Новая школа - Образовательный портал

Год рождения агнии барто. Детская поэтесса Агния Барто: краткая биография и фото. Завет Агнии Барто

"С моим отцом, Андреем Владимировичем Щегляевым,
ученым, специалистом в области теплоэнергетики
(один из самых авторитетных советских специалистов по паровым и газовым турбинам)
мама прожила вместе до последних дней его жизни.
Большую часть жизни Агния Гетель Волова-Барто-Щегляева жила в писательском доме в Лаврушинском переулке,

Писать, читать и считать меня научила бабушка Наталья Гавриловна Щегляева.
Она была очень образованна, преподавала французский язык в гимназии.
Так что в школу я пошла сразу во второй класс. Но это произошло уже в эвакуации в Свердловске .

Во время войны Агния Барто продолжала писать детские стихи и читала их по радио, в госпиталях, школах...
Вместе с прочими писательскими семьями мы должны были быть эвакуированы.
Но мама и представить себе не могла, что останется в тихой гавани, хотела прорываться на фронт,
а если не получится, остаться в Москве и работать на радио.
Но моего отца командировали на электростанцию на Урал, и он перевез в Свердловск всю семью.
Оттуда мама часто ездила в Москву , чтобы записывать выступления на Всесоюзном радио.
Останавливалась всегда в нашей московской квартире.

(*И немножко подрабатывала токарем. Наверное. )

Во время войны добраться из одного города в другой было делом сложным.
По железной дороге шли эшелоны, но о конечном пункте их назначения никто наверняка не знал.
Один раз мама возвращалась из Москвы.
В вагон зашел солдат и закричал: "Где писательница?!". Мама отозвалась и узнала, что эшелон меняет направление.
"На повороте поезд замедлит ход, вот и прыгайте", - сказал солдат.
Мама везла в Свердловск валенки папе и - вместо чемодана - шляпную коробку, привезенную из Парижа.
Что делать?! Надо прыгать. Мама надела валенки, прыгнула, покатилась вниз по насыпи,
а вслед красноармеец бросил ее шляпную коробку.

(*Уже можно смеяться. )

Мама все время рвалась в действующую армию.
И, в конце концов, добилась своего: ее командировали на месяц .
(*И там она тоже подрабатывала токарем. )
На фронте мама писала листовки и читала бойцам детские стихи.
Она вспоминала потом, что солдаты плакали, слушая стихи, ведь они напоминали им о детях.

(А что там насчет заработка токаря- на танк?)

...Война не обошла нас стороной.
В дни Победы случилось несчастье - погиб мой брат Гарик.
Это был несчастный случай.
Гарик катался на велосипеде
, здесь, в Лаврушинском переулке в Москве.
Его сбила машина, за рулем которой была женщина.
(*Жидовку-токаря война не обошла стороной в дни Победы)

Мама всю жизнь училась у детей, наблюдала за ними.
Она часто пристраивалась недалеко от детской площадки, смотрела,
как дети играют, слушала, о чем говорят.

Иногда мама работала под прикрытием: представляясь сотрудником районо,
садилась за последней партой в классе и слушала, о чем говорят дети.

Время от времени ее выбирали на должности в Союзе писателей ,
но долго она там не задерживалась, потому что была неудобным человеком.
Если ее собственная позиция совпадала с директивой сверху, все шло гладко.
Но когда ее мнение было иным, она отстаивала собственную точку зрения.
Главным для нее было писать и оставаться собой.
Она была очень смелым человеком, например, когда ее подругу Евгению Таратуту репрессировали,
мама и Лев Абрамович Кассиль помогали ее семье.

А вот говорит другой жидоисточник

Она участвовала в изгнании Александра Галича из Союза советских писателей, и хотя сначала голосовала против этого, дала себя уговорить, проголосовала, как надо. Еще «ярче» она выступила в момент изгнания из союза писательницы Лидии Чуковской - приняла активное обсуждение в том позорном собрании-судилище. Чуковскую выгоняли за опубликованную на Западе статью, в которой она защищала затравленного академика Андрея Сахарова. Барто же называла ее позицию «антисоветчиной» и, по ее словам, «разделяла горечь детских писателей…»

Сахарову, как говорится - Боннерово.
Но сам принцип "несгибаемой и принципиальной" Гетель Абрамовны ...

Агния Барто была лауреатом Сталинской и Ленинской премий. Вашей семье полагались привилегии за эти высокие награды?

Могу сказать, что современное представление о том, что раньше государство раздавало бесплатные машины с шоферами и дачи направо и налево, не совсем верное .
Мама и папа после войны ездили на машине. На одной!
На выставке трофейных немецких автомобилей они купили "мерседес", одну из первых моделей с брезентовым верхом.
По сравнению с ней "победа" выглядела намного более респектабельной. Потом у родителей появилась "волга".

(" А ваши дедушка с бабушкой тоже покупали на выставке трофейных немецких автомобилей так себе мерседесы? )

Дача у нас была, но не государственная.
Строили ее сами.
Мой папа был членом-корреспондентом Академии наук, и ему выделили участок в академическом поселке.
Участок выбрали самый дальний, в лесу, чтобы ничто не мешало маме во время работы.
Но была проблема: вокруг дачи все время ходили лоси!
И возник вопрос: опасно это или нет?
Мама прочла где-то, кажется, в "Науке и жизни", как определять, опасен лось или нет.
Журнал рекомендовал заглянуть лосю в глаза, и если глаза красные, лось опасен.
Мы смеялись и представляли, как будем заглядывать в глаза лосю!

На даче мы сажали салатик, клубнику. Зимой ходили на лыжах.
Папа снимал домашние фильмы, часто играл в шахматы с мужем Рины Зеленой (Архитектором Константином Топуридзе , автором фонтанов:«Дружба народов», «Золотой колос», «Каменный цветок» на ВДНХ).

Я слышала, что Агния Львовна была мастером розыгрышей, верно?

(*верно, верно! Вот и педия напечатал мамин розыгрыш про токаря и деньги на танк)

Да, она часто разыгрывала коллег по литературному цеху.
Все мамины друзья - Самуил Маршак, Лев Кассиль, Корней Чуковский, Рина Зеленая - были знатоками и ценителями розыгрышей.
Больше всего доставалось Ираклию Андроникову: он практически всегда попадался в сети розыгрыша,
хотя был проницательным и далеко не наивным человеком.
А вот еще один розыгрыш, который она сообщала всем вислоухим интервьюерам.
(* Следим за вруньей, не забываем про шляпную коробку из парижа, в военном поезде из Свердловска!)

"В свою самую первую в жизни зарубежную поездку, в Испанию в 1937 году мама ездила в составе делегации советских писателей на международный конгресс.
(* О-ляля! Как некрасиво так пиз**ть.
Гражданская война в Испании началась 17 июля 1936 года.
Никаких делегаций советских писателей там просто не могло быть в принципе.

23 октября СССР заявил, что не может считать себя нейтральным, начав снабжать
республиканцев вооружением и боеприпасами, также направив в Испанию военных советников и добровольцев
(прежде всего, летчиков и танкистов).
Ранее по призыву Коминтерна началось формирование семи добровольческих интернациональных бригад,
первая из которых прибыла в Испанию в середине октября.)

Из этой поездки она привезла кастаньеты, из-за которых даже попала в историю.
.
В то время в Испании как раз шла гражданская война .
В то время в Испании как раз шла гражданская война .
И вот на одной из остановок у заправочной станции в Валенсии мама увидела на углу магазинчик,
где среди прочего продавались кастаньеты.
Настоящие испанские кастаньеты кое-что значат для человека, который увлекается танцами!
Мама ведь прекрасно танцевала всю жизнь.
Пока она в магазинчике объяснялась с хозяйкой и ее дочкой, послышался гул и в небе появились самолеты с крестами
- в любую минуту могла начаться бомбежка!
И вот представьте: целый автобус с советскими писателями стоял и ждал Барто, покупавшую кастаньеты во время бомбежки!

Вечером того же дня Алексей Толстой, говоря о жаре в Испании, как бы между прочим спросил маму,
не купила ли она еще веер, чтобы обмахиваться во время следующего налета?

Что вруниха Гетель, мол,

Это Лёшка выдумал.
Врать-то мне когда?
Мне врать-то некогда!
Я теперь до старости
В Совписе нашем староста.
А чего мне хочется?
Стать, токарем-наводчицей.
Поднимусь на стратостате...
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда токари летят?

Маяковского мама впервые увидела на даче в Пушкино, откуда она ходила на Акулову гору играть в теннис. И вот однажды во время игры, уже подняв руку с мячом для подачи, она так и застыла с поднятой ракеткой: за длинным забором ближайшей дачи стоял Маяковский. Она сразу узнала его по фотографии. Оказалось, что он здесь живет. Это была та самая дача Румянцева, где он написал стихотворение "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче".

Мама зачастила на теннисную площадку на Акулову гору и не раз видела там Маяковского, вышагивавшего вдоль забора и погруженного в свои мысли. Ей безумно хотелось подойти к нему, но она так и не решилась. Она даже придумала, что скажет ему при встрече: "Вам, Владимир Владимирович, не нужны никакие вороньи кони, у вас - "крылья поэзии", но так никогда и не произнесла этой "ужасной тирады".

Через несколько лет в Москве был впервые устроен праздник детской книги: в Сокольниках писатели должны были встретиться с детьми. Из "взрослых" поэтов на встречу с детьми прибыл только Маяковский. Маме посчастливилось ехать с ним в одной машине. Маяковский был погружен в себя, не разговаривал. И пока мама думала, как бы ей поумнее начать разговор, поездка подошла к концу. Мама так и не поборола своего трепета перед ним и не заговорила. И не задала так мучившего ее тогда вопроса: не рано ли ей пробовать писать стихи для взрослых?


- Они часто случались с мамой! Помню, она рассказывала,
как однажды возвращалась от друзей с дачи в Москву в пригородном поезде.
И на одной станции в вагон зашел Корней Иванович Чуковский!
"Вот бы прочитать ему свои строчки!" - подумала мама.
Обстановка в вагоне показалась ей малоподходящей, но соблазн услышать,
что скажет о ее поэзии сам Чуковский, был велик.
И как только он устроился на скамейке рядом, она спросила:
"Можно я прочту вам стихотворение? Очень короткое...". - "Короткое - это хорошо.
- И вдруг на весь вагон произнес: - Поэтесса Барто хочет прочесть нам свои стихи!".
Мама растерялась и стала отнекиваться:
"Это не мои стихи, а одного мальчика пяти с половиной лет...".
Стихи были про челюскинцев и так понравились Чуковскому, что он записал их в свой блокнот.
Через пару дней в "Литературной газете" вышла статья
Чуковского, в которой он приводил эти стихи "мальчика" и искренне хвалил.

Татьяна Андреевна, мы все знаем Агнию Барто - поэтессу.
А какой она была мамой?

Пирогов не пекла - постоянно была занята.
От мелочей быта ее старались ограждать. Но во всех крупномасштабных домашних акциях,
будь то семейное торжество или строительство дачи, мама принимала активное участие - она была у руля.
А если, не дай Бог, заболевал кто-нибудь из близких, всегда была рядом.

Училась я хорошо, и в школу родителей не вызывали.
На родительские собрания мама никогда не ходила, иногда даже не помнила, в каком я классе.
Она считала, что афишировать в школе факт, что я дочка известной писательницы, неправильно.

Как мама отнеслась к вашему решению стать инженером?

Я не гуманитарий по складу.
Неинженерные варианты в моем случае даже не обсуждались.
Я окончила Энергетический институт и всю жизнь работала в Центральном НИИ Комплексной автоматизации:
я кандидат технических наук, была заведующей лабораторией , ведущим инженером.
( *папа- Андрей Владимирович Щегляев,
член-корр, один из самых авторитетных советских специалистов по паровым и газовым турбинам
)

Помню, когда я училась в институте, случилась комичная история.
К нам приехала профессор домашнего хозяйства из Финляндии изучать семьи советских людей.
В общежитии она уже была, в семье рабочего была и хотела посетить семью профессора.
Для примера выбрали нашу .

Мама устроила большую уборку: "свистать всех наверх", как говорится.
Няня Домна Ивановна испекла очень вкусные пироги, купили икру и крабов...
Но на "допросе" мы стали засыпаться: вопросы были сложными.
"Сколько в один сезон на молодую девушку (то есть на меня. - Т. Щ.) тратится на наряды?".
А мы носили платья годами! На счастье, как раз перед этим мама купила мне два летних платья,
которые мы тут же стали демонстрировать, с трудом припоминая, сколько они стоили .

Особое впечатление на профессора произвело следующее:
дело в том, что я очень любила институт, училась взахлеб, не думая про обеды дома.
Обычно я говорила: "Я в столовой пообедала, там прекрасно кормят".
А на деле как выглядело? "Суп из диафрагмы". Вы себе представляете?
Из пленки, которая отделяет легкие от остальных органов!
Но я была молода, и "суп из диафрагмы" меня вполне устраивал.
И вот когда финка стала восхищаться нашим столом, мама серьезно говорит:
"А дочь предпочитает питаться в студенческой столовой!".
Профессор домашнего хозяйства была сражена!
Она решила, что там ее ждет что-то невероятное по части гастрономии.
На следующий день профессор вызвалась сходить в студенческую столовую,
где "так прекрасно кормят". Еще через день директора столовой уволили ...

Стихи она начала писать еще в детстве. Профессиональной литературной работой занялась по совету наркома просвещения Анатолия Луначарского, который присутствовал на выпускном экзамене хореографического училища и слышал, как Агния читала собственные стихи.

В 1925 году были опубликованы ее первые стихотворения "Китайчонок Ван Ли" и "Мишка-воришка". За ними последовали "Первое мая" (1926), "Братишки" (1928). Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем, поэтом Павлом Барто, — "Девочка чумазая" и "Девочка-ревушка" (1930).

В 1937 году Агния Барто была делегатом Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в Испании. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 году она была корреспондентом "Комсомольской правды" на Западном фронте.

В 1940-1950-х годах вышли ее сборники "Первоклассница", "Звенигород", "Веселые стихи".

В 1950 году за сборник "Стихи детям" (1949) она была удостоена Государственной премии СССР.

В 1958 году Барто написала большой цикл сатирических стихов для детей "Лешенька, Лешенька", "Дедушкина внучка" и др.

С 1965 года в течение нескольких лет Барто вела на радио "Маяк" передачу "Найти человека", в которой занималась поисками людей, разлученных войной.

С ее помощью было воссоединено около тысячи семей. Об этой работе Барто написала повесть "Найти человека", опубликованную в 1968 году.

В 1976 году вышла ее книга "Записки детского поэта".

В кино как сценарист Агния Барто дебютировала в 1939 году в кинофильме "Подкидыш", снискавшем большую популярность у зрителей.

Затем она написала сценарии детских фильмов "Слон и веревочка" (1946) и "Алеша Птицын вырабатывает характер" (1953), "10 000 мальчиков" (1961), а также новеллы "Черный котенок" в киноальманахе "От семи до двенадцати" (1965).

В 1973 году по сценарию Барто была поставлена драма "Ищу человека". В основе фильма, поставленного по одноименной книге и по циклу радиопередач писательницы, — подлинные истории о разлуках и встречах, о поисках близких, продолжавшихся много лет после войны.

Агния Барто — лауреат Государственной премии СССР (1950), Ленинской премии (1972). Награждена орденом "Знак почета".

В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри.

В 1976 году ей была присуждена Международная премия имени Г.Х. Андерсена.

Агния Барто была дважды замужем. После развода с первым мужем — поэтом Павлом Барто, она вышла замуж за ученого-энергетика Андрея Щегляева, от брака с которым родилась дочь Татьяна. Ее сын от первого брака Игорь погиб в 1945 году.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Биография Агнии Львовны Барто не для детей. Когда родилась и умерла Агния Барто, памятные места, даты и интересные факты из жизни. Цитаты писательницы, фото и видео.

Годы жизни Агнии Львовны Барто

родилась 4 февраля 1906, умерла 1 апреля 1981

Эпитафия

Мы знаем, тебя невозможно вернуть,
Делам твоим - вечная память,
И только душа твоя чистая с нами,
Ты ей озаряешь наш жизненный путь.

Биография Агнии Барто

В детстве она мечтала стать балериной, но стала известной детской писательницей , стихи которой каждый ребенок знает с самого детства. Ей была уготовлена судьба блистательная и одновременно сложная, трагическая, как, наверное, судьба любого гения. Биография Агнии Львовны Барто - история жизни легендарной женщины, писательницы, матери и по-настоящему великого человека.

Родители ласково называли девочку Агнешкой. Глядя как ее отец-ветеринар врачует больных зверей, Агния выросла доброй, сочувствующей всему живому девушкой. Образы детства позже отразились в ее стихотворениях, хотя она мечтала стать совсем не писательницей, а балериной - даже училась в хореографическом училище. Но, видимо, писательский талант взял свое. На выпускных экзаменах балетной школы появился сам товарищ Луначарский. Услышав немного мрачное стихотворение одной из выпускниц под названием «Похоронный марш», он подозвал ее к себе и сказал, что девушка обязательно должна писать стихи, но веселые. Этой выпускницей оказалась Агния Барто , и уже через некоторое время она отнесла свои стихи в Госиздат. К ее собственному удивлению, ее напечатали - так в 19 лет у Агнии Барто вышли ее первые книги. Другим человеком, повлиявшим на дальнейшую биографию Барто , стал , которого Барто буквально боготворила. Однажды после выступления перед детской аудиторией поэт спустился к остальным участникам концерта и сказал им восторженно: «Вот для кого надо писать!».

Но путь Барто в литературу был не таким уж безоблачным - ей нередко доставалось от литературных критиков и коллег по цеху, мол, сложные рифмы, которые детям будет сложно запомнить, плохие образы. Но застенчивость и трогательность Барто, по-видимому, не вызывали особой неприязни у советских литераторов, поэтому она никогда не подвергалась каким-то уж очень сильным гонениям. Большинство советских чиновников просто не воспринимали женщину-писателя детских стихотворений всерьез. Ее книги выходили одна за другой, а она ни на минуту не переставала работать - писала сценарии, прозу, работала на радио. Она смогла пережить и войну, но незадолго до ее окончания погиб старший сын Агнии Барто . Для нее это стало страшным горем, после которого Барто уже не писала шуточные стишки про мишек и заек, но создала поэму «Звенигород» о жителях детского дома, потерявших своих родных во время войны, а потом еще несколько лет жизни Барто отдала передаче «Найти человека».

Смерть и похороны Агнии Львовны Барто

Смерть Агнии Барто наступила 1 апреля 1981 года. Причиной смерти Барто стал инфаркт . Страна потеряла не только великую писательницу, но и человека с огромным сердцем, чуткого, доброго, благородного - впрочем, другой человек и не смог бы написать такие трогательные и пронзительные стихи для детей и о детях . Похороны Барто прошли на Новодевичьем кладбище .

Линия жизни

4 февраля 1906 г. Дата рождения Агнии Львовны Барто (урожденной Воловой).
1924 г. Поступление в балетную труппу, брак с Павлом Барто.
1925 г. Первые публикации стихотворений Барто.
1927 г. Рождение сына Эдгара от брака с Павлом Барто.
1933 г. Развод с Павлом Барто.
1935 г. Брак с Андреем Щегляевым.
1939 г. Соавторство в написании сценария к фильму «Подкидыш».
1945 г. Гибель сына Эдгара (Гарика) в результате несчастного случая, выход фильма по сценарию Агнии Барто «Слон и веревочка».
1949 г. Выход сборника «Стихи детям».
1950 г. Награждение Барто Сталинской премией за сборник «Стихи детям».
1953 г. Выход фильма по сценарию Барто «Алеша Птицын вырабатывает характер».
1964-1973 гг. Ведущая программы «Найти человека» на радио «Маяк».
1968 г. Выход прозаической книги «Найти человека» на основе одноименной радиопередачи.
27 августа 1970 г. Смерть мужа Агнии Барто, Андрея Щегляева.
1 апреля 1981 г. Дата смерти Барто.

Памятные места

1. Радиостанция «Маяк», где Агния Барто работала в 1964-1973 гг.
2. Дом Барто в Москве («Дом писателей»).
3. Поселок Трехгорка, где на даче своей сестры часто отдыхала Агния Барто.
4. Библиотека № 99 в Москве им. А. Л. Барто, где сегодня находится музей Барто.
5. Новодевичье кладбище , участок № 3, где похоронена Барто.

Агния Барто побывала в Испании в 1938 году , когда там уже шла война. Одним из самых ярких и очень мрачных воспоминаний для нее стал разговор с испанской женщиной, которая показала ей фотографию своего погибшего от снаряда сына. Агнию Барто это сильно потрясло, она написала своей подруге в письме: «Как описать чувства матери, пережившей своего ребенка?» Но через несколько лет она и сама испытала такое же горе - ее старший сын погиб во время несчастного случая на велосипеде. Барто ушла в себя, продолжать жить ей помогали только любовь к дочери и работа.

Многие годы Барто работала радиоведущей в передаче, которая помогала воссоединяться семьям, раскиданным по всей стране после войны. Люди приезжали к Барто прямо домой, с вокзала, и всем членам ее семьи приходилось включаться в эту работу. За девять лет, что Барто посвятила этой передаче, воссоединилось около тысячи семей. Книга, которую Агния Барто написала по мотивам программы «Найти человека», получилась невероятно трогательной и душевной.

Завет Агнии Барто

«От боязни испортить себе настроение чужой бедой (даже увиденной не в жизни, а в кино) всего один шаг к эгоизму и бессердечию».


Фильм памяти Агнии Барто

Соболезнования о смерти Агнии Барто

«Агния Львовна Барто не только признанный поэт, но и великолепный гражданин. Я глубоко уважаю ее и за ее замечательные детские стихи, и за ту большую работу, которую она проделала в поисках оторванных друг от друга «без вины виноватых», войной разлученных матерей и детей. За то, что она сумела ответить на крик души, на вопрос жизни двух людей: «Где ты, мой сын?», «Где ты, моя мама?». При помощи радио скольким людям она принесла радость. Я знаю многодетных матерей, которые удочерили и усыновили еще и многих сирот. Но Агния Львовна, как истинная поэтесса, усыновила и удочерила тысячи и тысячи детей. За это ей большое спасибо».
Расул Гамзатов, поэт

Врачом, и в доме у них всегда было много разных животных. Любимым писателем отца был. И как вспоминает А. Барто, отец учил ее читать по его книгам. Еще он любил читать и знал наизусть все басни. У каждого в детстве есть мечта - Агния мечтала стать шарманщиком: ходить по дворам, крутить ручку шарманки, чтобы из всех окон высовывались люди, привлеченные музыкой. Стихи она начала писать в раннем детстве - в первых классах гимназии. И писала, как и положено поэтам, в основном о любви: о кавалерах и "розовых маркизах". Главным критиком юной поэтессы был, конечно, ее отец.

А вот серьезно заняться литературой Агнии Львововне посоветовал Анатолий Васильевич Луначарский - нарком (министр) культуры. Он приехал на выпускной концерт в хореографическое училище, где училась. На концерте она танцевала под музыку Шопена и читала свое стихотворение - "Похоронный марш". А Луначарский смотрел на ее выступление и улыбался. Спустя несколько дней он пригласил юную балерину к себе в Наркомпрос и сказал, что, слушая ее стихотворение он понял, что А. Л. обязательно будет писать - и писать веселые стихи.

Барто первый раз пришла со своими стихами в Госиздат, ее направили в отдел детской литературы . Это ее удивило и обескуражило, ведь она хотела быть серьезным взрослым поэтом. Но встречи и беседы с известными писателями В. Маяковским и М. Горьким окончательно убедили ее в том, что детская литература серьезное дело и стать детским поэтом непросто. Агния Львововна стала бывать в школах, детских садах, прислушиваться к разговорам ребят на улицах, во дворах. Как-то раз она услышала слова маленькой девочки, смотревшей, как передвигают дом у Каменного моста: " Мама, а теперь в этом доме прямо в лес можно ездить?" так появилось стихотворение "Дом переехал".


Замечательный детский писатель К. Чуковский очень хвалил ее цикл стихов "Игрушки". А говорил: "Работайте, не у всех сразу получалось. Юный Антоша Чахонте не сразу стал Чеховым". И поэтесса работала, общалась с ребятами, и получались вот такие чудесные стихи, например, "Обида" и "В театре"

Во время Великой Отечественной войны Агния Львововна жила в Свердловске, печатала военные стихи, статьи. Как корреспондент "Комсомольской правды" в 1942 г. побывала на западном фронте. Но всегда она хотела написать о юных героях: особенно о подростках, которые работали на заводах, заменив ушедших на фронт отцов. По совету Павла Бажова, поэтесса пошла на завод в ученицы и приобрела специальность токаря 2-го разряда. Так было написано стихотворение "Мой ученик", в котором она с юмором рассказывает об этом.

В самом конце войны, перед Днем Победы в семье произошло большое несчастье - погиб ее сын Гарик. Придя из института, он отправился покататься на велосипеде , и попал под машину. Стихи ушли из дома. Агния Львововна стала ездить по детским домам , где жили сироты - жертвы войны. Там она снова убедилась в том, насколько дети неравнодушны к поэзии. Она читала им свои стихи и видела, как дети начинали улыбаться. Так появилась новая книга стихов "Звенигород" (1947 г.) - книга о воспитанниках детских домов и о людях, которые заботятся о них. Случилось так, что в 1954 г. эта книжка попала в руки к женщине, у которой во время войны потерялась 8-летняя дочь Нина. Мать считала ее погибшей, но, прочитав поэму, стала надеяться, что дочь жива и о ней так же кто-то заботился все эти годы. Агния Львововна передала это письмо в специальную организацию, где работали люди, самоотверженно и успешно занимавшиеся поисками пропавших людей. Через 8 месяцев Нина нашлась. Об этом случае была напечатана заметка в газете. И тут у Агнии Львововне стали приходить письма от разных людей: "Помогите найти моего сына, дочь, маму!" что было делать? Для официального розыска нужны точные данные. А зачастую, ребенок, потерявшийся маленьким, их не знает или не помнит. Таким детям давали другую фамилию, новое имя, врачебная комиссия устанавливала примерный возраст. И Агнии Львововне пришла в голову такая мысль: не сможет ли помочь в поисках детская память. Ребенок наблюдателен, он видит и запоминает увиденное на всю жизнь. Главное нужно было отобрать самые неповторимые воспоминания детства. Эту идею удалось проверить с помощью радиостанции "Маяк". С 1965 г. 13 числа каждого месяца А. Барто вела передачу "Найти человека". Вот вам пример - поэтесса рассказывает про Нелю Неизвестную, зачитывает ее воспоминания: "Ночь, гул самолетов. Помню женщину, на одной руке у нее грудной младенец, в другой тяжелый мешок с вещами. Мы куда-то бежим, я держусь за юбку, а рядом двое мальчишек. Одного из них зовут Роман". Через три часа после передачи пришла телеграмма "Неля Неизвестная наша дочь, ищем ее уже 22 года". Почти 9 лет вела эту передачу. Удалось воссоединить 927 семей. В 1969 г. ей была написана книга "Найти человека", в которой рассказывались истории потерявших и нашедших друг друга людей. Эту книгу и работу на радио она посвятила светлой памяти своего сына Гарика.

Когда у дочери Агнии Барто Татьяны родился сын Володя, он стал самым желанным и любимым внуком Агнии Львовны. Именно о нём поэтесса создала целый цикл стихов: "Вовка - добрая душа". Послушайте два стихотворения из этого цикла: "Как Вовка стал старшим братом" и "Как Вовка стал взрослым".

А еще писала сценарии к детским фильмам "Слон и веревочка" и "Подкидыш". Эти фильмы любят смотреть все: и взрослые, и дети.

побывала во многих странах земного шара и везде встречалась с детьми. Побывав однажды в Болгарии, в маленьком городке она познакомилась с девочкой Петриной, которая очень хотела переписываться с ребятами из Москвы. Барто рассказала об этом московским детям и дала адрес Петрины. В течение 10 дней болгарская школьница получила больше 3000 писем. В первый день пришло 24 письма и девочка ответила на все. Но на другой день пришло еще 750 писем. Вскоре из почтового отделения позвонили и сказали, что они завалены письмами для Петрины и не могут нормально работать. Болгарские ребята устроили субботник: собрали письма и раздали всем детям, чтобы те ответили на них. Так завязалась дружеская переписка между советскими и болгарскими ребятами.

Барто 1 апреля 1981 г. Ее именем названа одна из малых планет, что вращаются вокруг Земли. После нее осталась полтора миллиона книг на 86 языках, замечательные стихи, которые вы помните с детства, которые будете читать своим детям: "Игрушки", "Младший брат", "Однажды я разбил стекло", "Вовка - добрая душа", "Мы с Тамарой", "Все учатся", "Звенигород", "За цветами в зимний лес" и другие.

Агния Барто – самая прославленная детская поэтесса, чьи произведения навсегда вошли в золотую классику советской детской литературы. И сегодня ее по праву считают непревзойденным мастером детской поэзии, ее стихи являются эталонными для детских поэтов. Ее произведения, простые на первый взгляд, являются результатом кропотливой работы и бесконечного поиска новых поэтических форм, понятных и доступных для детей. Но главным делом ее жизни стала радиопередача «Найти человека», благодаря которой воссоединилось множество семей, разлученных во время Великой Отечественной войны.

Агния Львовна Барто родилась в Москве в 1906 году, в состоятельной еврейской семье. Детство маленькой Гетель (это настоящее имя Агнии Барто) было счастливым и безоблачным, она росла в типичной атмосфере московской интеллигенции тех лет. Просторная квартира, домработница и кухарка в услужении, частые званые обеды, обязательные летние переезды на дачу, поступление в гимназию и балетное училище – все в жизни Гетель складывалось, как у обычной девочки из буржуазной среды. Отец – ветеринарный врач, блестяще образованный, всеми силами старался передать знания единственной дочери, и мечтал о карьере балерины для нее. Кроме того, она родилась в Серебряный век русской поэзии - эпоху моды на сочинительство и поиск новых стихотворных форм, и увлечение творчеством не миновало будущую Агнию Барто.

В 18 лет она вышла замуж за молодого поэта Павла Барто, с которым они вместе писали и мечтали о поэтической славе. В 1925 году, набравшись храбрости, Барто принесла свои стихи в Госиздат, и была очень разочарована, когда ее отправили в отдел детской литературы. Детская поэзия считалась «баловством», настоящие гении трудились на ниве лирики. Случайная встреча с В. Маяковским стала судьбоносной, именно он убедил Агнию в необходимости поэзии для детей, как о важном элементе педагогического воспитания. Вероятно, поэтому ранние стихи Барто, написанные вместе с первым мужем, больше похожи на «дразнилки»:

Что за вой? Что за рев?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка,
Это Ганя-ревушка.

Семейная жизнь не заладилась, но Барто уже «вошла во вкус», ее собственные стихи пользовались успехом и она с удовольствием творила для детворы. Наблюдательная, она точно подмечала образы, созданные детьми, прислушивалась к разговорам ребят на улице, общалась с ними в школах и детских домах.

Второй брак Барто с видным ученым – теплоэнергетиком оказался на редкость счастливым, и Агния с головой окунулась в работу. Ее много критиковали, «столпы» детской поэзии С.Маршак и К. Чуковский часто ругали ее за смену размера строфы, использование ассонансных рифм, но Барто упорно искала свой стиль, легкий и запоминающийся. Несомненная «изюминка» ее творчества – умение воспроизводить детскую речь, с ее короткими предложениями и точными образами. Ее стихи просты для детского восприятия, а юмор и ирония дают детям возможность взглянуть на себя со стороны и с улыбкой подметить свои недостатки.

4 мая 1945 года, когда вся страна замерла в радостном ожидании победы, в жизни Барто случилось несчастье – нелепо оборвалась жизнь ее 18-летнего сына. Эта трагедия перевернула ее жизнь. Но работа спасала, вытягивая ее из пучины страшного горя. Барто много ездила не только по стране, но и за рубеж. Владея несколькими иностранными языками, она свободно общалась с детьми из других стран, бралась за переводы иностранных детских поэтов.

Агния Барто стала организатором первой в стране передачи по поиску людей, прообраза программы «Жди меня». Потерявшиеся дети часто помнили лишь мелкие детали своего детства, и писали о них Барто, а она зачитывала их по радио, выбирая самое значимое – имя отца, кличку собаки, подробности домашнего быта. Вскоре передача стала настолько популярной, что многие люди ехали в Москву прямо в Лаврушинский переулок, где жила поэтесса, и Барто принимала и выслушивала всех, подключив к этому занятию своих домочадцев. Впоследствии Барто посвятила этому почти 10 лет, сумела объединить более 927 семей и написала трогательную книгу о судьбах потерявшихся детей.

Она умерла в 1981 году, и была похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. На ее могиле нет вычурной эпитафии, там написано просто:

Агния Барто
Писательница.

Похожие публикации