Новая школа - Образовательный портал

Прочитать от доски к доске. Значение слова «рожон Что обозначает поговорка идти против рожна

Рожон

рожо н , рожна, муж. (обл. устар. ). Острый кол, укрепленный в наклонном положении.

Лезть (итти) на рожок (разг. ) - предпринимать заведомо рискованные действия, обреченные на неудачу и сулящие неприятности. Ни рожна (прост. вульг. ). - ничего. Ни рожна не дам тебе. Какого рожна (надо, не достает)? (прост. вульг. ) - что еще нужно? «Какого еще им рожна надобно?» А.Тургенев . «Вам какого еще рожна не достает? - сердилась мать.» Г.Успенский . Против рожна (итти, переть; прост. «Я сказал себе: никогда не прать против рожна.» Салтыков-Щедрин . Против рожна не попрешь. На какой (или кой) рожон (прост. вульг. ) - зачем, на что? На какой рожон ты звал меня с собой?

Фразеологический словарь русского языка

Рожон

Какого рожна ? прост. - почему?

Какого рожна (надо, не хватает, просит и т. п.)? прост. - что еще?

Лезть (или переть и т. п.) на рожон, против рожна переть прост. - предпринимать что-либо заведомо рискованное, обреченное на неудачу

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Рожон

(Деян 9:5) - длинная заостренная палка, которою погоняют волов. Смысл выражения - «трудно идти против рожна» было пословицею, получившей свое начало из того, что отставшие от стада волы часто натыкаются на рожон, т. е. подгоняются острием конца палки и, получая от того чувствительную боль, ускоряют ход за стадом. Вследствие этого пословица означает глупость и безумие людей, сопротивляющихся повелению власти или увещанию своей совести. Большинство языческих писателей приводят эту пословицу в дружеских кружках, чтобы показать нелепость подобного сопротивления.

Фразеологический словарь (Волкова)

Рожон

Лезть (идти ) на рожок (разг. ) - предпринимать заведомо рискованные действия, обреченные на неудачу и сулящие неприятности.

Хватит лезть на рожон!

Ни рожна (простореч. вульг. ) - ничего.

Ни рожна не дам тебе .

Какого рожна (надо, не достает )? (простореч. вульг. ) - что еще нужно?

Какого еще им рожна надобно? Тургенев.

Вам какого еще рожна не достает? - сердилась мать .. Успенский.

Против рожна (идти, переть; простореч. ) - действовать с негодными средствами против силы, когда все действия заведомо обречены на неудачу.

Я сказал себе: никогда не прать против рожна . Салтыков-Щедрин.

Против рожна не попрешь .

На какой (или кой ) рожон (простореч. вульг. ) - зачем, на что?

На какой рожон ты звал меня с собой?

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Рожон

, жна , м.

Заостренный шест, кол; вертел.

* Татарин ворочал на рожнах бараньи катки с тестом. // Гоголь. Тарас Бульба //.; [Дикой :] Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости, Господи, обороняться . // Островский. Гроза // *

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Рожон

рож’он (Суд.3:31 ; 1Цар.13:21 ; Деян.9:5 ; Деян.26:14 ) - заостренный шест (·возм. , с металлическим наконечником), которым погоняют быков, волов.

Словарь Ожегова

РОЖО Н, жна, м. (стар.). То же, что (в 1 знач.). С рожном идти на когон. (вооружившись колом).


Прошло больше года, как служителей Иеговы (далее – СИ) объявили «язвой общества» (Деяния 24:5). Итак, чего добились те, кто их запрещал? И что имеют сами СИ? Самое время подвести результаты.

Да, сегодня их молельные дома пусты, некоторые даже аннексированы. Им нельзя встречаться открыто, как это было ранее. Их публикации под запретом. Некоторых христиан задерживают. Идут судебные процессы. И в общем-то, это все, чего смогли добиться их противники. Ничего нового, ничего странного: классический пример религиозных гонений, через которые прошли и первые христиане. Все идет именно так, как описал Иисус:

«Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Иоанна 15:20).
«Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства» (Луки 21:12,13).


Сегодня очевидно, что слова Иисуса находят свое точное исполнение. Христиане «освящены истиной» и держатся этой истины. Естественно, что за это «мир возненавидел их» и заставляет их «терпеть скорбь» (Иоанна 17:14,17; 16:33). Все логично. Ничего нового. В свою очередь христиане продолжают «сиять, как светила в мире» и не отказываются от своей веры (Филиппийцам 2:15).

Таких ли результатов ожидали те, кто выступал за гонения СИ? Помнится, один одиозный «сектовед», приветствуя решение о запрете, уверял, что в течение короткого времени число СИ «драматически понизится в три раза», так как те «потеряют интерес и очень быстро начнут разбегаться». Но массового исхода почему-то не произошло. Более того, факты свидетельствуют, что к СИ продолжили присоединяться новые. Кампания по навешиванию на СИ абсурдных обвинений явно не оправдала ожидаемого от нее эффекта. Сам по себе статус «запрещенных», скорее, повысил к ним интерес в обществе.

Один такой человек начал изучать Библию через полгода после известного судебного решения. По его собственному признанию, до того случая он лишь смеялся над «этими верующими», пресекая всякие попытки разговора с собой. При этом он живет в двух минутах ходьбы от ближайшей церкви, находящейся на соседнем перекрестке. На вопрос, почему он стал посещать не ее, а решил начать изучать со СИ, тот ответил просто: «Ну, так ведь все понятно: гонят-то не их, а вас!» Сейчас Библию изучает вся его семья, включая жену и дочерей, плюс об изучении попросили и их знакомые.

Говоря о гонениях, Иисус не обещал немедленного избавления своих последователей, но указал на главную причину, почему они будут допущены Богом: «Будет же это вам для свидетельства » (Луки 21:12,13). Факт в том, что преследования СИ явно посодействовали исполнению этих слов Христа. И тут следует коснуться одного важного момента. До того, как со СИ начали происходить все эти события, для многих внешних людей они отличались от других церквей, скорее, в большей степени особенностью активного благовествования – тем, что их можно было увидеть на улицах, в общественных местах или на пороге вашего дома. В то же время в понимании основной части общественности, особо не знакомой с библейскими учениями, СИ были просто одними из многих других верующих. «Баптисты, адвентисты, иеговисты…» Как-то так…

Сейчас же ситуация определенно приобретает дополнительные черты, которые ранее вообще не присутствовали в вопросе отношения к СИ. Я вижу, что все больше людей воспринимают СИ уже в новом статусе – как преследуемых за веру. Кто-то с антипатией, а кто-то, наоборот, – с интересом и даже скрытым уважением, но факт этот отрицать бессмысленно. Если раньше о СИ зачастую говорили, как о тех, кто «опять пришли со своими книжками» , то сегодня о них все чаще говорят: «это те, которых запретили» . СИ все больше воспринимаются как запрещенные за веру, как гонимые за преданность Богу и Библии, как те, кто продолжает стойко служить, несмотря на реальные угрозы. А в глазах людей это уже серьезно. «Молодцы! Успехов вам, ребята!» - такие отзывы звучат с пониманием и искренностью, даже если человек сейчас не настроен на глубокий разговор о Боге. И это уже само по себе свидетельство!

Спасибо гонителям: за последний год их усилиями сложились благодатные условия для совершения «свидетельства» (Луки 21:12,13). Телерепортажи, новости в интернет-СМИ, заявления чиновников и представителей «титульной» церкви… Даже при всем негативном характере подобных сообщений люди волей-неволей информируются о притеснении СИ. Обращения правозащитников, общественников, вкупе с регулярными международными призывами обратить внимание на ситуацию с СИ, так или иначе заставляют фокусировать взгляд на этих христианах. Разумеется, последователи Христа не будут воспринимать примеры такой поддержки в качестве некоего главного основания для решения проблем. Спасение только от Бога, а не от людей!

"Не полагайтесь на князей. На сына человеческого, у которого нет спасения... Блажен тот, чей помощник — Бог Иакова, чья надежда — на Иегову, его Бога" (Псалом 146:3,5. Восстановительный перевод).

Главное то, что тем самым исполняется заверение Христа - «Будет же это вам для свидетельства» (Луки 21:12,13). Результат этого можно наблюдать воочию. Для Бога свидетельство является самым главным. Не одобрение чиновников, не официальный статус, не религиозная недвижимость (Евреям 10:34). Главное – свидетельство! А ему не могут помешать никакие препятствия, запреты и ярлыки. Наоборот, любые попытки воспрепятствовать делу свидетельства только усиливают его. Так было в I веке, так происходит и сегодня…

Согласно Новому Завету, христиане свидетельствовали миру не только словом благовествования, но и личным примером, своей стойкой жизненной позицией в периоды испытаний. Как в прошлом, так и сегодня с ними происходит ровно то, о чем мы читаем ниже:
«Мы же всего лишь глиняные сосуды, в которых хранится такое сокровище. Поэтому очевидно, что эта безмерная сила исходит от Бога, а не от нас. Нас теснят со всех сторон, но мы не загнаны в угол. Мы в отчаянном положении, но не в отчаянии. Нас преследуют, но мы не брошены на произвол судьбы. Мы сбиты с ног, но не уничтожены. Мы всегда носим в своем теле смерть Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса явила себя в нашем теле. Нас, живых, постоянно предают смерти ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса явила себя в нашей смертной плоти. […]
Мы во всем проявляем себя истинными служителями Бога: терпеливо и стойко переносим беды, нужду, несчастья, побои, тюрьмы, бунты, изнурительный труд, бессонные ночи, голод. Мы доказываем это чистотой, знанием, стойкостью, добротой, Святым Духом, неподдельной любовью, словом истины, Божьей силой. Наше оружие - праведность, мы им и нападаем, и защищаемся. Мы готовы к чести и к бесчестью, к клевете и к доброй славе. Нас принимают за лжецов, а мы искренни. За людей безвестных, а нас знают все. За умерших, а смотрите, мы живы. Нас казнят, а мы не убиты. Нас печалят, а мы всегда радуемся. Мы бедны, а многих делаем богатыми. У нас нет ничего, а мы владеем всем» (2 Коринфянам 4:7-11; 6:4-10, перевод РБО).

С человеческой точки зрения, христиане безусловно должны были быть раздавлены мощной карательной системой. Их запрещали, лишали доброго имени, законных прав, возможностей для богослужения, их арестовывали, осуждали, бросали в тюрьмы... Казалось, после такого у них не оставалось никаких шансов. Любой другой после подобного забился бы в угол и покорно замолчал. Но они почему-то продолжали служить Богу, собираться вместе, говорить другим о своей вере. Что здесь не так? В чем гонители просчитались? Они просчитались не в выборе методов давления – здесь как раз-таки выбор имелся богатейший. Но преследующие не учли самого главного – при любых ухищрениях противников Бог всегда будет действовать на опережение; он всегда будет идти на несколько шагов впереди них, поддерживая при этом своих служителей! Воспрепятствовать Ему в этом, тем более идти против Него, невозможно! Потому, что "трудно идти против рожна" (Деяния 26:14,15). Вот эту глубокую истину ученики Христа осознавали очень четко, что давало им сил выстоять:

«Мы же всего лишь глиняные сосуды, в которых хранится такое сокровище. Поэтому очевидно, что эта безмерная сила исходит от Бога, а не от нас» (2 Коринфянам 4:7, перевод РБО).

Христиане выстаивали в испытаниях не потому, что были якобы «сильными по плоти», супер-бесстрашными. Наоборот, Библия говорит, что среди учеников Иисуса таковых было совсем «не много» (1 Коринфянам 1:26-29). Сами по себе они были не более чем слабыми «глиняными сосудами» . Но зато внутрь их Бог вложил свою силу, которая и формировала их веру, делая непоколебимыми во время преследований (1 Коринфянам 1:25; 1 Иоанна 5:4).

В свою очередь стойкость и вера христиан были хорошим свидетельством для внешних людей, которые наблюдали и делали соответствующие выводы. Организованные гонителями преследования поневоле заставляли общество говорить о последователях Иисуса.
«Мы неизвестны, но нас узнают» (2 Коринфянам 6:9).

«Ведь мы стали зрелищем для всего мира - и для ангелов, и для людей» (1 Коринфянам 4:9, перевод РБО).

«Среди поношений и скорбей служа зрелищем для других» (Евреям 10:33).

Сегодня в случае с СИ ситуация выглядит аналогичным образом: люди наблюдают за происходящим и тоже делают выводы. Многие начинают понимать: если СИ готовы пострадать, но не отказаться от своей веры, значит эта вера действительно имеет серьезные основания. Причем, сейчас это сильно выделяет их на фоне других церквей. Теперь про СИ говорят не как об «одних из верующих» , но как о «тех самых верующих» . И это тоже факт!

Итак, христиане, действительно руководимые святым духом, четко осознают следующие истины:

У Бога всегда все под контролем. На небе никогда не бывает паники. Поэтому и его служителям ни при каких угрозах в панику впадать не стоит (Псалом 27:1; Исаия 41:10; Евреям 13:6).

Любые попытки воспрепятствовать делу Божьего свидетельства изначально обречены на провал. Это не значит, что чинимые гонителями запреты будут тут же отменены. Но это значит, что даже ситуацию с запретом Бог обернет угодным для себя образом, предоставив новые возможности для свидетельства (Исход 9:15,16; Иисус Навин 2:10).

Периоды преследований сами по себе всегда уникальны, потому что они содействуют особому эффекту в свидетельстве внешним людям, осознанию гонителями тщетности их действий, а также укреплению веры самих христиан (Матфея 5:11,12; Деяния 26:14,15; 2 Коринфянам 2:14-16; 1 Петра 4:12-14).

Преследования служат проверкой для каждого, кто называет себя учеником Иисуса. Они выявляют, кто есть кто на самом деле: кто полновесное «зерно», а кто легковесная «мякина», быстро сдуваемая ветром испытаний (Луки 3:17; 8:12-15; 22:31,32).

Гонения мобилизуют христиан, сплачивая их дух. Они обучаются служить Богу не только в «благоприятное время», но и в «неблагоприятное» (2 Тимофею 4:2).

Преследования содействуют возвращению в собрание тех, кто когда-то отдалился от соверующих. Кроме того, они побуждают бывших интересующихся вновь начать изучать Библию (Луки 22:31,32; Деяния 4:1-4; 6:7).

Гонения христиан меняют отношение к ним со стороны многих внешних людей, которые все больше воспринимают их в качестве преследуемых за веру в Бога и Христа (Деяния 2:47,48; 2 Евреям 10:32,33).

А потому…
«Братья, радуйтесь, когда вы сталкиваетесь с различного рода искушениями. Вы знаете, что испытание вашей веры вырабатывает стойкость, а стойкость должна настолько возрасти в вас, чтобы вы могли быть зрелыми и цельными, без всяких недостатков» (Иакова 1:2-4, Новый Русский Перевод).

«Бог дал нам не духа боязни, но духа силы, любви и самообладания. Потому не стыдись свидетельствовать о Господе нашем и… полагаясь на Бога, участвуй со мной в страданиях за благовестие» (2 Тимофею 1:7,8, Заокский перевод).

«Проповедуй слово Божье. Будь готов исполнить свою задачу, когда это тебе удобно и когда неудобно» (2 Тимофею 4:2, Современный перевод).

Самарская быль

Алексей Солоницын

«Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли», – сказал мастер политической интриги француз Шарль Талейран.

У нас же привыкли руководствоваться другим понятием о назначении языка и произносимых нами слов, даже порой не зная, что они сказаны в Евангелии от Матфея: «От слов своих оправдаешься, от слов своих и осудишься» (Мф. 12:37 ).

У каждого города есть особо чтимые места, которые и есть его лицо, его «визитная карточка». По колокольне монастыря в честь Иверской иконы Богоматери, по его церквям и еще по кафедральному Воскресенскому собору, который высился за монастырскими святынями, находясь неподалеку, и узнавалась Самара.

В безбожные годы снесли и знаменитый на всю Россию собор, и колокольню, и храмы Иверского, оставив лишь здание трапезного храма. В нем разместились кабинеты Дома ученых, которые занимались распространением знаний – разумеется, соответствующих марксизму-ленинизму. А там, где был погост и захоронения самых выдающихся граждан Самары, возвели жилой дом, в котором поселили самых видных жителей новой Самары – то есть управленческий аппарат во главе с первым секретарем обкома КПСС..В наши сегодняшние времена квартиры в «обкомовском» доме стали покупать самые богатые жители Самары, так как «отцы» упокоились, а их дети предпочли выгодно продать доставшееся им жилье. Квартиры в «престижном доме», из окон которого открывался чудесный вид на Волгу, теперь принадлежали предпринимателям, или бизнесменам, как их стали называть на капиталистический манер.

Среди них особенно выделился один, который создал в Самаре сеть торговых точек, самых, пожалуй, крупных. Он-то и выкупил анфиладу просторных комнат с высокими окнами, расположенными полукругом.

Так обустраивались «новые русские», не придавая значения и другому обустройству города и государства. А возрождался мало-помалу и Иверский монастырь. Трудностей было не перечесть – спуск к Волге шел как раз мимо «дома ученых», прямо к Пивзаводу, к тому известному всей Самаре месту, которое называлось «Дно». Тут шла торговля «распивочно и на вынос», и каких только картинок тут тогда не увидишь. Неслучайно известный кинорежиссер Станислав Говорухин финал своего документального фильма «Россия, которую мы потеряли» снял именно здесь, показав, как в обнимку, шатаясь, идут от «Дна» к Волге пьяные мужчина и женщина.

Но если бы режиссер приказал своему оператору повернуть кинокамеру в противоположную сторону, на Иверский монастырь, находящийся через дорогу, то он увидел бы, как возникают, словно град Китеж из-под вод, каменные стены, первый храм в честь иконы Иверской, первый сестрический корпус.

Но режиссер ставил другие задачи, и потому если и увидел, что возрождается монастырь, то этот факт «не вписался» в ткань его в свое время нашумевшего фильма.

Сестер обители, бывшей прежде духовным центром Самары, становилось все больше, молитва их усиливалась. Особенно в самые тяжкие дни, когда, казалось, беды накроют всех с головой и уже не выбраться из-под бушующей стихии «девяностых». Назову лишь одну из них: на территории монастыря образовался так называемый «рабочий городок» с коммуналками и всеми прелестями жизни в подобных «вороньих слободках», описанных известными сатириками. Все водопроводные и канализационные коммуникации сгнили, дома ни разу капитально не ремонтировались, и когда из обувного предприятия стали возрождать прежде бывший здесь главный храм обители, сгнившие трубы вот-вот должны были прорваться. Не успели ликвидировать эту грозную опасность, как возникла новая, не менее страшная. Угол «обкомовского дома» стал оседать, грозя обвалиться. Немудрено, ведь дом построили на рыхлых грунтах, на погосте.

Обнажившиеся гробы и склепы свезли на новое место территории монастыря, где устроили некрополь. Отслужили молебен во главе с предстоятелем епархии владыкой Сергием. Перезахоронения провели совместно с учеными, которые почерпнули для своих научных работ немало ценнейших фактов, связанных с историей Самары. Убедили власти помочь строительству – для этих целей пришлось закачать огромное количество бетона в холм, построить опорную стену, чтобы «обкомовский дом» не сполз вниз.

Пришло время, и дивной красотой засиял возрожденный храм в честь чудотворной иконы Иверской Богоматери. Сюда, в обитель, где уже не теплилась, а горела неугасимая лампада веры православной, со всего города потянулись люди, вспомнив, что именно Иверский монастырь был центром духовной жизни губернии.

А настоятельница монастыря, матушка Иоанна (Капитанцева), как начала святое дело возрождения обители, так и продолжила его.

Настало время возведения колокольни, с которой мы и начали наш рассказ. Ведь и сама колокольня, и ее особенные звоны служили опознавательным знаком Самары, ее духовным символом, были радостью для горожан.

Тот самый бизнесмен, который занял анфиладу комнат в «обкомовском доме», крайне раздражился, увидев из своих высоких окон, что колокольня строится напротив его апартаментов. Ему бы порадоваться, что звоны, которые лечат болящих, будут лететь прямо к нему, что колокольня будет не закрывать ему вид на Волгу, а, наоборот, украшать, как в былые времена, и панораму всего города, и обзор из его окна. Но он рассудил иначе. Посыпались письма в самые разные инстанции. Ему объяснили, что земля, на которой возводится колокольня, монастырская. Что восстанавливается историческая святыня, принадлежащая монастырю более 150 лет.

Тщетно!

«Захар», так называли бизнесмена и его торговые комплексы, никак не мог согласиться с тем, что его железная воля наткнулась на камень, который он не может сдвинуть с места.

Исчерпав все аргументы, которые приводятся в законном порядке, он прибег к тому, который используется в его мире как самый действенный.

Когда мне поручено было написать о матушке Иоанне, ее келейница рассказала вот что:

– Однажды глубокой ночью раздался звонок в дверь игуменского дома. Звонок настойчивый, требовательный. Я вышла. Смотрю: на пороге стоят двое с автоматами, а между ними сам Захар. Говорит: «Зови свою начальницу». Я к матушке: так и так. Она встала с постели, оделась. Говорит: «Иди открой. Ничего не бойся». Вышла к незваным гостям. Захар принялся грозно так матушку бранить и нецензурно, матом. «Если, говорит, ты стройку не прекратишь, мы тебя уберем». И опять матом. И опять грозить. Я вам скажу, что ни один мускул на лице матушки не дрогнул. Она спокойно так всё выслушала и говорит: «Ты ведь не меня бесчестишь, а Саму Богородицу. Одумайся». В ответ он опять пригрозил и только после этого ушел со своими автоматчиками. Я тогда подумала: «Вот это да, вот это матушка наша! Вот у кого мы должны учиться, как в вере стоять. Вот что значит воин Христов».

– После этого случая узнаём, что этот Захар уехал отдыхать на Лазурный берег во Францию, – продолжила рассказ келейница. – И вот там между ними, этими бизнесменами, произошла перестрелка. И этому Захару пуля попала прямо в язык. Пришлось половину языка отрезать. А потом, уже в другом месте, его расстреляли насмерть.

Я навел справки, прежде чем публиковать очерк о матушке Иоанне. Действительно, в известного самарского предпринимателя стреляли дважды. Первый раз пуля попала в щеку, прошла навылет, повредив язык. Второй раз, на пляже в Марселе, «Захар» в криминальных «разборках» был убит.

С колокольни Иверского монастыря открывается чудесный вид на Волгу, на город. Конечно, не всё в моем городе так, как хотелось бы. «Свечки» построили вдоль набережной и закрыли тем самым вид на старую, исконную Самару. Что поделаешь, многие предприниматели воюют за выгодные, особо привлекательные места поближе к Волге, забывая, что такие города, как наш, поднимались от реки ярусами, не закрывая один дом другим. Но ничего, зато красуется на высоком откосе храм во имя Георгия Победоносца, построенный к 2000-летию рождения Спасителя и к юбилею Победы. Высится и колокольня Иверского, и ее звоны зовут к молитве в самом центре моего города. Звонарь – невысокая, худенькая матушка – звонит прекрасно: у нее замечательный музыкальный слух.

Я слушаю эти звоны , смотрю на колокола и вижу, что у каждого из них есть язык, как и у человека. И этот язык зовет во храм, ко Господу, к Пресвятой Богородице, Которая, как глубоко убеждена матушка Иоанна, и является Игуменией монастыря.

А язык «празднословный и лукавый», как сказано у Александра Сергеевича Пушкина в знаменитом «Пророке», вырывается с корнем.

Иногда и в прямом смысле, как это и произошло у нас.

ПРИМЕЧАНИЕ

Захар! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна

.
Иногда рожон использовался как оружие. Например, израильский судья и воин Самегар убил «воловьим рожном» 600 филистимлян (Суд. 3:31 ).

.
В Священном Писании этот пастуший инструмент нередко упоминается в образных выражениях. Так царь Соломон написал, что «слова мудрых - как воловьи рожны», потому что они могут побудить человека принять правильное решение (Эккл. 12:11).

.
Воскресший Иисус тоже использовал слово «рожон» в переносном смысле. Он сказал Савлу: «Трудно тебе идти против рожна». Его слова рисуют образ упрямого животного, которое не идет туда, куда хозяин направляет его рожном. Савл, проявив мудрость, последовал совету Иисуса, изменил свой жизненный путь и стал апостолом Павлом.

Против рожна переть (идти)

Рожон - острый кол. Выражение имеет библейское происхождение. В Деяниях апостолов рассказывается, что Савл, который был гонителем христиан, услышал голос с неба: "Савлеи Почему ты гонишь меня?». Он сказал: "Кто ты. Господи?». На что Господь ответил: "Я Иисус, которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна", то есть противостоять значительно более мощной силе - Богу. Со временем фразеологизм "против рожна переть" приобрел позитивно-оценочного значения: быть отважным, выступать против большой силы.

Проходить красной нитью (лентой)

Это выражение пришло в речи многих народов от английских моряков. С 1776 на фабриках в канаты английского военного флота по всей длине вплетали красную нить, чтобы предотвратить кражу. Какой бы кусок каната отрезали воры, сразу видно, что он флотский.

Сейчас красной нитью называют сквозную мысль, намерение, которое проходит через все выступление оратора, статью, литературный или кинематографический произведение.

Прочитать от доски к доске

Этот фразеологизм связан с книгой. В древности книги писали от руки на пергаменте (специально вычищенной коже козлят, ягнят и телят). Они были значительные по объему и имели большой вес и ценность. Для удобства пергаментную слиток вкладывали в оправу из двух досок, обтянутых кожей. Часто такая оправа была украшена драгоценностями (особенно церковные книги) и застегивалась на замок-застежку. Прочитать всю книгу от начала до конца, ничего не пропуская, значит прочитать от корки до корки, от А до Я.

Птичье молоко

Древние греки считали, что на острове Самое есть все, чего душа пожелает. Чтобы подчеркнуть его богатстве, к длинного списка животных и растений, блюд и напитков добавляли птичье молоко, которого в принципе не существовало.

В шутливом плане выражение означает что-нибудь изысканное, самое желанное. Когда говорят: разве что птичьего молока нет, - имеется в виду значительный достаток, роскошь или огромное разнообразие.

Пуп земли

В широком смысле пуп - центр, основа всего. Фольклорные произведения, основанные на Талмуде (сборнике догматических религиозно-эстетических и правовых законоположений иудаизма) утверждают, что в центре земли, то есть мира, лежит Палестина. В ее центре стоит город Иерусалим, в центре него - храм, в центре храма - алтарь (святая святых), а в центре алтаря - камень перед ковчегом завета, на котором высечена заповеди, данные Богом Моисею. Именно с этого камня, брошенного Богом в море, началось сотворение мира. Существует и другая версия: Бог закрыл этим камнем отверстие бездны, водного хаоса.

Фразеологизм «пуп земли» часто употребляют в ироническом смысле для характеристики человека, без оснований претендует на главную роль в чем-то, считает, что все окружающие должны сосредоточить внимание именно на ней.

Пускать на ветер

Согласно народному поверью, ветер имеет душу и большую силу. Чтобы его задобрить, чтобы не был разрушительным, люди "подкармливали" ветер, то есть приносили жертвы: хлеб, мясо, остатки праздничных блюд, крупы, муку и т. Все это бросали навстречу ветру в надежде, что тот не навредит.

Фразеологический оборот "пускать на ветер" сейчас означает еще и не беречь, а не приумножать, не смотреть должным образом, а "пускать слова на ветер" - зря говорить, обещать нереально, недополучать слова.

Узы Гименея

Гименей - сын античных богов Диониса и Афродиты, покровитель брака и брака. По одному из мифов, он певец и музыкант, внезапно умер на свадьбе Диониса (вариант: потерял голос). Его именем назван торжественную свадебную песню в честь молодых. Согласно преданию, Гименея воскресили.

Его изображали в виде красивого юноши с зажженным факелом и гирляндой цветов; по убеждению древних людей, слабое пламя факела во время свадьбы - несчастная примета для молодых супругов. Поскольку путы - это цепь, которой связывали людей или животных, брачные связи стали называть узами Гименея.

Выражение "узы Гименея" означает "супружеские связи". Пятая колонна

Фразеологизм принадлежит генералу испанской армии Е. Мола. Осенью 1936 во время наступления франкистов на Мадрид он обратился по радио к населению столицы, заявив, что, кроме четырех испанских армейских колонн, еще пятая колонна, которая осуществляет в городе подрывную шпионскую работу. С тех пор пятой колонной называют шпионов, диверсантов, людей, которые занимаются подрывной, антигосударственной деятельностью в стране.

Когда святому Тарасию, Патриарху Константинопольскому, предложили принять престол патриарший, осквернённый арианской ересью, он ответил: ”...Аще не будет Вселенского Собора, и не истребится еретичество и вера со всеми православными Восточными церквами не соединится, то аз проклятым и осуждённым быти не хощу и Патриаршества прияти не изволяю, никий же бо мя избавит Царь от Божия Суда и вечныя казни” (т. е. если он примет престол не очищенный от ереси). (Из Жития св. Тарасия, Патриарха Константинопольского 25 февр.).
Следовало бы и Патриарху Тихону поступить подобным образом и сказать Собору: ”давайте на Соборе рассмотрим вопрос об Имени Божием, очистим Престол Российской Церкви от имяборческой ереси и тогда я приму его». Но он так не поступил, а, наоборот, не разобравшись с этим вопросом, поступал двоедушно: то он называл себя имяславцем, то имяславие называл лжеучением, а исповедников заблудшими. Но какую же тогда истину он исповедовал? Итак, не разобравшись с этим вопросом, он принимает Патриарший Престол.
“Глаголаше сенаторы (святому) Патриарху Павлу: почто убо ты, при освящении твоём в патриаршество подписал еси на иконоборство? Отвеща Павел: того ради, ныне приях покаяние, понеже тогда подписахся, и боюся да не убо казнён буду от Бога яко страха ради молчах и не глаголах вам истины, ныне же каюся и глаголю, яко несть вам надежды спасения аще в ереси пребудете” (Из Жития св. Павла, Патриарха Константинопольского. 6 ноября).
И Патриарху Тихону следовало бы поступить подобным образом после принятия им от Синода патриаршего престола в ереси имяборческой. Однако он не последовал примеру и св. Павла, не воспользовался своей патриаршей возможностью тут же на Поместном Соборе покаяться за принятие неочищенного от имяборчества Престола Российской Церкви, настоять на соборном рассмотрении этого вопроса. Вот где, и когда, надо было принять на себя истинный подвиг исповедничества и вопреки всему и всем прославить Святейшее Имя Господне, похуленное Российским Синодом!
В своём обращении уже к Патриарху Тихону старцы Афонские приводили пророчество Св. Иоанна Кронштадтского: ”Если Царь сохранит Православную Веру, то царство его утвердится до скончания века. А если Россия не сохранит Православную Веру, то она уже не будет Русью Святой, а будет сбродом всяких иноверцев”. «Но гнев Божий может быть утолён, если Вы, Ваше Святейшество, очистите Престол Церкви Российской от ереси имяборческой и прославите Имя Господне», говорили посланцы афонские Святейшему Тихону. Однако Святейший предпочёл мир церковный славе Имени Божия. Но с кем мир? с имяборцами? с обновленцами? с коммунистами-атеистами?.. С духом антихриста? с возсевшей на престоле Церкви Российской ересью, или хулой на Святейшее Имя Божие?
Св. Димитрий Ростовский учит: “Блаженны миротворцы... кто братию свою несогласием и враждою между собой разделённую в мир и согласие и любовь приводит. Но кто советует мир, закону Божию противный, такой миротворец окаянный, а не блаженный” (Творен. Ч. 5. Киев. 1881 г.). Поэтому сомнительный тот мир, к которому стремился Патриарх, примиряя православных с обновленцами, принимая ересь имяборческую, истинных же исповедников защитивших Святейшее Имя Божие от похуления Синодалами, назвал заблудшими, а веру во Имя Божие, заповеданную Отцом Небесным (1 Ин 3, 23 и др.) назвал лжеучением.
...
Имяславцы считали, что приведённые Святейшему Патриарху неопровержимые аргументы должны были тронуть его сердце и подвигнуть на путь исповеднический, к сохранению сердца или души Православия - веры во Имя Божие (1 Ин 3, 23; Ин 1, 12). Но он выказал своё исповедничество кабинетное и, как впоследствии выяснилось притворное; по всей видимости это его кабинетное название себя имяславцем было не перед Богом, а перед имяславцами, и оно было не искреннее, но лицемерное, и этим самым он подкрепил “базу” имяборцев - членов уже своего Синода и прочих последователей имяборчества. То-есть, он играл двойную роль: перед имяславцами он был имяславец, а перед всем миром имяборец. Но так как официальная часть Российской церкви в лице её высших властей была имяборческая, то в своих действиях по отношению к имяславцам он исходил в соответствии репрессивных директив “Святейшего” Синода.
...
по свидетельству староафонских монахов-изгнанников, и как это видно из циркулярного рождественского послания Патриарха Тихона к духовенству № 3244 Патриарх Тихон, ставши патриархом, называл имяславие «лжеучением», а имяславцев «заблудшими» и «имябожниками», и по отношению к исповедникам афонским действовал в соответствии с инструкцией бывшего Синода, на что есть архивные доказательства. После обращения к нему монаха имяславца Иринея Цурикова с вопросом: «Скажите Ваше Святейшество, когда юноша Савл, дыша угрозами и убийством на учеников Господа, выпросил от первосвященника письма идти в Дамаск, чтобы кого найдёт последующих Христову учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шёл внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю, и услышал голос, говоривший ему: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи,? Господь же сказал: «Я Иисус, которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9,1-5). Скажите, Ваше Святейшество, услышанное Савлом Слово-Имя «Иисус» Бог, или тварь? Патриарх замявшись ответил: «Бог». Так за что же Вы нас отлучили и предали анафеме? После этого диалога Патриарх Тихон принял в молитвенное общение с собой монаха Иринея Цурикова, главного предводителя имяславцев на Афоне, и архимандрита Давида, который служил с Патриархом на Пасху и ещё несколько раз сослужил ему за Божественной Литургией. А когда архиереи имяборцы стали упрекать Патриарха говоря: «О, вчера имяславцев отлучал от церкви, а сегодня вместе с ними служит» (он не отлучал формально, а просто, как выше сказано, действовал по отношению к имяславцам с точки зрения Синодальной). Услышав против себя эту реплику имяборцев, Патриарх снова прекратил общение с имяславцами и возобновил действие прежнего предписания Синода по отношению к ним. В таких действиях Патриарха усматривалось двоедушие...

Похожие публикации