Новая школа - Образовательный портал

Презентация на тему человечность и гуманизм. Человек и человечность. презентация к уроку по обществознанию (6 класс) на тему. Проблемный вопрос урока

Обществознание, 6 класс

Урок № 28-29

Человек и человечность

Д.З.: § 12, ?? (с.104),

задания (с.104)

© А.И. Колмаков


Цели урока

  • Актуализировать необходимые знания обучающихся из курса обществознания.
  • Подвести к пониманию того, что такое гуманное общество.
  • Продолжить формирование умений анализировать дополнительные источники, самостоятельно делать выводы.
  • Развивать исследовательский интерес к обществознанию.
  • Воспитывать чувство гуманности.

Универсальные учебные действия

  • Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность».
  • Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках.
  • На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нём.

Понятия, термины

  • гуманизм;
  • нравственные заповеди;
  • человечность;
  • забота;
  • почтенный возраст

Изучение нового материала

  • Человечность.
  • Гуманизм – уважение и любовь к людям.
  • Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Актуализация проблемы

  • Вспомни! Кого называют личностью? Что отличает человека от других живых существ?

Обсудим вместе!

  • Почему не все поступки человека можно назвать человечными?

Вспомни! Кого называли гуманистами?

Гуманистами называли мыслителей эпохи Возрождения за их интерес к человеку, веру в его возможности и дарования.

Уважая и ценя каждого человека как самого себя, невозможно причинять зло другим.

Истинный гуманизм предполагает ответственность человека за свои деяния.


1. Гуманизм – уважение и любовь к людям

Определенная система взглядов, при которой ответственность за будущее лежит на каждом…

Принцип поведения: уважая себя, цени других.

Что такое

гуманизм?

определенная система взглядов, для которой высшей ценностью признается человек, его свободы и права

исторически развивающаяся система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливости общества.

принцип поведения, которому человек следует в своей деятельности


Жил на свете человек

/учебник, стр. 101/

Корней Иванович Чуковский (наст. имя - Николай Васильевич Корнейчуко́в) , (1882-1969) - русский советский поэт,

публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист. Отец писателей Николая Корнеевича Чуковского и Лидии Корнеевны Чуковской.

  • В чём гуманистический характер авторской деятельности и жизненной позиции К.И. Чуковского?
  • Как автор помогал людям постигать мир?
  • Почему, по мнению писателя, ему выпала счастливая старость?

2. Прояви внимание к старикам

/учебник, стр. 102-103/

Благополучная старость зависит не только от самого человека. Чтобы старики не чувствовали себя ненужными и одинокими, им нужно помогать, проявлять знаки внимания, заботиться о них.

Общение старых людей с молодыми,

взаимопонимание и сочувствие

продлевают старикам жизнь и

поддерживают их хорошее

самочувствие.


Не забывайте Матерей!

Они печалятся в разлуке.

И ет для них страшнее скуки –

Молчанье собственных детей.

Не забывайте Матерей!

Они ни в чём не виноваты.

Как прежде их сердца объяты

Тревогой за своих детей.

Пишите письма Матерям!

Звоните им по телефону!

Они так радуются вам.

Любому вашему поклону.

Не забывайте Матерей!

Ведь для молчанья нет причины.

И глубже с каждым днём морщины

От равнодушия детей.

Средь суеты и праздных дней

Услышьте, Господа и Дамы:

Болит душа у вашей Мамы.

Не забывайте Матерей!

Пишите письма Матерям!

Звоните им по телефону!

Они так радуются вам.

Любому вашему поклону.


Картинная галерея

В. М. Максимов

«Всё в прошлом»

Что бы вы изменили в сюжете картины, если бы это были ваши близкие?

  • Почему художник так назвал картину?
  • Можно ли старость этих людей назвать радостной, счастливой?

Почтенный возраст

Попробуй представить:

- сколько сделали за свою жизнь

наши старики (работали, растили детей, внуков, пережили войну);

- Сколько вложили в своих детей,

Чтобы выросли они

образованными, умными,

достойными людьми!

С заботы о других начинается нравственная активность личности. У каждого человека должная быть потребность в хороших поступках. Тогда уважение к отдельному человеку перерастает в человечность, становится не только нормой, но и правилом поведения.

Будь достойным гражданином России!




Проверь себя

  • Что такое человечность?
  • Дай своё определение гуманизма.
  • Почему необходимо заботиться о слабых, пожилых людях?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Проверь себя


Проверь себя


Проверь себя

Цели и задачи: познакомить учащихся с понятиями гуманизм, принцип и человечность; исследовать их сущность; выявить факторы, способствующие повышению человечность и гуманизма; обсудить проблему необходимости помогать пожилым людям.

Планируемые результаты : учащиеся должны характеризовать гуманного человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД:

Предметные: объяснять сущность гуманизма; применять основные нравственные понятия, нормы и правила, анализировать с их помощью реальные социальные ситуации; понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни;

Метапредметные:

Коммуникативные: точно и грамотно выражать мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

Личностные: формирование компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом, презентация, проектор.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте!

учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

Желаю (большими)

Успеха (указательными)

Большого (средними)

Во всем (безымянными)

И везде (мизинцами)

Здравствуйте! (всей ладонью)

II . Мотивационно-целевой этап

Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.

Зачем бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

Но это просто глупо! - закричал человек.

Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усыпан ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновенье задумался, бросил ее в море и сказал:

Нет, мои попытки изменят очень много … для этой звезды.

О чем эта притча?

Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на странице 100 учебника.

Подумайте, о чем мы сегодня должны поговорить и на какие вопросы ответить?

Тема урока: Человек и человечность.

План урока:

Что такое гуманизм.

Прояви внимание к старикам.

III .Введение в новый материал.

Сегодняшний урок посвящен человеку. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой является он сам. Вечный вопрос: что такое человек? Что значит быть человеком? Как стать человечным?

Давайте, попробуем ответить на эти вопросы.

1. Что такое гуманизм.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «человечность»? (Записываем ответы учеников на доске.)

Прочитайте текст на странице 100 учебника 1 абзац, работая в группах обсудите и представьте наглядно сущность гуманного отношения к человеку.

Гуманное отношение к человеку:

Великодушие

Доброе

Уважительное

Готовность понять

Отношение как к равному

На странице 100 учебника найдите определение понятия «гуманизм» и составим схему его сущности.

Гуманизм - это определенная система воззрений, признающая

- ценность человека

- права человека на свободу

- право человека на счастье

- право человека на развитие и проявления своих способностей

Гуманизм -

- Критерий оценки справедливого общества - благо человека

- Любовь к людям

- Уважение к людям

- Принцип поведения, предполагает ответственность человека за свои действия

Физминутка.

Происхождение понятия «гуманизм» относится к эпохе Возрождения. (начало 14 - конец 16 веков). Для возрождения были характерны интерес к человеку, вера в его способности и возможности. Первыми гуманистами были Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти.

Познакомьтесь с высказываниями великих людей о гуманизме и прокомментируйте их. Какой по-вашему мнению является наиболее верным?

Рабочий материал:

Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности (Конфуций)

Народу много, а людей немного (Диоген)

Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным (К.Маркс)

Будьте человеком прежде всего и больше всего. Не бойтесь слишком отяготить себя гуманностью (В.Гюго)

В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека. (Ч.Диккенс)

Политические обязанности могут измениться, обязанности человека к человеку - никогда. (Ж. Ренан)

Если равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека.

Все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя не всегда добро заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно.

Как вы думаете, что мешает людям всегда совершать добрые поступки?

На странице 101 учебника представлена притча писателя В.В. Вересаева «Легенда», прочтите и ответьте на вопрос.

В чем смысл этой притчи?

Самостоятельно прочтите рубрику «Жил на свете человек» на странице 101-102. Ответьте на вопросы в конце рубрики и обоснуйте свой ответ.

2.Прояви внимание к старикам

С древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к старшему поколению. В священном писании говорится: «Заступи в старости отца твоего и не опечали его», «Почитай старших, благогови»?

Как вы думаете, что означает слово «благогови».

Благоговейное отношение - это доброе, уважительное, вежливое, доброжелательное отношение к старшим.

В начале 18 века по указу Петра I были изданы правила поведения для «младых отроков». Послушайте отрывок из этого документа.

«Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»

Во-первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано, бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не одевать, и возле их не садиться, при них в окно не выглядывать, но все потаенным образом о велики почтением, не с ними в ряд, но не много стоять позади их в стороне, подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать.

Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво.

Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.

Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должны они отозваться или отвечать как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.

Как вы понимаете эти правила и какие из них нужны сегодня?

Какие из этих правил вы выполняете?

Что подразумевается под понятием «почтенный возраст».

В рассказе Валентины Осеевой «Просто старушка» описывается ситуация - мальчик и девочка увидели, что впереди идущая старушка поскользнулась и упала.

Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила:

Это твоя бабушка?

Нет, - ответил мальчик.

Мама? - удивилась подружка.

Ну, тетя? Или знакомая?

Да нет же! нет! - улыбаясь, сказал мальчик. - Это просто старушка!

О чем эта история? Чему научил вас этот случай?

V . Рефлексия.

На партах есть лист самооценки. Разместите человека на ту ступень, которая наиболее соответствует вашему состоянию.

VI . Подведение итогов.

Проверим себя, выполнив несколько заданий.

Домашнее задание:

Задания на выбор: творческое эссе: Задание 2 или 3 рубрики «В классе и дома» на странице 104 учебника.

Учитель: В заключении урока послушайте стихотворение Натальи Давыдовой "С сторонке бабушка стояла".

Помните: мы должны заботится о тех, кто в этом нуждается.
Список литературы:

1. Л.Н. Боголюбов Поурочные разработки,Москва, Просвещение. 2016 г.

2. Учебник под ред. Л.Н. Боголюбова Обществознание,6 класс. М.: Просвещение,2015 г.

Древнегреческий философ Эпикур говорил: «Человеку не так важно получить помощь, как важно то знание, что он сможет ее получить». Проблема человечности интересовала мыслителей всех времен, и в наше время она актуальна как никогда. На чем же стоит такое понятие, как человечность? Как можно понять, является ли наш коллега по работе или просто случайный знакомый гуманным и отзывчивым?

Главное свойство Homo Sapiens

Человек без человечности не сможет вести нормальную жизнь - он будет страдать сам. Обычно те, кто не проявляет гуманности, не творит добрых дел, ощущают внутреннюю пустоту. Нередко те люди, которым не хватает милосердия в жизни, страдают от одиночества. У них возникает ощущение, что другие попросту пользуются ими. Однако это чувство приходит как раз в тот момент, когда сам человек начинает использовать других только ради удовлетворения своих потребностей - по крайней мере, так говорят психологи.

Человек и человечность - эти два понятия являются нераздельными, поскольку сама человечность является свойством любого представителя вида Homo Sapiens. Каждый предмет обладает теми или иными свойствами. Снег холоден и бел; небо - глубокое и синее; Вселенная - бескрайняя и загадочная; а настоящим человеком, в отличие от животных, может называться только тот, кто проявляет те качества, которые присущи его роду.

Отношение к себе

Чтобы проявлять милосердие, гуманизм, сострадание, необходимо черпать силы в течение всей жизни. И о том, где их брать, знает далеко не каждый человек. Человечность же не может проявляться у той личности, которая не способна позаботиться даже о самой себе. Когда индивид полностью находится во власти обстоятельств, поглощен депрессивным состоянием, не видит радости в жизни, то часто о милосердии и сострадании к другим в этой ситуации приходится только мечтать.

Чтобы отдавать, нужно принимать

Это неудивительно - ведь он сам является тем объектом, которому в данный момент времени необходимы любовь и сострадание. Обычно эти ресурсы может дать только другой человек. Человечность, проявленная по отношению к своему ближнему, - это один из самых благородных поступков, которые могут совершать люди. Ведь когда к тому, кто испытывает несчастье и страдания, было проявлено милосердие, то он тоже будет рад творить добрые дела, отдавать свою любовь. Но здесь действует и обратная связь.

Психология жестокости

Часто из ребенка, которому родители уделяли недостаточно внимания или который мог страдать от несправедливого отношения сверстников, вырастает жестокий человек. Человечность для него - это качество, о котором он ничего не знает и не может знать. Ведь по отношению к нему самому постоянно в том или ином виде проявлялась агрессия. Как он может отдавать другим то, чем не обладает сам? Школьники не изучают психологию в средних классах. Предмет, по которому необходимо пройти тему «Человек и человечность», - обществознание. В 6 классе, однако, учащиеся уже являются достаточно взрослыми, чтобы рассматривать достаточно сложные вопросы. В старших классах и в высших учебных заведениях эта тема будет относиться к области философии, психологии, социологии.

Источники энергии

Есть еще немало источников, из которых может черпать энергию человек. Человечность, как мы уже рассмотрели, избытка внутренних сил, но никак не недостатка. Совершить благородный поступок или правильный выбор можно только при условии постоянного накопления жизненной энергии, в результате чего личность формирует свой внутренний стержень. Откуда же люди обычно берут эти силы?

Для некоторых главной ценностью в жизни является знание. Такая личность обычно черпает вдохновение, посвящая свое время изучению различных научных областей. Для других людей самое главное - это работа на благо общества. Психологами замечено: если люди выбирают для себя цели, которые непосредственно не связаны с другими людьми, нередко эти цели так никогда и не достигаются. Ведь в случае, когда нет надобности взаимодействовать с другими, нести перед ними обязательства, то для выполнения задачи может попросту не хватить мотивации.

Жизнь как творчество

Для третьих источником энергии служит творчество - один из самых больших источников позитива, которым только может воспользоваться человек. Человечность (6 класс - обычно учащиеся именно на этом этапе занимаются рассмотрением такого непростого вопроса) не всегда является свойством творческой личности. Классические пример - это Адольф Гитлер, который хотел стать художником, но стал самым страшным тираном прошлого столетия. Однако когда в процессе созидания личность реализует себя, наслаждается полетом фантазии, проявляет интерес к предмету своей работы, то это не может на нем не сказаться. Те люди, которые действительно находят себя в творчестве, обретают умиротворение и согласие с окружающим миром, что нередко делает их более человечными.

Пример человечности в литературе

Одним из писателей, который стремился обличить любое оправдание жестокости, является Ф. М. Достоевский. Настоящим примером в его произведении «Преступление и наказание» является Эта героиня является полной противоположностью Раскольникова. Она проявляет истинную человечность своими поступками - чтобы спасти от голода детей, идет торговать собственным телом. Раскольников же, напротив, считает, что «общее благо» может быть допустимо ценой крови отдельно взятых людей, которые к тому же не приносят пользы обществу. У него нет истинного сострадания - ведь это слово состоит из двух частей. Сострадание буквально означает «страдать вместе».

Раскольников считает, что то преступление, которое было совершено «по совести», на самом деле преступлением не является. Соня же, напротив, сохраняет истинное человеколюбие. Она жертвует своей жизнью во имя высших принципов. Несмотря на то, что ее посещают тяжелые мысли, она хочет покончить с собой, образ голодающих детей останавливает ее от этого поступка. И зесь также героиня проявляет человеколюбие, думая не о своих интересах. И с такой же самоотверженостью, с которой она спасает жизнь детей, Соня бросается спасать Раскольникова.

«Человек и человечность»: презентация (6 класс, обществознание)

А иногда учащиеся получают такое задание, как подготовить презентацию по данной тематике. Такая работа для некоторых может быть даже интереснее, чем простое прочтение параграфа или написание сочинения. Как же ее можно оформить? Рассмотрим примеры, которые можно использовать в создании презентации.

  • Слайд 1: Определение понятий «человек и человечность» в обществознании.
  • Слайд 2: Примеры человечности из различных источников: СМИ, литература, кино.
  • Слайд 3: Категории людей, которые могут нуждаться в милосердии.
  • Слайд 4: человека как вида.
  • Слайд 5: Рассказ о великих гуманистах. Например, это могут быть такие персоналии, как Томас Мор, Эразм Роттердамский.
  • Слайд 6: Отношение к старикам, родителям.
  • Слайд 7: Описание поступков, которые можно расценивать как гуманные.

Это лишь приблизительный план, по которому можно создать презентацию «Человек и человечность». Обществознание в 6 классе - один из самых интересных предметов. А с помощью этого задания можно как проявить свои творческие способности, так и узнать много новой информации о милосердии, гуманизме. Однако этот план могут использовать в своей работе не только для изучения детьми темы «Человек и человечность» в 6 классе. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) урока во многом пересекается с теми тезисами, которые освещены в плане презентации, поэтому он будет полезен и учителям.

Уважение к почтенному возрасту

Также необходимо помнить и о таком проявлении милосердия и гуманизма, как уважение к Во многих религиозных течениях к старикам принято относиться с уважением. Это не только морально-этическое требование. В юности много сил, а в старости уже сложнее делать обычные движения, появляется неповоротливость. Такова реальность человека. Человечность в 6 классе проходят не просто так - это еще один способ научить школьников уважительному отношению к старшим.

Просмотр отрывка из фильма «Чучело»

(С 19.33 по 22.02 минуту 1 серии фильма)

Как относятся одноклассники к Лене?

Почему Дима Сомов помог Лене Бессольцевой?

Какое чувство движет Димой Сомовым по отношению к Лене?


Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

«Единственный способ перенести бесчеловечность людей по отношению друг к другу - превратить свою собственную жизнь в образец человечности по отношению к людям».

Рой Пэйтон (актриса)

Человек и человечность

Выполнила

учитель обществознания МБУ средней школы № 11 Сафонова В. А.


В мире много хорошего и много плохого, потому что у людей разные интересы, характеры, взгляды. И люди не всегда могут мирно сосуществовать друг с другом.

К чему это может привести?

Война на Украине

Нападение Гитлера на СССР

Что нужно сделать для того, чтобы этого не было?

Проблемный вопрос урока

Как быть человечным и как им остаться в наше время?


После выхода фильма «Чучело» в 1983 году в одной из критических статей было написано:

«Этот фильм воспитывает чувство гуманизм».

Каково значение слова «гуманизм»?



Что значит гуманное отношение?

Любовь к людям

Доброе отношение ко всему живому

Уважение к человеку

Забота и внимание к старикам и детям

Доброта

Ответственность за всё, что мы делаем


Поищите варианты гуманного отношения в следующих ситуациях.

Группа 1. Вы идёте по улице, видите плачущего ребенка. Какими будут ваши действия?

Группа 2. В подъезде вы встречаете бездомное животное. Ваши действия?

Группа 3. На пешеходном переходе видите пожилого человека. Каковы ваши действия?

Группа 4. В вашем классном коллективе неожиданно заболел серьёзно одноклассник. Ваши действия?


Давайте прочитаем притчу

Викентия Викентьевича Вересаева «Легенда» на стр. 101.

В. В. Вересаев?


Какую мысль в своём произведение хотел донести до нас

В. В. Вересаев?

Смысл:

Нужно относиться к всему живому по-человечески, потому что на человеке лежит ответственность за то, что он совершает в своей жизни!

В каком обществе это возможно?

Гуманное общество


Как вы себе представляете гуманное общество?

Что в нём главное?

Человечность

Милосердие

Искренность

гуманное общество

Толерантность

Сострадание

Сочувствие


Человечность

Милосердие

Доброта

гуманное общество

Толерантность

Любовь

Сострадание

Искренность

Сочувствие


Творческая работа:

Отразите в рисунках всё,

что вы узнали и запомнили за урок


Домашнее задание

§ 12. Задания 1,2 на странице 104

Похожие публикации