Новая школа - Образовательный портал

Проект каким должен быть учитель. Современный учитель. Какой он

«Имидж современного педагога» - Работа со словарями. Взгляд учителя. Профессионализм. Внешние факторы. Имидж современного учителя. Здоровье педагога. Личностные качества. Коммуникативные качества. Дискуссия. Дети. Корпоративная культура. Древо решений. Имидж педагога. Работа с терминами. Составляющие профессиограммы. Школа будущего.

«Работа педагога по самообразованию» - Формы повышения самообразования. План работы по самообразованию. Мотивы. Самообразование педагогов. Обширный информационный материал. Изучаемый процесс. Возможная проблема. Содержание тетради по самообразованию. Ключевые слова. Пути решения. Овладение способами проектирования. Тематика самообразования.

«Самообразование» - Овладение методикой работы с детьми. Выбор темы для самообразования. Развитие способностей к перепроектированию. Формы работы по самообразованию. Практическая деятельность. Раздел плана. Алгоритм составления плана по самообразованию. Самообразование педагогов. Знания. Теоретическое изучение проблемы.

«Профессиональная культура педагога» - Общение в педагогической деятельности. Профессиональный стиль общения. Результаты анкетирования. Макияж. Общение на основе увлеченности. Культура педагога. Отношение к ученику. Пустяки. Коммуникативные задачи. Стиль одежды. Внешний вид учителя. Коммуникация. Интересные уроки. Качества характера учителя.

«Педагог» - Три составляющих имиджа. Восприятие. Имидж – загадочное и красивое слово. Профессия педагог – особенная. Как выглядит педагог. Красноречие. Составление портрета учителя выпускниками. Каким должен быть современный педагог. Технологии охраны здоровья педагога. Анкетирование. В одежде учителя должен отражаться его высокий статус.

«Современный педагог» - Послушание. Личность педагога в традиционной системе обучения. Создание ориентировочной основы познания. Неприязнь к предмету занятий. Педагогический профессионализм. Проблема педсовета. Оптимизм. Педагогический совет. Показатели эффективности учебной деятельности. Заповеди самому себе. Форма проведения.

Всего в теме 23 презентации

Современный учитель и современный ученик. «В первую очередь учитель должен быть патриотом своей профессии. Я иногда вспоминаю слова Василия Сухомлинского о том, что такое ад, а что – рай. Так вот, ад, когда человек работает не по призванию, а рай – это место, где все люди работают в соответствии со своими талантами. Учитель и его воспитанники будут счастливы только тогда, когда эта работа по просветлению детских голов, будет ему по душе.» Во­вторых, учитель должен быть высокообразованным профессионалом, постоянно самосовершенствующимся. Ну и, конечно, он должен быть социально защищен. Государству нужно во всем способствовать учителю, чтобы он не ходил, скажем, с лопатой по огороду, дабы накормить свою корову и свиней, а создать все условия и возможности для того, чтобы почитать, подумать, поработать в Интернете. Чтобы он мог и оздоровиться, и пролечиться». Десятилетний Савва был более конкретен: «Учитель должен знать свой предмет. Знать меру в подаче учебного материала и уметь преподать его так, чтобы каждый сидящий в классе мог понять, о чем речь. Я считаю, что сделать это может каждый учитель, стоит только захотеть». «Мне нравится, когда учитель дает второй шанс тем, кто не сделал уроки. Если это повторится, то тогда пусть ставит двойку, ­ считает ученица начальной школы и в конце добавляет: ­ Я вижу учителя с коричневыми волосами, карими глазами и не очень высокой». Интересно, что мнения старшеклассников о современном учителе кардинально противоположные. Одни видят его «в доску» своим, другие – ходячей энциклопедией. Почти все сошлись в одном ­ чтобы не ругал(а) за макияж и стильную одежду. Остальные размышлизмы подростков вместились в словах 15­ летнетнего подростка: «Современный учитель ­ это не молоденький «прикольный учитель» в пирсинге, который рассматривает тебя как объект своей работы. Это учитель, который понимает тебя и всегда готов помочь тебе. Он привязывается к своим ученикам и желает им только лучшего. Он может найти со всеми общий язык. И конечно, он будет счастлив, если его ученики оценят его труд. Настоящий учитель должен быть терпеливым, потому что ученики могут «немножко выводить». Наверное, очень трудно из «бревна» сделать толкового человека, поэтому надо хоть иногда идти навстречу учителю, и, какой бы он ни был, уважать его». Современный учитель, подлинный профессионал. Это учитель, способный модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого осмысления и применения в практике достижений науки и педагогического опыта. Каким же должно быть его методическое сопровождение? На наш взгляд, основополагающим в содержании и структуре методической работы является определение педагогической позиции и развитие инновационного потенциала учителя. Признавая учителя ключевой фигурой в системе развития, обучения и воспитания учащихся, необходимо создать условия и для развития его личности. Организация конкурсов педагогических инициатив в рамках проекта ИСО создает условия, способные обеспечить раскрытие и развитие инновационного потенциала учителя – способности проектировать и моделировать развитие образования в конкретных формах, в практической деятельности. Участниками конкурсов педагогических инициатив становятся педагоги, более других ориентированные на достижение успеха, свободное педагогическое творчество. Участие в конкурсе дает учителю возможность представления педагогического опыта, доброжелательного обсуждения его, свидетельствует о росте профессиональной компетентности. Ученикам был задан вопрос ­ «Каким должен быть современный учитель?» в диаграмме представлены ответы учеников.

Каким должен быть современный учитель? 19.1% (476) 11.9% (295) 9.7% (241) 6.6% (163) 13.8% (344) 17.8% (443) 11.8% (293) 9.3% (231) компетентным; мобильным; гуманным; практичным; порядочным; увлеченным; неунывающим другое Учащийся и Учитель: педагогика сотрудничества С чего начинается школа? С классной доски? С куска мела, учебников и тетрадок? Любой учитель скажет: «С меня»! Родитель скажет: «С меня»! А вот обыкновенный школьник, выстроив свою иерархию школьных ценностей, скажет: «Эй, взрослые люди­человеки! Спросите меня»! На наш взгляд, этот ребенок будет прав. Зачастую взрослые начинают рисовать на «чистом листе детства» замысловатые фигуры и рисунки, пытаясь, каждый по­своему, что­то добавить, изменить, чтобы получился шедевр педагогического искусства. Но какой? Игра «Современный ученик глазами…» (родителей, учителей, детей) и аналогичная «Современный учитель глазами…» Все участники делятся на три группы – родители, ученики, учителя. На листе рисуют образ ученика глазами представителей своей группы, затем передают по кругу и каждая группа дорисовывет образ ученика. Затем все рисунки вывешиваются на доску и идет мозговой штурм – как учить, как воспитывать, чтоб образование современного ученика было эффективным и интересным, а дети были успешными. Затем, на основании полученных данных, делается вывод – чему учить и как учить. Как можно использовать эти данные. Как нам изменится, чтобы стать успешными учителями, а наши ученики стали успешными. Родитель приводит в школу ребенка в надежде и полной уверенности, что у любимого чада неоспоримые «вундеркиндовские способности» и их можно развить. Учитель же считает, что все дети перед ним с одинаковым развитием, и учит их согласно стандартной программе (не выполнить программу равно профессиональному преступлению!). Мало того, что родитель пытается в чаде реализовать порой невыполнимые мечты, так и учителя в школе стремятся через свой предмет создать будущих Михайло Ломоносовых и А.Пушкиных, потому что мнение учителя непререкаемо и безапелляционно. Мне кажется, что от такой практики давно необходимо избавляться, так как она вредит не только самим взрослым (ведь по большому счету конфликтующими сторонами в школе являются не дети, а родители и учителя), но, главное, ребенку! Ребенок, будучи от природы весьма одаренным учеником, может постепенно терять вкус к обучению. Так, С. Пейперт подчеркивал, что одной из причин формирования у ребенка боязни и нежелания учиться усматривает в принятом в современном обществе разделении всех людей на способных и не способных к учению, на склонных к математическим наукам и гуманитариев, хотя дело вовсе не в способностях, а в организации процесса обучения. Школьный учитель считает, что все успехи его ученика связаны с его авторитетом, с качеством обучения, а ведь порой такие успехи строятся на репетиторах, дополнительном платном образовании, усилиях родителей. В череде проблем мы с вами забываем о главном, что в слове «школа» объединены важнейшие слова «ученик», «учитель», «родитель»!

Пока мы не найдем тесного соприкосновения в социологической цепочке, покуда мы не станем понимать, что общие усилия должны дать плодотворный результат, говорить об изменениях в образовании, которые будут способствовать развитию национального проекта «Образование», еще рано. Для себя несколько лет назад я приняла решение о необходимости радикальных мер в профессиональном саморазвитии. Я прочитала множество книг и публикаций. Но нового прилива энергии не последовало, и любовь учеников к предмету не увеличилась. Возник некий скепсис и недоверие: «А кому эти инновации нужны»? Но именно опыт показывает, что применение нетрадиционных форм и методов способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, исключает зазубривание материала, знания усваиваются через практику. В настоящее время от выпускников школ требуются не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. В этих условиях становится все более очевидным, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед ним задачи. Возникает необходимость в новой, активной модели обучения, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Урок с применением информационных технологий можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Ведь для учителя – это возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения. Для учащегося – это другой стиль общения, ощущение себя в новом качестве, а значит появление новых обязанностей и ответственности. Для учителя и ученика – это возможности развивать свои творческие способности, ощутить взаимосвязь разных наук, применять различные источники знаний. В процессе проведения уроков с применением информационных технологий складываются благоприятные условия для развития критического мышления, аналитических способностей, конкретики в формулировках как вопросов, так и ответов. Как заметил известный английский педагог Энтони Маллан, «если бы компьютер не был изобретен как универсальное техническое устройство, его следовало бы создать специально для целей образования». И в понимании этого тезиса начинать необходимо с самих учителей, которые, в большинстве своем, не видят ценности использования компьютерной техники в учебном процессе. На наш взгляд, современный учитель должен владеть элементарными навыками использования информационных технологий и компьютера, которые помогут ему решить следующие проблемы:         оформление школьных документов; создание мониторингов и диагностик; использование медиатеки; создание презентаций и применение их в обучении; организация самостоятельной работы учащихся; обмен информацией через Интернет; создание творческой лаборатории учителя; комплектование методической базы учителя. По мере овладения информационными технологиями учителю обязательно захочется испробовать их в своей деятельности. Появится желание творить не только самому, но и вместе с учениками. А это самое ценное. Могу с уверенностью сказать, что дети никогда не смеются над промахами учителя, они стараются помочь и всегда это делают с открытой душой. Чем это не педагогика сотрудничества? Нам кажется, что и в этапы традиционного урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление и объяснение домашнего задания), и в разные типы урока (комбинированный, изучение нового материала, закрепление знаний, на уроках контроля и оценки знаний) гармонично вписываются информационные технологии. На помощь учителю и ученику приходит проектная деятельность, позволяющая глубоко и разносторонне изучить вопрос, используя самые разнообразные инструменты исследования. Учащиеся

успешно выполняют работу, когда у них появится личная заинтересованность, возможность проявить себя, понимание практической значимости исследования. Именно такие условия и должен создать учитель для самостоятельной деятельности школьников. Эта функция – непроста и ответственна. Информационные технологии остаются одним из инструментов самостоятельной работы ученика, а поддержка, корректировка действий учащихся, выстраивание атмосферы исследования – все это ложится на плечи наставника, учителя. Может быть, мы ошибаемся, но пока мы четко видим четыре этапа урока, в которых можно использовать метод творческого проекта в образовательном процессе:     объяснение нового материала, домашние задания, внеклассная деятельность, оценка качества знаний.

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ

КАКОЙ ОН?

«Если учитель имеет любовь к делу, то он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, то он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, то он – совершенный учитель»

Л.Н.ТОЛСТОЙ



Самые высокие требования современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. Но спешу заметить, что ученикам важна и внешняя, эстетическая сторона восприятия учителя.

Можно назвать ряд качеств, которыми, по их мнению, должен обладать.учитель. Он понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика, заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает. Кроме того, он любит детей, доброжелательный, гуманный, общительный, хороший друг, открытый, искренний. На уроке это человек изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный. Применяет психологические знания и приемы для решения трудных ситуаций. Он умеет владеть собой, сдерживать эмоции, тактичен, эрудирован, обладает чувством юмора, легкой иронией.


УЧИТЕЛЯ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКОВ

  • Любит всех своих учеников
  • Добрый
  • Строгий, но справедливый
  • Знает свой предмет на «отлично»
  • Современный
  • С чувством юмора
  • Умеющий сопереживать
  • Мобильный
  • Знает не только свой предмет
  • Разбирается в политике

И очень мягкие как мягкий знак и само слово!

уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал

честные, человечные, чуткие, с чувством юмора

искренние, индивидуальности

Тактичные, толерантные, терпеливые

естественные, единомышленники

любящие детей, любящие свою работу




А можем ли мы с уверенностью сказать:

Я знаю, чему сегодня надо учить. – Я знаю то, чему надо учить. – Я знаю, как научить. – Я понимаю, что эти знания сегодня нужны людям. – Я вижу, что люди благодарны за мою работу. – Я уверен в том, что мой труд полезен обществу.

Это кредо современного учителя. Оно актуально на протяжении многих столетий, ведь в этих простых истинах заложена программа учительского труда, его общественная польза и значимость. Такое понимание себя как педагога-профессионала вряд ли может устареть. Отлично владеть своим предметом, глубоко знать содержание преподаваемого курса, применять современные педагогические технологии в образовательном процессе – главные составляющие успешного учительского труда.

Быстро меняющийся мир заставляет и нас быстро меняться. То, что вчера казалось правильным и современным, сегодня утратило свое значение.

А отсюда наша постоянная неудовлетворенность собой.

И именно эта неудовлетворенность заставляет нас стремиться к новому, лучшему, чтобы идти в ногу со временем.


«Imagination was given to man to compensate him for what he is not; a sense of humor to console him for what he is. So keep smiling.»

Bacon



https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно… Подвести к этому ребёнка и есть главная задача современного учителя. Л. С. Выготский Роль учителя в современной школе

Главная цель Повышение качества знаний учащихся, чтобы в дальнейшем выпускники могли стать конкурентоспособными во взрослом мире.

Главная задача Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Каким должен быть учитель в этом стремительно меняющемся мире? Учитель, влюблённый в свой предмет. Учитель, уважающий личность учащегося. Учитель, способный воспринять точку зрения ученика. Учитель - психолог. Учитель, владеющий современными ИКТ. Учитель - соратник.

Профессиональные качества современного учителя Требования к учителю Качества учителя Модель учителя

Профессиональные качества современного учителя общепедагогическая психолого-педагогическая социально-педагогическая педагогическая эрудиция

Профессиональные качества современного учителя владение педагогической диагностикой

Профессиональные качества современного учителя владение педагогической технологией

Профессиональные качества современного учителя педагогические инновации

Педагогические инновации По видам деятельности: педагогические управленческие По характеру вносимых изменений: радикальные комбинаторные По источнику возникновения: внешние внутренние

Профессиональные качества современного учителя Научно – исследовательская работа (НИР) по педагогике

Какую роль играет школьный учитель на современном этапе развития образования?

Учитель От государства: Требования к уровню компетентности учителя (аттестация) От государства: Требования к модели выпускника (стандарты и т.д.) От администрации: Отчёты, справки От науки: Положения современной дидактики От ученика: Индивидуальный подход От родителей: Ожидания

Первая модель Вторая модель Третья модель

Современный учитель Каким ему быть?

Основные требования к педагогическим кадрам 1) Квалификация соответствующего уровня и профиля 2) Конкурентоспособность на рынке труда 3) Компетентность 4) Ответственность 5) Свободное владение своей профессией 6) Ориентирование в смежных областях деятельности 7) Владение современными педагогическими и информационными технологиями 8) Способность к постоянному профессиональному росту 9) Социальная и профессиональная мобильность

компетенция компетентность

1. Владение содержанием и методологией предмета 2. Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса 3. Знание валеологических требований к уроку и умение использовать их при проектировании учебного процесса 4. Владение приёмами эффективного общения с детьми, с коллегами, с родителями 5. Владение приёмами, социализирующими и развивающими ребёнка средствами учебного предмета 6. Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация) 7. Умение управлять инновационным процессом (проектировать, провести и проанализировать эксперимент) 8. Владение навыками обобщения и передачи своего опыта Система профессиональных компетенций учителя

Анализ уровня компетенций учителя можно проводить 3 способами: 1) способом самооценки 2) способом экспертной оценки путём прямого наблюдения за работой учителей на уроках и целевого анализа этих уроков 3) тестированием уровня знаний и умений по некоторым компетенциям

Учитель ХХ Ι века

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учитель ХХ Ι века

Умеет находить общий язык со своими учениками

Должен идти в ногу со временем

Должен иметь хороший словарный запас, чувство юмора

Должен быть современным интеллигентным человеком

Не ждите вознаграждения за свою работу

Не смущайтесь своими ошибками. Экспериментируйте, ищите.

Сохраняйте в себе детскость

Примите всё то, что есть в ребёнке

Помогай и одобряй труд ребёнка

Старайся ничему не учить ребёнка напрямую. Учись сам.

Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг

Педагогика нежности – требование сурового времени

Современный учитель и качество образования Личностно – ориентированный подход на уроках

Основные средства субъективизации: 1) Систематическое использование опережающего отражения окружающей действительности почти на всех структурных этапах урока 2) Целенаправленное развитие логического мышления учащихся 3) Повышение речевой активности школьников

Что это даёт? Ученик предопределяет виды и содержание учебной деятельности Логическое мышление является важнейшим интеллектуальным качеством Широкое включение устной речи в учебную деятельность стимулирует внимание, память и мышление ученика

Для реализации личностно – ориентированного обучения в практике используют различные методы: исследовательский проблемный эвристический

Кто он – современный учитель? В российских школах 1 млн. 264 тыс. педагогов 1 млн. 99 тыс. (87%) - женщины Во Франции – 57 % В Японии – 32 %

Кто он – современный учитель? Средний возраст учителей – 43 года Столько же молодых (до 30 лет) 50,7% - люди от 31 до 46 лет Каждый десятый - пенсионер

Кто он – современный учитель? Около 40 % учителей не бывает: Почти 70 % не желают менять свою работу на другую

Кто он – современный учитель? У никальный, у мный, у спешный, у ниверсальный, у меющий хорошо давать материал Ч естный, ч еловечный, ч уткий, с ч увством юмора И скренний, и ндивидуальность Т актичный, т олерантный, т ерпеливый Е стественный, е диномышленник Л юбящий детей. л юбящий свою работу Очень мягкий, как мягкий знак и само слово! У Ч И Т Е Л Ь

Результаты анкетирования «Учитель глазами ученика»

Какими же должны быть мы – учителя современной школы?

Педагогическое кредо


Похожие публикации