Новая школа - Образовательный портал

Деньги – причина всех зол: почему они обладают властью над людьми. Сочинение-размышление на тему: Власть денег в современном мире Власть денег над человеком

Создавая “Человеческую комедию”, Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников.
Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота.
Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака – “Гобсек” и “Евгения Гранде”.
Произведения Бальзака не утратили

Своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читателей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака – настоящая кладовая жизненного опыта.
Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все человеческие чувства, заглушают все другие начала.
Единственное, к чему он стремится, это обладать все большими и большими богатствами. Кажется абсурдом, что человек, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая извозчика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков. Ведя скромную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во что не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощаден, настолько глух ко всем их мольбам, что напоминает скорее какую-то бездушную машину, чем человека. Гобсек не пытается сблизиться ни с одним человеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встречается, это его партнеры по профессии. Он знает, что у него есть наследница, внучатая племянница, но не стремится найти ее. Он ничего не хочет знать о ней, потому что она – его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому что он не может смириться с тем, что он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством. Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не переживает, не сочувствует людям, всегда остается безразличным ко всему окружающему.
Гобсек убежден, что только золото правит миром. Однако автор наделяет его и некоторыми позитивными индивидуальными качествами. Гобсек умный, наблюдательный, проницательный и волевой человек. Во многих суждениях Гобсека мы видим позицию самого автора. Так, он считает, что аристократ ничем не лучше буржуа, но свои пороки он скрывает под личиной порядочности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по векселям. Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине.
Папаша Гранде – коренастый “добряк” с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фантастическая, как Гобсек. Биография его вполне типична: сколотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде становится одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Однако богач Гранде отличается внешним добродушием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить в доме, он не чинит лестницу, потому что ему жаль гвоздя.
Несмотря на все это, он по-своему любит жену и дочь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые периодически его навещают, поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться за его счет. Он только делает вид, что любит своего брата и заботится о его чести, на самом же деле делает лишь то, что ему выгодно. Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее.
Страсть к деньгам делает его совершенно бесчеловечным: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества. Пользуясь безграничным доверием дочери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей собственности, поэтому его потрясает то, что Евгения посмела сама распорядиться своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ночам часто пересчитывает свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алчность Гранде особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позолоченный крест.

(По повестям О. Бальзака "Гобсек" и "Евгения Гранде")

Создавая "Человеческую комедию", Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников. Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота.

Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака - "Гобсек" и "Евгения Гранде". Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читателей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака - настоящая кладовая жизненного опыта.

Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все человеческие чувства, заглушают все другие начала. Единственное, к чему он стремится, это обладать все большими и большими богатствами. Кажется абсурдом, что человек, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая извозчика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков. Ведя скромную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во что не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощаден, настолько глух ко всем их мольбам, что напоминает скорее какую-то бездушную машину, чем человека.

Гобсек не пытается сблизиться ни с одним человеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встречается, это его партнеры по профессии. Он знает, что у него есть наследница, внучатая племянница, но не стремится найти ее. Он ничего не хочет знать о ней, потому что она - его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому что он не может смириться с тем, что он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством.

Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не переживает, не сочувствует людям, всегда остается безразличным ко всему окружающему. Гобсек убежден, что только золото правит миром. Однако автор наделяет его и некоторыми позитивными индивидуальными качествами. Гобсек умный, наблюдательный, проницательный и волевой человек.

Во многих суждениях Гобсекамы видим позицию самого автора. Так, он считает, что аристократ ничем не лучше буржуа, но свои пороки он скрывает под личиной порядочности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по векселям. Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая им в цене.

Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине. Папаша Гранде - коренастый "добряк" с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фантастическая, как Гобсек. Биография его вполне типична: сколотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде становится одним из самых именитых граждан Сомюра.

Никто в городе не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Однако богач Гранде отличается внешним добродушием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить в доме, он не чинит лестницу, потому что ему жаль гвоздя. Несмотря на все это, он по-своему любит жену и дочь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые периодически его навещают, поддерживают добрые отношения.

Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться за его счет. Он только делает вид, что любит своего брата и заботится о его чести, на самом же деле делает лишь то, что ему выгодно. Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее. Страсть к деньгам делает его совершенно бесчеловечным: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества. Пользуясь безграничным доверием дочери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей собственности, поэтому его потрясает то, что Евгения посмела сама распорядиться своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ночам часто пересчитывает свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алчность Гранде особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позолоченный крест.

Окт 24 2010

Его отец происходил из крестьянской семьи, позднее был чиновником и некоторое время занимал пост помощника мэра г. Тура. Фамилию Бальса он изменил на более звучную, дворянскую - де Бальзак. В 1814 году семья переехала в Париж. После окончания частных школ Бальзак продолжил свое образование в Школе прав. Одновременно слушал лекции по в Сорбонне. Окончив в 1819 году Школу прав, Бальзак отказался от юридической деятельности и заявил родителям о своем желании попробовать силы на литературном поприще. Первым произведением, принесшим Бальзаку известность, был исторический «Шуаны» (1829), посвященный событиям недавнего прошлого - подавлению контрреволюционного мятежа в Бретани в 1799 году. С тех пор в течение двадцати лет, работая по 15-16 часов в сутки, он создавал свой эпический цикл, который должен был состоять из 150 произведений.

Он должен был стать, по мысли автора, художественным исследованием всей «социальной действительности» его времени. Написано было 96 произведений. Но и в незавершенном виде «Человеческая » - величайшее создание художественного гения, всеобъемлющая панорама человеческих судеб, отношений, характеров, пристальное исследование жизни французского общества в период от Ватерлоо до революции 1848 года. В предисловии к своей грандиозной эпопее Бальзак писал: «Огромный размах плана, охватывающего одновременно историю и критику общества, анализ его язв и обсуждение его основ позволяют, мне думается, дать ему то заглавие, под которым оно появляется теперь: «Человеческая комедия».

В этом названии выражен замысел Бальзака - создать , которое имело бы такое же значение, какое имела для средневековья великая поэма Данте «Божественная комедия». Но божественному, потустороннему противопоставлялось у Бальзака земное, человеческое, кругам Дантова ада должны были противостоять круги социальной жизни. В соответствии с художественной задачей Бальзак выделял в «Человеческой » три основных раздела. В первый входили «Этюды о нравах», которые, в свою очередь, подразделялись на шесть циклов: сцены частной жизни, парижской, провинциальной, военной, политической и деревенской жизни.

Этот наиболее обширный раздел составляли произведения, рисующие , быт и нравы различных слоев французского общества, - «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834-1835), «Утраченные иллюзии» (1837-1843), «Музей древностей» (1837), «Крестьяне» (1844) и другие произведения. Во второй раздел были собраны «Философские этюды», которые должны были обобщать художественные открытия, сделанные в «Этюдах о нравах», выявить закономерности жизни, - «Шагреневая кожа» (1830-1831), «Поиски абсолюта» (1834) и др. Наконец, «Аналитические этюды» должны были формулировать законы, управляющие действительностью. Понять и художественно осмыслить такое огромное количество фактов и жизненного материала Бальзаку помогли его богатый опыт и умение превратить в объект исследования собственные неудачи. Новелла «Гобсек» написана в 1830 году и входит в сцены частной жизни «Этюдов о нравах». , ростовщика-накопителя, - обобщение характерных черт частнособственнической психологии.

Власть денег над человеком, извращение отношений между людьми раскрыты автором с лаконизмом большого мастера. В этой новелле Бальзак не только вывел типичного буржуа эпохи накопления капитала, но и показал, что дворянство к этой эпохе не приспособлено и обречено на гибель самим ходом истории. Бальзака явилось важной вехой в истории мирового реалистического искусства.

Один из существенных моментов бальзаковского реализма - стремление воссоздать целостную картину эпохи. Широта изображенной у Бальзака действительности беспримерна: жизнь Парижа, французской провинции, деревни. Бальзак создает галерею типических образов, в которых находят свое воплощение представители различных классов, сословий и профессий.

Такую же важную роль играют для Бальзака и типичные обстоятельства. Поступки персонажей мотивированы занимаемым ими в обществе положением, целями, которые они преследуют. Художественным новаторством Бальзака является необычайная историческая конкретность в воспроизведении картин общественной жизни любого периода, социально- бытовая детальность биографий и ситуаций.

Указывая в своих статьях на развитие в романе XIX века драматической формы, Бальзак придает композиции любого произведения характер напряженной драмы, поднимаясь иногда до высокого трагизма. Реализм Бальзака суров и беспощаден. правдиво показывает, какое влияние оказывает жажда накопительства и самый процесс обогащения на человека.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Власть денег над человеком в романах Бальзака . Литературные сочинения!

В этом произведении писатель целиком и полностью обнажает всю трагедию современного ему буржуазного строя, при котором все стремления человека подчинены лишь страсти к обогащению, власти, достойному положению в обществе. Ради этих целей герои Бальзака становятся способными на подлость, ложь, предательство даже по отношению к самым близким людям.

В центре повествования находится ростовщик по фамилии Гобсек, чрезвычайно богатый человек. Один из его знакомых, стряпчий Дервиль, пытается понять душу бесконечно скупого и алчного процентщика, но не в силах разгадать этой загадки. Ему кажется, что внутри Гобсека располагается одновременно несколько личностей, среди которых имеется и возвышенное, благородное создание и в то же время существо низкое и подлое, не знающее чувства сострадания.

Никому из окружения Гобсека не известно в деталях его прошлое, впрочем, и теперешнее его существование остается непонятным, в частности, ростовщик тщательно скрывает, каким именно образом он сумел нажить огромное состояние. Однако всем ясно, что Гобсек является весьма проницательным человеком, который видит всех вокруг буквально насквозь, прекрасно угадывая чужие пороки и слабости. Но свои умственные способности и незаурядную силу духа ростовщик направляет исключительно в определенное русло, он давно сделал для себя вывод, что главным в жизни выступает лишь золото, именно оно полностью определяет весь социальный уклад и поступки индивидуумов.

Выбрав для себя именно такую житейскую философию, Гобсек в дальнейшем поступает в полном соответствии со своими жестокими правилами. Постепенно все остальные душевные качества вытесняются из его сердца патологической жаждой обогащения. Он дает своим клиентам деньги в долг под откровенно грабительские проценты, нисколько не стесняясь, пользуется безвыходным положением и зависимостью от него должников, все их слезы и мольбы оказываются совершенно бесполезными. Его полнейшая черствость и бездушие известны повсюду, Гобсека с презрением и ненавистью называют «человеком-автоматом». В образе этого персонажа автор раскрывает чудовищное влияние хищнической силы буржуазного характера на личность, он показывает, насколько разрушается и деформируется человек под властью алчности. Герой повести готов без остановки идти к своей цели, не останавливаясь ни перед какими средствами, полностью забыв о понятиях добра, милосердия, любви к людям.

Бальзак старается показать читателям всю низость и аморальность буржуазного общества, пробудить в них изначально заложенные сердечность, порядочность, сочувствие к ближнему. В данном произведении классик французской литературы подвергает самой резкой критике материальные ценности, на которых в то время базировались законы, политическая жизнь, социальные устои. Нет сомнений в том, что эта сильная и правдивая книга весьма актуальна и в настоящее время, ведь и сегодня многие люди просто не помнят об истинных, общечеловеческих ценностях, посвящая жизнь достижению финансового благополучия или карьере.

Сочинение

Каждый из нас хотел бы получить определенную материальную независимость и социальный статус. И в этом, в конце концов, нет ничего плохого: что плохого в желании человека обеспечить безбедное существование себе и своей семье? Но вопрос не только в его желании иметь деньги, а в том, какое место это желание занимает среди других человеческих нужд и стремлений. Или не возникает дисбаланса между материальными и духовными потребностями человека, или не думает временами человек, что материальная обеспеченность - главное и единое ручательство счастья? Многим из нас следовало бы время от времени ставить себе эти вопросы, лишь бы не растерять заложенное в нас, не предать вечные ценности, кружа в вихре современной жизни.

Читая произведения украинской литературы, я в который раз убеждаюсь в том, что их актуальность не подвластна времени. Так, проблема диалектики материального и духовного, проблема деградации человека, проблема власти денег над человеком поднималась многими писателями в истории украинской и мировой литературы. Это одна из вечных тем, которая не может остаться без внимания художников.

И, к сожалению, она не выходит из поля зрения писателей большей частью потому, что эта проблема не исчезает из человеческой жизни. Каждое историческое время решает проблему денег по-разному. Аскеты давних времен, ростовщики, честные рабочие, нуждающиеся крестьяне, правители и господа, - это не просто персонажи истории и книжек, а целые прослойки населения, типы людей, которые сделали свой выбор. И этот выбор диктовался не только их внутренними раздумьями, а и воспитанием, принадлежностью к определенной социальной прослойке.

Теперь отличие между прослойками населения стерлось: уже нет такого понятия как дворянин, крестьянин, рабочий, в анкетах уже их надо указывать «родился в семье крестьян», так как это не имеет значения. Каждому человеку открыта дорога в зависимости от его трудолюбия и талантов. Значит, на человека влияют только воспитание и его внутренние убеждения? К сожалению, не общество формирует каждого из нас, как мне кажется, намного большей мерой, чем мы можем себе вообразить. Телевизионные программы, поведение публичных лиц, фильмы и современное искусство оказывает большое влияние на сознание детей и даже взрослых, формируя определенные идеалы, создавая современную иерархию ценностей.

Кто является идеалом для современного человека? Наверное, «звезды». Подростки интересуются их жизням (временами даже чрезмерно), стараются быть похожими на своих любимцев. А восприятие часто обманывает людей: транслируя передачи о жизни звезд, разве нам рассказывают об их раздумьях, об их характере? Эти люди, утомленные постоянным вниманием к себе, стараются оставить что-то нетронутое, интимное в своей жизни. Итак порывы их души - чуть ли не единое, что можно припрятать от фотокамер. Но это не значит, что якобы их не существует. Обычным зрителям кажется, что «настоящая жизнь» - это сплошные вечеринки и развлечения и, безусловно, богатство. Итак наши СМИ, так или иначе, сами формируют идеалы. И человек верит, что, получив многомиллионный счет в банке, он станет счастливым (забывая, что счастье публичных лиц - часто только видимость).

И до сих пор остались многие люди, которые верят в то, что все можно купить за деньги. Вопреки старанию преодолеть коррупцию в нашей стране, она все еще существует. И часто это связано не только с нечестностью людей, а и с вечным «так делают все».

Мне кажется, проблема власти денег не исчезает потому, что никто не задумывается над тем, что деньги не сделают человека счастливым.

«Наверное, я несчастливый потому, что денег недостаточно…» - думает человек, воспитанный современностью и бросается вперед, к недосягаемому «счастью богатея». Почему немногим приходит на мысль, что банальное выражение «не в деньгах счастье» на самом деле не пустые слова…

Наверное, некогда не исчезнут люди, весь смысл жизни которых сосредоточен в деньгах, но очень важно сделать так, чтобы этих людей стало меньше. Так же, как изменяется мода на одежду, можно изменить и моду на богатство, на взятки, на нечестность… И установить моду на духовность, искренность в отношениях, гармонию в обществе. Мне кажется, что общественная мысль «большинства» формируется и изменяется намного легче, чем нам может показаться. Итак начнем с самих себя, со своих детей и близких. Наверное, тогда произведения, в которых изображаются персонажи наподобие Герасима Мошны, оставшись в казне мировой литературы, потеряют свою спешную актуальность, а общество станет здоровее духовно, чище и счастливее.

Похожие публикации