Новая школа - Образовательный портал

Когда было взятие крестоносцами константинополя. Взятие крестоносцами константинополя. Подготовка к походу

В 1204 году средневековый мир потрясло взятие Константинополя крестоносцами. Армия западных феодалов отправилась на восток, желая отбить у мусульман Иерусалим, а в итоге захватила столицу христианской Византийской империи. Рыцари с небывалой жадностью и жестокостью разграбили богатейший город и практически уничтожили прежнюю греческую державу...

Фото: «Взятие Константинополя крестоносцами» (Делакруа, 1840)
Эпохальное для современников взятие Константинополя в 1204 году произошло в рамках Четвертого крестового похода, который организовал папа римский Иннокентий III, а возглавил феодал Бонифаций Монферратский. Город был захвачен вовсе не мусульманами, с которыми давно враждовала Византийская империя, а западными рыцарями. Что заставило их атаковать средневековый христианский мегаполис? Еще в конце XI века крестоносцы впервые отправились на восток и отвоевали у арабов священный город Иерусалим. На протяжении нескольких десятилетий в Палестине существовали католические королевства, которые так или иначе сотрудничали с Византийской империей.

В 1187 году эта эпоха осталась в прошлом. Мусульмане отвоевали Иерусалим. В Западной Европе организовали Третий крестовый поход (1189-1192), однако он закончился провалом. Поражение не сломило христиан. Папа Иннокентий III взялся за организацию нового Четвертого похода, с которым и оказалось связано взятие Константинополя крестоносцами в 1204 году.

Изначально рыцари собирались попасть в Святую землю через Средиземное море. Оказаться в Палестине они надеялись с помощью кораблей Венеции, для чего с ней была заключена предварительная договоренность. В итальянский город и столицу независимой торговой республики прибыла 12-тысячная армия, состоявшая в основном из французских воинов. Венецией тогда правил престарелый и слепой дож Энрико Дандоло. Несмотря на свою физическую немощь, он обладал интриганским умом и холодной расчетливостью. В качестве оплаты за корабли и снаряжение дож потребовал от крестоносцев неподъемную сумму - 20 тысяч тонн серебра. Французы не располагали такой суммой, а это означало, что поход мог закончиться, не успев начаться. Однако Дандоло вовсе не собирался прогонять крестоносцев. Он предложил жаждавшей войны армии небывалую сделку.


фото: Вступление крестоносцев в Константинополь 13 апреля 1204 г. Гравюра Г. Доре
Нет сомнения, что взятие Константинополя крестоносцами в 1204 году не состоялось бы, если бы не соперничество Византийской империи и Венеции. Две средиземноморские державы спорили за морское и политическое владычество в регионе. Противоречия между итальянскими и греческими купцами не могли разрешиться мирно - разрубить этот давний узел могла только крупномасштабная война. Венеция никогда не располагала крупной армией, зато ею правили хитрые политики, сумевшие воспользоваться чужими руками крестоносцев.

Сперва Энрико Дандоло предложил западным рыцарям атаковать принадлежавший Венгрии адриатический порт Задар. В обмен на помощь дож обещал переправить воинов креста в Палестину. Узнав о дерзком соглашении, папа римский Иннокентий III запретил поход и пригрозил ослушникам отлучением от церкви.

Внушения не помогли. Большая часть князей согласилась на условия республики, хотя были и такие кто отказался поднимать оружие против христиан (например, граф Симон де Монфор, который позже возглавил крестовый поход против альбигойцев). В 1202 году после кровопролитного штурма армия рыцарей захватила Задар. Это была репетиция, за которой и последовало куда более важное взятие Константинополя. После погрома в Задаре Иннокентий III ненадолго отлучил крестоносцев от церкви, однако вскоре по политическим причинам изменил свое решение, оставив в анафеме только венецианцев. Христианское воинство вновь приготовилось идти на восток.

Организовывая очередной поход, Иннокентий III пытался добиться от византийского императора не только поддержки кампании, но и церковной унии. Римская церковь давно пыталась подчинить греческую, однако раз за разом ее усилия заканчивались ничем. Вот и теперь в Византии отказались от унии с латинянами. Из всех причин, по которым произошло взятие Константинополя крестоносцами, конфликт папы и императора стал одним из самых ключевых и определяющих.

Сказалась и корысть западных рыцарей. Феодалы, которые отправились в поход, успели разжечь свой аппетит грабежами в Задаре и теперь хотели повторить хищнический погром уже в столице Византии - одном из самых богатых городов всего средневековья. Легенды о его сокровищах, копившихся столетиями, разжигали алчность и жадность будущих мародеров. Однако для атаки по империи требовалось идеологическое объяснение, которое бы выставило действия европейцев в правильном свете. Оно не заставило себя ждать. Будущее взятие Константинополя крестоносцы объясняли тем, что Византия не только не помогает им в борьбе против мусульман, но и заключает вредные для католических королевств в Палестине союзы с туркам-сельджуками.

Главным же аргументом милитаристов было напоминание о «резне латинов». Под таким названием современникам запомнилось массовое убийство франков в Константинополе в 1182 году. Тогдашний император Алексей II Комнин был совсем малым ребенком, вместо которого правила мать-регентша Мария Антиохская. Она была сестрой одного из католических князей Палестины, из-за чего покровительствовала западным европейцам и притесняла права греков. Местное население подняло мятеж и устроило погром в иностранных кварталах. Погибло несколько тысяч европейцев, а самый страшный гнев толпы обрушился на пизанцев и генуэзцев. Многие выжившие после расправы иностранцы были проданы в рабство мусульманам. Об этом эпизоде резни латинов на Западе помнили и двадцать лет спустя, и, разумеется, такие воспоминания не улучшали отношений империи и крестоносцев.


фото: Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г Миниатюра (15 в., Национальная библиотека, Париж)
Какой бы сильной ни являлась нелюбовь католиков к Византии, ее было недостаточно для того, чтобы устроить взятие Константинополя. Годами и целыми столетиями империя считалась последним христианским оплотом на востоке, охранявшим покой Европы перед самыми разными угрозами, в том числе турками-сельджуками и арабами. Атаковать Византию означало пойти против собственной веры, даже несмотря на то, что греческая церковь была отделена от римской.

Взятие Константинополя крестоносцами в итоге произошло из-за совокупности нескольких обстоятельств. В 1203 году, вскоре после разграбления Задара, западные князья и графы наконец нашли предлог для нападения на империю. Поводом для вторжения стала просьба о помощи Алексея Ангела, сына свергнутого императора Исаака II. Его отец томился в темнице, а сам наследник скитался по Европе, пытаясь уговорить католиков вернуть ему законный трон.

В 1203 году Алексей встретился с западными послами на острове Корфу и заключил с ними соглашение о помощи. В обмен на возвращение к власти претендент обещал рыцарям значительное вознаграждение. Как оказалось впоследствии, именно эта договоренность стала камнем преткновения, из-за которого произошло ошеломившее весь тогдашний мир взятие Константинополя 1204 года.

Исаак II Ангел был свергнут в 1195 году своим собственным братом Алексеем III. Именно этот император конфликтовал с папой римским из-за вопроса о воссоединении церквей и имел множество споров с венецианскими купцами. Его восьмилетнее правление ознаменовалось постепенным упадком Византии. Богатства страны были разделены между влиятельными аристократами, а простой народ испытывал все более сильное недовольство.

Впрочем, когда в июне 1203 года к Константинополю подошел флот крестоносцев и венецианцев, население все-таки встало на защиту власти. Обычные греки недолюбливали франков точно так же, как латиняне недолюбливали самих греков. Таким образом, война крестоносцев и империи подогревалась не только сверху, но и снизу.

Осада византийской столицы была крайне рискованным предприятием. На протяжении нескольких столетий ее не могла захватить ни одна армия, будь то арабы, турки или славяне. В российской истории хорошо известен эпизод, когда в 907 году произошло взятие Константинополя Олегом. Однако если пользоваться строгими формулировками, то никакого захвата Царьграда не было. Киевский князь осадил заветный город, напугал жителей своей огромной дружиной и кораблями на колесах, после чего греки договорились с ним о мире. Однако русская армия не захватила город, не устроила в нем грабеж, а только добилась выплаты значительной контрибуции. Символом той войны стал эпизод, когда Олег прибил щит к воротам византийской столицы.

Спустя три столетия у стен Константинополя оказались крестоносцы. Перед тем как атаковать город, рыцари подготовили детальный план своих действий. Свое главное преимущество они заполучили еще до всякой войны с империей. В 1187 году византийцы заключили с венецианцами соглашение об уменьшении собственного флота в надежде на помощь западных союзников в случае конфликтов с мусульманами. По этой причине и произошло взятие крестоносцами Константинополя. Дата подписания договора о флоте стала роковой для города. До той осады Константинополь всякий раз спасался именно благодаря собственным кораблям, которых теперь катастрофически не хватало.

Не встретив почти никакого сопротивления, венецианские корабли вошли в бухту Золотой Рог. Армия рыцарей высадилась на берегу рядом с Влахернским дворцом в северо-западной части города. Последовал штурм крепостных стен, чужестранцы захватили несколько ключевых башен. 17 июля, спустя четыре недели после начала осады войско Алексея III капитулировало. Император бежал и остаток своих дней провел в изгнании.

Заключенный в тюрьму Исаак II был освобожден и провозглашен новым правителем. Однако вскоре в политические перестановки вмешались сами крестоносцы. Они были недовольны результатами рокировки - армия так и не получила обещанных ей денег. Под давлением западных князей (в том числе руководителей похода Людовика де Блуа и Бонифация Монферратского) вторым византийским правителем сделался сын императора Алексей, получивший тронное имя Алексея IV. Так в стране на несколько месяцев установилось двоевластие.

Известно, что взятие Константинополя турками в 1453 году положило конец тысячелетней истории Византии. Захват города в 1203-м не был столь катастрофичным, однако именно он оказался предвестником повторного штурма города в 1204-м, после которого греческая империя на некоторое время попросту исчезла с политической карты Европы и Азии.

Поставленный крестоносцами на трон Алексей как мог пытался набрать сумму, необходимую для расплаты с чужестранцами. Когда закончились деньги в казне, начались крупномасштабные поборы с простого населения. Обстановка в городе все больше накалялась. Народ был недоволен императорами и открыто ненавидел латинян. Крестоносцы тем временем не покидали предместий Константинополя на протяжении нескольких месяцев. Периодически их отряды наведывались в столицу, где мародеры открыто грабили богатые храмы и лавки. Жадность латинян разжигали невиданные богатства: дорогие иконы, утварь из благородных металлов, драгоценные камни.

В начале нового 1204 года недовольная толпа простолюдинов потребовала избрания другого императора. Исаак II, испугавшись свержения, решил просить о помощи франков. Народ узнал об этих планах после того, как замысел правителя выдал один из его приближенных чиновников Алексей Мурзуфл. Новость о предательстве Исаака привела к моментальному восстанию. 25 января оба соправителя (и отец и сын) были низложены. Алексей IV попытался ввести в свой дворец отряд крестоносцев, но был схвачен в плен и убит по приказу нового императора Алексея Мурзуфла - Алексея V. Исаак, как гласят летописи, скончался через несколько дней от горя о погибшем сыне.

Переворот в Константинополе заставил крестоносцев пересмотреть свои планы. Теперь столицу Византии контролировали силы, которые относились к латинянам крайне негативно, что означало прекращение обещанных прежней династией выплат. Однако рыцарям уже было не до давних договоренностей. За несколько месяцев европейцы успели ознакомиться с городом и его несметными богатствами. Теперь они хотели не откупа, а настоящего грабежа.

В истории взятие Константинополя турками в 1453 году известно гораздо больше падения византийской столицы в 1204 году, а ведь катастрофа, поразившая империю в начале XIII веке, была не меньшим бедствием для ее жителей. Развязка стала неизбежна, когда выгнанные крестоносцы заключили с венецианцами соглашение о разделе греческих территорий. Первоначальная цель похода, борьба с мусульманами в Палестине, была благополучно позабыта.

Весной 1204 года латиняне приступили к организации штурма со стороны бухты Золотого Рога. Католические священники обещали европейцам отпущение грехов за участие в атаке, называя ее богоугодным делом. Перед тем как наступила роковая дата взятия Константинополя рыцари старательно засыпали крепостные рвы вокруг защитных стен. 9 апреля они ворвались в город, но после продолжительного боя вернулись в свой лагерь.

Атака возобновилась через три дня. 12 апреля авангард крестоносцев с помощью штурмовых лестниц взобрался на крепостные стены, а другой отряд сделал пролом в защитных укреплениях. Даже случившееся два с половиной столетия спустя взятие Константинополя османами не закончилось такими значительными разрушениями архитектуры, как после боев с латинянами. Причиной тому послужил огромный пожар, начавшийся 12 числа и уничтоживший две трети городских зданий.

Сопротивление греков было сломлено. Алексей V бежал, а через несколько месяцев латиняне нашли его и казнили. 13 апреля произошло окончательное взятие Константинополя. 1453 год считается концом Византийской империи, однако именно в 1204 году по ней был нанесен тот самый роковой удар, который привел к последующей экспансии османов.

В штурме участвовало около 20 тысяч крестоносцев. Это была более чем скромная цифра по сравнению с теми полчищами аваров, славян, персов и арабов, которые империя отражала от своего главного города на протяжении уже многих столетий. Однако в этот раз маятник истории качнулся не в пользу греков. Сказался долгий экономический, политический и социальный кризис государства. Именно поэтому впервые в истории столица Византии пала именно в 1204.

Взятие крестоносцами Константинополя ознаменовало начало новой эпохи. Прежняя Византийская империя была упразднена, а на ее месте появилась новая Латинская. Первым ее правителем стал участник крестового похода граф Фландрии Балдуин I, избрание которого состоялось в знаменитом соборе Святой Софии. Новое государство отличалось от прежнего составом элиты. Ключевые места в административной машине заняли французские феодалы.

Латинская империя получила далеко не все земли Византии. Балдуину и его преемникам, кроме столицы, досталась Фракия, большая часть Греции и острова Эгейского моря. Военный лидер Четвертого крестового похода итальянец Бонифаций Монферратский получил Македонию, Фессалию, а его новое вассальное по отношению к императору королевство стало называться королевством Фесаллоники. Предприимчивым венецианцам достались Ионические острова, Кикладский архипелаг, Адрианополь и даже часть Константинополя. Все их приобретения подбирались согласно коммерческим интересам. В самом начале похода дож Энрико Дандоло собирался установить контроль над средиземноморской торговлей, в конце концов ему удалось добиться своей цели.

Средние помещики и рыцари, участвовавшие в кампании, получили небольшие графства и другие земельные владения. По сути, обосновавшись в Византии, западные европейцы насадили в ней привычные для себя феодальные порядки. Местное греческое население тем не менее осталось прежним. За несколько десятилетий владычества крестоносцев оно практически не изменило свой уклад, культуру и религию. Именно поэтому латинские государства на обломках Византии продержались всего несколько поколений.

Прежней византийской аристократии, не пожелавшей сотрудничать с новой властью, удалось утвердиться в Малой Азии. На полуострове появились два крупных государства - Трапезундская и Никейская империи. Власть в них принадлежала греческим династиям, в том числе свергнутым незадолго до того в Византии Комнинам. Кроме того, к северу от Латинской империи образовалось Болгарское царство. Отвоевавшие независимость славяне стали серьезной головной болью для европейских феодалов.

Власть латинян в чужом для них регионе так и не стала долговечной. Из-за множества междоусобиц и потери интереса европейцев к Крестовым походам в 1261 году произошло очередное взятие Константинополя. Русскими и западными источниками того времени зафиксировано, как грекам удалось вернуть свой город практически без сопротивления. Византийская империя была реставрирована. В Константинополе утвердилась династия Палеологов. Спустя почти двести лет, в 1453 году город был захвачен турками-османами, после чего империя окончательно канула в прошлое.

Что произошло?

Это история о том, как благословленное Папой мероприятие превратилась в коммерческую кампанию Венецианской республики. Крестовый поход, целью которого было спасение Иерусалима от мусульман, сделался актом террора против христиан. Впрочем, обо всем по порядку. Главное причиной капитального изменения планов уже по ходу действия, стал, несомненно, упадок популярности самой идеи. И если в Третий крестовый поход собрались два короля, один Император и штук десять герцогов, то в случае с Четвертым это все была совершенно недоступная роскошь. Король Франции Филипп II Август на призыв Папы Иннокентия III вновь поднять оружие за свободу Святой Земли ответил вежливым отказом, сославшись на то, что в крестовом походе он уже участвовал. Германский Император Оттон IV также предложение из Рима отклонил, увидев в этом явный подвох и сочтя, что Папа желает удалить его из Европы, дабы ослабить Империю.

Взятие Константинополя

В итоге, самыми знатными предводителями крестоносного воинства оказались граф Фландрии Балдуин I и марграф Монферрата Бонифаций. Из 30 тысяч человек, которых планировалось привлечь для участия в походе, до Венеции, которая была местом сбора, добрались только лишь 12. И вот тут начались проблемы. Крестоносцы не сумели заплатить обещанную сумму за фрахт кораблей, которые должны были доставить их в Святую Землю. 95-летний дож Венеции Энрико Дандоло занял довольно жесткую позицию.

На этот раз в крестовом походе не принимали участия короли

Он, во-первых, неожиданно заявил, что путешествие через Средиземное море будет стоить дороже, во-вторых, оставил крестоносцев запертыми на острове Лидо. То есть, воинство Балдуина и Бонифация на сам остров привезли даром, но, чтобы с этого острова уйти, нужно было заплатить. Иными словами, крестоносцы не могли даже по домам разойтись. В конце концов, вожди похода согласились на условия Дандоло. Хитрый дож решил использовать войско для решение торговых проблем Венеции. Проблем этих было две. Локальная: город Задар в Адриатике (современная Хорватия), глобальная: Византия — торговый конкурент Венеции на всем Средиземноморье. Сначала Дандоло предложил крестоносцам захватить Задар и получить отсрочку (то есть, дож не простил долг, он просто согласился подождать с оплатой). Затем условия изменились. Поддавшись то ли уговорам Дандоло, то ли жажде легкой наживы, крестоносцы согласились вмешаться во внутривизантийский политический конфликт. Они поддержали Императора Исаака Ангела, свергнутого его братом Алексеем, явились к стенам Константинополя и восстановили «законную власть».

Крестоносцы попали к венецианцам в финансовое рабство

Получив назад трон, Исаак отказался платить обещанные деньги и идти Венеции на торговые уступки. После этого крестоносцы захватили и разграбили город, убили массу христиан и, по сути, стерли Византий с мировой карты. Из ее обломков возникли две новых Империи. Латинская, образованная участниками похода (ее столицей был Константинополь, а первым Императором стал Балдуин Фландрский) и Никейская, собственно, правопреемница Византии. Ни о каком Иерусалиме речи уже, естественно, не шло. Папа Иннокентий дважды отлучал крестоносцев от церкви, но оба раза менял свое решение. Сперва он предал «защитников Гроба Господня» анафеме за захват Задара. Позже, однако, Папа счел этот шаг стратегическим маневром. Он простил крестоносцев с условием, что теперь они отплывут в Святую Землю. После Константинополя Папа вновь наложил интердикт, причем разом и на крестоносцев, и на их земли, и на Константинополь и даже на Венецию. Однако Иннокентий вновь пришлось изменить решение, когда крестоносцы поставили его перед фактом: власть католической церкви теперь распространится на Восток.

Могло ли быть иначе?

Могло, если бы сам поход собрал более престижный состав. Все-таки, короля Франции, нельзя запереть как ребенка на острове Лидо. К тому же, если бы Филипп, зачем-то, собрался бы снова в Святую Землю, он использовал бы свои собственные корабли и не просил бы о помощи Венецию. Германский Император, согласись он принять участие в походе, отправился бы в Иерусалим по суше, как делали это до него Фридрих Барбаросса (Третий крестовый поход) и Конрад III (Второй крестовый поход). А так само мероприятия с Фландрским графом в качестве лидера, изначально смотрелось убого.


Энрико Дандоло

Это как Олимпиада без игроков НХЛ или Оскар без кинозвезд. Другой момент, когда все могло измениться, имел место уже в Задаре. Через несколько дней после его захвата, между крестоносцами и венецианцами вспыхнул конфликт, который едва не перерос в полноценное побоище на руинах разоренного города. Оперативное вмешательство Балдуина и Дандоло свело этот кризис к нулю. Но вот какая история. Если бы крестоносцы перебили венецианцев, то на Константинополь они бы уже едва ли пошли. Не пошли бы, скорее всего, и на Иерусалим. Все-таки, перспектива обогащения всегда более привлекательна, чем перспектива отпущения грехов. В Задаре была захвачена немалая добыча, в путешествие в Святую Землю в столь малых количествах могло обернуться полноценным фиаско. Разумнее было бы разойтись по домам. Но Константинополю ничего бы не угрожало. И это важно.

Что изменилось бы

Теперь рассмотрим вот какой сценарий. 12 тысяч крестоносцев, каким-то образом, договариваются с Венецией. Захватив Задар, они отбывают именно Египет, чтобы воевать за освобождение Иерусалима. Их шансы на успех в таком предприятии были бы близки к нулю. Окажись они в Святой Земле, и Четвертый крестовый поход точно не стал бы судьбоносным историческим событием. Эту самую судьбоносность ему предал захват Константинополя. При иных обстоятельствах кампания Балдуина и Бонифация стояла бы в одном ряду с Пятым крестовым походом. То была акция с высокой целью, которую, ввиду невозможности этой цели достичь, слегка переработали, превратив в очень локальную задачу, которая и была достигнута.


Коронация Балдуина

Тут было бы также. Крестоносцы, при определенном везении, захватили бы какую-нибудь важную крепость, а дальше либо заключили бы мир, либо передали ее какому-нибудь из еще уцелевших христианских государств. Вот и все. Глобально не изменилось бы совершенно ничего. Зато уцелела бы все еще крепкая, пусть и терзаемая политическими дрязгами, Империя. Византия была восстановлена в 1261 году, когда войска Никейской Империи захватили Константинополь и выгнали оттуда потомков крестоносцев. Вот только это была уже не та Византия. Возрожденная Империя утратила и былую военную мощь, и политическое влияние, и финансовую крепость.

Не разори крестоносцы Константинополь, Византия могла бы еще существовать

Торговая война была проиграна. Итальянские города ушли далеко вперед. Вернуть Константинополь оказалось проще, чем восстановить коммерческие связи со странами Востока. Вернуться на рынок не вышло. Именно тогда, в 1204-м, когда крестоносцы ворвались в Константинополь, Византия и получила удар, от которого уже не смогла оправиться. Те события предопределили печальный конец. В середине XV-го века Византия станет покорной жертвой турок-османов, а на карте Европы появится Османская Империя. Не вонзи крестоносцы нож в спину Византии за 250 лет до этого, и события могли бы пойти по иному сценарию. И, как знать, может быть, и сейчас на карте мира мы видели бы слово Византия.


Крестовые походы оказали разнообразное и глубокое влияние на взаимоотношения Запада и Востока, не только мусульманского, но и православного. С 12 на 13 апреля 1204 г. великий Константинополь пал, пал жертвой Четвёртого крестового похода. Святой для православных христиан центр был не просто захвачен, он был варварски разорён христианами, взявшими в руки оружие для освобождения "святых мест".

На протяжении многих столетий учёные пытались и пытаются разобраться в том, как же так получилось, что, вопреки первоначальному плану IV Крестового похода (1199-1204): сначала сокрушить главную цитадель мусульманского мира - Египет, откуда мусульманство черпало свои силы для борьбы с христианством, а затем освободить Иерусалим и Гроб Господень, крестоносцы захватили христианское государство - Византийскую империю, разграбили дочиста её столицу и на этом остановились, словно проблемы освобождения Святой земли и не было.

Как говорится, "благими намерениями вымощена дорога в ад". Откуда же берёт начало эта дорога, по которой прошли рыцари креста?

Точкой отсчёта следует считать 1054 год. Именно тогда, 950 лет назад, произошло разделение церквей на западную и восточную. Люди Запада считали византийцев еретиками и обвиняли их в расколе и отступничестве. Это непонимание с годами перерастало в ненависть. Например, в середине XII в., во время II Крестового похода, западный фанатик епископ Лангрский уже мечтал о взятии Константинополя и побуждал французского короля Людовика VII заявить, что "византийцы не являются христианами на деле, а лишь по имени", что они показали себя виновными в ереси, а изрядная часть крестоносцев полагала, что "греки вовсе не были христианами и что убивать их - меньше, чем ничто".

Инициатором IV Крестового похода, его душой, стал римский папа Иннокентий III (1198 -1216). Это был человек выдающегося ума и энергии, расчётливый и трезвый в оценках политик, ставивший во главу угла политические интересы папского Рима. Главной целью Иннокентия III являлось подчинение римскому первосвященнику всех христианских государств Запада и Востока. "Ваши слова - слова Бога, но ваши дела - дела дьявола", - писал папе политический деятель начала XIII века.

Подготавливая крестовый поход, Иннокентий III обратился также к византийскому императору Алексею III. В своём послании папа призывал не только выслать византийское войско для освобождения Иерусалима, но и поднял вопрос о церковной унии, за которой скрывалось намерение римских первосвященников ликвидировать самостоятельность греческой церкви, присвоить её богатства и доходы, привести к послушанию константинопольского патриарха, а вслед за ним - и самого императора. Таким образом, крестовый поход и церковная уния сразу же оказались тесно связанными друг с другом в политике Иннокентия III. Однако Константинополь отклонил домогательства римского папы. Это вызвало раздражение Рима, и с его стороны в адрес Византии прозвучали глухие угрозы.

Таким образом, антагонизм папства и Византии, основой которого служила политика римских понтификов, направленная на подчинение греческой церкви римской, явился первой (по времени возникновения) причиной перемены направления IV Крестового похода.

Вторая причина - захватнические устремления династии Гогенштауфенов, заявлявших о своём праве на константинопольский престол. В 1195 году в Константинополе в результате переворота был лишён власти (ослеплён и заточён в темницу вместе с сыном) император Исаак II Ангел, и на престоле утвердился его брат Алексей III (1195 - 1203). Германский король Филипп Швабский был женат на дочери Исаака II, Ирине. И теперь помышлял восстановить на престоле своего тестя, а в тайне же - младший отпрыск Фридриха Барбароссы и наследник Генриха VI стремился захватить власть в Византии.

Третья причина - алчность и авантюризм феодальных баронов: служение не Богу, а поиск богатства и власти. Рыцарь Робер де Клари, впоследствии ставший историком похода, откровенно напишет, что крестоносцы пришли в Византию, "чтобы завладеть землёй".

Четвёртая причина - ухудшение отношений между Венецией и Византией, стремление венецианских государственных деятелей устранить торговую конкуренцию в портах Средиземного и Черного морей и нежелание войны с Египтом. На франкском Востоке говорили, что для Венеции торговые прибыли несравненно важнее триумфа креста. Поэтому столкновения и раздоры с Византией учащались, и обращение крестоносцев к Венеции за помощью явилось для неё настоящим кладом. Именно здесь, в Венеции, и началось активное претворение плана - сделать из Константинополя "наковальню" для крестоносного "молота".

Дело в том, что династия Ангелов, правившая с 1185 года в Византии, представляла собой настоящую плесень на троне. Свергнувший тираничного Андроника Исаак II вскоре был смещён собственным братом Алексеем III, ослеплён и заключён в тюрьму вместе с сыном Алексеем. Но царевичу Алексею как-то очень своевременно помогли бежать.в 1201 г.

Пизанские купцы, которые помогли царевичу Алексею бежать, разумеется, были конкурентами венецианцев, но в данном случае явно делали вместе с ними какое-то общее дело. И дали юноше разумные (с точки зрения тех, кто готовит операцию против Византии) советы: «И те, кто помог ему ускользнуть из темницы и кто был с ним, сказали ему: «Сеньор, вот здесь, в Венеции, вблизи от нас, находится рать из лучших людей и лучших рыцарей на свете, которые собираются за море. Попроси их о милости, чтобы они сжалились над тобою и твоим отцом, которые столь несправедливо лишены своего наследства. И коли они захотят пособить тебе, ты согласись исполнить всё, что бы они устно ни предложили тебе. Быть может, их возьмёт жалость». И он сказал, что сделает это весьма охотно и что этот совет хорош».

Ради получения трона царевич Алексей готов был предать и продать всё: Родину, народ, веру. В обмен на помощь царевич обещал папе подчинить греческую церковь римской и обеспечить участие Византии в крестовом походе и выплатить крестоносцам 200 тысяч марок серебром, - гигантскую по тем временам сумму. (Потом ему было представлено разных денежных обязательств, выданных им, на сумму в 450 тыс. марок!) Теперь Иннокентий III получил полную возможность прикрыть свои истинные намерения в отношении Византии благовиднейшим предлогом - защитой "справедливого дела", восстановлением в Константинополе законного правительства.

Впоследствии говорили, что никто и не собирался везти крестоносцев в Египет, что венецианцы даже взяли с египтян деньги за саботаж переправы. Очень возможно. Республика Святого Марка славится хитроумием. В частности, договор о перевозке крестоносцев был составлен так ловко, что собравшиеся летом 1202 года в Венеции пилигримы оказались в полной зависимости от руководства республики. Дело в том, что предполагалось собрать 4,5 тыс. рыцарей, 9 тыс. оруженосцев и 20 тыс. пехотинцев, то есть в три раза больше, чем было налицо в момент подписания договора. Думали, что остальные как-то подтянутся. Но к сроку в Венецию прибыло никак не более 12 тыс. воинов. За себя они ещё могли заплатить, но венецианцы требовали платы и за тех, кто не явился. И формально были правы. Объявили, что не выйдут в море, пока не получат всю сумму. Поход был готов провалиться, ещё не начавшись.

Трудно точно сказать, глупы были рыцари, заключившие такой договор, подкуплены кем-то или с самого начала знали, что экспедиция направляется отнюдь не в Святую землю. Во всяком случае, воины, не посвящённые в тайны высокой политики, оказались перед фактом: плыть невозможно, а уже затраченные деньги могут просто пропасть. И тут дож Энрико Дандоло предложил гениальный выход: отправиться вместе с венецианским флотом в Далмацию, захватить торговый город Задар (совсем недавно бывший вассалом Венеции, а теперь принадлежавший венгерскому королю) и с полученной добычи расплатиться по счетам. Многие были возмущены, но другого выхода не было.

Бонифаций Монферратский, предводитель крестоносцев, согласился на эту сделку против единоверцев-христиан. 24 ноября 1202 Зара была взята и разграблена.

Завоевание и разгром христианского города в Далмации - таков был первый "успех", достигнутый в IV Крестовом походе.
Лицемерные запреты Иннокентия III крестоносцам - не чинить обид грекам - на деле не стоили ни гроша. Эльзасский монах Гунтер Пэрисский, писавший со слов своего аббата Мартина, участника посольства крестоносцев, направленного в Рим из Задара, признал со всей откровенностью: "верховный понтифик с давних пор ненавидел Константинополь и очень хотел, чтобы он, "если возможно, был завоёван без кровопролития католическим народом".

В первой половине 1203г. апреля крестоносцы, число которыхбыло около 30 000, были посажены на корабли, и направились кострову Корфу, где состоялось формальное представлениеучастникам похода греческого царевича Алексея.

В Скутари, на противоположном берегу Босфора, состоялись переговоры с представителем императора Алексея, в котором вожди похода заявили претензии на константинопольский престол от имени опального царевича. Десять галер с Алексеем на борту одной из них, несколько раз проплыли вдоль стен Константинополя в обе стороны, показывая жителям юношу. Эта акция не вызвала никакой реакции у защитников города и предводители похода начали всерьез готовиться к его штурму.
Пятого июля войска высадились в городском предместье Пера, расположенном на противоположной от города стороне залива Золотой Рог и начали со стороны суши штурм прикрывавшего с севера вход в залив галатского бастиона.

Шестого июля галеры венецианцев прорвали цепь, преграждавшую вход в Золотой рог, и, уничтожив малочисленные византийские корабли, высадили отряды крестоносцев в Галате, которая прикрывала с северной стороны вход в залив. Уже на следующий день рыцарям удалось взять Галатскую башню. Воины Алексея III фактически не приняли боя и поспешили укрыться за городскими стенами. Крестоносцы расположились лагерем напротив Влахернского дворца. Руководители похода разделили крестоносцев на семь отрядов и начали атаковать Константинополь одновременно с суши и с моря.

С 12 июля в районе стен от Влахерны и вниз по Золотому Рогу проходили непрерывные сражения. Оборону города возглавил зять Алексея III, молодой царедворец и военачальник, будущий никейский император Феодор Ласкарис. Семнадцатого июля начался приступ. Венецианцы, подогнав корабли вплотную к стене, сумели захватить около двух десятков башен, и закрепились в Константинополе на юго-восток от Влахерны, но не рискнули углубляться в город. Чтобы предотвратить контратаки охранявших стены византийских наемников, крестоносцы подожгли ближайшие строения: пожар уничтожил несколько кварталов. Алексей III бросил против сухопутных отрядов франков последние резервы, по некоторым оценкам общей численностью до 100 000 человек, но, несмотря на многократное численное превосходство византийцев, рыцари выдержали удар и заставили их оставить свои позиции, а затем и обратили в бегство. По другим источникам, армия Алексея не приняв бой, возвратилась в город. В любом случае с этого момента управление войсками было потеряно, в городе началась паника. Алексей III, оставив жену и детей и захватив с собой императорскую сокровищницу - около тонны золота "в изделиях" покинул город и отправился в северо-восточную Фракию.

Девятнадцатого июля утром в Константинополе, оставшемся без верховной власти, начались волнения, переросшие в антиправительственный бунт. Толпа провозгласила басилевсом слепого Исаака, которого привели из тюрьмы во дворец. Крестоносцы, тем не менее, задержали у себя царевича Алексея и отправили четырех депутатов к Исааку спросить его, намерен ли он вознаградить их за услугу, оказанную в пользу его сына. Исаак спросил о сумме и ответил: "Конечно, вы оказали такую большую услугу, что за нее можно бы отдать и всю империю, но я не знаю, из чего вам уплатить".
С июля по конец августа шли переговоры по разъяснению трудного вопроса о денежных обязательствах. Крестоносцы вынуждены были выпустить Алексея к Исааку в Константинополь, надеясь при его помощи побудить царя ратифицировать договор. Старик Исаак долго колебался, и наконец, поставил свою подпись.

Первого июля царевич Алексей торжественно въехал в город и был провозглашен соправителем. Но обстановка в Константинополе накалялась. 22 августа в результате стычки франков с жителями города вспыхнул второй пожар, в результате которого выгорела почти треть домов.

Посредством конфискации имущества приверженцев прежнего правительства, присвоения церковных ценностей и переплавки памятников искусства, Исааку к сентябрю удалось собрать 100 000 марок. Эту сумму следовало разделить поровну между венецианцами и крестоносцами, последним осталось из нее очень мало, ибо они должны были выплатить Венеции 35 000 марок. Этот взнос не удовлетворил крестоносцев, которые требовали следующих взносов, а Исаак не знал, откуда их взять. Прямым последствием этого было соглашение между Исааком и Дандоло, по которому крестоносцы обязались на год продлить свое пребывание в Константинополе, дабы, как говорилось официально, утвердить на престоле Исаака, на самом же деле, чтобы получить всю сумму по обязательствам царевича.

До 11 ноября Алексей вместе с маркграфом Бонифацием совершили несколько рейдов в юго-восточную Фракию, где покорили несколько городов. Почувствовав власть, Алексей начал постепенно выходить из-под контроля предводителей похода. В конце ноября состоялись переговоры Дандоло и Алексея. Дож в очередной раз потребовал исполнения своих обязательств, Алексей дерзко ему отказал, после чего боевые действия между латинянами и греками возобновились.
Армия, возглавляемая Дандоло и маркграфом Монферрат, снова оказалась под стенами Константинополя и вынуждена была начать его штурм. С приходом зимы в лагере крестоносцев начался голод. От смертей и дезертирства войско стало таять и предприятие уже почти завершилось позорным провалом, если бы не счастливое стечение обстоятельств. Двадцать пятого января 1204г. в Константинополе произошла очередная революция. Ее возглавил царедворец Алексей Дука, по прозванию Мурзуфл, принадлежавший к партии противников латинян. Организуя оборону города, он в то же время возбуждал народ и войско против царя Исаака. Старый и слепой Исаак, несмотря ни на что, больше дорожил расположением латинян, чем популярностью горожан, попытался спасти свой престол с помощью крестоносцев. Он обратился к их предводителям с просьбой ввести отряды в город для наведения порядка. Однако обращение последовало слишком поздно. Восстание в столице разрасталось.

Предложив крестоносцам вступить в город для водворения порядка, Исаак допустил ошибку. Переговоры по этому деликатному делу поручены были самому Мурзуфлу, а он выдал тайну народу. Тогда начался полный мятеж, во время анархии Алексей Дука был избран императором, а Исаак "не мог перенести горя" и умер, Алексей же был посажен в тюрьму и там убит. Мурзуфл сумел организовать оборону города, но в предпринятых вылазках несколько раз был разбит, после чего ограничился лишь защитой стен.

В начале марта 1204г. Энрике Дандоло, Бонифаций де Монферрат и другие предводители крестоносцев, не видя другого выхода из положения кроме как решительный штурм города и уничтожение власти византийских императоров, подписали договор о разделе византийского государства и дележа добычи. Было решено:
1) взять Константинополь военной силой и установить в нем новое правительство из латинян;
2) город предать разграблению и всю добычу, сложив в одном месте, разделить полюбовно; три четверти добычи должны идти на погашение долга Венеции и удовлетворение обязательств царевича Алексея, одна четверть - на удовлетворение частных претензий Бонифация и французских графов;
3) после завоевания города, 12 избирателей, по 6 от Венеции и крестоносцев, приступят к выбору императора;
4) тот, кто будет избран в императоры, получает четвертую часть всей империи, остальные делятся поровну между венецианцами и французами;
5) та сторона, из которой не будет избран император, получает в свою власть церковь св. Софии и право на избрание патриарха из духовенства своей земли;

Девятого апреля 1204 г рыцари предприняли первую попытку штурмовать город. На этот раз они нанесли удар по Константинополю с моря. Попытка штурма окончилась неудачно. Двенадцатого апреля был предпринят второй приступ. Венецианцы на нефах и галерах начали захватывать стены и башни с помощью перекидных мостиков. Одновременно другие воины пробили в стене брешь и потом уже изнутри города открыли трое ворот. Конница франков ворвалась в город, заставив войска Мурзуфла отступить. Сам он, не видя в дальнейшем возможности сопротивляться, ночью бежал из города. Думая, что уж теперь-то борьба разгорится с большой силой, рыцари окопались лагерем вблизи стен и не отважились продвигаться к центру, но не встретили в городе никого, кто бы дал им отпор.

Утром 13 апреля 1204 года войска так и не встретив сопротивления, заняли южную половину города, и в Константинополь торжественно вступил Бонифаций де Монферрат.

Последствия взятия Константинополя крестоносцами. После того, как сопротивление защитников Константинополя было сломлено и крестоносцы вступили в город, началась резня, в которой погибли около 2 000 жителей. При этом убивали, по словам очевидца в основном жаждущие мести пизанские колонисты, которых греки "репрессировали" и изгнали из города еще во время первого штурма. Влахернский и Буколеонский дворцы сразу же были заняты соответственно Балдуином и Бонифацием, которые немедленно выставили охрану и не допустили бессистемного разграбления накопленных там богатств.

Затем начались массовые грабежи. Вот что происходило в Константинополе последующие три дняй: Отряды крестоносцев бросились по всем направлениям собирать добычу. Магазины, частные дома, церкви и императорские дворцы были тщательно обысканы и разграблены, безоружные жители подвергались избиению. Счастливыми почитали себя те, кто успел в общей суматохе пробраться к стенам и бежать из города. В особенности нужно отметить варварское отношение латинян к памятникам искусства, к библиотекам и святыням византийским. Врываясь в храмы, крестоносцы бросались на церковную утварь и украшения, взламывали раки с мощами святых, похищали церковные сосуды, ломали и били драгоценные памятники, жгли рукописи. Многие частные лица составили себе богатства в это время, и потомство их в течение целых столетий гордилось похищенными в Константинополе древностями. Епископы и аббаты монастырей впоследствии подробно описали в назидание потомству, какие святыни и как приобрели они в Константинополе.

Вот далеко неполный перечень наиболее значительных реликвий, уничтоженных либо похищенных в дни грабежа.
Античные памятники и скульптуры:
бронзовая статуя богини Геры Самосской, возвышавшаяся на одной из площадей Константинополя;
бронзовый Геркулес, Лисиппа (придворного скульптора Александра Македонского), представившего знаменитого греческого героя усталым от подвигов, сидящим с накинутой на плечи шкурой убитого им немейского льва;
мифический герой греков - Беллерофон, восседавший верхом на крылатом коне Пегасе и устремлявшийся на Олимп. Статуя эта была столь огромна, что, как повествует Робер де Клари, "на крупе коня свили себе гнезда десять цапель: каждый год птицы возвращались в свои гнезда и откладывали яйца";
статуя волчицы, вскармливающей Ромула и Рема, легендарных близнецов, основателей Римского государства;
статуя Париса, бросающего яблоко Венере, которое стало яблоком раздора,
изваяние девы Марии, находившееся в центре города;
скульптурная группа Лисиппа - бронзовая с позолотой четверка лошадей (квадрига), стоявшая на императорской трибуне ипподрома. В 1204г. квадрига была поставлена над главным порталом венецианского собора св. Марка.

Христианские реликвии:
терновый венец Христа;
наконечник копья Лонгина, которым был пронзен Христос
ковчежец с кровью Спасителя;
кусочек дерева крестного;
крышка гроба Господня;
кость Иоанна Крестителя;
часть руки св. Иакова.

Во время разграбления города, впрочем, как и за весь последующий период правления франков (до 1261г.), погибли произведения античных художников и скульпторов, сотни лет хранившиеся в Константинополе. Мрамор, дерево, кость, из которых были некогда сооружены архитектурные и скульптурные памятники, подверглись почти полному уничтожению. Для того чтобы удобнее было определить стоимость добычи, крестоносцы превратили в слитки массу расхищенных ими художественных изделий из металла.

Затем начался ее раздел, при этом показанная и учтенная часть составила около 400 000 марок. После погашения долгов царевича Алексея и платы Венеции, остаток был разделен между крестоносцами. Каждому рыцарю досталось по 20 марок, кавалеристам - по 10, пехотинцам по 5 марок (в дележе участвовало около 15 000 человек). Если принять во внимание еще доли Венеции, и главных вождей, то общая сумма добычи оценивается до 900 000 марок. Лучше всего о громадных богатствах, найденных в Константинополе, может свидетельствовать предложение венецианских банкиров взять на откуп всю добычу и выплатить по 100 марок каждому пехотинцу, по 200 кавалеристу и по 400 рыцарю. Это предложение не было принято, так как было сочтено невыгодным.

Затем приступили к организации власти. Самые большие права на титул императора имел, предводитель похода Бонифаций. Но когда наступила пора выборов, то шесть избирателей от Венеции и шесть от Франции не рискнули предоставить столь сильному человеку верховную власть. Так как шесть венецианских избирателей естественно склонялись подать голос за своего дожа, то результат голосования зависел от франкских избирателей, которые состояли наполовину из духовенства Шампани и прирейнских областей Германии. Но избиратели от Франции могли дать перевес только такому лицу, которое будет поддержано и венецианцами. Дандоло не желал титула императора, притом Венеция хорошо обеспечивала свои права другими статьями конвенции, вследствие этого окончательное решение в выборе переходило к венецианским избирателям. Для Венеции не было политического расчета усиливать маркграфа де Монферрат, то есть северо-итальянского соседа, который в будущем мог стеснять Венецию. Таким образом, на первый план выступила кандидатура второго по родовитости и влиятельности предводителя похода графа Балдуина Фландрского, который представлялся менее опасным Венеции. При голосовании Балдуин получил 9 голосов (6 от Венеции и 3 от прирейнского духовенства), Бонифаций только 3. Провозглашение Бодуэна последовало 9 мая.

Этими событиями собственно завершается история Четвертого крестового похода.

В отечественной историографии Четвёртого крестового похода несмотря на разные методологические подходы (в дореволюционных исследованиях Васильева А.А. и Успенского Ф.И., в работах советского историка Заборова М.А., в докладах наших современников Литаврина Г.Г., Карпова С.П. и Лучицкой И.С.) прослеживается преемственность в отрицательном отношении к разграблению Константинополя крестоносцами. Причины захвата византийской столицы, описанные отечественными исследователями, во многом соотносятся с идеями Данилевского Н.Я. о борьбе Греко-Славянского и Германо-Романского миров. Современный историк Медведев И.П. так же видит в завоевании Константинополя крестоносцами в 1204 г. средневековый аналог событиям из современной международной жизни. Приводя пример борьбы США за идеалы демократии, автор отмечает, что налицо "тогда и сейчас стремление воспользоваться конкретной ситуацией, представившимся поводом; ...преследование и тогда и сейчас своих весьма корыстных и далёких от обозначенных идеалов целей".

В зарубежной историографии Четвёртого крестового похода вопрос о разграблении Константинополя крестоносцами не так однозначен. Описывая крестоносное движение в целом, декан исторического факультета Университета Сент-Луиса, автор работы "Четвертый Крестовый поход: завоевание Константинополя" Томас Ф. Мэдден в журнале "Crisis" от 4 апреля 2002 г. отмечал, что: "Крестовые походы были войнами, так что ошибкой стало бы не видеть в них ничего, кроме благочестия и добрых намерений. Как всегда на войне, насилие было жестоким (хотя и не в такой степени, как при современных войнах). Были неудачи и ошибки, были и преступления. Их-то обычно хорошо помнят по сию пору". Современный французский исследователь истории Востока (с XIII в. до н. э. до XIII в. н. э.), член французской академии Жорж Тат считает, что "С точки зрения христианства Четвёртый крестовый поход - позор в полном смысле слова".

Часть западных исследователей вообще обходит IV поход молчанием, ведь, как писал английский учёный Э. Брэдфорд: "Разрушение великой христианской цивилизации воинами христовыми - тема не из поучительных". А современный английский историк Дж. Годфрей горько сетует, что "в результате трагедии 1204 г. Европе и христианству были нанесены раны, которые, как выяснилось со временем, оказались неизлечимыми".

Русские историки отмечают, что история IV Крестового похода явилась историей откровенного попрания его вдохновителями, предводителями и участниками провозглашённых ими религиозных целей. Крестоносцы растоптали собственные религиозные знамёна, собственные "освободительные" лозунги и идеи. Они показали себя не воинами Христа, не благочестивыми христианами, а алчными авантюристами и беспринципными захватчиками.

Падение Византийской империи отразилось на всём дальнейшем ходе истории стран Востока и Запада, сказалось на будущем России, тесно связанной с Византией в церковном отношении. IV Крестовый поход сорвал завесу святости, ореол благочестия, которыми католическая церковь в течение веков окружала свои захватнические действия.

13 апреля 2004 г. Ватикан принёс извинения Константинопольскому патриарху Варфоломею за совершённое 800 лет назад разграбление крестоносцами столицы Византийской империи Константинополя (ныне Стамбул). "Это постыдный день для католичества и скорбный для православия", - говорилось в заявлении Ватикана. Константинопольский иерарх принял извинения Ватикана как правопреемник византийской Церкви. Данное заявление можно охарактеризовать как признание неблаговидной роли папского престола в разграблении византийской столицы в апреле 1204 г. Ввиду идейно-политических процессов современности изучение последствий захвата Константинополя крестоносцами является актуальным для исторической памяти поколений.

Константинополь XI-XII веков – жемчужина средиземноморья, центр культуры, музыки и архитектуры. Богатства и роскошь этого города поражала любого путешественника. Такого великолепия дворцов, фонтанов, скульптур и храмов не было на то время ни в одном из европейских и азиатских городов. Населением этот город превосходил любой другой в разы. Сюда стекались поэты, музыканты, писатели, летописцы, скульпторы и художники со всего света. Кроме того, здесь была развита и наука. Существовало множество школ, семинарий и даже университет. Процветала торговля, земледелие, а разнообразие и мастерство здешних ремесленников было известно далеко за пределами Византийской империи. По этим причинам, Константинополь был не только предметом восхищения других народов, но и предметом их зависти. Его богатства не раз становились объектом желания и набегов. Но, все же, он стоял, как древнегреческий колосс, скрывая свои великие богатства и знания за огромными крепостными стенами, защищающими его от враждебного и завистливого внешнего мира.
Но рассвет Византийской империи сменился ее упадком. Причиной этому послужили крестовые походы европейских властителей на Иерусалим. Первым тревожным звонком для византийцев стал уже Первый Крестовый поход. В июле 1096 года в окрестностях Константинополя появились первые крестоносцы. В основном, это были крестьяне. Плохо вооруженные, голодные и уставшие, они шли не только ради религиозной идеи – вернуть святыни христианам, но и бежали от нелегкой жизни в поисках рая небесного. Возглавлял их монах Петр Пустынник. Византийскому императору Алексею Комнину, несмотря на начавшиеся беспорядки и грабежи, все же удалось быстро переправить многотысячное ополчение крестоносцев через Босфор, избежав тем самым более серьезных последствий.
Потерпев поражение под Никеей, крестоносцы вернулись. Часть из их осталась под Константинополем дожидаться подкрепления. И в декабре того же года оно прибыло. Это было уже не крестьянское ополчение, а настоящие солдаты, ведомые немецкими рыцарями. Их возглавлял Готфрид Бульонский. Напряжение между войском крестоносцев и византийцами возрастало и достигло своего апогея в апреле 1097 года, вылившись в открытое столкновение. Сражение велось в окрестностях и на крепостных стенах столицы Византийской империи. На этот раз, благодаря личной гвардии императора и щедрым дарам, византийцам удалось одолеть противников. Оставшаяся часть войска крестоносцев отправилась на святую землю.
И вновь на византийскую землю пришли западные рыцари и вооруженные паломники. Опять начались грабежи, поджоги и другие бесчинства, творимые «святым воинством». Возглавляемые Раймундом Тулузским, после долгих переговоров и множества щедрых даров, крестоносцы приняли присягу императору и стали его вассалами. А весной 1097 года они продолжили свой путь на святую землю. В июне 1099 года Иерусалим был взят крестоносцами. Взяв город они учинили настоящую резню. Это должно было стать предупреждением для византийцев, что в своем стремлении к власти и богатствам крестоносцы ни перед чем не остановятся. Но правители Византии не отнеслись к этому с должным вниманием.
На полвека в Византийской империи воцарилось спокойствие и благополучие. Но то было лишь затишье перед новой бурей. Папой Римским был объявлен Второй Крестовый поход. И 10 сентября 1147 года под стенами Константинополя вновь появилось воинство крестоносцев, состоявшее в основном из немцев и французов. Императору Иоанну Комнину удалось с помощью силы, дипломатии и денег склонить их к тому, чтобы покинуть византийские земли и отправиться далее в поход. Но грабежей, насилия и пожаров и в этот раз не удалось избежать. А отношения с вновь возникшими государствами крестоносцев стали еще более враждебными.
Смерть императора Мануила Комнина привела в 1180 году к борьбе за престол. А в 1181 году это вылилось в ожесточенные уличные беспорядки и кровопролитие. К борьбе за престол прибавилось недовольство народа большими поборами, коррупцией, засильем иностранных наемников, ремесленников и купцов. Вследствие крестовых походов западных иноземцев стало много. И они стали притеснять местных жителей. Из-за этого многие ремесленники, купцы стали терять доход. Только итальянцев насчитывалось более 60 тысяч. Так же было велико влияние генуэзцев и венецианцев, как в торговле, так и в военном плане. При этом, иноземцы вели себя вызывающе и с презрением относились к византийцам. Народ устал от них, ему требовался человек, который вернет византийцам контроль над торговлей и ремеслом. Таким человеком в глазах византийцев стал Андроник Комнин, являвшийся двоюродным братом умершего императора. Весной 1182 года произошел народный бунт. Византийцы громили дома чиновников и иноземцев. Самих же латинян они убивали, не жалея ни стариков, ни женщин, ни детей. Горели богатые иноземные кварталы, корабли, церкви, больницы, школы. Мало кому удалось спастись. Но те, кто успел покинуть город до начала погрома, в отместку жгли и разоряли византийские селения по обе стороны Босфора и призывали запад отомстить за своих собратьев.
Погром латинских иноземцев позволил на волне народного ликования взойти на престол Андронику в 1183 году. С этого года началось жестокое подавление несогласных. Все эти события еще больше ухудшили отношения между Европой и Византией.
Иерусалим был взят Саладином и в 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его возглавил Фридрих I Барбаросса. Особых успехов крестоносцы не достигли, ограничившись лишь локальными столкновениями с византийцами на Балканах.
Римский папа Иннокентия III, провозгласивший Четвертый Крестовый поход, желал чтобы Византия отказалась от своей самостоятельности в вере и приняла римскую католическую веру. Но император отказался. Это еще больше настроило Запад против Византии. Ведомые ненавистью и жаждой невиданной наживы крестоносцы двинулись в сторону Константинополя. По пути они захватили и разграбили венгерский город Задару. Удачным моментом для нападения на византийскую столицу стал очередной дворцовый переворот. Император Исаак II из династии Ангелов был свергнут братом Алексеем III. Сын Исаака II, Алексей, желая вернуть престол, заключил с крестоносцами договор, суля им несметные богатства.
В июне 1203 года флот крестоносцев почти беспрепятственно вошел в Золотой Рог, встав лагерем у Влахернского дворца. Флот самих же византийцев на тот момент был малочислен (так как византийские императоры полагались на наемный флот венецианцев) и не смог помешать этому. После захвата 17 июля крестоносцами нескольких башен и части крепостной стены император бежал, а его войско капитулировало. Народ освободил Исаака II, но крестоносцы, не желая терять обещанные богатства, провозгласили Алексея императором. Это привело к одновременному правлению двух императоров. Для того, чтобы расплатиться с крестоносцами император Алексей увеличил поборы с населения.
В результате недовольства императором в народе, в начале 1204 начался бунт, который привел к власти Алексея Мурчуфла. Крестоносцы не стали в открытую противостоять этому. Но все более уверенно чувствовали себя хозяевами положения, совершая грабительские вылазки в город. Вскоре они заключили договор о разделе Византии с венецианцами.В апреле того же года крестоносцы, возглавляемые Бонифацием Монферратским, начали штурм города со стороны Золотого Рога. Несмотря на отчаянное сопротивление, им удалось ворваться в город. Одна часть войска штурмом взяла стены, а другая, сделав пролом в стене, ринулась вовнутрь. Алексей Мурчуфл бежал из города. Защитники города проиграли. Начались пожары, уничтожившие две трети города. Крестоносцы насиловали, убивали, грабили всех подряд. Город захлебывался кровью. Были разрушены многие памятники архитектуры, сожжены древние манускрипты, разграблены храмы и дворцы, осквернены святыни.
Взятие крестоносцами Константинополя стало настоящим крахом великой византийской культуры, которая даже спустя десятилетия не смогла восстановить былое величие. Получившие власть над Константинополем на десятилетия, крестоносны стали вывозить из него все ценное в Европу. После падения столицы, центром византийской культуры стал город Никея. А византийская империя распалась на множество мелких государств. Крестоносцы основали Латинскую империю, столицей которой стал Константинополь. Венеция получила несколько городов на побережье мраморного моря и город Галата. Остальную часть составили Морейское латинское княжество, Никейская империя (ставшая в последствии центром сопротивления захватчикам), Трапезундская империя и Эпирский деспотат.
Спустя более полувека, после нескольких неудачных сражений, никейский император Михаил VIII Палеолог, заручившись поддержкой Генуи и Сельджукского Султаната, выступил на Константинополь. Летом 1261 года основные силы латинского императора Балдуина II находились в походе. Это стало удачным моментом для осады города. Проникнув в город, небольшой отряд сумел открыть ворота и впустить в город основные силы, которые возглавил Алексей Стратигопулос. Император Балдуин II бежал, а Михаил VIII был провозглашен императором Византийской империи, просуществовавшей еще почти два века.

1204 Захват Константинополя крестоносцами

Это произошло в ходе четвертого крестового похода на Египет (1199–1204), хотя с самого начала похода, поддержанного римским папой Иннокентием III (на престоле в 1198–1216 гг.), планировался захват Византии и ликвидация самостоятельности греческой церкви. Поводом послужили распри в византийской императорской семье: в 1195 г. к власти в Константинополе пришел император Алексей III, свергший и ослепивший своего брата Исаака II Ангела, чья дочь Ирина была замужем за германским королем Филиппом Швабским. В 1201 г. из заточения в Константинополе бежал в Германию сын Исаака Алексей, который ради власти обещал папе подчинить греческую церковь Риму и участвовать в крестовом походе. В союзе с крестоносцами были и венецианцы, флот которых 5 июля 1203 г. вошел в залив Золотой Рог и обеспечил захват города. Слепой Исаак II Ангел был провозглашен императором вместе с сыном-соправителем Алексеем IV. В начале 1204 г. началось восстание горожан, недовольных огромными контрибуциями, которые собирал император в пользу крестоносцев. После подавления мятежа предводители крестоносцев в марте 1204 г. подписали договор о захвате Константинополя и разделе Византии, что и было осуществлено 13 апреля 1204 г. В тот день город подвергся разграблению, причем многие христианские святыни и реликвии были вывезены в Европу. Единое Византийское государство на более чем пятьдесят лет перестало существовать. На его месте образовались четыре империи: Латинская, Никейская, Трапезундская и Эпирская и одно княжество (Ахейское).

Из книги История завоевания Константинополя автора Виллардуэн Жоффруа де

Глава 12. Вторая осада Константинополя (февраль–апрель 1204 года) А теперь я оставлю армию, стоящую лагерем у Константинополя, чтобы поведать о тех, кто отправился в другие гавани, и о фламандском флоте, который перезимовал в Марселе. Как только установилась теплая погода,

автора Виллардуэн Жоффруа де

[РАЗРЫВ КРЕСТОНОСЦЕВ С АЛЕКСЕЕМ IV. ВТОРАЯ ОСАДА КОНСТАНТИНОПОЛЯ (ноябрь 1203 - апрель 1204 г.)] 206В это время случилось у них одно событие, которым бароны и остальные воины были весьма опечалены: умер аббат Лоосский, который был святым и праведным человеком и который желал

Из книги Завоевание Константинополя автора Виллардуэн Жоффруа де

[ЗАХВАТ КОНСТАНТИНОПОЛЯ (12 апреля 1204 г.)] 232Больше мы теперь не станем рассказывать вам об этих, а поведаем о тех, кто остался перед Константинополем, превосходно подготовив свои орудия и расставив свои камнеметы и свои мангоньо на кораблях и юиссье, и все орудия, которые

Из книги История Крестовых походов автора Жуанвиль Жан де

Глава 12 Вторая осада Константинополя Февраль – апрель 1204 года А теперь я оставлю армию, стоящую лагерем у Константинополя, чтобы поведать о тех, кто отправился в другие гавани, и о фламандском флоте, который перезимовал в Марселе. Как только установилась теплая погода,

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

13. Осада и взятие Царь-Града крестоносцами в 1204 году отражены в русских летописях как взятие Искоростеня Ольгой, а у Гомера - как взятие Трои греками 13.1. Рассказ русской летописи Описав три мщения Ольги Древлянам, русские летописи переходят к рассказу о взятии Ольгой

Из книги Франция. Большой исторический путеводитель автора Дельнов Алексей Александрович

ЗАХВАТ КОНСТАНТИНОПОЛЯ Четвертый крестовый поход оказался самым прибыльным и самым бесславным - если не сказать позорным. Христово воинство немного сбилось с пути и вместо освобождения Святой Земли набросилось на православную Византию.К началу XIII в. папский престол

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

13. Осада и взятие Царь-Града крестоносцами в 1204 году отражены в русских летописях как взятие Искоростеня Ольгой А у Гомера - как взятие Трои греками 13.1. Рассказ русской летописи Описав три мщения Ольги Древлянам, русские летописи переходят к взятию Ольгой древлянской

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

РАЗГРОМ КОНСТАНТИНОПОЛЯ КРЕСТОНОСЦАМИ И ЛАТИНСКАЯ РОМАНИЯ Несмотря на ряд предпринятых византийскими василевсами мер, преследовавших обновление бюрократической системы и упрочение центральной власти, Византийское государство не миновало глубокого кризиса, в итоге

Из книги Крестовые походы. Под сенью креста автора Доманин Александр Анатольевич

Захват Константинополя LXX. ...Дело было в пятницу, примерно за 10 дней до вербного воскресенья (9 апреля 1204 г.), когда пилигримы и венецианцы закончили снаряжать свои корабли и изготовлять свои осадные орудия и приготовились идти на приступ. И тогда они построили свои корабли

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Захват Константинополя крестоносцами «Благословен тот, кто завладеет Константинополем!» - сказал Пророк Мухаммед. Многие правители Востока и короли Запада мечтали овладеть Константинополем, 29 раз его осаждали - греки, римляне, персы, авары, болгары, арабы, дружины

автора Заборов Михаил Абрамович

VI. Захват Антиохии крестоносцами (3-28 июня 1098 г.) Из хроники Раймунда Ажильского «История франков, которые взяли Иерусалим» Гл. VII. ...После того Танкред укрепил некий монастырек за рекой; и за это граф дал ему 100 марок серебра, и прочие предводители, кто сколько

Из книги История крестовых походов в документах и материалах автора Заборов Михаил Абрамович

Четвертый крестовый поход и завоевание Константинополя

Из книги История крестовых походов в документах и материалах автора Заборов Михаил Абрамович

VII. Захват Константинополя крестоносцами в 1203 г.

Из книги История крестовых походов в документах и материалах автора Заборов Михаил Абрамович

X. Захват и разграбление византийской столицы крестоносцами в апреле 1204 г. Из мемуаров Жоффруа Виллардуэна «Завоевание Константинополя» 240. ...Совет постановил, что они будут готовиться снова в течение следующего дня, который приходился на субботу, и все воскресенье, а

Из книги Четвертый Крестовый поход. Миф и реальность автора Парфентьев Павел

1204 г. Второе взятие Константинополя Между тем, как нам известно, события на этом далеко не завершились. Предыстория дальнейшего такова. Народ Константинополя был недоволен действиями императоров Исаака II и Алексея IV, особенно ограблением храмов с их стороны. Это было

Из книги Исторический очерк Церковной унии. Ее происхождение и характер автора Зноско Константин

Глава III ЗАВОЕВАНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ КРЕСТОНОСЦАМИ В двух больших походах XII в. крестоносцы ук­лонились от цели освобождения Иерусалима из-под власти мусульман. В 1204 г. французские и итальянские рыцари вместе с венецианцами зах­ватили Константинополь, разграбили его

Похожие публикации