Новая школа - Образовательный портал

Русские писатели. А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…. «Вот север, тучи нагоняя» — отрывок из «Евгения Онегина Анализ стихотворения Пушкина «Волшебница-зима»

И вот сама идет волшебница зима

Устный журнал

Тема: стихотворения о зиме

Цель:

Создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических,живописных и музыкальных произведений искусства. Совершенствование навыков выразительного чтения. развитие наглядно-образного мышления, воображения, устной речи, творческих способностей

Оборудование

Репродукция картины К. Юона «Зима»; аудиозапись пьесы П. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»,художественные фотографии зимних пейзажей, гирлянды из снежинок, рисунки детей, плакат « и вот сама идет волшебница зима»; магнитофон

Ход занятия

Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. Сегодня на уроке мы создадим свою сказку и посвятим её волшебнице- зиме. Помогут нам в этом поэты, художники, композиторы, наше воображение и фантазия.

Нередко сказки состоят из нескольких частей или глав, так же будет и у нас. Первую главу мы посвятим поэзии

Ученики читают стихи о зиме и говорят о том, что в этих стихах произвело на них особое впечатление

1 ученик.

Я хочу прочитать стихотворение И.С. Никитина «Встреча зимы». Здесь раскрывается волшебная сила зимы. Поэт радуется, что на смену дождливой, угрюмой осени пришла зима и преобразила природу. Ушли грусть, печаль, сердце наполняется счастьем, восторгом

Встреча зимы

Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
И замерзла река.

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!

2 ученик

Стихотворение, которое я буду читать тоже посвящено приходу зимы. В нем есть строчка которая дала название нашему уроку « И вот сама идет волшебница- зима» Это отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл - и вот сама Идет волшебница-зима, Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы.

3 ученик

А вот Федор Иванович Тютчев называет зиму чародейкой. Послушайте и представьте себе лес, который спит волшебным сном, околдованный чарами зимы. Это уже настоящая сказка, и мы легко можем в ней оказаться, если посетим зимний лес.

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой - В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.

4 ученик

Зимой бывают вьюги, метели, бураны, и в воображении поэтов они становятся живыми существами. Это произошло и в стихотворении «Метель»

К ружится и хохочет
Метель под Новый год.

Снег опуститься хочет,

А ветер не дает.

И весело деревьям,

И каждому кусту,

Снежинки, как смешинки,

Танцуют на лету.

5 ученик

У волшебницы- зимы много слуг, которые исполняют все её желания. Они тоже сильные, могучие. Таким предстает Мороз-воевода у поэта Н.А.Некрасова

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи -
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

6 ученик

Мне хотелось найти стихотворение о зиме, которое нашим ребятам незнакомо. Послушайте стихотворение В.Субботина и представьте изображенную им картину зимы.

И валит, и валит, и валит... Какая, гляди, кутерьма! А что, если за день, за два ли По крыши укроет дома? Всё то же движенье снежинок! Как враз потемнело у нас! Должно быть, такая картина По всей по России сейчас. И так же легко и без шума Зима свой справляет приход: И шубу кидает на шубу, И шапку на шапку кладёт.

Учитель.

Следующая глава музыкальная. Она посвящена пьесе П.И. Чайковского «на тройке» из цикла «Времена года». П.И. Чайковский в пьесе «На тройке» музыкальными средствами передал стремительный бег коней и восторженные чувства людей, несущихся на тройке по заснеженным равнинам.

Прослушивание пьесы П.И.Чайковского

После прослушивания пьесы дети делятся впечатлениями. Учитель обобщает и дополняет их.

Учитель.

Красота зимней природы вдохновляла не только композиторов и поэтов, но и художников.

Третья глава нашей сказки посвящена картине К. Юона «Зима»

Вниманию детей предлагается репродукция картины.

Учитель.

Посмотрите на репродукцию картины К. Юона «Зима» и скажите, есть ли у вас ощущение, что вы попали в сказку?

Ученики делятся своим впечатлениями о картине,

Учитель. Последняя глава сказки называется « Остановись, мгновение.» Перед вами художественные фотографии, на которых удалось остановить мгновение, запечатлев на снимках чудесные картины зимней природы. Выберите снимок, который вам покажется наиболее интересным и опишите его.

Дети выполняют работу, после выполнения зачитываются несколько сочинений-миниатюр.

Учитель.

Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но вы еще не раз встретитесь с ней побывав в зимнем парке, в лесу, или просто гуляя на улице. Посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуйтесь легким полетом снежинок, серебристым инеем. И тогда возможно и вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы посредством слова, красок, музыки или же снять на фото мгновение.

Желаю успеха!

Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

А. С. Пушкин «Отрывки из поэмы «Евгений Онегин»» Зимы ждала, ждала природа. ,
Зима!.. Крестьянин, торжествуя

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...

А. С. Пушкин «Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты...
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Скучно, грустно... Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

А. С. Пушкин «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю»

Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю
Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?
Пороша есть иль нет? и можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обеда
Возиться с старыми журналами соседа?
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня;
Арапники в руках, собаки вслед за нами;
Глядим на бледный снег прилежными глазами;
Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,
Двух зайцев протравив, являемся домой.
Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет;
Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;
По капле, медленно глотаю скуки яд.
Читать хочу; глаза над буквами скользят,
А мысли далеко... Я книгу закрываю;
Беру перо, сижу; насильно вырываю
У музы дремлющей несвязные слова.
Ко звуку звук нейдет... Теряю все права
Над рифмой, над моей прислужницею странной:
Стих вяло тянется, холодный и туманный.
Усталый, с лирою я прекращаю спор,
Иду в гостиную; там слышу разговор
О близких выборах, о сахарном заводе;
Хозяйка хмурится в подобие погоде,
Стальными спицами проворно шевеля,
Иль про червонного гадает короля.
Тоска! Так день за днем идет в уединенье!
Но если под вечер в печальное селенье,
Когда за шашками сижу я в уголке,
Приедет издали в кибитке иль возке
Нежданная семья: старушка, две девицы
(Две белокурые, две стройные сестрицы), -
Как оживляется глухая сторона!
Как жизнь, о боже мой, становится полна!
Сначала косвенно-внимательные взоры,
Потом слов несколько, потом и разговоры,
А там и дружный смех, и песни вечерком,
И вальсы резвые, и шепот за столом,
И взоры томные, и ветреные речи,
На узкой лестнице замедленные встречи;
И дева в сумерки выходит на крыльцо:
Открыты шея, грудь, и вьюга ей в лицо!
Но бури севера не вредны русской розе.
Как жарко поцелуй пылает на морозе!
Как дева русская свежа в пыли снегов!

Гошева Т.Н.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ лицей №10 г.Советска

Тема урока : “И вот сама идет волшебница зима…»

Класс : 5

Предмет : русский язык.

Тип урока : урок развития речи комбинированный, интегрированный

Форма урока : мастерская построения знаний и подготовки к творческому письму

(Художественное описание зимнего пейзажа.

Урок можно проводить совместно с уроком изобразительного искусства. Тогда на урок отводится два учебных часа.)

Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, проектор, слайдовое сопровождение, раздаточный материал.

Цели и задачи :

    Научить учащихся писать сочинение-описание в художественном стиле.

    Уметь использовать в сочинении изобразительно-выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры.

    Продолжить развитие навыков письменной речи учащихся.

    Воспитать у учащихся умение видеть красоту родной природы, вызвать чувства восхищения зимним пейзажем.

Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи.
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа.
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка-зима!

Ход урока.

    Организационный момент.

Прочитайте эпиграф, записанный на слайде. Подумайте, о чем на уроке сегодня мы будем говорить? (Слайд 2)

Конечно же, о зиме. С какой целью мы будем на уроке русского языка говорить о природе?

Какие ощущения у вас возникают при слове зима.

А какой ее изображает Петр Андреевич Вяземский? Выпишите из эпиграфа словосочетания, которые характеризуют зиму.

    Слово учителя. (Слайды 3,4,5,6,7)



Учитель. Ребята, мы с вами должны научиться видеть и любить природу. Наша русская природа богата, красива, разнообразна в любое время года. Но мы не всегда замечаем эту красоту. Зимой природа совершенно не такая как весной, осенью и летом. Все становится белым, чистым, светлым, все изменяется, как в сказке. А. С. Пушкин назвал зиму волшебницей: «Вот сама идет волшебница зима». На темную землю зима набросила алмазное покрывало, а на деревьях повесила серебряную бахрому. Реки покрыла льдом, построила мосты ледяные. Сегодня наш урок посвящен русской зиме.

Что значит для нас зима? Почему мы с нетерпением ждем первого снега, и каждый раз удивляемся необыкновенному преображению природы?

Прочитайте текст. (Слайд 8)

Определите тему и основную мысль этого текста, дайте ему название.

Какие чувства вы испытываете в первые дни зимы? Чем она вас привлекает? Что сказочного, чудесного вы ждете от этого времени?

III . Работа с художественным текстом . (Слайд 9)

Прочитайте выразительно тексты. С каким настроением вы их читали?

Какие звуки зимы услышали мастера слова?

Найдите и выпишите из текстов глаголы звучания. Сколько их?

Какие краски есть у зимы? В какие цвета окрашивают зиму авторы?

Выпишите из текстов слова, обозначающие «действия» снега и действия с ним.

(Работа у доски и в тетрадях. В итоге получается такая таблица.)

Языковые средства

М.М. Пришвин

И.С. Шмелев

Глаголы, передающие звук

Падал снег, принес тишину, петух заорал, ворона звала, дятел барабанил, сойка пела

Рухнет мягко, несутся санки, визжат полозья

Слова с ассоциативным значением цвета

Снег (белый), небеса (серо-белые, голубоватые), петух (яркий, пестрый), ворона (черная, серая), дятел (яркий, пестрый, красный, белый черный), сойка (яркая, пестрая)

Снег (белый), свет (белый), сугроб (белый), крыша (красная, черная), забор (черный), фонарь (черный, тускло-желтый), мука (белая), зима (белый), санки (разноцветные, пестрые), мороз (красный, синий)

Слова, обозначающие «действие» снега

Падал снег, принес тишину

Снег выпадает, стаял, повалит, с крыш свисает, висит, рухнет, за ворот засыплет

IV . Рассмотрите слайды 10,11,12.

Какого цвета снег на картинах художников?


Прочитайте текст. А, по-вашему, какого цвета бывает снег? Слайд 12.

VI . Работа с поэтическим текстом. (Тексты стихотворений лежат на партах учащихся.)

Прочитайте внимательно стихотворения.

Подчеркните эпитеты (определения), с помощью которых авторы передают красоту и прелесть зимнего пейзажа.

Как они называют зиму?

А.С. Пушкин

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз… И рады мы
Проказам матушки-зимы!

С. Есенин

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распушились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

VII . Устное иллюстрирование.

Давайте полистаем слайды с изображением зимних пейзажей.

Внимательно рассмотрите изображения зимы, запишите слова-ассоциации с этими иллюстрациями.

Представьте, что вы художник-иллюстратор. Чем вы будете рисовать: маслом, углем, пастелью, акварелью? Помогают ли вам слова с ассоциативным значением цвета выбрать материал для работы? «Нарисуйте» зиму и раскрасьте ее словами.

VII . Домашнее задание.

Составьте рассказ на одну из предложенных тем: «И рады мы проказам матушки- зимы», «Прекрасен зимний день!», «Мороз и солнце! День чудесный».

Рефлексия Итоги урока

1. Полезен ли был урок?

Чему научились?

Пригодятся ли вам полученные знания?

Стихи А.С. Пушкина о зиме - отличное средство, чтобы взглянуть на снежную и холодную погоду другими глазами, увидеть в ней то прекрасное, что прячут от нас серые будни и грязные улицы. Ведь не зря говорили, что у природы нет плохой погоды.

Картина Виктора Григорьевича Цыплакова «Мороз и солнце»

ЗИМНЕЕ УТРО

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запрячь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Картина Алексея Саврасова "Дворик. Зима"

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Картина Алексея Саврасова "Зимняя дорога"

Вот север, тучи нагоняя...

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

Картина Густава Курбе "Окраина деревни зимой"

ЗИМА!... КРЕСТЬЯНИН ТОРЖЕСТВУЯ... (Отрывок из поэмы "Евгений Онегин")

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.

Картина Исаака Бродского "Зима"

ЗИМНЯЯ ДОРОГА

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

Картина Николая Крымова "Зимний вечер"

В ТОТ ГОД ОСЕНЯЯ ПОГОДА

В тот год осеняя погода
Стояла долго на дворе.
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе,
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окне увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все блестит кругом.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
____________
Отрывок из .

Анализ стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» Пушкина

Произведение «Вот север, тучи нагоняя» Александра Сергеевича Пушкина – отрывок с пейзажной картиной из седьмой главы «Евгения Онегина».

Стихотворение написано примерно осенью 1828 года. В эту пору поэту исполнилось 29 лет, он вернулся в столицу после ссылки в Михайловском, встретился с друзьями. Однако над ним уже нависла угроза нового разбирательства по поводу написанных им стихов. Одно с обвинением в кощунстве, другое – за вольнодумство и восхваление декабристов. Впрочем, в обоих случаях ему удалось оправдаться без последствий. Близится первая встреча с его будущей женой Н. Гончаровой. По жанру – пейзажная миниатюра, размер же – четырехстопный ямб с определенной рифмовкой, присущей так называемой онегинской строфе: перекрестная, смежная и опоясывающая. Здесь уже традиционное для романа лирическое авторское отступление, посвященное смене времен года. Поэт употребляет местоимение «мы», чтобы приобщить к своему настроению и читателей. Начинается описание с олицетворения: север дохнул, завыл. Следом появляется «волшебница-зима» (двойное слово, пример фольклорной лексики). «Сама»: собственной персоной, как живое существо, как повелительница. Далее идет перечислительная градация, искрящаяся снегом и морозом: пришла, рассыпалась, повисла. Природа словно наряжается, участвуют в преображении все: дубы, на суках которых наросли снежные шапки, поля и холмы, укрытые отныне «волнистыми коврами» (сравнение с эпитетом), брега (устаревшая форма слова) с замершей до весны рекой также облачились в радующую глаз «пухлую пелену». «Блеснул мороз»: кульминация фрагмента, выраженная инверсией. Завершается зарисовка энтузиазмом предвкушения «проказ», которые принято затевать в это время года, от бешеной езды в санях до игры в снежки. Осенняя хандра позади, поэт приветствует «матушку-зиму» (и вновь двойное слово, привычное для русского устного народного творчества) и зовет разделить свою радость всех читателей. Следует отметить, что героиня самого романа к этому веселью не присоединяется. Это момент подготовки отъезда семейства из деревни в город, в Москву. Ее сердце навсегда сроднилось с уголком уединенным, местами мирными. Здесь она полюбила, пусть и сердце ее с тех пор разбито. По всем этим причинам ей «страшен зимний путь». Лексика стихотворения живая, со сказочным колоритом. «Матушкой» зима стала неспроста: здесь и уважение к ее летам, и почтение к суровому нраву, и своеобразное выражение любви.

Седьмая глава «Евгения Онегина» А. Пушкина впервые была напечатана в 1830 году, в период повторного сватовства поэта к Н. Гончаровой, которое увенчалось заключением брачного союза.

Похожие публикации