Новая школа - Образовательный портал

Как правильно сделать анализ стихотворения. Как сделать анализ стиха

Анализ текста - вещь не самая простая. Для того, чтобы комплексно изучить и понять сложный художественный текст или философский трактат (научные, отраслевые тексты опускаем) не всегда достаточно даже самого внимательного прочтения. Нужны правильные инструменты. Такими инструментами считаются герменевтика и семиотика. Герменевтика - искусство толкования текстов, как древних манускриптов, так и сложных философских трактатов. Что мы можем позаимствовать из этой науки на простом, обывательском уровне, да простят нам Гадамер с Рикером, - метод "вживания", попытайтесь отождествить себя с персонажами, перенести себя в ситуацию. Пусть это сложно, требует определенной подготовки, но это весьма эффективный способ. Найдите информацию об авторе, об эпохе, сделайте бриф исторических событий, политической карты мира - это поможет вам считать правильные смыслы.

Семиотика - наука о знаке. С точки зрения семиотки, культура - мир знаковых систем. Чем это может помочь? На самом примитивном уровне, встреченная и весьма храктерная для американского детектива фраза: "он показал большой палец или средний палец", - без понимания трактовки знаков может ввести читателя в заблуждение. Более глубокий уровень семантического анализа, об этом много писал в своих трудах Ю.М. Лотман, - понимание взаимоотношения между знаками, культура интерпретации, характерная для той или иной эпохи, страны, среды. Другими словами, нам надо понимать, "кто" нам говорит - положение автора в обществе, обязательства, которые он имел перед обществом, например, часто в современных текстах, ссылаются на Аристотеля, как на родоначальника идей демократии, глашатая свободы и равноправия, это все отчасти верно, но когда мы это читаем, всегда следует помнить, что он также был одним из ярых апологетов рабства, когда он говорил о человеке, следует понимать, что это только взрослый мужчина эллин, все остальные не были даже людьми по мнению великого Аристотеля. Ярослав Мудрый, который спустя много лет знакомился с трудами Аристотеля, закладывая основы нашего с вами понимания о правде и справедливости, в глазах своего учителя был бы не более, чем варваром, животным.

Второй наглядный пример семантических взаимосвязей - старый эксперимент, котрым часто удивляют культурологи свои аудитории в России. Если попросить зал крикнуть певое существительное, что придет им в голову, после сказанного тобой, и сказать "кошка", большинство людей крикнет "мышка" - у нас в России это четкая взамосвязь прослеживается всегда, как и то, что лиса - хитрая, а медведь глупый, однако вооружившись эим семантическим аппаратом, пытаясь понять сказки Древнего Востока, Америки, вы скорее всего столкнетесь с непониманием.

Резюмируем вышесказанное. Для понимания текста нужно: иметь информацию об авторе, исторической эпохе, культуре, языке (особенно, еси вы читаете произведение в переводе и можете только догадываться об истинной природе первоначального смысла), попытаться пропустить все это через себя, вжиться в полученный образ, так у вас может получиться немного приблизиться к первоначальному смыслу или идее.

Но есть и другой подход, который гласит, что текст создает читатель. Существует столько версий каждого произведения, сколько ненасытных пар глаз по нему пробежалось. Если следовать этому подходу, то вовсе не имеет значения, что пытался сказать автор, важно то, что вы услышали. Инерпретатор порождает новый текст, новые смыслы, новую знаковую систему, возможно, именно это и является причиной эволюции))

Текст явление очень сложное. Не существует единственного, финального, правильного анализа литературного произведения. Анализом можно заниматься всю жизнь, с очень разных точек зрения, получая все новые и новые результаты. Кроме того, основные ключи к пониманию произведения лежат не внутри него, а снаружи - в контексте его создания, в культуре, исторической эпохе, социальных процессах, личной судьбе автора и т.д. Именно эти два факта не видны в том подходе к литературе, с которым многие из нас знакомы благодаря советской средней школе, где литературоведение в большой степени служило идеологически-политическим целям. Оттуда же с большой вероятностью идет и сама постановка вопроса о "комплексном анализе".

В науке существуют понятия "объект", "предмет" и "субъект" исследования, без определения которых любой анализ будет плавать в безграничном (буквально) пространстве. Не вдаваясь в детали и определения приведу несколько возможных вариантов.

За объект исследования (что мы рассматриваем) мы можем взять исходный текст произведения, но с не меньшим успехом (хотя и с отличающимся набором возможностей для анализа) мы могли бы использовать его устные формы, или совокупность материальных воплощений данного текста с момента его появления, или совокупность различных форм представления данного текста в определенную эпоху, или отражения и воспроизведения данного текста в различных формах культуры на протяжении определенного периода.

За предмет (что мы изучаем) - психологию автора или эпохи; какие-то психологические аспекты в исторической перспективе; структуру произведения; варианты сообщений, которые оно доносит до различных реципиентов различных эпох без привлечения специального анализа и способы интерпретации с разных позиций; какие-то мировоззренческие, исторические, историографические, лингвистические, литературоведческие, психологические, социальные, семиотические, эстетические, культурологические аспекты в различных контекстах и т.д.

Ну и, наконец, субъект - это человек, который проводит анализ. Самое очевидное это с позиции какой науки он подходит к изучению текста. Он в рамках данного анализа филолог? Историк? Историограф? Семиотик? Культуролог? Психолог? Дизайнер костюма? Драматург? и т.д. Какие конкретно вопросы из своей области он изучает в данном анализе? Кроме того, его собственная культура, язык, история его народа и государства, жизненный опыт, уровень подготовки в различных вопросах, интересы, мотивы. Все это может давать очень разные выводы при анализе. Например, какие-то произведения даже принадлежащие собственной культуре очень сложно понять не пройдя определенных событий, выборов, ситуаций в собственной жизни. Ну или, полагаю, знакомое вам явление, когда вернувшись через 10 лет к прочтению той же самой книги вы вдруг воспринимаете ее совсем иначе.

Теперь еще один пример, для иллюстрации безграничности понятия "анализ литературного произведения". Возьмем текст о жизни человека на древнем Ближнем Востоке, написанный голландским автором в XVI в., переведенный в XIX в. на русский язык русским переводчиком, и читаемый вами в XXI в. Это целых четыре очень по-разному организованных культурных позиции во взаимодействии! Каждая из которых имеет все то огромное количество аспектов, примеры которых перечислены выше! И если с позиции современной антропологии или палеонтологии этот текст может не представлять интереса, то например с точки зрения историографии или культурологии он настоящая кладезь! Гуманитарная наука представляет собой мириады зеркал-прожекторов устремленных друг на друга и многократно отражающих друг друга.

Если не брать узкоспециальные взгляды и остановиться на некотором бытовом понимании произведения (которое тоже может быть очень сложным, разнообразным, меняться со временем: это всего лишь еще одна точка зрения, нисколько не умаляемая), то стоит кратко ознакомиться с эпохой, в которой жил автор, укладом жизни, структурой общества, социальными процессами в это время, личной историей автора; а также хорошо знать свой язык и историю, иметь побольше собственных знакомств с различными людьми и свершений в собственной жизни.

Всё зависит от того, кто анализирует. На данном этапе своего развития наука литературоведение уже накопила громадный опыт, забыть который при анализе произведений не получится. К примеру, возьмём филолога, который отдал этой области 20 лет жизни. Он ни за что уже не сможет просто делать комплексный анализ, как вы выразились, потому что, по его мнению, комплексный анализ непременно должен включать в себя поиск скрытых смыслов, аллюзий, ассоциаций и тд. Во-вторых, все зависит от автора и произведения, которое вы анализируете. Если это Достоевский или Булгаков, то отказываться от поиска "скрытых смыслов" просто глупо, потому что авторы сами хотели, чтоб читатели эти скрытые смыслы искали. Но а если вам придёт в голову анализировать Дарью Донцову, то тут поиск скрытых смыслов и ассоциаций говорит явно о паранойе:)

В небольшое дополнение к другим грамотным ответам:

Глубокий анализ текста, на мой взгляд, всегда должен производиться не с позиции читателя, и даже не с позиции персонажей книги, а с позиции автора произведения. Таким образом, анализируется не почему персонаж Х сделал Y, а почему автор именно в этом месте этого произведения сделал такой сюжетный ход, почему автор использовал такое слово в этом предложении, какую авторскую задачу воплощает в себе этот персонаж, и так далее. По сути, нужно пытаться буквально заглянуть в голову автору и попытаться понять, о чем он думал в процессе написания каждой страницы.

Впрочем, без прямого подтверждения ваших додумок от автора, сделать это крайне сложно, и таким образом как раз рождается огромное количество безумных теорий о том, что "синие занавески на самом деле символизируют одиночество автора".

Анализ любого произведения начинается с восприятия - читателя, слушателя, зрителя. Если рассматривается литературное сочинение, то оно противопоставляется, скорее, другим идеологиям, чем другим искусствам. Слово как таковое является средством не только литературы, но и человеческого языка вообще. Таким образом, основная аналитическая нагрузка падает на обозначение критериев художественности. Анализ произведения - это прежде всего проведение границ между художественным творением и продуктом человеческой деятельности вообще, будь то литература или любое другое искусство.

Составление плана

Анализ художественного произведения требует разграничения его формы и идейного содержания. Идейное содержание - это прежде всего тематика и проблематика. Затем - пафос, то есть эмоциональное отношение художника к изображаемому: трагизм, героика, драматизм, юмор и сатира, сентиментальность или романтика.

Художественность заключается в деталях предметной изобразительности, в последовательности и взаимодействии внутренней и внешней деятельности изображаемого во времени и пространстве. А также анализ художественного произведения требует точности в освещении композиционного развития. Это и наблюдение за развитием в порядке, способах, мотивировках повествования или описания изображаемого, в стилистических деталях.

Схемы для анализа

Прежде всего, рассматривается история создания данной работы, обозначается её тематика и проблематика, идейное направление и эмоциональный пафос. Затем исследуется жанр в его традиционности и своеобразии, а также данные художественные образы во всех их внутренних связях. Анализ произведения выводит на передний план обсуждения и характеризует всех центральных персонажей, одновременно проясняя сюжетные линии в особенностях построения конфликтов.

Далее характеризуются пейзажи и портреты, монологи и диалоги, интерьер и обстановка действия. При этом обязательно нужно обращать внимание на словесный строй: анализ литературного произведения требует рассмотрения авторских описаний, повествований, отступлений, рассуждений. То есть предметом изучения становится речь.

Детали

При анализе обязательно распознаются как композиция произведения и характеристика отдельных образов, так и общая архитектоника. Напоследок обозначается место данного сочинения в творчестве художника и его значимость в отечественной и мировой сокровищнице искусств. Особенно это важно, если производится анализ произведений Лермонтова, Пушкина и других классиков.

Необходимо донести информацию об основных проблемах эпохи и прояснить отношение к ним творца. По пунктам обозначить традиционные и новаторские элементы в работе автора: каковы идеи, тематика и проблематика, каков творческий метод, стиль, жанр. Очень полезно изучить отношение к данному творению ведущих критиков. Так, у Белинского получился практически исчерпывающий анализ произведений Пушкина.

План характеристики персонажа

Во вступлении необходимо определить место персонажа в общей системе образов данного произведения. Главная часть включает в себя прежде всего его характеристику и указание социального типа, материального и общественного положения. Подробно рассматривается внешний облик и не менее обстоятельно - его мировосприятие, мировоззрение, круг интересов, привычки, склонности.

Обязательное исследование характера деятельности и основных устремлений персонажа весьма способствует полному раскрытию образа. Также рассматривается его влияние на окружающий мир - все виды воздействия.

Следующий этап - анализ героя произведения в области чувств. То есть как он относится к окружающим, его внутренние переживания. Анализируется и отношение автора к данному персонажу. Каким образом личность выявляется в произведении. Дана ли характеристика самим автором напрямую, или он сделал это с помощью портрета, предыстории, посредством других персонажей, через поступки исследуемого или его речевую характеристику, с использованием окружающей обстановки или соседей. Заканчивается же анализ произведения обозначением проблемы в обществе, которая привела художника к созданию именно такого образа. Знакомство с персонажем получится достаточно близким и познавательным, если путешествие по тексту провести интересно.

Анализ лирического произведения

Начать следует с даты написания, затем дать биографический комментарий. Обозначить жанр и отметить его своеобразие. Далее целесообразно как можно более подробно рассмотреть идейное содержание: выявить ведущую тему и донести основную мысль произведения.

Чувства и их эмоциональная окраска, выраженные в стихотворении, динамика в нем господствует или статика - всё это составляет важнейшую часть, которую должен содержать анализ литературного произведения.

Важно при этом обратить внимание на впечатление от стихотворения и проанализировать внутреннюю реакцию. Отметить преобладание общественных либо личных интонаций в произведении.

Профессиональные детали

Далее анализ лирического произведения входит в сферу профессиональных деталей: конкретно рассматривается структура словесных образов, их сопоставление, а затем - развитие. Какой путь избрал автор для сопоставления и развития - по контрасту или по сходству, по ассоциации, по смежности или по умозаключению.

Подробно рассматриваются изобразительные средства: метонимия, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, символ, сарказм, перифраза и так далее. Особенно необходимо выявить наличие интонационно-синтаксических фигур, таких как анафоры, антитезы, эпитеты, инверсии, риторические вопросы, обращения и восклицания.

Анализ произведений Лермонтова, Пушкина, да и любого другого поэта, невозможен без характеристики основных особенностей ритмики. Необходимо обозначить прежде всего, что именно использовал автор: тонику, силлабику, силлабо-тонику, дольник или свободный стих. Затем определить размер: ямб, хорей, пеон, дактиль, анапест, амфибрахий, пиррихий или спондей. Рассматривается способ рифмовки и строфика.

Схема анализа произведения живописи

Сначала указывается автор и название картины, место и время её создания, история и воплощение замысла. Рассматриваются причины выбора модели. Обозначаются стиль и направление данного произведения. Определяется вид живописи: станковая она или монументальная, фреска, темпера или мозаика.

Объясняется выбор материала: масло, акварель, тушь, гуашь, пастель - и характерен ли он для художника. Анализ художественного произведения предполагает и определение жанра: портрет, пейзаж, историческая живопись, натюрморт, панорама или диорама, марина, иконопись, бытовой жанр или мифологический. Также следует заметить его характерность для художника. Донести живописный сюжет или символическое содержание, если таковые наблюдаются.

Схема анализа: скульптура

Так же как и предусматривает анализ произведения живописи, для скульптуры сначала указывается автор и название, время создания, место, история замысла и воплощение его в жизнь. Обозначаются стиль и направление.

Теперь необходимо определить вид скульптуры: круглая, монументальная или мелкая пластика, рельеф или его разновидности (барельеф или горельеф), герма или скульптурный портрет и так далее.

Описывается выбор модели - это существующий в реальности человек, животное или его аллегорический образ. А может быть произведение является полностью фантазией скульптора.

Для полного анализа нужно определить, является ли скульптура элементом архитектуры, или она отдельно стоящая. Затем рассмотреть авторский выбор материала и то, чем он обусловлен. Мрамор это, гранит, бронза, дерево или глина. Выявить национальные особенности работы и, наконец, передать личное отношение и восприятие. Анализ произведения скульптора окончен. Схожим образом рассматриваются и объекты архитектуры.

Анализ музыкального произведения

Музыкальное искусство для раскрытия жизненных явлений располагает специфическими средствами. Здесь определяются связи между образным смыслом музыки и ее структурой, а также средствами, которые использованы композитором. Эти особенные черты выразительности и призван обозначить анализ музыкального произведения. Более того, он должен сам стать средством для развития эстетических и этических качеств личности.

Для начала необходимо выяснение музыкального содержания, идеи и концепции произведения. А также его роли в воспитании чувственного познания полной картины мира. Затем нужно определить, какие выразительные средства музыкального языка сформировали смысловое содержание произведения, какие интонационные находки применил композитор.

Как сделать качественный анализ

Вот неполный перечень вопросов, на которые должен ответить качественный анализ музыкального произведения:

  • О чём эта музыка?
  • Какое название можно ей дать? (Если сочинение не программное.)
  • Есть ли в произведении герои? Какие они?
  • Есть ли в этой музыке действие? Где происходят конфликты?
  • Каким образом проявляются кульминации? Нарастают ли они от вершины к вершине?
  • Каким образом композитор объяснил нам всё это? (Тембры, темпы, динамика и т. д. - то есть характер произведения и средства создания данного характера.)
  • Какое впечатление производит эта музыка, какое настроение передаёт?
  • Какие ощущения испытывает слушатель?

Раньше я читал много книжек по эффективности, тайм-менеджменту, менеджменту и тому подобному. Но 6 месяцев назад я придумал собственный инструмент, который стал для меня незаменимой технологией саморазвития. Это ежедневный самоанализ. Он приносит мне огромную пользу и заменил все остальные технологии. Надеюсь, что он поможет и вам!

Вот как я использую этот инструмент. КАЖДЫЙ день в 22:00 у меня срабатывает будильник на мобильном. Постоянство обязательно! В это время я ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН выделить минимум 20-30 минут, чтобы проанализировать дела за день. Анализ я провожу по следующему списку и обязательно письменно (для этого у меня есть отдельный блокнот):

1. Что я сделал правильно/хорошо? Как можно усилить в будущем эти преимущества?

2. Что я сделал неправильно? Что можно было сделать лучше? Как в дальнейшем поступать в подобных ситуациях и исправить ошибки?

3. Что можно было ещё сделать? Почему это не было сделано? Как в будущем избежать повторения этой ситуации?

(Это обязательный пункт! Можно целый день ни фига не делать и по первым двум пунктам пройти, как красавчик).

4. Приблизил ли текущий день достижение моих долгосрочных целей? Что надо было сделать, чтобы ещё ближе подойти к целям? (Соответственно, у вас должны быть цели.)

5. Что я буду делать завтра, чтобы усилить сильные стороны, обойти слабые и приблизиться к достижению своих долгосрочных целей? Этот пункт идёт как вывод из предыдущих 4-х.

Чтобы ещё усилить этот пункт, можно проработать задачи на следующий день в органайзере. Очень часто нам «набрасывают» задачи окружающие, и мы, не задумываясь, записываем их в свои органайзеры. Если же на трезвую голову в спокойной обстановке посмотреть на эти задачи и проанализировать их с точки зрения своих целей, то от половины можно отказаться, а ещё четверть можно делегировать кому-то другому.

Обязательные правила при выполнении самоанализа:

1. Анализировать дела только текущего дня. Вы не вспомните, с кем и как «неправильно» общались или провели телефонный разговор вчера. Делать всё надо по горячим следам.

2. Анализу подлежит всё: почему я долго добираюсь на работу? Сколько раз и кто мне звонил? Почему звонили именно мне? Могли бы звонить кому-то из сотрудников? Как прошли переговоры, и что я упустил? Как оптимизировать финансовую схему работы моих компаний? Как уменьшить налоговую нагрузку в свете последней оплаты налога на прибыль?..

Я пересматриваю звонки, которые поступили мне на мобильный, смотрю почту, органайзер.

3. Делать постоянно. Очень сложно заставить себя делать самоанализ постоянно. Часто бывает, что вечером вы устали и хотите отдохнуть, нет сил, хочешь есть и т.п. Но использовать данный инструмент надо постоянно! Иначе толку от него не будет.

4. Делать всё письменно.

Так анализ получается глубже и осмысленней, и вы можете записать для себя выводы и важные моменты на которые стоит обратить внимание.

5. Раз в месяц нужно пересматривать выводы (пункт 5) и анализировать, все ли они были выполнены, всё ли идёт гладко. Если нет, то надо поставить для себя цель на неделю и сконцентрировать внимание на каком-то одном аспекте. Это очень важно. Потому что все мы знаем, что есть огромная разница между тем, как надо делать, и как я это делаю.

Казалось бы, инструмент очень простой, но в результате его использования я получил реальную пользу:

1. Уменьшилась нагрузка – я стал отказываться от большого количества задач, бизнесов и проектов, которые противоречат моим целям.

2. Жизнь стала более сознательной – ежедневный анализ очень чётко подчеркивает мои сильные и слабые стороны, правильные и неверные поступки, отношения со временем.

3. Ежедневные небольшие улучшения – по сути моя система помогает реализовать тот же принцип, что и «кайдзен».

4. До использования данного инструмента я находился в броуновском движении – много дел, встреч, проектов, задач. После начала использования – всё раскладывается по полкам, становится чётким и понятным.

Уверен, вам хорошо известно чувство, когда вы постоянно заняты. Что-то делаете, вроде бы много, целыми днями. Но когда проходит год и вы себя спрашиваете: «Чего я добился за этот год, что значимое я сделал?» – то в голову приходит только новый iPhone и пара каких-то глупых шумных посиделок с друзьями, и всё. А ведь прошёл целый год! И вы даёте себе слово, что в следующем году всё исправите, будете заниматься чем-то значимым, но и этот год проходит,и ничего особо не меняется. Описанный мною инструмент позволяет разорвать этот порочный круг.

В использовании данного инструмента есть только одна сложность – нужно иметь достаточно высокий уровень самокритичности. Проверка на самокритичность – вопрос «какие у меня слабые стороны?» Если на этот вопрос у вас нет ни одного ответа, то инструмент вряд ли для вас. А чтобы ещё упростить анализ дневных событий, можно подходить ко всему произошедшему с точки зрения такой цепочки: что хотел получить? – что реально получил? – почему так получилось?

Кому и для чего нужен SWOT-анализ. Как его правильно проводить. Какие виды SWOT-анализа существуют и в какой ситуации их применять.

Начиная какой-либо бизнес-проект, многие сталкиваются с необходимостью планирования своих действий на короткий или длительный промежуток времени. Для того чтобы планирование было адекватным текущей ситуации, необходимо учесть собственные возможности, которые можно использовать для достижения цели, недостатки, могущие помешать этому, а также влияние внешних факторов на успех предприятия. Одним из эффективных методов оценки является SWOT-анализ, который позволит, учитывая все реалии, построить наиболее эффективную стратегию продвижения, сбыта, рекламных кампаний и любой деятельности, касающейся жизни проекта.

Что такое SWOT-анализ

В настоящее время существует несколько методов оценки текущего положения компании, доказавших свою практическую эффективность при стратегическом планировании. Самыми популярными являются SNW-анализ и SWOT-анализ.

SNW-анализ позволяет выявить преимущества и недостатки компании, а также учесть особенности организации, которые нельзя отнести ни к первым, ни ко вторым. В то же время SNW не учитывает факторов внешнего мира, которые также очень сильно могут влиять на успешность той или иной стратегии.

SWOT-анализ заключается в оценивании плюсов и минусов компании в перспективе достижения цели или выполнения поставленной задачи, а также все возможности и риски внешней среды, в которой эта компания существует. Этот метод незаменим при стратегическом планировании и постановке целей и задач организации, а также для выбора способов их достижения и решения.

Название SWOT представляет собой английскую аббревиатуру: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы). Именно эти параметры оцениваются в анализе.

Какие вопросы решает применение SWOT-анализа

SWOT-анализ в первую очередь направлен на оценку всех факторов, которые могут повлиять на достижение компанией поставленной цели. Поэтому выполнять этот анализ нужно, опираясь на конкретную задачу.

SWOT помогает ответить на такие вопросы:

  • какими ресурсами располагает компания и что будет необходимо для достижения поставленной цели;
  • какой ресурс будет потрачен на достижение цели;
  • какие ресурсы можно привлечь из внешней среды;
  • что препятствует достижению цели внутри компании;
  • какие факторы во внешней среде могут замедлить или затруднить достижение поставленных целей;
  • в качестве общего вывода - достижима ли поставленная перед компанией цель и при каких условиях это возможно;

Проще говоря, применяя этот метод, аналитик ясно видит, что можно сделать для достижения цели, какими средствами располагает компания для этого, и есть ли средства достижения цели, которые можно взять из внешнего мира. Также оцениваются факторы риска и способы их предотвращения.

Видео: что такое SWOT-анализ и как его сделать

Суть и разновидности SWOT-анализа

SWOT-анализ представляет собой описание всех вышеназванных факторов, а его результаты чаще всего визуализируют в форме таблицы.

Таблица SWOT

Внутри компании Во внешнем мире
Преимущества Сюда вносится всё, что способствует достижению компанией целей стратегического планирования (сильные стороны компании) Сюда можно отнести все факторы, способствующие развитию и достижению целей (возможности). Например, рост спроса на данный товар или услугу, подорожание определённых активов, имеющихся в распоряжении организации и т. д.
Недостатки В эту ячейку вносится всё, что может ограничивать
в достижении цели внутри компании (слабые стороны компании)
В эту ячейку вписываются экономические, политические, социальные, рыночные и другие факторы, которые могут негативно повлиять на реализацию поставленных целей (угрозы)

Экспресс-анализ

Экспресс-анализ - это самая простая и быстрая форма проведения анализа. Она включает учёт и оценку внутренних и внешних факторов из таблицы, приведённой выше. Все эти факторы анализируются и сводятся в следующую таблицу, которая называется перекрёстной матрицей. В эту матрицу вносятся только те факторы, которые можно соотнести между собой. Например, высокие темпы производства (сильная сторона предприятия) позволят воспользоваться высоким спросом на товар (возможность). Или недостаточность опыта (слабая сторона) может помешать реализовать поставленные задачи в условиях высокой конкуренции (угроза).

Преимуществом экспресс-анализа является его простота и возможность сделать быстро. А также такая форма SWOT-анализа позволяет отразить внутренние и внешние факторы в их взаимодействии, что немаловажно для формирования стратегии организации.

Недостатком такого анализа является его поверхностность и тот факт, что в матрицу не попадают те элементы, которые также могут иметь важное значение для развития компании, но их нельзя связать с возможностью или угрозой.

Таблица: перекрёстная матрица SWOT

Сводный анализ

Сводный анализ - это анализ как настоящего момента, так и длительных перспектив развития компании или продукта. Этот вид анализа чаще всего используется в комплексе с другими инструментами исследования рынка. Для проведения сводного анализа необходимо выписать все факторы в таблицу SWOT, затем оценить каждый фактор с точки зрения его веса для компании и вероятности его возникновения в будущем.

Сводный анализ делается тщательно, в процессе используются данные, полученные путём других исследований, по возможности ситуация исследуемой компании сравнивается с ситуацией конкурентов. А также разрабатываются методы улучшения ситуации.

Смешанный анализ

Смешанный тип анализа попросту объединяет в себе два предыдущих. Это детальное исследование позиций фирмы на перспективу, результаты которого вносятся в перекрёстную матрицу.

Принципы проведения

Чтобы результаты SWOT-анализа имели достоверность, важно придерживаться некоторых принципов при его проведении:

  1. Избегать субъективности. Если вы оцениваете продукт, то его уникальность и полезность должны быть не вашим личным мнением, а результатом опросов, фокус-групп или других исследований, позволяющих статистически достоверно оценить мнение рынка. Сильные и слабые стороны должны считаться таковыми не по мнению аналитика, а по результатам проведённых исследований и в сравнении с аналогичным продуктом конкурентов.
  2. Ставить максимально конкретные цели. Просто оценивать ситуацию бессмысленно, если нет критерия оценки, которым становится значимость исследуемых факторов для цели. Надо от чего-то отталкиваться. Чем конкретнее будет цель, тем достовернее и полезней в практическом применении будет результат.
  3. Чётко классифицировать элементы SWOT по таблице. Не стоит путать внешние угрозы со слабыми сторонами или возможности с ресурсами. Мода на ваш продукт будет вашей возможностью увеличить продажи, а высокое качество продукта (опять же, в сравнении с конкурентами и по мнению рынка) будет вашей сильной стороной.
  4. Комбинировать SWOT с другими методами исследования. Важно, чтобы элементами матрицы были не домыслы аналитика, а реально подтверждённые практикой или исследованиями факты. Чем больше информации доступно аналитику, тем точнее будет результат.
  5. Анализировать только те факторы, которые будут нужны для достижения поставленных задач и выстраивания нужной стратегии.

Все слабые и сильные стороны, угрозы и возможности определяются фактическими данными и результатами маркетинговых ислледований, имеющимися в открытом доступе или полученными аналитиком

В некоторых случаях необходимо учитывать только те слабые и сильные стороны внутри компании, на которые можно повлиять. Один знакомый маркетолог рассказывал о том, как был выстроен SWOT-анализ деятельности производственной организации, с которой он работал. При этом было решено оценивать максимально очерченную и поддающуюся влиянию область: деятельность отдела продаж. Ни продукт, ни производственная деятельность при этом не учитывались, так как реконструировать планировали именно менеджмент данного отдела с целью увеличения продаж (на тот момент компания работала себе в убыток). Цель была также поставлена максимально конкретная и доступная для понимания в цифровом эквиваленте: разработать стратегию увеличения продаж уже существующего продукта без модернизации производства (на это в тот момент у компании просто не было ресурса). Именно такая конкретная постановка вопроса привела к эффективности стратегического планирования в дальнейшем.

Для чего и кому нужен SWOT-анализ

SWOT-анализ - инструмент, имеющий нужный эффект при верном его применении. Как и топор, который будет отлично рубить дрова, но совершенно не подходит для приготовления каши (хотя у русских солдат на этот счёт может существовать другое мнение), SWOT-анализ будет полезным, только если применять его к месту.

При этом во многих случаях можно обойтись (и многие даже обходятся) без SWOT-анализа, тем не менее этот инструмент существенно облегчит понимание того, что и как делать, в несколько раз повысив эффективность стратегии.

В каких случаях SWOT-анализ не помешает:

  • при составлении дерева целей организации, определения стратегии существования на рынке как в краткосрочном, так и в долгосрочном промежутке времени (здесь он просто необходим);
  • в случаях, когда вы начинаете новый бизнес-проект;
  • в случаях, когда вы развиваете новую отрасль, разработку или запускаете новый вид деятельности.

Несмотря на то что в теории SWOT-анализ стоит делать при начинании любого проекта, так как это покажет целесообразность начинания, позволит взвесить все риски и оценить возможности, соразмерив их с внутренним ресурсом, на практике чаще всего новички этим пренебрегают. Многие бизнес-проекты с нуля начинаются абы как, без построения стратегии и уже потом, после первых успехов руководители обращаются к маркетологам. Тем не менее определённый процент таких проектов, созданных на энтузиазме, приходит к прочному положению на рынке. Чаще всего к SWOT-анализу прибегают уже те, кто набил шишки на своих первых бизнес-проектах, а также предприниматели, обладающие достаточным опытом и знаниями для того, чтобы понять необходимость исследования рынка и собственного продукта (организации).

SWOT-анализ позволяет сформировать план действий по достижению цели

Что такое анализ стихотворения

Это направленный разбор лирического произведения, в ходе которого используется определенная схема для выявления характеристик стиха.

Для чего нужен анализ стихотворения

Он применяется, как правило, критиками и литературоведами для создания объективной характеристики того или иного произведения. Был даже создан специальный алгоритм того, как делать анализ стихотворения. Он также используется как средство "донесения" идей автора до широких масс.

Как делать анализ стихотворения. Шаг первый

Хотя схема построения анализа и существует, она весьма приблизительна, и в ней много субъективного. В первую очередь, нужно вдумчиво прочитать произведение. Как делать анализ стиха, не поняв его? После этого нужно выявить основную мысль, "зерно" произведения. И это значит, что ее нужно объективно сформулировать в короткой и понятной словесной форме. Задайте себе вопрос: "Что хочет сказать автор?". После того как вы найдете на него ответ, все будет намного проще. Далее нужно обнаружить микротемы текста и определить, как они связаны между собой.

Как делать анализ стихотворения. Шаг второй

После того как вы поняли, что говорит автор, обратитесь к тому, как он это говорит. Здесь речь пойдет о его приемах, слоге и экспрессии. Все это иначе никак не выявить, кроме как делать анализ стихотворения правильно. Обратите внимание на общую композицию, рифмовку, наличие лексических повторов. Далее приступайте к более детальному рассмотрению: ищите средства эмоциональной выразительности, тропы и прочие приемы. При этом обращайте внимание на то, как они соотносятся с микротемами и сверхзадачей самого произведения. Проще говоря, анализ состоит из двух этапов: выявления цели, которой хочет достичь автор, и выявления средств, которыми он для этого пользуется. И здесь одинаково важно все: от главной мысли до скромного эпитета. Поскольку, определив направление анализа, нужно понимать, что все детали стихотворения должны ему соответствовать.

Трудности исследования

Многие люди, столкнувшись с тем, что объективно оценить авторскую позицию зачастую оказывается намного сложнее, чем это выглядит на первый взгляд, склоняются к субъективному анализу. Он сводится к описанию личных впечатлений и мыслей по поводу стихотворения. Такие анализы правильнее было бы назвать рецензиями. Но ничего плохого в них нет, напротив, в некоторых сферах (к примеру, в публицистике) подобные описания даже упрощают задачу аналитика и работают ему на пользу. А вот ученикам школ не приходится выбирать, как делать анализ произведения, - только с общепринятой точки зрения.

Подведем итоги

Анализ любого художественного произведения - неотъемлемая часть коммуникаций между автором и людьми. Ведь многие не понимают значение того или иного стихотворения, поэтому критикам приходится его толковать, раскладывая все по полочкам. Но так как их мнения зачастую расходятся, анализ произведения становится способом понять скорее влияние автора на различных людей, чем его самого. Но несмотря на это (или благодаря этому), разбор поэтических произведений еще долгое время будет актуальным способом их оценки.

Похожие публикации