Новая школа - Образовательный портал

Речевые игры. Сравнительные рассказы о насекомых. Анализ басни И. Крылова «Стрекоза и муравей. Повествование о муравье и стрекозе Почему Стрекоза обратилась к Муравью, о чем попросила Стрекоза Муравья

В этой статье описывается история создания басни «Стрекоза и Муравей», ее сюжет, мораль и основная мысль.

Басня — это нравоучительное произведение, в котором высмеиваются пороки людей. Персонажи басни обычно животные, вещи, растения или насекомые. С их помощью легче понять суть морали. Кто написал басню «Стрекоза и Муравей» ? Мораль, основную мысль и рассуждения вы сможете найти в этой статье.

Кто и когда написал басню «Стрекоза и Муравей»: автор, история создания

«Стрекоза и Муравей»

Но создателем этого произведения был не Крылов. Он просто переписал с другого языка на русский басню французского писателя Жана де Лафонтена «Цикада и Муравей» . Лафонтен также не является автором басни, так как позаимствовал сюжет у Эзопа — греческого баснописца, жившего в 6 веке до нашей эры. Но именно Крылов сделал перевод на русский язык. Получилось произведение, которое мы знаем сейчас, и на котором воспиталось много поколений.

Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: текст

Текст произведения небольшой. Учить его задают детям начальной школы. Оно легко запоминается. Вот текст басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» :



Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: мораль, основная мысль

Как и любое другое произведение, «Стрекоза и Муравей» Крылова содержит мораль и основную мысль.

  • Мораль находится в концовке, а перед этим разворачивается интересный сюжет. Стрекоза не подготовилась к зиме, она все теплые летние дни пела и плясала. Но когда пришла зима, она пришла к Муравью и стала проситься к нему, чтобы поесть и согреться.
  • Муравей усердно работал от начала и до конца лета, чтобы быть готовым к зимним холодам. Поэтому он ответил Стрекозе с ноткой сарказма: раз она все лето пела, пусть теперь идет пляшет.
  • Основная мысль басни в том, что Стрекоза не работала летом, и зимой осталась ни с чем — без дома и еды. Муравей трудился все лето, поэтому у него есть где жить и что поесть.

Под поступками Стрекозы в этой басне скрыты человеческие пороки. Ведь есть и такие люди, которые не любят работать, но когда им что-то нужно, они просят у тех, кто трудился.

Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: краткое содержание для читательского дневника

Ученикам начальной школы по русской литературе нужно вести читательский дневник, в котором они записывают краткие содержания прочитанных произведений. Это помогает лучше запомнить рассказы и басни. Вот краткое содержание для читательского дневника басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» :

Попрыгунья Стрекоза не работала все лето, а только пела и плясала. Под каждым листом у нее был готов и стол и дом. Но лето быстро закончилось, У Стрекозы нет ни еды, ни дома, и она решила пойти к Муравью, который трудился все лето. Муравей спрашивает у Стрекозы, а что же она делала все лето? Стрекозе нечего ответить, как только: «Пела». «Ах, ты пела? Так поди же попляши», — ответил ей Муравей.

Как охарактеризовать героев басни «Стрекоза и Муравей»: характеристика героев



«Стрекоза и Муравей»

В школе задают дать характеристику героям этой басни. При помощи характеристики можно понять, какой персонаж положительный, а какой наоборот, отрицательный.

  • Характеристика Стрекозы — легкомысленная и самолюбивая. Не любит работать, а только петь и плясать. Веселая, подвижная, радостная, но под конец басни — печальная и озабоченная.
  • Характеристика Муравья — мудрый, любит работать. Серьезный и всегда настаивает на своем решении. Умный, так как понимает, что для того, чтобы зимой была еда и жилье, нужно все лето трудиться.

Если этих персонажей характеризовать двумя словами, то Стрекоза — ветряная и нерасчетливая, а Муравей — рассудительный и деловитый.

Почему Стрекоза обратилась к Муравью, о чем попросила Стрекоза Муравья?

Стрекоза обратилась к Муравью, потому что он трудолюбивый, и все лето работал, чтобы зимой у него было где жить и что есть. Стрекоза признала свою ошибку, и попросила Муравья вежливо о приюте и еде, чтобы он ее покормил и обогрел.

Что осуждается, высмеивается в басне «Стрекоза и Муравей», чему учит басня?



«Стрекоза и Муравей»

В произведении «Стрекоза и Муравей» осуждается легкомысленность и самовлюбленность. Также здесь высмеивается такие пороки людей, как лень, беспечность и праздность. Басня учит быть трудолюбивыми, мудрыми, серьезными и ответственными. Кроме праздников и веселья, есть еще и трудовые будни, когда нужно трудиться, чтобы было что кушать и где жить.

Как относится автор к Стрекозе и Муравью в басне Крылова «Стрекоза и Муравей»?

Стрекоза вызывает сочувствие. Она не может осознать то, что неправильно поступила, привыкла жить одним днем и на всем готовом. Советы она готова принять, но только на время, так как в основном Стрекоза способна только на беспечное существование. Она не является отрицательным героем, но недостойна быть примером для других.

Почему мне понравилась басня «Стрекоза и Муравей»: рассуждения

Все басни нравоучительные и поэтому они нравятся взрослым и детям после прочтения. Ведь с их помощью можно увидеть пороки и научиться не совершать таких ошибок, какие делают персонажи. Вот подробное рассуждение, почему мне понравилась басня «Стрекоза и Муравей:

Стрекоза хоть и не работала все лето, и не запасла еды и крова на зиму, а только пела и плясала, ее все равно жаль. Она недостойна быть примером для других, но вызывает сожаление. Стрекоза попросила Муравья приютить ее только до весны. Но он отказал, так как она не осознала своих ошибок, которые будет повторять снова и снова. Старательный и трудолюбивый Муравей, наоборот, проработал все лето, и понятно, почему он отказал в помощи Стрекозе. Он знает, что необходимо заботиться о завтрашнем дне. Но я все-таки не согласен с моралью этой басни, так как Муравей мог проявить милосердие и пусть Стрекозу на зиму к себе жить.

При помощи этой басни, автор дает советы читателям, как нужно жить: не лениться, а трудиться. Но и отдыхать также нужно. Муравей работал все лето, а зимой он отдыхает, так как за окном холодно, а у него есть кров и пища. Муравью можно дать такой совет: оставаться таким же серьезным и трудолюбивым, а Стрекозе — набраться ума, работать и думать о будущем.

Басня «Стрекоза и Муравей»: план для сочинения, какие вопросы можно поставить?



Стрекоза пришла к Муравью просить еду и кров

Школьникам из начальной школы задают на дом или в классе написать сочинение на тему басни «Стрекоза и Муравей». Вот план для сочинения

  1. Развлечения Стрекозы.
  2. Просьба о помощи у Муравья.
  3. Как он проучил Стрекозу за бездельничество?

Чтобы было легче писать сочинение, можно поставить вопросы, а ответы к ним — это готовое сочинение. Вот вопросы:

  1. Что делала Стрекоза летом?
  2. Что изменилось в ее жизни с наступлением холодов?
  3. К кому обратилась Стрекоза, когда ей понадобилась помощь? Что она попросила?
  4. Что ответил ей Муравей? Как понять его слова: «Ты все пела? Это дело. Так пойди же попляши»?
  5. Испытываете ли вы чувство жалости к Стрекозе? Дайте развернутый ответ.
  6. Чтобы вы сделали на месте Муравья и почему?
  7. В каких строках заключается главная мысль басни?
  8. При помощи этого произведения, что нам хотел донести автор?
  9. На примере Стрекозы и Муравья — как люди не должны поступать?

При написании сочинения важно понять главную мысль произведения. В этой басне она заключается в том, что не нужно поступать бездумно, иначе потом можно остаться ни с чем.

Какие крылатые выражения, пословицу можно выделить из басни «Стрекоза и Муравей»?

Крылатые выражения и афоризмы из этого произведения используются даже современными людьми в разговорной речи. Это говорит о том, что данное произведение действительно интересное и поучительное. Крылатые выражения, которые можно выделить из басни «Стрекоза и Муравей» :

Это выражение означает проведение времени без пользы, пустая трата времени.

Данное выражение указывает на мимолетность времени. Лето — короткое и быстро проходит, а за ним быстро наступает зима.

Везде у Стрекозы было угощение. В любом месте можно поспать и поесть.

Это выражение указывает на то, что не хочется даже заниматься любимыми делами, если голодно и холодно.

Легкомысленное поведение всегда ведет к тому, что человек забывает о важных делах.

К басне «Стрекоза и Муравей» подходят такие пословицы:



Пословицы, которые подходят к басне «Стрекоза и Муравей»

Как быстро выучить басню «Стрекоза и Муравей»: советы

Любую басню Крылова можно выучить в течение получаса. Необходимо воспользоваться некоторыми хитростями. Вот советы, как быстро выучить басню «Стрекоза и Муравей» :

  1. Можно слова произведения пропеть . Три или четыре таких повторения под любимую мелодию, и басня быстро запомнится.
  2. Вообразите себя великим чтецом и прочитайте басню перед зеркалом.
  3. Представляйте события, которые описываются в басне . Также представьте последовательность развития сюжета. С первого раза, конечно, не получится запомнить, но вы можете подглядывать во время заучивания — 30 минут и басня заучена без труда.
  4. Также можно повторять четверостишиями . Сначала выучите первые 4 строки, потом вторые и так далее. Затем 3 раза повторите все произведение.

Кроме этого, заучиванию можно помочь, если представить себя Стрекозой. Еще нужно проговаривать все по заранее составленному плану. Выше был написан план и вопросы к басне. Обозначьте для себя последовательность событий и тогда выучить произведение не составит большого труда.

Инсценировка басни, сценарий театральной постановки для праздника осени «Стрекоза и Муравей»: слова, текст

Басня «Стрекоза и Муравей» небольшая и рассказать ее можно за 30 секунд. Но это не означает, что с этим произведением не получится сделать театральную постановку. Можно придумать оригинальную инсценировку басни, например, для праздника осени. Вот сценарий к этой басне — слова, текст:







Стрекоза идет к муравейнику, закутавшись в сухой лист. Выглядывает Муравей.



Эта сценка на 5 минут. Она получится интересной и веселой. Важную роль играют декорации и костюмы персонажей. Праздник осени с инсценировкой басни Крылова будет запоминающимся, так как произведение «Стрекоза и Муравей» всеми любимое — и взрослыми, и детьми.

Видео: Стрекоза и Муравей. И.А.Крылов. Басня

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Цели урока:

  • Приобщать детей к чтению басен.
  • Учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализировать и делать выводы.
  • Учить работать в парах, группах

Задачи:

  • Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова.
  • Учить видеть и чувствовать за строками произведения смысл басни, выражать свои мысли.
  • Развивать и обогащать речь учащихся, художественный вкус.

Планируемые результаты

предметные:

  • учащийся познакомится с басней И.А.Крылова “Стрекоза и Муравей”, повторит и закрепит изученные сведения о басне, будет учиться аргументировать свое мнение в ходе дискуссии, соотносить пословицы и смысл басенного текста, характеризовать героев басни с опорой на текст, читать выразительно басню по ролям;

метапредметные:

  • учащийся продолжит учиться формулировать учебную задачу, принимать ее, сохранять и стремиться выполнить; продолжит освоение УУД логического характера (анализ, сравнение, причинно-следственные связи, обобщение), будет овладевать знаково - символическими средствами представления информации (определение жанра), активно использовать речевые средства при работе с текстом; проявит готовность признавать различные точки зрения; в ходе работы в паре и группе продолжит осваивать начальные формы познавательной рефлексии (отвечая на итоговые вопросы и оценивая личные достижения);

личностные:

  • развитие мотивов учебной деятельности; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; осмысление ценности труда; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; формирование адекватной самооценки.

Формируемые УУД:

  • личностные : соотносить поступок с моральной нормой; оценивать поступки героев; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния; мотивировать свои действия; проявлять доброжелательность; применять правила делового сотрудничества, оценивать собственную учебную деятельность;
  • регулятивные : планировать решение учебной задачи, анализировать собственную работу;
  • познавательные : устанавливать причинно-следственные зависимости; обсуждать проблемные вопросы;
  • коммуникативные : воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; характеризовать героев произведения.

Тип урока: Урок изучения нового и совершенствование знаний и способов деятельности, интегрированный с уроком “окружающий мир”.

Технологии: использование технологии развития критического мышления, проблемно-диалоговое обучение.

Оборудование:учебник “Литературное чтение” 2-й класс, 1 часть (составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова), фонограмма “Звуки леса”, портрет Эзопа, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова, таблички со словами, с текстами пословиц и загадок, задания для учащихся (для работы в парах, группах), листы с текстами загадок, пословиц, стихотворений для учащихся, лист самооценки, мультфильм “Стрекоза и Муравей”, справочник по литературному чтению “Моя шкатулка” (Бершанская О.Н., Дегтярёва Г.Д., Киров, 2010).

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

  • Чтение без размышления – пустое занятие.

Прочитайте.

Как вы понимаете выражение?

2. Проверка д/з.

Прочитайте слова. Составьте с ними предложение. Что они вам подсказали?

На доске: повозка, Лебедь, Рак, Щука.

Выразительное чтение басни “Лебедь, Рак и Щука”

Какова мораль басни? Какое выражение стало крылатым?

Чтение табличек с пословицами:

  • Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось.
  • Без беды друга не узнаешь.

Прочитайте пословицы. Выберите пословицу к басне “Лебедь, Рак и Щука”.

Что такое “басня”?

3. Подготовка к восприятию художественного произведения.

А) Речевая разминка.

Прочитайте предложение, записанное на доске

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...

С разной интонацией

Назовите отгадку.

Как догадались?

На доске закрепляется табличка со словом ОСЕНЬ

Ребята, осень – что это? (Время года)

Б) Чтение детьми текстов загадок на раздаточных листах.

Прочитайте первую загадку. Посоветуйтесь с соседом по парте в выборе отгадки. Докажите верность отгадки (на партах толковые словари с закладками для выяснения лексического значения незнакомых слов).

Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.

На доске картинки с насекомыми:мухи, пчелы, бабочки, жука, осы, муравья, стрекозы.

Дети называют отгадку, доказывают выбор ответа, выбирают картинку.

Дети. Это муравей.

Что вы знаете о муравьях? (Ответы детей)

О муравьях есть много пословиц. Прочитайте (на доске).

  • Мал муравей телом, да велик делом.
  • Ступай к муравью, ленивый, поучись у него благоразумию.

Какая пословица вам понравилась больше и почему?

Прочитайте вторую загадку.

Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо...

Работа над отгадкой аналогична первой про муравья.

Почему стрекозу сравнили с аэропланом?

Дети. Крылышки стрекозы по форме напоминают крылья самолётика. Они прозрачны. Пропуская свет неба, крылья кажутся голубыми.

Что вы знаете о стрекозе? (Ответы детей)

В) Работа по составлению слов из частей.

На доске карточки:

за Стре ко вей ра Му

Какое задание предлагаете выполнить?

Составьте слова из карточек.

На доске выстраиваются слова: осень, Стрекоза, Муравей.

Какой вопрос хотите задать?

Дети: Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с большой буквы?

Высказывают предположение.

А могут они стать героями басни?

Г) Прочитайте стихотворение об осени русского поэта А. Плещеева “Скучная картина” (слова стихотворения напечатаны на раздаточных листочках).

Скучная картина

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!.. (А. Плещеев)

Что вы чувствовали при чтении стихотворения? Почему?

Из Словаря настроений (“Моя шкатулка”) дети выбирают те, которые можно отнести к стихотворению.

Почему у вас было такое настроение?

Д) - Как могут быть связаны между собой слова осень, Cтрекоза, Муравей? Составьте с ними предложение - предположение.

Сегодня мы познакомимся с басней И.А. Крылова “Стрекоза и Муравей”.

Что бы вы хотели узнать на уроке? Чему будем учиться? (Будем вдумчиво читать басню, учиться оценивать поступки героев, инсценировать) Что надо вспомнить с прошлого урока?

Е) - А сейчас я предлагаю вам на несколько минут вернуться в лето. Чем оно хорошо? (У детей закрыты глаза)

Дети: Тепло, красивые цветы, насекомые.

(Звучит музыка) Смотрите, смотрите! Стрекоза! Какая она?

Дети: Красивая, беспечная, веселая, резвая.

Что делает?

Порхает, перелетает, садится, ловит, отдыхает.

Живет там же и другое насекомое - муравей. Какой он?

Трудолюбивый, старательный, неутомимый, заботливый.

Целыми днями он что-то делает... (носит, трудится, строит, заботится)

На доске открывается запись:

Стрекоза

  • Веселая, беспечная,
  • Порхает, перелетает, отдыхает.

Откройте учебники на стр.106, рассмотрите иллюстрации. Кого из героев художник нарисовал совсем не так, как мы представляли? Как вы думаете, почему?

4. Первичное восприятие текста.

Чтение басни “Стрекоза и Муравей” учителем не до конца, до слов “Ты всё пела?..” (Прием “чтение с остановками”)

Как вы думаете, пустит Муравей Стрекозу? (Дети говорят своё мнение)

Дочитывание басни.

Ребята, пустил ли Муравей Стрекозу?

5. Проверка первичного восприятия.

Назовите героев басни?

Чем была занята все лето Стрекоза?

А чем был занят Муравей?

О чем попросила Муравья Стрекоза?

Что ответил Муравей?

Понравилась вам басня?

Оправдались ли ваши ожидания при чтении этой басни?

6. Физкультминутка.

Фонограмма “Звуки леса”.

Игра: “Что я делаю, скажи, точно также покажи”.

Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась.

7. Анализ литературного произведения.

а) Чтение басни учащимися. Какие слова и выражения вам не понятны? (чтение с пометками).

Просмотрим мультфильм. Может быть, он поможет в объяснении слов.

Почему у Стрекозы тоска, да ещё злая?

Как вы понимаете выражение “Зима катит в глаза”?

Как она катит? (Надвигается неожиданно)

Что значит “помертвело чисто поле”? (Урожай собран. Цветы и травы увяли, засохли. Насекомые и животные попрятались, впали в спячку. Птицы улетели. В поле стоит мёртвая тишина.

Самооценка своей деятельности.

б) Выборочное чтение.

Найти в тексте строчки о жизни Стрекозы летом.

Найдите строчку, которая подводит итог жизни Стрекозы летом.

Лето целое все пела.

Как можно назвать Стрекозу одним словом?

Лентяйка. (Добавляется запись на доске)

Что у нас получилось?

Синквейн.

Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы? Найдите слова, которые говорят о ее состоянии.

Злая тоска.

  • К кому пошла Стрекоза за помощью?
  • С какой просьбой обратилась она к Муравью? (найти в тексте)
  • Что ей ответил Муравей?
  • Как следует понимать слова Муравья?

в) Сочувствуете ли вы стрекозе?

Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?

Дайте характеристику герою (с помощью словаря из справочника “Моя шкатулка”).

Составьте синквейн “Муравей”. Работа в группах.

8. Вторичный анализ.

– Какие пороки людей высмеивает И.А. Крылов в своей басне?

– Какие слова являются моралью данной басни?

Запись на доске:

  • с насмешкой
  • с презрением;
  • с любовью;
  • с юмором;
  • с добротой;
  • с восхищением;
  • с теплотой.

Учитель: Поэт выставлял своих басенных героев в смешном свете, рассказывая о них с долей юмора, доброты и тепла.

Чтение по ролям.

Прочитайте диалог Муравья и Стрекозы выразительно. Работа в парах.

Групповая работа учащихся – творческая работа.

Задания в группах учащиеся выполняют по выбору.

Задание первой группе .

* Моделью указать жанр произведения (“Моя шкатулка”)

* Среди перечисленных признаков отметь только те, которые относятся к басне. Докажите, что произведение “Стрекоза и Муравей” – басня.

  • Герои-животные или растения,
  • Наличие вымысла,
  • Стихотворная форма,
  • Троекратный повтор,
  • Мораль,
  • Изображение переживаний и чувств,
  • Небольшой объём,
  • Наличие своих постоянных героев,
  • Необычность.

Задание для второй группы.

* Показать живую картину басни (мимика, жесты) “Стрекоза и Муравей”.

– Какие чувства испытывала Стрекоза, обращаясь за помощью к Муравью?

Задание третьей группе.

– Что ожидает героев басни в будущем?

Задание для четвёртой группы.

Собрать пословицы и найти те, которые относятся к басне.

Самооценка деятельности.

9. Итог урока.

Кто из героев басни вам понравился больше?

Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.

Как вы их понимаете?

Какая из пословиц о муравьях подходит герою басни?(пословицы на доске)

10. Рефлексия.

– Что нового и интересного открыли вы для себя на этом уроке?

Изобразите смайликом, какое настроение было у вас на уроке.

Самооценка деятельности.

11. Д/з. Выразительное чтение басни. По желанию – наизусть.

По выбору:

Прочитайте стихотворение Афанасия Фета и сравните его с сезонными изменениями в басне.

Ещё вчера на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,
И озимь пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.
...Сегодня вдруг исчезло лето;
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо – всё одето –
Каким-то тусклым серебром...

Чтение и сравнение басни Эзопа “Стрекоза и муравьи” в переводе Л.Н. Толстого.

(Басня напечатана на раздаточных листочках)

Прочитайте басню Эзопа в переводе Л. Н. Толстого “Стрекоза и муравьи”.

Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: “Что ж ты летом не собрала корму?” Она сказала: “Недосуг было: песни пела”. Они засмеялись и говорят: “Если летом играла, зимой пляши”.

Эзоп, Лафонтен, Крылов и др. (устаревший вариант) Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт;
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она...

Дальнейшая история известна, и мораль оставалась неизменной на протяжении веков:

«Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»


Эзоп, Лафонтен, Крылов и др. (современный вариант)
По началу - всё так же. Муравей усердно работает на протяжении всего лета, строит свой дом и запасается на зиму.

Стрекоза считает, что Муравей дурак. Она веселится, танцует и играет всё лето напролёт.

Но потом, когда пришла зима, голодная и дрожащая от холода Стрекоза созывает пресс-конференцию и требует объяснения, почему Муравью позволено быть в тепле и хорошо накормленным, в то время как она всеми покинутая не имеет ни еды, ни крыши над головой?!

Все радио и теле каналы транслируют промокшую, дрожащую Стрекозу параллельно с Муравьем, приятно устроившимся за столом, заполненным едой, в своем теплом, уютном доме. Газеты и интернет помещают фото сессии о жизни разжиревшего Муравья и на ладан дышащей Стрекозы.

Все потрясены этим резким социальным контрастом. Как такое может быть в одной из передовых стран мира?! Почему Правительство допускает страдания несчастной Стрекозы?!!

Ток-шоу со Стрекозой побивает все рейтинги, все плачут, когда хор за сценой исполняет новый джингл: "Нелегко быть Зелёным". Правозащитники устраивают демонстрацию перед домом Муравья и расклеивают лозунги с требованием отставки Главы Правительства, конфискации лишних запасов у Муравья и "раздачи слонов населению"(с).

Под давлением общественности Правительство создает комиссию по расследованию антиобщественного поведения Муравья и введения справедливого налогообложения.

Муравью выражают общественное порицание, налагают огромные штрафы за непропорциональные доходы, конфискуют лишнюю мебель и обязывают выделить для Стрекозы часть дома.

Стрекоза поселяется в доме Муравья и снова имеет возможность танцевать, веселиться и… доедать остатки муравьиных запасов. Бывший дом Муравья, а ныне "Общежитие имени монаха Бертольда Шварца" (с) приходит в упадок, Муравей уходит из дома, и никто его больше не видел.

Стрекоза тоже долго не протянула. Полиция нашла её мертвой от передозировки наркотиков. Заброшенный дом заполнился бандой пауков, которые терроризируют пришедший в упадок, но ещё так недавно, ухоженный и процветающий район.

Мораль для общества социальной справедливости:

"Если на клетке слона прочтёшь надпись
«буйвол», не верь глазам своим"
.
[Козьма Прутков]

ЗЫ. Навеяно американским предвыборным текстом "Две морали"

UPD
Для защитников "Стрекоз и Стрекозлов" дополняю вариант Дмитрия Быкова в исполнении Лидии Чебоксаровой (муз. Вл.Васильева, гитара - Евгений Быков, съемка в Театре Е. Камбуровой 03.01.2011).

Это тоже позиция, и хотя она противоречит основной идее этого поста - также, как и в рассказе Соммерсета Моэма "Стрекоза и муравей" , Всевышний одобряет идею легкой жизни - не могу отказаться от удовольствия поставить этот ролик здесь.

Басня «Стрекоза и муравей» И.А.Крылов.

  1. Подготовительная работа

«Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами будем читать басню. Давайте вслушаемся в название - «Стрекоза и муравей». Кто скажет кто это? (насекомые)».

Детям предлагаются картинки стрекозы и муравья.

«А кто из вас видел стрекозу? Чем она занимается летом? (летает, ловит мошек, отдыхает в траве-мураве. Объяснение значения этого слова). Что бы вы сказали про стрекозу? Какая она? (веселая, резвая)».

Аналогично про муравья. (Муравей собирает припасы в муравейник, он трудолюбив, он целый день занят трудом, он работает).

Как вы думаете кто поступает правильно, а кто нет? Почему?

  1. Первое прочтение басни

Учитель читает басню выразительно целиком вслух для эмоционального восприятия

  1. Разбор содержания текста в целях понимания морали басни.

«Что вам понравилось в прочитанном?»

Все варианты ответов детей принимаются.

«А теперь давайте как следует разберемся, о чем здесь говорится. Давайте прочитаем первые 4 строчки еще раз».

Ребенок читает первые 4 строчки

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

«Про что говорится в этом отрывке? (про конец лета и наступление зимы) Как названа стрекоза? (попрыгунья). Что это значит? (она беззаботна). Да, она прыгает, веселиться, беззаботна и легка.

Что делала стрекоза летом (пела, пропела) Правильно, все лето она пела.

И вот лето закончилось, после лета что идет? (осень) А после осени? (зима) И так настала зима. Как автор пишет об этом? Найдите в тексте. (катит в глаза). Это образное выражение, что означает слово катить? (двигать) Так и зима - приближается, катится к стрекозе. Как автор описывает зиму? Давайте прочитаем следующие 4 строчки».

Дети прочитывают.

Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.

«Что случилось с прежде зеленевшим полем? (помертвело) Правильно, помертвело, цветочки, травка отцвели, помертвели.

Найдите в этих четырех строчках, как жилось стрекозе летом? (под каждым листом спала и ела). Да, летом было много листьев и еды для стрекозы, но лето прошло, и наступила зима.

Дети читают строчки.

Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!

«Вот что стало со стрекозой. Наступила зима, стрекозе трудно стало искать себе еду и дом. Ей стало холодно, захотелось кушать, а весело летать, кружится больше не хотелось.

Дети читают.

Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» -

«Что же сделала стрекоза? К кому обратилась за помощью? (к муравью) Она пошла к муравью и что ему сказала – прочитайте. Как она обратилась к муравью? (кум) Кум и кума - так называли раньше друг друга люди, которые хорошо ладили между собой.

О чем попросила стрекоза? (собраться с силой до вешних дней) Вешние дни - это весенние дни.

Что ответил муравей стрекозе, давайте прочитаем».

«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.

О чем спрашивает Муравей стрекозу? (работала ли она летом)

И что она ему отвечает? Прочитайте».

Дети читают.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило».-

«Как на этот раз обратилась к муравью стрекоза? (голубчик) Голубчик - доброе обращение к приятелю, товарищу, которым пользовались раньше. Что она еще говорит муравью? (в мягких муравах у нас песни, резвость всякий час). Что такое муравы? Траву ласково называют травушкой, травушкой - муравушкой или просто муравушкой. Отсюда такое название. Значит в мягких муравах – это где? (в траве). Прочитайте эти строчки еще раз.

Чем же все закончилось? Давайте прочитаем дальше.

Учитель эмоционально прочитывает:

«А, так ты...» - «Я без души
Лето целое всё пела».-

«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

Муравей пустил к себе стрекозу? Помог ей? Как вы думаете почему? (потому что никто не любит бездельников).

Чему учит нас эта басня? Чтоб зимой не мерзнуть и не голодать, летом надо работать, а не бездельничать».

  1. Виды заданий по работе с басней после её прочтения и анализа

Составление плана

«В этой басне 4 части, найдите и назовите их».

«Найдите первую часть. Что делала стрекоза? Найдите вторую часть – Что настало с приходом зимы?».

Аналогично с остальными частями. Вопрос = заголовку плана.

План:

1. Что делала стрекоза летом?

2. Что настало с приходом зимы?

3. К кому пришла стрекоза?

4. Что ответил муравей?

(1 «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела».

2 «Нужда и голод настает… кому же в ум пойдет на желудок петь голодный»

3 «Злой тоской удручена, к Муравью ползет она»

4 «Ты все пела? Это дело. Так поди же попляши!»)


Похожие публикации