Новая школа - Образовательный портал

Объект "крот" - подземная электростанция севастополя. Подземная электростанция Севастополя Где находится объект «Крот» на карте

08.08.2015

Подземная тепло-электростанция с бункерами для хранения угля и машинными залами (Спецкомбинат №1). Строилась в тридцатых годах. Электростанция в скальном массиве южного берега Севастопольской бухты.

Объект “Крот” представлял из себя подземный лабиринт в 4-5 этажей, общей площадью в 30.000 кв. метров. Состоял из нескольких турбогенераторов (по 25 мегаватт каждый), мельниц для размола топлива, складов для его хранения, насосных и трансформаторных станций. А так же помещений для обслуживающего персонала. Объект является самым крупным подземным сооружением Севастополя.

В нижней части горы имеется три портала (один не достроен), в которые ведут ж/д пути, на вершине горы масса бетонных сооружений, которые были построены в 50-е, данные сооружения покрыты гудроном и по замыслу инженеров должны были быть засыпаны вровень с землей.

Комплекс поделен на 4 уровня, каждый друг от друга в 30 метрах. Особое впечатление производят две дымовые трубы (заканчиваются на уровне земли) диаметром метров по пять каждая. Изнутри выложены огнеупорным кирпичом, верхний пролёт труб составляет метров 30–40.

На сегодняшний день часть подземных сооружений принадлежит Севастопольской ТЭЦ, остальное, как и везде, расхищается «металлистами».

Федор Бондарчук снимал здесь одну из сцен «Обитаемого острова» в 2009 году.

Карта

Где находится Объект «Крот»? Все просто, посмотрите отметку на карте, запишите адрес или координаты для своего навигатора или смартфона 44°36.705′, 33°34.212′, почитайте схему проезда под картой. Вам следует обязательно посетить это место!

Как добраться на Объект «Крот»

Россия, Республика Крым , .
южная часть севастопольской бухты, троицкая балка

Фото


В ноябре 1941 года, во время первого штурма Севастополя, городской Комитет обороны организовал перебазирование производств, работавших на оборону, в штольни, вырубленные когда-то для складов в прибрежных скалах в Троицкой балке. Здесь, под шестидесятиметровой толщей скалы, был создан знаменитый Спецкомбинат № 1, ставший арсеналом осажденного Севастополя.

Спецкомбинат работал круглые сутки. Каждый день на передовую отправляли 50-мм и 82-мм артиллерийские мины, ручные и противотанковые гранаты, минометы. В ответ бойцы присылали письма с благодарностями и просьбами: "Хотелось бы побольше противотанковых гранат! Уж больно хорошо действуют, сильно, безотказно".

Один из цехов производства Севастопольского подземного военного спецкомбината №1. Работал вплоть до окончания обороны Севастополя в июне 1942 года.

Работа в цехах комбината велась в тяжелейших условиях. В штольнях было сыро, из-за недостатка кислорода трудно было дышать. Но люди знали - их продукцию ждет фронт, придвинувшийся угрожающе близко, и делали часто то, что раньше могло показаться невозможным. Старые мастера сутками не покидали цехов, успевая выполнять по две-три нормы и попутно обучать новичков. Самоотверженно работали вчерашние домохозяйки, студентки, школьники. Они не покидали своих "оборонных" постов и после двенадцати - шестнадцатичасовой смены. Быстро овладев рабочими специальностями, многие из них вскоре прославили себя трудовыми подвигами. 25-летняя штамповщица Анастасия Чаус во время налёта вражеской авиации была тяжело ранена, лишилась руки. После окончания лечения девушка отказалась эвакуироваться и продолжала работать на станке, доведя норму выработки до 200-230%.

Комбинат испытывал постоянные перебои с электроэнергией, инструментом, материалами. Выручала смекалка инженеров и техников, рабочих и бойцов. Когда не стало взрывателей для инженерных мин, их начали изготовлять с использованием пистолетных и винтовочных патронов. Для производства минометов, корпусов гранат, мин, авиабомб использовали старые трубы, кровельное железо, старые консервные банки, металлолом, собранный на заводских дворах и в разрушенных зданиях, обломки ангара на Северной стороне, разрушенного вражескими бомбами. Специальную калиброванную проволоку для взрывателей ручных гранат с успехом заменили отходами стального морского троса, который расплетали на нити и подвергали термической обработке. Когда не стало натурального шелкового полотна для изготовления картузов пороховых зарядов, работницы комбината принесли из дому и раскроили на пороховые мешочки свои выходные шелковые платья.

Спецкомбинат № 1, оружейная кузница осажденного Севастополя, работал до последней возможности, даже в дни третьего (июньского) штурма. Рабочие продолжали все делать вручную и тогда, когда была разрушена последняя севастопольская электростанция и подача электроэнергии к станкам прекратилась. В последние дни июня 1942 года рабочие комбината были выведены из штолен на поверхность и укрыты в ближайших убежищах. Спецкомбинат был взорван, выйдя из строя, как сражающийся на посту боец.

**************************************** *******

Бегали туда,пока я работала. Оставить было некому -

Ирина,мать двоих сыновей,знает,насколько опасно оставлять детей без присмотра рядом с таким объектом. Восемь лет назад,Александр и Владимир(11 и 14 -ти лет),взяли фонарик,веревку и несколько самодельных карабинов,сделанных из огородных дуг. Влад,спускаясь в помещение завода по арматурным ступенькам,не удержался и упал с 3-х метровой высоты на бетонированный пол. Несколько царапин и ссадин не могли остановить любопытного"Ерему" и,обвязавшись веревкой,он начал спуск в одну из шахт.

Брат стоял наверху и светил фонарем,пока я спускался вниз,-говорит Владимир,вспоминая тот злополучный день,-Я уже "прошел" половину шахты и мог разглядеть мусор не дне,-продолжает он,улыбаясь,-как вдруг,веревка обрывается и я падаю вниз. После удара головой,я потерял сознание и пришел в себя от криков Сашки наверху. Сначала я не понял,что произошло и где я нахожусь. Я попытался встать,но острая боль в спине меня сковала. К тому же,ужасно болел затылок. Некоторое время спустя,в нос ударил резкий запах дохлятины и паленой резины. Вокруг было что-то мокрое,холодное и липкое. Я весь дрожал,сердце бешенно колотилось. Не знаю,сколько я так пролежал,наблюдая за мелькающим огоньком Сашкиного фонарика наверху,но вскоре огонек потух и меня охватила паника. "Неужели это конец?"промелькнуло у меня в голове. Сердце забилось еще быстрее. Я закричал"Сашка,Сашка,ты где?" и затих. Эхом вернулись мои слова и воцарилась тишина. Ни звука в ответ. Что-то запищало в стороне..."Крысы"подумал я и снова попытался встать,но опять неудачно. Казалось прошла целая вечность,прежде чем я увидел лучик света наверху,а рядом - еще один. Я потерял сознание во второй раз.Очнувшись,увидел мамино лицо. Она сразу меня обняла и заплакала....

Ни одного серьезного ушиба - урок на все жизнь!

**************************************** ************

Теперь мои впечатления от этого места

Первое,что бросается в глаза - это обилие удивительных,объемных граффитти на"коробках"завода. Они построены в 50-х годах, залиты гудроном, их предполагалось сравнять с землей, но...
Картинки выполнены в стиле сюрреализма и прекрасно вписываются в окружающий пейзаж.

Пытаюсь заглянуть внутрь коробки

На другой стороне обнаружил еще пару рисунков

Шахта, в которую я чуть не улетел спускаясь по склону!!!

На этой фотографии видно,насколько я рисковал:)

Стрелочка указывает вниз!

Правая "коробка" также украшена шедеврами

Верхнее отверстие генераторного блока

Со стороны моря раньше была нарисована свинья

В этом помещении находится еще одна шахта(а сколько их всего?)

Я продолжил путь к одной из дымовых(?) труб

Неподалеку торчит еще одна "труба"

Грунт проседает в низлежащие штольни

Завершая экскурсию на этот жуткий объект, невозможно отделаться от мысли, что всем плевать на это безобразие! Открытые шахты,провалы в земле...А ведь по"крыше"спецкомбината проходит тропинка по которой ходят люди близлежащих домов, в том числе и дети, которые, наверняка, выбрали это место в качестве игровой площадки. А ведь нет ничего проще,чем взять и завалить эти шахты землей!

........................................ ........................................ .........

Но это еще не все!!!

Оказывается,внутри объекта снимался х/ф"Обитаемый остров"(2009)

Кое-кто спускался вниз!!!

Вот описание спуска

На сегодняшний день часть подземных сооружений принадлежит Севастопольской ТЭЦ, остальное, как и везде, расхищается "металлистами". Нынешние власти планируют на базе объекта соорудить подземную атомную электростанцию...
В нижней части горы имеется три портала (один не достроен) в которые ведут ж/д пути, на вершине горы масса бетонных сооружений, которые были построены в 50-е, данные сооружения покрыты гудроном и по замыслу инженеров должны были быть засыпаны вровень с землей. Особое впечатление производят две дымовые трубы (заканчиваются на уровне земли) диаметром метров по пять каждая. Изнутри выложены огнеупорным кирпичем, верхний пролет труб составляет метров 30-40. Наверху имеется бетонная конструкция, внутри которой вертикальная шахта 10-12 метров в диаметре, можно спуститься по металлической лестнице почти до самого низа (в самом верху надо соблюдать осторожность, т.к. мародеры срезали одно из креплений площадки), нижняя часть данной шахты необетонирована, там, где заканчивается бетон, в сторону отходит тоннель, который далее раздваивается, одно ответвление приводит к аналогичной шахте, которая не выходит на поверхность, а идет глубже еще метров на 30, в средней части шахты и на уровне дна просматриваются боковые ответвления. Часть лестниц срезана, т.ч. без снаряжения дальнейший осмотр невозможен...
Выше, по уровню горы, имеются бетонные сооружения более меньших размеров, спустившись в один из них Вы, следуя по коммуникациям вдоль вентиляционной трубы, сможете попасть в сооружение круглого сечения, которое вертикально разделено на две части, вниз ведут трапы, далее от них отходят тоннели, которые сообщаются между собой на более низком уровне. На сегодняшний день эти проходы перекрыты (заварены). В одну из половин данного сооружения можно попасть с поверхности через тоннельчик, выход из которого почти полностью завален землей (снаружи выглядит, как обычная яма).
Ближе к обрыву расположен выход вентиляции - домик, напоминающий по виду дачный сортир (только из бетона), вниз ведет скоб-трап (спуск очень опасен, т.к. от времени первые шесть скоб очень расшатаны и плохо держатся), после скоб-трапа небольшое помещение из которого вниз ведет лестница, на глубине 40-50 метров спуск преграждает металлическая решетка. За ней просматривается спуск еще метров на 20-30 и уходящий в сторону горизонтальный тоннель.
Наверху, над порталами, ведущими в объект"Крот", имеется еще одна вертикальная шахта, но сверху приварена решетка из металлических труб, имеются надписи "Собственность ТЭЦ" и "Объект под охраной".
Без снаряжения вы больше ничего не сможете осмотреть. Крушить и ломать что-либо не рекомендую - за преградами установлена сигнализация, кстати, действующая.

Т.к. мы были без снаряжения...
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Обещанное продолжение.

Мы еще два раза посещали данный объект, спустились в дымовую трубу, которая расположена ближе к обрыву, и в шахту, которая располагается под бетонной постройкой (о ней мы уже упоминали).

И так, дымовая туба: диаметр около пяти метров, глубина порядка 35-40, по стене дымохода имеется скоб-трап, но он сильно поврежден во время взрыва, внизу толщиной метров 5 мусор, который здесь копился с 50-х годов, вглубь ведет просторный тоннель, метров через 15 поворот на лево, через 30 метров, поворот на право в более узкий тоннель, который идет под углом вниз. В конце этого тоннеля выход в помещение (выход расположен под потолком), где ранее находилась топка. Это помещение размером с брежневскую пятиэтажку. Вдоль стен установлены металлические колонны из профиля. ВНИМАНИЕ!!! Эти колонны не закреплены! Один из членов нашей группы встал на горизонтальную балку колонны, после чего колонна стала раскачиваться с возрастающей амплитудой..., слава Богу все закончилось удачно. На разной высоте в данный зал выходят другие ходы, внизу имеется выход наружу и заваренный металлическим щитами (свежеокрашенными) ход в используемые ТЭЦ коммуникации. На нижний уровень и в ведущие из зала ходы мы не смогли попасть, т.к. у нас была только одна длинная веревка.

Во время третьей вылазки мы спустились в шахту под бетонным сооружением. После тридцатиметрового спуска по скоб-трапу мы по узкой кромке (внизу еще необетонированный участок шахты двадцатиметоровой глубины) прошли в горизонтальный тоннель. Метров через двадцать тоннель раздваивается - к одному из сооружений, расположенных на поверхности, ведет ход, расположенный под углом, второй ход приводит вертикальной шахте. Имеется очень плохо закрепленный скоб-трап двадцатиметровой длины, ниже, метро на 25 трап срезан. Спуститься можно только имея спелиологическое оборудование. В нижней части ранее имелось два портала, где планировалось установить металлические ворота, один из порталов сейчас замурован. Второй ведет в большой зал, где расположено громоздкое оборудование (действующее), имеются выходы в другие используемые коммуникации. Во время нашего посещения в этом зале работники ТЭЦ включили освещение и прошли на другие уровни, очень хорошо были слышны их голоса и звуки производимых работ. Нас они, видимо, не заметили. В тоннеле, ведущем к этому залу, в полу мы обнаружили люк, закрытый металлической крышкой, под люком на глубине пяти метров небольшое необетонированное помещение, из него под углом вниз ведут два тоннельчика, но они завалены просевшей породой, большая влажность. Видимо это дренажная система.

В шахте, через которую мы туда попали, имеется еще одно ответвление, расположенное на пятиметровой высоте, где сохранилась площадка скоб-трапа, тоннель метров через двадцать заварен арматурой и металлическими листами.

Это пока все, что мы смогли изучить на объекте "Крот".


Шахта

Дымовая труба

Тоннель электростанции

Привал

Спуск на третий уровень

Скоб-трап вентиляшки

Шахта пятого уровня

Распредщиток

Провал

Подъем
(очень долгий)

Верхний уровень

Вход в венткамеру

Ух, где я?

Шахточка...

Опять труба

Нижняя шахта

Объект "Крот" известен как самое большое подземное сооружение Севастополя (а, может, и всего Крыма) - общая площадь выработок доходит до 30 тысяч квадратных метров. Для того, чтобы обойти его весь, понадобится немало времени, терпения и везения - некоторые участки посещаются рабочими, в некоторых установлены датчики, на сработку которых является агрессивная охрана...

Благодаря местным исследователям, нам довелось слегка прикоснуться к этому легендарному сооружению, - так сказать, легонько погладить крота

Начну с исторической справки.
"Крот" должен был стать подземной электростанцией в скальном массиве берега Севастопольской бухты. Именно с таким замыслом началось его строительство в 1930-х годах.
Планировалось создать два подземных машинных зала с двумя турбогенераторами мощностью по 25 мегаватт. В качестве топлива подразумевался уголь, мельницы для размола и хранилища которого также должны были быть размещены под землей. В совокупности с помещениями для обслуживающего персонала и коммуникациями всё это должно было представлять подземный лабиринт из 4-5 этажей, общей площадью около 32 тысяч квадратных метров.
Пережив войну, в своей основе объект был достроен в 1950-е годы, дальнейшее строительство шло медленными этапами вплоть до 1980-х годов, после чего было остановлено и находится в замороженном состоянии до сих пор.

В то время, когда Крым был частью Украины, наиболее известные участки этого объекта неоднократно были использованы в качестве съемочных площадок. Огромные пространства подземных выработок по сей день не до конца изучены исследователями подземелий. Каждый новый поход приносит новые результаты: обнаруживаются ранее незамеченные ответвления, забутованные переходы в неизведанные участки, подтопленные галереи уровнем ниже ранее известных.

На то, чтобы обойти полностью всё изведанное, понадобилось бы несколько бессонных ночей.
А так как мы были гостями, нам показали малую долю объекта - наиболее зрелищную и наиболее исследованную.

По большей части, увиденное можно охарактеризовать как бетон с бетоном и кабелями. Впечатляет этот объект не сохранностью своей, а масштабами и историей. Эти тоннели многое повидали, сохранившись до наших дней в виде бесконечных поворотов, лестниц, колодцев, старых кабелей на ржавых креплениях, пыльных коридоров, подтопленных незаметных лазов, чудовищных обрывов и громоздких металлоконструкций.

Там, где нет лестниц, сооружены стрёмные нагромождения чего-то металлического, - трубы явно не отсюда, но по ним можно спуститься и подняться.

Трубы упираются в деревянный помост, напоминающий сцену. На стене просматривается старая забутовка. Даже те исследователи, что провели на этом объекте многие ночи и составили для себя весьма подробный план сооружения, не могут похвастаться, что знают его от и до, полностью, до каждой стены и каждой дырочки

Дальше проход ведет к высоким полуаркам, в которые должны были быть установлены специфические защитные узкие двери высотой более трёх метров. В другом месте такие двери установлены и глухо закрыты, что за ними - по-прежнему остается загадкой

Дальнейший путь идет через выработку, напоминающую штольню каменоломен, но вот уже неотделанная штольня превращается в ровный бетонный тоннель с тянущимися по стенам кабелями

После очередного поворота тоннель ныряет вниз, исследователям предлагается пройти несколько сотен ступеней, прежде чем окружающая обстановка сменится

Тоннели расходятся и соединяются, поворот следует за поворотом, и всё это вниз, вниз, вниз...

И вот, наконец, после широкой арки - разнообразие

Освещенный зал, в котором явно иногда кто-то бывает... Железные запертые двери, за которыми гудят бесконечные щитовые

Возвращаясь к неосвещенным участкам, проходим в другое ответвление и натыкаемся на такую вот красивую гермуху

К сожалению, с течением многолетней истории она утратила свои электроприводы

За ней - продолжение кабельных тоннелей, которые выводят к старой трансформаторной. От трансформаторов остались только изоляторы и разбросанные по полу запчасти

Подстанция имеет роскошную лесенку и выход через еще одну красивую дверь, заблокированную с нашей стороны

Продолжая следовать за проводниками, попадаем в подтопленный тоннель, идти по которому не особенно хочется из-за неподходящей обуви. Задерживаюсь для нескольких фоток, уж очень этот тоннель фактурный

Прямые участки сменяются резкими поворотами

На полу можно видеть вытекшие из щелей в стенах значительные объемы гудрона - это бывшая гидроизоляция расплавилась (кто-то мне сказал, что из-за пожаров, которые бушевали в сооружении во время войны, а другие говорят, что тогда потолок бы закоптился)

Но рано или поздно тоннели сменяются более просторными участками - здесь вот видим хранилище трансформаторного масла

На полу - рельсы, размеры тоннелей впечатляют, особенно с учетом глубины, на которой всё это размещено. В эти недра из порталов у подножия горы заходят железнодорожные пути, по транспортировочным тоннелям расходятся пути для вагонеток. Замысел этого сооружения грандиозен, хоть и вызывает сомнения скептиков целесообразность таких затрат труда, средств и времени на строительство всего лишь электростанции

В одном из залов сохранился гигантский трансформатор. Именно для их транспортировки тут были предусмотрены ЖД пути

Вновь двигаясь по кабельным тоннелям, мы попадаем в поистине огромный зал

Не взирая на его покинутость, находиться в нём как-то очково, расставлять штатив (чтобы потом в случае чего с ним убегать) неохота, а проводники предупреждают о датчике где-то на дальней стене. Поэтому отделываюсь вспышкой и ярким режимом фонаря

Масштабы можно прикинуть, приняв за отправную точку размеры стандартного дверного проёма. Тёмные прямоугольники на бетонной стене - как раз такие проёмы.

Не задерживаясь в зале надолго, двигаемся дальше. Когда-то здесь могло было быть светло, но лампочки выкручены, а линия, скорее всего, где-то оборвана...

Но вот мы приближаемся к еще одному освещенному участку сооружения. Местные говорят, что там наибольшая вероятность нарваться на рабочих..

Тоннели идут далеко-далеко и где-то там, за несколькими воротами, выходят на поверхность - вернее, к подножию горы

Здесь тоже можно видеть толстые защитные двери. Какие-то плотно закрыты, а какие-то распахнуты, будто вот-вот из-за них покажется обход или рабочая смена

Ходить в тоннели не советуют, поэтому проходим освещенные помещения назад

И попадаем в еще один огромный машинный(?) зал, под потолком которого мог ходить кран. К сожалению, этот зал тоже не достроен, однако, и не так пуст, как предыдущий осмотренный

Но вот одному из участников слышится щелчок сработки, и мы покидаем зал так же, как пришли в него. Недолго раздумываем, продолжать ли осмотр или отправляться назад, - на часах уже почти утро, а нам еще долго-долго возвращаться к поверхности... Решаем закончить - хотя посмотреть в эту ночь удалось едва ли треть сооружения.

Спасибо за внимание:)

Вечная суета и спешка. Кто-то едет в Севастополь, кто-то из Севастополя. Поезда по несколько раз в день снуют мимо Георгиевской балки. Колея железной дороги в черте города зажата между скалами и заборами предприятий вокруг. Почти сплошь занятый пришвартованными судами вдоль бухт берег моря, да прорубленные в скалах железнодорожные тоннели- вот, пожалуй, и все развлечения для взгляда постоянно куда-то спешащих пассажиров. Многие из них даже названия местных окрестностей не знают, не то, что их историю.

Текст, панорама, карта, фотографии

Есть в черте города Севастополя платообразное возвышение- Киленбалочные высоты. Вся толща пород, слагающих Киленбалочные высоты и окрестности, от основания до вершины представляет собой сооруженные временем остатки былой жизни древнего морского дна- известняк. Киленбалочные высоты ближе к Северной бухте прорезают глубокие овраги с выходами скал по краям. У севастопольцев такие овраги, больше похожие на каньоны, принято называть балками. Две из этих балок, выходящих устьем к Северной бухте, носят названия Георгиевская и Троицкая.

Словно скоростной поезд, спешащий мимо их низовий недалеко от берегов Северной бухты, над Георгиевской и Троицкой балкой пронеслось немало исторических событий и эпох.

Георгиевская и Троицкая балки... Не находите ли есть в этих названиях что-то церковное? Это действительно так. В низовьях Георгиевской и Троицкой балок были одноименные храмы. В одной из них (Георгиевской) в средние века был целый небольшой пещерный монастырь с храмом.

Разросшийся и шумный Херсон (Херсонес), будучи местом наиболее раннего появления христианства на территории будущей Киевской Руси, изобиловал множеством пышных и попроще храмов. Однако, тихих исповедников христианства- монахов, тянул к себе не людный город, а один из первых оплотов христиан- обширные каменоломни в устье Черной речки. Тянули к себе каменоломни еще и фактом пребывания здесь одного из первых проповедников- папы Климента. На месте, где проповедовал Климент, где после его молитвы забил считавшийся святым источник, возникает монастырь, действующий и ныне: Инкерманский Свято- Климентовский пещерный монастырь в Монастырской скале. Недалеко от большого монастыря св.Климента появляется несколько малых монастырей и скитов (монастырь в Загайтанской скале, монастырь св. Софии в Инкермане). Строят монастыри и несколько дальше от монастыря св.Климента. Таков предполагаемый монастырь св.Георгия в низовьях упоминаемой выше балки.

Монастырю св. Георгия не повезло. Его, в прямом смысле этого слова, уничтожил технический прогресс. Находясь в скале, прямо у ведущей к Севастополю дороги, монастырь привлекал к себе внимание множества исследователей земли Крымской. Близость к дороге и уничтожила монастырь- сначала в скале был прорублен тоннель Лазаревского водовода, а позже его целиком срезали при постройке участка Лозово - Севастопольской железной дороги. От монастыря при этом осталось только несколько задних стенок пещер. Та же близость к исследователям дала нам возможность, благодаря их подробным описаниям и даже рисункам, изучать этот монастырь и сейчас. Наиболее полное описание и акварельный рисунок экстерьера и интерьера монастыря можно найти у художника Д.М.Струкова, план и менее подробное описание у П.С.Палласа.

Пещерный монастырь в Георгиевской балке возле Севастополя. Акварель Д.М.Струкова

Описание Д.М.Струкова, приведённое в «Древних памятниках христианства въ Тавридѣ» 1876 года издания подробно описывающее монастырь в мельчайших деталях достойно публикации:

«Въ бухтѣ Севастопольской, въ южной сторонѣ, въ четырехъ верстахъ отъ моря, на углу скалы находился храмъ, замѣчателъный своимъ входомъ и нѣкоторою разницей отъ прежде описанныхъ. Онъ былъ описанъ у Дюбуа де-Монтперере и въ "Запискахъ Общества Исторіи и Древностей" . Мною влолнѣ расчищенъ и можно было получить о немъ болѣе ясное понятіе.

Внизу скалы выдолбленъ входъ въ помѣщеніе квадратной формы, шириною и длиною по 2 аршина. При входѣ по наружной сторонѣ скалы выдолблены впадины, служащія ступенями для подъема въ другое отверстіе, находящееся выше перваго. Войдя въ отверстіе находимъ комнату, шириною 6 арш. и глубиною 7 арш. Изъ нея ведетъ правильно высѣченная лѣстница вверхъ, гдѣ довольно обширное помѣщеніе съ двумя выходами: однимъ въ комнату, удобную служить трапезою и другимъ въ храмъ шириною б арш., гдѣ алтарь отдѣленъ отъ храма преградою, высотою 1 арш. 5 верш., имѣющею одинъ входъ по срединѣ. На лѣво въ алтарѣ отверстіе окна, подъ окномъ въ сѣверной сторонѣ прислоненъ къ преградѣ жертвенникъ; восточная часть алтаря полукруглой формы и въ стѣнѣ выдолбленъ престолъ, имѣющій впадину вверху, удобную для вложенія части св. мощей, по бокамъ сопрестоліе и ніже его сѣдалище для священнослужащихъ. Надъ престоломъ въ стѣнѣ впадина, въ неіі изображенъ Іисусъ Христосъ на прстолѣ, съ благословляющею правою рукой, въ лѣвой закрытое Евангеліе и на колѣняхъ подобіе небольшаго четырехъугольнаго ящика (подобнаго изображенія мнѣ нигдѣ не приходилось видѣть). По правую сторону изображена Богоматерь, а по лѣвую Св. Іоаннъ Предтеча. Надъ престоломъ изсѣченъ сводъ, на коемъ изображено Возседаніе Гослодне; по аркѣ надъ сводомъ изображенъ въ кругу по поясъ Св. муч. Лавръ, по сторонамъ арки къ сѣверу Сошествіѣ Св. Духа на Апостоловъ, въ южнай сторонѣ явленіе ангела Св. Пахомію Великому; и ближе къ окну на сѣверной стѣнѣ сохранилосъ изображеніе нѣ полное, а только нижняя часть, напоминающая Св. Іоанна Богослова и ученика его Прохора. Говорятъ этотъ храмъ уничтожен для проведения Желѣзной дороги».

Не все средневековые пещерные сооружения в Георгиевской балке были уничтожены при прокладке ветки железной дороги, но об этом позже.

Поезд все ближе приближается к Севастополю, уводя нас от Инкермана. Промелькнут трубы ГРЭСа в Сушильной балке, от него вдоль железной дороги потянется закрытая утеплителем теплотрасса. Железнодорожная колея раздваивается. Одна, со старыми деревянными шпалами уйдет за высокие железные ворота с бетонным забором, туда же уйдут и трубы теплотрассы. Вторая колея, та по которой и едет поезд, уведёт вдоль забора к остаткам упомянутого выше Георгиевского монастыря в скале, за ним, в той же скале, за упомянутым выше забором, мелькнет кусок крупного, закрытого сверху бетоном портала, выше всего этого, на самой вершине горы,- черные кубы. Дальше, вдоль путей,- заросли ломоноса, скалы, потемневшие выемки известняка от когда-то действующей тут каменоломни, низкорослый лесок и небольшие домики уже в соседней (Троицкой) балке.

На описание участка пути, охватывающего все интересующие нас достопримечательности, ушло всего несколько предложений, ещё меньше ушло бы времени, чтобы проехать весь этот путь, а сколько тут произошло исторических вех и событий...

Пригодность для строительства в толще гор в окрестностях Георгиевской балки была замечена не только монахами средневекового монастыря св.Георгия. Удобство подъездных путей, толщина пласта известняка Киленбалочного плато (около 70 метров), непосредственная близость от города- вот все предпосылки для крупного подземного строительства здесь. И это строительство началось.

В 30х годах XX века, когда над городом Севастополь, Главной базой ЧФ, нависла очередная опасность. Некоторая его часть к этому времени уже была частично построена под землёй. Так, в штольнях Троицкой балки был сооружён огромный для того времени подземный комплекс центрального торпедного арсенала флота. Позже, уже в годы войны, там же был расположен небезызвестный «Спецкомбинат №1», выпускающий боеприпасы для защиты города.

Ни одно мало-мальски серьёзное подземное предприятие не сможет работать под землёй в темноте и без электричества для станков и механизмов. Для обеспечения электричеством невидимой части города Севастополь была возведена подземная постройка, достойная в полной мере этой части. Этой постройкой стала четырёхуровневая, снабжённая двумя современными турбогенераторами, огромными машинными залами для них, всей необходимой для функционирования инфраструктурой, местами для хранения топлива, путями для его подвоза тепловая подземная электростанция. Комплекс сооружений этой электростанции был настолько велик, что по праву получил кодовое название «Крот».

Возвышенность занята типовыми севастопольскими пятиэтажками. Гаражный кооператив, вездесущая малоэтажная застройка. Так выглядит объект «Крот» со своей «приглаженной» стороны. Но, стоит обойти этот «лоск» и наружу выступает то, что по замыслу инженеров должно было быть погребено под слоем земли. Среди пустынной высоты, слегка поросшей низкорослыми серебристыми облепихами, видны различные, покрытые чёрным гудроном, бетонные сооружения. Тихий ужас охватывает, когда стоишь на краю пятиметровой, обложенной красным огнеупорным кирпичом дымовой трубы, уходящей в бездну подземелья. Вокруг- проседающие понижения, арматура, осколки бетона, чёрные кубы терминалов «Крота». Видны страшные разрушения бетонных сооружений- это следы взрывов и бомбардировок «Спецкомбината №1». А над всем этим- голубая лазурь неба, широкая панорама Севастопольской бухты. Высоты на краю обрыва, лежащего прямо над железнодорожным полотном, облюбовали молодые люди. Им же принадлежат шприцы, бутылки и следы от «бульбуляторов» вокруг. А ещё их же рук работа граффити на стенах чёрных терминалов объекта «Крот». Какие-то из них- чистая мазня, но иногда встречаются вполне неплохие, со своим смыслом, работы. Некоторым крупным граффити уже не хватает места на стенах чёрных терминалов «Крота», и они являют собой второй, а то и третий художественный «пласт».

Большая часть входов под землю объекта «Крот» сейчас недоступна без специального снаряжения. Да и посещение это будет являться нарушением закона, ведь часть «Крота» на данный момент является действующей и принадлежит Севастопольской ТЭЦ. Тем не менее, один вход есть. Он представляет собой наполовину заваленный, не бетонированный тоннель. Вход в него расположен в… провале на каменистой дороге, идущей прямо по верху подземной электростанции. Всё же, если есть желание осмотреть огромные подземелья электростанции, не нарушая закон, то почему бы не сделать это не отходя от монитора (смотрите видео в бонусной части статьи)?

Даже в недостроенном виде (строительство началось с середины 30х, продолжилось в 50е) верхняя часть подземной электростанции (объект «Крот») впечатляет. Она и должна впечатлять, ведь это самое крупное подземное сооружение в черте города Севастополь. До сих пор наземная часть терминалов не до конца «отлита» из бетона, из стен наружу торчит не до конца связанная проволока и недоваренная арматура. Складывается ощущение, что строители ушли отсюда всего несколько лет назад, а прошло уже больше полувека.

Объект «Крот»- типичный пример крупного индустриального строительства. При таком масштабном строительстве вероятность уцелеть какому-либо памятнику старины приближается к нулю. Тем не менее, волей случая, такой памятник здесь есть.

С косогора, недалеко от входа в не забетонированную часть «Крота» ведёт небольшой виток серпантина, приводящий к огромной бетонной трубе, частично выступающей из земли и заваренной для безопасности металлическими трубами. Ниже трубы- бетонные столбы с остатками металлической сетки- рабицы. Кажется, что охранять тут вроде как и нечего- ниже крутого косогора только срезанная скала и три железнодорожных портала в ней (один не достроен). Однако и такие серьёзные препятствия казались незначительными в период серьёзной охраны объекта. Только с распадом СССР к объекту «Крот» стало возможно подходить с меньшим риском для здоровья и свободы.

В 2008 году Н.В.Днепровский при осмотре остатков Георгиевского монастыря осмотрел также и Георгиевскую балку. Каково же было изумление археолога, когда он на высоте, в пяти метрах от огромного массива бетона, прикрывающего один из порталов подземной электростанции (объекта «Крот»), на узкой скальной полке обнаружил несколько высеченных, по виду средневековых, в скале помещений.


План пещер в Георгивской балке

Входы в пещеры очень сильно заросли ежевикой и практически не были видны. Ни в одной из публикаций, до этого описывающей Георгиевскую балку и монастырь не было сказано ни слова об этих искусственных пещерах. Храма, или похожего на него помещения среди искусственных пещер найдено не было. Археологи пока только предполагают связь этих помещений с монастырём в низовьях Георгиевской балки. Так было совершено небольшое открытие там, где его, мягко говоря, не ждали.

Посещение осколка средневековья среди сплошного индастриала- занятие не для слабонервных. От остатков забора из сетки сюда ведёт не то тропа, не то промоина. Сыпучий спуск приводит к очень крутому сглаженному временем известняковому обрыву («бараньему лбу»). И вот он край обрыва. Внизу, на территории, прилегающей к объекту «Крот» суетятся работники. Где же эти искусственные пещеры? Они прямо под обрывом. Для того, чтобы попасть к ним нужно проявить немного сноровки и элементарного скалолазания. И вот, узкая, сплошь заросшая колючей ежевикой площадка- полка на самом краю обрыва. А за спиной- искусственные пещеры. Да уж, лучше места для монастыря и не придумаешь…

Подземная электростанция (объект "Крот") и Георгиевская балка на спутниковой карте Wikimapia:

Только панорама и фотографии

Панорама недостроенных терминалов подземной электростанции (объект "Крот"):

Полноэкранный режим включается двойным кликом (поддерживается не всеми браузерами) или нажатием на иконку

Больше фото:

  • Колодец и терминал
  • Терминал
  • Один из кубов
  • Граффити
  • Индастриал
  • Разрушения
  • Дымовая труба
  • Крот и Северная бухта
  • Небетонированная часть "Крота"
  • Провал
  • Дорога к терминалу
  • Остатки монастыря
  • Вид из пещер
  • Фасад пещер
  • Георгиевская балка
  • Порталы Крота

С высоты обрыва у сохранившихся средневековых искусственных пещер прекрасно обозреваются окрестности. Внизу- вертикальный обрыв, под ним- территория, прилегающая к огромной подземной электростанции Севастополя (объект «Крот»). Чуть дальше- сама Георгиевская балка, почти полностью занятая строениями «Крота». За ограждённой территорией- железная дорога, за дорогой- Северная бухта с множеством пришвартованных кораблей. Противоположный борт балки занимает небольшая пожарная часть (это не удивительно, рядом теплоэлектростанция) с кусочком «исторической» дороги, сохранившей каменные парапеты и колеи в скале, обозначенной ещё на картах конца позапрошлого столетия. Просто сумасшедшее сочетание исторических эпох: стоя перед средневековыми пещерами, возможно принадлежащими монастырю св.Георгия, видеть кусочек дороги конца позапрошлого столетия и осознавать, что за спиной- крупнейший подземный объект города прошлого века. Такое возможно, наверное, только в Крыму, только в Севастополе и только в Георгиевской балке.

В 2010 году подземные сооружения «Крота» были облюбованы киношниками. Режиссёр Ф.Бондарчук снимал тут эпизоды для двух частей фильма «Обитаемый остров». Вот два эти эпизода. В первой части есть эпизод, когда главный герой МакСим с гвардейцами ведёт облаву на выродков:

Во второй части, в одном из эпизодов, идёт погрузка из огромной подземной тюрьмы (да, да, это «Крот»!) на железнодорожные составы заключённых. Там же МакСим встречается со своими друзьями:

Мы еще два раза посещали данный объект, спустились в дымовую трубу, которая расположена ближе к обрыву, и в шахту, которая располагается под бетонной постройкой (о ней мы уже упоминали). И так, дымовая туба: диаметр около пяти метров, глубина порядка 35-40, по стене дымохода имеется скоб-трап, но он сильно поврежден во время взрыва, внизу толщиной метров 5 мусор, который здесь копился с 50-х годов, вглубь ведет просторный тоннель, метров через 15 поворот на лево, через 30 метров, поворот на право в более узкий тоннель, который идет под углом вниз. В конце этого тоннеля выход в помещение (выход расположен под потолком), где ранее находилась топка. Это помещение размером с брежневскую пятиэтажку. Вдоль стен установлены металлические колонны из профиля. ВНИМАНИЕ! Эти колонны не закреплены! Один из членов нашей группы встал на горизонтальную балку колонны, после чего колонна стала раскачиваться с возрастающей амплитудой..., слава Богу все закончилось удачно. На разной высоте в данный зал выходят другие ходы, внизу имеется выход наружу и заваренный металлическим щитами (свежеокрашенными) ход в используемые ТЭЦ коммуникации. На нижний уровень и в ведущие из зала ходы мы не смогли попасть, т.к. у нас была только одна длинная веревка. Во время третьей вылазки мы спустились в шахту под бетонным сооружением. После тридцатиметрового спуска по скоб-трапу мы по узкой кромке (внизу еще необетонированный участок шахты двадцатиметровой глубины) прошли в горизонтальный тоннель. Метров через двадцать тоннель раздваивается - к одному из сооружений, расположенных на поверхности, ведет ход, расположенный под углом, второй ход приводит вертикальной шахте. Имеется очень плохо закрепленный скоб-трап двадцатиметровой длины, ниже, метро на 25 трап срезан. Спуститься можно только имея спелеологическое оборудование. В нижней части ранее имелось два портала, где планировалось установить металлические ворота, один из порталов сейчас замурован. Второй ведет в большой зал, где расположено громоздкое оборудование (действующее), имеются выходы в другие используемые коммуникации. Во время нашего посещения в этом зале работники ТЭЦ включили освещение и прошли на другие уровни, очень хорошо были слышны их голоса и звуки производимых работ. Нас они, видимо, не заметили. В тоннеле, ведущем к этому залу, в полу мы обнаружили люк, закрытый металлической крышкой, под люком на глубине пяти метров небольшое необетонированное помещение, из него под углом вниз ведут два тоннельчика, но они завалены просевшей породой, большая влажность. Видимо это дренажная система. В шахте, через которую мы туда попали, имеется еще одно ответвление, расположенное на пятиметровой высоте, где сохранилась площадка скоб-трапа, тоннель метров через двадцать заварен арматурой и металлическими листами. Это пока все, что мы смогли изучить на объекте «Крот».

Похожие публикации