были перепечатаны Н. В. Гербелем в изданном им Полном собрании сочинений К. Ф. Рылеева (Лейпциг, 1861). «Воспоминание о Рылееве» Н. А. Бестужева напечатано в ПЗ на 1861 г. (кн. VI. Лондон, 1861). Отрывки из воспоминаний И. И. Пущина помещены в московском журнале «Атеней» (1859, № 6), полный текст его «Записок»- в ПЗ на 1861 г. (кн. VI. Лондон, 1861). Отрывок из второй части «Записок» И. Д. Якушкина (следствие по делу декабристов и приговор) опубликован в ПЗ на 1862 г. (кн. VII, вып. I. Лондон, 1861). Далее Розен упоминает «Разбор Донесения, представленного российскому императору Тайной комиссией в 1826 году», написанный в начале 1839 г. М, С. Луниным. Примечания к этой работе составил Н. М. Муравьев. Впервые произведение М. С. Лунина было опубликовано в П 3 на 1859 г. (кн. V. Лондон, 1859). В этой же книге напечатана статья М. С. Лунина «Взгляд на тайное общество в России (1816-1826)». Розен познакомился со статьями М. С. Лунина по публикациям в П 3 а 1860 г. (ИР Л И, ф. 606, д. 22, л. 121). В изданных Вольной русской типографией А. И. Герцена и Н. П. Огарева «Записках декабристов» были перепечатаны первая и вторая части «Записок» И. Д. Якушкина (вып. 1. Лондон, 1862) и «Разбор...» М. С. Лунина (вып. 2-3. Лондон, 1863). Отрывок из «Записок» Н. В. Басаргина, посвященный его воспитанию в Училище для колонновожатых, был опубликован в Р А, 1868, № 4-5.

51 ) Смущение В. Ф. Малиновского объясняется тем, что он вынужден был читать не свою речь, забракованную министром просвещения, а речь, специально для него сочиненную.

Розен А.Е. Записки декабриста . Иркутск Восточно-Сибирское книжное издательство 1984. сс. 101-102.

Далее читайте:

Розен (Малиновская) Анна Васильевна (1797-1883), дочь В.Ф. Малиновского.

Розен Андрей Евгеньевич , барон (1799-1884). Поручик л.-гв. Финляндского полка, зять В.Ф. Малиновского.

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), поэт, выпускник Царскосельского лицея.

Сочинения:

Избранные общественно-политические сочинения. М., 1958.

Литература:

Семевский В.И. Размышление В.Ф.Малиновского о преобразовании государственного устройства России. – «Голос минувшего», 1915, № 10;

Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения. М., 1971;

Достян И.С. Европейская утопия В.Ф.Малиновского. – «Вопросы истории», 1979, № 6.

Анненков П.В. А.С. Пушкин в Александровскую эпоху. СПб., 1874. С.31.

Лотман Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII - начала XIX века. // Из истории русской культуры. М., 1996. Т. 4.

Малиновский В.Ф. О войне. // Осенние вечера. 1803. № 3. С. 22.

Северный Вестник. 1804. Ч. II. С. 317.

В память первого директора Императорского Царскосельского Лицея, В.Ф. Малиновского // Русский инвалид. 1861. № 131. 17 июня.

Селезнев И.Я. Исторический очерк Императорского, бывшего Царскосельского, ныне Александровского Лицея за первое его десятилетие, с 1811 по 1861 год. Спб., 1861.

Селезнев И.Я. Исторический очерк Императорского, бывшего Царскосельского, ныне Александровского Лицея за первое его десятилетие, с 1811 по 1861 год. Спб., 1861. С. 157.

А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. М., 1985.

Розен Е.А. Неизданная биография В.Д. Вольховского // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники.

Араб-Оглы Э. А. Выдающийся русский просветитель-демократ // Вопросы философии. 1954. № 2;

Достян И. С. Европейская утопия В. Ф. Малиновского // Вопросы истории, 1979. № 6;

Шкуринов П. С. Философия России XVIII в, М., 1992. С. 215-220.

"Я положил предметом своей жизни сделать что-нибудь полезное..."
Первый директор Лицея В.Ф. Малиновский
.

Высочайше утвержденное "Постановление о " появилось в августе 1810 г. Документ обнародовали в январе 1811 г., и за очень короткий срок необходимо было подготовить все необходимое для начала занятий.

Ирония судьбы

Нелегко даже перечислить все дела, которые нужно было успеть сделать: перестроить здание, оснастить его всем необходимым, подобрать штат, закупить учебные пособия, книги для библиотеки, мебель для классов, подготоить квартиры для чиновников и профессоров. Справиться со всем, выражаясь современным языком, могла только команда единомышленником, но и сейчас, и тогда у команды должен быть очень толковый руководитель. Именно таким руководителем стал дипломат, издатель, философ Василий Федорович Малиновский.

Царскосельский лицей в глазах общественности издавна связан с именем Е.А. Энгельгардта, а В.Ф. Малиновский оказался в забвении еще в прошлом столетии. Причастным к этому оказался - ирония судьбы! - .

В его воспоминаниях о Лицее, которые и по сей день являются основным источником сведений о лицейской жизни, первый директор предстает человеком тихим, робким и слабым, как бы случайно оказавшимся на этом месте. Злополучная история с речью, которую произнес директор при открытии учебного заведения, привела с легкой руки И.И. Пущина к созданию ложной исторической репутации Малиновского, и долгое время человек, стоявший у истоков самого прославленного впоследствии учебного заведения, незаслуженно оказался в тени. Объективно деятельность Малиновского стала оцениваться только современными исследователями.

Лучше понять личность этого незаурядного человека позволяет биография. Василий Федорович Малиновский происходил из старинного дворянского рода. Его дед и отец были известными московскими священниками, но представители молодого поколения Малиновских не стали продолжать семейную традицию: отец определил своих подросших сыновей в гимназию при Московском университете нарушая тепм самым устоявшиеся представления об истинном призвании человека, принадлежащего к "благородному сословию".

В.Ф. Малиновский был зачислен в университет в девятилетнем возрасте. Среди его наставников - лучшие профессора того времени. Например, английский язык преподавал профессор С.Е. Десницкий, завершивший свое образование в Туманном Альбионе и разработавший собственную грамматику. Именно на этих занятиях Малиновский впервые услышал об Адаме Смите, государственном устройство и законодательстве Англии и об образе жизни и нравах британцев.

Простор для планов

Еще во время учебы в Московском университете Василий Малиновский задумывался о дальнейшей службе. Его выбор остановился на дипломатии. В то время, в конце XVIII века, весь интерес русской дипломатической службы был сосредоточен на юге России. Малиновский начинает изучать турецкий и арабский языки, позднее он выучил древнееврейский, знал и китайский. Университет был тем местом, где сложились условия для формирования нравственной, свободной, ответственной в своих поступках личности. Будучи центром духовной и культурной жизни, он, хотя бы отчасти, давал возможность человеку чувствовать себя свободным среди книг и университетских коллег.

В 1781 г. В.Ф. Малиновский был определен для службы в архив Коллегии иностранных дел. В его аттестате написано, что он "обучался во французском, немецком, российском, английском, итальянском, историческом, географическом классах с довольным прилежанием, притом вел себя честно и добропорядочно". Служить в архиве именно этого ведомства было гораздо престижнее, чем в других гражданских местах, ибо служба здесь "давала простор для честолюбивых планов".

Легкость, с которой молодой человек переводил с иностранных языков, причем не только с европейских, но и восточных, добросовестность, аккуратность, исполнительность позволили Малиновскому выдвинуться, и вскоре он уже служит в канцелярии иностранных дел в Петербурге. Должность его невелика, он актуариус, но в круг его обязанностеи входит разбор текущих дел и "секретная дневная записка", которая заставила Малиновского впервые серьезно задуматься об окружающем мире. Он, приученный с детских лет отцом-священником отвечать за свои дела и поступки, осознал, что порой дипломатические послания, полные заверений в искренней любви, преданность в дружбе, которыми обмениваются венценосные монархи разных государств, неадекватны реальным интригам и проискам.

Двадцатилетний чиновник Малиновский не принимал непосредственного участия в военных действиях, но на основе секретных сообщений он сумел увидеть их непарадную сторону с людскими горем и страданием. Имея доступ к некоторым секретным правительственным документам, указам военной коллегии, В.Ф. Малиновский старательно разбирался в хитросплетениях дипломатической службы, уже тогда понимая огромную значимость Коллегии иностранных дел для государства. Спустя годы в своей записке "О значении государственной Коллегии иностранных дел" он напишет: "Важность государственной Коллегии иностранных дел соразмеряется достоинству самой империи. Ибо она через нее производит все отношения с другими государствами: война и мир, следственно и судьба Отечества, зависят от производства иностранных дел".

О мире и о рабстве

Служебные успехи позволят Малиновскому получить новое назначение - переводчиком русской дипломатической миссии в Лондоне, где он встретил своих соотечественников Н.М. Карамзина, В.П. Кочубея, А.Н. Демидова. "Жадное любопытство" побуждало молодых людей не тратить времени даром. Они осматривали Британский музей, университеты, библиотеки, театры, биржу, тюрьму, больницы, дома для престарелых, но больше всего их поразила правовая основа государства, равная законопослушность всех перед законом, независимо от положения и происхождения.

Интерес к чужому народу, стремление понять и объяснить особенности его существования были вызваны не только простым любопытством. Познавая чужую жизнь, Василий Малиновский сравнивал ее с жизнью огромной России и с ужасом замечал, что дистанция, их разделяющая, колоссальна. В Лондоне он пишет свою самую известную работу "Рассуждения о мире и войне", в которой мысль о необходимости не только прекратить все войны, но, главное, уничтожить самую возможность их возникновения проходит красной нитью.

Профессия дипломата не позволяла молодому человеку подолгу жить на одном месте. За Англией последует участие в Ясском конгрессе, на котором с огромным трудом был подписан одноименный мирный договор, столь необходимый России и Турции. Переводчикам русской дипломатической миссии, в числе которых и был Малиновский, приходилось использовать все знания и умения, отслеживая тонкости турецкого перевода, умышленно искажающего смысл высказываний русских дипломатов.

Затем последовала служба в генеральном консульстве в Молдавии. В это время будет создана "Записка об освобождении рабов", в которой Малиновский кратко опишет "состояние рабства и пользу уничтожения оного". Свобода как воздух необходима для бытия человеческого - вот основная мысль этого неопубликованного при жизни В.Ф. Малиновского труда с его собственным планом освобождения крепостных.

Публицист

Возвратившись в Москву в 1802 году, Малиновский издавал журнал «Осенние вечера», в котором напечатал свои статьи «О войне», «Любовь России», «История России», «Своя сторона». Выпустил в свет под инициалами В. М. начатые в Ричмонде «Рассуждения о войне и мире». В том же году он обратился к канцлеру графу Кочубею В. П. с проектом «Об освобождении рабов» — одного из первых проектов отмены крепостного права в России.

В Москве Малиновский бесплатно директорствовал в доме трудолюбия, давшем приют 30 девицам бедного состояния. В этой скромной должности и в материальной нужде застало его в 1809 году известие об открытии Лицея в Царском Селе. В 1811 году, возможно, не без содействия своего тестя - . , Василий Федорович был назначен директором Лицея.

Рачительный хозяин

Он не был профессиональным педагогом, его педагогические взгляды вытекали из осознания необходимости преобразования системы общественных отношений в России.

В одной из своих работ он написал: "После наделения всякого землею, второе попечение всякого общества имеет быть о воспитании. Умение читать и считать - непременный долг каждого состояния. Притом физическое состояние должно приготовлять к военным трудам, важный долг родителей избегать неги, ибо всякий гражданин есть воин своего Отечества, гимнастические упражнения юношества должны быть любимые зрелища всего общества".

Лицей стал для него, прежде всего, возможностью реализовать просветительские проекты и замыслы. С первых минут назначения на новую должность Малиновскому пришлось решать множество самых различных проблем. Он, например, заключал договоры "о подрядах съестных припасов" и подходил к решению этой задачи как рачительный хозяин: "закупать лучшие продукты, говядину, масло и прочие столовые припасы... у царскосельских торговцев, но как скоро они будут дороги и худы, то комиссионеры нам в Петербурге купят лучшие и дешевле...", муку ржаную, крупы, солод для квасу, овес для казенных лошадей... закупать на барках в самое дешевое время". Директор договаривался о "поставке хороших спальных кроватей, матрацах, о комодах, удобных столах для писания, умывальниках, классных столах, скамейках ольхового дерева". Его волнуют наглядные пособия, книги: "...О физическом кабинете стараюсь узнать, не продает ли кто... случается дешево и хорошо продать по ненадобности...".

Каждый лицеист -личность

Самой главной проблемой был, конечно же, подбор наставников, и здесь нельзя было допустить ошибку: Лицей - особое учебное заведение, ему покровительствует сам император. Нравственные качества преподавателей, их знание предмета, умение донести полезные сведения до воспитанников, наличие печатных трудов - все принималось во внимание, и не случайно. Лицей - закрытое учебное заведение. Стремление изолировать детей от пагубного влияния, которое они порой могут испытывать на себе в родительском доме, - одна из основных педагогических идей В.Ф. Малиновского, выступающего в данном случае ярым сторонником Ж.-Ж. Руссо.

Еще не начались занятия, но Василий Федорович многое продумал. Для практического овладения ботаникой и отдыха он предлагает использовать - дачу своего тестя священника А.А. Самборского, которая находилась между Царским Селом и Павловском: "Мне вздумалось просить Белозерку... играть, упражняться в охотку в садоводстве, а притом для экономии огородных овощей и содержания птиц и прочей скотины".

С первых минут Малиновский сумел завоевать любовь и уважение не только педагогического коллектива, но, самое главное, воспитанников. Позднее один из них напишет: "Предоставляя детям известную свободу в обращении, он никогда не окружал их страхом, не действовал на них угрозами, и прежде нежели приступал к мерам строгости, старался привлечь к себе молодое сердце простотою, терпеливостью, дружеским обращением..."

Наставник и друг

Своеобразие педагогических приемов директора заключалось в том, что в каждом лицеисте, независимо от его возраста, он видел и уважал личность. Чертами, которые он особенно поощрял в воспитанниках, были инициатива, творческое отношение к жизни, демократизм.

Определяя тексты для переводов, Малиновский стремился выбрать более важные места, способные принести конкретную пользу, как, например, "о неустрашимости в бедах, о твердости духа". Он не уставал повторять: "Приучайте детей к трудолюбию, порядку и прилежанию. Терпению в страдании, бодрости и постоянству в несчастии, смелости и неустрашимости во всех обстоятельствах". Все, о чем мечталось, о чем были написаны его многочисленные сочинения, статьи, записки проекты, - все это предстояло объяснить ученикам.

Малиновского не оставляла мысль, что в Лицее все должно быть как в родном доме, а на практике тридцать первых воспитанников стали ему близкими и родными, словно члены его семьи. Даже во время обеда, пусть он будет самым обычным, все надо сделать "со вкусом, со вниманием, как в семействе о детях, а не по казенному", - писал он.

Воспитанники были для директора, прежде всего, молодыми друзьями, с которыми он находил темы для общения; его воспитание сводилось к разъяснению, строилось на доверии и взаимном уважении, и его влияние на первых лицеистов было огромным. Доброжелательность, отсутствие назидательности, простоту, доступность директора принял весь без исключения пушкинский курс.

Молодые лицейские наставники нашли в лице Малиновского внимательного, заинтересованного руководителя. Им вместе предстояло заниматься образованием и воспитанием вступающих в большую жизнь дворянских недорослей, нужно было не столько обогатить воспитанников конкретными сведениями, сколько развить их интеллектуальные способности, научить самостоятельно мыслить и принимать решения.

Семья

Он поселился в директорском доме по адресу: прямо около Лицея. Василий Федорович был добрым семьянином, любящим мужем, ласковым и справедливым отцом. Со своей женой - - они прожили 20 счастливых лет. Их окружали не только лицеисты, но и собственные дети:

  • Андрей (1805—1851),
  • (1796 -),
  • Иосиф (1806—1832),
  • (1797—1883, жена декабриста А. Е. Розена, последовавшая за мужем в Сибирь),
  • Елизавета (род. 1794)
  • Мария (1809—1899, с 1834 жена В. Д. Вольховского).

Последние годы

Все, что, на первый взгляд, так удачно складывалось, неожиданно потерпело поражение. В 1812 г. под влиянием реакционных кругов был уволен от должности и выслан из Петербурга М.М. Сперанский. Малиновский лишился огромной поддержки. Начав с активной, хлопотливой деятельности, он как бы остановился, понимая, что никогда не увидит реальных путей преобразования Отечества, что многие его чаяния ства военное время директор готовит Лицей к эвакуации, составляет "реестр необходимо нужных для воспитанников вещей". В этот момент он обращается в письме к своему сыну, ко всем воспитанникам с такими словами: "Что есть Отечество наше? Это множество людей и земли, подчиненные одной власти. Наполеон пришел разрушить оное и всех возбудил против себя. Любовь Отечества как пламя обняла сердца и возбудила к делам геройским, которого плоды суть победы нашей..."

Но вот ход военной кампании изменился, надобность в переезде отпала.

Затем в том же году умерла жена Малиновского, оставив на его попечении малолетних детей.

Директор много сил отдает подготовке и открытию Благородного лицейского пансиона, который поможет приобрести воспитанникам начальные знания для дальнейшей учебы в Лицее. Накануне открытия пансиона, 26 января 1814 г., Малиновский писал в дневнике: "Ночь не спал от волнения с вечера до четырех утра... Много забот по пансиону... слаб". Спустя два месяца В.Ф. Малиновский скончался.

"В 1814 году умер директор Малиновский, это была большая потеря для Лицея. Мы уверены, что если бы он довел первый выпуск до конца, то уровень воспитавшихся в нем был еще выше и нравственнее..." - писал один из современников. Смерть первого директора потрясла и воспитанников. Проводить В.Ф. Малиновского в последний путь хотели все, но лишь немногим из них было это разрешено. Шесть лицеистов, и среди них А. Пушкин, сопровождали гроб с телом директора к месту упокоения - на Георгиевском кладбище Большой Охты.

Огромная заслуга в становлении сирот (Андрей Афанасьевич умирает через год после В.Ф. Малиновского — в 1815 г.) принадлежит старшей сестре Софьи Андреевны - Анне Андреевне Самборской, посвятившей детям остаток своей жизни. Иван Малиновский (друг Пушкина) часто приводил лицейских друзей домой, где они рисовали и дарили свои работы Анне Андреевне как благодарность за гостеприимство. Комплект сохранившихся рисунков, среди которых есть и рисунок Александра Пушкина, находится в Москве в музее А.С.Пушкина.

Кто-то из Малиновских сопроводил коллекцию рисунков текстом: «Рисунки воспитанников Лицея 1-го курса, подаренные ими в знак памяти Анне Андреевне Самборской, которая всегда радушно принимала всех и не раз угощала их на даче в Александровке, где в последний раз перед кончиною своею проводил лето отец ея Андрей Афанасьевич Самбурский в 1815 году».

К 150-летию Лицея на могиле Малиновского была установлена мемориальная доска. Большеохтенское Георгиевское кладбище, Шлиссельбургская аллея.

С уходом В.Ф. Малиновского закончился первый период жизни "лицейской республики". "Междуцарствие" продолжится около двух лет, пока в Лицей не придет новый директор - энергичный и деятельный

А льма-матер для мальчиков из родовитых семей. Первый лицей в России готовил к «важным частям службы государственной». Открыт был по императорскому указу, приравнивался к университету. В здании дворцового флигеля Екатерининского дворца витал особый дух - «лицейской республики». Вспомним историю и традиции дворянской высшей школы вместе с Натальей Летниковой.

Карл Шульц. Вид на Лицей и Придворную церковь с Садовой улицы. Литография. 1850-е

Александр Пушкин. Царскосельский лицей. Рисунок в черновике VII главы «Евгения Онегина». 1831

«Для общей пользы» - девиз объединил наставников и питомцев. Учили, «не затемняя ума детей пространными изъяснениями, а возбуждая собственное его действие». Умы кипели - и на занятиях, и в «кельях». Запрет телесных наказаний - особый пункт устава. Выгодно отличал статусное учебное заведение от частных пансионов и военных школ.

Что постигали . По программе самого Михаила Сперанского - реформатора и законотворца. Изучалась словесность русская и иностранная, науки исторические и математические, нравственные дисциплины, изящные искусства и гимнастика. Шестилетняя программа готовила гуманитариев к дальнейшей службе - будь то военной или гражданской.

Единица - «за счастье» . За отличные успехи ставилась оценка «1», и по нарастающей до четверки - за успехи «посредственные». А вот «выражение отсутствия всякого знания» грозило нулем. За каждый предмет лицеист получал три отметки, первые две менялись, но первая оставалась неизменна во время всего обучения: за способности или за талант.

№ 14 . Комнаты, или кельи, как называл спальни для студентов Александр Пушкин . Нехитрая обстановка: комод, конторка, железная кровать, зеркало и стол для умывания. В этих узких комнатках студенты жили весь год. Каникулы выпадали на месяц. № 14 - «келья» Пушкина. «№ 14» - так подписывал поэт письма к друзьям-лицеистам даже после его окончания.

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Литературные игры . Стихи и проза, политика и критика. Упражнения в словесности юных лицеистов, невзирая на недовольство педагогов, становились периодическими изданиями. «Для удовольствия и пользы», «Неопытное перо», «Юные пловцы» и, наконец, «Лицейский мудрец». Журнал, который лицеисты издавали целых три года. Прародитель школьных стенгазет.

Экзамен - как первый поэтический успех . Переводные испытания в лицее были публичными. Когда экзамен держал Пушкин, в числе гостей находился первый поэт ХVIII века - Гавриил Державин . Ода «Воспоминания в Царском Селе» прозвучала «с необыкновенным оживлением». Державин был растроган и захотел обнять пылкого лицеиста. Под печатным текстом «Воспоминаний» Пушкин впервые поставил свою полную подпись.

Поэты в поэтической среде . Не только учебные классы, но и тенистые аллеи роскошных парков. В лицее стихи писали все кому не лень, страдая метроманией. Не лень было Дельвигу, Кюхельбекеру, Пущину, Илличевскому, Корсакову и, конечно, Пушкину. «На рифмах вдруг заговорю…» - молодой поэт написал в лицее более 120 стихотворений.

Проказы и забавы . С момента торжественного открытия дух лицея взял верх - закончился званый обед… игрой в снежки. Украсть яблоко из императорского сада или сбежать в Петербург. Что за годы лицейские без невинных шалостей и прозвищ: Француз - Пушкин, Франт - Горчаков, Жанно - Пущин, Кюхля - Кюхельбекер, Тося - Дельвиг. Что за дружба без ссор и дуэлей - на пистолетах, заряженных клюквой.

Ирина Витман. Пушкин-лицеист в Царском Селе. 1954

«Чугунники» . Так стали именовать себя лицеисты первого, пушкинского выпуска. После окончания альма-матер на прощание директор Егор Энгельгардт подарил воспитанникам чугунные кольца - символ крепкой, как металл, дружбы. Сделаны были кольца в виде сплетенных рук из осколков разбитого колокола лицейской церкви. По традиции после выпускных колокол, собиравший на занятия во время всего обучения, разбивали.

Клятве остались верны . Друзья-лицеисты на прощальном балу решили встречаться каждый год в день основания лицея. В 1825-м Пушкин написал стихотворное послание из ссылки в Михайловском. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», мысленно находясь с теми, кто в этот день пировал на берегах Невы, вспоминая тех, кто оказался вдали или ушел из жизни. Последним клятву исполнил канцлер Российской империи Александр Горчаков, переживший товарищей. «И последний лицеист будет праздновать 19 октября»…

Малиновский, Василий Фёдорович

Малиновский Василий Фёдорович
Род деятельности:

дипломат, публицист,
1-й директор Царскосельского Лицея

Дата рождения:

С. А. Самборская

В 1791 году он женился на Софье Андреевне Самборской (1772-1812) - дочери образованного и патриотически настроенного священника А. Ф. Самборского , от которой имел трёх сыновей и трёх дочерей: Андрей (ок. 1805-25.05.1851) - лицеист 3-го курса (1817-1823), поручик гвардии конной артиллерии; Иван (1796-1873), лицейский товарищ А. С. Пушкина; Иосиф (1806-1832) - воспитанник Благородного пансиона при Царскосельском лицее (выпуск 1828 года); Анна (22.12.1797-24.12.1883) - в апреле 1825 года вышла замуж за декабриста А. Е. Розена и вскоре последовала за ним в Сибирь; Елизавета (род. 1794); Мария (1809-1899) - в 1834 году стала женой лучшего выпускника первого лицейского выпуска - В. Д. Вольховского .

В конце 1791 года Малиновский был направлен переводчиком на конгресс в Яссы , завершивший русско-турецкую войну . В 1801 году после длительного перерыва в службе, В. Ф. Малиновский был назначен генеральным консулом в Молдавию . В Яссах он пробыл около двух лет и в 1802 году возвратился в Россию.

Публицист

По своём возвращении, Малиновский начал издавать журнал «Осенние вечера» , в котором напечатал свои статьи «О войне», «Любовь России», «История России», «Своя сторона». Выпустил в свет под инициалами «В. М.» «Рассуждения о войне и мире». В том же году обратился к канцлеру графу Кочубею В. П. с проектом «Об освобождении рабов» - одного из первых проектов отмены крепостного права в России.

В Москве Малиновский участвовал в работе медико-филантропического комитета, бесплатно директорствовал в доме трудолюбия, дававшем приют 30 девицам бедного состояния.

Директор Лицея

Царскосельский Лицей

В июне 1811 года Василий Фёдорович Малиновский получил назначение на должность директора Царскосельского лицея . Тяжело сложилась его директорская пора. Сначала грянула война 1812 года , затем в этом же году умерла жена Малиновского, оставив на его попечении малолетних детей. Человек добрый и скромный, он содействовал установлению в Лицее дружественных отношений между наставниками и воспитанниками, не случайно в его семье лицеисты любили проводить досуг - в беседах с ним и его близкими. В своей записной книжке он сформулировал важный этический принцип:

Мировоззрение

В. Ф. Малиновский уделял большое внимание политико-правовым проблемам войны и мира. По его мнению,в борьбе за вечный, всеобщий мир должно было участвовать всё человечество. Был сторонником теорий естественного права и общественного договора . Главными ценностями человека провозглашал свободу и равенство. Его концепция недействительности всяких отношений между людьми, не основанных на равенстве и свободе, объективно была направлена против крепостного права. В то же время он был убеждён в божественном происхождении государственной власти, вследствие чего предлагал меры, способные конституционно ограничить абсолютизм в России. Сторонник мирного, реформаторского пути преобразования действительности, он осуждал революционные методы и, в частности, Французскую революцию , но указывал на необходимость учёта её опыта. Критикуя тиранию и абсолютизм , он развивал мысль о необходимости подчинения власти законам, которые в свою очередь должны были быть выражением общей воли народа.

Малиновский много сил отдал подготовке и открытию Благородного лицейского пансиона, который был призван дать начальные знания для учёбы в Лицее. Накануне открытия пансиона, 26 января 1814 года, Малиновский записал в дневнике: «Ночь не спал от волнения с вечера до четырех утра… Много забот по пансиону… слаб». Вскоре после непродолжительной болезни В. Ф. Малиновский скончался и был похоронен на Охтинском кладбище . А.С. Пушкин и некоторые другие лицеисты присутствовали на его похоронах . Заботу о его детях взяла на себя сестра Софьи Андреевны Малиновской - Анна Андреевна Самборская . Позже, Иван Малиновский часто приводил лицейских друзей домой, где они рисовали и дарили свои работы Анне Андреевне как благодарность за гостеприимство. Комплект сохранившихся рисунков, среди которых есть и рисунок Александра Пушкина, находится ныне в Москве в музее А. С. Пушкина.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 1765 году
  • Умершие 4 апреля
  • Умершие в 1814 году
  • Выпускники философского факультета МГУ
  • Дипломаты Российской империи
  • Публицисты России
  • Выпускники МГУ до 1804 года
  • Царскосельский лицей

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Малиновский, Александр Леонидович
  • Малиновский, Николай Платонович
- (1765 1814) русский дипломат, учёный. Окончив Московский университет, М. работал в коллегии иностранных дел; состоял при Лондонской миссии в качестве переводчика. Принимал участие в переговорах о заключении Ясского мирного договора 1792 (см.). В… … Дипломатический словарь

Василий Фёдорович Малиновский - (1765 1814) российский дипломат, публицист, просветитель. Брат Алексея Федоровича и Павла Федоровича Малиновских. Отец Ивана Васильевича Малиновского, лицейского товарища Пушкина. Биография В. Ф. Малиновский происходил из семьи духовного звания … Википедия

Малиновский, Василий

Малиновский, Василий Федорович - Василий Фёдорович Малиновский (1765 1814) российский дипломат, публицист, просветитель. Брат Алексея Федоровича и Павла Федоровича Малиновских. Отец Ивана Васильевича Малиновского, лицейского товарища Пушкина. Биография В. Ф. Малиновский… … Википедия

Малиновский Василий Федорович - Василий Фёдорович Малиновский (1765 1814) российский дипломат, публицист, просветитель. Брат Алексея Федоровича и Павла Федоровича Малиновских. Отец Ивана Васильевича Малиновского, лицейского товарища Пушкина. Биография В. Ф. Малиновский… … Википедия

МАЛИНОВСКИЙ - Василий Фёдорович (1765 1814), рус. просветитель. После окончания Моск. ун та (1781) сочетал дипломатич. службу, а затем работу директора Царскосельского лицея (1811 14) с публицистич. деятельностью. В книге Рассуждение о мире и войне (1803)… … Демографический энциклопедический словарь

Малиновский - (польск. Malinowski, нем. Malinowski, укр. Малиновський, белор. Малiноўскі) фамилия славянского происхождения, в частности белорусская, польская, украинская и русская. Исторически также распространена среди евреев, немцев и иных групп … Википедия

МАЛИНОВСКИЙ - 1. МАЛИНОВСКИЙ Василий Фёдорович (1765 1814), просветитель, публицист. Первый директор Царскосельского лицея (с 1811). Автор Рассуждений о мире и войне (ч. 1 2, 1803) и одного из первых проектов отмены крепостного права (1802). Сторонник… … Русская история

Похожие публикации