Новая школа - Образовательный портал

Проект по математике на тему "можно ли считать мир геометрически правильным". Старт в науке Практика применения энергии пирамид

Урок «Мир геометрии».

«Геометрия является самым могущественным средством

для изощрения наших умственных способностей и

дает возможность правильно мыслить и рассуждать».

Галилео Галилей

Цели и задачи урока:

Образовательные - показать учащимся красоту геометрии, познакомить с историей возникновения геометрии, систематизировать основные геометрические понятия.

Коррекционно - развивающие - развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, интеллектуальные качества, способность к обобщению, быстрому переключению; способствовать формированию навыков самостоятельной работы; формировать умение четко и ясно излагать свои мысли.

Воспитательные - прививать учащимся интерес к предмету; формировать умение аккуратно и грамотно выполнять математические записи.

Оборудование: мультимедиа, набор геометрических фигур, кроссворд.

Тип урока: игра - путешествие.

План урока.

1. Целеполагание.

2. Постановка вопросов:

Что означает слово «геометрия»?

Что изучает геометрия?

Когда и как зародилась наука «геометрия»?

Для чего нам необходимо знать геометрию?

3. Изучение темы:

1. Историческая станция.

2. Геометрическая станция.

3. Практическая станция.

4. Иллюзионная станция.

4. Домашнее задание.

5. Итоги урока. Рефлексия.

Ход урока.

(слайд 1)

Ребята, сегодня у нас первый урок изучения нового учебного предмета - геометрии. Я постараюсь показать вам красоту геометрии, познакомить с историей возникновения геометрии, систематизировать известные вам основные геометрические понятия.

Итак, мы начинаем путешествие в мир геометрии (слайд 2).

В тетрадях запишем тему урока «Мир геометрии».

В начале 20 века великий французский архитектор Ле Корбюзье сказал (слайд 3):

«Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг - геометрия».

Эти слова очень точно характеризуют и наше время. Наше время наполнено геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека.

Лучше ориентироваться в этом мире, открывать новое и неизвестное для вас поможет геометрия.

(слайд4 )

В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие» («гео» - земля, а «метрео» - мерить).

(слайд 5)

Вильгельм Лейбниц сказал: «Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймет».

Заглянем в прошлое, когда зародилась наука геометрия …

Откуда же появилась новая наука?

Кто придумал? Имя дал?

И зачем нам навязал?

Станция «Историческая»

(слайд 6)

Геометрия - одна из наиболее древних наук. Первые геометрические факты найдены ы вавилонских клинописных таблицах и египетских папирусах (III тысячелетие до нашей эры), а также в других источниках.

Геометрия возникла в результате практической деятельности людей: нужно было сооружать жилища, храмы, проводить дороги, оросительные каналы, устанавливать границы земельных участков и определять их размеры. Важную роль играли и эстетические потребности людей: желание украсить свои жилища и одежду, рисовать картины окружающей жизни.

Знания не были ещё систематизированы и передавались от поколения к поколению в виде правил и рецептов.

Например, правил нахождения площадей фигур, объёмов тел, построения прямых углов и т.д. Не было ещё доказательств этих правил, и их изложение не представляло собой научной теории.

За несколько столетий до нашей эры в Египте, Китае, Вавилоне, Греции уже существовали начальные геометрические знания, которые добывались в основном опытным путем, а затем систематизировались.

(слайд 7)

Первым, кто начал получать новые геометрические факты при помощи рассуждений (доказательств), был древнегреческий математик Фалес (VI век до нашей эры).

Таким образом, геометрия возникла на основе практической деятельности людей и сформировалась как самостоятельная наука, изучающая фигуры.

(слайд 8)

Наибольшее влияние на всё последующее развитие геометрии оказали труды греческого учёного Евклида , жившего в Александрии в III веке до нашей эры.

(слайд 9)

Евклид написал сочинение «Начала» и почти два тысячелетия геометрия изучалась по этой книге, а наука в честь ученого была названа евклидовой геометрией.

(Слайд 10)

Итак, геометрия - наука, занимающаяся изучением геометрических фигур.

Станция «Геометрическая».

Ребята, с какими геометрическими фигурами мы с вами уже знакомы? (ответы учащихся). Перед вами геометрические фигуры. С некоторыми вы знакомы, а некоторые вами ещё не изучены. Я предлагаю разделить эти фигуры на две группы (самостоятельная работа). Обоснуйте, по какому принципу данные фигуры были разделены группы (ответ учащихся).

(слайд 11)

Школьный курс делиться на две части: планиметрия и стереометрия. В планиметрии рассматриваются фигуры на плоскости, в стереометрии соответственно - в пространстве. Мы начнем изучение геометрии с планиметрии.

Станция «Практическая».

(слайд 13)

Основные понятия планиметрии - точка и прямая.

Из курса математики вам известно, (слайд 14) что точки обозначаются заглавными латинскими буквами, (слайд 15) прямые - одной прописной или двумя заглавными.

Оказывается, между точками и прямыми существует определенная связь.

(слайд16)

Рассмотрим некоторую прямую m и точку А, лежащую на прямой. В этом случае говорят: точка А принадлежит прямой m (сделать пометку в тетради). Теперь рассмотрит точку В, не лежащую на прямой m . В этом случае говорят, что точка В не принадлежит прямой m (сделать пометку в тетради).

(слайд 17)

А теперь проверьте себя. Используя символ принадлежности, запишите принадлежность или не принадлежность точки прямой (самостоятельная работа с фронтальной проверкой).

(слайд 18)

Вопрос: Сколько прямых можно провести через две точки? (ответы учащихся)

Запомните: через любые две точки можно провести прямую и притом только одну.

(слайд 19)

Вопрос: Сколько прямых можно провести через одну точку? (ответы учащихся)

Запомните: через одну точку можно провести множество прямых.

(слайд 19 )

Если из этого множества мы возьмем только две прямые, то мы назовем эти прямые пересекающимися и запишем в тетради соответствующее выражение, используя символ пересечения (сделать пометку в тетради).

Станция «Иллюзионная».

Ребята, геометрия помогает найти ответы на интересные вопросы. Например, равны ли отрезки? (слайд 20) Всегда ли можно доверять своему зрению?

Домашнее задание.

Мы совершили путешествие в мир геометрии. Дома вам предстоит решить кроссворд.

Итог урока. Рефлексия.

(слайд 2 1 )

Закончи предложение.

Приложение.

Кроссворд «Начальные геометрические понятия»

1. Вставь пропущенное слово: «Через любые две точки можно провести … и притом только одну».

2. Математический знак

3. Название книги, в которой впервые был систематизирован геометрический материал.

5. Геометрическая фигура в пространстве.

6. Раздел геометрии.

7. Математический знак

8. Первоначальное понятие в геометрии.

9. Часть прямой, ограниченная двумя точками.

10. Древнегреческий математик.

11. Геометрическая фигура на плоскости.


«Основные понятия геометрии» - Свойства равнобедренного треугольника. Сколько прямых можно провести через две точки. Галилей. Признак параллельности двух прямых. Треугольники равны. Градусная мера угла. Медианы. Луч и угол. Геометрия. Название угла. Угол – это геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей. Смежные и вертикальные углы.

«Развитие геометрии» - Вавилонянам была уже известна теорема Пифагора. Период зарождения геометрии как математической науки. В евклидовой геометрии появились также новые направления. Геометрия сводилась к правилам вычисления площадей и объемов. Период развития аналитической геометрии. Система выводов образует новую, неевклидову геометрию.

«Начальные понятия геометрии» - Геометрические термины. Геометрия. Введение в геометрию. Сочинение греческого ученого Евклида. Что изучает геометрия. Проверка математического диктанта. Начальные геометрические знания. Практические задания. Практическое проведение прямых. Точки, принадлежащие прямой. Через одну точку можно провести сколько угодно различных прямых.

«Алгебра и геометрия» - Прежде всего XX век принес новую ветвь геометрии. Сферическая геометрия возникла в древности в связи с потребностями географии и астрономии. Самая, воз-можность такой постановки вопроса достаточно показательна. Женщина обучает детей геометрии. Римляне не внесли в геометрию ничего существенного. Был поставлен вопрос о геометризации физики.

«Зачем нужна геометрия» - Весёлые стихотворения. Свойства и теоремы. Виды треугольников. Из истории возникновения. Где изучают геометрию. Зачем нужна наука геометрия. Виды углов. Как жить без геометрических фигур. Шуточная рифмовка теоремы Пифагора. Новое время. Зачем нужна геометрия. Чему равен угол в квадрате. А если б не было геометрии.

«Наука геометрия» - Великий ученый Фалес Милетский основал одну из прекраснейших наук – геометрию. Измеряю. 4. Четыре страны имеют форму треугольников. Как возникла геометрия? Что означает слово “геометрия”? Стереометрия. Фалес был для Греции то же, что Ломоносов для России. Планиметрия. Какие инструменты нам будут нужны на уроках?

Всего в теме 24 презентации

2.3. Геометрическое объяснение мира.

Кроме арифметического объяснения мира среди пифагорейцев существовало и геометрическое объяснение.

Предшественник Пифагора Анаксимандр признавал началом всего беспредельное: мир сложился из нескольких основных противоположностей, заключающихся в беспредельном пространстве. По учению пифагорейцев, только беспредельным нельзя объяснить определенное устройство, определенные формы вещей, существующих раздельно, из одного пространства нельзя объяснить ни физических, ни геометрических тел. Тело ограничивается плоскостями, плоскости, линиями, линии точками, образующими предел линий. Таким образом, все в мире составлено из “пределов и беспредельностей”, из границ и того, что само по себе неограниченно, но ограничивается ими.

“Предел” и “беспредельное”, или неограниченное, - элементы всего существующего, и даже чисел. Пифагорейцы отождествляют предельное с нечетным, а неограниченное с четным числом. Мир представляется пифагорейцам окруженным воздушной бездной, которую он в себя вдыхает, и, если бы мир не вдыхал в себя этой воздушной “пустоты”, в нем бы не было пустых пространств, все сливалось бы в сплошной непрерывности, в безразличном единстве. Единство борется с беспредельностью, которую оно в себя втягивает, и результатом взаимодействия двух начал является “число”, определенное множество. Как только первоначальное “единое” сложилось среди беспредельного, ближайшие чисти этого беспредельного были стянуты и ограничены силой предела. Вдыхая в себя беспредельное, единое образует внутри себя определенное место, разделяется пустыми промежутками, которые дробят его на отдельные друг от друга части - протяженные единицы, являющимися “первыми в области чисел”, составными частями чисел и всех тел.

Таким образом, по представлениям пифагорейцев, составными частями всех вещей являются элементы числа, которые в свою очередь состоят из предела и беспредельного. На этом особенно настаивал Аристотель, полагая особенностью пифагорейцев то, что предельное и беспредельное не рассматривается ими как составная часть других сущностей таких как огонь, вода, земля, а само беспредельное и предельное является основой всего.

2.4. Таблица противоположностей.

Некоторые пифагорейцы принимали следующие десть начал, перечисляемых в параллельном порядке:

· предел и беспредельное

· нечет и чет

· единство и множество

· правое и левое

· самец и самка

· покоящееся и движущееся

· прямое и кривое

· свет и тьма

· добро и зло

· квадрат и продолговатый четырехугольник

В этой таблице следует обратить внимание на то, что противоположности разделяются на два ряда: первый ряд “предельного” носит положительный, а второй ряд “беспредельного” - отрицательный характер. Первый является рядом света, добра, единства мужского (активного) начала, второй, противоположный первому, - рядом недостатка, неопределенности, мрака, женского (пассивного) начала. Позже Платоном и Аристотелем все эти противоположности были сведены к дуализму формы - деятельной, образующей силы, дающей всему определенную меру, устройство, и материи - беспредельной и неопределенной, пассивной и бесформенной, приобретающей определенные формы под воздействием силы первого начала. Несмотря на кажущуюся искусственность попытки согласовать в этой таблице геометрические, арифметические, физические и этические начала, именно в ней впервые был предпринята попытка обозначить тот дуализм, который лежит в ее основе.

В связи с этим возникает еще одна проблема: как соединяются, сочетаются, согласуются между собой противоположные начала? Пифагорейцы считали, что сочетание это невозможно без некоторого равновесия. Перевес одной из противоположностей приводит к нарушению гармонии, противоположности, сочетаясь друг с другом в борьбе, должны уравновешивать, нейтрализовать друг друга в вечном процессе. Иначе противоположные и разнородные начала не могли бы войти в стройное целое Вселенной. Музыкальная гармония, или согласие различных тонов представляется пифагорейцами как случай всемирной гармонии, ее звуковым выражением. Музыкальная гармония определяется числовыми соотношениями тонов: кварты - 3:4, квинты - 2:3, октавы - 1:2. Октава и называется “гармонией”, в которой раскрывается тайна внутреннего согласия одного и двух, единого и делимого, чета и нечета. И это единство в разнородном, согласие в различии, которое наблюдается в музыкальной гармонии, раскрывается во всей Вселенной.

Следует отметить попытки Филолая, современника Сократа, объяснить строение стихий через известные пифагорейцам правильные многогранники, сводя физические свойства к геометрическим. Так огонь, по его мнению, состоит из правильных тетраэдров, воздух из октаэдров, земля из кубов, вода из двадцатигранников. Стихии эти были заимствованы у Эмпидокла, но оставался еще додекаэдр, и соответственно ему Филолай принимает еще пятую стихию эфир.

У пифагорейцев было несколько попыток объяснения мира, но они считали, что природа требует не человеческого, а божественного понимания, истина доступна лишь богам, а человеку остается строить предположения. Только в области математики возможно приблизиться к божественному знанию, исключающему ложь, а поэтому именно на основе чисел строятся все модели и предположения.


Многие весьма прохладно принимали эту часть пифагорейского учения и часто его осмеивали и приписывали иностранное влияние. Философия числа. Основная философская направленность Пифагора состояла в философии числа. Числа у пифагорейцев вначале вообще не отличались от самих вещей и, следовательно, были просто числовым образом. При этом числовым образом понимались не только физические вещи...

И другими науками. Часто занятия проводились на открытом воздухе, в форме бесед. Среди первых учеников школы было и несколько женщин, включая и Теано – жену Пифагора. С самого начала в пифагоризме сформировались два различных направления – "асуматики" и "математики". Первое направление занималось этическими и политическими вопросами, воспитанием и обучением, второе – главным образом...

Другим способом чисто эмпирического исследования. Из той же внутренней силы интуиции возникло и представление о бесконечности миров, которое традиция приписывает Анаксимандру . Несомненно, философская мысль о космосе заключает в себе разрыв с привычными религиозными представлениями. Но этот разрыв есть прорыв к новому величественному представлению о божественности сущего среди ужаса тлена и...

Науками, что подтверждает присутствие эстетического начала в различных формах познания. ФИЛОСОФИЯ ЭСТЕТИКА Естественные Этика науки // tt\ II \ Психология Технические Педагогика науки / \ / \ Социология Экономические науки V История...

Аннотация наставника

Тема исследовательского проекта «Можно ли считать мир геометрически правильным». В этом учебном году учащиеся начали изучать новый предмет – геометрию. Для того чтобы расширить представление о ней, Кирилл более глубоко изучил тему, связанную с правильными многогранниками, так называемыми Платоновыми телами. В практической части Кирилл самостоятельно сделал модели этих правильных многогранников, что и является продуктом данной исследовательской работы. Помимо этого, Кирилл посетил музей Ильменского заповедника, своими глазами увидел кристаллы минералов, сделал их фотографии. Представленный материал может быть использован как на основных уроках, так и на факультативных занятиях.

Введение

В этом учебном году я начал изучать предмет «Геометрия» и, по мнению других учащихся, он является одним из сложнейших школьных предметов. Я так не считаю и хочу разрушить стереотип, сложившийся у школьников.

Для чего мы изучаем геометрию, где можно применить полученные знания, как часто приходится сталкиваться с геометрическими фигурами? Встречается ли, где-нибудь, информация, связанная с геометрией, кроме уроков математики?

Чтобы ответить на эти вопросы я начал изучать теорию вопроса, просмотрел специальную литературу по теме исследования. Много интересного узнал, используя возможности Интернета. Выяснил, что в природе мы очень часто сталкивается с красивыми, геометрически правильными фигурами. Я выдвинул гипотезу, что мир является геометрически правильным. После этого начал исследовательскую работу.

Поставил цель исследовательской работы : найти в природе, в повседневной жизни примеры, доказывающие факты геометрической правильности мира.

Актуальность темы является бесспорной, так как данная работа даёт возможность посмотреть на наш мир по иному, увидеть красоту геометрия в жизни человека, в окружающей нас природе. Учитывая актуальность данной темы, мною проведена данная исследовательская работа.

Цель, предмет и гипотеза исследования обусловили выдвижение и решение следующих задач исследования:

1. Изучить специальную литературу по теме исследования;

2. Увидеть красоту геометрии в архитектуре;

3. Рассмотреть красоту геометрии в природе;

4. Обобщить результат работы.

1.Теоретическая часть

1.1.История возникновения геометрии

Геометрия - раздел математики, изучающий плоские и пространственные фигуры и их свойства. Она возникла давно, это одна из самых древних наук. Геометрия (от греч. geо - земля и metrein - измерять)- наука о пространстве, точнее - наука о формах, размерах и границах тех частей пространства, которые в нем занимают вещественные тела. Однако современная геометрия во многих своих дисциплинах выходит далеко за пределы этого определения. Важную роль играли и эстетические потребности людей: желание построить красивое жилище, украсить его картинами из окружающего мира.

1.2 Значение геометрии в XXI веке.

Великий французский архитектор Корбюзье как-то воскликнул: «Всё вокруг геометрия!». Сегодня уже мы можем повторить это восклицание с ещё большим изумлением. В самом деле, посмотрите вокруг - всюду геометрия! Современные здания и космические станции, подводные лодки, интерьеры квартир и бытовая техника – всё имеет геометрическую форму. Геометрические знания являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей: для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и учёных.

Человек не может по-настоящему развиться культурно и духовно, если он не изучал в школе геометрию; геометрия возникла не только из практических, но и из духовных потребностей человека

1.3 Понятие многогранника. Виды многогранников

Итак, что же такое многогранник? Многогранник - часть пространства, ограниченная совокупностью конечного числа плоских многоугольников. Многогранники встречаются во многих науках: в химии (строения молекулярных решёток атомов), в геологии (формы минералов, пород), в спорте (форма мяча), в географии (Бермудский Треугольник). Многие игрушки сделаны в форме многогранников - знаменитый Кубик Рубика, игральные кости, пирамиды и различные головоломки.

Исследованием свойств многогранников занимались великие учёные и философы – Платон, Евклид, Архимед, Кеплер.

Название - правильные идёт от античных времен, когда стремились найти гармонию, правильность, совершенство в природе и человеке.

Названия правильных многогранников пришли из Греции. В дословном переводе с греческого "тетраэдр", "октаэдр", "гексаэдр", "додекаэдр", "икосаэдр" означают: "четырехгранник", "восьмигранник", "шестигранник", "двенадцатигранник", "двадцатигранник". Этим красивым телам посвящена 13-я книга "Начал" Евклида. Каково же это вызывающе малое количество и почему их именно столько. А сколько? Оказывается, ровно пять - ни больше, ни меньше. Подтвердить это можно с помощью развертки выпуклого многогранного угла.

В самом деле, для того чтобы получить какой-нибудь правильный многогранник согласно его определению, в каждой вершине должно сходиться одинаковое количество граней, каждая из которых является правильным многоугольником. Сумма плоских углов многогранного угла должна быть меньше 360 о, иначе никакой многогранной поверхности не получится. Перебирая возможные целые решения неравенств: 60к < 360, 90к < 360 и 108к < 360, можно доказать, что правильных многогранников ровно пять (к - число плоских углов, сходящихся в одной вершине многогранника).

2 Практическая часть

Я вместе с девятиклассниками начертил развёртки и склеил все 5 видов правильных многогранников. Я, не изучая ещё правильные многогранники (программа 11-го класса), во время недели математики, принял участие в выставке геометрических тел.

Создавая разнообразные и сложные изделия из бумаги, мы делаем свои произведения частью повседневной жизни.

2.1 Примеры из окружающего мира

Занимаясь темой исследования, я нашёл много примеров, подтверждающих красоту правильности мира. В природе часто встречаются разнообразные правильные многоугольники. Это могут быть треугольники, четырехугольники, пятиугольники и т.д. Виртуозно компонуя их, природа создала бесконечное множество сложных, удивительно красивых, легких, прочных и экономичных конструкций. Примерами правильных многоугольников в природе могут служить: пчелиные соты, снежинки и другие. Рассмотрим их поподробней.

Пчелиные соты состоят из шестиугольников. Но почему пчелы «выбрали» для ячеек на сотах именно форму правильных шестиугольников? Из правильных многоугольников с одинаковой площадью наименьший периметр имеет правильный шестиугольник. При такой «математической» работе пчёлы экономят 2% воска. Количество воска сэкономленного при постройке 54 ячеек, может быть использовано для постройки одной такой же ячейки. Стало быть, мудрые пчёлы экономят воск и время для постройки сот (см. приложение).

Снежинки могут иметь форму треугольника или шестиугольника. Но почему только эти две формы? Так получилось, что молекула воды состоит из трех частиц – двух атомов водорода и одного атома кислорода. Поэтому при переходе частицы воды из жидкого состояния в твёрдое ее молекула соединяется с другими молекулами воды, и образует только трех – или шестиугольную фигуру (см. приложение).

Также примером многоугольников в природе могут служить некоторые сложные молекулы углерода.

Правильные многогранники встречаются в живой природе. Например, скелет одноклеточного организма феодарии по форме напоминает икосаэдр. Чем же вызвана такая природная геометризация феодарии? (см. приложение). По-видимому, тем, что из всех многогранников с тем же числом граней именно икосаэдр имеет наибольший объём при наименьшей площади поверхности. Это свойство помогает морскому организму преодолевать давление водной толщи.

Правильные многогранники – самые «выгодные» фигуры. И природа этим широко пользуется. А что в кристаллах, в первую очередь, может привлечь внимание математиков? (Правильная геометрическая форма, кристаллы принимают форму многогранников). Кристаллы алмаза представляют собой гигантские полимерные молекулы и обычно имеют форму октаэдров, ромбододекаэдров, реже – кубов или тетраэдров (см. приложение)

Подтверждением тому служит форма некоторых кристаллов. Взять хотя бы поваренную соль, без которой мы не можем обойтись. А кристаллы поваренной соли имеют форму куба (см. приложение). При производстве алюминия пользуются алюминиево-калиевыми кварцами, монокристалл которых имеет форму правильного октаэдра. Получение серной кислоты, железа. Особых сортов цемента не обходится без сернистого колчедана. Кристаллы этого химического вещества имеют форму додекаэдра. В разных химических реакциях применяется сурьменистый сернокислый натрий – вещество, синтезированное учёными. Его кристалл имеет форму тетраэдра. Последний правильный многогранник – икосаэдр передаёт форму кристаллов бора. В своё время бор использовался для создания полупроводников первого поколения.

Платон считал, что мир строится из четырёх «стихий» - огня, земли, воздуха и воды, а атомы этих «стихий» имеют форму четырёх правильных многогранников.

Тетраэдр олицетворял огонь, поскольку его вершина устремлена вверх, как у разгоревшегося пламени; икосаэдр – как самый обтекаемый – воду; куб – самая устойчивая из фигур – землю, а октаэдр – воздух. Форму правильного додекаэдра имела вся Вселенная.

Большой интерес к формам правильных многогранников проявляли скульпторы, архитекторы, художники. Их поражало совершенство, гармония многогранников. Леонардо да Винчи (1452 – 1519) увлекался теорией многогранников и часто изображал их на своих полотнах. Сальвадор Дали на картине «Тайная вечеря» изобразил И. Христа со своими учениками на фоне огромного прозрачного додекаэдра (см. приложение).

А вот еще один пример многоугольников, но уже созданный не природой, а человеком. Это здание Пентагона. Он имеет форму пятиугольника. Но почему здание Пентагона имеет такую форму? Пятиугольную форму здания подсказал план местности, когда создавались эскизы проекта. В том месте проходило несколько дорог, которые пересекались под углом 108 градусов, а это и есть угол построения пятиугольника. Поэтому такая форма органично вписывалась в транспортную инфраструктуру, и проект был утвержден.

Олимпийский стадион в Пхенчхане имеет форму правильного пятиугольника. Каждый угол символизирует ключевую цель олимпийских игр: культурные Игры, экологичные Игры, экономичные Игры, Игры для мира и Игры информационных технологий (см. приложение).

Заключение

Благодаря правильным многогранникам открываются не только удивительные свойства геометрических фигур, но и пути познания природной гармонии. Геометрия - удивительная наука. Ее история насчитывает ни одно тысячелетие, но каждая встреча с ней способна одарить и обогатить (как ученика, так и учителя) волнующей новизной маленького открытия, изумляющей радостью творчества. Проведённая мною исследовательская работа показала, что, хотя в окружающем нас мире много примеров геометрической правильности мира, но всё же не всё в нашем мире имеет правильную геометрическую форму. Что было бы, если всё вокруг было круглым или квадратным? Представленный материал может быть использован как на основных уроках, так и на факультативных занятиях.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Геометрия в качестве науки развиваласьс древнейших времен. Необходимость измерения площади возделываемых земель, необходимость строительства зданий и сооружений - все это послужило толчком к изучению закономерностей различных фигур. Наряду с сугубо практическими задачами древние геометры решали всевозможные геометрические головоломки, от которых не было ощутимой пользы в быту, однако именно эти изыскания позволили подвести под известные геометрические соотношения строгий базис в виде аксиом геометрии. Так были изучены свойства окружности, конических сечений (парабола, гипербола), спиралей, правильных многоугольников и т.д. Все эти фигуры, должно быть, были подсказаны древним ученым самой природой. Так окружность каждый день встречается в виде солнечного или лунного дисков, парабола и гипербола - вполне наглядный пример кривых, образующихся на срезе конуса, многоугольники встречаются в образе морских звезд, кристаллов, в виде цветков различных растений, спираль можно увидеть в форме ракушек. Таким образом природа сама подсказывала человеку объекты для изучения.

Гипотеза, выдвигаемая мной в данном научном исследовании, состоит в том, что окружающий мир можно считать геометрически правильным. Основывается это предположение именно на том факте, что развитие геометрии началось с изучения объектов, подсказанных человеку самой природой, а значит, природа уже содержит в себе геометрически правильные с человеческой точки зрения элементы, и следовательно, нет оснований не считать, что мир является в большинстве своем геометрически правильным.

Целью исследовательской работы станет выработка неких оценочных характеристик, позволяющих оценить объекты окружающего мира с точки зрения принадлежности некому "правильному" виду, а следом за этим и непосредственная оценка различных видов природных объектов.

Результатом станет вывод о подтверждении или опровержении выдвинутой мной гипотезы.

1. Выработка оценочных характеристик

1.1. Определение понятия идеала

Само определение "геометрически правильный" уже дает ответ на вопрос: "Что является геометрически правильным объектом". Таким объектом является объект, который образован по некоторому правилу, закону, то есть имеет под собой некоторое основание, которое будет отличать его от произвольно составленного объекта. Таких правил для каждого объекта, по всей видимости, может быть несколько.

Является ли объект (Рисунок 1) геометрически правильным? Скорее всего, нет. Это подсказывает нам здравый смысл, которому есть с чем сравнить. В данной фигуре нет общей плавности, множество острых углов, присутствует некоторая несоразмерность составных частей.

Рисунок 1. Произвольная фигура Рисунок 2. Малый звездчатый додекаэдр

Однако следующий объект, вероятно, имеет право называться геометрически правильным (рисунок 2). Хотя у этого объекта острых углов в несколько раз больше, чем у предыдущего, и нет плавных линий, мы тем не менее можем уверенно заявить, что данный объект в своем классе действительно является идеальным.

Итак, идеал геометрической фигуры несомненно существует. Человеческий ум на основании опыта и многочисленных наблюдений выработал понятие идеала. Человек практически всегда может уверенно указать на то, принадлежит ли данный объект к идеальному типу или нет, является ли он наивысшей точкой упорядочивания своих составных частей.

1.2. Идеальные геометрические объекты и их свойства

Рассмотрим основные геометрические объекты: окружность, квадрат, ромб, прямоугольник, равносторонний треугольник, равнобедренный треугольник, правильный многоугольник, эллипс, паркет (Рисунок 3).

1 - круг, 2 - квадрат, 3 - ромб, 4 - прямоугольник, 5 - равносторонний ("правильный") треугольник, 6 - равнобедренный треугольник, 7 - правильный многоугольник, 8 - эллипс, 9 - паркет

Рисунок 3. Различные геометрические объекты

Правила, по которым образованы данные фигуры, определить не сложно. Квадрат отличается равенством своих сторон и четырьмя линиями симметрии (линии, проходящие через центр квадрата параллельно его сторонам или по диагоналям). Ромб отличается равенством всех сторон и двумя линиями симметрии. У правильного треугольника все стороны равны и имеются три линии симметрии. У любого правильного многоугольника все стороны равны, а также большое количество линий симметрии. Окружность - максимально симметричная фигура, количество линий симметрии в ней бесконечно. Если рассмотреть паркет, то его основное свойство - повторяющееся соединение одинаковых фигур, например паркет, составленный из прямоугольных "досочек", расположенных"ёлочкой" или в виде "кирпичной" кладки.

Подобные правильные фигуры можно найти и среди объемных фигур. Это шар, тор (бублик), всевозможные правильные многогранники (тетраэдр, октаэдр, гексаэдр или куб, икосаэдр, додекаэдр), параллелограмм, связанные шестигранные призмы (пчелиные соты). Основными свойствами, характеризующими подобные фигуры, являются - опять же симметрия, но уже не только относительно какой-либо оси, но и относительно плоскости; повторение отдельных соединенных между собой элементов, как в примере с пчелиными сотами; образование фигуры ввиду вращения относительно какой-либо оси.

1.3. Выработка списка оценочных характеристик

При анализе свойств идеальных фигур было выявлено, что все виды этих фигур несомненно обладают двумя основными свойствами:

Симметрия;

Равенство или подобие составных частей.

Равенство частей наблюдается у квадрата, ромба или равностороннего треугольника - как равенство сторон. Также у них присутствуют одна или несколько линий симметрии.

У шара присутствуют бесконечное количество осей симметрии и плоскостей симметрии, но отсутствует равенство или подобие составных частей.

Симметрия тора, или в просторечье - бублика, является следствием образования его путем вращения круга относительно удаленной от него оси.

Все типы правильных многогранников обладают симметрией, при этом составлены из некоторого количества одинаковых фигур (треугольников, квадратов, пятиугольников).

Всевозможные виды паркетов, составленные из прямоугольников, треугольников и других составных частей - в совокупности имеют "правильную" геометрическую форму, объясняемую равенством повторяющихся частей.

Из всего этого можно сделать вывод, что отличить "правильную" геометрическую фигуру от произвольной совсем не сложно, достаточно выяснить, имеет ли данная фигура оси или плоскости симметрии, а также - составлена ли она из повторяющихся одинаковых или подобных частей (как например спираль Архимеда - несомненно идеальная фигура, но без оси симметрии, однако, каждый ее виток подобен предыдущему).

Таким образом, именно по наличию/отсутствию симметрии и равенства или подобия составных частей мы будем оценивать различные объекты окружающего мира на соответствие "правильному" геометрическому виду.

2. Оценка объектов окружающего мира

2.1. Классификация геометрических объектов окружающего мира

Весь видимый человеку мир можно разделить на две части. Одна часть - это мир, объекты которого созданы самим человеком. И другая - окружающий мир природных объектов. Само собою, те объекты - архитектурные постройки, средства передвижения, - которые человек создал своими руками, будут являться геометрически правильными. Поэтому их рассматривать нет необходимости. Обратим внимание на объекты природы.

Объекты окружающего мира можно разбить на следующие категории:микроскопические объекты (молекулы, клетки, бактерии, вирусы, мелкие насекомые, песок, пыль и др.); макроскопические объекты (планеты, звезды, галактики, чуть менее - горы, моря, океаны, вообще - ландшафт);объекты флоры (деревья, растения, цветы, грибы);объекты фауны (животные, рыбы, птицы, человек).

Слева направо: спиралевидная галактика, горный хребет в Перу, планета Земля, листья папоротника, цветок брокколи, лист плюща, Драконово дерево, квазар, окаменелость Наутилуса, вирус, апатит, спираль ДНК, подсолнух

Рисунок 4. Объекты окружающего мира

2.2. Применение к каждому классу объектов оценочных характеристик

Рассмотрим объекты из каждой категории на соответствие приведенным выше критериям.

У молекул в высокой степени развито свойство равенства или подобия составных частей. Это легко объясняется способом образования молекул, которые состоят из повторяющихся химических соединений. Соединения молекул между собой нередко образуют правильные фигуры, примером может служить графит, в котором молекулы углерода образуют шестиугольники.Формы некоторых вирусов (смотри Рисунок 4) похожи на правильные многогранники.

Однако, ни к мелкой пыли, ни к песку, ни к клеткам живых организмов нельзя применить свойства симметрии или равенства составных частей. Это объясняется тем, что каждая песчинка, пылинка или клетка - это обособленный объект, который не имеет сильной взаимосвязи с себе подобными объектами, поэтому их соединения не обладают этими свойствами. Но в каждой песчинке или клетке по отдельности можно эти свойства обнаружить. Например, кварцевый песок состоит из мельчайших частиц кристаллов кварца. Кристаллы же при этом обладают ярко выраженной симметричной структурой (Рисунок 4).

Для космических объектов также в большой степени присущи свойства симметрии. Это касается планет солнечной системы, которые имеют шарообразные формы; звезд, которые в большинствеимеют формы шара; спиралевидных галактик, которые за счет вращения приобретают формы спиралей, где каждая ветвь из звезд подобна другой; квазаров - сверхмощных объектов, излучающих потоки энергии и имеющих быстрое вращение (Рисунок 4). Вообще свойства вращения и симметрии характерны для космических объектов, благодаря этим свойствам они и существуют, образуя сгустки массы, которая при отсутствии вращения рассеялась бы в пространстве.

Среди объектов флоры и фауны также немало таких, которые имеют ярко выраженные свойства симметрии или подобия. Пчелиные соты - пример правильного шестиугольника.

Листья папоротника обладают высокой степенью самоподобия, его листья соединяются на тонких ветках, ветки соединяются на ветках потолще и так далее, образуя разветвленную самоподобную структуру. Прожилки в листьях плюща абсолютно симметричны относительно центральной линии. Семена подсолнечника собираются в элегантный симметричный орнамент (Рисунок 4).

Для мира животных и человека принцип симметрии тоже имеет место быть. Однако, это не ярко выраженная симметрия, как в примерах выше, но тем не менее - каждое живое существо симметрично, имеет симметричные органы передвижения, симметричное строение тела, головы. Яркий пример - симметрия крыльев у бабочек. Гусеницы, к примеру, состоят из множества подобных сегментов.

Удивительнейшим фактом, связывающим геометрию и природу является обнаруженный еще в древности принцип золотого сечения в природе.

Золотое сечение в общем виде - это такое отношение, при котором площади следующих друг за другом геометрических фигур соотносятся как ≈1/1,618. Это соотношение наглядно демонстрируется в виде отношения между каждым из двух соседних квадратов, точки которых лежат на логарифмической спирали (Рисунок 5).

Рисунок 5. Золотое сечение в природе

Принцип золотого сечения характерен для живых организмов. Так раковины моллюсков имеют форму спирали Архимеда. Соотношение между узлами разветвления у растений и живых организмов составляет величину золотого сечения.

Таким образом, осевая симметрия и равенство или подобие составных частей присуще широкому классу естественных объектов природы.

2.3. Объекты, не поддающиеся оценке

Наряду с наличием явной симметрии в природе часто встречаются объекты, вид которых не встречает явных геометрических аналогий.

Примером могут служить горные хребты, большинство деревьев (Рисунок 5), формы морей и рек и прочие объекты. Для "построения" объектов этого класса применимы иные критерии, не включающие симметрию. Это так называемое неявное подобие.

Рассмотрим дерево. Его ствол на определенной высоте чаще всего раздваивается, образуя два ствола меньшего диаметра, которые могут быть совсем не симметричны, затем каждый из стволов в свою очередь также раздваивается. Так продолжается вплоть до листьев дерева, прожилки которых также раздваиваются на поверхности листа, все заканчивается на кромке листа, который имеет также ребристую структуру. Такие объекты, в которых присутствуют самоповторы в структуре, называют фракталами. Это обозначение ввел математик Бенуа Мандельброт в своей книге "Фрактальная геометрия природы" в 1975 году.

Фракталы очень распространены в природе. Классическим примером служит брокколи (Рисунок 4), форма которой повторяется в каждом составном элементе. За счет высокого сходства этот объект обладает яркой симметрией, поэтому входит в класс "правильных" геометрических объектов. Но так бывает не всегда. Разветвленные сети рек или кровеносной системы человека не имеют явной симметрии, однако обладают свойствами фрактала, неявного подобия составных частей.

В общем случае те объекты, в формах которых невозможно увидеть какие-либо признаки "правильного", не имеют большой силы взаимодействия между своими составными частями, что не дает структуре объекта принимать законченные геометрические формы.

Заключение

В процессе исследования вопроса о том, можно ли считать мир геометрически правильным, мною была выдвинута гипотеза о том, что объекты окружающего мира можно считать геометрически правильными. Эта гипотеза возникла ввиду предположения, что сама геометрия возникла из наблюдений за идеальными объектами в природе.

Далее мною были исследованы характеристики идеальных геометрических форм, и было выяснено, что эти формы обладают двумя основными характеристиками - симметрией и равенством или подобием составных частей. Эти характеристики взяты мною как оценочные для применения в качестве оценки к объектам окружающего мира.

При анализе форм различных природных объектов было выяснено, что большинство из них обладают указанными выше свойствами. Остальные объекты, не обладающие ярко выраженными свойствами, отнесены мною в класс фракталов или составных объектов без сильного взаимодействия составных частей.

На основании всего вышеперечисленного можно утверждать, что в большинстве своем мир геометрически правилен, состоит из объектов, которые изначально обладают свойствами подобия, что обусловлено наличием яркой внутренней силы взаимодействия частей, в результате чего объекты принимают формы, подобные правильным геометрическим фигурам.

Выдвинутая гипотеза подтверждается.

Перечень использованной литературы

1. Правильный многогранник. Статья, http://ru.wikipedia.org.

2. Геометрическая фигура. Статья, http://ru.wikipedia.org.

3. Иоланта Прокопенко. Сакральная геометрия. Энергетические коды гармонии. Изд.: АСТ. - Москва, 2014.

4. Бенуа Б. Мандельброт. Фрактальная геометрия природы. Пер. с англ. А. Р. Логунова. - Москва: Институт компьютерных исследований, 2002.

Похожие публикации