Новая школа - Образовательный портал

Интервью ректора СПбГУ Николая Кропачева телеканалу YTN (Республика Корея). Интервью с ректором Виктор садовничий о жизни интервью

Чтобы связать свою жизнь с передовыми исследованиями в науке или с инновационным бизнесом, совсем не обязательно идти после школы в столичные вузы. Новосибирский государственный университет - один из тех российских вузов, в котором интеграция с наукой происходит на деле, а не на словах. Физический и медицинский факультеты, факультет естественных наук (или ФЕН, как его ласково здесь называют) регулярно становятся источником новостей о новых открытиях и разработках. Выпускники НГУ развивают инновационный бизнес здесь же, в новосибирском Академгородке, в котором находится вуз. Иностранные журналисты называют это место «Силиконовой тайгой», и приезжим остаётся только удивляться, как эффективно соединяются здесь некоторая сдержанная консервативность классического университета и смелость инновационных стартапов.

Михаил Петрович, как ректор вуза, расположенного именно в Сибири, видите ли Вы какую-то особую региональную специфику, которая свойственна именно вашему вузу и которой нет, возможно, у МГУ или СПбГУ?

Если говорить о специфике Сибири, то, заметьте, все реформы в России всегда заканчивались здесь (улыбается). Сибирь - это уникальное географическое пространство. С географической точки зрения университет расположен в центре страны, хотя вокруг - громадные малонаселённые территории. До любой точки Европы - примерно 7 часов непрерывного полёта. При этом университет находится в центре новосибирского Академгородка, а это научная столица России, без всяких оговорок. Здесь на площади полтора-два квадратных километра сосредоточено 35 научно-исследовательских институтов Сибирского отделения Российской Академии наук (СО РАН) с очень мощной интеллектуальной и материальной базой. И сам университет в своё время был организован Сибирским отделением, и уже в этом его уникальность. Нет такого университета в России, который бы дал столько исследователей для всей Российской академии наук.

Только в настоящее время из 35 институтов, которые расположены здесь в шаговой доступности (кстати, это тоже уникально), 22 возглавляют выпускники нашего вуза. И сейчас, на этапе «омоложения», переизбрания директоров, это число не будет уменьшаться. Это тоже важный штрих к портрету университета. Генеральный директор Технопарка новосибирского Академгородка - тоже выпускник мехмата, Дмитрий Верховод. Выпускники Новосибирского университета - это диаспора, которая раскидана по всем точкам Земного шара.

Университет был создан по принципам единства образования и науки. С самого начала здесь преподавали сотрудники исследовательских институтов. Это обучение через генерацию знаний: преподаватели всегда привносили в свои курсы нечто такое, что происходило на переднем крае науки. Примерно 80% наших преподавателей являются совместителями и работают в институтах. Это отличает нас даже от столичных вузов.

Ещё одна отличительная черта - воплощение идеи непрерывного образования. Мы ведём талантливых детей, начиная с физмат-школы (СУНЦ НГУ), проводим школьные олимпиады.

В своей программе, с которой Вы вступали на пост ректора, Вы говорили о том, что интеграция университета с РАН - то, над чем особенно надо работать. Вы в должности уже 3 года, что скажете, насколько это направление продвинулось?

Эта интеграция как была с самого начала, так и остаётся. Важно её не потерять на нынешних крутых виражах, которые происходят в стране: тут и реформы в области образования и науки, и реформа РАН. Вопрос про интеграцию стоял с первого заседания первого Учёного совета. 14 января 1960 года академик И.Н. Векуа сказал, что наш университет интегрирован в СО РАН де-факто, а де-юре надо эту связь усиливать. На сегодняшний день в рамках программы «Проект 5-100» мы создали много совместных лабораторий с институтами Сибирского отделения, а именно 73. Нужно делать так, чтобы это было выгодно и институтам, и университету.

Если говорить на языке образования, то Академгородок - это супер-университет, и по потенциалу он нисколько не уступает ведущим университетам России, если рассматривать это как научно-образовательный комплекс. И, чтобы потенциал реализовывался, у институтов должна быть мотивация интегрироваться с университетом. Мы хотели бы, чтобы университет стал интеграционной площадкой для институтов, как раньше такой площадкой было Сибирское отделение. Здесь институты могли бы делать совместные проекты.

Нам необходимо совместно с институтами организовывать сетевую аспирантуру, ведь большинство аспирантов институтов СО РАН - это выпускники НГУ. Университет должен входить в совместные советы по присуждению ученых степеней.

А так - мы интегрируемся, никаких «трещин» между университетом и институтами нет. Я сам выходец из академической среды, по-прежнему остаюсь по совместительству заведующим лабораторией. Все 10 ректоров университета имели академический бэкграунд, в кресле ректора оказывались люди, которые работали в науке.

На недавней встрече с Вами и Сергеем Белоусовым, председателем попечительского совета НГУ, затрагивался вопрос о том, должен ли НГУ позиционировать себя как элитарный вуз. Какое ваше мнение? Ведь такое позиционирование способно оттолкнуть хороших, но не самых выдающихся местных студентов, хотя и привлечь при этом большее количество студентов из других регионов или даже из-за границы. На кого, скажем так, больше ориентирован вуз?

Я считаю, что это миссия НГУ - готовить интеллектуальную элиту для науки, образования, высокотехнологичных предприятий, бизнеса. НГУ должен позиционировать себя и быть элитарным вузом, потому что иначе мы потеряем наши конкурентные преимущества.

Университет всегда готовил исследователей. Даже если мы сейчас делаем крен в сторону инженерии, то необходимо готовить инженеров-творцов, а не инженеров-исполнителей.

Позиционирование себя элитарным вузом ни в коей мере не должно оттолкнуть талантливых студентов, наоборот - это будет притягивать. Нельзя в угоду коньюктуры отступать от своей исторической миссии. Мы стараемся привлекать студентов из других регионов России и из-за рубежа. Несмотря на то, что ЕГЭ делает вуз доступнее для абитуриентов из других регионов при наличии соответствующих баллов, средний балл ЕГЭ у нас остаётся очень высокий. Это третье место среди российских классических университетов. Мы 15-е по среднему баллу ЕГЭ в общем списке и первые среди нестоличных вузов.

В Академгородке есть свой бизнес-инкубатор. Как Вы думаете, не нужно ли работу со стартапами выводить на какой-то новый уровень, например, начать преподавать в вузах курсы по разработке стартапов?

Что касается бизнес-инкубатора, то мы в основном работаем в Технопарке. В Технопарке более 80% резидентов и сотрудников - это выпускники НГУ. Если вы посмотрите летние и зимние школы Академпарка, то там более 50% участников - это наши выпускники.

Мы вносим большой вклад в стартапы, готовя людей, которые способны заниматься высокотехнологичным наукоёмким производством. Если говорить о движении в сторону инженерии, мы сейчас организуем несколько направлений инженерной подготовки: приборостроение, энергоэффективный катализ, биотехнологии.

Такой, не самый серьёзный, но, тем не менее, актуальный вопрос. Буквально пару недель назад появилась новость о том, что Калифорнийский университет в Беркли ввёл в программу своих летних семинаров шестинедельный курс по популярному сериалу «Игра престолов», в рамках которого разбирается этот сериал как культурный феномен. Из более давних примеров: там же в Беркли уже несколько лет как появился курс по компьютерной игре Starcraft, там изучают военную теорию и теорию игр. Как Вы относитесь к такому явлению? Нужно ли какие-то такие яркие культурные феномены интегрировать в образовательный процесс? Или же образование, особенно классическое университетское, должно быть от этого свободно?

Действительно, геймификация обучения активно используется в топовых западных университетах. Это своеобразный ответ на вызовы времени: в вузы приходит «цифровое поколение», которое можно мотивировать такого рода приёмами. Но они, безусловно, не являются альтернативой классическому университетскому образованию. Это, скорее, факультативная его составляющая.

Сейчас образование активно уходит в интернет. Феномен массовых открытых онлайн-курсов и иже с ними уже стал достаточно общим местом. И в России вузы тоже вынуждены считаться с этой тенденцией и вводить системы дистанционного обучения. А как с этим обстоят дела в НГУ?

Массовое онлайн обучение в НГУ развивается. В 2014 году разработаны три открытых электронных курса, предназначенные для размещения на аккредитованных Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина платформах и обучения иностранных слушателей на русском языке: «Биология», «Практический курс русского языка: орфография, пунктуация и культура речи», «На пороге цивилизации: археология палеометалла Евразии». 14 сентября 2015 года на международной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch в Москве будет объявлено о выходе НГУ на международную площадку онлайн обучения. Интрига заключается в том, что сегодня мы не можем огласить название платформы и названия курсов. От редакции: На момент выхода интервью интрига была раскрыта. НГУ запускает два бесплатных курса - по генетике и основам вирусологии - на платорме Coursera. Курс по основам вирусологии ведёт известный учёный Сергей Нетёсов со своими коллегами. Именно в его лаборатории был расшифрован геном вируса Эбола. Запуск этих курсов означает для университета выход на глобальный рынок онлайн-образования. Новость об этом размещена на официальном сайте вуза.

Как Вы относитесь к тому, что студенты проходят курсы на онлайн-платформах, например, на Coursera? Не думаете ли Вы как-то учитывать полученные за такие курсы сертификаты в офлайн-обучении студентов?

Если Вы знаете, то в РФ создан некий аналог Coursera - «Российская национальная платформа открытого образования». Министерство образования и науки РФ рекомендует вузам перезачитывать результаты обучения, полученные при освоении онлайн-курсов, размещённых на этой платформе, например, в качестве факультативных дисциплин. Этот вопрос сейчас прорабатывается в нашем университете.

В 2014 году НГУ занял третье место среди российских вузов по среднему баллу ЕГЭ среди поступивших. Как Вы при этом относитесь к ЕГЭ - это эффективный способ проверить готовность абитуриентов учиться в вашем вузе? Или Вы скорее ориентированы на олимпиады и олимпиадников?

Конечно, ЕГЭ позволяет «на входе» определить готовность человека учиться у нас, но для нас предпочтительнее люди, которые поступают по олимпиадам. И таких, кстати, довольно много на естественно-научных факультетах. Они в основном идут на физфак и на ФЕН. В прошлом году мы отследили такую статистику: олимпиадники во время первых сессий по среднему баллу примерно на балл опережают тех, кто прошёл по ЕГЭ. Правда, это не очень характеризует, как дальше сложится их судьба. Но вообще олимпиадники учатся лучше. Умение решать нестандартные задачи - это очень важно. Все мы, старшее и среднее поколение, поступали через экзамены. На физфаке сдавали 5 экзаменов: физика письменно и устно, математика письменно и устно, сочинение. На таких экзаменах главным было умение решать нестандартные задачи. Задачи были распределены по уровням сложности. Можно было решить две из пяти и получить «тройку», а можно - одну, но сложную, и получить «четвёрку». Экзамены позволяли отбирать людей, которые умеют нестандартно мыслить.

Как Вы в принципе относитесь к различным рейтингам вузов? Как к неизбежному злу, которое надо учитывать в своей работе просто потому, что так сложилось, или же всё-таки как к какому-то объективному показателю, который отражает реальную картину?

В рейтингах надо участвовать. Это своего рода зеркало, в которое вузы должны смотреться. Единственное, что нужно требовать от рейтинга, - чтобы в нём были объективные критерии. Нам тяжело тягаться по репутации с вузами Москвы и Санкт-Петербурга, но есть объективные показатели. И, как бы нас ни оценивали, мы всегда оказываемся в десятке лидеров среди российских вузов.

Вузы в Сибири тоже различны. НГУ не похож на Томский государственный университет или другие ведущие сибирские ВУЗы. Новосибирский университет очень молодой, но, тем не менее, у него сформировались традиции, которые есть только здесь. Наш слоган - «Мы не сделаем вас умнее, мы научим вас думать» - соответствует духу университета.

От редакции: На днях опубликована русифицированная версия QS World University Rankings - Мирового рейтинга лучших университетов по версии британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds. НГУ занимает в нём 317-ю позицию. Это третье место среди российских вузов - впереди только МГУ и СПбГУ - и первое среди участников программы «Проект 5-100».

Говорят, в околоуниверситетских кругах есть определённые опасения, не закроет ли ректор, то есть Вы, гуманитарный факультет. С чем такие опасения связаны? И как быть, в таком случае, с сильной археологической школой, которая тоже делает НГУ имя? Есть ведь примеры успешного соседства гуманитарного и технического направления в университетах?

Это сложный для меня вопрос, но на самом деле ректор не собирается закрывать ни одно гуманитарное направление. Может быть, количество юридических лиц изменится. Идёт речь о том, чтобы объединить гуманитарные направления под неким «зонтиком». Но ни одно гуманитарное направление мы закрывать не собираемся. Факультет - это одно, а направления - это другое. Классический университет несет ещё и социо-культурную миссию, и мы просто не можем отказаться от неё.

Сергей Белоусов, когда его спросили, каким он видит некий идеальный вуз, перечислил иностранные языки, дизайн и психологию. А какие три вещи назвали бы Вы? В чём со списком Сергея Вы согласны?

Инженерное направление, он назвал дизайном, с этим я согласен. Следующее - это медицина, в целом науки о живом, и фундаментальные науки. Я бы добавил гуманитарные науки, без них классический университет невозможен.

Если бы Вам удались все те реформы, которые Вы задумали (уже реализуете или только держите в голове), то как бы выглядел НГУ? А его взаимодействие с СО РАН и институтами?

Знать бы, что я задумал (улыбается)! Многое из того, что задумали «отцы-основатели», уже реализовано. Мне трудно сказать, куда нас выведет кривая взаимодействия с институтами и к чему выведет реформа университета. Очень важно, чтобы то, что есть сейчас на территории Академгородка, представляло собой единый научно-образовательный комплекс. Чтобы у нас не было барьеров - материальных, интеллектуальных, финансовых. Необходимо, чтобы происходило омоложение кадрового состава, улучшалась научно-образовательная и социальная инфраструктура.

Главное - идти эволюционным путём. Революциями ситуацию не улучшить. Тут особая среда, особый мир, особый дух, и именно все лучшее здесь надо сохранить.

В Интеллектуальном центре – Фундаментальной библиотеке МГУ имени М. В. Ломоносова в рамках цикла мероприятий, направленного на развитие и укрепление вузовского и академического взаимодействия между ведущими учебными и научными центрами России и Беларуси, сегодня стартовал Первый Форум Ассоциации вузов России и Беларуси "Наука и образование в условиях больших вызовов современности".

Осталось несколько дней до конца основного периода единого государственного экзамена, вскоре начнется приемная кампания. Об актуальности ЕГЭ, о популярных факультетах МГУ и космосе в интервью РИА Новости рассказал ректор Московского государственного университета им. Ломоносова, академик Виктор Садовничий. Беседовала Екатерина Каляпина.

Ректор Московского государственного университета имени Ломоносова Виктор Садовничий пригласил президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева выступить с лекцией перед студентами в Москве. Об этом глава вуза рассказал в интервью в мультимедийном пресс-центре Sputnik Казахстан.

Математик, профессор, академик Российской академии наук, ректор МГУ Виктор Садовничий отмечает юбилей - 80 лет. Он прошел длинный путь от рабочего шахты до одного из самых уважаемых ученых России и уже 27 лет возглавляет один из самых престижных вузов.

Имя Виктора Антоновича Садовничего уже навеки вписано золотыми буквами в историю Московского университета. В свое время обычному ученику сельской школы из небольшого села под Харьковом удалось преодолеть путь от абитуриента до бессменного ректора ведущего вуза страны. За эти годы через стены МГУ имени М.В.Ломоносова прошло не одно поколение студентов, и для каждого из них личность Садовничего неразрывно связана с родной альма-матер.

Главный вуз страны - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова - скоро отметит 265-летие, а 3 апреля 80-летний юбилей празднует его ректор Виктор Садовничий, занимающий пост с 1992 года. О прошлом и настоящем университета, студентах будущего и новых направлениях подготовки он рассказал в интервью ТАСС.

Вот уже несколько десятилетий он возглавляет легендарный МГУ имени М. В. Ломоносова и пользуется удивительной популярностью у студентов. Отчасти потому, что, несмотря на высокий пост, он сам продолжает учиться и изучать. В свой день рождения один из самых известных и авторитетных в стране ректоров вспоминает свои студенческие годы и рассказывает, как ему помогает математический склад ума.

Ректор Московского государственного университета им. Ломоносова, академик Виктор Садовничий, которому в среду исполняется 80 лет, рассказал, что самая главная мечта его жизни сбылась - он стал ученым, а тем, кто тоже хочет посвятить себя науке, он посоветовал не сдаваться и "крылья обязательно вырастут".

3 апреля ректору МГУ Виктору Садовничему исполняется 80 лет. Виктор Антонович один из самых мудрейших людей, которых я в встречал в жизни. Возглавляя почти 30 лет такой гигантский корабль, как МГУ, он сумел провести его через все кризисы и сложности. А ведь в 90-е годы даже раздавались голоса, что МГУ надо приватизировать. Но в таком случае подобное могло произойти вообще со всеми университетами страны. Садовничий сумел отстоять, сохранить МГУ, а по сути спас государственную систему высшего образования. Это его огромная заслуга.

Чтобы связать свою жизнь с передовыми исследованиями в науке или с инновационным бизнесом, совсем не обязательно идти после школы в столичные вузы. Новосибирский государственный университет - один из тех российских вузов, в котором интеграция с наукой происходит на деле, а не на словах. Физический и медицинский факультеты, факультет естественных наук (или ФЕН, как его ласково здесь называют) регулярно становятся источником новостей о новых открытиях и разработках. Выпускники НГУ развивают инновационный бизнес здесь же, в новосибирском Академгородке, в котором находится вуз. Иностранные журналисты называют это место «Силиконовой тайгой», и приезжим остаётся только удивляться, как эффективно соединяются здесь некоторая сдержанная консервативность классического университета и смелость инновационных стартапов.

Михаил Петрович, как ректор вуза, расположенного именно в Сибири, видите ли Вы какую-то особую региональную специфику, которая свойственна именно вашему вузу и которой нет, возможно, у МГУ или СПбГУ?

- Если говорить о специфике Сибири, то, заметьте, все реформы в России всегда заканчивались здесь (улыбается) . Сибирь - это уникальное географическое пространство. С географической точки зрения университет расположен в центре страны, хотя вокруг - громадные малонаселённые территории. До любой точки Европы - примерно 7 часов непрерывного полёта. При этом университет находится в центре Новосибирского Академгородка, а это научная столица России, без всяких оговорок. Здесь на площади полтора-два квадратных километра сосредоточено 35 научно-исследовательских институтов Сибирского отделения Российской Академии наук (СО РАН) с очень мощной интеллектуальной и материальной базой. И сам университет в своё время был организован Сибирским отделением, и уже в этом его уникальность. Нет такого университета в России, который бы дал столько исследователей для всей Российской академии наук.

Только в настоящее время из 35 институтов, которые расположены здесь в шаговой доступности (кстати, это тоже уникально), 22 возглавляют выпускники нашего вуза. И сейчас, на этапе «омоложения», переизбрания директоров, это число не будет уменьшаться. Это тоже важный штрих к портрету университета. Генеральный директор технопарка новосибирского Академгородка - тоже выпускник мехмата, Дмитрий Верховод. Выпускники Новосибирского университета - это диаспора, которая раскидана по всем точкам Земного шара.

НГУ - участник программы «Проект 5-100», которая должна повысить позиции ведущих российских вузов в мировых рейтингах.

Университет был создан по принципам единства образования и науки. С самого начала здесь преподавали сотрудники исследовательских институтов. Это обучение через генерацию знаний: преподаватели всегда привносили в свои курсы нечто такое, что происходило на переднем крае науки. Примерно 80% наших преподавателей являются совместителями и работают в институтах. Это отличает нас даже от столичных вузов.

Ещё одна отличительная черта - воплощение идеи непрерывного образования. Мы ведём талантливых детей, начиная с физмат-школы (СУНЦ НГУ), проводим школьные олимпиады.

В своей программе, с которой Вы вступали на пост ректора, Вы говорили о том, что интеграция университета с РАН - то, над чем особенно надо работать. Вы в должности уже 3 года, что скажете, насколько это направление продвинулось?

- Эта интеграция как была с самого начала, так и остаётся. Важно её не потерять на нынешних крутых виражах, которые происходят в стране: тут и реформы в области образования и науки, и реформа РАН. Вопрос про интеграцию стоял с первого заседания первого учёного совета. 14 января 1960 года академик Векуа сказал, что наш университет интегрирован в СО РАН де-факто, а де-юре надо эту связь усиливать. На сегодняшний день в рамках программы «Проект 5-100» мы создали много совместных лабораторий с институтами Сибирского отделения, а именно 73. Нужно делать так, чтобы это было выгодно и институтам, и университету.

Если говорить на языке образования, то Академгородок - это супер-университет, и по потенциалу он нисколько не уступает ведущим университетам России, если рассматривать это как научно-образовательный комплекс. И, чтобы потенциал реализовывался, у институтов должна быть мотивация интегрироваться с университетом. Мы хотели бы, чтобы университет стал интеграционной площадкой для институтов, как раньше такой площадкой было Сибирское отделение. Здесь институты могли бы делать совместные проекты.

Студенты НГУ участвуют в исследованиях Института ядерной физики СО РАН.

Нам необходимо совместно с Институтами организовывать сетевую аспирантуру, ведь большинство аспирантов институтов СО РАН - это выпускники НГУ. Университет должен входить в совместные советы по присуждению ученых степеней.

А так - мы интегрируемся, никаких «трещин» между университетом и институтами нет. Я сам выходец из академической среды, по-прежнему остаюсь по совместительству заведующим лабораторией. Все 10 ректоров университета имели академический бэкграунд, в кресле ректора оказывались люди, которые работали в науке.

На недавней встрече с Вами и Сергеем Белоусовым, председателем попечительского совета НГУ, затрагивался вопрос о том, должен ли НГУ позиционировать себя как элитарный вуз. Какое ваше мнение? Ведь такое позиционирование способно оттолкнуть хороших, но не самых выдающихся местных студентов, хотя и привлечь при этом большее количество студентов из других регионов или даже из-за границы. На кого, скажем так, больше ориентирован вуз?

- Я считаю, что это миссия НГУ - готовить интеллектуальную элиту для науки, образования, высокотехнологичных предприятий, бизнеса. НГУ должен позиционировать себя и быть элитарным вузом, потому что иначе мы потеряем наши конкурентные преимущества.

Университет всегда готовил исследователей. Даже если мы сейчас делаем крен в сторону инженерии, то необходимо готовить инженеров-творцов, а не инженеров-исполнителей.

Ректор НГУ вместе с коллегами посещают новый корпус университета, который вот-вот будет сдан в эксплуатацию. Не каждый вуз может похвастаться новыми корпусами, строительство которых не остановил экономический кризис.

Позиционирование себя элитарным вузом ни в коей мере не должно оттолкнуть талантливых студентов, наоборот - это будет притягивать. Нельзя в угоду коньюктуры отступать от своей исторической миссии. Мы стараемся привлекать студентов из других регионов России и из-за рубежа. Несмотря на то, что ЕГЭ делает вуз доступнее для абитуриентов из других регионов при наличии соответствующих баллов, средний балл ЕГЭ у нас остаётся очень высокий. Это третье место среди российских классических университетов. Мы 15-е по среднему баллу ЕГЭ в общем списке и первые среди нестоличных вузов.

В Академгородке есть свой бизнес-инкубатор. Как Вы думаете, не нужно ли работу со стартапами выводить на какой-то новый уровень, например, начать преподавать в вузах курсы по разработке стартапов?

- Что касается бизнес-инкубатора, то мы в основном работаем в технопарке. В технопарке более 80% резидентов и сотрудников - это выпускники НГУ. Если вы посмотрите летние и зимние школы Академпарка, то там более 50% участников - это наши выпускники.

Мы вносим большой вклад в стартапы, готовя людей, которые способны заниматься высокотехнологичным наукоёмким производством. Если говорить о движении в сторону инженерии, мы сейчас организуем несколько направлений инженерной подготовки: приборостроение, энергоэффективный катализ, биотехнологии.

Такой, не самый серьёзный, но, тем не менее, актуальный вопрос. Буквально пару недель назад появилась новость о том, что Калифорнийский Университет в Беркли ввёл в программу своих летних семинаров шестинедельный курс по популярному сериалу «Игра престолов», в рамках которого разбирается этот сериал как культурный феномен. Из более давних примеров: там же в Беркли уже несколько лет как появился курс по компьютерной игре Starcraft, там изучают военную теорию и теорию игр. Как Вы относитесь к такому явлению? Нужно ли какие-то такие яркие культурные феномены интегрировать в образовательный процесс? Или же образование, особенно классическое университетское, должно быть от этого свободно?

- Действительно, геймификация обучения активно используется в топовых западных университетах. Это своеобразный ответ на вызовы времени: в вузы приходит «цифровое поколение», которое можно мотивировать такого рода приёмами. Но они, безусловно, не являются альтернативой классического университетского образования. Это, скорее, факультативная его составляющая.

Сейчас образование активно уходит в интернет. Феномен массовых открытых онлайн-курсов и иже с ними уже стал достаточно общим местом. И в России вузы тоже вынуждены считаться с этой тенденцией и вводить системы дистанционного обучения. А как с этим обстоят дела в НГУ?

Массовое онлайн обучение в НГУ развивается. В 2014 году разработаны три открытых электронных курса, предназначенные для размещения на аккредитованных Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина платформах и обучения иностранных слушателей на русском языке: «Биология», «Практический курс русского языка: орфография, пунктуация и культура речи», «На пороге цивилизации: археология палеометалла Евразии». 14 сентября 2015 года на международной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch в Москве будет объявлено о выходе НГУ на международную площадку онлайн обучения. Интрига заключается в том, что сегодня мы не можем огласить название платформы и названия курсов.

От редакции: На момент выхода интервью интрига была раскрыта. НГУ запускает два бесплатных курса - по генетике и основам вирусологии - на платорме Coursera. Курс по основам вирусологии ведёт известный учёный Сергей Нетёсов со своими коллегами. Именно в его лаборатории был расшифрован геном вируса Эбола. Запуск этих курсов означает для университета выход на глобальный рынок онлайн-образования. Новость об этом размещена на официальном сайте вуза.

Как вы относитесь к тому, что студенты проходят курсы на онлайн-платформах, например, на Coursera? Не думаете ли вы как-то учитывать полученные за такие курсы сертификаты в офлайн-обучении студентов?

- Если Вы знаете, то в РФ создан некий аналог Coursera - «Российская национальная платформа открытого образования» . Министерство образования и науки РФ рекомендует вузам перезачитывать результаты обучения, полученные при освоении онлайн-курсов, размещённых на этой платформе, например, в качестве факультативных дисциплин. Этот вопрос сейчас прорабатывается в нашем университете.

В 2014 году НГУ занял третье место среди российских вузов по среднему баллу ЕГЭ среди поступивших. Как вы при этом относитесь к ЕГЭ - это эффективный способ проверить готовность абитуриентов учиться в вашем вузе? Или вы скорее ориентированы на олимпиады и олимпиадников?

- Конечно, ЕГЭ позволяет «на входе» определить готовность человека учиться у нас, но для нас предпочтительнее люди, которые поступают по олимпиадам. И таких, кстати, довольно много на естественно-научных факультетах. Они в основном идут на физфак и на ФЕН. В прошлом году мы отследили такую статистику: олимпиадники во время первых сессий по среднему баллу, примерно на балл опережают тех, кто прошёл по ЕГЭ. Правда, это не очень характеризует, как дальше сложится их судьба. Но вообще олимпиадники учатся лучше. Умение решать нестандартные задачи - это очень важно. Все мы, старшее и среднее поколение, поступали через экзамены. На физфаке сдавали 5 экзаменов: физика письменно и устно, математика письменно и устно, сочинение.

На таких экзаменах главным было умение решать нестандартные задачи. Задачи были распределены по уровням сложности. Можно было решить две из пяти и получить «тройку», а можно - одну, но сложную, и получить «четвёрку». Экзамены позволяли отбирать людей, которые умеют нестандартно мыслить.

Как вы в принципе относитесь к различным рейтингам вузов? Как к неизбежному злу, которое надо учитывать в своей работе просто потому, что так сложилось, или же всё-таки как к какому-то объективному показателю, который отражает реальную картину?

В рейтингах надо участвовать. Это своего рода зеркало, в которое вузы должны смотреться. Единственное, что нужно требовать от рейтинга - чтобы в нём были объективные критерии. Нам тяжело тягаться по репутации с вузами Москвы и Санкт-Петербурга, но есть объективные показатели. И, как бы нас ни оценивали, мы всегда оказываемся в десятке лидеров среди российских вузов.

Вузы в Сибири тоже различны. НГУ не похож на Томский государственный университет или другие ведущие сибирские ВУЗы. Новосибирский университет очень молодой, но, тем не менее, у него сформировались традиции, которые есть только здесь. Наш слоган - «Мы не сделаем вас умнее, мы научим вас думать» - он соответствует духу университета.

От редакции: На днях опубликована русифицированная версия QS World University Rankings - Мирового рейтинга лучших университетов по версии британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds. НГУ занимает в нём 317-ю позицию. Это третье место среди российских вузов - впереди только МГУ и СПбГУ, - и первое среди участников программы «Проект 5-100».

Говорят, в околоуниверситетских кругах есть определённые опасения, не закроет ли ректор, то есть Вы, гуманитарный факультет. С чем такие опасения связаны? И как быть, в таком случае, с сильной археологической школой, которая тоже делает НГУ имя? Есть ведь примеры успешного соседства гуманитарного и технического направления в университетах?

Это сложный для меня вопрос, но на самом деле ректор не собирается закрывать ни одно гуманитарное направление. Может быть, количество юридических лиц изменится. Идёт речь о том, чтобы объединить гуманитарные направления под неким «зонтиком». Но ни одно гуманитарное направление мы закрывать не собираемся. Факультет - это одно, а направления - это другое. Классический университет несет ещё и социо-культурную миссию, и мы просто не можем отказаться от неё.

Сергей Белоусов, когда его спросили, каким он видит некий идеальный вуз, перечислил иностранные языки, дизайн и психологию. А какие три вещи назвали бы Вы? В чём со списком Сергея Вы согласны?

- Инженерное направление, он назвал дизайном, с этим я согласен. Следующее - это медицина, в целом науки о живом, и фундаментальные науки. Я бы добавил гуманитарные науки, без них классический университет невозможен.

- Если бы вам удались все те реформы, которые вы задумали (уже реализуете или только держите в голове), то как бы выглядел НГУ? А его взаимодействие с СО РАН и институтами?

- Знать бы, что я задумал (улыбается)! Многое из того, что задумали «отцы-основатели», уже реализовано. Мне трудно сказать, куда нас выведет кривая взаимодействия с институтами и к чему выведет реформа университета. Очень важно, чтобы то, что есть сейчас на территории Академгородка, представляло собой единый научно-образовательный комплекс. Чтобы у нас не было барьеров - материальных, интеллектуальных, финансовых. Необходимо, чтобы происходило омоложение кадрового состава, улучшалась научно-образовательная и социальная инфраструктура.

Главное - идти эволюционным путём. Революциями ситуацию не улучшить. Тут особая среда, особый мир, особый дух, и именно все лучшее здесь надо сохранить.

Интервью с ректором Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничим

Ни для кого не секрет, что появление нового университета всегда важное событие в научно-образовательной сфере любой страны. А еще более значимым является появление филиала Московского государственного университета. В этом году филиал МГУ имени М.В. Ломоносова раскрыл свои двери для ереванских слушателей. Восемнадцатого сентября с первокурсниками встретился ректор университета Виктор Антонович Садовничий. Он выступил перед студентами с речью, пожелал им успехов в учебе и ответил на интересующие вопросы. Нам также удалось задать Виктору Антоновичу несколько вопросов.

— Вы прибыли в Ереван вчера вечером.
Какие впечатления на Вас произвел вечерний город?

— Я давно не был в Ереване, много лет прошло. Тогда было очень трудное время: Армения находилась в блокаде, были проблемы с электроэнергией. И все же Ереван казался очень красивым городом. В этот раз я немногое увидел. Мы проехали по центру, посмотрели главную площадь республики, увидели некоторые здания. И вот — кампус филиала, такой красивый. Мне показалось, что это уже другой Ереван. Другое лицо города.
Я рад тому, что все меняется к лучшему.

— Виктор Антонович, как Вы отнеслись к предложению открыть филиал в Ереване?


— Я, конечно, сразу поддержал. Но надо представить, что создание филиала в другой стране это долгий процесс. Самое главное — это ответственность. Вот, например, мы объявили всем, что филиал открыт, студенты набраны. А что дальше? Закрыть филиал уже нельзя, уже ребята будут считать себя оскорбленными. Надо было продумать траекторию, чтобы филиал открыли, могли учить, могли до бесконечности жить. Это требовало некоторых межгосударственных решений, мы этим занимались достаточно долго. Не все так просто, потому что это связано с большими финансовыми вложениями. Основным вопросом для нас было найти финансовую возможность для жизни филиала. Сейчас она найдена. Мы договорились с частными компаниями для того, чтобы филиал стал полноценным.

— Какие впечатления на Вас произвели студенты нашего филиала?

— Это мои, наверное, уже внуки по возрасту. Вот вы, красивые, смотрите на меня умными глазенками. Это радует, что в Армении молодежь стремится думать. Студенты всегда прекрасны. Я люблю студентов.

— То есть вы считаете, что мы не очень отличаемся от своих предшественников?

— Абсолютно, точно те же фотографии с первым курсом у нас были месяц назад, все такие же озорные, молодые, амбициозные, энергичные.

— Какие у вас планы на дальнейшее развитие университета? Появятся ли еще новые филиалы?

— У нас шесть филиалов, пять из них за рубежом, один в Севастополе. Больше МГУ не предполагает в ближайшее время создавать филиалы. Мы не ставим задачу коммерческой составляющей, мы ставим задачу обучения, поэтому прежде чем создать филиал, мы просчитываем, как он будет жить в будущем, потому что создать филиал и думать, что за счет взносов за обучение он будет жить, — это только коммерческая основа. МГУ так не делает. Мы всегда рассчитываем на то, чтобы ребята могли учиться для страны, за счет бюджета страны, или, по крайней мере, чтобы МГУ не имело бы от этого прибыли. Мы не имеем ни копейки прибыли, мы только вносим в филиал свои средства. Это очень ответственное решение. МГУ, по-моему, единственный университет в России, который не создает филиалы ради того, чтобы что-то получить, заработать. А создает только ради того, чтобы отдавать знания, навыки, программы.

Ректор МГУ академик В.А.Садовничий
Интервью корреспонденту журнала "Итоги"

Мы - круче!

"Зарубежные эксперты называют МГУ лидером среди университетов мира по уровню фундаментального образования. Практически всем нашим перспективным старшекурсникам еще в процессе учебы делается из-за рубежа конкретное предложение о работе", - говорит ректор МГУ Виктор Садовничий.


До 250-летнего юбилея МГУ остается три года. К этой дате ректор университета Виктор Садовничий мечтает построить библиотеку на восемь миллионов томов и закупить новое оборудование для научных экспериментов

Студентом можешь ты не быть, но ощутить отмечаемый 25 января Татьянин день как свой праздник обязан. Так считает академик Российской академии наук, президент Союза ректоров России, ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий, который и в праздник не забывает о проблемах образования в России.

- Татьянин день пройдет, Виктор Антонович, и что останется от него назавтра, кроме воспоминания о вкусе вашей фирменной медовухи?

Да, медовуха у нас особенная, мы варим ее из натурального меда, который передает нам с личной пасеки Юрий Лужков... А что останется? Праздник - повод оглянуться, оценить сделанное, наметить новые планы. На торжество мы приглашаем академиков, работающих и преподающих в МГУ. Таких набирается 250 человек, четверть списочного состава РАН. Собравшись вместе, ученые мужи не столько здравицами обмениваются, сколько говорят о проблемах науки, образования. 25 января мы вручаем ежегодные Ломоносовские и Шуваловские премии, называем имена ста молодых ученых, которые в течение года будут ежемесячно получать по пять тысяч рублей стипендии при условии, что останутся работать в России.

- Остаются?

Стипендии мы учредили два года назад, форма оказалась эффективной. Хотя, конечно, утечка мозгов из страны продолжается. У меня нет точной статистики, но, полагаю, процентов 15 тех выпускников, кого мы хотели бы оставить у себя, уезжает на Запад. Кто-то на год, а кто-то навсегда. Часто эмигрируют самые талантливые. Это печально.

- Значит, Татьянин день встречаете со слезами на глазах?

Верно, радоваться тут нечему, ведь, говоря о 15 процентах, я называю некую усредненную цифру по МГУ, среди выпускников ведущих факультетов - механико-математического, физического, химического, биологического и ряда других - число отъезжающих еще выше. Практически всем перспективным старшекурсникам в процессе учебы делается конкретное предложение из-за рубежа. Остальные сами находят себе там работу - достаточно лишь заглянуть в Интернет.

- И что делать? Опять железным занавесом отгораживаться от мира?

Это не поможет. И увещевания тоже не спасут. Я много раз пытался объяснять ребятам, что на Западе их не ждет райская жизнь, что там нужны их молодые мозги, силы, идеи: выжмут, как лимон, и выбросят. Все равно едут! Америка сейчас открыла двери еще для 300 тысяч эмигрантов, ей нужны математики, программисты, физики. Недавно мне попал в руки подготовленный специально созданной комиссией доклад президенту Бушу о реформе образования в США с весьма красноречивым названием "Пока еще не слишком поздно". Вывод делается один: будущее Штатов зависит от качества математического и естественно-научного образования. И квота в 300 тысяч "грин карт" вполне вписывается в предлагаемую схему: мол, пока вырастим собственные кадры, можно позаимствовать готовых специалистов у соседей по планете. В США поняли: нужен резкий прорыв, иначе есть шанс отстать.

- Америка поняла это, а мы?




- Мы продолжаем пустопорожние дебаты, доказывая, что высшее образование можно получить и за четыре года, и за три. В России сегодня насчитывается 3200 вузов и их филиалов, из которых около трех тысяч - подавляющее большинство! - как раз и дают так называемое легкое образование. Многие упорно не хотят понять: нельзя в XXI веке называть себя образованным человеком, если ты не в силах разобраться в индексе Доу - Джонса или работать на компьютере...

Кстати, американцы затевают вторую реформу образования. Первую спровоцировал наш спутник, опередивший штатовский в соревновании за выход на околоземную орбиту. Тогда они тоже сделали акцент в сторону усиления фундаментальных наук. Вот и теперь планируется выделить сфере образования миллиарды долларов. Грядет переквалификация школьных учителей, написание новых учебных программ. Колоссальная работа!

- А вы говорите пять тысяч рублей в месяц...

Для нас и это - событие. Все лучше, чем полторы тысячи, которые зарабатывает молодой специалист после окончания МГУ. К слову, пять тысяч рублей - это больше, чем получает академик РАН. И у ректора зарплата менее ста долларов. Если точнее - 2791 рубль 40 копеек. Без академической стипендии и научных грантов, наверное, не выжил бы.

- Разве платную систему обучения в вузах ввели не для того, чтобы преподаватели получали больше?

Это далеко не главная цель. Университет - сложнейшее хозяйство, и мы вынуждены самостоятельно зарабатывать, чтобы в том числе оплачивать коммунальные счета и поддерживать материальную базу. Вы представляете, сколько стоят так называемые тяжелые приборы для проведения исследований в фундаментальных областях науки? От миллиона долларов и выше. От миллиона! Нам такие деньги никто за красивые глаза не дарит. Но, кстати, это распространенное заблуждение, будто в МГУ много контрактников. На первый курс мы бесплатно принимаем 4000 абитуриентов. Плюс около 500 берем на контрактной основе - около десяти процентов от общего числа поступивших. И пропорция эта сохраняется на всех факультетах, кроме юридического, где контрактная форма применяется только для получения второго образования.

- И сколько надо заплатить, чтобы тебя взяли в контрактники?

От полутора до трех с половиной тысяч долларов в год. Сумма зависит от факультета. Но учтите: контрактная форма предлагается только сдававшим вступительные экзамены на общих основаниях и недобравшим нескольких баллов. К контрактным студентам мы предъявляем те же требования, что и к бюджетным.

- Выгнать можете?

Запросто! Если не успевает, отчисляем без колебаний. Как говорится, деньги деньгами, но честь МГУ дороже.

- Так-то оно так, но, согласитесь, Виктор Антонович, престиж российского образования в последние годы катастрофически упал .

Да, мы многое подрастеряли, но, убежден, худшее позади. Ситуация выравнивается. Если в обществе сохранится стабильность, вернемся на утраченные позиции. Да и сейчас все не так трагично. Я объехал весь мир, бывал в большинстве ведущих университетов и могу твердо сказать: по фундаментальному образованию у МГУ по-прежнему нет конкурентов. И это не бахвальство.

- Мы "делаем" все их гарварды с кембриджами и оксфордами?

Мы круче! Абсолютно точно!

- Можете документально подтвердить это? Скажем, ссылкой на международные рейтинги?

Так я на них и ссылаюсь! По результатам независимых исследований американского института Гурмана, МГУ лидирует среди университетов мира по уровню фундаментального образования. Есть и субъективные оценки. Мировая величина, один из крупнейших математиков современности, лет двадцать назад эмигрировавший вместе с семьей из СССР в США и занимающийся ныне в Америке вопросами организации университетского образования, в прошлом году обратился ко мне с просьбой проследить за поступлением его внука на мехмат МГУ. Я не удержался, спросил: "Почему вы отрываете мальчика от семьи, отправляете из Америки в Москву?" Ответ был лаконичен: "Здесь школа лучше". Парень способный, он учится на первом курсе.

- Не пойму, как нам удается планку держать? Помню, был в Беркли, так там нобелевских лауреатов больше, чем в Советском Союзе и независимой России вместе взятых.

Я знаю Беркли. Верно, университет сильный, но количество нобелевских лауреатов - еще не все. Не хочется углубляться в данную тему, скажу лишь, что роль сыграл и железный занавес, когда наших ученых в упор не видели, и многое другое. В конце концов премию надо уметь получать. Американцы это искусство освоили, мы - нет. Впрочем, повторяю, речь об ином. И с Беркли я готов разговаривать о фундаментальном образовании. Уверен, мы не уступаем. Проигрываем в другом: в оснащении естественно-научного образования, в оборудовании и приборах, в материалах для опытов, в результатах экспериментов, в линиях связи. А главное - в деньгах, в инвестициях. Мы часто варимся в собственном соку, изобретаем велосипед, а американцев идеями питает весь мир.

- Значит, все же капитуляция?

Ни в коем случае! Русские не сдаются. Приведу еще одну цифру: из ста приоритетов в фундаментальных направлениях, выделенных научным миром, семнадцать остаются за Россией. На нашей стороне - традиции, школа. И по количеству одаренной молодежи мы по-прежнему можем дать фору. Другое дело, что самородки надо искать, выращивать. Истинные способности человека, его талант в начале жизненного пути нередко оказываются скрыты. Ко мне постоянно обращаются за советами родители абитуриентов, молодые люди. Просят помочь в выборе профессии. Стараюсь воздержаться от подсказок. Как можно советовать со стороны, если человек сам не определился, к чему лежит его душа?

При МГУ есть школа-интернат N 18, созданная более четверти века назад Андреем Николаевичем Колмогоровым. Все расходы по обучению, питанию, проживанию иногородних ребят в Москве берет на себя университет. Наши профессоры читают старшеклассникам лекции, преподаватели регулярно ездят по стране, ищут юные дарования. И я, будучи молодым доцентом, десятки раз отправлялся в такие командировки. Но найти талант, самородок - это не все. Нужно три-четыре года общения с человеком, чтобы понять, к чему у него способности. Порой отбираешь паренька как подающего надежды математика, а через пару лет у него прорезается тяга к химии или физике. Тут не угадаешь.

- Похоже, Виктор Антонович, самое время поговорить о роли логарифма в судьбе отдельного человека.

Вы на мой случай намекаете? Увы, в детстве я был лишен возможности ходить в математические кружки или тем более поступить в интернат при МГУ. Я рос в маленьком селе в Харьковской области, и, хотя учителя старались дать нам максимум того, что знали сами, уровень моей подготовки был не сравним со столичным. Например, я почти не учил химию - у нас не было преподавателя. И в математике о каких-то разделах я попросту не знал. Скажем, только приехав поступать в МГУ, от ребят в общежитии услышал о существовании логарифма...

- И именно этот вопрос по закону подлости попался вам на экзамене?

Разумеется. Я сказал правду: "Ответить не могу". Экзаменатор развел руками: о чем, мол, говорить с абитуриентом мехмата, который впервые слышит о логарифме? Потом преподаватель, видимо, сжалился над провинциалом и спросил, знаю ли я, что это обратная функция показательной. А показательную я учил в школе, поэтому самостоятельно вывел и логарифмическую функцию. За экзамен мне поставили пятерку, приняли на факультет. Так и пошло: с отличием окончил мехмат, поступил в аспирантуру, раньше срока защитил кандидатскую, написал докторскую, стал профессором, заместителем декана по науке, проректором...

- Я верно понимаю, что у вас в трудовой книжке всего одна запись?

Да. МГУ имени Ломоносова. Как пришел сюда абитуриентом в 1958 году, так больше и не уходил. Даже по совместительству никогда нигде не работал.

- Слышал, вы и жену среди однокурсниц нашли?

Более того, мы сидели за одной партой! Ада Петровна тоже математик, и дети пошли по нашим стопам - все трое. Даже наши зять и невестка - тоже профессиональные математики из МГУ!

- Вы ведь и живете здесь же, в высотке на Воробьевых горах?

Уже лет двадцать.

- А квартира престижная?

По нынешним меркам - нет. Без балкона, с семиметровой кухней и маленькой прихожей... Вся престижность в месте, все-таки в МГУ живешь. Кстати, о квартирах. Несколько лет назад возникла тема их приватизации. Я выступил резко против, чем нажил немало врагов. Были даже обращения жильцов в суд. Мне удалось доказать, что эти квартиры нельзя приватизировать, поскольку МГУ - единый комплекс. Здесь ничего не продается и не покупается. Хотите обменять жилплощадь - пожалуйста, но и это с согласия ректора. Правда, не могу сказать, что моя собственная семья благодарна мне за подобное решение...

Я на бытовые неудобства внимания не обращаю, привык, мне здесь нравится. Дома у нас всегда полно людей - студентов, аспирантов, преподавателей. Люблю принимать гостей, угощать их, дарить подарки. 25 января будет хороший повод и принять, и угостить, и подарить...


"По количеству одаренной молодежи мы по-прежнему можем дать фору Западу", - убежден Виктор Садовничий. В кабинете ректора МГУ студенты чувствуют себя вполне комфортно


Записал Андрей Ванденко
Фото Александра Иванишина

Похожие публикации