Новая школа - Образовательный портал

Презентация на тему история создания мцыри. Урок и презентация по литературе на тему М.Ю.Лермонтов "Мцыри" (8 класс). Что хотел сделать он во цвете лет

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Цели урока:

  • Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся.
  • Закрепить навыки рассуждения на литературную тему

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

– Основным художественным принципом романтизма, которому следовал Лермонтов, является романтический индивидуализм. Не всякая личность может быть избранной. Неслучайно у Байрона – это бунтарь, высоко «возносящийся над толпой», у Гофмана –это изгой, чудак, одинокий мечтатель. Позиция романтической личности – сосредоточение на собственном «я», поэтому ей трудно жить в окружающем мире. Таким образом, возникает антитеза «личность – мир», в которой реализуется идея романтического двоемирия. Мир постоянно выталкивает личность, а личность отчуждается от мира. В результате, не найдя контактов с миром, романтическая личность отправляется на поиски своей духовной родины. (Приложение 1 )

II. Беседа по тексту

В чём особенность лермонтовского Мцыри? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей?

В 1839 году опубликованную поэму «Мцыри» Лермонтов сопроводил пояснением заглавия: «Мцыри на грузинском языке значит « неслужащий монах», нечто вроде послуш-ника». Это нерусское слово имеет двойной смысл – пришелец, чужеземец и одинокий человек.
Обращаем внимание на необычный эпиграф «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Первоначально Лермонтов хотел выбрать другой эпиграф «У каждого есть только одна родина», но впоследствии от него отказался. (Приложение 2 )

Как помогает нам ответить на вопрос, поставленный в начале урока, эпиграф к поэме?

Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов. Лермонтову важен обобщающий смысл фразы. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы.

Чем необычна личность семнадцатилетнего юноши?

Состояние одиночества главного героя, отчуждение в стенах монастыря обусловлено обстоятельствами в жизни Мцыри. Судьба героя – данность, которая дана читателю. Другими словами, личность Мцыри самоценна.
Психология молодого человека противоречива: у него слабое тело и могучий дух. В нём убита жизненная сила, причиной чего стало пленение и пребывание в «серых стенах» монастыря. Но с другой стороны, у юноши не сломлен дух. Он остаётся самим собой, естественным человеком, который тянется к природе, к естеству.
Какую роль сыграли монахи в жизни Мцыри? Почему он задыхался в стенах монастыря?
Монастырское воспитание не коснулось Мцыри. Сколько он ни жил с монахами, в его сознании живёт память о земле предков. Заметим, что состояние героя не объясняется, а подаётся как данность.

В чём смысл жизни

Каково отношение Лермонтова к переживаниям своего героя?

Лермонтов не уходил от современности. Он писал о том, что волновало и мучило лучших людей его поколения; их думы и чувства, их стремления он воплощал в героях своих произведениях. Действие поэмы происходит в современном времени, и герой тоже является современником, которому тяжело и трудно, так же как и Лермонтову.

Почему, по-вашему, повествование передано герою?

В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог – исповедь, позволяющая проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя. Здесь молодой человек больше говорит об увиденном, а о пережитом можно только догадываться («душу можно ль рассказать?).
Слово «исповедь» имеет следующее значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем–нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов.

В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

Исповедь дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой – дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.
Главная часть поэмы – это спор, в котором принимает участие, в основном, только Мцыри. Здесь показано столкновение противоречивых взглядов на жизнь.

Столкновение мировоззрений

Сила духа романтического героя в его способности пережить одиночество у монахов. Но одиночество Мцыри достигает апогея, и он бежит из монастыря.

Докажите, что бегство раскрывает внутренний мир Мцыри? Найдите признаки романтической поэмы? (Приложение 3 )

Кульминацией поэмы является бегство. Для романтического героя характерно рвать связи с миром и бежать в чужую среде. Мцыри тоже покидает чуждый для себя мир и хочет вернуться на родину, таким образом в поэме ситуация бегства становится мотивом возвращения. Происходит перевёртыш. Герой не теряет свою стихию, а приобретает. Юноше нет нужды налаживать отношения с новым миром, куда он бежит, он ему близок. Зов природы призывает Мцыри вернуться туда, где он родился и жил до плена. Неслучайно в поэме много ветра и птиц. Он подобно птице, улетевшей в чужие края, инстинктивно возвращается в родовое гнездо. Но в этом мире он чувствует себя чужим. Здесь всё гармонично даже в образах: две реки, две сакли, две скалы, два куста белой акации, деревья как братья, стаи птиц летают. Только Мцыри один, лишён родства с самого детства, нет у него никого. Естественно, что образы родства и единения вызывают естественное стремление молодого человека восстановить природные связи.

Какую функцию несёт естественная среда?

В сознании Мцыри живёт образ далёкой и желанной родины, где «чудный край тревог и битв», где люди вольные как птицы. Здесь не говорится о жестокости о жестокости законов, кровавых забавах, насилии над пленными горцами. Лермонтов увидел Кавказ только с положительной стороны, так как для Мцыри здесь всё родное, близкое. Этот край у поэта очеловечен. Бежавшему герою природа даёт новый прилив сил, она дарит отдых, утоляет жажду, позволяет соприкоснуться со счастьем любви.

Какие чувства испытывает Мцыри при встрече с девушкой?

Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. Мы не знаем, что чувствовал Мцыри, но наши переживания на его стороне. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. Неслучайно Мцыри с горечью бросает своему собеседнику:

Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.

Но вскоре юноша устаёт от природы. Ему, жителю монастыря, свобода оказалась непосильным бременем, словно он перенасытился кислородом. Мцыри за три дня пережил столько событий, сколько не было за время нахождения в обители. И он устал от переживаний, так как Мцыри – жертва цивилизации.

Как противостоит мир природы миру монастырских стен?

В поэме Лермонтов повествует о взаимоотношениях монахов и мальчика. Мотив зла снят целиком, монахи не били ребёнка, не подвергали насилию, не обижали. Жители монастыря испытывали «жалость», в «хранительных стенах обучали врачеванию. Зло монахов в том, что они насилуют волю Мцыри. Монахи окружили его удушающей заботой, заключив тем самым в тюрьму.

Монолог Мцыри

«Хранительные стены» монастыря «Сумрачные стены» (гл. 4)
«Стены глухие» (гл. 24)
«Кельи душные» (гл. 3)
«Плиты сырые» (гл. 21)
Монастырь – тюрьма (гл. 20, 21)
Плен (гл. 3)
«…после к плену он привык,
Стал понимать чужой язык,
Был окрещён святым отцом
И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет…»
«Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской…» (гл.3)
«Из жалости один монах
Больного призрел…»
«И всё зачем? Чтоб в цвете лет…
Унесть в могилу за собой
Тоску по родине святой,
Надежд обманутых укор
И вашей жалости позор!..» (гл. 20)

Мцыри сжигает страсть к воле, и поэтому добро монахов для него оборачивается злом. Замкнутое пространство монастыря для героя грозит несвободой. Лермонтов утверждает высшую ценность не покоя, а ценность борьбы, личного мужества.

Здесь надо обратить внимание на сцену с барсом. Для чего вводит Лермонтов этот эпизод, как характеризует он Мцыри? Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? (Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы.) Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. Именно здесь особенно упруго звенит стих. Душевное состояние героя выражается интонацией и ритмом, системой переносов и пауз. Начало строфы прерывисто, что показывает остроту ситуации: паузы передают волнение, ритм – напряжение борьбы, твёрдые мужские рифмы «падают» как удары.
В этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно противостоять мужество. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову. Барс же ведёт себя как человек.

Как вы думаете, возвращение в монастырь – это случайность или обречённость для Мцыри?

Природа подарила Мцыри мир подлинной жизни, но не открыла ему своих дверей. И послушнику не удалось уйти далеко от «сумрачных стен».
Мцыри дано было пережить несколько мгновений подлинной жизни. Эти три дня перечеркнули жизнь в монастыре. Жизнь на свободе – это пример героического поведения, жажды иной жизни, несовместимой с прошлым. Лермонтов рассказывал о трагических метаниях по кругу к обретению недостижимой цели, об обречённости героя, но, тем не менее, он с уважением относился к своему герою, к его стремлению изменить свою жизнь.
В поэме «Мцыри» поставлены серьёзные моральные и философские вопросы о смысле жизни, о любви и смерти, о человеке и обществе. Это поэма не только о Мцыри, но и о самом Лермонтове, потому что их судьбы очень похожи. Если Мцыри было тяжело в монастыре, то Лермонтову – в светском обществе. Лермонтов стремился уйти из это окружения люде, глубоко чуждых ему. Может быть, он воплотил в образе своего героя свои черты и те черты, которые, по его мнению, были лучшими в людях.
Когда Мцыри задал вопрос:

… прекрасна ли земля.
… для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?

Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна, человек рождается для воли, но трагедия в том, что он принужден жить в неволе. И поэт прославлял борьбу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову.

Почему поэма имеет открытый финал?

Мцыри умирает непокорённым. Автор не завершает поэму сценой физической смерти героя, а даёт возможность звучать в сознании читателя словам живого, не сломленного никакими страданиями героя.
У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого своё мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить:

«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил…»

III. Домашнее задание: написать сочинение-эссе: «Кем стал для меня Мцыри?»

Литература:

  1. Г.И. Беленький «От наблюдений над композицией к постижению идейного смысла произведения», М., «Просвещение», 1968г.
  2. Д.Е. Максимов «Поэзия Лермонтова» М-Л., «Наука», 1964 г.

М.Ю.Лермонтов.

Анализ поэмы

«Мцыри».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».



Задачи:

Развивать навыки анализа текста.

Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.

Выявить структурные особенности поэмы.

Продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывать интерес к творчеству поэта.


Добрый день!

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок!


Поэма – вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя.


Романтизм – литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе в 19 веке.


Для романтизма характерны следующие черты:

  • Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
  • Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.).
  • Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.

Словарная работа:

  • Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», «послушник».
  • Послушник – человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество.

Словарная работа:

Сюжет - основные эпизоды художественного произведения, расположенные в определенной последовательности.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,


Словарная работа:

Вывод: Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,



1) Пролог (1 глава)

-О чём мы узнаём в прологе?

- Где происходят события поэмы?

- Дайте описание монастыря.


Монастырь стоял на том месте, где сливались реки … и … . Из – за видны … обрушенных …, и …, и церковный …; не курится под ним … благовонный дым, не слышно … молящих иноков.


Предыстория главного героя ( 2 глава).

-Куда ехал и кого вёз русский генерал?

- Расскажите его предысторию. Как герой очутился в монастыре?

- Как он выглядел? Составьте его описание.


Ребёнку было лет шесть. По дороге он занемог (заболел). Ребёнок был пуглив и дик, слаб и гибок. Но в нём был могучий дух. Мальчик мучился от болезни тихо, не издавал стон. Ничего не кушал и гордо умирал.


Словарная работа:

  • Занемочь – заболеть, захворать.
  • Томиться – мучиться.
  • Призреть – дать приют и пропитание.
  • Изречь монашеский обет -принять монашество, стать монахом.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,


-Как жил мальчик в монастыре?

-Почему он смотрел на восток?

-Что хотел сделать он во цвете лет?

-Что с ним случилось?

-Как он выглядел?


- Исповедь Мцыри (3 -23 главы).

  • Что представляет собой основная часть поэмы? Почему?

Центральная часть поэмы – это исповедь героя. Такая форма выбрана поэтом потому, что так читатель может глубже понять внутренний мир главного героя, его мечты.


-Что такое «исповедь»?

Исповедь – откровенное признание в чём – нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов.


  • Какую мечту вынашивал в своем сердце Мцыри?

Герой мечтает «хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной».


-Чем, по Мцыри, отличается жизнь в монастыре от той жизни, которую он провел на воле? (гл.8)

(Ты хочешь знать, что делал я / На воле? Жил – и жизнь моя / Без этих трех блаженных дней / Была б печальней и мрачней / Бессильной старости твоей…). Природа открывает Мцыри смысл жизни: все рождается не для тюрьмы, а для воли.


- Какие испытания выпали на долю героя на свободе? Как он воспринял эти испытания?

Встреча с шакалом и змеей, с девушкой, с барсом, гроза в лесу (комментированное чтение).


-С кем он встретился у горного потока? Находим строчки о девушке, которая понравилась Мцыри (гл.13)



-Как поэт описывает природу ночью?

-Какую цель Мцыри имел в душе?

-Почему, находясь в лесу, он был голодный?

-Мцыри с детства слезы не знал, но тут заплакал без стыда. Почему?


-С кем он встретился ночью в лесу?

-Как поэт описывает барса?

(гл.16)

-Опишите бой с барсом.

(гл.17-18)


-Какие качества Мцыри проявились в схватке с барсом?

Мужественный, бесстрашный, отважный, смертельная опасность рождает не страх, а мужество, он упивается борьбой .


- Что же для Мцыри значит «жить»?

«Жить» для Мцыри – значит чувствовать: испытывать страх, голод, радоваться красоте природы и женщины, ощущать свою силу, отвагу, любовь к жизни.


- Какова последняя просьба главного героя?

(Когда я стану умирать, И, верь, тебе недолго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста… Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он своих высот Привет прощальный мне пришлет…).






ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить отрывки из поэмы «Мцыри».


Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно


Cлайд 1

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.

Cлайд 2

Эпиграф урока Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Cлайд 3

История создания поэмы. В 1837 году Лермонтов задумал написать «записки молодого монаха 17 лет. С детства он в монастыре, кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится». От этой записи до появления «Мцыри» прошло 8 лет. за это время поэт несколько раз обращался к задуманному сюжету. Сначала он пишет поэму «Исповедь», действие которой происходит в Испании. Герой-монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осуждённый на смерть. В 1835-1836 годах появляется поэма «Боярин Орша».

Cлайд 4

Поэма «Мцыри» написана в 1839 году «Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-грузинской дороге (это могло быть в 1837 г.), изучал местные сказания,… он наткнулся в Мцхете… на одинокого монаха, или, вернее, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упразднённого близлежащего монастыря.

Cлайд 5

Возникновение замысла поэмы «Мцыри» биограф Лермонтова П.А. Висковатов связывает с путешествием поэта по старой Военно-Грузинской дороге. Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета, расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры. При посещении собора Светицховели поэт встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Рисунок М.Ю. Лермонтова

Cлайд 6

Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что он родом горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым во время экспедиции. Генерал вёз его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался жить в монастыре, где особенно привязался к старику монаху. Любопытный и живой рассказ «бери» произвёл на Лермонтова впечатление. К тому же он затрагивал уже знакомый поэту мотив, и вот он решился воспользоваться тем, что было подходящего в «Исповеди» и «Боярине Орше», и перенёс всё действие из Испании и потом Литовской границы – в Грузию».

Cлайд 7

На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. П. А. Висковатов пишет (1891): «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Одна из таких легенд – народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

М.Ю. Лермонтов. Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Автолитография, раскрашенная акварелью. 1837–1838

Cлайд 11

«Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё, - вы носили меня на своих одичалых руках, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и с той поры всё мечтаю об вас да о небе» М.Ю. Лермонтов. 1832 год.

Cлайд 12

Тебе, Кавказ, суровый царь земли, Я посвящаю снова стих небрежный… Ещё ребёнком робкими шагами Взбирался я на гордые скалы, Увитые туманными чалмами, Как головы поклонников алы. Там ветер машет вольными крылами, Там ночевать слетаются орлы; Я в гости к ним летал мечтой послушной…

Cлайд 13

…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. В.Г. Белинский Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть: Она, как червь, во мне жила Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв… М.Ю. Лермонтов «Мцыри» Мцыри. Рисунок Ф.Д. Константинова

Cлайд 14

– художественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих качеств в индивидуальном. «…И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным и беспощадным умом…» И. Андронников Образ в литературе

Cлайд 15

Cлайд 16

Тема и идея произведения Эпиграф к поэме («Вкушая, вкусил мало мёда, се аз умираю») взят из библейской легенды об израильском царе Сауле его сыне Ионафане, юноша «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Первый эпиграф «Родина бывает одна» (французское изречение). Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии («Вкушая, вкусил мало мёда, се аз умираю»)? -Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?

Cлайд 17

Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней: И в час ночной, ужасный час. Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал.

Cлайд 18

Идея поэмы Идея- лучшие 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

История создания Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в 1831 году. 17- летний поэт размышлял о судьбе своего ровесника, монаха, томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. – Идеалы…». Но поэт не мог найти для этого замысла воплощения: всё написанное до сих пор не удовлетворяло. Самое трудное заключалось в слове идеалы. Прошло восемь лет, и Лермонтов, когда ему было 25 лет, воплотил свой старый замысел в поэме Мцыри. Родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба – всё соединилось в едином лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты. Романтическая мечта создаёт нового героя, волевого и сильного, пламенного и мужественного, готового, по мнению Лермонтова, к дальнейшей борьбе.


В уста Мцыри Лермонтов вложил свои чувства и мысли. Как и Мцыри, ссыльный поэт рвался домой, подобно ему мечтал о свободе. В свое время по дороге к ссылке Лермонтов сделал остановку в древней грузинской столице Мцхете. Монах показал ему могилы грузинских царей, в том числе и Георгия XII, при котором произошло присоединение Грузии к России. Это впечатление в поэме превратилось в старика сторожа, сметающего пыль с могильных плит: Которых надпись говорит О славе прошлой и о том, Как, удручен своим венцом, Такой-то царь в такой-то год Вручал России свой народ.


На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. Впервые Лермонтов побывал на Кавказе в детстве вместе с бабушкой. Ребенком его возили лечиться на воды. Позже впечатления от кавказской природы еще более усилились. Биограф поэта П.А.Висковатов пишет (1891): «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Одна из таких легенд – народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.


Возникновение замысла поэмы связано с путешествием по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры. Там Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал вез его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал, делал попытки к бегству в горы.




На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839 года. Августа 5». В следующем году поэма была напечатана в книге «Стихотворения М.Лермонтова». В черновом варианте поэма носила название «Бэри» (сноска Лермонтова: Бэри по-грузински: монах»). Послушник – на грузинском языке – «мцыри».


Род, жанр, творческий метод Поэма – излюбленный жанр Лермонтова, им было написано около 30 поэм (1828 – 1841), но опубликовал поэт только три из них. Поэмы, как и лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности. Поэма «Мцыри» является романтическим произведением Поэма написана в виде страстной исповеди героя.


Сюжет и композиция В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация бегства из неволи. Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой. Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против неволи.


Сюжет и композиция В поэме 26 глав. Мцыри не только герой, но и рассказчик. Форма исповеди является средством наиболее глубокого и правдивого раскрытия психологии героя. В поэме она занимает большую часть. Авторское вступление Оно помогает читателю соотнести действие поэмы с определенными историческими событиями. Здесь Лермонтов уделяет внимание наиболее ярким эпизодам поэмы: это созерцание природы Кавказа и мысли героя о родине, сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря, встреча героя с грузинкой, его поединок с барсом, сон в степи.








Художественное своеобразие Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри – поразительно цельная, завершенная. Он – герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы. Герои и автор внутренне близки. Исповедь героя – это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж. Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы


Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри – поразительно цельная, завершенная. Он – герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы. Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён. Художественное своеобразие


Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы. Гроза – это не только явление природы, но и выражение гнева Божия. Противопоставляются образы «Божьего сада» и «вечного леса». Трем дням свободы посвящена вся исповедь героя. Уже во времени: три дня – свобода, вся жизнь – неволя, автор обращается к антитезе. Временное противопоставление усиливается образным: монастырь – тюрьма, Кавказ – свобода.


Сравнения Они подчеркивают эмоциональность образа Мцыри (как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник; он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал). Сравнения отражают мечтательность юноши (Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты, Когда в час утренней зари Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом). С помощью сравнений показано как слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетясь, как пара змей), так и отчужденность Мцыри от людей(Я сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался, как змей; я был чужой для них навек, как зверь степной).


Метафорические эпитеты передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв(пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь), поэтическое восприятие мира(снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул). Метафоры передают напряженность, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств(бой закипел; но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит; судьба… смеялась надо мной! Я тайный замысел ласкал; Унесть в могилу за собой Тоску по родине святой, Надежд обманутых укор).


Развернутые олицетворения С их помощью передается понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна (Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры) Риторические вопросы, восклицания, обращения являются средством выражения сильных душевных переживаний. Их большое количество придает речи взволнованность и страстность(дитя мое, останься здесь со мной; о милый мой! Не утаю, что я тебя люблю).


Анафора способствует созданию лиризма, она усиливает впечатление, нагнетает ритм. И снова я к земле припал И снова вслушиваться стал… Он с детских глаз уже не раз Сгонял виденья снов живых Про милых ближних и родных, Про волю дикую степей, Про легких, бешеных коней, Про битвы чудные меж скал, Где всех один я побеждал! В многообразии изобразительных средств проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создается страстный, приподнятый тон поэмы.

Слайд 1

«Мцыри» - романтическая поэма Лермонтова
8 класс

Слайд 2

Из истории создания поэмы
Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. В Петербурге. Первоначальное название - «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено: «мцыри» - послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.

Слайд 3

Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь…

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Особенности композиции и сюжета
1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён. 2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. 3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. 4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.

Слайд 10

Что мы узнаём о жизни Мцыри в монастыре?
Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины.
…Я мало жил, и жил в плену… …Она мечты мои звала От келий душных и молитв… …Я вырос в сумрачных стенах Душой – дитя, судьбой – монах…

Слайд 11

Слайд 12

Как автор описывает характер и мечты Мцыри?
Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь. Он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что в окружающих монахах видит своих врагов. Ему знакомо чувство одиночества и тоски.
И я, как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой… Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть… Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской…

Слайд 13

Что увидел и узнал Мцыри за три «блаженных дня»?
Задание: выписать цитаты
Увидел мир, закрытый от него монастырскими стенами - пышные поля - холмы и горные хребты - ущелья, потоки - растительность

Слайд 14

Каким мы видим Мцыри на воле?
Докажите текстом, что Лермонтов изображает мужественного, сильного, бесстрашного и гордого героя.

Слайд 15

Как эти качества раскрылись в герое, оказавшемся на свободе?
Смел и бесстрашен Презирает смерть Жаждет борьбы Любит родину и мечтает вернуться в родные края Твёрдый и целеустремлённый Выносливый и мужественный Страстная и пламенная натура
Выбор цитат

Слайд 16

Почему погиб Мцыри?
…тщетно спорил я с судьбой Она смеялась надо мной!

Слайд 17

Что узнал о себе Мцыри, очутившись на воле?
Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.

Слайд 18

«Мцыри» - романтическая поэма
1. Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности. 2.Герой – человек, враждующий с обществом или непонятый им. 3. Лирическое преобладает над эпическим. Автор не скрывает своего сочувствия герою.

Слайд 19

ТЕСТ 1.Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова взят: а)былин б)Библии в)древнерусских летописей 2. В чём заключается смысл эпиграфа? а)восстание против судьбы,против Бога б)раскаяние, безнадёжное смирение в)защита права человека на свободу 3.Определите жанр произведения а)баллада б)элегия в)поэма-исповедь 4.Что можно назвать символом свободы в поэме? а)степь в)Кавказ г)барс 5.Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»? а)природа противопоставлена монастырю как свобода неволе б)природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю в)природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета

6.Какой момент в сюжете поэмы является центральным? а)побег из монастыря б)встреча с грузинкой в)бой с барсом г)гибель Мцыри 7. В исповеди Мцыри звучит а)гнев,негодование б)грусть,размышление в)утверждение своей правоты 8.Почему местом действия поэмы выбран Кавказ? а)проявляется любовь автора к Кавказу б)природа Кавказа сродни натуре главного героя в)связь с историей России 9.В чём заключается основная идея произведения? а)тоска по воле б)утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти в)призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.

Похожие публикации