Новая школа - Образовательный портал

Правописание лаг лож. Слова с корнями “лаг”-“лож”: примеры и правила написания. Упражнение для закрепления

Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о .

гар - гор . На месте безударного гласного пишется буква о , хотя под ударением - а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р . Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый ).

зар - зор . На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница ; под ударением - а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́ ), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ).


кас - кос . В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан - клон . На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние ; под ударением - о и а : ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

крап - кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением "покрывать каплями, брызгами": кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть ), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть ; буква а - в словах со значением "покрывать мелкими пятнышками, точками": краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении "покрывать крапинами, наносить крап"), вкрапле́ние . Под ударением - только а : кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

лаг - лог - лож . На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж - о , напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель , но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й . Под ударением всегда о : нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный . В слове по́лог , где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .

мак - мок - моч . На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением "окунать, погружать в жидкость": макать, макнуть, обмакнуть ; буква о - в словах со значением "становиться мокрым": намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица ) (под ударением - в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением "осушать чем-н. впитывающим влагу": промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч - всегда буква о , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный ; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34 , примечание 2).


пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением - а и о : ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й .

плав - плов . Без ударения пишется а : плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й ; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о . Под ударением - только а : пла́вать, лесоспла́в .

Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

равн - ровн . Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный "одинаковый", напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки - "сделать равными по длине"), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный "гладкий, прямой, без неровностей", напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ровну, рове́сник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , - буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час , в слове у́ровень .

разн - розн . В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́рознь - буква о Под ударением - а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться ) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный ).


рос(т) - рас(т) - ращ . На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т ) - буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение - о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й ); б) перед ст - буква а , напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий ; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый ); в) перед щ всегда а , напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние .

Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о , напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы .

скак - скок - скач - скоч . Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й , хотя под ударением - о , напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34 , примечание 2).

Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́ ), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́чет, поска́чем , и производные ска́чка, вска́чь ); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить ) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́скочить : вско́чит, соско́чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ (сто вёрст ), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет ) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит ); подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь") и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит "быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться").


твор - твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о ; под ударением - не только о (тво́рческий, тво́рчество ), но и а (тва́рь, тва́рный ). В слове у́тварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .

2. Корни с буквами и и е .

блес(к,т) - блещ - блист . На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и - перед ст при последующем ударном а , напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть ; е - в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением - е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .

вис - вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́ ) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть : повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть ); буква е - в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить ).

лип - леп . В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть ), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. - буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка ).

сид - се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и - перед мягким согласным д - в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́ ) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е - перед твердым д : седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. - ё : сёдла ), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель , а также - перед мягким д - в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце ). Под ударением - и и е , напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д ; в формах глагола се́сть и приставочных - также а (на письме я ): ся́ду, ся́дь, прися́дут .


Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36 .

Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко - в производных словах: снимок, в обнимку.

Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

Изучение русского языка - один из главных моментов школьной образовательной программы. Практически все одиннадцать лет ученики работают над совершенствованием своей устной и письменной речи. Тем не менее с этим всегда возникают трудности по нескольким причинам. Во-первых, довольно сложно именно учить родной язык. Подсознание диктует такую вещь: "Раз язык родной, значит, по умолчанию, я всегда говорю правильно". Что порой оказывается далеко не так. Второй причиной может явиться нежелание и откровенная лень обучаемого. В любом случае наиболее распространенными ошибками являются неправильная постановка ударений, недопустимое употребление слов, а в письменной речи различные грамматические, пунктуационные и стилистические ошибки.

В этой статье разберем самые часто встречающиеся ошибки, связанные с использованием словоформ, которые в большинстве своем зависят от корня. Сделаем мы это рассмотрев основы с чередованием -лаг-, -лож-. Примеры ошибок в словах с такими корнями встречаются ежедневно.

Что такое корень

Слово состоит из так называемых морфем - частей слова. Сюда входят приставка, корень, суффикс, окончание и постфикс. Корень - это обязательная морфема. Слово может не содержать ни приставки, ни суффикса и иметь нулевое окончание (фактически его нет), как, например, слово «мать». Существует два типа корней: постоянные и с чередованием. В первом случае форма корня остается неизменной при склонении слова по падежам. Во втором случае при изменении формы слова сама морфема видоизменяется. Так происходит потому, что слова имеют общее значение, но само употребление отличается по грамматическим правилам. Ярким примером будут слова с корнем -лаг-, -лож-. Мы используем их каждый день в своей разговорной и письменной речи.

Почему изменяются корни

Как уже было сказано выше, корни в словах могут изменяться при склонении слова по падежам. Почему это происходит? Например, чередование корней -лаг-, -лож- объясняется правилами русского языка. Если попытаться точнее разобрать причину видоизменения главной морфемы, то нетрудно узнать, что причина кроется в широком разнообразии однокоренных слов. Иначе говоря, в русской речи слишком много слов, имеющих разную форму, но сходное по смыслу значение. В качестве примера рассмотрим слова на -лаг-, -лож-. В самом распространенном варианте эти морфемы употребляются в слове «положить» или сходных. Слово обозначает объединение каких-либо объектов в одном месте или в одно целое.

Ему однокоренным является слово «слагать». При его произношении первым делом на ум приходит сочинение каких-либо произведений. Например, «слагать легенды». Тем не менее при кажущихся поначалу различиях слова действительно сходны по значению. И то и другое обозначают совмещение объектов (в первом случае нечто материальное, во втором - сложение букв в слоги и так далее). Вообще, для корней -лож-, -лаг- правило определено однозначно, но о нем немного позже.

Корни с чередованием

В школе на уроках русского языка в разделе словообразование довольно подробно изучается такой раздел, как Причиной этому служит то, что школьники допускают много ошибок при их использовании. Среди наиболее узнаваемых корней можно назвать -рост-, -раст-, -гор-, -гар-, а также корни -лаг-, -лож-. Примеры можно приводить бесконечно долго, потому что обязательно найдутся такие слова, одна из форм которых будет с видоизмененным корнем.

Казалось бы, если знать, как произносятся слова, то проблем с написанием этих морфем быть не должно. К сожалению, это не так. В некоторых случаях приходится обращаться к справочникам, в которых имеется материал по употреблению корней.

Правила

Как и во всей школьной программе, в русском языке существуют правила. Они есть во всех разделах, начиная с орфографии и заканчивая пунктуацией. Морфемика не стала исключением. Так как в статье мы рассматриваем именно корни -лаг-, -лож-, правило будет сформулировано именно для них. Для большинства других чередующихся пар есть большое количество информации в дополнительной литературе. Важно отметить, что русский язык - это один из тех немногих предметов, где формулировку правил заучивать не требуется. Самое главное - это понять смысл и уметь применить знания на практике. Тем не менее правила сформулированы для всех ситуаций, за исключением очевидных.

Правило для -лаг-, -лож-

В русском языке правописание -лаг-, -лож- определяется однозначным правилом. Его формулировка выглядит следующим образом: если гласный звук безударный находится перед буквой «г», то пишется «а». В том случае, если стоит буква «ж», следует писать «о». Правило достаточно простое и легко запоминаемое хотя бы потому, что на слуху слова и корни с чередованием -лаг-, -лож-. Примеры также очевидны: приложить, заложить, прилагать, слагать и так далее.

У правила, как и у всего в жизни, есть исключение, но о нем поговорим немного позже. Итак, следует твердо запомнить это правило, чтобы быть уверенным в употреблении слова.

Особенности употребления корня

Наверное, вы уже обратили внимание на то, что все приведенные примеры были употреблены с приставками. Это и есть главная особенность. Слова с корнем -лаг-, -лож- без приставочной морфемы не употребляются. Об этой особенности некоторые забывают, в результате чего получаются недопустимые к употреблению слова. Единственным исключением является слово «ложиться». Во всех остальных случаях в словах с -лож-, -лаг- правило гласит о том, что необходимо использовать приставки. На эту особенность следует обратить особое внимание, так как именно о ней часто забывают многие люди. Употребление этих корней с чередованием без приставок - самая распространенная ошибка в устной речи. Думается, каждый слышал хотя бы раз слова «ложить» и так далее. Такое употребление недопустимо. Для обозначения этого действия следует использовать слово-заменитель «класть» и его словоформы.

Исключения корня с чередованием

Выше было рассмотрено, каким образом формулируется правило для -лаг-, -лож-. Примеры были приведены, однако было сказано об исключении. Есть одно такое слово - это «полог». Здесь, как мы видим, перед буквой «г» стоит «о». Следует заметить, что под ударением буква в корне не находится, и есть приставка по-. То есть соблюдены все условия, кроме главного - использования буквы в соответствии с правилом.

Что такое «полог»? В толковых словарях дается значение такое значение: занавеска, которая загораживает кровать. В наши дни такой предмет интерьера можно встретить разве что в деревнях, из чего можно сделать вывод о том, что слово употреблялось еще в древности, когда еще не были выведены подобные правила написания.

Основные ошибки с употреблением корней

Как говорилось выше, не только ученики, но и многие жители всей нашей страны с трудом справляются с задачей правильного произношения и соблюдения элементарных правил грамматики. Слова коверкаются, нарушается их стилистика, не учитываются какие бы то ни было правила произношения. Так, наши корни -лаг-, -лож- больше всего «боятся» употребления без приставок. К сожалению, именно этим правилом пренебрегают многие. Нередко можно услышать такие «словоформы», как «ложить», «ложит» и так далее. Помимо всего прочего, ударение в этих «словах» также ставится неправильно - на гласную корня. Следует помнить, что так их недопустимо употреблять ни в коем случае. Если есть желание что-нибудь положить, то это можно также и «класть», то есть использовать синоним, употребление которого допустимо. Еще одним из подобных казусов можно считать слово «садить».

Несмотря на то что официально оно является допустимым, для него есть более правильная форма - «сажать». Первый вид достаточно часто использовался раньше, возможно, именно поэтому для него еще осталось место в нашей речи.

Как не допускать ошибок

Многие спрашивают о том, как правильно говорить. Ответ достаточно прост: необходимо читать как можно больше книг. Зрительная память человека устроена таким образом, что схватывает незнакомые вещи и «сохраняет» их сначала в оперативной, а затем и в долговременной памяти. Иными словами, после прочтения книги с некоторым количеством новых слов они будут постепенно «оседать» в памяти. Закрепление будет происходить автоматически, так как психология человека построена в большинстве своем на подражании. Подсознательно мозг будет «вклинивать» новые слова в вашу речь, благодаря чему слова будут постепенно входить в лексикон и останутся там навсегда. Когда дело коснется написания, сработает зрительный механизм запоминания - слово напишется само собой. В устной речи, дабы не допускать подобных ляпов, которые были описаны выше, совет аналогичный. Еще одним, хотя и спорным, советом будет исправление окружающих. Наверняка вокруг вас есть такие люди, которые употребляют те или иные слова неправильно. Исправляя их, вы будете не только напоминать себе о правильном произношении, но и помогать другим.

Заключение

В статье были рассмотрены правила употребления корней -лаг-, -лож-, примеры слов, в которых они содержатся. Следует сказать также о том, что русский язык - самый сложный во всем мире. Ни в одном другом лингвистическом образовании нет такой сложной системы связи слов по падежам, числам, родам. Именно поэтому невозможно знать всё до мельчайших подробностей. Это и не требуется. Уважающего себя человека, помимо всего прочего, отличает умение грамотно и связно говорить. Для того чтобы научиться этому, необязательно сидеть сутками за словарями и учебниками - такой подход не даст положительных результатов. Достаточно регулярно читать книги и общаться на таком языке, который поможет поддерживать себя в форме. Если есть желание научиться разговаривать литературным языком, можно посетить лингвистические курсы - это будет очень хорошей практикой в совершенствовании языка.

§ 84 Буквы а - о в корне -лаг- - -лож- - Учебник по Русскому языку 5 класс (Ладыженская, Тростенцова)

Краткое описание:

Вам известно, что проверка безударных гласных в различных частях речи русского языка обычно осуществляется при помощи постановки гласных под ударение. Это значит, чтобы узнать, какая гласная пишется в слове, мы должны изменить слово так, чтобы ударение падало именно на эту гласную.
Существует еще несколько категорий безударных гласных, правописание которых проверяется другими способами. Одни из слов имеют непроверяемых гласные, поэтому их правописание мы должны запомнить, также можно обращаться к словарям.
Правописание гласных в других словах зависит от идущих следом согласных. К таким словам относятся все с корнем –лаг-/-лож-. Это является вариантами одной и той же морфемы – корня. Лексическое значение у таких слов одинаковое, но правописание отличается в зависимости от того, какая буква идет после согласной. Если это буква г, то в корне пишется гласная а, если это буква ж, то в корне пишется гласная о.
Знание этого несложного правила позволит вам овладеть навыками правописания русского языка.

Изучение русского языка - один из главных моментов школьной образовательной программы. Практически все одиннадцать лет ученики работают над совершенствованием своей устной и письменной речи. Тем не менее с этим всегда возникают трудности по нескольким причинам. Во-первых, довольно сложно именно учить родной язык. Подсознание диктует такую вещь: "Раз язык родной, значит, по умолчанию, я всегда говорю правильно". Что порой оказывается далеко не так. Второй причиной может явиться нежелание и откровенная лень обучаемого. В любом случае наиболее распространенными ошибками являются неправильная постановка ударений, недопустимое употребление слов, а в письменной речи различные грамматические, пунктуационные и

В этой статье разберем самые часто встречающиеся ошибки, связанные с использованием словоформ, которые в большинстве своем зависят от корня. Сделаем мы это рассмотрев основы с чередованием -лаг-, -лож-. Примеры ошибок в словах с такими корнями встречаются ежедневно.

Что такое корень

Слово состоит из так называемых морфем - частей слова. Сюда входят приставка, корень, суффикс, окончание и постфикс. Корень - это обязательная морфема. Слово может не содержать ни приставки, ни суффикса и иметь (фактически его нет), как, например, слово «мать». Существует два типа корней: постоянные и с чередованием. В первом случае форма корня остается неизменной при склонении слова по падежам. Во втором случае при изменении формы слова сама морфема видоизменяется. Так происходит потому, что слова имеют общее значение, но само употребление отличается по грамматическим правилам. Ярким примером будут слова с корнем -лаг-, -лож-. Мы используем их каждый день в своей разговорной и письменной речи.

Почему изменяются корни

Как уже было сказано выше, корни в словах могут изменяться при склонении слова по падежам. Почему это происходит? Например, чередование корней -лаг-, -лож- объясняется правилами русского языка. Если попытаться точнее разобрать причину видоизменения главной морфемы, то нетрудно узнать, что причина кроется в широком разнообразии однокоренных слов. Иначе говоря, в русской речи слишком много слов, имеющих разную форму, но сходное по смыслу значение. В качестве примера рассмотрим слова на -лаг-, -лож-. В самом распространенном варианте эти морфемы употребляются в слове «положить» или сходных. Слово обозначает объединение каких-либо объектов в одном месте или в одно целое.

Ему однокоренным является слово «слагать». При его произношении первым делом на ум приходит сочинение каких-либо произведений. Например, «слагать легенды». Тем не менее при кажущихся поначалу различиях слова действительно сходны по значению. И то и другое обозначают совмещение объектов (в первом случае нечто материальное, во втором - сложение букв в слоги и так далее). Вообще, для корней -лож-, -лаг- правило определено однозначно, но о нем немного позже.

Корни с чередованием

В школе на уроках русского языка в разделе словообразование довольно подробно изучается такой раздел, как Причиной этому служит то, что школьники допускают много ошибок при их использовании. Среди наиболее узнаваемых корней можно назвать -рост-, -раст-, -гор-, -гар-, а также корни -лаг-, -лож-. Примеры можно приводить бесконечно долго, потому что обязательно найдутся такие слова, одна из форм которых будет с видоизмененным корнем.

Казалось бы, если знать, как произносятся слова, то проблем с написанием этих морфем быть не должно. К сожалению, это не так. В некоторых случаях приходится обращаться к справочникам, в которых имеется материал по употреблению корней.

Правила

Как и во всей школьной программе, в русском языке существуют правила. Они есть во всех разделах, начиная с орфографии и заканчивая пунктуацией. Морфемика не стала исключением. Так как в статье мы рассматриваем именно корни -лаг-, -лож-, правило будет сформулировано именно для них. Для большинства других чередующихся пар есть большое количество информации в дополнительной литературе. Важно отметить, что русский язык - это один из тех немногих предметов, где формулировку правил заучивать не требуется. Самое главное - это понять смысл и уметь применить знания на практике. Тем не менее правила сформулированы для всех ситуаций, за исключением очевидных.

Правило для -лаг-, -лож-

В русском языке правописание -лаг-, -лож- определяется однозначным правилом. Его формулировка выглядит следующим образом: если безударный находится перед буквой «г», то пишется «а». В том случае, если стоит буква «ж», следует писать «о». Правило достаточно простое и легко запоминаемое хотя бы потому, что на слуху слова и корни с чередованием -лаг-, -лож-. Примеры также очевидны: приложить, заложить, прилагать, слагать и так далее.

У правила, как и у всего в жизни, есть исключение, но о нем поговорим немного позже. Итак, следует твердо запомнить это правило, чтобы быть уверенным в употреблении слова.

Особенности употребления корня

Наверное, вы уже обратили внимание на то, что все приведенные примеры были употреблены с приставками. Это и есть главная особенность. -лож- без приставочной морфемы не употребляются. Об этой особенности некоторые забывают, в результате чего получаются недопустимые к употреблению слова. Единственным исключением является слово «ложиться». Во всех остальных случаях в словах с -лож-, -лаг- правило гласит о том, что необходимо использовать приставки. На эту особенность следует обратить особое внимание, так как именно о ней часто забывают многие люди. Употребление этих корней с чередованием без приставок - самая распространенная ошибка в устной речи. Думается, каждый слышал хотя бы раз слова «ложить» и так далее. Такое употребление недопустимо. Для обозначения этого действия следует использовать слово-заменитель «класть» и его словоформы.

Исключения корня с чередованием

Выше было рассмотрено, каким образом формулируется правило для -лаг-, -лож-. Примеры были приведены, однако было сказано об исключении. Есть одно такое слово - это «полог». Здесь, как мы видим, перед буквой «г» стоит «о». Следует заметить, что под ударением буква в корне не находится, и есть приставка по-. То есть соблюдены все условия, кроме главного - использования буквы в соответствии с правилом.

Что такое «полог»? В толковых словарях дается значение такое значение: занавеска, которая загораживает кровать. В наши дни такой предмет интерьера можно встретить разве что в деревнях, из чего можно сделать вывод о том, что слово употреблялось еще в древности, когда еще не были выведены подобные правила написания.

Основные ошибки с употреблением корней

Как говорилось выше, не только ученики, но и многие жители всей нашей страны с трудом справляются с задачей правильного произношения и соблюдения элементарных правил грамматики. Слова коверкаются, нарушается их стилистика, не учитываются какие бы то ни было правила произношения. Так, наши корни -лаг-, -лож- больше всего «боятся» употребления без приставок. К сожалению, именно этим правилом пренебрегают многие. Нередко можно услышать такие «словоформы», как «ложить», «ложит» и так далее. Помимо всего прочего, ударение в этих «словах» также ставится неправильно - на гласную корня. Следует помнить, что так их недопустимо употреблять ни в коем случае. Если есть желание что-нибудь положить, то это можно также и «класть», то есть использовать синоним, употребление которого допустимо. Еще одним из подобных казусов можно считать слово «садить».

Несмотря на то что официально оно является допустимым, для него есть более правильная форма - «сажать». Первый вид достаточно часто использовался раньше, возможно, именно поэтому для него еще осталось место в нашей речи.

Как не допускать ошибок

Многие спрашивают о том, как правильно говорить. Ответ достаточно прост: необходимо читать как можно больше книг. человека устроена таким образом, что схватывает незнакомые вещи и «сохраняет» их сначала в оперативной, а затем и в долговременной памяти. Иными словами, после прочтения книги с некоторым количеством новых слов они будут постепенно «оседать» в памяти. Закрепление будет происходить автоматически, так как психология человека построена в большинстве своем на подражании. Подсознательно мозг будет «вклинивать» новые слова в вашу речь, благодаря чему слова будут постепенно входить в лексикон и останутся там навсегда. Когда дело коснется написания, сработает зрительный механизм запоминания - слово напишется само собой. В устной речи, дабы не допускать подобных ляпов, которые были описаны выше, совет аналогичный. Еще одним, хотя и спорным, советом будет исправление окружающих. Наверняка вокруг вас есть такие люди, которые употребляют те или иные слова неправильно. Исправляя их, вы будете не только напоминать себе о правильном произношении, но и помогать другим.

Заключение

В статье были рассмотрены правила употребления корней -лаг-, -лож-, примеры слов, в которых они содержатся. Следует сказать также о том, что русский язык - самый сложный во всем мире. Ни в одном другом лингвистическом образовании нет такой сложной системы связи слов по падежам, числам, родам. Именно поэтому невозможно знать всё до мельчайших подробностей. Это и не требуется. Уважающего себя человека, помимо всего прочего, отличает умение грамотно и связно говорить. Для того чтобы научиться этому, необязательно сидеть сутками за словарями и учебниками - такой подход не даст положительных результатов. Достаточно регулярно читать книги и общаться на таком языке, который поможет поддерживать себя в форме. Если есть желание научиться разговаривать литературным языком, можно посетить лингвистические курсы - это будет очень хорошей практикой в совершенствовании языка.

Технологическая карта урока

Предмет русский язык

Класс 5

Тема

Правописание корней -лаг-, - лож-

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

Предметные : Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -лаг-,-лож-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

Метапредметные:

1. Познавательные : владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные : строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные : формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.

Основные понятия

Чередование, корень

Решаемые проблемы

Что такое прямое значение слова? На чем основано переносное значение слова? Что такое метафора? Что такое олицетворение?

Деятельностный компонент урока

Уметь:

Находить орфограмму;

Научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной

Пользоваться толковым словарем.

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята!

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Паустовский К. Г.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1

- Вставьте буквы карандашом в текст

Караул! У меня незавидное пол_жение: сегодня пишем изл_жение! Текст надо изл_гать подробно. Все части распол_жить в соответствии с планом. Пол_гаться на товарища не могу, потому что распол_жился я как раз перед учителем. А учитель читает предл_жение за предл_жением. Пол_гаясь на свои знания, я старательно все излаг_ю. Грамотно изл_женный текст – залог успеха. Отл_жить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное пол_жение.

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Слайд 1

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Организация учебного процесса на этапе 2

-- Какие буквы вы поставили? У всех одинаковая буква в одном слове? Почему так получилось? Что нам нужно сделать?

Отвечают на вопросы учителя.

3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.

Организация учебного процесса на этапе 3

Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (фоомулируем, записываем)

Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? (происходит чередование)

Излагать, слагать, предлагать, предложить, слагаемое, изложить, сложить.


Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень

А О

Излагать Предложить

Слагать Изложить

Предлагать Сложить

Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)

Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101 Корни –лаг--, -лож- это варианты одного корня.

Учащиеся обсуждают ситуацию.

Учащиеся формулируют тему урока.

Слайд 2-4

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

Организация учебного процесса на этапе 4

Чтобы найти ответы на эти вопросы, д авайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. (Дети проговаривают шаги алгоритма).

выделить корень; подчеркнуть согласную корня:

в корне лаг \ лож перед Ж пишем О. перед Г пишем А) –

В чём сходство между правилами о правописании корней –лаг- //-лож- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных)

Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова?

(Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)

- Полог - слово вошло в русский язык из народной диалектной лексики.

Значение слова полог – вы найдете дома по словарю.

Главное, что нужно запомнить:

Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!

А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

Составление учащимися плана действий.

Слайд 5-7

5. Реализация построенного проекта

А теперь давайте вернемся к письму. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – лаг-, -лож-.

Делают вывод.

Анализируют, сопоставляют и обобщают.

Слайд 8

Физкультминутка

Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами проведем физкультминутку.
1. Если корень является главной значимой частью слова, то встали.+
2. Если окончание образует разные формы одного и того же слова, то хлопок.+
3. Если у существительных 3 склонения, женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, то покачали головой.+
4. Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак, то прыжок.-

Выполняют упражнения

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Организация учебного процесса на этапе 6

. Найдите четвертое лишнее:

1) сложение, положение, отложить, ложный;

2) предположение, сложение, слагаемое, изложить

Учащиеся работают, выступают с сообщениями.

Слайд 9-10

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

У чащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Организация учебного процесса на этапе 7

Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – …руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать – сидеть … руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – … оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать – … руки. (Сложить)

Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.

8. Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить

Организация учебного процесса на этапе 8

От данных глаголов с помощью суффикса -ени- образуйте существительные.

Излагать – …

Предлагать – …

Предполагать – …

Располагать – …

Слагать – …

Прилагать – …

Заполняют таблицу, работают в парах

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 9

Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.

В чём испытывали трудности?

Что помогло нам их преодолеть?

Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму.

    Составить связный текст «Я изложил мысль», используя опорные слова: сложить, вложить, предположить, предлагать, переложить и.т.д.

Записывают задание.

Похожие публикации