Русские писатели. А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…. «Вот север, тучи нагоняя» — отрывок из «Евгения Онегина Анализ стихотворения Пушкина «Волшебница-зима»
И вот сама идет волшебница зима
Устный журнал
Тема: стихотворения о зиме
Цель:
Создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических,живописных и музыкальных произведений искусства. Совершенствование навыков выразительного чтения. развитие наглядно-образного мышления, воображения, устной речи, творческих способностей
Оборудование
Репродукция картины К. Юона «Зима»; аудиозапись пьесы П. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»,художественные фотографии зимних пейзажей, гирлянды из снежинок, рисунки детей, плакат « и вот сама идет волшебница зима»; магнитофон
Ход занятия
Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. Сегодня на уроке мы создадим свою сказку и посвятим её волшебнице- зиме. Помогут нам в этом поэты, художники, композиторы, наше воображение и фантазия.
Нередко сказки состоят из нескольких частей или глав, так же будет и у нас. Первую главу мы посвятим поэзии
Ученики читают стихи о зиме и говорят о том, что в этих стихах произвело на них особое впечатление
1 ученик.
Я хочу прочитать стихотворение И.С. Никитина «Встреча зимы». Здесь раскрывается волшебная сила зимы. Поэт радуется, что на смену дождливой, угрюмой осени пришла зима и преобразила природу. Ушли грусть, печаль, сердце наполняется счастьем, восторгом
Встреча зимы
Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
И замерзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
2 ученик
Стихотворение, которое я буду читать тоже посвящено приходу зимы. В нем есть строчка которая дала название нашему уроку « И вот сама идет волшебница- зима» Это отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл - и вот сама Идет волшебница-зима, Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы.
3 ученик
А вот Федор Иванович Тютчев называет зиму чародейкой. Послушайте и представьте себе лес, который спит волшебным сном, околдованный чарами зимы. Это уже настоящая сказка, и мы легко можем в ней оказаться, если посетим зимний лес.
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой - В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.
4 ученик
Зимой бывают вьюги, метели, бураны, и в воображении поэтов они становятся живыми существами. Это произошло и в стихотворении «Метель»
К
ружится и хохочет
Метель под Новый год.
Снег опуститься хочет,
А ветер не дает.
И весело деревьям,
И каждому кусту,
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.
5 ученик
У волшебницы- зимы много слуг, которые исполняют все её желания. Они тоже сильные, могучие. Таким предстает Мороз-воевода у поэта Н.А.Некрасова
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи -
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
6 ученик
Мне хотелось найти стихотворение о зиме, которое нашим ребятам незнакомо. Послушайте стихотворение В.Субботина и представьте изображенную им картину зимы.
И валит, и валит, и валит... Какая, гляди, кутерьма! А что, если за день, за два ли По крыши укроет дома? Всё то же движенье снежинок! Как враз потемнело у нас! Должно быть, такая картина По всей по России сейчас. И так же легко и без шума Зима свой справляет приход: И шубу кидает на шубу, И шапку на шапку кладёт.
Учитель.
Следующая глава музыкальная. Она посвящена пьесе П.И. Чайковского «на тройке» из цикла «Времена года». П.И. Чайковский в пьесе «На тройке» музыкальными средствами передал стремительный бег коней и восторженные чувства людей, несущихся на тройке по заснеженным равнинам.
Прослушивание пьесы П.И.Чайковского
После прослушивания пьесы дети делятся впечатлениями. Учитель обобщает и дополняет их.
Учитель.
Красота зимней природы вдохновляла не только композиторов и поэтов, но и художников.
Третья глава нашей сказки посвящена картине К. Юона «Зима»
Вниманию детей предлагается репродукция картины.
Учитель.
Посмотрите на репродукцию картины К. Юона «Зима» и скажите, есть ли у вас ощущение, что вы попали в сказку?
Ученики делятся своим впечатлениями о картине,
Учитель. Последняя глава сказки называется « Остановись, мгновение.» Перед вами художественные фотографии, на которых удалось остановить мгновение, запечатлев на снимках чудесные картины зимней природы. Выберите снимок, который вам покажется наиболее интересным и опишите его.
Дети выполняют работу, после выполнения зачитываются несколько сочинений-миниатюр.
Учитель.
Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но вы еще не раз встретитесь с ней побывав в зимнем парке, в лесу, или просто гуляя на улице. Посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуйтесь легким полетом снежинок, серебристым инеем. И тогда возможно и вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы посредством слова, красок, музыки или же снять на фото мгновение.
Желаю успеха!
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
А. С. Пушкин «Отрывки из поэмы «Евгений Онегин»» Зимы ждала,
ждала природа. ,
Зима!.. Крестьянин, торжествуя
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
А. С. Пушкин «Зимняя дорога»
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...
Ни огня, ни черной хаты...
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
Скучно, грустно... Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
А. С. Пушкин «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю»
Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю
Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?
Пороша есть иль нет? и можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обеда
Возиться с старыми журналами соседа?
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня;
Арапники в руках, собаки вслед за нами;
Глядим на бледный снег прилежными глазами;
Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,
Двух зайцев протравив, являемся домой.
Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет;
Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;
По капле, медленно глотаю скуки яд.
Читать хочу; глаза над буквами скользят,
А мысли далеко... Я книгу закрываю;
Беру перо, сижу; насильно вырываю
У музы дремлющей несвязные слова.
Ко звуку звук нейдет... Теряю все права
Над рифмой, над моей прислужницею странной:
Стих вяло тянется, холодный и туманный.
Усталый, с лирою я прекращаю спор,
Иду в гостиную; там слышу разговор
О близких выборах, о сахарном заводе;
Хозяйка хмурится в подобие погоде,
Стальными спицами проворно шевеля,
Иль про червонного гадает короля.
Тоска! Так день за днем идет в уединенье!
Но если под вечер в печальное селенье,
Когда за шашками сижу я в уголке,
Приедет издали в кибитке иль возке
Нежданная семья: старушка, две девицы
(Две белокурые, две стройные сестрицы), -
Как оживляется глухая сторона!
Как жизнь, о боже мой, становится полна!
Сначала косвенно-внимательные взоры,
Потом слов несколько, потом и разговоры,
А там и дружный смех, и песни вечерком,
И вальсы резвые, и шепот за столом,
И взоры томные, и ветреные речи,
На узкой лестнице замедленные встречи;
И дева в сумерки выходит на крыльцо:
Открыты шея, грудь, и вьюга ей в лицо!
Но бури севера не вредны русской розе.
Как жарко поцелуй пылает на морозе!
Как дева русская свежа в пыли снегов!
Гошева Т.Н.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ лицей №10 г.Советска
Тема урока : “И вот сама идет волшебница зима…»
Класс : 5
Предмет : русский язык.
Тип урока : урок развития речи комбинированный, интегрированный
Форма урока : мастерская построения знаний и подготовки к творческому письму
(Художественное описание зимнего пейзажа.
Урок можно проводить совместно с уроком изобразительного искусства. Тогда на урок отводится два учебных часа.)
Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, проектор, слайдовое сопровождение, раздаточный материал.
Цели и задачи :
Научить учащихся писать сочинение-описание в художественном стиле.
Уметь использовать в сочинении изобразительно-выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры.
Продолжить развитие навыков письменной речи учащихся.
Воспитать у учащихся умение видеть красоту родной природы, вызвать чувства восхищения зимним пейзажем.
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи.
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа.
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка-зима!
Ход урока.
Организационный момент.
Прочитайте эпиграф, записанный на слайде. Подумайте, о чем на уроке сегодня мы будем говорить? (Слайд 2)
Конечно же, о зиме. С какой целью мы будем на уроке русского языка говорить о природе?
Какие ощущения у вас возникают при слове зима.
А какой ее изображает Петр Андреевич Вяземский? Выпишите из эпиграфа словосочетания, которые характеризуют зиму.
Слово учителя. (Слайды 3,4,5,6,7)
Учитель. Ребята, мы с вами должны научиться видеть и любить природу. Наша русская природа богата, красива, разнообразна в любое время года. Но мы не всегда замечаем эту красоту. Зимой природа совершенно не такая как весной, осенью и летом. Все становится белым, чистым, светлым, все изменяется, как в сказке. А. С. Пушкин назвал зиму волшебницей: «Вот сама идет волшебница зима». На темную землю зима набросила алмазное покрывало, а на деревьях повесила серебряную бахрому. Реки покрыла льдом, построила мосты ледяные. Сегодня наш урок посвящен русской зиме.
Что значит для нас зима? Почему мы с нетерпением ждем первого снега, и каждый раз удивляемся необыкновенному преображению природы?
Прочитайте текст. (Слайд 8)
Определите тему и основную мысль этого текста, дайте ему название.
Какие чувства вы испытываете в первые дни зимы? Чем она вас привлекает? Что сказочного, чудесного вы ждете от этого времени?
III . Работа с художественным текстом . (Слайд 9)
Прочитайте выразительно тексты. С каким настроением вы их читали?
Какие звуки зимы услышали мастера слова?
Найдите и выпишите из текстов глаголы звучания. Сколько их?
Какие краски есть у зимы? В какие цвета окрашивают зиму авторы?
Выпишите из текстов слова, обозначающие «действия» снега и действия с ним.
(Работа у доски и в тетрадях. В итоге получается такая таблица.)
Языковые средства | М.М. Пришвин | И.С. Шмелев |
Глаголы, передающие звук | Падал снег, принес тишину, петух заорал, ворона звала, дятел барабанил, сойка пела | Рухнет мягко, несутся санки, визжат полозья |
Слова с ассоциативным значением цвета | Снег (белый), небеса (серо-белые, голубоватые), петух (яркий, пестрый), ворона (черная, серая), дятел (яркий, пестрый, красный, белый черный), сойка (яркая, пестрая) | Снег (белый), свет (белый), сугроб (белый), крыша (красная, черная), забор (черный), фонарь (черный, тускло-желтый), мука (белая), зима (белый), санки (разноцветные, пестрые), мороз (красный, синий) |
Слова, обозначающие «действие» снега | Падал снег, принес тишину | Снег выпадает, стаял, повалит, с крыш свисает, висит, рухнет, за ворот засыплет |
IV . Рассмотрите слайды 10,11,12.
Какого цвета снег на картинах художников?
Прочитайте текст. А, по-вашему, какого цвета бывает снег? Слайд 12.
VI . Работа с поэтическим текстом. (Тексты стихотворений лежат на партах учащихся.)
Прочитайте внимательно стихотворения.
Подчеркните эпитеты (определения), с помощью которых авторы передают красоту и прелесть зимнего пейзажа.
Как они называют зиму?
А.С. Пушкин
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз… И рады мы
Проказам матушки-зимы!
С. Есенин
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распушились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
VII . Устное иллюстрирование.
Давайте полистаем слайды с изображением зимних пейзажей.
Внимательно рассмотрите изображения зимы, запишите слова-ассоциации с этими иллюстрациями.
Представьте, что вы художник-иллюстратор. Чем вы будете рисовать: маслом, углем, пастелью, акварелью? Помогают ли вам слова с ассоциативным значением цвета выбрать материал для работы? «Нарисуйте» зиму и раскрасьте ее словами.
VII . Домашнее задание.
Составьте рассказ на одну из предложенных тем: «И рады мы проказам матушки- зимы», «Прекрасен зимний день!», «Мороз и солнце! День чудесный».
Рефлексия Итоги урока
1. Полезен ли был урок?
Чему научились?
Пригодятся ли вам полученные знания?
Стихи А.С. Пушкина о зиме - отличное средство, чтобы взглянуть на снежную и холодную погоду другими глазами, увидеть в ней то прекрасное, что прячут от нас серые будни и грязные улицы. Ведь не зря говорили, что у природы нет плохой погоды.
Картина Виктора Григорьевича Цыплакова «Мороз и солнце»
ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запрячь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Картина Алексея Саврасова "Дворик. Зима"
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Картина Алексея Саврасова "Зимняя дорога"
Вот север, тучи нагоняя...
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
Картина Густава Курбе "Окраина деревни зимой"
ЗИМА!... КРЕСТЬЯНИН ТОРЖЕСТВУЯ... (Отрывок из поэмы "Евгений Онегин")
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Картина Исаака Бродского "Зима"
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...
Картина Николая Крымова "Зимний вечер"
В ТОТ ГОД ОСЕНЯЯ ПОГОДА
В тот год осеняя погода
Стояла долго на дворе.
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе,
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окне увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все блестит кругом.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
____________
Отрывок из .
Анализ стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» Пушкина
Произведение «Вот север, тучи нагоняя» Александра Сергеевича Пушкина – отрывок с пейзажной картиной из седьмой главы «Евгения Онегина».
Стихотворение написано примерно осенью 1828 года. В эту пору поэту исполнилось 29 лет, он вернулся в столицу после ссылки в Михайловском, встретился с друзьями. Однако над ним уже нависла угроза нового разбирательства по поводу написанных им стихов. Одно с обвинением в кощунстве, другое – за вольнодумство и восхваление декабристов. Впрочем, в обоих случаях ему удалось оправдаться без последствий. Близится первая встреча с его будущей женой Н. Гончаровой. По жанру – пейзажная миниатюра, размер же – четырехстопный ямб с определенной рифмовкой, присущей так называемой онегинской строфе: перекрестная, смежная и опоясывающая. Здесь уже традиционное для романа лирическое авторское отступление, посвященное смене времен года. Поэт употребляет местоимение «мы», чтобы приобщить к своему настроению и читателей. Начинается описание с олицетворения: север дохнул, завыл. Следом появляется «волшебница-зима» (двойное слово, пример фольклорной лексики). «Сама»: собственной персоной, как живое существо, как повелительница. Далее идет перечислительная градация, искрящаяся снегом и морозом: пришла, рассыпалась, повисла. Природа словно наряжается, участвуют в преображении все: дубы, на суках которых наросли снежные шапки, поля и холмы, укрытые отныне «волнистыми коврами» (сравнение с эпитетом), брега (устаревшая форма слова) с замершей до весны рекой также облачились в радующую глаз «пухлую пелену». «Блеснул мороз»: кульминация фрагмента, выраженная инверсией. Завершается зарисовка энтузиазмом предвкушения «проказ», которые принято затевать в это время года, от бешеной езды в санях до игры в снежки. Осенняя хандра позади, поэт приветствует «матушку-зиму» (и вновь двойное слово, привычное для русского устного народного творчества) и зовет разделить свою радость всех читателей. Следует отметить, что героиня самого романа к этому веселью не присоединяется. Это момент подготовки отъезда семейства из деревни в город, в Москву. Ее сердце навсегда сроднилось с уголком уединенным, местами мирными. Здесь она полюбила, пусть и сердце ее с тех пор разбито. По всем этим причинам ей «страшен зимний путь». Лексика стихотворения живая, со сказочным колоритом. «Матушкой» зима стала неспроста: здесь и уважение к ее летам, и почтение к суровому нраву, и своеобразное выражение любви.
Седьмая глава «Евгения Онегина» А. Пушкина впервые была напечатана в 1830 году, в период повторного сватовства поэта к Н. Гончаровой, которое увенчалось заключением брачного союза.